На автомобильном рынке увеличился спрос на автомобили форд

Обновлено: 19.05.2024

2021 год оказался тяжелым для российского авторынка: уход автопроизводителей из России на фоне пандемии COVID-19, перебои с поставками полупроводников и жадность автодилеров привели к дефициту автомобилей и рекордному росту цен на них. Сегодня покупка машины превратилась в непростую задачу, а ее целесообразность в такое время ставится под сомнение многими экспертами. О причинах кризиса на российском авторынке и о перспективах на 2022 корреспондент РИАМО поговорил с экспертами.

Движение вверх

На протяжении всего 2021 года российский авторынок испытывал дефицит автомобилей и комплектующих, что оказало влияние на цены в отрасли. Как говорит в беседе с РИАМО доцент департамента менеджмента и инноваций Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации и кафедры организационно-управленческих инноваций РЭУ имени Плеханова Михаил Хачатурян, все началось с того, что спрос на автомобили упал из-за падения уровня доходов населения.

По словам Хачатуряна, американские и некоторые европейские компании ушли с рынка не столько из-за политических и экономических санкций против России, сколько из-за падения спроса и закрытия производств в стране в пандемию COVID-19.

Из-за всех этих факторов цены на автомобили комфорт-класса в этом году уже выросли на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а автосалоны сегодня продают машины выше рекомендованных розничных цен (РРЦ).

Полупроводниковый кризис

Между тем большие проблемы в нынешнем году пришли не только на российский, но и на мировой авторынок. Как объясняет Михаил Хачатурян, глобальная автопромышленность стала жертвой кризиса производства полупроводников.

Азиатские заводы стали в первую очередь удовлетворять спрос производителей гаджетов и компьютеров. Причина в том, что производители смартфонов и планшетов могут платить за полупроводники больше, чем автопроизводители, поскольку работают на более высокой марже.

При этом спрос на полупроводники в мировой автомобильной отрасли сегодня очень высок. Поэтому собеседник РИАМО не исключает, что в начале 2022 года производство новых автомобилей по всему миру вообще встанет на один-два месяца, чтобы накопить базу микросхем. Дело в том, что автопроизводителям просто нерентабельно выпускать по десять машин в месяц — стоимость амортизации и обслуживания всего производства куда выше, чем прибыль от штучного выпуска.

По словам Алексея Старикова, сегодня ситуация с полупроводниками во всем мире находится на этапе стагнации, без ухудшений или улучшений. А потому сегодня трудно прогнозировать сроки нормализации объема поставок микрочипов и, как следствие, автомобилей дилерам.

О том, чтобы снизить влияние Азии на рынок полупроводников, сегодня, кажется, задумался весь мир. Компания Intel уже выделила 80 миллиардов евро на постройку собственных заводов по производству микросхем. Правда, строительство таких заводов потребует несколько лет, а потому в ближайшее время они вряд ли смогут разрешить полупроводниковый кризис.

Навязанные предложения

В условиях, когда мировой авторынок в целом и его российский сегмент в частности оказались в весьма непростой ситуации, автодилеры не нашли ничего лучше, чем продавать машины только с дорогими дополнениями в комплекте. Как объясняет Дмитрий Матвеев, сейчас в автосалонах почти невозможно найти машины, на которые дилеры не установили бы дополнительное оборудование.

По мнению Михаила Хачатуряна, стремление дилеров накрутить ценники вполне понятно и соответствует логике рыночных отношений. Но это стремление должно разумно ограничиваться либо самими автопроизводителями, либо, что более эффективно, ужесточением мер регулирования со стороны государства.

Дилемма покупателя

Несмотря на все проблемы, настигшие российский авторынок, сегодня покупатели имеют возможность выбрать автомобиль с учетом его наличия у дилеров, оформить заказ желаемой комплектации или рассмотреть предложения на вторичном рынке. Но стоит ли покупать машину в такое время в принципе?

В свою очередь, Дмитрий Матвеев считает, что если у человека нет машины, то сейчас не лучшее время ее покупать. Если же машина есть, то ее можно считать активом, растущим в цене. Между тем, поскольку поставки новых автомобилей значительно задерживаются, россияне стали постепенно переключаться на вторичный рынок машин, особенно на свежие авто возрастом не более года.

Как отмечает собеседница РИАМО, по состоянию на август 2021 года средняя цена подержанного автомобиля на вторичном рынке в России выросла на треть — зато там нет проблем с наличием машин.

По словам Дмитрия Матвеева, сложилась парадоксальная ситуация, когда вторичный авторынок в России оказался максимально близок по ценам к рынку новых авто. Порой б/у-автомобили в более дорогой комплектации стоят дороже новых автомобилей в комплектации на порядок ниже.

Туманные перспективы

Специалисты, опрошенные РИАМО, сходятся в том, что будущий 2022 год вряд ли принесет с собой решение проблем как для российского, так и для мирового авторынков. Так, по мнению Алексея Старикова, ситуация с объемом поставляемых дилерам автомобилей в ближайшие 12 месяцев может улучшиться незначительно — в пределах 5%.

В своих прогнозах собеседница РИАМО придерживается базового сценария, при котором первая половина года будет хуже января-июня 2021 года, однако по итогам 2022 года рынок может выровняться по мере решения проблем с поставками машин.

Дмитрий Матвеев обращает внимание, что цены на автомобили коррелируют с движением курса валют, поскольку компоненты для машин покупают за евро и доллары. А потому, чтобы предположить, что будет с ценами на новые автомобили, стоит следить за валютными котировками. Впрочем, как отмечает эксперт, цены на все автомобили однозначно будут расти, ориентировочно по 3% в месяц — предпосылок к их снижению нет. При этом лидерами роста, по мнению Матвеева, станут европейские и корейские автомобили.

Как прогнозирует Михаил Хачатурян, больших изменений цен на автомобили стоит ждать лишь в случае глобальных изменений: прекращения пандемии, восстановления рынка полупроводников и существенного роста платежеспособности населения.

Российский автомобильный рынок переживает не лучшие времена. После падения продаж с 2.8 млн. в 2012 г., последние несколько лет мы топчемся вокруг цифры в 1.5 млн. Пандемия 2020 г. – очередная проблема, которая еще несколько лет будет сказываться на отрасли. Чем это грозит? Давайте попробуем заглянуть в будущее, лет на 5. На мой взгляд, мы увидим следующие последствия.

1. Ряд автомобильных заводов закроется . Если ситуация будет продолжать развиваться по существующему сценарию, то будет проще перечислить те марки, которые останутся. И тут несколько причин. Во-первых, производители десять лет назад пришли в Россию и начали строить заводы в расчете на растущий рынок. По прогнозам он вполне мог взять планку в 5 млн. авто в год. Но этим мечтам не суждено было сбыться. В такой ситуации многим производителям просто нерентабельно содержать заводы в России.

Помимо этого стоит учитывать постоянное переписывание правил по локализации в рамках льгот по промсборке. А на стагнирующем рынке производители не готовы это терпеть. Все-таки Россия не Китай с его рынком более чем в 20 млн. новых авто в год.

2. Многие массовые модели и целые бренды уйдут из России.

Казалось бы, закрытие заводов это еще не конец, ведь машины можно импортировать. Но не все так просто. Здесь надо вспомнить про пошлины для импорта, утилизационный сбор, поддержку местных производств и соответствующий запрет на таможенные льготы и доступ к субсидиям для иностранцев. От всего этого наше Правительство вряд ли откажется, учитывая провозглашенный путь на поддержку национального автопрома. Поэтому стоит понимать, что у импортируемых машин нет никаких шансов конкурировать с локализованными моделями.

Но и наличие завода в России не дает гарантий! Ford - первый иностранец, создавший производство в России, нам уже это доказал в прошлом году. Почему так? Тут надо обратится к такому понятию, как платформа . Это, по сути, унифицированный набор компонентов и комплектующих для создания на их основе линейка автомобилей. Проблема Форда была в том, что каждая его модель была на своей платформе, т.е. по факту уникальной. Это невыгодно. Что делать? Смотрите следующие три пункта.

3. Придет тотальная унификация .

4. Потеряем уникальные российские модели.

Новой Весты не будет. Конечно, сейчас никто не собирается снимать ее с конвейера, но шанс на появление полностью новой самостоятельной машины второго поколения ничтожно мал. Дальнейшее развитие возможно по двум сценариям: первый – пересадка Весты на платформу от Логана , второй – глубокий рестайлинг под видом абсолютно новой модели (вспомним Rapid 2019). Та же участь ждет и Гранту .

Классическая Нива aka Lada 4х4 и экс- Сhevrolet Niva доживают последние годы. Нет, названия по-любому сохранят, но это уже будем совсем другие машины. Не ждите постоянного полного привода с дифференциалом и понижайкой. Максимум – кроссоверы с муфтой подключения задних колес на тележке от Дастера .

Весту будет реально жаль, самый красивый российский автомобиль (фото WikimediaCommons/автор Milhouse35/лицензия CC BY-SA)

Весту будет реально жаль, самый красивый российский автомобиль (фото WikimediaCommons/автор Milhouse35/лицензия CC BY-SA)

5. Технологическое отставание от развитых стран.

Снижать затраты на платформу и повышать прибыль можно и еще одним способом. Снижение конкуренции позволит удлинить жизненный цикл моделей и держать их на конвейере до победного, выжимая из старых платформ максимум. Тут главное не повторить рекорды долгожительства Жигулей и Буханки .

Почувствуйте разницу (коллаж на основе иллюстраций WikimediaCommons/авторы EurovisionNim и Milhouse35/лицензия CC BY-SA)

Почувствуйте разницу (коллаж на основе иллюстраций WikimediaCommons/авторы EurovisionNim и Milhouse35/лицензия CC BY-SA)

6. Социальная дистанция .

Я сейчас не о 1,5 сантиметрах метрах. Все, что я написал выше, не коснется премиум класса. X6 , Q7 и прочие GLE с Кайенами никуда не денутся. Еще больше подорожают? Безусловно. Но вряд ли это сильно скажется на объемах продаж - такие машины на последние деньги не покупают. То есть рынок поделится на два полюса: с одной стороны примитивные (но отнюдь не дешевые) одинаковые машины, а с другой импортируемый премиум с широчайшим выбором по двигателям, комплектациям, системам безопасности и т.д., но по космической для большинства россиян цене.

В целом перспективы довольно грустные. Драйверы роста продаж не видятся даже в отдаленной перспективе. Что неудивительно, ведь спрос на автомобили отражает общий уровень жизни в стране, а он не растет.

Накануне СП Ford Sollers объявило о реструктуризации деятельности, в рамках которой на нашем рынке будут прекращены продажи легковушек американской марки. Разбираемся в причинах такого решения.

Ford стал первым иностранным автопроизводителем, начавшим в России сборку автомобилей по полному циклу.

Инвестировав 150 миллионов долларов он фактически с нуля построил завод в Ленинградской области.

1. Убыточность производства

Ford начал сборку первых Фокусов в далеком 2000-м году. Злые языки (и финансовые аналитики) и спустя пять лет говорили, что Ford несет только убытки от своей деятельности в России. Но американцы не сдавались и запустили во Всеволожске Ленинградской области производство второго поколения своей модели гольф-класса.

Завод Ford во Всеволожске Ленинградской области стал первым автомобильным предприятием иностранного бренда в России, где сборка автомобилей производилась по полному циклу.

Завод Ford во Всеволожске Ленинградской области стал первым автомобильным предприятием иностранного бренда в России, где сборка автомобилей производилась по полному циклу.

И второй Фокус буквально взорвал рынок, мгновенно став бестселлером. В российском отделении компании сделали его базовую комплектацию очень дешевой, что вызвало ажиотажный спрос. Очередь за некоторыми комплектациями растянулась на год, места в ней перепродавали, а топовые версии Ford был вынужден завозить из Европы. Казалось бы, дела налаживаются…

Второе поколение Ford Focus стало бестселлером российского рынка. По относительно доступной цене покупатель получал очень просторный и весьма надежный автомобиль.

Второе поколение Ford Focus стало бестселлером российского рынка. По относительно доступной цене покупатель получал очень просторный и весьма надежный автомобиль.

2. Модельный ряд и цены

Нынешние легковые Форды, мягко говоря, недешевы. Третье поколение Ford Focus стоит больше миллиона, при этом оно теснее конкурентов, не говоря уж о предшественнике, а исключительно хорошими ездовыми повадками никого не завлечешь в салоны. При этом С-класс как в мире, так и в России уступает позиции под натиском кроссоверов.

Тут бы отделу маркетинга Ford Sollers пересмотреть свою политику, но нет. Даже появление более-менее доступной Фиесты ситуацию не спасло. В В-классе правят Лады и парочка Kia Rio/Hyundai Solaris, которые дешевле.

Кроссоверы тоже не помогли. Очень маленький Ford EcoSport пришел в Европу и Россию с рынка Южной Америки. И тоже стоит в России более миллиона! В таких условиях продукция американской компании оказалась неконкурентоспособной даже с учетом локализации производства.

При этом компания не вывела на российский рынок купе Ford Mustang, как обещала. И сделала довольно странный шаг, убрав из России пикап Ranger. У нас многие рассматривали его не только в качестве рабочей лошадки, но и как более доступную альтернативу внедорожникам. Впрочем, оба этих продукта — нишевые истории.

3. Слишком большие инвестиции

Ford вторым после Volkswagen локализовал в России производство двигателей для своих легковых моделей. Но инвестированные средства так и не отбились, несмотря на то, что часть компонентов моторов делали у нас.

Причем от компании на этапе строительства моторного завода никто не требовал локализации производства силовых агрегатов. Видимо, американцы хотели сыграть на опережение.

4. Потеря госконтрактов

Высокие цены привели и к оттоку корпоративных покупателей, которые раньше выбирали Focus или Mondeo. Самой большой потерей для Форда стал, конечно же, практически полный отказ МВД от закупок. Полиция пересела на более доступные Солярисы и Октавии. Изредка можно встретить на дорогах полицейские Ford Explorer, но на них обычно разъезжает начальство. Среди чиновников мелкого и среднего ранга Mondeo ничего не смог противопоставить Тойоте Camry (также производится в России).

Отказались от Фордов и многочисленные таксопарки: предложение корейских компаний было более выгодным.

5. Этот страшный СПИК

6. Сокращение присутствия в Европе

Ford явно идет по стопам General Motors. Россия — не единственная страна, которая пострадает в результате действий руководства американского концерна. Европейское отделение приносит одни убытки, потому в Ford решили серьезно сократить присутствие здесь. Уже принято решение о закрытии одного из заводов в Германии, второй также находится под угрозой. Компания сократит рабочих и другой персонал.

7. Безработица

Сегодня на четырех заводах СП Ford Sollers работает несколько тысяч человек. Большая часть из них будет уволена. В компании говорят о том, что заключат соглашения с рабочими с выплатой дополнительных компенсаций. Но что делать людям потом?

Профсоюз завода во Всеволожске впервые не протестовал против низких зарплат, а подготовил план спасения предприятия

Профсоюз завода во Всеволожске впервые не протестовал против низких зарплат, а подготовил план спасения предприятия

Даже профсоюз всеволожского завода, который обычно устраивает забастовки ради повышения зарплат, в этот раз подготовил план спасения предприятия. Но он не был услышан. Правительство Ленинградской области в курсе сложившейся ситуации. Но пока, судя по всему, не знает, что делать с будущими безработными.

Закрытие трех заводов, конечно же, окажет непосредственное влияние и на смежников, которые занимались поставками автокомпонентов и металла на предприятия.

8. Уменьшение конкуренции

Конечно, легковушки Ford у нас сегодня покупают неохотно. Но компания была представлена сразу в нескольких сегментах — от компактного до больших кроссоверов. И если Fiesta, EcoSport или Focus с Mondeo спросом не пользуются, то у Куги с Эксплорером аудитория есть. Причем последний представляет собой одно из самых выгодных предложений в классе среднеразмерных кроссоверов.

9. Серый импорт

10. Остались без ярких новинок

Ford работает над рядом новинок, в том числе и для европейского рынка. Например, Fiesta превратится в компактный кроссовер, который заменит EcoSport. Такая машина при хорошем маркетинге и доступных ценах вполне могла бы составить конкуренцию Hyundai Creta!

Мы так и не дождемся четвертого поколения Ford Focus, которому в Европе поют дифирамбы, настолько удачной получилась модель. Не будет у нас продаваться и новое поколение Ford Explorer, которое построено на новой платформе с заднеприводным уклоном… Не говоря уж о куче всяких моделей, которые под брендом Ford продаются в Юго-Восточной Азии или Китае.

Вернется ли Ford на рынок легковых автомобилей в России? Недавно стало известно о возвращении Opel, но произошло это только после смены собственников марки. А массовые модели Chevrolet у нас как не продавались, так и не продаются. Поэтому прогноз на среднесрочную перспективу скорее пессимистичный.

Как на европейском, так и на российском рынках продолжается стремительный рост популярности кроссоверов. Аналитики американского концерна Ford провели специальное исследование, направленное на выяснение причин столь широкой популярности автомобилей сегмента SUV.

Для этого было опрошено около 5 тысяч автолюбителей разных возрастных категорий. По результатам опроса выяснилось, что владение кроссовером является целью для 33% молодых женщин с детьми, 20% людей старшего поколения (50+), а также 25% молодых людей до 34 лет.

Молодежь предпочитает кроссоверы, на которых было бы не стыдно показаться на публике. Для другой части респондентов определяющим факторами является тот факт, что кроссоверы выглядят более внушительно и сексуально в сравнении с другими легковыми авто. Подавляющее большинство уверено, что машина класса SUV позволяет им вести более активный образ жизни, предоставляя комфорт, высокую посадку и достаточную проходимость.

Автоподбор Москва | Подбор авто Сергея Ломонова

Автоподбор Москва | Подбор авто Сергея Ломонова

Автоподбор Москва | Подбор авто Сергея Ломонова запись закреплена

Авторынок России в полной заднице!

Таких цен и такого дефицита, ещё не было!

Думаю многие из вас слышали про подорожание цен на автомобильном рынке, но немногие реально представляют масштабы происходящего.

Что же произошло?

Из-за короновируса, в мире, дико подпрыгнул спрос на гаджеты для удаленной работы и развлечений.
И крупнейшие мировые производители, просто перестали справляться с таким спросом на микрочипы.
Вслед за этим, сократились поставки микрочипов и для автомобилей.
Такие гиганты, как GM, Ford, Volkswagen, Honda, Fiat Chrysler, Volvo, Nissan, Mitsubishi, Nio, уже официально объявили о полной или частичной приостановке производства машин.

К чему это привело?

Конечно же к дикому росту цен на машины.
Дефицит, неизменно порождает подорожание.
За последний год, цены на новые машины, скакнули почти на 20%!
А вслед за ними и цены на машины с пробегом.
Официальные дилеры, быстро сориентировались и воспользовались ситуацией.
Сейчас, моментально улетают даже те машины, которые до подорожания, никому нахрен не были нужны.
Например бюджетные машины с кучей допов на 200.000-300.000.
Новых машин нет, по-этому настало время, продавать неликвид по космическим ценам.
И представьте, продают!
Причем очень успешно.
Да, вы можете сейчас заказать новую машину под себя, в необходимой вам комплектации.
Но ждать её, вы будете около полугода и конечную цену, вам никто не скажет.

Что же происходит на рынке автомобилей с пробегом?

Если кратко, то грядёт полная жопа!

Вслед за новыми автомобилями, начали дорожать машины с пробегом.
Многие частники, начали отказываться от продажи своих машин, боясь, что взамен они не купят ничего живого.
Живых машин по адекватным ценам, становится всё меньше.
Вот для примера, ориентировочные цены на хорошие, ухоженные варианты, на сегодняшний день:
Живой KIA CEED на автомате, 2010-2011 г.в, вам обойдется в 600.000-650.000
HYUNDAI SOLARIS 2012-2013, будет стоить около 600.000
За MITSUBISHI ASX 12-13 года на вариаторе, вы отдадите 950.000-1.000.000
За живую SKODA OCTAVIA A5 2012-2013 года, у вас попросят около 750.000-800.000
Причем большинство живых машин, даже не доходят до общедоступных ресурсов.
Всё расхватывают подборщики и перекупщики.
Соответственно, сроки поиска автомобилей, тоже увеличиваются.
Если раньше мы находили классный вариант за неделю, то сейчас это занимает около месяца.

Что же делать в сложившейся ситуации?

Однозначно, покупать машину сейчас, пока не стало поздно!

Нет никаких положительных прогнозов.
Да, некоторые оптимисты-аналитики, говорят, что через год-два, производство чипов наладят и всё вернётся на прежние места.
Но я не верю.
Вспомните, когда в последний раз, что-то дешевело?
Я не помню.
Всё только дорожает.
Просто мы привыкаем к этому и те цены, которые ещё вчера, нам казались "космическими", сегодня уже не так сильно пугают, привыкли.
Скорее всего будет новая волна кризисов и всё станет ещё хуже.
Так что не откладывайте покупку.
Пока ещё есть шанс найти хороший вариант, по более-менее, адекватной цене.
Надо только постараться и подойти к этому процессу с умом.
Ну а тем, кто планировал покупку на будущее, остаётся пожелать удачи)
И как говорится, надейтесь на лучшее, но готовьтесь к худшему.

Читайте также: