Рено каптур вариатор как пользоваться

Обновлено: 04.07.2024

CVT X-Tronic — вариаторная коробка передач, выпущенная японской компанией Jatco (дочерняя фирма Ниссан). Трансмиссия одна из самых популярных и надежных. Такую КПП устанавливают на разные модели 4×2 и 4wd автомобилей с силовыми агрегатами объемом до 1,8 литров. Среди них Renault, Suzuki, Mitsubishi. Но в чем же ее особенность?

Что такое X-Tronic CVT

Впервые клиноременная трансмиссия CVT X-Tronic сошла с конвейера в 2010 году. Это был вариант бесступенчатого гибрида классической АКПП в комбинации с вариатором на 2 ступени. Благодаря такой конструкции у Jatco получилось уменьшить размеры конусов, сократить общие параметры трансмиссии.

Ранними версиями CVT X-Tronic оборудовались автомобили с 2-х и 3,5 литровыми двигателями. После модернизации трансмиссии появилась возможность ее установки и на 1,6 литровые модели (например, новый Рено Дастер).

При модифицикации вариатора было переработано больше половины элементов КПП:

  • шкивы стали более приспособлены к эксплуатации при высоких нагрузках;
  • ремень стал алюминиевым, что положительно повлияло на его пластичность, срок эксплуатации;
  • увеличилась производительность масляного насоса;
  • в оснащении появилась система Adaptive Shift Control (ASC), которая позволяет подстроить трансмиссию под характер езды водителя.

В отличие от предшественников (модификация Jatco JF011E), в обновленной коробке (модель JF015E) снизилась шумовая нагрузка (за счет разработанного для вариатора масла с низкой степенью вязкости), увеличился срок эксплуатации трущихся деталей.

Вариаторная коробка

Модернизация коснулась и прошивки CVT. Были добавлены адаптивные режимы (спортивные, для сложных дорог и т. п). Это позволило использовать вариаторные АКПП в автомобилях с силовыми агрегатами высокой мощности.

Как думаете, действительно ли проведенные модификации улучшили работу вариаторной коробки CVT X-Tronic? Напишите в комментариях.

Как устроена коробка вариатор X-Tronic CVT

В бесступенчатый вариатор включены следующие узлы и детали:

  • шкивы (состоят из пары металлических конусов, обращенных друг к другу острыми концами);
  • валы кронштейна;
  • степ-мотор; или цепь (состоит из металлических пластин);
  • подшипники; (распределительная плита с датчиками, фильтрами, соленоидами, регулирующими клапанами, гидроаккумуляторами);
  • масляный картер с магнитами;
  • гидравлический насос (состоит из стальных лопаток, которые ходят в пазах ротора);
  • дифференциал;
  • планетарный редуктор; (для старта с места);
  • корпус КПП.

Два конусообразных шкива (ведущий, ведомый), которые могут сдвигаться и раздвигаться, надеты на валы. Между ними натянут и зажат металлический ремень клиновидной формы. Он состоит из толкающих сегментов, которые цепляются зубчиками за поверхность конусов и создают вращательные движения.

Дифференциал распределяет моменты вращения на ведущие колеса автомобиля. Масляный картер служит опорой и защитой рабочих механизмов, используется для хранения трансмиссионной жидкости, без своевременной замены которой коробка-вариатор долго не прослужит.

Коробка передач CVT X-Tronic JF015E от Джатко оборудована планетарным редуктором. Она состоит из шестерен (сателлитов), и предназначена для снижения передачи и повышения силы крутящего момента. Ее работа позволяет увеличивать передаточное число до 7,3*1, что недоступно обычным бесступенчатым коробкам.

Особенности X-Tronic CVT — плюсы и минусы коробки

Принцип и алгоритм работы вариатора

Принцип функционирования X-Tronic CVT понять не сложно. Машину в движение приводит первичный вал, который передает крутящий момент от силового агрегата на ведущий шкив (связан с двигателем).

Затем усилие через клинообразный ремень передается на ведомый шкив, связанный со вторичным валом. Шкивы способны раздвигаться и сдвигаться, поэтому, в зависимости от близости их друг к другу, изменяется передаточное число (скорость движения автомобиля).

Передачей крутящего момента управляет степ-мотор. В процессе также участвуют:

  • дифференциал;
  • планетарный редуктор;
  • гидротрансформатор.

При разгоне с места диаметр ведущего шкива самый малый, диски сжаты. При увеличении скорости расстояние между ними увеличивается, а при максимальном разгоне оно становится самым большим. Отсюда следует, что условное число доступных скоростей у CVT большое.

Принцип работы коробки-вариатора обеспечивает автомобилю отличную динамику разгона, плавность движения без разрыва потока мощности. Также при движении в машине отсутствуют характерные для автомата и механики рывки, провалы, толчки.

Алгоритм работы CVT X-Tronic реализован по системе PRND, как и в гидротрансформаторных трансмиссиях. Аббревиатура обозначает следующие положения:

• Р — парковка;
• R — реверс;
• N — нейтральная скорость;
• D — основное рабочее положение.

Программная часть вариатора обрабатывает информацию и меняет режим работы коробки передач. Водителю достаточно лишь выбрать режим движения.

Советы по эксплуатации

За счет конструкционных особенностей, вариатор X-Tronic CVT имеет нюансы эксплуатации. Чтобы максимально продлить срок работы агрегата, необходимо соблюдать правила:

  1. Поддерживать чистоту и требуемый уровень трансмиссионной жидкости в поддоне (сколько масла и когда менять, указано в инструкции к коробке передач). Грязная смазка ускоряет износ КПП.
  2. Перед поездкой прогреть вариатор, и не нагружать его при температуре менее +60 °С скоростью выше средней. Холодное масло — причина проскальзывания ремня по конусам, а фрикционов по шкивам.
  3. Беречь CVT. Повышенная нагрузка на вариатор приводит к перегреву, что в несколько раз ускоряет старение расходников.
  4. Не разгонять автомобиль сверх положенной по правилам скорости. Это сокращает сроки выработки ресурса подшипников и других элементов КПП.
  5. При появлении свиста, стука, шума в коробке передач обратиться на СТО для диагностики проблемы, ремонта и замены трансмиссионной жидкости.

Ресурс и надежность коробки X-Tronic CVT

Вариатор как бесступенчатая КПП помогает двигателю работать на оптимальных оборотах, что позволяет машине получить неплохую динамику, сэкономить топливо. Но многие автолюбители не доверяют CVT X-Tronic.

Вариаторная коробка имеет ряд ограничений, которые инженеры до сих пор не смогли обойти. По конструктивным причинам, ремень не способен передать высокий крутящий момент, создаваемый двигателем.

Особенность работы такой КПП — постоянное трение друг об друга фрикционов. От этого образуется металлическая стружка, которая быстро разносится по частям коробки передач, выводя из строя узлы. Поэтому в вариаторе периодически требуется полная замена масла. Ресурс его выработки зависит от пробега, и в среднем составляет 40 тыс. км (в неблагоприятных условиях 30-35 тыс.).

Если своевременно проходить диагностику и менять масло и фильтры, вариатор X-Tronic прослужит долго. В противном случае коробка передач быстро придет в негодность и потребует замены (ремонт CTV специфичен и не дает полного восстановления изначальных эксплуатационных характеристик).

Приглашаем вас к просмотру видео-обзора на самые надежные вариаторы.

Минусы и возможные неисправности

Типичные проблемы вариатора X-Tronic CVT:

срыв ремня, скольжение по поверхности конуса. Приводит к износу насечек, съеденным протекторам сегментов;

выход из строя степ-мотора опасен зависанием конусов в одном положении. При этом компьютер не сможет изменить передаточное число вариатора.

Выработка ресурса теплообменника, масла и фильтров также требует своевременной замены. Если затянуть с процедурой, бесступенчатая коробка передач долго не прослужит.

Список автомобилей с X-Tronic CVT

Трансмиссия завоевала популярность у многих мировых автоконцернов. X-Tronic CVT установлена на следующих моделях авто:

  • Renault: Captur Style, Duster, Fluence, Arcana, Megane с двигателем TCE 150 турбо 4×4;
  • Nissan: Note, Altima, Pathfinder, Versa, NV200, Juke, X-Trail, Sentra, Maxima,
    Murano, Quest;
  • Mitsubishi: Outlander, Delica, Galant Fortis;
  • Citroen C-Crosser.

Отзывы о вариаторе X-Tronic CVT

На форумах владельцев автомобилей с такой модификацией автоматической бесступенчатой коробки передач можно прочитать разные отзывы. Узнаем у реальных владельцев автомобилей с CVT X-Tronic, что они думают об этой КПП.

Светлана, 28 лет

CVT X-Tronic — вариаторная коробка передач, которая отличается надежностью и долгим сроком эксплуатации. Но она также нуждается в своевременном техническом обслуживании, замене масла. Перед тем, как приобрести авто с ней, нужно изучить все особенности эксплуатации CVT X-Tronic.

Предлагаем вам посмотреть видео-обзор отзыв от владельца на вариатор CVT X-Tronic.

Для многих не секрет что на Рено Каптур автомат с индексом DP8, проявил себя с не очень хорошей стороны, так как он имеет ряд недостатков например таких как:

  • имеет всего четыре передачи
  • рваное неритмичное движение
  • долго думает вовремя переключения передач

В принципе этого и стоило ожидать от КПП которая разрабатывалась в XX веке, и продолжает дорабатываться.

2

Именно эти все проблемы, а также отсутствие адекватных альтернатив, привели к тому что разработчиками было решено установить на Рено Каптур вариатор CVT-Tronic. Благодаря этому новшеству расширилась линейка трансмиссий, которая стала достойной альтернативой автомату для ценителей двухпедальной версии.

Особенности

Как известно на Российском рынке хорошо относятся к вариаторам, но это касается в основном японских моделей. Но как говорят производители Рено они приготовили непросто CVT, а что-то более интересное.

Дилеры при продаже делают акцент на пониженном расходе топлива, именно с этим вариантом трансмиссии, а также на два режима работы, один из которых имитирует ручное переключение передач как у обычного автомата.

Главными особенностями этой версии являются:

  • Сбалансированный режим работы
  • Экономия топлива в городском режиме
  • Во время резкого старта, отсутствуют задержки
  • Тихая работа
  • Режимы переключения можно регулировать

Такой вариант трансмиссии от других отличается своей тихой и плавной работой, а характер работы переключения передач практически не отличается от работы классического автомата, что является бесспорным преимуществом.

3

В штатной версии имеется возможность ручного переключения режимов, что позволяет быстро перевести с обычного режима на импровизированную механику.

Единственное из за того что задний редуктор отсутствует, а конструкция балки немного другая, дорожный просвет немного изменился и стал составлять 20,4 сантиметра.

Конструкция

В этой версии Вариатор Рено Каптур имеет особенность, которая предполагает собой не обычный CVT, а смесь его с традиционным гидротрансформатором. Выглядит это следующим образом, сперва происходит включение первой передачи, затем практически сразу переходит на вторую, и уже поле этого активируется вариаторная компоновка.

Такой вариант позволил сделать трансмиссию меньше, но в тоже время диапазоны передаточных чисел расширились. Так же была сделана калибровка, что лучшим образом сказалось на взаимодействие его с мотором объём которого 1.6 литра. Все эти доработки улучшили все технические характеристики, и динамику этой модели. Как пример можно привести педаль газа, которая при нажатие стала намного живее.

5

Характеристики

Можно сделать вывод о том что Рено Каптур 1.6 вариатор благодаря своей новой русифицированной прошивке, и доработкам избавился от торможений при разгоне. Этот вариант КПП практически является аналогом установленном на японском Nissan Juke. Но при этом программное обеспечение Jatco JF015E разрабатывалась специально для Рено.

1

Недостатки

Несмотря на то что Рено Каптур с вариатором имеет много положительных моментов, у него есть и свои недостатки, такие как:

  • Подвеска стала более жесткой, чем у версий с механикой и автоматом
  • Проезжая кочки можно услышать звуки которые напоминают пробой амортизаторов
  • Двигаясь по плохим дорогам, сильные удары могут ощущаться по рулю.
  • По городу в отличии от механики и автомата, расход топлива больше.
  • Если стартовать под горку, автомобиль может начать дёргаться.
  • Летом коробка может перегреться

Проблема с перегревом конечно может касаться именно этой модели, но дилеры сервисного центра, не смогли разобраться с этой проблемой.

Подводя итог можно сделать вывод что Каптур с CVT X-Tronic, больше предназначен для спокойной и легкой езды, и идеально подходит для города. Поэтому как правило предпочтение этому автомобилю отдают именно женщины. Прямым конкурентом ему является Нисан Жук, но Рено у него выигрывает за счет более современного технического оснащения.

Как и на любой другой автомобиль на него можно устанавливать дополнительные аксессуары, что является несомненным плюсом. В любом случае покупать этот автомобиль или нет решать только автолюбителю.

cvt re0f10d v razreze

Мы рассматривали уже популярные механические КПП Рено, а также "автоматы". Сегодня расскажем о бесступенчатых трансмиссиях - вариаторах.

Вариатор JATCO JF011E (X-tronic CVT RE0F10A)

C 2007 года этот вариатор ставился на Renault Megane, Scenic, Koleos.

JATCO JF011E вместе с вариаторами JF009E, JF010E, JF012E, JF015E составляет второе поколение CVT.

Конструкция у вариатора классическая: шкивы, состоящие из двух конусов, соединены ремнем. Тот передает крутящий момент от ведущего конуса к ведомому, а управление их работой (сближением или удалением друг от друга) управляет степ-мотор. Так происходит смена передаточного числа КПП. Задний ход включается с помощью набора планетарных шестерен.

cvt jf011e v razreze

Изначально конструкция RE0F10A предназначалась переднеприводным автомобилям с 1,6-2,5-литровыми моторами. Более объемным двигателям предназначалась ее усиленная версия RE0F09A, компактным - упрощенная RE0F21A. В 2012 году на смену вариатору пришла новая трансмиссия, RE0F10D.

Что касается эксплуатации этого вариатора, то благодаря широкому его распространению, автосервисы имеют достаточный опыт ее ремонта, а найти детали и ремкомплекты не составляет труда.

Залог долголетия любого вариатора - регулярная замена трансмиссионной жидкости и фильтрующего элемента. Иначе образующаяся металлическая стружка постепенно повреждает масляный насос и соленоиды. Обслуживать такую коробку нужно каждые 40-50 тыс. км пробега.

Другой важный момент - стиль вождения. Агрессивная езда, резкие старты, высокая скорость и частые переключения быстро убивают вариатор. Спокойному водителю при грамотном обслуживании CVT прослужит и 200 тыс. км, и больше.

Чувствителен вариатор и к температурным перепадам. Поэтому важно чистить радиатор охлаждения, не устанавливать дополнительные защиты днища для нормального теплообмена. В холодную погоду вариатор нужно прогревать: зажав педаль тормоза, несколько минут плавно переключать рычаг управления из D в R через N, и обратно.

К типичным неисправностям JATCO JF011E относят отказ от переключений передач, невозможность включить передачу, естественный или преждевременный износ деталей. Толчки при переключении вперед-назад говорят о том, что износились шлицевые соединения муфт планетарной передачи. Регулярный перегрев быстро прикончит датчики скорости вращения и клапан сброса давления. Металлическая стружка в несвежем масле критически повреждает клапан масляного насоса и соленоиды гидроблока.

Главная проблема, по заверениям владельцев - ненадежный степ-мотор в RE0F10A. Он отвечает за регулировку передаточного числа вариатора в зависимости от положения педали газа. Чаще всего ломается лапка степ-мотора. Тогда коробка зависает на одной передаче, а для замены недорогой детали приходится снимать и разбирать весь агрегат, что влетает в копеечку.

Гул и вой из коробки - признак умирания подшипников валов. Если из вовремя заменить, иногда - с ремнем - можно избежать капитального ремонта или замены самого вариатора.

Отдельно стоит выделить возмущения владельцев стоимостью обслуживания и ремонта. Но если выполнять рекомендации сервисменов и устранять проблемы на ранней стадии - это полностью пригодная к ремонту модель, которая прослужит долгое время.

Вариатор Jatco JF016E (X-tronic CVT-8 RE0F10D)

Вариатор Jatco JF016E пришел на смену популярному JF011E в 2012 году и за три года вытеснил тот со всех моделей, включая Renault Clio (2012-2013), Fluence (с 2014), Koleos (с 2014).

Эта модель относится уже к третьему поколению CVT, наряду с вариаторами JF017E, JF018E, JF019E, JF020E.

Главное конструктивное отличие новой Джатко - теперь водитель может сам через пару подрулевых рычагов переключать виртуальные передачи. Кроме того, масляный насос сделали компактнее и мощнее, число клапанов в блоке управления сократилось с 12 до 8, маловязкое масло внутри сократило трение, а силовой диапазон вариатора расширился с 6 до 7 единиц.

cvt re0f10d v razreze

Требования к эсплуатации прежние: прогрев в холода и никаких экстремальных и внедорожных покатушек. Вариатор не выживет после длительного буксования и езды на сцепке. Масло нужно менять раз в 60 тысяч. Ресурс при хорошем обслуживании составит порядка 200 тысяч.

Среди поломок вариатора RE0F10D выделяют износ фрикциона гидромуфты, что проявляется резкими толчками и рывками при переключениях, а также малый ресурс гидроблока, характерный для вариатора первых лет выпуска. Гул и вибрации - признак износа недолговечных подшипников. Отдельные владельцы жалуются на небольшой неприятный толчок в начале движения, вибрации и дергания во время переключений и замерзание коробки при длительных поездках в холода.

В то же время, найти подержанную RE0F10D для замены или детали для ее ремонта не составляет труда, из-за широкого распространения коробки.

Вариатор Jatco JF010E (X-tronic CVT RE0F09A)

Конструктивно эта модель отличается усиленным устройством, которое позволяет ей передавать крутящий момент мощного 3,5-литрового двигателя Мурано. Это стало возможным благодаря тщательной обработке поверхностей конусов и напылению на них тревдосплавных материалов. Но тут не обошлось без слабого звена: ремень работал на износ и рвался еще до конца гарантии. Позднее проблему пытались решить, но отголоски ее остались.

cvt jatco jf010e v razreze

Из-за того, что этот вариатор агрегатируется с мощными двигателями, он сильно нагружен. Следовательно, все рекомендации по обслуживанию нужно выполнять еще строже. Замена трансмиссионной жидкости раз в 30-40 тыс. км, щадящая эксплуатация - и этот вариатор способен прожить до 200 тыс. км.

К типичным проблемам относят, как мы уже говорили, преждевременное вытягивание приводного ремня. Ремень проскальзывает, передача не включается. Модернизация 2005 года улучшила ситуацию, и вариаторы, выпущенные после этой даты, не беспокоят уже этой проблемой владельцев.

Степ-мотор коробки не отличается надежностью. Схема обычно такая: грязный радиатор, перегретое масло, отказ от переключений. Средство тут одно - уход и еще раз уход.

Часто заклинивает редукционный клапан масляного насоса. Из-за падения давления механические части изнашиваются быстрее, стружка забивает соленоиды и каналы кидроблока, далее - аварийный режим. Собственно, из-за перехода коробки в аварийный режим после перегрева их чаще всего и ругают на форумах владельца.

Вариатор Jatco JF015E (X-tronic CVT-8 RE0F10D)

Вариатор Jatco JF015E выпускается с 2010 года и монтируется на маломощные модели альянса Рено-Ниссан, с объемом двигателя менее 1,8 л.

Среди Renault его устанавливают на Fluence (с 2013 г.) и Kaptur (с 2016).

cvt 015e v razreze

Основные неисправности Jatco JF015E связаны с быстрым износом подшипников. Если не отреагировать на гул внутри корпуса, менять придется все четыре, а то и сам вариатор. Другая распространенная беда - выход из строя соленоидов гидроблока и редукционного клапана масляного насоса, из-за плавающей в масле металлической стружки. Признаком проблемы служит гул и вибрация коробки.

Есть и особая фирменная проблема - поломка солнечной шестерни планетарной передачи. Сварка двух частей этой детали не выдерживает нагрузки, в результате - отказ ехать вперед, водителю остается только задняя передача.

Если сравнивать Jatco JF015E с предшественницей Jatco JF011E, то вторая представляется более надежной.


Ограниченное разнообразие

A telier Renault – это совсем не то, на чем зарабатывают приличные деньги дилеры MINI, и точно не то, что предлагал в свое время Opel для модели Adam, которая, кстати, так и не добралась до России. Там были миллионы вариантов разнообразного стайлинга, и даже беглого изучения каталога было достаточно, чтобы понять – двух одинаковых Адамов на свете, скорее всего, не будет.

Если тридцать тысяч кажутся непосильной надбавкой, можно ограничиться одним или двумя элементами. А чтобы было легче мечтать, на официальном сайте есть специальный дизайн-конфигуратор.

renault-kaptur-34

Бесступенчатая ступенчатость

renault-kaptur-39

Судя по списку комплектаций, вариатор тщательно оберегают от повышенных нагрузок, что неудивительно: речь по-прежнему идет о клиноременном агрегате, который отличается от предшественника разве что новым алгоритмом работы, в проектировке которого принимали участие российские инженеры.

По нынешней моде, у вариатора есть псевдоручной режим с шестью фиксированными передаточными отношениями: для активации его, как и раньше, нужно притянуть селектор к себе. Что тут нового? Пока ничего.

renault-kaptur-29

Тогда зачем?

Городской цикл, л Загородный цикл, л Смешанный цикл, л
8,6 / 11,7 6 / 7,3 6,9 / 8,9

Габариты, мм ( Д / Ш / В ) 4 333 / 1 813 / 1 613 Мощность, л. с.: 114 Максимальная скорость, км/ч: 166 Разгон 0-100 км/ч, с : 12,9 Трансмиссия: Вариатор Привод: На передние колёса




В остальном Kaptur остался тем, кем и был – стильным автомобилем, способным преодолеть большинство дорожных неприятностей, несколько уступающий Дастеру в цене, плавности хода и сильно превосходящий его по всем остальным параметрам. Единственный его прямой конкурент – Hyundai Creta – уже на рынке, и мне очень хочется устроить им очное соревнование…

Читайте также: