Замена маховика рено сценик 1

Обновлено: 05.07.2024

Сначала вы, пока учитесь водить машину или когда гоняете ее в хвост и гриву, издеваетесь над сцеплением. Затем оно, как бы в отместку, издевается над вами, порой может устроить настоящую подлянку в самый неподходящий момент. Иногда это даже странно: такой простой, казалось бы, узел, а сколько нюансов!

Ресурс зависит от вас

В сцеплении трение является рабочим процессом, соответственно и сам ресурс узла в определенной степени непредсказуем, и гарантийные обязательства, как правило, достаточно осторожные. Срок службы определяется конструктивными особенностями автомобиля, качеством применяемых материалов, но в наибольшей степени все-таки условиями эксплуатации.

Как минимум это касается числа рабочих циклов, которые происходят при старте с места и переключении передач. И здесь предсказуемо городская езда с постоянными разгонами-торможениями куда активнее изнашивает сцепление, чем трассовые режимы на устоявшейся скорости. Но кроме количества циклов важно, насколько щадящими для сцепления они оказываются. Даже если взять только манеру вождения, можно вспомнить, как новички подпаливают узел на старте или как "гонщики" организуют пробуксовку. Или взять переключения с высших передач на низшие: если делать их без "перегазовок", вы нагружаете и синхронизаторы в коробке, и как раз таки сцепление.

Наконец, существенно сократить срок службы можно, усиленно изнашивая и даже перегревая диск (и корзину) при его длительной пробуксовке, когда надо очень плавно стартовать на слабонесущем покрытии (рыхлый песок, снег и т.д.) или при маневрировании с прицепом. Кстати, это же происходит, когда диск не полностью прижимается к корзине, то есть водитель едет с частично выжатой педалью сцепления (опять же для новичков, держащих ногу на педали, это вполне возможная ошибка) или же при неправильной работе узла.

Еще одна вредная привычка – длительное удержание педали в выжатом положении, например, на светофоре в ожидании зеленого света. Если постоянно практикуете такое, это может сказаться на ресурсе выжимного подшипника.


От аккуратности обращения со сцеплением и нагрузок зависит и состояние демпферных пружин корзины, которые со временем могут ослабляться. Также их может повреждать неисправный выжимной подшипник. На проблемы с "лепестками" укажут вибрации при старте или некорректная работа сцепления.

В общем, чтобы обеспечить как можно больший срок службы сцепления, избегайте его частичного включения/выключения (пробуксовки), правильно дозируйте "газ" при старте и переключениях, а при переходе с высоких передач на низкие используйте "перегазовки".

И другие проблемы

Помимо естественного или ускоренного износа дисков выйти из строя может выжимной подшипник (например, если до этого сцепление менялось не комплектом, а все ограничилось одним лишь диском). Как правило, на эту проблему указывает появляющийся или изменяющийся звук при включенном/выключенном сцеплении, но окончательный вердикт выносится после снятия сцепления и дефектовки подшипника.

Но износ сцепления и выход из строя выжимного подшипника обычно происходят не внезапно: от момента появления первых признаков проблемы до невозможности продолжать движение проходит довольно много времени и километров, так что у водителя есть возможность дотянуть до сервиса.


А вот отказ привода может случиться моментально, особенно если он механического типа и обрыв троса происходит без предупреждений (хотя сначала может иметь место "жесткая педаль"). Внезапно ломается и вилка включения, хотя это происходит крайне редко. Если же привод гидравлический, то здесь неприятный сюрприз может подкинуть потекший рабочий цилиндр. Но и он обычно ломается не сразу, а постепенно.

Так что, если не хотите столкнуться с поломкой сцепления в дороге, не игнорируйте признаки его некорректной работы: "потяжелевшую" педаль, вдруг появившийся хруст синхронизаторов при переключениях, затрудненное включение передач. Все это может указывать на то, что по какой-то причине происходит неполное включение или выключение сцепления. И проблема может прогрессировать.

Доехать без сцепления

Допустим, все звоночки вы пропустили и оказались перед фактом – узел перестал работать. В некоторых случаях (если диски смыкаются, но вы, например, просто не можете ими управлять из-за поломки привода) все равно можно добраться до более удобного места стоянки, а то и вовсе до дома или сервиса. Каким образом?

Стартовать с места придется так. Глушим двигатель, ставим на первую передачу. В момент запуска мотора автомобиль начнет дергаться и постепенно начнет движение. Само собой, в этот момент важно соблюдать увеличенную дистанцию до автомобиля, который находится перед вами.


Как переключаться? Чтобы перейти на "нейтраль", достаточно приотпустить педаль "газа" – передача легко "вынется". Дальнейшие действия зависят от того, на какую передачу, более высокую или более низкую, вы хотите перейти. Если переключаетесь вверх, то порядок действий такой: отпускаете педаль "газа" и, плавно действуя на рычаг, мягко переводите его на следующую ступень. Если нужно переключиться вниз, то сначала отпускаете "газ", переводите рычаг в "нейтраль", затем делаете небольшую "перегазовку" и точно так же мягко пытаетесь включить нужную передачу. К слову, такая езда дает очень хорошее понимание того, как надо работать "газом" и коробкой, чтобы минимально нагружать трансмиссию в обычной жизни.

Диагностика и замена

Некоторые из симптомов неисправного сцепления (например, затрудненное включение передач, вибрации или рывки при старте или движении на малой скорости, посторонние звуки в определенных режимах) могут относиться к другим узлам, а, скажем, пробуксовка сцепления вовсе не обязательно ведет к замене дисков – дело может быть в неисправном приводе (другой вопрос, что длительная езда с такой проблемой "прикончит" и диски). В общем, при появлении первых признаков проблем лучше не дотягивать до более серьезных неприятностей.

Точная причина некорректной работы сцепления будет установлена после его снятия, а на большинстве автомобилей это возможно только после трудоемкого процесса снятия или хотя бы отсоединения коробки от двигателя. Поэтому для начала стоит быть уверенным в том, что причина проблем именно в диске, корзине или выжимном подшипнике. В противном случае вы просто потратите впустую время и деньги на ненужную операцию.


При естественном износе диска часто рекомендуется менять комплект сцепления целиком. Прежде всего потому, что если остаточный ресурс корзины можно хотя бы примерно прикинуть по ее внешнему виду (и то без гарантий), то сколько еще проходит выжимной подшипник, не скажет никто. Как уже говорилось выше, замена сцепления – процедура трудоемкая, то есть дорогая, так что попытка сэкономить на старом подшипнике может обойтись недешево. С корзиной, повторимся, еще можно рискнуть, но здесь, чтобы хотя бы примерно оценить риски и целесообразность, надо учитывать ее стоимость и конструктивные особенности узла.

Не забудем про двухмассовый маховик

До недавнего времени покупка автомобиля с "механикой" имела весомый аргумент в виде небольшой стоимости обслуживания и ремонта трансмиссии. Но появление двухмассовых маховиков (прежде всего на дизельных или просто мощных версиях) свело этот фактор на нет, потому что порой они служат меньше, чем сцепление, а стоят в разы дороже. Как и многие другие проблемы, эту пытаются решить дешевым способом. В данном случае – переходом на одномассовый маховик, тем более что некоторые производители компонентов такие комплекты освоили.


Разумеется, это порождает ряд вопросов. В свое время на двухмассовые маховики перешли не просто так. Особенность этого узла – мощная демпферная система. Если перейти на обычный комплект, всю нагрузку возьмет на себя сцепление. А это уже вопрос и ресурса, и эффективности гашения вибраций и ударов.

Некоторые мастера и продавцы запчастей придерживаются по этому вопросу следующей точки зрения. Дальнейшее поведение автомобиля зависит от качества диска сцепления. Если на этом не экономить, то простой потребитель даже не почувствует различий при замене. Что касается вопросов ресурса, то сам одномассовый маховик, как мы уже отметили, получается "вечным", а хорошее сцепление все равно ходит долго. Даже если допустить, что оно прослужит меньше, в любом случае его замена обойдется в разы дешевле, чем замена двухмассового маховика.


1. в люксовом сегменте, установка такого маховика применяется с целью снижения шума и вибрации, колено там не сломает, не те паразитные моменты гуляют - движки сбалансированы лучше некуда, но для комфорта убирают даже это

2. колено ломает не сама мощность как явление, а резонанс, который возникает строго в определенной точке оборотов. то есть двигло может крутится до 10тыс и выдавать в пике 600лс/700нм, а колено может ломать при длительной фиксации оборотов ну пускай на 1700об в точке резонанса

3. оно не ломает в одночасье, сначала накапливается усталость металла в зоне шейки 4-5цил или 1-2цил (пускай это будет 5ка) и только после серьезной выработки, несколько сотен моточасов он там лопнет, думаю (это предположение) что оно и 100тык пройти так может, но риск разрешения колена возрастает серьезно

4. установка 2-хмас.маховиков на определенные типы бюджетных, простых двигателей я лично обьясняю тем что пик мощностно-моментной характеристики мотора пришелся на резонансную точку, и слишком высока вероятность того что двигло будет слишком долго, практически стационарно, тарахтеть именно в точке резонанса, и, чтобы минимизировать эти проблемы, пришлось их и ставить.

в бюджетном сехменте вибрации - последнее о чем думает конструктор, тем более на дизеле

Ничто так не выдает принадлежность человека к низшим классам общества, как способность разбираться в дорогих часах и автомобилях (c) В. Пелевин, "Поколение П"

Сцепление Рено Сценик состоит из фрикционного ведомого диска, сборки нажимного диска, выжимного подшипника и выжимного рычага. Все эти компоненты помещены в большой, выполненный из алюминиевого сплава картер сцепления, зажатый между двигателем и трансмиссией. Выжимной механизм с приводом тросиком.

Фрикционный диск установлен между маховиком двигателя и нажимным диском сцепления и может свободно скользить на пазах входного вала трансмиссии.

Сборка нажимного диска (корзины) сцепления Рено Сценик крепится болтами к маховику. Когда двигатель работает, привод от коленвала передается через маховик ведомому диску (эти компоненты надежно прижаты друг к другу сборкой нажимного диска) и далее, от фрикционного диска входному валу трансмиссии.

Чтобы прервать передачу крутящего момента, необходимо снять давление нажимной пружины с фрикционного диска. Нажатие педали сцепления тянет приводящий тросик, который поворачивает вилку выключения сцепления.

Вилка прижимает нажимной подшипник к секторам диафрагменной пружины. Благодаря этому периферийная часть пружины отходит от фрикционного диска, таким образом снимая с него давление и разъединяя сцепление Рено Сценик.

Когда педаль выпущена, диафрагменная пружина перемещает нажимной диск назад, и фрикционный диск оказывается прижатым к маховику, возобновляя передачу вращения от двигателя трансмиссии.

Увеличение зазора, вызванное износом накладок фрикционного ведомого диска сцепления Рено Сценик автоматически компенсируется регулятором, прикрепленным к педали сцепления.

Автоматический регулятор состоит из зубчатого сегмента, защелки и пружины. Один конец тросика сцепления прикреплен к зубчатому сегменту, который свободно поворачивается на педали, но удерживается в натяжении пружиной.

При нажатии педали защелка входит в контакт с зубчатым сегментом, блокируя его и позволяя управлять сцеплением автомобиля Renault Scenic. Как только педаль выпущена, пружина заставляет зубчатый сегмент отойти от защелки и слегка повернуться, таким образом компенсируя люфт тросика.

Некоторые поздние модели могут быть оснащены сцеплением с автоматическим приводом, который срабатывает при нажатии рычага переключения передач.

Технические параметры сцепления Рено Сценик для разных модификаций двигателей

Двигатель K4J или K4M


Рис.1. Нажимной диск (корзина) сцепления Рено Сценик


Рис.2. Ведомый диск сцепления Рено Сценик

Наружный диаметр ведомого диска: 200 мм
Толщина ведомого диска: 6,9 мм
Число шлицов: 26


Рис.3. Нажимной диск (корзина) сцепления Рено Сценик


Рис.4. Ведомый диск сцепления Рено Сценик

Наружный диаметр ведомого диска: 215 мм
Толщина ведомого диска: 6,8 мм
Число шлицов: 26

Дизельные двигатели F4R или F9Q


Рис.5. Нажимной диск (корзина) сцепления Рено Сценик


Рис.6. Ведомый диск сцепления Рено Сценик

Наружный диаметр ведомого диска: 239 мм
Толщина ведомого диска: 7,8 мм
Число шлицов: 21

Снятие и установка ведомого диска и кожуха сцепления Рено Сценик

- Снимите коробку передач.

- Заблокируйте маховик фиксатором.

- Отверните болты крепления кожуха сцепления Рено Сценик.

- Снимите ведомый диск сцепления.

- Замените неисправные детали.

- Зажмите основание приспособления.

- Установите на основание кожух сцепления Renault Scenic, затем упорный шарикоподшипник и гайку.

- Заверните гайку до отказа.

- Установите щипцы для стопорных колец в место.

- Полностью ослабьте затяжку гайки (при сжатых пружинах).

- Снимите с кожуха сцепления усилие сжатия. Снимите кожух сцепления с основания (при этом убедитесь, что пружины сжаты).

- Установите на место ведомый диск сцепления Рено Сценик (сторона ступицы с меньшим диаметром должна быть обращена к маховику).

- Отцентрируйте ведомый диск с помощью оправки.

- Установите кожух сцепления на маховик.

- Поочередно в несколько приемов затяните болты крепления кожуха сцепления моментом (1,2 даНм).

Снятие и установка подшипника выключения сцепления Рено Сценик

Для коробок передач JH3 или JR5


- коробку передач,
- два болта крепления (1 ) трубопровода гидропривода,
- трубопровод гидропривода,
- два болта крепления (2) направляющей втулки подшипника выключения сцепления к картеру сцепления,
- подшипник выключения сцепления Рено Сценик.

Для коробки передач ND0

- коробку передач,
- держатель (1) трубопровода гидропривода,
- трубопровод гидропривода,
- два болта крепления (2) направляющей втулки подшипника выключения сцепления к картеру сцепления,
- подшипник выключения сцепления Рено Сценик.

Установка производится в порядке, обратном снятию.

Снятие и установка маховика Рено Сценик

На легковые автомобили Рено Сценик устанавливается двойной демпфирующий маховик.

Заблокируйте маховик фиксатором.

- болты крепления маховика,
- маховик,
- фиксатор.

Очистите на фланце коленчатого вала резьбовые отверстия под болты крепления маховика.

- Обезжирьте опорную поверхность маховика на фланце коленчатого вала.
- Проверьте техническое состояние маховика.

Снятие, осмотр и установка корзины сцепления Рено Сценик

Необходимо снять с автомобиля силовой агрегат, а затем, отделить трансмиссию от двигателя.

Прежде чем снимать сцепление, нанесите на корзину и маховик метки краской или маркером.

Ослабьте болты корзины сцепления Рено Сценик в диагональной последовательности, поворачивая их на пол-оборота за прием, так чтобы болты можно было отвернуть вручную.

Отожмите корзину с установочных штифтов и извлеките ведомый диск, запомнив его ориентацию.

Осмотрите накладки ведомого диска сцепления Рено Сценик на наличие повреждений, признаков износа и масляных пятен. Если фрикционная накладка потрескалась, прогорела, поцарапана или имеет другие повреждения, загрязнена маслом или смазкой (блестящие черные пятна), замените фрикционный диск.

Проверьте глубину установки заклепок; если она составляет 0.5 мм и меньше, фрикционный ведомый диск также подлежит замене.

Если фрикционные накладки ведомого диска сцепления Рено Сценик все еще пригодны к эксплуатации, убедитесь, что пазы ступицы диска не изношены, демпферные пружины в хорошем состоянии и надежно закреплены и что все заклепки на месте. Если обнаружится любое из перечисленных повреждений, замените фрикционный диск.

Если фрикционная накладка загрязнена маслом, это может быть вызвано утечкой через сальник коленвала, входного вала трансмиссии или через стык поддона картера/блока цилиндров. Перед установкой нового ведомого диска, замените сальник или прокладку.

Осмотрите нажимной диск (корзину) сцепления Рено Сценик на наличие признаков износа и повреждения. Потрясите ее, чтобы проверить, не сломаны ли заклепки и опорные кольца диафрагменной пружины.

Убедитесь, что пластины, крепящие нажимной диск к корзине сцепления Renault Scenic, не имеют признаков перегревания (яркие желтые или голубые пятна). Если диафрагменная пружина изношена или повреждена, или если ослабло ее давление, замените корзину.

Осмотрите обработанные поверхности нажимного диска и маховика; они должны быть чистыми, идеально ровными и гладкими. Если один из компонентов или изменил цвет от перегрева, или потрескался, его следует заменить. Незначительные повреждения этого характера иногда можно сточить, используя наждачную бумагу.

Убедитесь, что выжимной подшипник сцепления Рено Сценик вращается ровно и легко, без шума и рывков. Проверьте также, что его поверхность гладкая и не имеет трещин, точечной коррозии или сработанных мест. Если имеется какое-либо сомнение относительно его состояния, замените подшипник.

При сборке, убедитесь, что рабочие поверхности маховика и нажимного диска чистые и ровные. Используйте растворитель, чтобы снять защитную смазку с новых компонентов.

Установите ведомый диск сцепления Рено Сценик так, чтобы выступающая часть его ступицы была направлена от маховика. Если требуется, зафиксируйте фрикционный диск в рабочем положении, используя инструмент для центрирования сцепления.

Установите сборку нажимного диска на штифты (обратитесь к сопроводительной иллюстрации), совместив метки, сделанные во время снятия. Вставьте болты нажимного диска, но затяните их пока только вручную, чтобы фрикционный диск все еще мог смещаться.

Фрикционный ведомый диск сцепления Рено Сценик необходимо отцентрировать, так чтобы при установке трансмиссии ее входной вал мог пройти через ступицу диска.

Для этого, вставьте отвертку или какой-либо длинный стержень через фрикционный диск в углубление в торце коленвала и переместите диск в нужную сторону, пока углубление коленвала не встанет точно в центре ступицы диска.

Альтернативно, можно использовать специальный центрирующий инструмент или изготовить самодельный инструмент из металлического или деревянного штифта, близкого по диаметру к углублению в коленвале и имеющего в контактном со ступицей фрикционного диска месте утолщение, соответствующее диаметру отверстия диска. Комплекты сцепления Renault Scenic снабжены специальной центрирующей трубкой.

После того, как ведомый диск сцепления Рено Сценик отцентрирован, затяните болты нажимного диска равномерно и в диагональной последовательности приведенным в спецификациях усилием. Снимите центрирующий инструмент.

Нанесите на контактные поверхности выжимного подшипника, направляющую втулку и вилку немного молибденовой смазки. Не применяйте слишком много смазки, ее излишек может попасть на накладки фрикционного ведомого диска сцепления. Установите трансмиссию на двигатель, затем установите силовой агрегат.

Проверка хода, снятие и установка педали сцепления Рено Сценик

Сборка педали сцепления Рено Сценик включает автоматический регулятор, работу которого можно проверить следующим образом.

Сначала измерьте свободный ход тросика сцепления Рено Сценик: не нажимая на педаль сцепления, вытяните обращенный к трансмиссии конец тросика из его кожуха и измерьте длину обнажившегося участка.

Если механизм работает правильно, свободный ход тросика должен быть не менее 20 мм. Если это не так, проверьте, не заклинило ли зубчатый сегмент регулятора.

Попросите ассистента нажать до упора и выпустить педаль сцепления Renault Scenic и измерьте полное смещение конца вилки выключения сцепления. Если механизм работает правильно, ход вилки должен быть 27.4 - 30.7 мм (обратитесь к сопроводительной иллюстрации).

Если это не так, осмотрите зубцы автоматического регулятора на наличие повреждений и проверьте, не ослабла ли пружина. Убедитесь также, что тросик не заклинило в кожухе.

Отсоедините кабель массы от батареи.

На всех двигателях, кроме E7J, снимите сборку воздушного фильтра и его воздуховоды.

Работая в двигательном отсеке, отцепите конец тросика от вилки выключения сцепления на трансмиссии Рено Сценик.

Отверните винты крепления и снимите нижний кожух рулевой колонки, чтобы получить доступ к сборке педали сцепления.

Отверните и снимите гайку и шайбу с поворотной оси педали. Где имеется, отверните крепежную гайку/болт и снимите кронштейн с конца оси.

Частично извлеките поворотную ось педалей сцепления/тормоза, так чтобы можно было снять педаль сцепления вместе с шарнирными втулками и распорной прокладкой. Запомните положение шарнирных втулок, чтобы впоследствии обеспечить правильную установку педали.

Отделите тросик сцепления Рено Сценик от верхнего конца педали, затем отцепите его от зубчатого сегмента и снимите сборку педали с автомобиля. Втолкните поворотную ось педалей назад в рабочее положение.

Осмотрите сборку педали на наличие повреждений и признаков износа, уделяя особое внимание автоматическому регулятору. Не пытайтесь разобрать сборку - в продажу не поступают ее отдельные компоненты. Если сборка педали повреждена, она должна быть заменена целиком. Замените шарнирные втулки, если они изношены или повреждены.

Нанесите некоторое количество универсальной смазки на рабочие поверхности втулок и распорной прокладки педали, а также на поверхности зубцов регулятора.

Установите втулки на педаль, каждую на прежнее место. Убедитесь, что установочный выступ каждой втулки совмещен с соответствующей выемкой педали, поместите распорную прокладку в рабочее положение.

Поместите сборку педали под приборную панель. Прицепите наконечник тросика сцепления Рено Сценик к регулятору, затем выведите педаль в рабочее положение.

Убедитесь, что тросик сцепления правильно помещен на зубчатом сегменте регулятора, затем установите кронштейн (где имеется) и затяните его гайку/болт пока только вручную.

Втолкните поворотную ось полностью в рабочее положение, затем установите шайбу и гайку. Затяните гайку оси и гайку/болт кронштейна.

Прицепите конец тросика, обращенный к трансмиссии, к вилке выключения сцепления Рено Сценик.

Нажмите на педаль сцепления несколько раз, следя за положением тросика на зубчатом сегменте. Это позволит автоматическому регулятору установить требуемый свободный ход педали.

Проверьте действие регулятора как описано выше.

Установите нижний кожух рулевой колонки, сборку воздушного фильтра и его воздуховоды (где имеются) и присоедините кабель массы к батарее.

Фотоотчеты о выполенных работах мастерами СТО "500 Ампер":

Курсируя по отечественным дорогам, в Минске и далеко за его пределами, автомобиль постоянно подвергается встряске. Да и какой идеальной не была бы трасса, все равно приходит время по каким-либо причинам ремонтировать авто.

Когда требуется замена маховика

Маховик – одна из важнейших деталей двигателя. Это ведущий диск (часть узла сцепления), который переводит вращательные движения коленвала на МКПП. Он обязан погашать вибрирование при запуске и работе двигателя. К коробке передач поступает идеальный крутящий момент, включение трансмиссии происходит мягко. Таким образом обеспечивается долговечность комплекса механизмов.

Признаки поломки

При износе или в следствие неправильной установки автомобиль начнет буксовать.

Симптомы, указывающие на повреждение маховика двигателя:

  • утечка смазки;
  • видимые дефекты на поверхности диска, образовавшиеся в процессе трения;
  • пострадал зубчатый венец;
  • чувствуется вибрация при разгоне с низких оборотов на высокой передаче;
  • шум, гудение при работе двигателя на холостом ходу, при запуске и остановке двигателя.

В большинстве современных моделей стоит двухмассовый маховик, он более продуктивен, пружинный демпферный механизм в нем улучшен.

Тонкости, которые важно знать

Обнаружить поломку и понять причину без снятия трансмиссии можно лишь при использовании специальных инструментов. Замена двухмассового маховика вообще очень кропотливый процесс, требующий знаний и опыта. Например, нужно использовать именно новый крепеж при сборке, соблюдать верное положение установочных штифтов.

Учтите, что цена на услугу у профессионалов окажется значительно ниже, чем стоимость устранения возможных последствий неправильной самостоятельной замены или установки.

Читайте также: