Как работает датчик износа тормозных колодок ауди

Обновлено: 01.06.2024

При трении о диски они издают громкий лязг, который служит для водителя звуковым оповещением о максимальном износе тормозных колодок. … В результате этого на приборной панели загорается индикатор, сигнализирующий о необходимости замены тормозных колодок. Новейшие датчики имеют еще более совершенную конструкцию.

Как понять есть ли датчик износа колодок?

Наличие датчик износа колодок можно определить посмотрев на тормозные колодки, к ни провод должен подключатся. Значит датчика износа нет. Как услышишь противный визг от тормозов значит пора менять колодки.

Как работает датчик износа колодок?

Принцип работы этого датчика прост: При стирании фрикционного материала до минимально разрешенных значений пластина начинает соприкасаться с диском, издавая своеобразный дребезжащий звук. Появление этого звука предупреждает водителя о необходимости замены тормозных планок.

Как правильно ставить датчик износа колодок?

При установке тормозной колодки индикатор износа, который создает скрип, надо ставить в нижней части, поскольку вращение колеса при нормальном ходе (это касательно левой стороны) идет против часовой стрелки.

Как выглядит датчик тормозных колодок?

Конструктивно такой датчик представляет собой гнутую в виде перевернутой U стальную пружинящую пластину, которая одним концом крепится на краю колодки. Второй конец пластины нависает над тормозным диском на том уровне, на котором установлен предельный износ колодки.

Где стоит датчик износа колодок?

Наиболее распространенные электронные датчики износа встраиваются непосредственно в материал тормозной колодки и поэтому являются несъемными. Другие устанавливаются на самой тормозной колодке.

Какое сопротивление на датчике износа колодок?

При разрыве контакта датчика износа ток начинает протекать и через резистор номиналом 1200 Ом. Соответственно, блок управления регистрирует появление в цепи дополнительного сопротивления (180+1200 Ом) и зажигает индикатор износа тормозных колодок на приборной панели.

Сколько можно ездить после срабатывания датчика износа колодок?

В инструкции к машине автопроизводители указывают, сколько можно проехать километров на колодках, когда загорелся соответствующий датчик, — обычно это около тысячи километров, максимум 1500 км.

Типы датчиков износа тормозных колодок и принцип их работы

В современных машинах сейчас используют тормоза фрикционного типа, срабатывание которых происходит за счет силы трения. Взаимодействие между диском и колодками в результате их соприкосновения и приводит к торможению. Самым изнашиваемым элементом тормозного механизма является фрикционный слой тормозных планок.

До недавнего времени остаточную толщину колодок автовладельцу приходилось контролировать самому. Теперь же, на многих из них устанавливается датчик износа тормозных колодок, что значительно упрощает такой контроль. Такие датчики (сигнализаторы), поставленные на планке или внутри нее, при достижении фрикционным слоем критического износа, сигнализируют о потребности их замены. В современных машинах используют два типа таких сигнализаторов: механические и электронные, которые отличают принцип их работы и месторасположение на планке.

При этом в машине может быть установлено разнообразное число датчиков. Они могут крепиться:

  • Один – на единственной планке переднего колеса.


  • Два – на накладках одного переднего и одного заднего колес.
  • Четыре – на все колеса.

Механические датчики

Несколько десятилетий для слежения за износом тормозных планок используется несложное, но эффективное решение – механический сигнализатор.

Конструкция его состоит из закрепленной на колодке одним концом U-образной стальной пружинящей пластины.


Второй ее конец расположен перпендикулярно диску тормозов на расстоянии минимального износа фрикционного слоя. Принцип работы этого датчика прост:

  • При стирании фрикционного материала до минимально разрешенных значений пластина начинает соприкасаться с диском, издавая своеобразный дребезжащий звук.
  • Появление этого звука предупреждает водителя о необходимости замены тормозных планок.


Конструктивное решение таких сигнализаторов позволяет их устанавливать только на тормозах дискового типа.

Недостатки механических датчиков

Некоторые производители не приклеивают сигнализаторы к металлической части планки, а пристегивают их при помощи разных креплений. Учитывая наши дороги, такое крепление способствует его утере во время езды.

Второй проблемой, не зависящей от сигнализатора, может стать пыль и мелкий гравий, попадающий между накладкой и диском. Возникающий при этом звук может восприниматься как срабатывание датчика износа тормозных колодок.

Электронные сигнализаторы

Такими датчиками производители оснащают все современные машины, считая их более совершенными. Ведь благодаря таким сигнализаторам, появилась возможность контролировать факт не только полного износа, но степень амортизации фрикционного материала. Этому способствует то, что электронные сигнализаторы стали делить на два вида:

  • Внешние датчики – крепящиеся сбоку тормозной планки или в специально предназначенной для них выемке. Что позволяет, в случае поломки, осуществить их замену.


  • Интегрированные устройства – запрессованные внутрь фрикционного материала при производстве планок. В этом случае замена их невозможна.


Такие сигнализаторы устроены просто: в пластиковом корпусе находится сердечник, для того чтобы не испортить тормозной диск, он изготовлен из мягких сортов металла. С задней стороны устройства находится разъем с отводным проводом.

Принцип действия таких датчиков основан на процессах происходящих в электрической цепи при ее замыкании. Когда сердечник, при износе планок и разрушении передней части корпуса начинает касаться диска, происходят те же процессы. Контактная цепь замыкается и загорается индикатор на приборной панели.

Результат работы внешних и интегрированных датчиков слегка разнится по сигналу, который появляется на панели приборов:

  • Световой индикатор при срабатывании внешнего датчика загорается в тот момент, когда толщина фрикционного материала достигла своей критической отметки и горит постоянно одним цветом.



  • В случае с интегрированным сигнализатором лампочка индикатора меняет цвет в зависимости от износа колодок. При приближении толщины фрикционного слоя к критическим показателям она начинает гореть желтым цветом. А при полной изношенности фрикционного материала, когда требуется незамедлительная замена колодок, лампочка загорается красным цветом.

При включении зажигания образуется электронная цепь, схема которой состоит из индикатора, проводов, датчика и тормозного диска.


Когда в результате частичного износа фрикционного слоя до определенного процента уменьшается сопротивление в этой цепи, то зажигается лампочка желтого цвета. Которая сигнализирует, что планка еще прослужит определенный период пробега машины, но полный ее износ уже не за горами и следует озаботиться приобретением новых колодок. Ну а при изменении цвета индикатора с предупреждающего желтого на красный, требуется незамедлительная замена планок.

Недостатки электронных сигнализаторов

Как и любые сигнализирующие устройства, датчики, контролирующие износ, имеют определенные недостатки:

  • Провода, которыми они оснащены довольно тонкие и часто перетираются и рвутся.
  • Незащищенность разъемов проводов от попадания на них влаги и грязи часто приводит к окислению контактов или их замыканию.


  • В дождливую погоду влага, попадающая на фрикционный слой, может поменять его сопротивление, что приведет к ложному срабатыванию индикатора.

Единственным плюсом электронных датчиков (исходя из вышеописанных недостатков) является то, что даже при обрыве провода они все равно просигнализируют об износе накладок. В этом случае, они сработают как механические сигнализаторы, когда стержень датчика начнет вплотную прижиматься к диску, то появится характерный пищащий звук.

Для большинства современных машин сигнализаторы износа продаются отдельно от тормозных планок.


Таким образом, производители позаботились о том, чтобы можно было поменять изношенную или вышедшую из строя деталь (к сожалению, это не касается накладок с интегрированными сигнализаторами). Но, несмотря на это, специалисты все же советуют менять старые датчики вместе с установкой новых тормозных планок. Так как не исключено, что они будут некорректно работать.

Датчики износа автомобильных тормозных колодок

Колодки — это одна из составляющих тормозной системы автомобиля, работа которых заключается в замедлении или полной остановке автомобиля с помощью трения.


Водитель, нажимая на педаль тормоза, создает давление тормозной жидкости в контурных трубках, которые подключены к суппортам. Суппорты преобразуют давление жидкости в механическое движение путем сдавливания тормозных колодок, между которыми вращается диск.

Колодки работают в условиях сильного сдавливания, серьезной силы трения, резкого изменения температурного режима и продолжительной работы с высокой температурой.

Данные элементы тормозной системы подвержены естественному износу фрикционного элемента — феродо. На скорость износа влияет стиль вождения, масса автомобиля, а так же исправно или неисправно работающая тормозная система.

Варианты контроля износа колодок

К первому варианту контроля степени износа колодок, применяемому десятилетиями, относится визуальный осмотр. Это простой вид диагностики, который позволяет безошибочно определить степень износа тормозной системы, выявить механические повреждения, необходимость ее обслуживания, запотевание или течь тормозной жидкости.


Данный вид осмотра удобно выполнять с применением автоподъемника, смотровой канавы, эстакады или поочередно снимая каждое колесо.

Ко второму варианту относится контроль с помощью датчиков износа. В зависимости от типа датчика, водитель узнает о необходимости замены тормозных колодок посредством звукового эффекта или из-за загоревшегося индикатора на приборной панели.


Последствия чрезмерного износа колодок

Заводом изготовителем рекомендуется замена тормозных колодок, остаточная толщина феродо которых ровняется 1.5–2 мм.

В случае несвоевременной замены возможны следующие негативные последствия:

  • быстрый перегрев колодок, из-за малой толщины, и разрушение (расслаивание) фрикционного материала;
  • при отсутствии феродо и трении основания колодки о диск (металл об металл), возможен перегрев, деформация и разрушение дисков;
  • последствием перегрева тормозной системы может быть нарушение работы тормозных суппортов либо их заклинивание.

Своевременная замена колодок избавит автовладельцев от дальнейших негативных последствий, например: перегрева тормозной системы, замены дисков, ремонта и разработки суппортов.

Виды датчиков и принцип их действия

Механические

Механический вид датчика износа тормозных колодок представляет собой металлическую пластину, закрепленную на основании колодки, и применим исключительно на дисковых тормозных системах.


Механический датчик износа работает по принципу трения о тормозной диск. Его высота над основанием колодки ровняется минимально допустимой толщине феродо. При этом, когда износ достигает допустимого значения, металлическая пластина во время торможения прикасается к тормозному диску и издает своеобразный звук, похожий на писк.

Преимущества механических датчиков

Недостатки

  • открепление пластины вследствие механического воздействия (после ударов во время обслуживания и ремонта автомобиля, при попадании камней во время движения);
  • при попадании большого количества пыли на поверхность дисков и торможении возникает звук, похожий на срабатывание датчиков.

Электронные

Бывают наружные датчики и встроенные.

Наружные датчики крепятся двумя способами:

  • установлены в специальное отверстие в основании колодки на высоту, равную минимально допустимой толщине фрикционного элемента;
  • установлены на основание колодки в выемку феродо. Высота датчика так же ровняется минимальному допуску износа фрикционного материала.

Встроенные датчики устроены следующим образом: в фрикционный материал встроен контакт из мягкого металла, который имеет пластиковый корпус. Высота расположения контакта ровняется минимально допустимой толщине феродо, а его мягкий металл не повредит диск во время трения.


Принцип работы электронных датчиков заключается в замыкании цепи. Когда колодка имеет износ определенной степени, тормозной диск начинает касаться контакта, тем самым замыкая электрическую цепь.


При замыкании на приборной панели загорается индикатор, который информирует водителя об износе тормозных элементов и о необходимости их замены.

Индикатор горит постоянно до тех пор, пока колодки не будут заменены.

Преимущества

  • более совершенная конструкция для современных автомобилей;
  • для выявления износа элементов тормозной системы не требуется наружный осмотр с частичной разборкой ходовой части или с использованием смотровой канавы;
  • при касании электронных датчиков о тормозной диск возникает характерный звук. Это значит, что при неисправности проводки (повреждении или разрыве), водитель все равно будет оповещен об износе тормозных элементов.
  • возможность механического повреждения;
  • электропроводка и подключения датчиков подвержены попаданию влаги.

Неисправности, диагностика и ремонт

Зная, как работает датчик износа тормозных колодок (механический или электронный), довольно просто выполнить диагностику.

К причинам неисправности механических датчиков можно отнести лишь их повреждение, вследствие которого датчик деформируется или открепляется от основания колодок.

Возможные причины выхода из строя электронных датчиков:


В ходе эксплуатации автомобиля и его периодического обслуживания возможно случайное механическое повреждение проводки или попадание каких-либо предметов с дорожного покрытия. Эти факторы способны вывести из строя систему контроля износа колодок.


Вариантом решения данной проблемы является проверка проводов мультиметром, выявление поврежденного участка, его ремонт или замена.

  • попадание влаги на места подключения проводки и их окисление.


Значительную часть времени в Москве дождливая и сырая погода. Это способствует постоянному попаданию большого количества влаги на ходовую часть автомобиля, в том числе на тормозную систему. В местах подключения электропроводки влага, оголенный металл и напряжение в проводах вступают в химическую реакцию, что приводит к появлению твердого окислительного слоя. Вследствие этого подключение становится ненадежным и нерабочим.

Для устранения данной проблемы в первую очередь необходимо проверить проводку мультиметром. Если она в порядке, следует отсоединить контакты, зачистить и выполнить повторное подключение.

  • смачивание фрикционного материала и ложное срабатывание системы.

Для устранения данной проблемы необходимо удалить влагу из трущихся поверхностей и фрикционного материала с помощью неоднократного их нагревания. Нагревание происходит во время торможения.

Однако следует быть внимательным. Торможение будет достаточно эффективным лишь при полном испарении влаги.

датчик износа

Тормозная система - это та система в автомобиле, которая больше других требует контроля со стороны водителя. Именно от состояния тормозов зависит безопасность водителя, пассажиров и остальных участников дорожного движения.

Механический датчик износа

Характеристика

Основная функция датчиков износа заключается в том, чтобы вовремя определить степень износа колодок и предотвратить их полное истирание. На панели приборов находится сигнализирующий индикатор. При приближении толщины колодки к своему минимуму происходит замыкание контактов, и включается сигнализатор в автомобиле.

В данное время существует два типа датчиков: Механические и электронные. Эти датчики можно ставить как на одну ось так и на все оси автомобиля

Устройство механического датчика

Это простой, и при этом действенный прибор наблюдения за состоянием таких элементов, как тормозные колодки. Этот датчик обладает несложным устройством, состоящим из пластины изогнутой определенным образом, которая крепится в основании тормозной колодки. Весь принцип действия состоит в том, что концы пластины, выступающие за периметр колодки, в процессе стирания фрикционного полотна начинают тереть об тормозной диск издавая характерный металлический звук, по этому звуку и определяется износ тормозной колодки.

Механический датчик износа

В современные автомобили такой датчик давно на колодки не ставится, т.к. он имеет два серьезных недостатка. Первый из них - потеря пластины во время движения. Второй - ложные сигналы самого датчика в виду того, что он подвержен воздействию грязи, различного мусора, который может налипать на пластину. Поэтому частые ложные срабатывания, скрип тормозов, невозможность использования на барабанных тормозах привели к отказу от таких механизмов на новых транспортных средствах.

Устройство электрического датчика

Электрический датчик является технологически продвинутым устройством. Сигнал данного датчика выводится на приборную панель, благодаря чему больше нет необходимости прислушиваться к тормозной системе. Вся информация находится перед глазами.

Электрический датчик износа

Электронный датчик бывает наружный и интегрированный. Наружная система ставится на внешнюю часть колодки в специально отведенное для этого место - углубление. Преимущество в том, что при замене колодки сам датчик менять нет необходимости - он просто переставляется на новую, вновь установленную колодку. Интегрированные системы ставятся внутрь тормозной колодки без возможности дальнейшего извлечения. При замене меняется колодка вместе с датчиком. Необходимо отметить, что такие системы очень просты в замене.

Специфика работы

Чтобы исключить возможность разрушения тормозного автомобильного диска, металлический сердечник электронного датчика размещен в пластиковом кожухе. Сам стержень состоит из мягких металлических сплавов.

Электрический датчик износа

Схема работы электронного механизма стирания колодок такая же, как и механического датчика - замыкание электрической цепи контактов при стирании металлического фрикционного материала до своего минимума. На приборную панель подается сигнал, который в зависимости от толщины колодки подсвечивается определенным цветом.

Причины поломок датчиков

Одной из самых распространенных причин выхода из строя датчиков износа является обрыв в цепи питания. В результате этого в автомобиле не срабатывает сигнализирующая лампа даже при полном износе колодки. Также причиной поломки часто бывает попадание грязи, воды на штекер, который находится возле тормозного диска, что приводит к окислению контактов, а значит и к возрастанию сопротивления. В этом случае сигнал на приборной панели может срабатывать даже при неизношенных колодках.

1693560

Стоит отметить, что даже при неисправной цепи электронный датчик износа будет работать как механический благодаря имеющемуся металлическому стержню.

Самостоятельная замена электронных датчиков

Сам датчик располагается вблизи ступицы. Имеет небольшие пружины и крепится на хомутах. Вся система крепления вынимается из посадочного места, после чего очищается от пыли, также проверяются и прочищаются контакты датчика. Иногда для восстановления такого датчика износа требуется провести только чистку контактов цепи.

Вывод

В заключение можно сказать, что датчик износа тормозных колодок - это полезный механизм, который облегчает контроль за состоянием тормозных колодок. Это устройство довольно легко можно поставить на автомобиль, на котором ранее его не было, единственное нужно будет немного усовершенствовать приборную панель, поставив требуемый сигнализатор в виде лампочки.

Как я себе предполагаю: там внутри накладки существует "проводок" некий, который однажды "перетирается" и размыкает цепь. Оппа - и загорается лампочка!
Сегодня у меня такое произошло

Что смутило - зажигание выключил-включил и лампочка не загорелась
минут через пять опять загорелась

Что это?
Нормальный процесс на этапе "только-только перетерлось, а то еще и не до конца" или у меня просто глючит ченить?

Скорее, наоборот, замыкает цепь о диск. И после выключения жижигания сбрасывается (а как же иначе отследить замену
колодок). Но при первом же торможении опять замыкается.
Как вариант, при первом же[strong] достаточно сильно[/strong]м нажатии на тормоз, чтобы
датчик коснулся диска.

а пчму тогда лампочка горит, если штекер в .. .. разъем не воткнуть?
ну или если обрыв?
Ведь это тоже "отсутствие замыкания", как и при новых колодках, если сигнлализация мдет по "замыканию"?

Да, видимо, не так просто система заточена.
Тогда, может быть, присутствует система проверки проводки. Либо с резистором,
либо вообще с шиной CAN.
На volkswagen-msk-ru не удалось найти описание системы контроля колодок.
Только в одном месте про загорание лампы выдано два варианта: изношены
колодки или проверить проводку. Вот алгоритм проверки проводки не смог найти.

Нужно или искать обучающие книжки для сервисменов, или спросить их, как
проверяется датчик.

если на "замыкание", то. .. тогда странно, что загорелось оба раза не при нажатии на тормоз, а при равномерном движении

А сейчас поездил еще и несколько раз спецом активно затормозил. Не загорется

Дополнеине: датчик встроен во внутреннюю колодку передних и, может быть, и задних тормозов.

То есть пора на замену колодок. Не на эвакуаторе, конечно, но в ближайшие дни :)

Читайте также: