Как работает система старт стоп на ауди

Обновлено: 30.06.2024

Новый 7-местный Kia Carens стал самым ожидаемым кроссом 2022 года? Его все ждут

Владельцы самого дешевого Mitsubishi Mirage за 1 млн рублей назвали худшим авто марки

Это самый дешевый внедорожник от Renault: озвучены характеристики и цены на новый Dacia Bigster 2022

Популярное за неделю

В России у автомобилей будет срок годности. Первые подробности и что это значит?

Совершенно новый УАЗ Хантер 2022 рассекречен задолго до официального дебюта. Опубликованы фото

Если вы замечаете это, то вам срочно нужно менять ремень ГРМ в автомобиле: верные признаки износа

Toyota выводит на рынок новый кросс всего за 1,5 млн рублей: названо оснащение Frontlander 2022

Renault Sandero 2022 неожиданно покидает рынок: объясняем причины такого решения

Современные автомобили с каждым годом получают все больше электронных систем и ассистентов, которые призваны помогать водителю в управлении. Они повышают комфорт и безопасность пассажиров, позволяют избежать различных аварий, выполняют ряд функций вместо водителя. Одним из таких сервисов, которые в последнее время все шире применяются при выпуске новых автомобилей, является система старт/стоп для двигателя. Чтобы понимать, какую пользу она может принести, а также знать, когда ей лучше всего пользоваться, необходимо четко понимать, для чего она необходима и каков принцип ее действия.


Назначение системы Start/Stop

Первые разработки прообраза нынешней функции Start/Stop в 70-е годы проводила японская компания Toyota. Тогда одну из своих премиальных моделей производитель укомплектовал специальной установкой, которая отключала работу силового агрегата, если он простаивал в течение двух минут. Первым разработчиком, который применил современную технологию по остановке/запуску двигателя, оказался французский Citroen, который в 2006 году объединил между собой генератор, стартер, а также трансмиссию.



Данная функция является очень полезной и позволяет снизить потребление топлива двигателем автомобиля во время движения на дороге. Как известно, около одной трети всего времени нахождения в пути, его мотор работает на холостом ходу. Это означает, что трата топлива осуществляется просто так, по сути, впустую. Именно поэтому, инженеры, занимающиеся разработкой силовых агрегатов, и задались целью сделать такую систему, которая позволит сделать моторы более экономичными, снизить уровень загрязнения атмосферы выхлопными газами, а также уменьшить уровень шума, издаваемого автомобилем. В результате появилась система старт-стоп, которая предусматривает работу двигателя только тогда, когда это необходимо. Наиболее актуально ее применение для крупных городов, где во время движения регулярно возникают заторы на дороге.


Как именно работает данная система


В целом, сама система представлена узлом, который ответственен за запуск и остановку двигателя, а также электронными датчиками, которые передают сигналы на блок управления. Полный состав данной опции выглядит так:

  • усиленный стартер, который способен выдерживать частые запуски силового агрегата;
  • стартер-генератор;
  • система подачи и воспламенения топлива.


Главным устройством можно назвать мощный стартер, который позволяет запускать двигатель чаще, чем это выполняет стандартный пусковой агрегат. Кроме того, электроника, входящая в состав данной системы, контролирует заряд аккумулятора. Если он находится на низком уровне, то срабатывать система Start/Stop не будет. Чтобы двигатель был заглушен должны быть выполнены следующие условия:

  • автомобиль должен полностью остановиться;
  • при наличии автоматической трансмиссии должна быть выжата педаль тормоза, а при использовании МКПП селектор управления передачами коробки должен быть переведен в нейтральное положение.


Как пользоваться данной функцией

Чтобы активировать данную систему достаточно однократно нажать кнопку старта силового агрегата.


Преимущества и недостатки системы

Функционал сервиса Start/Stop является достаточно полезным, а сама система с развитием электронных технологий продолжает совершенствоваться. В то же время, как и любой из современных ассистентов, предназначенных для автомобиля, имеет ряд недостатков, о которых обязательно нужно упомянуть.


К числу главных преимуществ данной системы можно отнести:

  • основным плюсом этого сервиса является серьезная экономия топлива. В зависимости от компании-производителя и принципа работы системы Start/Stop автомобиль, который ей оснащен, может экономить до 10% горючего. Особенно оценят подобный сервис те автомобилисты, которые большую часть времени передвигаются в городских условиях, где движение затруднено пробками либо светофорами;
  • еще одним значимым преимуществом использования сервиса является его экологическая составляющая, снижение нагрузки на окружающую среду благодаря уменьшению объемов выбросов в атмосферу;
  • кроме того, к преимуществам можно отнести и уменьшение нагрузки на двигатель, что приводит к меньшему износу его деталей.


Основными недостатками системы старт-стоп являются:

  • повышенная нагрузка на электрическую часть, включая аккумулятор и стартер, из-за чего очень часто они выходят из строя раньше времени;
  • еще один негативный момент – для активации силового агрегата с помощью кнопки водитель должен обязательно нажать на педаль тормоза, о чем помнят далеко не все автолюбители;
  • дороговизна в обслуживании, а также не дешевое удовольствие – установка сопутствующих систем, например, сигнализации;
  • эффективность системы теряется при езде в пробках рывками, поскольку стартер в таких случаях срабатывает практически все время, а это, в свою очередь, приводит к снижению заряда аккумуляторной батареи. В результате, она выключается автоматически.


В целом нужно сказать, что данная система оправдывает себя в том случае, если она установлена на автомобиле с завода. А вот если автомобилист решит поставить ее самостоятельно, то получить желаемую экономию будет достаточно непросто. Во-первых, установка новой системы является достаточно дорогим удовольствием, а во-вторых – переплаченные деньги будут отбиваться годами, если не десятилетиями. Автор: Константин Старченко

За все время существования двигателя внутреннего сгорания конструкторы пытались сделать его как можно экономичнее. Каких только технических ухищрений и новшеств они не использовали для достижения этой цели: многоклапанные головки, прямой впрыск топлива, турбина, изменяемая геометрия впуска, регулируемые фазы газораспределения, обеднённая смесь. Выход даже искали в отключении части цилиндров двигателя при определённых рабочих режимах!

Но потом инженеры пошли еще дальше. Максимальную экономию они увидели в. выключении двигателя. Ведь на практике около трети из всего времени мотор работает в режиме холостого хода — например, при "тянучках" в городских пробках или остановках на светофоре. При этом он не производит никакой полезной работы, но загрязняет окружающую среду и бесполезно потребляет горючее. Именно поэтому несколько десятилетий назад опытные водители "советской" эпохи нередко глушили мотор при остановках, чтобы сэкономить бензин. В наше время подобную функцию выполняет специальная система старт-стоп, которой оснащаются многие современные автомобили.

Depositphotos_2914529_original.jpg

Немного истории

В середине семидесятых годов ХХ века японская компания Toyota установила на модель Crown специальное устройство, которое отключало двигатель через полторы секунды после его работы на холостом ходу. По результатам испытаний в Токио экономия топлива благодаря такой системе достигала 10%.

Первым серийным автомобилем с системой "старт-стоп" стал Volkswagen Polo Formel E образца 1983 года. Специальный таймер глушил двигатель через две секунды работы на "холостых", а для повторного запуска мотора нужно было качнуть рычаг коробки передач влево. Последующее развитие этой системы нашло практическое применение на немецких машинах.

В общем, еще двадцать лет назад подобные системы казались экзотикой не только потребителям, но и многим производителям автомобилей. Однако чуть позже они поняли, что отключение двигателя приводит к реальной экономии топлива, а также позволяет снижать паспортные выбросы углекислоты, что важно в большинстве европейских стран.

volkswagen_polo_hatchback_1.jpg

На фото: Volkswagen Polo Formel E

В рамках новой программы Efficient Dynamics подобной системой начали оснащаться автомобили BMW и MINI. И не только они — функцией старт-стоп сегодня оснащены многие модели Toyota, Volkswagen, Mazda, Mercedes. А по прогнозам, через несколько лет количество автомобилей с такой системой увеличится с нынешних 10% до 50%! То есть старт-стопом будет оснащена каждая вторая новая машина.

Такие разные схемы

Система старт-стоп на разных автомобилях устроена неодинаково, хотя для водителя принцип её работы не отличается: достаточно остановиться, чтобы мотор выключился и нажать на педаль сцепления (механика) или педаль тормоза (автомат), чтобы он быстро завелся.

Первый вариант — усиленный стартер и специальный аккумулятор, позволяющие выдерживать большое количество запусков (до 150 000 циклов). Программа управления "зашита" в штатный блок управления двигателем и работает согласно полученным от датчиков данным по оборотам двигателя, положению педали тормоза или сцепления, состоянию АКБ и т.д.

Во втором варианте используется специальное устройство — стартер-генератор с отдельным блоком управления. Конструкция ротора позволяет не только вращаться ему от привода коленчатого вала, но и, наоборот, проворачивать мотор в режиме пуска. Это сложное технически устройство работает бесшумно и позволяет завести двигатель быстрее, чем с помощью стартера традиционной конструкции. Эта схема может быть также дополнена специальным конденсатором, который накапливает энергию при отпущенной педали газа путём её рекуперации.

autowp.ru_citroen_c3_10.jpg

autowp.ru_citroen_c2_12.jpg

На фото: Citroёn С2 и С3

Компания Mazda реализовала третью систему — SISS (Smart Idle Stop System). Она не требует наличия специальных узлов или блоков, поскольку штатный ЭБУ двигателя останавливает коленчатый вал в положении, способствующем легкому запуску. Когда водитель отпускает педаль тормоза, в цилиндр, находящийся на такте рабочего хода, подаются топливо и искра, благодаря чему он быстро заводится.

Особенности работы

Чтобы система старт-стоп заработала, необходимо выполнение ряда условий. К примеру, скорость движения должна превышать 4 км/ч, водитель должен быть пристёгнут, а водительская дверь — закрыта. Система также не будет работать в случае, если обороты вращения коленчатого вала не соответствуют уровню холостого хода, работают обогревы стёкол, зеркал, сидений, в случае неисправности генератора или разряженности аккумуляторной батареи, а также при активации "внедорожных" режимов трансмиссии. Еще система не будет глушить непрогретый мотор, а также не активируется при температурах ниже +4С и выше +35С. Это значит, что в наших условиях зимой и летом она будет регулярно бездействовать.

Есть ли экономия?

Запуск двигателя после остановки происходит быстро — в зависимости от особенностей реализации конкретной схемы, он занимает примерно 400-500 мс. Экономия же может достичь от 2% до 10%, но она зависит от множества факторов — температуры окружающей среды, стиля езды, плотности потока, нагрузки на бортовую сеть, количества включенных энергопотребителей и т.д.

autowp.ru_mazda_logo_1.jpg

Нужно помнить, что "теоретические" цифры экономии топлива получены при испытаниях автомобиля по так называемому европейскому ездовому циклу NEDC (New European Driving Cycle), действующему с 2000 года. При этом тестовый заезд проводится на стенде — имитируется езда на беговых барабанах. Это занимает 780 секунд, за которые машина успевает тронуться и остановиться 12 раз, а скорость движения не превышает 50 км/ч. Вторая часть испытаний — имитация загородной езды длительностью 400 секунд.

На практике использование системы старт-стоп позволяет сэкономить примерно 0,5-0,8 л топлива на 100 километров пробега. Цифра, казалось бы, небольшая, но в случае постоянной работы системы за среднестатистические 15 000 км водитель сможет сэкономить только благодаря этой функции 75-180 литров топлива!

Правда, бесплатных пирожных не бывает. За возможность экономии нужно заплатить, причем такая система практически не предлагается в качестве отдельной опции — она "включена" в стоимость определенной модификации, а на других её нельзя дозаказать вовсе. В любом случае, усиленные стартер и АКБ, а также генератор специальной конструкции обойдутся потребителю в несколько десятков тысяч дополнительных рублей. Причем не только при покупке машины — в случае замены той же аккумуляторной батареи она будет дороже стандартного ОЕМ-аккумулятора примерно на 30-40%.

Чтобы увеличить эффект от применения системы старт-стоп, конструкторы используют рекуперацию: полученная при торможении или работе мотора без нагрузки (на холостых оборотах) энергия преобразуется в электричество, аккумулирующееся в конденсаторе. Благодаря этому повышается степень заряженности АКБ, которая впоследствии может питать электрические потребители без генератора.

Старт-стоп на ходу


Непрерывное ужесточение экологических требований к автомобилям с двигателями внутреннего сгорания вынуждает автопроизводителей внедрять на своей продукции различные устройства. Одним из таких узлов является система старт-стоп, управляющая работой силового агрегата при простоях в пробках и на светофорах. Благодаря ей повторный пуск мотора выполняется без участия водителя.

Цель изобретения Start-Stop системы

Проведенные исследования режимов движения транспортных средств показали, что до трети времени работы мотор находится на оборотах холостого хода. Это связано с движением в плотном городском трафике с частыми простоями на светофорах. Для сокращения вредных выбросов было предложено ввести автоматическое глушение и запуск силового агрегата.

Компания Toyota начала применять принудительную остановку двигателя на ряде моделей еще в середине 70-х гг.. Но массовое появление старт-стопа относится к периоду времени после 2005 года.

  • уменьшить расход топлива;
  • сократить число выбросов в атмосферу;
  • снизить шумность работы автомобиля во время остановок.

Принцип работы системы старт-стоп

Система старт-стоп работает по принципу принудительного окончания работы мотора после остановки автомобиля и повторного автоматического пуска. Прекращение движения транспортного средства фиксируется датчиком скорости, передающим сигнал на блок управления. Одновременно поступает информация о частоте вращения коленчатого вала двигателя. На машинах с ручной коробкой требуется поставить рычаг в нейтральное положение, и отпустить педаль сцепления. Автомобили с автоматической трансмиссией активируют систему по сигналу от удерживаемой педали тормоза.

На основании этих параметров происходит остановка мотора. Работа климатической установки или аудиосистемы продолжается от аккумулятора. При этом на комбинации приборов включается индикатор, информирующий водителя о работе системы.

Для выполнения цикла запуска требуется:

  • на автомобилях с механической трансмиссией — нажать на педаль сцепления;
  • на авто с автоматической коробкой — отпустить педаль тормоза.

На аккумуляторах автомобилей с системой старт-стоп установлен специальный сенсор, определяющий уровень заряда и возможность повторного запуска мотора. При падении напряжения на клеммах батареи происходит автоматическое выключение системы.

Конструкция системы

В системе используется большое количество датчиков и блоков управления. Перечисление и схема касаются автомобилей концерна Volkswagen, поскольку они являются наиболее распространенными машинами с системой старт-стоп. Продукция других производителей транспортных средств имеет незначительные конструктивные отличия.


В состав системы входят следующие компоненты:

Обозначение на схемеНазвание
ААккумуляторная батарея
СГенератор на двигателе
С1Регулятор уровня напряжения в бортовой сети
BСтартер
FКонцевой переключатель сигналов торможения
F36Концевой переключатель на педали сцепления
F416Кнопка управления системой старт-стоп
G62Сенсор температуры жидкости в системе охлаждения
G79Сенсор положения педали управления дроссельной заслонкой
G701Бесконтактный сенсор нейтрального положения рычага коробки передач (на механике), установлен на верхней части картера
J104Контроллер антиблокировочной системы тормозов
J255Контроллер системы микроклимата или кондиционера
J285Комбинация приборов
J367Контроль уровня зарядки аккумуляторной батареи
J393Контроллер системы комфорта
J500Электрический усилитель рулевого управления вместе с контроллером
J519Блок контроля параметров бортовой сети
J532Система стабилизации напряжения (необходима для корректной работы электроники)
J533Диагностический канал
J623Блок управления работой силового агрегата
J791Парковочный ассистент

Кроме того, в системе используются:

  • 1 — усилитель рулевого управления;
  • 2 — датчик скорости;
  • 3 — различные датчики на двигателе;
  • 4 — сенсор застегнутого ремня безопасности водителя;
  • 5 — климатическая установка;
  • 6 — клемма 50R;
  • 7 — клемма 30;
  • 8 — бортовая мультимедийная система.

Для обеспечения повышенного числа запусков двигателя применяются аккумуляторы с наполнителем из стекловолокна (EFB). Электролит в таких устройствах находится внутри пор стекловолоконной ткани, проложенной между пластинами батареи. Аккумуляторы не требуют обслуживания и обеспечивают повышенную силу тока при запуске.


Другим отличием машин с системой старт-стоп является генератор и регулятор напряжения, подключенные через цифровую шину данных. Подобное подсоединение позволяет контролировать параметры работы узлов и использовать эти данные при работе системы. Стартер обладает повышенной прочностью и износостойкостью. Обмотки приспособлены к многократным повторным пускам через малые промежутки времени.

В состав электроники входит специальный стабилизатор напряжения с выходной мощностью 180-300 Вт. Внутри установлен накопитель электрической энергии, которая передается в бортовую сеть через электронный выпрямитель. Устройство сглаживает пульсации напряжения в моменты срабатывания стартера. Благодаря этому, при работе старт-стопа не происходит отключения мультимедийной системы, комбинации приборов и ламп внешнего освещения.

На ряде автомобилей (например, Honda или Mercedes-Benz) встречается система старт-стоп, построенная на базе реверсивного генератора. Устройство оборудовано усиленным приводным ремнем и натяжителем особой конструкции. Переключаемое натяжное приспособление позволяет электрической машине работать в режиме генератора или стартера. Плюсом конструкции является бесшумность работы и быстрота срабатывания (в 2 раза быстрее, чем при обычном стартере).


Японская компания Mazda предлагает оригинальную систему, построенную на принципе впрыска и воспламенения топливной смеси в цилиндрах. Остановка мотора выполняется по сигналу от датчиков, при этом поршни останавливаются в определенном положении. После подачи сигнала на пуск, происходит опрос положения поршней. По полученным данным блок управления осуществляет впрыск топлива в цилиндры и воспламенение в заданной последовательности. Дополнительный импульс коленчатому валу дает стартер, подключаемый на короткое время.


Условия для активации системы

После включения зажигания производится опрос бортовой сети с целью обеспечения условий активации системы:

  • автомобиль неподвижен;
  • двигатель работает на холостом ходу;
  • система охлаждения прогрета до определенной температуры (15-25ºС, зависит от производителя автомобиля);
  • тормозная система исправна (на ряде авто производится замер давления в вакуумном усилителе тормозов);
  • батарея автомобиля достаточно заряжена и прогрета;
  • корректно настроена система микроклимата (разница между внешней и внутренней температурой не больше определенного значения, обычно порогом является 5-6ºС);
  • на дизельном моторе проверяется состояние регенерации сажевого фильтра (во время процедуры старт-стоп отключается);
  • водитель пристегнут ремнем безопасности;
  • закрыты внешние панели кузова (двери, капот);
  • педаль сцепления выжата и рычаг коробки находится в нейтрали (для механической трансмиссии);
  • педаль тормоза полностью отпущена (для автоматических коробок передач).

Несоблюдение хотя бы одного из перечисленных условий приводит к выключению системы старт-стоп. Повторная инициализация возможна только после перевключения системы зажигания.

Преимущества и недостатки системы старт-стоп

По отзывам владельцев можно выделить следующие плюсы от использования системы:

  • сокращение расхода топлива и, как следствие, выбросов вредных веществ в атмосферу;
  • использование улучшенной батареи и мощного стартера упрощает запуск двигателя при низкой температуре воздуха.

Недостатков отмечается гораздо больше:

  1. Система обеспечивает хорошие параметры экономии только при движении от светофора к светофору. При движении в затяжных пробках, когда автомобиль проезжает по несколько метров и останавливается, старт-стоп менее эффективен. Дополнительно, от частых срабатываний стартера падает уровень заряда батареи, который не успевает восполняться. В итоге система автоматически отключается. Проведенные тесты показали, что эффективность старт-стопа в указанных ситуациях отличается в 2 раза.
  2. Повышенная нагрузка на аккумулятор, что приводит к его быстрому износу. Стоимость же EFB-батареи на 50-60% выше, чем у обычных.
  3. Установка усиленного стартера, способного выполнять частые пуски. Устройство имеет высокую стоимость.

Названия системы у разных производителей

  • версия от BMW имеет обозначение Auto Start Stop, а от Mercedes-Benz — ECO start/stop;
  • компания Mazda обозначает устройство как i-STOP или i-ELOOP;
  • южнокорейская KIA использует термин Intelligent Stop and GO system;
  • для автомобилей Porsche применяется обозначение Auto Start-Stop-Funktion.

Отключение старт-стоп системы

Несмотря на преимущества, которые дает система, иногда требуется ее отключить:

Фотогалерея

Видео

Для того чтобы выбросы от бензинового или дизельного двигателя удовлетворяли жесточайшим требованиям экологического класса Euro 6, автопроизводители запустили в массовое производство чудо и назвали это чудо – система старт стоп.

Что такое система start/stop

На самом деле предысторию возникновения системы я рассказал. Но, не нужно считать эту систему новейшей и суперсовременной, идея её создания и собственно говоря, техническая реализация этой идеи датируется 70-ми годами прошлого века.

Принцип работы

При полной остановке автомобиля от датчика, фиксирующего скорость движения, на блок управления подается информация о том, что скорость движения равна 0.

Далее в зависимости от типа коробки перемены передач:

Как работает система старт стоп и так ли она хороша?

  • АКПП (сюда отнесем вариаторы, классические гидромеханические автоматы и роботизированные КПП) – при нажатии и удержании педали тормоза;
  • МКПП при переводе рычага управления в положение N (нейтраль) и дальнейшем отпускании педали сцепления;

Запуск двигателя происходит либо при отпускании педали тормоза (АКПП), либо при нажатии на педаль сцепления (МКПП).

Объективные недостатки

Вроде бы о каких недостатках идет речь, остановился на светофоре – двигатель заглох, экономя наши денежки, отпустил тормоз – стартер молниеносно запустил двигатель и автомобиль поехал.

Но давайте порассуждаем о минусах:

Мое мнение по поводу системы start/stop

Прежде чем писать свои мысли по этому поводу, сразу оговорюсь, что это всего лишь мое мнение, оно не претендует на истину в первой инстанции, тем не менее, все сказанное мною будет подкрепляться фактами и примерами.

Когда я сам ездил на автомобиле с системой с Start-stop, первый день, может быть два, я наслаждался работой системы, и меня радовало, что на моем автомобиле есть столь современная опция.

Потом небольшие задержки при старте меня начали напрягать, но я научился их обходить, приотпуская педаль тормоза за секунду до предполагаемого момента начала движения.
В дальнейшем полностью наигравшись с системой, стал её отключать, благо на Шкоде, как и на большинстве авто на это есть отдельная клавиша. Но клавишу приходиться нажимать при каждой поездке, так как по умолчанию эта система была включена. О, ужас. Не зря сервисы предлагают услугу по её полному отключению.

Как работает система старт стоп и так ли она хороша?

И второе что меня сильно напрягало, это короткие поездки в жару. При коротких поездках, кондиционер не может мгновенно охладить салон, и только он начинает постепенно охлаждаться как… загорается красный сигнал светофора и двигатель глохнет, все электрооборудование автомобиля работает, а компрессор кондиционера – нет. Из дефлекторов дует только слегка холодный воздух.

В дополнении чисто теоретически можно столкнуться с ситуацией когда аккумуляторная батарея будет разряжена и авто выдаст ошибку, свидетельствующую о неисправности системы.

Надеюсь, в результате прочтения статьи Вы разобрались, как работает система старт/стоп и целесообразно ли пытаться её отключить на своем автомобиле.

Читайте также: