Таблица затяжки болтов динамометрическим ключом фольксваген

Обновлено: 20.05.2024

Момент затяжки – это усилие, прикладывается которое к резьбовому соединению при его Если. завинчивании закрутить крепеж с меньшим усилием, это чем необходимо, то, под воздействием вибраций, соединение резьбовое может раскрутиться, не обеспечивая нужную между герметичность скрепляемыми деталями, что может тяжелым к привести последствиям. Наоборот, если приложить к большее метизу усилие, чем требуется, произойдет резьбового разрушение соединения или скрепляемых деталей, может, например произойти срыв резьбы или трещин появление в деталях.

Для каждого размера и прочности класса резьбового соединения указаны определенные затяжки моменты. Все значения занесены в специальную усилий таблицу для затяжки динамометрическим ключом. класс, Обычно прочности болта указывается на его Классы.

На любом производстве или сборочной линии, а также в профессиональном автосервисе обтяжка динамометрическим ключом болтов и гаек обеспечивает надежное соединение деталей.

Разновидности таких инструментов используются в промышленности и строительстве: для обтяжки фланцев, барабанов или болтовых соединений при сооружении металлических конструкций. Широко применяются в автомастерских для закручивания двигателей, КПП, элементов подвески, колесных дисков.

Поговорим о том, как правильно выставить момент затяжки.

От чего зависит момент?

Все крепежные изделия подразделяются на классы прочности, в зависимости от материала и характеристик резьбы. Правильный момент зависит от:

  • Класса прочности крепежа.
  • Размеров крепежа.
  • Характеристик резьбы (метрическая, дюймовая и т.д.).

Практически любой болт имеет маркировку. Она состоит из двух чисел, разделенных точкой:

  • Первое число, умноженное на 100, показывает предел прочности: усилие при котором крепеж начнет разрушаться. Оно измеряется в Ньютонах на квадратный миллиметр (Н/мм2).
  • Второе число, умноженное на 10 – процент от предела прочности болта. Это усилие, при котором начнется необратимая деформация материала.

Для примера возьмем болт с самым распространенным классом прочности 8.8:

  • При усилии в 800 Н/мм2 он лопнет.
  • При усилии свыше 640 Н/мм2 (80% от 800 Н/мм2) его резьбовая часть начнет необратимо растягиваться.

Выбираем момент затяжки болтов

Ниже мы приведем таблицу усилия затяжки динамометрическим ключом по ГОСТу. Пользуясь ей, вы всегда сможете подобрать нужное усилие, не только ориентируясь на параметры резьбы, но даже просто зная размер головки болта.

Таблица затяжки болтов динамометрическим ключом для соединений с метрической резьбой (без покрытия и без смазки):

Усилия затяжки динамометрическим ключом. На что обратить внимание?

Чтобы выбрать верное усилие затяжки важно учитывать:

Размер приводного квадрата ключа. Чем он больше, тем больший момент затяжки обеспечивает. Для обтяжки колесных болтов “легковушки” достаточно ключа на ½ дюйма. А вот для коммерческого транспорта больше подойдет ключ на ¾ дюйма.

Диапазон момента затяжки. Не следует долго работать как на минимальных показателях, так и на пределе усилия ключа - это не отражается на точности измерений, но сокращает срок его службы. Если диапазон вашего инструмента - 20-200 Нм, оптимальным рабочим значением будет 50-140 Нм.

Правильное положение. Также на точность влияет положение рук оператора в момент затяжки. Ключ следует держать только за рукоятку, не хватаясь дополнительно за корпус, так как чаще всего рычажный механизм настроен именно на такой хват.

В данной статье мы поговорим о вопросе который возникает у всех автолюбителей и шиномонтажников, как и с каким усилием затягивать болты или гайки на автомобиле. Для начала нужно понять что, сначала гайки или болты устанавливаются и подтягиваются на автомобиле с помощью гайковерта или колонного ключа и уже потом ведется финальная протяжка всех четырех колес.

Для надежной установки колеса на автомобиль, необходимо при помощи динамометрического ключа равномерно ослабить или протянуть колесные болты и гайки до рекомендованного момента затяжки. Все автопроизводители устанавливают собственное требования по усилию затяжки колесных болтов, это усилие измеряется в Ньютон-метрах (НМ). Момент затяжки колесных гаек или болтов автомобиля важно протягивать строго по таблице которая представлена ниже.

Чтобы обеспечить надежное соединение с помощью резьбовых крепежных элементов, необходимо использовать качественные метизы, и правильно выполнять затягивание болтов и гаек. Перед началом работы следует узнать, с каким усилием нужно тянуть болты. Момент усилия затяжки болтов равен модулю величины силы, которую прикладывают к гайке в процессе накручивания на стержневую часть винта.

Разболтанный или излишне сильно затянутый крепеж приводит к различным негативным последствиям. Что может произойти, если усилие затягивания болтов рассчитано неправильно:

  • самооткручивание гаек в процессе эксплуатации. Например, неопытные мастера шиномонтажа часто допускают небрежности при закручивании гаек, что может привести к неожиданному откручиванию колеса. После визита в незнакомый шиномонтаж стоит проверить затягивание гаек баллонным ключом;
  • если гайка раскрутилась на фланцевом соединении, может произойти протечка трубопровода. Для предотвращения раскручивания гаек на фланцевых соединениях используют гравер (круглая рассеченная шайба со специальным профилем квадратной формы, ее ставят между гайкой и плоской шайбой);
  • если удлинение шпильки винта превышает рекомендованные нормативы (от 0,03 до 0,15 мм на каждый 100 мм длины), снижается надежность соединения. Это может стать причиной разъединения деталей в стандартных условиях эксплуатации крепежного соединения.

Рассчитывать момент закручивания болтов по формулам не нужно: необходимая информация есть в свободном доступе. Таблица усилий затяжки метрических болтов содержит значение крутящего момента в Нм, а также основные характеристики крепежа:

  • диаметр и шаг резьбы метиза в мм;
  • площадь сечения стержня в мм;
  • усилие предварительной затяжки болтов.

Для определения момента затяжки болтов в алюминий и другие материалы по таблицам с практическими данными (также измеряются в Нм) достаточно знать класс прочности и тип резьбы метиза.

Виды затяжки болтов

Затяжка болтов производится неконтролируемым или контролируемым способом. В первом случае монтажник применяет молоток и рожковый гаечный ключ. С каким усилием закручивать болты, в данном случае мастер определяет “на глаз”, на основе субъективного опыта. Проверить качество крепежа в этом случае нельзя.

Контролируемый метод заключается в использовании калибровочного инструмента, который позволяет соблюсти момент затяжки болтов в соответствии с таблицей.

Контроль над затяжкой крепежных элементов

Рекомендуем выполнять контролируемую затяжку крепежных элементов. С помощью применения динамометрических приспособлений вы получаете сразу несколько преимуществ:

  • Точная нагрузка на элементы крепежа позволяет не опасаться за целостность метиза, гайки и надежность резьбы.
  • Распределение нагрузки при вкручивании становится равномерным. Это позволяет гарантировать равномерное сжатие в крепежных соединениях и повышает надежность конструкции в целом.
  • Исключен риск травматизма на работе. Прибор помогает избежать чрезмерно высокого усилия, и делает работу с крепежными элементами более простой и безопасной.
  • Экономия времени. Чтобы закрутить гайку, требуется намного меньше времени, чем при отсутствии динамометрических приборов.
  • Отсутствие брака при выполнении крепежных соединений.

Чтобы каждый желающий мог затянуть болты с нужным усилием, применяются динамометрические ключи. Динамометрические приспособления востребованы во всех сферах строительства, в ремонте и производстве автомобилей, при сборке мебели, бытовой техники и во многих других областях. Существует несколько разновидностей этого инструмента:

Когда требуется затянуть высокопрочные болты, может потребоваться дополнительный инструмент для усиления крутящего момента. Для этих целей принято использовать ключ-мультипликатор. Также этот инструмент пригодится для затягивания гаек в труднодоступных местах. Мультипликатор следует выбирать с учетом характеристик динамометрического ключа. Специалисты рекомендуют покупать динамометрический ключ с усилием, которое в 5 раз меньше, чем у мультипликатора. Форма мультипликатора может быть любой — выбор зависит от личных предпочтений и удобства в работе. Применять ключ-мультипликатор без динамометрического инструмента нельзя. Это равнозначно приложению рычага значительной длины без контроля усилия крутящего момента. В результате можно получить перетянутое крепежное соединение.

Если вам нужно рассчитать, с каким усилием затягивать болты во время смены колес легкового или грузового автомобиля, вы можете просто установить на смартфон специальное приложение. Подходящее ПО для гаджетов выпустила компания Bridgestone. Приложение работает очень просто: пользователь вводит марку авто, и получает величину момента силы затяжки болтов с необходимыми допусками. Теперь не нужно сохранять таблицы в облако или носить с собой бумажные инструкции — программа подскажет, как нужно закручивать метизы в соответствии с рекомендациями производителя.

Моменты затяжки болтов — таблица

Резьба/шаг мм. Класс прочности болтов
4,6 5,8 8,8 10,9 12,9
Момент затяжки Н*м
5/0.8 2,1 3,5 5,5 7,8 9,3
6/1.0 3,6 5,9 9,4 13,4 16,3
8/1.25 8,5 14,4 23,0 31,7 38,4
10/1.5 16,3 27,8 45,1 62,4 75,8
12/1.75 28,8 49,0 77,8 109,4 130,6
14/2.0 46,1 76,8 122,9 173,8 208,3
16/2.0 71,0 118,1 189,1 265,9 319,7
18/2.5 98,9 165,1 264,0 370,6 444,5
20/2.5 138,2 230,4 369,6 519,4 623,0
22/2.5 186,2 311,0 497,3 698,9 839,0
24/3.0 239,0 399,4 638,4 897,6 1075,2
27/3.0 345,6 576,0 922,6 1296,0 1555,2
30/3.5 472,3 786,2 1257,6 1766,4 2121,6
33/3.5 636,5 1056,0 1699,2 2380,8 2860,8
36/4.0 820,8 1363,2 2188,8 3081,6 3696,0
39/4.0 1056,0 1756,8 2820,2 3955,2 4742,4

Важное уточнение: любая таблица стандартизованных величин подходит только для новых болтов и гаек, которые ранее не были в использовании. Повторная эксплуатация резьбовых соединений приводит к увеличению трения в системе крепежа. Если гайковерт подтверждает, что вы затянули болт до нужного значения крутящего момента, это не будет гарантией надежности крепежного соединения. Не применяйте для работы и ремонта метизы, бывшие в употреблении — их использование повышает риск аварийных ситуаций.

Читайте также: