Автобусы шкода в хронологическом порядке

Обновлено: 01.07.2024

С чего все началось

Автопром Чехословакии до Второй мировой был продвинутым и по количеству фирм, и по разнообразию их моделей, и даже по инженерии с дизайном.

Сразу после войны, несмотря на бомбардировку 9 мая 1945 года завода Skoda в Млада Болеславе, крупнейший в Чехословакии производитель легковых автомобилей возобновил производство предвоенной моделью Popular 995. А уже в 1947‑м, когда в Москве начали производство Москвича‑400 (фактически Opel Kadett 1938 года), чехи запустили модель Skoda 1101 Tudor.

Skoda 1101 Tudor — первая новая послевоенная модель завода. В 1948 году в числе модификаций появился и четырехдверный седан.

Skoda 1101 Tudor — первая новая послевоенная модель завода. В 1948 году в числе модификаций появился и четырехдверный седан.

Строго говоря, Skoda 1101 Tudor новой не была — представляла собой глубоко модернизированную предвоенную машину. Мощность двигателя объемом 1,1 л подняли с 30 до 32 л.с. Неплохо, кстати, для столь небольшого мотора. Двигатель Москвича развивал 23 л.с., а затем 26 л.с.

На Шкоде вдобавок заметно освежили стилистику кузова. В основе конструкции лежала традиционная для фирмы хребтовая рама с карданом внутри центральной трубы. Подвески были независимыми на поперечных рессорах — нормальная по тем временам конструкция. Стоит отметить также, что деревянный каркас кузова для конца 1940‑х — уже архаика.

Первая Skoda 1101 была двухдверной, но в 1948‑м появился четырехдверный модернизированный вариант — Skoda 1102.

Экспортные варианты

Купить автомобиль в Чехословакии в те годы простому смертному было практически невозможно. Машины расходились по чиновникам, армия которых после того, как в 1948‑м страна стала социалистической, колоссально выросла. Но большая часть машин (до 90%) уходила на экспорт. Валюты в Чехословакии катастрофически не хватало, а автомобили были важной статьей дохода. Поэтому, в отличие от советских машин, у Шкоды 1101/1102 было много модификаций, в том числе кабриолет, щегольской родстер и трехдверный универсал. У нас, к слову, первый серийный универсал — Москвич‑423 появился лишь в 1956 году.

В СССР легковые Шкоды, как и иные иномарки, не поставляли. Зато в СССР в 1950‑х частникам автомобили продавали в куда больших количествах, чем в дружественной Чехословакии. Там в 1952 году лишь 53 новых машины попали в частные руки! В том году появился седан Skoda 1200 — первая для завода модель с цельнометаллическим кузовом, но по-прежнему — на хребтовой раме. Мотор рабочим объемом 1,2 л развивал 36 л.с., а на модернизированной версии 1955 года Skoda 1201 — 45 л.с.

Седан Skoda 1200, стартовавший в 1952 году, был номенклатурным чиновничьим автомобилем и в руки частников практически не попадал.

Седан Skoda 1200, стартовавший в 1952 году, был номенклатурным чиновничьим автомобилем и в руки частников практически не попадал.

Санитарки для Советского Союза

Новые машины шли в госструктуры: например, в автопарк ведомства по госбезопасности, что сегодня создает вокруг этой модели особенный ореол. На базе седана на филиальном заводе во Врхлаби делали фургон, санитарку и универсал. А вот их-то в СССР хорошо знали, поскольку такие машины с 1957‑го до начала 1960‑х в Союз поставляли примерно по 3000 в год.

По размерам эти Шкоды стояли между Москвичом и Волгой. И именно грузопассажирских машин такого класса в СССР не хватало. Ведь фургоны делал только МЗМА, а санитарные Волги ГАЗ‑22 в серию пошли лишь в 1962 году. Со временем чешский универсал модернизировали, заметно изменив передок кузова, мотор форсировали до 51 л.с. и под индексом Skoda 1202 делали во Врхлаби вплоть до 1973 года. К тому времени это был единственный чешский универсал.

Первая Octavia

Но пока — во второй половине 1950‑х — в Чехословакии, как и в СССР, начался духовный и промышленный подъем, проявившийся, в том числе, и в появлении новых моделей.

Чуть раньше Москвича‑402, первого советского оттепельного автомобиля, дебютировавшего в 1956‑м, началось производство и новой Skoda 440. Двухдверный седан (первоначально его назвали Spartak, но почти сразу от революционного имени отказались, поскольку оно могло смутить западных покупателей) выглядел симпатично, хотя по-прежнему базировался на хребтовой раме. Базовый двигатель объемом 1,1 л развивал 40 л.с. Модель тоже активно экспортировали в десятки стран, но опять — не в СССР. Вскоре появилась и версия 445 с 45‑сильным двигателем 1,2 л, а в 1959‑м изменили отделку и переднюю подвеску: вместо рессор поставили пружины. Такой автомобиль впервые и получил имя Skoda Octavia.

С 1959 года на модели Skoda Octavia передняя подвеска стала пружинной. Но в основе по-прежнему была хребтовая рама.

С 1959 года на модели Skoda Octavia передняя подвеска стала пружинной. Но в основе по-прежнему была хребтовая рама.

Помимо седанов, делали трехдверные универсалы и даже элегантный родстер Skoda Felicia с мягкой крышей, к которой можно было докупить и легкую жесткую — для зимы. У моделей Octavia и Felicia появились и скоростные модификации с двигателями с двумя карбюраторами: 1,1 л (50 л.с.) и 1,2 л (55 л.с.) с максималкой до 125 км/ч — неплохие по тем временам показатели для столь небольшого рабочего объема.

Заднемоторные из Млада Болеслава

Реконструкцию завода в Млада Болеславе в начале 1960‑х затеяли в расчете на масштабный рост выпуска и совершенно новую — более технологичную для массового производства модель. Выбрали заднемоторную компоновку. О переднем приводе тоже думали, но не решились. А заднемоторные автомобили тогда массово делали Fiat, Volkswagen, Renault, да и наш ЗАЗ.

Выпуск седана Skoda 1000 MB (МВ — Mlada Boleslav) начали в 1964 году. Базовый литровый двигатель развивал 40 л. с., позже — 43 л.с. Вскоре начали и выпуск модификации 1100 МВ c 52‑сильным двигателем. В 1967–1969 годах в небольших количествах выпускали и купе, вернее, хардтоп без рамок дверей и с опускающейся средней стойкой — Skoda 1000 MBX и 1100 MBX.

Первый заднемоторный автомобиль из Млада Болеслава с несущим кузовом — Skoda 1000 MB с двигателем жидкостного охлаждения и независимыми пружинными подвесками.

Первый заднемоторный автомобиль из Млада Болеслава с несущим кузовом — Skoda 1000 MB с двигателем жидкостного охлаждения и независимыми пружинными подвесками.

О кабриолетах речь уже не шла, с несущим кузовом делать их хлопотно, а спрос на такие машины невелик. Универсал из заднемоторной машины получался тоже не полноценный и, как и кабриолет, не вышел из стадии прототипа. Поэтому заднеприводные Skoda Octаvia Combi и Skoda 1202 выпускали на филиальных заводах до начала 1970‑х.

Заднемоторная конструкция, да и основные узлы мало менялись десятилетиями. У семейства Skoda 100/110 с моторами в 48 и 52 л.с., дебютировавшего в 1969‑м, был новый кузов, появились передние дисковые тормоза. По классу эта Skoda была близка к нашему 50‑сильному Москвичу‑408. А Москвич-412 и Жигули имели более мощные двигатели.

В 1970‑х в ЧССР очереди стояли именно за советскими Ладами, которые были дороже, но и престижней чешских машин.

Гамма Шкоды первой половины 1960‑х — седан и универсал Octavia и родстер Felicia. Универсал делали до начала семидесятых.

Гамма Шкоды первой половины 1960‑х — седан и универсал Octavia и родстер Felicia. Универсал делали до начала семидесятых.

Инженеры и журналисты отмечали и бодрый разгон 52‑сильной Шкоды, даже по сравнению с более мощными Жигулями и Москвичами, ведь чешская машина была заметно легче. Понравился и уверенный пуск двигателя зимой, отсутствие перегревов летом, небольшой расход топлива (зимой — 8,5–9, летом — 7,5–8 л/100 км). А вот отопитель салона проиграл русской зиме.

Skoda 105L — базовая версия семейства, выпуск которого начали в 1976 году, а закончили лишь в 1990‑м.

Skoda 105L — базовая версия семейства, выпуск которого начали в 1976 году, а закончили лишь в 1990‑м.

Рапид и Фаворит

Новое семейство, производство которого в ЧССР начали в 1976 году, оставалось заднемоторным, хотя выглядели машины современно. Базовым на модели Skoda 105 по-прежнему был 45‑сильный двигатель. Версию Skoda 120 с улучшенной отделкой оснащали моторами 1,2 л, мощностью 50 и 55 л.с. В 1981 году в производство запустили традиционную для Шкоды модификацию — купе Garde (в 1984‑м его переименовали в Rapid). Освоили версии Skoda 130 и 135 c улучшенной отделкой, двигателем в 1,3 л мощностью 59 л.с. и 63 л.с., пятиступенчатой коробкой передач.

Заднемоторное семейство делали аж до 1990 года. Но в 1987‑м наконец-то случился прорыв: завод в Млада Болеславе начал выпуск переднеприводной модели Skoda Favorit с кузовом, дизайн которого разработало ателье Bertone. Старым был лишь двигатель — 1,3 л (59 л.с.). Позже машина получила и кузов универсал (Skoda Forman), мотор мощностью 68 л.с., впрыск топлива, нейтрализатор и иные решения, приличествующие автомобилю конца двадцатого столетия. Эта — последняя социалистическая и одновременно первая капиталистическая Skoda — стала прямым аналогом семейства Самара и прологом следующего тома истории чешской марки, который писали уже на наших глазах.

Škoda Auto a.s. — чешская автомобилестроительная компания, выпускающая легковые автомобили под торговой маркой Škoda. Штаб-квартира компании находится в городе Млада-Болеслав (Чехия).

Содержание

История [ ]

История производства автомобилей, носящих в настоящее время марку Шкода, началась с конца 1895 года в чешском городе Млада-Болеслав. Механик Вацлав Лаурин и книготорговец Вацлав Клемент, оба увлечённые велосипедисты, начали выпускать велосипеды собственной конструкции, назвав их патриотично — Славия.


Их дела шли благополучно. К 1899 году фирма

Škoda Popular '1934

Уже самый первый автомобиль, Voiturette A, выпущенный в 1905 году, имел коммерческий успех, тем самым став одним из символов истории чешского автомобилестроения. Благодаря своим ноу-хау и опыту, компания очень скоро заняла стабильное положение на развивающихся мировых рынках. Laurin & Klement способствовало утверждению позиций Богемского королевства как наиболее промышленно развитого региона Австро-Венгерской монархии.

В ходе развития фирме стало тесно в рамках семейного предприятия. Пришло время перейти на новый уровень. В 1907 году основатели преобразовали L & K в акционерное общество. Прогресс привёл к созданию новой модели — Faeton. После 1914 года компания принимала участие в производстве военной продукции.

Для укрепления и сохранения своих позиций, а также модернизации производства, L & K искали сильного партнёра. Производство автомобилей под маркой Skoda в промежуток между 1925 и 1929 годами составило 2985 штук. В годы Второй мировой войны выпуск автомобилей заметно сократился.


Škoda Superb 4000 (Type 919) '1939–40

Škoda Favorit (Type 781) '1987–94

Годы Второй мировой войны [ ]

В годы Второй мировой войны Škoda стала частью экономической системы Третьего рейха и практически полностью переключилась на выпуск военной продукции. Заводы выпускали газогенераторные грузовики, гусеничные тягачи, а на базе разработанной в 1936 году изысканной модели Škoda Superb выпускались армейские внедорожники. Завод выпускал вооружение для нацистских войск и потому в 1945 году до 70 % заводских мощностей были уничтожены англо-американскими бомбардировками.

С окончанием войны произошли перемены. Работа всей промышленности планировалась централизованно. Обмен информацией с развивающимися западными партнёрами был прекращен. Переименованная в национальное предприятие, AZNP Škoda, фирма стала монополистом на рынке частных автомобилей Чехословакии.

Послевоенный социалистический период [ ]

Благодаря прочной базе, традиционным процессам производства и прошлым успехам Чехословакия смогла развиваться и в послевоенный социалистический период, несмотря на информационный вакуум и влияние существующего общественного устройства.

Появились новые модели — Tudor, Spartak, Octavia и Felicia. Однако с появлением на Западе в 1960-е годы новых технологий промышленность страны стала отставать.

Начиная с 1970 года в экономике страны начался застой. Завод смог сохранить лидирующее положение только на рынках восточноевропейских стран. Прорыв наступил лишь в 1987 году с выпуском новой модели — Favorit.

Политические перемены в 1989 году изменили экономическую обстановку. Škoda начала искать сильного зарубежного партнёра для инвестиций и технологической поддержки.


Škoda Felicia (Type 791) '1994–98

Концерн Volkswagen AG [ ]

В декабре 1990 года правительство выбрало в качестве партнёра концерн Volkswagen AG. 16 апреля 1991 года был подписан договор о продаже доли в 31 % в собственности Škoda, a.a.s. компании VAG за 620 млн марок. Таким образом Škoda присоединилась в качестве четвёртого бренда к концерну, уже объединявшему марки Volkswagen, Audi и SEAT.

В декабре 1995 года VAG нарастил свою долю до 70 % заплатив 1,4 млрд марок. В январе 1998 года компания изменила название на Škoda Auto, a.s. Окончательный контроль VAG получил в мае 2000 года, когда за 12,3 млрд крон была выкуплена доля в 30 %. Продолжалось дальнейшее развитие компании. Благодаря взаимодействию с западными партнёрами и новому экономическому мышлению Škoda провела мероприятия по модернизации техническо-производственной базы. В результате этого появилась конкурентоспособная модель — Felicia. За ней последовали и более успешные модели — Octavia, Fabia и гордость компании — Škoda Superb . В 2011 году концерн представил реинкарнацию модели Rapid, призванную занять нишу бюджетных автомобилей класса В. Весной 2014 года лифтбек Rapid начали продавать на рынках восточной Европы.

Деятельность [ ]

Численность персонала — 26,1 тыс. человек. Выручка в 2005 году составила €6,48 млрд.


Škoda Octavia RS (5E) '2013–н.в.

Рост продаж в 2008 году составил 7,1 %, всего за 2008 год продано 674,53 тысячи автомобилей. Производственная прибыль Škoda Auto в 2008 году составила 565 млн евро (15,3 млрд крон), что меньше чем в 2007 (712 млн евро). Производство модели Fabia выросло до 244 981 (в 2007—243 576),Octavia до 355 037 (319 893), Superb до 27 264 (21 339), упало производство модели Roomster до 49 535 (75 875). В целом в 2008 году было произведено 676 817 автомобилей, в 2007 году 660 683. [6]

Чистая прибыль составила 10,8 млрд крон, на 32,3 % меньше, чем в 2007. Оборот снизился по сравнению с 2007 годом на 9,8 % до 200,1 млрд крон. Падение этих показателей член правления Holger Kintscher объясняет повышением курса кроны относительно остальных валют. Так же в 2008 году доля Škoda Auto в суммарном экспорте Чешской Республики составила 6,7 %.

В 2009 году без данных по предприятиям в КНР производство автомобилей упало на 1,2 % до 669 тыс. Выручка сократилась на 11,7 % с 8 039 млн евро в 2008 году до 7 100 млн евро. [2] С учётом предприятий в КНР суммарно компания увеличила продажи на 1,4 % до 684,2 тыс. автомобилей. Чистая прибыль упала на 68 % до 3,46 млрд крон, оборот снизился на 6,2 % до 187,8 млрд крон. Крупнейшим рынком для компании в 2009 году был немецкий, где продажи выросли на 44 % до 162 328 автомобилей. В КНР продажи выросли до 122 556 автомобилей. На центральноевропейском рынке продажи снизились на 8,5 % до 119 923 автомобилей, на восточноевропейском падение было наполовину до 60 464 автомобилей. [1]

В 2011 году на 15 % выросла как выручка, до 252,6 млрд крон, так и продажи до 879,2 тыс. автомобилей (с 763 тыс. в 2010). Глобальная доля марки Škoda выросла до 1,4 %. Продажи автомобилей без учёта КНР составили 659 тыс. (582 тыс. в 2010). Производство автомобилей выросло до 902 тыс. автомобилей, с 780 тыс. в 2010 (без учёта КНР: 682 в 2011 и 583 в 2010). [8]

В 2014 году Škoda представила концепт-карт Škoda VisionC показанный на Женевском автосалоне. ŠKODA VisionC – новый этап эволюции марки, показывающий в машине динамичный, эмоциональный дизайн


Представительство

История создания

Кстати, в компании VW – это одно из основных правил с конкретным расчетом на будущее. Суть такого подхода заключается в том, чтобы насытить внутренние рынки качественными машинами, доступными для рядового потребителя.

Развитие производства

Производственные мощности

Преимущества

Кроме того, локальное производство нивелирует дефицит. Марка Skoda популярна во всем мире, а производственные мощности в Чехии – не безграничны. Если бы не создавались новые фабрики, потребителям приходилось бы долго ждать желаемую машину либо подыскивать другой вариант.

Особенности

Сотрудники отечественных филиалов не менее квалифицированные, чем их коллеги из Чехии и Германии. Здесь особого секрета нет. Пока работник не сдаст соответствующие экзамены и не докажет свою профпригодность, его просто не допустят к конвейеру. На фабриках этого уровня практикуется определенная система контроля и качества работы: от стажера до директора предприятия.

Филиал концерна

Требования к комплектующим материалам

Не так давно заводы Skoda в нашей стране начали функционировать полноценно, включая проведение сварки и окраски кузова. До некоторых пор в России не было каркасного металла, удовлетворяющего запросам по качеству, предъявляемому концерном VW.

Перспективы

Нынешние авто чешской марки, произведенные в РФ, соответствуют нормам европейских требований к качеству, могут экспортироваться в страны Евросоюза. Некоторые ограничения на этот вид деятельности носят преимущественно логистическую направленность. Продукции придется дважды пересекать таможню: сначала в виде комплектующих элементов из Чехии, затем в виде готовой машины при отправке в Европу. Несмотря на то что подобная схема влияет на экономику операции, работа в данном сегменте также ведется. Среди основных отличий автомобилей, созданных на отечественных мощностях, – увеличенная емкость аккумуляторов, усиленный узел подвески (с учетом особенностей климата и дорог).


Строительство этого комбината началось в 2006 году. Предварительно специалистами было рассмотрено порядка 70 площадок в 11 регионах страны. В критерии отбора входила сотня параметров, начиная от наличия свободной рабочей силы, заканчивая обустройством подъездных путей. В итоге выбор пал на участок в Калуге (170 км к юго-западу от Москвы).

Производство автомобилей способствует образованию сопутствующих предприятий, которым нужны поставщики. В результате выстраивается длинная экономическая цепочка.

Полный цикл

Где собирают автомобили

Производственные мощности Skoda в Нижнем Новгороде

Интересная информация

Заводы

Общий инвестиционный вклад в программу составил порядка 300 миллионов евро. Полный производственный цикл на ГАЗе был организован в максимально сжатые сроки (17 месяцев). Это и неудивительно, поскольку мощности создавались на действующем предприятии. Выпуск Skoda Yeti стартовал в 2012 году, в 2013-м – начало сходить с конвейера третье поколение Octavia.

Контроль качества

Все кузовы до поступления в монтажный цех проходят ряд обязательных процедур:

  • Двойную грунтовку.
  • Покраску.
  • Обработку герметиком, мастикой и горячим воском.

Технологические процессы и системы на комбинатах корпорации Volkswagen едины по всему миру. Это позволяет выстроить глобальную схему многоступенчатого контроля качества.

Окрашенные и прошедшие проверку готовые кузовы подаются на монтажную линию, где приобретают окончательный вид, согласно дилерскому заказу. Сопроводительный лист считывается посредством сканера. В нем указываются все требуемые параметры, начиная от модели мультимедийной системы, заканчивая дополнительными нишами перед водительским и пассажирским сидением.

После конвейера автомобиль пропускают через световой туннель под специальными лампами, позволяющими выявить микроскопические дефекты, затем – тестирование в дождевальном отсеке. После проверки на влагостойкость проводится еще ряд тестов:

  • Роликовые стенды, имитирующие различные условия поездки и торможения.
  • Проверка через компьютер всех электронных систем машины.
  • Испытания на открытом воздухе.


Как подключить телефон к автомагнитоле и включить музыку в машине

Узнай первым о выходе нового полезного контента

© 2010 - 2021 Все права защищены. Любое копирование материала с нашего сайта строго запрещено без предварительного согласия со стороны администрации.

© 2010 - 2021 Все права защищены. Любое копирование материала с нашего сайта строго запрещено без предварительного согласия со стороны администрации.

Читайте также: