Автомобиль с числом мест для сидения более 9 включая место водителя автобус

Обновлено: 02.07.2024

Краткая характеристика и комментарии к основным терминам, вынесенным на зачеты и экзамен в автошколе и ГАИ. Также, в данном разделе рассматриваются важные, с точки зрения автора, понятия встречающиеся в процессе изучения Правил.

1. Транспортные средства

2.69. Транспортное средство (т/с)

  • Устройство, предназначенное для движения по дороге, которое перевозит пассажиров, грузы или любое оборудование.

2.26. Механическое транспортное средство

  • Транспортное средство, приводимое в движение двигателем.

Двигатель может быть внутреннего сгорания (бензиновый, дизельный, работающий на сжатом или сжиженном газе) или электрический.

На данный момент, к механическим транспортным средствам с электрическим двигателем мы относим электромобили, троллейбусы, трамваи и электробусы.

Средства персональной (индивидуальной) мобильности, такие как электровелосипеды, электросамокаты, моноколёса и прочее, не рассматриваются в рамках действующих в Республике Правил.

2.2. Автомобиль

  • Механическое транспортное средство имеющее минимум 4 колеса на двух или более осях.

К автомобилю приравнивается КВАДРИЦИКЛ (мотоколяска) у которого 4 колеса, автомобильный руль и масса НЕ более 550кг.

2.1. Автобус

  • Автомобиль, с числом мест для сидения более девяти, включая место водителя.

2.54. Прицеп

  • Транспортное средство, предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством.

Прицепы могут быть обычные, специализированные, полуприцепы, караваны (прицеп-дача), прицеп-роспуск и многое другое

2.3. Автопоезд

  • Состав из Легкового автомобиля и прицепа, Грузового автомобиля и прицепа, Автобуса с прицепом, Колёсного трактора и прицепа.

Что же касаемо буксировки механических т/с, то здесь единого определения нет. Поэтому, как ни странно, но такой вариант движения мы вынуждены воспринимать как два отдельных транспортных средства.

2.70. Транспортное средство оперативного назначения:

  1. Транспортное средство имеющее специальную схему раскраски, световую и звуковую сигнализацию.

2. Оперативное т/с может иметь только световую и звуковую сигнализацию и никаких иных отличительных внешних признаков.

2.25. Маршрутное транспортное средство (МТС)

  • Механическое т/с, регулярно движущееся по установленному маршруту с обозначенными остановочными пунктами.

2.19. Железнодорожное транспортное средство

  • Локомотивы, электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, и т.п., предназначенные для перевозки пассажиров и грузов по железной дороге.

Железнодорожное т/с не считается транспортным средством с точки зрения ПДД, так как не передвигается по дорогам.

Трамвай — маршрутное, механическое т/с. Трамвай передвигается по дороге (трамвайные пути — элемент дороги).

2.36. Одноколейное транспортное средство

  • Транспортное средство у которого только 2 колеса расположенных друг за другом.

2.5. Велосипед

  • Транспортное средство приводимое в движение мускульной силой людей.

Можно ли отнести к велосипеду обычный самокат? У меня нет полной уверенности в этом, однако, термину это не противоречит.

Что же касается электровелосипедов и элекросамокатов, то как уже говорилось выше (см. термин Механическое т/с), такого транспорта на данный момент в Правилах НЕТ. А значит, нет и на экзамене!

2.13. Гужевое т/с

  • Транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой животных.

2.27. Мопед

  • Механическое т/с. Двигатель до 50 куб. см. (49,9 см3). Максимальная скорость не более 50 км/ч.

На данный момент, велосипед с электродвигателем мы не можем рассматривать в контексте термина мопед, так как в термине речь идёт только про двигатель внутреннего сгорания (куб. см. — это объём камеры сгорания двигателя).

2.28. Мотоцикл:

  1. Двухколесное механическое т/с. Двигатель рабочим объемом 50 куб. сантиметров ровно или более 50 куб. сантиметров.
  • Двухколесный мотоцикл может иметь боковой прицеп (коляску).

2. Трехколесное механическое т/с. Снаряженная масса которого НЕ более 400 кг.

В наших правилах нет четырёхколесных мотоциклов. Мотовездеход (квадроцикл) не является транспортным средством, предназначенным для движения по дорогам Республики.

Получать права на квадроцикл в Беларуси на данный момент не требуется, но нужно быть готовым к тому, что в ближайшем будущем ситуация изменится.

В будущем, квадроциклы нужно будет регистрировать в инспекциях Гостехнадзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия.

Квадроцикл можно использовать для езды по бездорожью вне автомобильных дорог. На автодороге квадроцикл можно лишь перевозить в прицепе.

Под понятием автобуса подразумевают самоходное безрельсовое транспортное средство, которое рассчитано на комфортабельную транспортировку пассажиров в количестве от 9-ти человек. В отличие от троллейбусов, для движения которых необходимо подключение к линии электропередач, автобусы являются полностью автономным ТС с абсолютной свободой движения. Они способны маневрировать на трассе, выполнять повороты, перестраиваться между рядами и делать разворот без каких-либо ограничений.

  1. Что такое классы автобусов, и какими они бывают
  2. Классификация автобусов по назначению
  3. Классификация автобусов по длине
  4. Классификация автобусов по пассажировместимости
    • Автобусы малого класса
    • Автобусы среднего класса
    • Автобусы большого класса
  5. Классификация автобусов по типу кузова, компоновке и конструкции
  6. Классификация по числу салонов
  7. Группы в зависимости от назначения

Лиаз

По состоянию на сегодняшний день существует две основных разновидности автобусов – пассажирские и специальные.

Машины из второй категории представляют собой доработанные версии пассажирских автобусов, усовершенствованные и дополненные с учетом сферы применения. Что касается автобусов, предназначенных для перевозки людей, то их принято подразделять с учетом различных признаков. Итак, темой нашего сегодняшнего разговора станет классификация автобусов.

Что такое классы автобусов, и какими они бывают

Согласно международным правилам, действие которых распространяется и на Российскую Федерацию, существует классификация автобусов с точки зрения назначения, а также в зависимости от размера.

Для каждой сферы использования разрабатываются машины той или иной категории, которые различаются между собой габаритами, компоновкой, техническими характеристиками и уровнем комфорта. Перечислим наиболее распространенные классификации транспортных средств, ставших темой нашего разговора.

Классификация автобусов по назначению

С точки зрения вида перевозок, в ходе которых автобус задействован, есть следующие типы машин

• городские. Это автобусы, которые задействованы в перевозке людей в городской черте, что в подавляющем большинстве случаев подразумевает передвижение по хорошим асфальтированным дорогам. Основные требования, предъявляемые к подобной технике – внушительная вместимость, маневренность, возможность удобной и что немаловажно – оперативной посадки и высадки пассажиров на остановках. Особенности городских автобусов – это низкий пол, просторные площадки, широкие проходы, наличие достаточного количества удобных поручней, несколько дверей, невысокие подножки, а также большие окна для естественного освещения и множество лампочек для искусственного, хорошая система вентиляции и кондиционирования. Все это в совокупности позволяет создать комфортные условия для перемещения людей в пределах населенного пункта.

• Пригородные автобусы разрабатывались для обслуживания маршрутов между населенными пунктами. Они способны развивать более высокую скорость, у них меньше места для людей, которые едут стоя, и больше удобных сидячих мест. Нередко подобные транспортные средства выпускают с универсальным оснащением, которое позволяет эффективно использовать их как в городе, так и на пригородных маршрутах.

• Туристические и междугородные автобусы рассчитаны на перевозку людей по автомобильным магистралям. Главным требованием, предъявляемым к такой технике, является обеспечение высочайшего уровня безопасности во время движения на высокой скорости.

Классы автобусов

• вместительный багажный отсек;
• нет накопительных площадок;
• преимущественно одна дверь;
• узкие проходы;
• удобные откидывающиеся сидения;
• индивидуальные светильники, качественная система вентиляции и отопления, аудио- и видеоаппаратура.

Классификация автобусов по длине

В зависимости от длины корпуса все представленные на современном рынке автобусы делятся на 3 категории:

Класс ТС Длина кузова, м 2 первые цифры индекса
Особо малый До 5,0 22
Малый 6,0 - 7,5 32
Средний 8,0 - 9,5 42
Большой 10,5 - 12,0 52
Особо большой Более 12 62

Классификация автобусов по пассажировместимости

Согласно международной классификации, действие которой распространяется и на нашу страну, все автобусы подразделяются на 5 классов – с 22-го по 62-й. Краткую характеристику классов можно увидеть в таблице выше, а далее мы рассмотрим каждый из них более подробно.

На вместительность автобусов, предназначенных для обслуживания городских и пригородных маршрутов, указывает общее количество как сидячих, так и стоячих мест. В моделях, разработанных для выполнения междугородних перевозок, включая туристические поездки, вместимость определяется только числом мест для сидения. В этой связи разновидности техники таковы:
• малый и особо малый класс;
• средний класс;
• большой и особо большой класс.

автобус малого класса

Для нормального функционирования в структуре автобусного парка должны присутствовать машины всех разновидностей. Соотношение же зависит от местных условий: в сельскохозяйственных районах одно, в мегаполисе - другое, в горной местности - третье.

Автобусы малого класса

Ярким примером автобусов малого класса является ПАЗ – одна из наиболее известных моделей Павловского автозавода, выпускаемая с 1989-го по 2003-й год. Это высокопольный полноприводный автобус, предназначенный для перевозки людей на сравнительно небольшие расстояния как по асфальтированным, так и по грунтовым дорогам.

Количество сидячих мест в нем составляет 28 шт. За весь период производства было выпущено несколько модификаций ПАЗов, в том числе и более комфортный вариант для пригородного туризма, оснащенный кондиционером, вместительными полками для багажа и ремнями безопасности.

Автобусы среднего класса

Лиаз

Еще один представитель этого класса - Daewoo BS106, выпущенный в 1991-м году. Низкопольная модель с колесной базой 4Х2 прекрасно справляется с перевозкой людей на маршрутах небольшой дальности.

Длина автобуса составляет 10,4 метра, а его ширина равна 2,49 метрам при высоте 3,22 м. За период производства Daewoo BS106 не раз претерпевал существенных изменений, в том числе и касательно технических характеристик, он продолжает активно эксплуатироваться на территории многих стран постсоветского пространства.

Автобусы большого класса

Автобусы большого класса в длину достигают 12-ти метров и вмещают до 90 человек. Количество сидячих мест варьируется в пределах 30-40-ка в зависимости от марки и модели. Сиденья в таких машинах мягкие, базируются они на прочном каркасе и легко регулируются, позволяя менять угол наклона. В качестве освещения использованы лампы с мягким рассеянным светом, предусмотрены индивидуальные точки освещения. Подобные транспортные средства созданы для транспортировки людей на большие расстояния – от 500 км и более.

Классы автобусов

Отличным примером автобусов большого класса является семейство MAN Lion’s – мощные, выносливые, но при этом комфортабельные машины в двух- и трехколесной модификации. В линейке представлено огромное количество вариантов, которые позволяют обслуживать и городские маршруты, и междугородние, а также выполнять туристические рейсы большой дальности.

Отдельная категория крупногабаритной автомобильной техники для перевозки людей – это автобусы особо большого класса. Их длина составляет 16,5 метра, а пассажировместимость – 90-110 человек с более чем 40-ка сидячими местами.

Класс пассажировместимости Длина автобуса, м Число сидячих мест Общее число мест
Особо малый до 5 10 20
Малый 6 - 8 20 40
Средний 8 - 9,5 30 60
Большой 12 30 - 40 90
Особо большой 16,5 более 40 90 - 110

Классификация автобусов по типу кузова, компоновке и конструкции

С точки зрения компоновки и особенностей конструкции автобусы делятся на 2 вида – в кузове вагонного типа и в капотном кузове.

Вагонный – это однообъемный кузов, для двигателя в нем предусмотрен отдельный отсек, но он все равно объединен с пассажирским салоном и находится спереди либо сзади. Примеры автобусов в вагонном кузове – это ЛАЗ, ПАЗ, ЛиАЗ и пр.

Капотный кузов предусматривает размещение водителя и пассажиров в одном отсеке, а двигателя – в другом, то есть под капотом.

Говоря иными словами, капотный кузов двухобъемный, а используются транспортные средства в такой компоновке преимущественно для выполнения коротких рейсов в сельской местности либо для перевозки работников компаний и предприятий. Подобные автобусы отличаются небольшой вместимостью.

Классификация по числу салонов

В зависимости от количества салонов автобусы бывают обычными, то есть такими, конструкцией которых предусмотрен только один салон, и сочлененные. Последние представляют собой ТС, состоящие из 2-х и больше жестких частей, которые соединены между собой шарнирно – с помощью подвижной секции. В обоих отделениях размещены полноценные пассажирские салоны.

Особенностью сочлененных автобусов является большая вместимость, благодаря которой становится возможной перевозка огромного количества людей в максимально комфортных условиях. Преимущество таких моделей состоит в оперативной посадке/высадке пассажиров, в высокой устойчивости благодаря смещенному центру тяжести, в хорошем доступе к салону маломобильных слоев населения.

Группы в зависимости от назначения

Мы рассмотрели наиболее распространенные классификации автобусов, однако в редких случаях такие транспортные средства подразделяют на группы в зависимости от конкретного назначения. Так, говорят о школьных, экскурсионных, вахтовых или аэродромных автобусах, об автобусах-вездеходах, рассчитанных на эксплуатацию на плохих дорогах. С точки зрения размещения мотора машины бывают задне- и центральномоторными, а в виду особенностей конструкции – терминальными, одно-, полутора- и двухэтажными.

Если возникла необходимость в покупке автобуса, необходимо учитывать цель приобретения, сферу использования транспортного средства, ведь от этого будет напрямую зависеть выбор в плане технических характеристик и оснащения модели.

Данный документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 01.01.2021, установленное ФЗ от 31.07.2020 N 247-ФЗ.

ПДД РФ, 22. Перевозка людей

22.1. Перевозка людей в кузове грузового автомобиля должна осуществляться водителями, имеющими водительское удостоверение на право управления транспортным средством категории "C" или подкатегории "C1" в течение 3 и более лет.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае перевозки людей в кузове грузового автомобиля в количестве более 8, но не более 16 человек, включая пассажиров в кабине, требуется также наличие в водительском удостоверении разрешающей отметки, подтверждающей наличие права управления транспортным средством категории "D" или подкатегории "D1", в случае перевозки более 16 человек, включая пассажиров в кабине, - категории "D".

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097)

(см. текст в предыдущей редакции)

Примечание. Допуск военных водителей к перевозке людей на грузовых автомобилях осуществляется в установленном порядке.

22.2. Перевозка людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой разрешается, если он оборудован в соответствии с Основными положениями, при этом перевозка детей не допускается.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 84)

(см. текст в предыдущей редакции)

22.2(1). Перевозка людей на мотоцикле должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории "A" или подкатегории "A1" в течение 2 и более лет, перевозка людей на мопеде должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами любой категории или подкатегории в течение 2 и более лет.

(п. 22.2(1) введен Постановлением Правительства РФ от 24.03.2017 N 333)

22.3. Число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля, а также салоне автобуса, осуществляющего перевозку на междугородном, горном, туристическом или экскурсионном маршруте, и при организованной перевозке группы детей не должно превышать количества оборудованных для сидения мест.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)

(см. текст в предыдущей редакции)

22.4. Перед поездкой водитель грузового автомобиля должен проинструктировать пассажиров о порядке посадки, высадки и размещения в кузове.

Начинать движение можно только убедившись, что условия безопасной перевозки пассажиров обеспечены.

22.5. Проезд в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой, не оборудованной для перевозки людей, разрешается только лицам, сопровождающим груз или следующим за его получением, при условии, что они обеспечены местом для сидения, расположенным ниже уровня бортов.

22.6. Организованная перевозка группы детей должна осуществляться в соответствии с настоящими Правилами, а также правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в автобусе, обозначенном опознавательными знаками "Перевозка детей".

(п. 22.6 в ред. Постановления Правительства РФ от 17.12.2013 N 1176)

(см. текст в предыдущей редакции)

22.7. Водитель обязан осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки транспортного средства, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки.

22.8. Запрещается перевозить людей:

вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла и вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения;

сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац исключен. - Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 N 767.

(см. текст в предыдущей редакции)

22.9. Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX , должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.

Наименование детской удерживающей системы ISOFIX приведено в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза ТР РС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств".

Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля - только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.

Установка в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля детских удерживающих систем (устройств) и размещение в них детей должны осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации указанных систем (устройств).

Запрещается перевозить детей в возрасте младше 12 лет на заднем сиденье мотоцикла.

При перегрузе машины водителю выписывают штраф. Нужно знать нюансы законодательства в этой области, чтобы избежать штрафных санкций.

Сколько пассажиров можно перевозить с категорией В?

Согласно постановлению правительства РФ № 1097 от 24 ноября 2014 г. категория Б разрешает управлять автомобилями с такими характеристиками:

  • максимальная масса не более 3,5 тонн;
  • количество мест с водителем не более 9, пассажирских — 8;
  • можно использовать прицеп до 750 кг. Если прицеп более 750 кг, требуется разрешение на вождение ТС-ВЕ;
  • если используется прицеп более 750 кг, то вес авто должен быть больше. Суммарный вес автомобиля с прицепом должен быть не более 3,5 тонн.
  • кроссоверы;
  • седаны;
  • минивены;
  • микроавтобусы;
  • джипы.

Читайте также: