Автозвук что это за увлечение

Обновлено: 02.07.2024

Сегодня автомобили перестали быть просто средством передвижения, тем престижнее, чем красивее внешний вид. Все больше любителей и умельцев стали вкладывать свой труд во внутреннее убранство транспортного средства, что соответственно заинтересовало покупателя. Ведь можно иметь машину как у всех, однако с совершенно уникальным внутренним миром - отделкой, цветом, материалами, звуковой системой.

Автозвук эволюционировал от обычных двух колонок до мощных сабвуферов с десятками (!) колонок. Даже стали проводиться чемпионаты по автомобильному звуку, которые выявляют самых мощных, самых эффектных. Неслучайно многие проявляют интерес к оснащению своего автомобиля мощной и уникальной аудиосистемой, однако есть множество мифов, которые ставят непосвященного в тупик. Развенчанием этих заблуждений и займемся.

Мифы об автозвуке

Мощность моей магнитолы - целых 200 Ватт!

В основе заблуждения лежит смешения разных понятий - мощности номинальной и максимальной. Обычно производители звукового оборудования указывают максимальные, пиковые значения мощности, но такие показатели можно получить только на специальных стендах, чуть ли не в лабораторных условиях. Обычный же потребитель не получит такой мощности просто по определению. Если хочется узнать реальную мощность, то поищите номинальные параметры, если они окажутся хотя бы 4*15 Вт, то это уже неплохо. Многие интересуются, откуда же появилась такая разница в значениях? Дело в том, что пиковая мощность является предельной для аппаратуры, по достижении ее аппаратуре приходит конец, испытания по достижению таковых цифр буквально являются испытанием на выживание. Любопытно, что производители пускаются на некоторые уловки, чтобы достичь высоких цифр, которые, как известно, лучше продаются. Так, аппаратуру в ходе испытаний могут охлаждать жидким азотом, что поможет выжать их техники последние соки. А вот многочисленные азиатские бренды, славящиеся своей дешевизной, вообще не озадачиваются тестированием, просто заявляя высокую мощность, взяв ее с потолка. Риск быть разоблаченными у таких производителей минимален, так как пользователь все равно не может проверить эти цифры.

В хорошем дорогом автомобиле музыка по определению отличная

Будем отталкиваться от понятийной связки "качественный автозвук", которая подразумевает первоклассные составляющие, которые удачно сочетаются между собой и установлены в автомобиль специалистами. Оснащать машины качественным звуком невыгодно, прежде всего, для производителя - где гарантия, что такое авто, с весомой ценовой надбавкой, будет хорошо продаваться? Качественный звук оценят лишь профессионалы, а практика показывает, что они все равно пытаются самостоятельно усовершенствовать то, чем уже обладают. Эксперты отмечают, что моделей с действительно классной встроенной аудиосистемой - единицы, среди них можно назвать Audi A8, обладающую акустикой Bang@Olufsen, или Volvo S80 с системой от Dynaudio.

В моей машине 12 динамиков, они дают сногсшибательный звук!

Качественный звук зависит не от числа динамиков. В случае использования аппаратуры посредственного качества можно получить обратный эффект - все шумы, хрипы будут звучать одновременно из всех 4(8,10,12) динамиков. В большинстве случаев для сильного и красивого звучания достаточно иметь мощный "фронт", сабвуфер и 4-х канальный усилитель. На увеличении числа динамиков в машине зачастую настаивают не инженеры, а маркетологи. Неудивительно, что в сегменте самых дорогих систем число колонок приближается к двум десяткам. К примеру, в Lexus аудиосистема Mark Levinson состоит из целых 19 колонок, расположенных по всему салону. Естественно, преимущественно они выполняют имиджевые функции, нежели как-то дополняют звук. Часто форма динамиков, их размер и место установки зависят от фантазии дизайнера. Можно увидеть красивый динамик в самом укромном месте, однако на самом деле он будет практически пустым.

Активный сабвуфер может заменить собой несколько других компонентов

Разница в активном и обычном сабвуфере лишь в том, что в первом случае усилитель размещен непосредственно в корпусе. На самом деле такое соседство небесспорно с точки зрения эффективности. Лучше выбрать вариант с размещением сабвуфера в багажнике, а усилителя - в салоне, отлично подойдет для этого сиденье пассажира. Естественно, что активный сабвуфер гораздо больше по размерам, поэтому занимает довольно много места в багажнике. Миф же рожден простой человеческой психологией - ну как "активное" оборудование может быть хуже "пассивного"?

Чем больше разных функций в аудиосистеме, тем лучше

И снова прослеживается рука маркетологов, которые снабжают приборы кучей дополнительных функций. Телефон должен иметь доступ в интернет, аудиосистема - телевизор и GPS-навигации и так далее. Обычно потребитель сталкивается с тем, что какие-то из многочисленных компонентов работают неважно. Попытка придать устройству множество посторонних функций присуща в основном фирмам, которые ищут своего покупателя в низшей ценовой категории. Солидные же фирмы не размениваются на мелочи, уделяя внимание непосредственно качеству звука. К примеру, в головных устройствах Pioneer радио абсолютно обособленно от проигрывателя компакт-дисков. Так что не стоит бросаться на магнитолу с функциями будильника, игрового центра, навигатора и прочего, последуйте пословице: "Лучше меньше, да лучше".

Лучше подбирать компоненты так, что бы они принадлежали одному бренду

Нетрудно понять логику таких людей, которые, очевидно, таким образом хотят решить проблему совместимости. В специализированном журнале можно увидеть, как среди, предположим, головных устройств победителем стало продукция фирма N. Зачастую покупатель отправляется в магазин, попутно приобретая не только это изделие, но и сабвуфер, усилитель, колонки этой же фирмы. Собрав весь набор, покупатель естественно останется доволен, хотя бы с моральной точки зрения. Между тем зачастую фирмы, которые производят лучшие головные устройства, довольно посредственны в сфере выпуска прочей акустики, производя ее лишь для наполнения линейки компонентов. В чем причина, спросите Вы? Вся загвоздка в том, что находится внутри разных компонентов. К примеру, в случае с магнитолой, внутри будет находиться микроэлектроника, на основе современных соответствующих технологий, а вот в случае с динамиком - макроэлектроника. Продавец-профессионал обязательно расскажет, какой производитель силен в каких компонентах, а вот неграмотный продавец и постарается сбыть целый набор продукции одной фирмы.

К машине лучше подойдет акустика фирмы-автопроизводителя

Лучше выбирать акустику, которая победила на соревнованиях по автозвуку

На самом деле есть разные соревнования. Одни из них, относящиеся к SPL (Sound Pressure Level) ставят своей целью выдать максимальную громкость звука. Для этих целей машину оснащают всевозможными "бухалками", усиливают стекла, чтобы не те вылетели, а звук запускают с помощью дистанционного устройства, находясь поодаль, чтобы не оглохнуть. Но это не имеет прямого отношения к качеству звука. Для того чтобы определить действительно стоящую аппаратуру, необходимо исследовать общий состав музыкального фона, как проявляются полутона, влияние друг на друга составляющих звука. Чтобы в полной мере протестировать оборудование даже подбирается несколько записей разных стилей. То есть качественный звук дает возможность услышать все нюансы музыки, как по отдельности, так и в едином звучании.

Лучше всего устанавливать аудиоаппаратуру в корпусе типа "седан"

Этот миф довольно древен и практически изжил себя сегодня. Лет десять назад аудиосистема представляла собой магнитолу с колонками, а о сабвуферах вообще мало кто слышал. Миф был рожден следующими соображениями. Только в седане позади задних сидений полка жестко закреплена, а в других типах кузова она подвижная. Поэтому и динамики будут испытывать тряску, что может отразиться на качестве звука. Сегодня же никто не цепляется за задние динамики, эффективнее считается установить классный сабвуфер и мощный "фронт". Сегодня приоритеты буквально перевернулись - именно в багажнике седана сабвуфер находится в изоляции, тогда как однообъемные кузова более пригодны для установки автозвука. В седане звук пройдет через заднюю стенку, а вот компрессионный эффект будет заметно ею ослаблен.

Можно купить конденсатор и слушать музыку часами, не опасаясь посадить аккумулятор

В акустической системе конденсатор накапливает энергию, будучи готовым отдать ее при первой же необходимости. Но конденсатор ни в коем случае не заменяет аккумулятор, ни в этом его предназначение, ведь он в любом случае питается от аккумулятора, являясь звеном электрической цепи. Неверно будет оценивать производительность конденсатора тем, сколько времени от него будет играть музыка при выключенном двигателе. Специализация конденсатора очень узкая - отдавать часть своей энергии в случае, если заряда основного источника не хватает для обеспечения нормального звучания. Это может случиться, если подключены дополнительные потребители энергии, а требуется конденсатор, на самом деле, лишь самым мощным системам, с фактической мощностью несколько сотен ватт.

Я хорошо разбираюсь в электрике, поэтому сам установлю аудиосистему

Этот миф является следствием нашего тяжелого наследия, когда каждый просто-таки был обязан быть и токарем, и слесарем, и электриков. Сегодня такой необходимости уже нет, но в головах еще живет сознание того, что все возможно сделать своими руками, надо лишь послушать совета знающего человека или прочесть соответствующий журнал, к тому же, можно и сэкономить. Никто не отрицает, что произвести простейшие работы - врезать к примеру магнитолу в приборную панель, несложно и самому, однако мы ведь говорим о профессиональном автозвуке. Необходимо выбрать из сотен комбинаций десятки нужных компонентов, соединить все это аккуратно проводкой, при этом "выслушивать" сцену в поисках идеального звучания. Чтобы получить в салоне качественный звук, мало собрать все компоненты, необходимо их еще и настроить, чтобы передавать все нюансы музыки. Кстати, слабая подготовка не только у гаражных мастеров, но и у многих установщиков в дилерских центрах. Ведь обычно не существует штатной должности "мастер по автозвуку", есть лишь "мастер по дополнительному оборудованию", который занимается и защитой картера, и пластиковыми обвесами, и автозвуком. Стоит ли ожидать от него действительно качественной, ювелирной работы, которая в полной мере раскроет возможности дорогого оборудования?

Классную музыку вполне можно купить за небольшие деньги

Действительно классная аудиосистема стоит не 100 и не 300 долларов, разве что Вы ищете бюджетный вариант. Начиная поиск техники, помните - скупой платит дважды. Определитесь со своими требованиями, затем покажите машину специалистам. Для каждого автомобиля есть стандартный алгоритм переоборудования, которому, впрочем, можно и не следовать, разработав индивидуальный план. Главное, чтобы автозвуком занимались люди, которые специализируются именно на этом, не занимаясь попутно десятком других дел. Ведь как гласит английская пословица: "Сапожник делает хорошую обувь потому, что он делает обувь и ничего кроме этого".



Как правило, в масс-маркете автопроизводители подбирают аудиосистемы, ориентируясь на среднего потребителя: главное, чтобы можно было слушать радио, иногда подключить телефон через Bluetooth или флешку через USB. Инженеры не рассчитывают, что вы будете слушать музыку на максимальной громкости и что у вас исключительный музыкальный слух.

Правила хорошего автозвука

Даже если производитель ставит пару дополнительных динамиков, это не приводит к существенному улучшению качества звучания. И установка владельцем купленного в ближайшем супермаркете сабвуфера тоже не решит проблемы. Ездить, дребезжа багажником и мигая фарами от просадок напряжения в бортовой сети, совсем не круто. Аудиоподготовка в автомобиле — процесс последовательный. Сначала делают виброизоляцию, потом меняют динамики, а после добавляют сабвуфер. Если этапы поменять местами, например, поставить хорошую акустику, но не подготовить двери, эффект только ухудшится.

Правила хорошего автозвука
Правила хорошего автозвука

ВИБРОИЗОЛЯЦИЯ

Правила хорошего автозвука
Правила хорошего автозвука

Громкая музыка сломала зеркала.

ЗАМЕНА АУДИОСИСТЕМЫ

Правила хорошего автозвука
Правила хорошего автозвука

Ниша под запасное колесо.

Чтобы обезопасить себя от возможного короткого замыкания, ставится предохранитель на плюсовой провод не дальше 40 см от аккумулятора. С обратной стороны, в усилителе, уже есть свой предохранитель.

Динамики лучше выбирать эстрадные. Они обладают большим запасом громкости, при этом достаточно качественно играют. Диаметр динамиков будет зависеть от возможности установки в вашем автомобиле: 16 либо 20 см. Рассчитывать стоит на сумму от 20 000 рублей, и это без учета стоимости установки.

ВЫБИРАЕМ САБВУФЕР

Правила хорошего автозвука

В бюджетном и среднем ценовом сегменте (когда, например, стоимость сабвуфера не более 20 000 рублей) не стоит обращать внимания на указанную максимальную мощность динамика – это маркетинговый ход для привлечения покупателей. При такой мощности он способен проработать всего пару секунд.

Очень рекомендуем установку вольтметра на видном месте в салоне автомобиля — это позволит следить за просадками напряжения в сети. Подключать необходимо на самый большой потребитель — усилитель для сабвуфера. Усилители работают правильно только при напряжении не менее 12 вольт. Если штатного аккумулятора не хватает, то лучше заменить на AGM. Этот тип аккумуляторов способен отдавать больший ток, и, соответственно, будет меньше просадок при нагрузке.

Правила хорошего автозвука

AGM (Absorbent Glass Mat) — это технология изготовления свинцово-кислотных аккумуляторов. Отличие батарей AGM от классических в том, что в них содержится абсорбированный электролит, а не жидкий, что дает ряд преимуществ в их работе. Минусы такого типа аккумуляторов — это цена и большой вес. Но плюсов больше: высокая отдача, очень быстрый заряд (для полной подзарядки им достаточно выходного напряжения бортовой сети 13,8–14,5 В), выносливость, способность нормально работать до –30 градусов, герметичность (можно положить на бок и не переживать о вредоносных парах кислоты, что важно при установке аккумулятора в багажнике).

Общий бюджет переделок на текущий момент составит порядка 80 000 рублей. За эти деньги вы получите очень хороший, детальный звук. Двери больше не будут подыгрывать в такт музыке. В багажнике будет установлено два усилителя — один для акустики, другой для сабвуфера. Запас громкости позволит озвучивать небольшой пляж летом, а в салоне от низких частот будет трястись зеркало заднего вида. Но если этого мало, посмотрите до чего можно дойти в поисках идеального автозвука на примере моего личного автомобиля.

OPEL ASTRA: НЕТ ПРЕДЕЛА СОВЕРШЕНСТВУ, ИЛИ ЗВУК ЦЕНОЙ С АВТОМОБИЛЬ

Правила хорошего автозвука
Правила хорошего автозвука

Основа всего в автозвуке — правильное питание. Большая потребляемая мощность (в этой машине суммарно около 7 кВт) требует особых условий эксплуатации. Под капотом установлен генератор повышенной производительности на 270 А (штатный выдавал всего 120 А). Заряжает он три AGM-аккумулятора суммарной емкостью 250 Ач, один под капотом и два вместо запасного колеса. На подключение аккумуляторов, генератора и усилителя ушло около 40 метров провода 50 мм 2 — толщина каждого с большой палец.

Изначально тут стояли другие сабвуферы, менее мощные, и более слабый усилитель. Позже я заменил сабвуферы, а усилителей сменил уже три штуки. Первый был мощностью 2 кВт, теперь уже на 5,5 кВт. Сейчас звуковое давление в салоне моего автомобиля достигает 151 дБ. При таких цифрах прирост каждого децибела на слух — повышение громкости в два раза, а по деньгам сумма увеличивается в геометрической прогрессии. Например, смена усилителя на более мощный с улучшением результата на 1,5 дБ обошлась мне в 70 000 рублей.

Правила хорошего автозвука

В дверях установлена эстрадная акустика: по два среднечастотных динамика и один рупорный — отыгрывает верхние частоты. Под установку такого количества динамиков были вручную изготовлены дверные карты и обтянуты кожзамом.

Штатное головное устройство точно бы не справилось, поэтому его заменили магнитолой с процессором: он позволяет отправлять на каждый динамик тот диапазон частот, на который они рассчитаны. Система отбалансирована так, как мне нравится. Но есть специальный регулятор под рукой, позволяющий добавить низких частот, когда их не хватает.

Бюджет такой конфигурации совсем не низок. Много ручной работы, установленных профессиональных компонентов. Стоимость доработок на этот момент составила уже порядка 270 000 рублей, фактически сравнявшись с ценой самого автомобиля. Но меня эта сумма не смущает, я уже заказал другие аккумуляторы, чтобы прибавить пару десятых децибел. И пока вы читаете, сумма уже могла сильно измениться.


Если вы начали увлекаться автозвуком, то этот материал будет вам полезен. И наверняка поможет не совершить фундаментальные ошибки на старте вашего увлечения. Это позволит сэкономить финансы, нервы и время.

1. Отсутствие направления

Часто бывает так, что человек познакомился с автозвуком, побывл на соревнованиях или увидел видео в сети или услышал музыку, валящую из проезжающей машины и загорелся. Но вот что именно ему нужно не представляет.

Планирование автозвука


Тут важно понять в какого характера система вам нужна: исключительное качество звучания, без компромиссная громкость, что-то среднее между этим, звуковое давление или ветер от баса. Дело в том, что все это разные направления в автозвуке и построение аудиосистемы под желаемый результат будет сильно отличаться. И может оказаться так, что на середине создания вашего проекта, вы вдруг поймете, что делаете не совсем то, чего на самом то деле хотите и неизбежно придется менять концепцию и компоненты. По этому сначала изучите подробнее особенности каждого вида и определитесь хотя бы с общим направлением, что бы сразу двигаться в нужную вам сторону.

2. Отсутствие шумоизоляции

Одна из самых распространенных ошибок, в большинстве случаев касающаяся казуальных любителей, которые только решили проапгрейдить штатную аудиосистему — это ситуация когда человек покупает новые динамики или магнитолу (головное устройство) для улучшения качества звучания, но не занимается подготовкой хотя бы дверей или попросту шумоизоляцией.

Шумоизоляция дверей

В таком случае упускается очень большой положительный эффект. Скажу больше, если в балансируете на грани улучшения звучания вашей системы, то начните не с покупки динамиков, а сделайте шумоизоляцию дверей, хотя бы только передних. Это сильно улучшит качество, а так же добавит общего комфорта в пользование автомобилем. Зачастую, многие бывают полностью удовлетворены улучшением звучания, без замены компонентов. Но конечно и много тех, для кого это становится первым шагом к плотному увлечению автозвуком.

3. Покупка сабвуфера без оценки свободного места

Частая ошибка это покупка или выбор сабвуфера без предварительной оценки свободного пространства в автомобиле. Бывает так, что сабвуфер или сабвуферы уже приобретены, а хороший корпус для них не входит в автомобиль или в пространство, которое можно для этого выделить. Ситуация получается патовая.

Большой сабвуфер

Поэтому, обязательно сначала измерьте ваше свободное пространство, прикиньте объем который сможете выделить под сабвуфер, и уже исходя из этого выбирайте размер и количество сабвуферов. Помните одну важную деталь, что в некоторых седанах корпус, который может свободно поместиться в багажнике, не всегда пройдет через его проем. Это нужно учитывать.

4. Вкладывание бюджета во что-то одно

Распространенная ошибка новичков в автозвуке, это вкладывание большинства денег в какой-то один компонент системы.

огромный сабвуфер

5. Не правильное питание

Отсутствие хорошего или, другим совами, достаточного питания для аудиосистемы — очень частая ошибка или упущение, которое приводит к целому букету проблем. Это и возможный выход из строя компонентов, моргание фар, различные перегревы, просады и т.п.

Обычно люди просто покупают набор для подключения, не обращая внимание на необходимость согласования сечения проводки с потреблением или мощностью системы. Либо же делают апгрейд системы без замены питания.

Как ни крути, но питание это фундамент автозвуковой системы и именно с него нужно начинать постройку и проектирование. Поэтому, если вы решили увлечься автозвуком, то начните с изучения данного вопроса. Подробнее об этом можно прочитать в статье — Как подключать усилители.

конденсатор

Сюда же можно отнести покупку конденсатора. В большинстве случаев это пустая трата средств и лучше их вложить в хорошую проводку. Подробнее о конденсаторах можно прочитать тут — Для чего нужны конденсаторы.

6. Акцент на тыловой акустике

Еще одно заблуждение — это вкладывание основного бюджета в тыловую акустику. Распространенное желание поставить побольше овалы, да по мощнее колонки в заднюю полку, чтобы оттуда долбило.

Овалы в полку

Но дело в том, что хорошее звучание достигается, в том числе, за счет правильного расположения акустики перед слушателем. И обычно, если люди, послушавшие правильную систему с грамотным расположением фронтальных динамиков, к концепции тылового звучания уже не возвращаются.

Тыловые динамики лучше использовать как легкую поддержку основного звучания, иногда это может добавить целостности к общей звуковой картине.

7. Покупка мощных динамиков

Частой ошибкой является покупка слишком мощных динамиков для аудио системы. Не редко, начинающие думают, что чем больше Вт указано на динамике, тем громче он будет играть. Но на самом деле эти цифры говорят о том, сколько динамик выдержит. И чем он будет мощнее, как правило, тем труднее усилителю или магнитоле (которые остались прежними) будет его двигать, от этого может не хватать громкости и пользователь вынужден выкручивать уровень или гейн до упора, что загоняет динамик в клиппинг, от чего этот динамик или сабвуфер может выйти из строя.

Если такое происходит, то человек может подумать, что динамики сгорели, потому что были слабыми и покупает новые с еще более высокими значениями, а этим только усугубляет ситуацию.

8. Ориентация на максимальные значения мощности

Да, к сожалению в магнитоле и близко нет заявленных 50 Ватт на канал, но это не катастрофа, а просто реалии рынка, просто это нужно знать. Так же вы не получите 1000 Ватт с усилителей на коробке которых ярко красуется такая цифра с гордой припиской MAX. И обычно чем она больше и красочней, тем меньше в этой информации правды. Но нужно сказать, что в основном это касается бюджетного сегмента.

активный сабвуфер


Просто при выборе ориентируйтесь на мощность, которая обозначается RMS, а не на максимальную. Да RMS это не совсем долговременная мощность (это тема для отдельного материала), но, тем не менее, она будет для вас наиболее надежным ориентиром. Подробнее о подборе компонентов читайте в статье — Как выбрать усилитель.

9. Минус с кузова — это плохо

И напоследок — еще одно очень распространенное заблуждение, которое больше относится к людям уже как-то знакомым с автозвуком.

минус с кузова

Бытует мнение, что минус с кузова хуже для питания чем отдельная протяжка и вообще это не по фен-шуй. На самом деле в большинстве случаев минус с кузова даст лучшие результаты по общей проводимости питания системы чем отдельная протяжка, а так же сэкономит вам часть средств, которые вы могли на нее потратить.
Так что минус с кузова это нормально, главное правильно организовать подключение! Подробнее читайте в статье — Как правильно подключить усилитель.


Часто маркетологи почему-то ассоциируют качество аудиосистемы с количеством динамиков в ней

Отсюда, кстати, и бытующее среди злых языков утверждение, что автомобильный High End — это абсурд, и построить в автомобиле аудиосистему высокого класса невозможно в принципе. Лично мне такой подход не очень нравится, ну не люблю я проводить в машине два-три часа в день, стоя в городских пробках, слушая одно лишь только радио. И, думаю, я не один такой. А значит, будем искать другие решения, не домашние. И, как показывает практика, такие решения существуют.


Я бы не стал утверждать, что все штатные системы звучат скверно. Есть много интересных и действительно прекрасно звучащих. Но, к сожалению, с одним большим недостатком — чудовищной стоимостью

Первым делом нужно определиться, а что, собственно, нам нужно. Если есть желание сделать систему действительно высокого класса, то в любом случае простыми средствами не обойтись, придется подходить к вопросу комплексно и готовиться к приличным финансовым вливаниям. Если же задачи сравняться по звучанию с многокилобаксовыми домашними системами не стоит, то можно подходить поэтапно. А вот на каком этапе остановиться — это уже дело каждого. Начнем с простого.

Уровень первый. Шумоизоляция

Самый простой способ улучшить акустические условия работы динамиков и избавиться от ненужных резонансов и прочих призвуков металла — использовать вибродемпфирующие материалы. Они обычно делаются на основе битума или каучука, часто с какими-нибудь добавками. Их главная особенность — высокая внутренняя вязкость. В основном это просто листовые материалы, которые раскраиваются прямо по месту и тщательно прикатываются к металлу. Но иногда такие материалы бывают и в виде мастик.


Обработка вибродемпфирующими материалами устраняет призвуки металла и улучшает условия работы установленных динамиков

Вибродемпфирующие материалы потяжелее и пожестче эффективнее, но с ними и работать тяжелее, так что не все мастера их любят. С теми, что потоньше и полегче, работать проще, но от них и эффект не настолько высок. Оптимум, как правило, где-то посередине.

Разного рода легкие вспененные и волокнистые материалы можно рассматривать лишь факультативно, они работают несколько иначе, и на поглощение вибраций металла особого влияния не оказывают.

Уровень второй. Замена штатных динамиков

Вот тут нужно быть очень осторожным. Это то еще поле с граблями, с закрытыми глазами не побегаешь. Такой вариант апгрейда применим далеко не всегда. Если заменить одни лишь динамики и оставить все остальное, то далеко не факт, что система "запоет". Больше того, в каких-то случаях результат может оказаться и вовсе отрицательным. Штатная аудиосистема хоть сама по себе и невысокого класса, но в ней все подобрано друг к другу и сбалансировано.


Понятно, что аудиосистема — далеко не приоритетный элемент при проектировании автомобиля, но иногда способы установки штатных динамиков просто удивляют. На фото — штатный динамик BMW, который был закреплен просто с внутренней стороны обивки и прикрыт легким кожухом

Но не нужно пугаться и совсем отбрасывать этот вариант. Сегодня можно найти множество комплектов акустики, которые ориентированы специально под определенные марки и модели автомобилей. В основном, на европейские, в этой части света такой апгрейд наиболее востребован.

Видеоролик демонстрирует легкость апгрейда штатной аудиосистемы простой заменой ОЕМ-динамиков на комплект, специально разработанный для конкретной марки автомобиля:

Уровень третий. Апгрейд без замены штатного головного устройства


Во многих головных устройствах достать линейный сигнал несложно. Иногда, правда, его уровень невысок, и чтобы не нахватать помех на пути к усилителю, приходится добавлять небольшой выходной буфер. Но для опытного мастера это не вызывает особых сложностей

Высокоуровневые входы — это фишка исключительно автомобильной аудиотехники, дома подключать один усилитель вслед за другим вряд ли кому-то придет в голову. В машине это вынужденная мера, и пусть технически она не слишком изящна, но смысл в ней все же есть. Ведь к штатному усилителю будут подключены уже не низкоомные динамики. Его выходные каскады будут работать в совершенно другом режиме, с меньшими токами, так что и качество сигнала будет уже несколько иным. В любом случае вы получите звук лучше, чем было в штате.


Как правило, автомобильные процессоры настраиваются с ноутбука или планшета

Ну и четвертый вариант применим в машинах, в которых штатная система построена с применением MOST-шины (Media Oriented Systems Transport). Таких, кстати, нынче немало. Особенность структуры MOST в том, что все устройства (источник, усилители, мониторы, чейнджеры и т.д.) объединены единой цифровой шиной, по которой данные циркулируют по кольцу. Взять и что-нибудь убрать из такой системы нельзя, передача данных прерывается и все просто перестает работать.


Если штатная аудиосистема использует MOST-шину, то использование адаптера позволяет получить SPDIF без хирургического вмешательства в головное устройство или проводку

Уровень четвертый. Полная замена штатной системы

Бывают ситуации, когда не устраивает не только звучание штатной системы, но и функциональность самого головного устройства. В этом случае мысли о его замене становятся особенно назойливыми. Но это не всегда можно сделать малыми силами.


Изначально в этой Honda было установлено штатное головное устройство, интегрированное в торпедо. С помощью нештатной панели удалось установить новое головное устройство стандартных DIN-размеров

Первым делом внимательно посмотрите, что представляет собой штатное головное устройство. Если оно имеет собственный дисплей, а все органы управления аудиосистемой не связаны с остальными системами автомобиля (климат-контроль, бортовой компьютер и т.п.), то его, скорее всего, можно спокойно снять, при этом все остальные системы останутся незатронутыми.

Пусть оригинальные форма и размеры штатного ГУ вас не смущают. Во-первых, сейчас немало альтернативных головных устройств, которые выпускаются под конкретные марки автомобилей и встают в панель по принципу pin-to-pin — посадочные места и разъемы полностью совпадают. Либо можно использовать переходную рамку для установки стандартного аппарата размера 1DIN или 2DIN и адаптер со штатного разъема на стандартный ISO. Их выпускают многие производители, так что подобрать подходящий комплект обычно нетрудно. В крайнем случае, в custom-решения тоже никто не отменял.


Если на штатное головное устройство возложено много штатных функций, то его замена — очень непростая задача, простые решения есть далеко не на каждый автомобиль. На фото —комплект Alpine, разработанный специально под Mercedes


Этот McIntosh стал во главе новой аудиосистемы, специально для него изготовлена установочная рамка. От штатное системы осталось только головное устройство, оно теперь выполняет роль второго по значимости источника

Но есть и еще один вариант. Он выглядит достаточно экстравагантно, но иногда это единственный способ организовать в автомобиле действительно высококачественный аудиоисточник — это оставить штатное головное устройство без изменений и установить второе. Оно в таком случае становится в системе главным, и аудиосистема строится именно от него. Штатное смещается с роли главного в системе и становится дополнительным – его выходы подключаются к AUX-входам нового головного устройства.

Читайте также: