Блок скзи тахографа что это запчасть или нет

Обновлено: 30.06.2024

Среди перевозчиков не утихают споры о том, какие тахографы можно использовать для перевозок внутри страны. Однозначный ответ на этот вопрос содержится в российском законодательстве.

Какой из этого следует вывод?

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 720 был утвержден национальный технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, который определил, что тахографы, применяемые на транспортных средствах, являются компонентом этого транспортного средства и они, помимо выполнения своих функций, должны быть метрологически поверены, опломбированы и сертифицированы по российским правилам.

Новый регламент ЕАЭС сохранил только обязательные требования по сертификации контрольных устройств, поскольку требования по метрологии средств измерения стали определяться другими документами ЕАЭС.

И это – почти все, что необходимо понимать не-юристу о том, какие бывают устройства для регистрации времени автомобилем управления и отдыха водителя. Надеюсь, никто не запутался. Если запутались – в конце мы все это еще раз резюмируем.

СКЗИ И ЕСТР: НАЙДИТЕ 10 ОТЛИЧИЙ

Если не считать различия в названиях, то принципиальная разница между тахографом и контрольным устройством ЕСТР (которая является, пожалуй, основным яблоком раздора) заключается в блоке СКЗИ (блок средств криптографической защиты информации).

Кроме того, весьма существенным отличием нынешнего тахографа от контрольного устройства ЕСТР является то, что тахограф фиксирует движение в основном по сигналам спутниковых навигационных систем, а контрольное устройство ЕСТР только по электромеханическим датчикам движения, установленным на трансмиссии автомобиля.

Но это отличие временное, и в соответствии с новыми правилами Соглашения ЕСТР контрольные устройства ЕСТР тоже начнут фиксировать движение по спутникам.

И на этом, в общем-то, принципиальные различия заканчиваются.

Если взглянуть на документы, определяющие требования к контрольным устройствам ЕСТР и тахографам, то мы увидим, что оба прибора должны обеспечить регистрацию информации о движении транспортного средства и о режиме работы водителя, а именно:

  • о расстоянии, пройденном транспортным средством;
  • о скорости движения транспортного средства;
  • о продолжительности периодов управления транспортным средством;
  • о продолжительности перерывов в работе и отдыха водителя.

Почему же между контрольным устройством ЕСТР и тахографом с блоком СКЗИ, предназначенных для достижения одной и той же цели, имеются существенные различия?

Что касается существенного различия в том, какие сигналы использовать для формирования тахографических данных, сигналы механического датчика или спутника, то тут вообще-то, вроде бы все ясно: нынешние контрольные устройства ЕСТР появились намного раньше тахографов с блоком СКЗИ, и тогда еще не было возможности использовать сигналы спутников для формирования тахографических данных. Теперь такая возможность есть, и она реализована в тахографах с блоком СКЗИ, и уже решено, что будет реализована в контрольных устройствах ЕСТР.

В связи с этим можно считать, что со временем это различие между приборами может исчезнуть, ну, может быть, за исключением того, чьи спутники будут распознаваться теми и другими приборами.

В отношении же того, как должны быть размещены СКЗИ в тахографе – в виде единого блока или в виде отдельных элементов в разных местах тахографа – то тут причин для этих различий несколько, и часть из них, возможно, исчезнет в ближайшее время, а исчезновения других вряд ли стоит ожидать в ближайшее время.

Что касается размещения СКЗИ внутри прибора в виде отдельного блока или в виде отдельных частей, то тут ситуация, с одной стороны, проще, с другой – сложнее.

Если бы в отечественных тахографах части СКЗИ размещались в различных местах тахографа, как в контрольных устройствах ЕСТР, то он весь целиком бы стал СКЗИ и потребовал особых условий разработки, испытаний, производства и применения. Согласитесь, что такой подход в контрольных устройствах ЕСТР вряд ли можно назвать его преимуществом.

Но с другой стороны, что интересно, тахограф с блоком СКЗИ, в связи с этим, формально может соответствовать требованиям Соглашения ЕСТР, если к нему добавить криптографически защищенный датчик движения и провести его испытания в соответствующей иностранной лаборатории, а контрольное устройство ЕСТР сможет соответствовать отечественным требованиям только в том случае, если все его СКЗИ будут размещены в одном месте и будут пригодны для использования в любых других отечественных тахографах.

Правда, пока ни одному отечественному производителю тахографов, как бы он не пытался, не удалось убедить иностранных экспертов, что его тахограф обеспечивает соблюдение требований Соглашения ЕСТР. Возможно, из-за тех самых невидимых барьеров, которых нет, а они есть. А никто из иностранных производителей контрольных устройств ЕСТР даже не пытался сделать прибор с СКЗИ в одном блоке.

Какой вывод следует из всех этих отличий?

НОВШЕСТВА С 01 НОЯБРЯ 2019 ГОДА

Итак, разберемся с изменениями в законодательстве.

Однако кое-что в нем все же поменялось. А именно: с 01 ноября 2019 года вводится прямая обязанность по оснащению транспортных средств тахографами для физических лиц, осуществляющих эксплуатацию грузовиков с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 тонн, а также автобусов.

С 01 ноября 2019 года меняются Правила проведения техосмотра транспортных средств, в частности – Требования, предъявляемые при проведении техосмотра к транспортным средствам отдельных категорий. Тут необходимы пояснения.

Отныне, согласно новым Требованиям, транспортные средства категорий M2, M3, N2 и N3 должны быть оснащены тахографом либо контрольным устройством ЕСТР – в зависимости от того, чего требует российское законодательство. Сведения о наличии на борту тахографа или контрольного устройства ЕСТР будут заноситься в диагностическую карту.

Таким образом, с 01 ноября 2019 года транспортное средство, которое относится к одной из указанных категорий, и при этом не используется для международных перевозок и не имеет соответствующей карточки допуска, при прохождении техосмотра обязательно должно быть оснащено тахографом с блоком СКЗИ.

Третье существенное изменение коснулось штрафов.

Штрафы стали гораздо более существенными.

Отныне согласно КоАП РФ за управление транспортным средством без тахографа (именно такой термин используется в новой редакции статьи 11.23. КоАП) грозит штрафом в размере от 3000 до 5000 рублей, и платить его будет водитель. А за выпуск на линию транспортного средства без тахографа штрафы варьируются от 7000 до 50000 рублей в зависимости от виновного лица (индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, должностное лицо).

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

Общий вывод, который из всего этого следует: если вы не осуществляете международные автомобильные перевозки, то вы должны использовать на своем транспортном средстве тахограф с блоком СКЗИ. Все остальное – домыслы и спекуляции.

Источники (все документы доступны в открытом доступе):

2. Для международных перевозок –
Контрольные устройства (тахографы),соответствующие Соглашению ЕСТР (Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки)

Тахограф с СКЗИ. Почему нужно устанавливать тахографы?

Юридические лица и ИП, эксплуатирующие ТС, обязаны:
•соблюдать установленный законодательством РФ режим труда и отдыха водителей
•оснащать ТС тахографами. Требования к тахографам, порядок и правила –устанавливает Правительство.
Физические лица, эксплуатирующие ТС, обязаны:
•соблюдать нормы времени управления ТС и отдыха
•оснащать ТС тахографами. Требования к тахографам, порядок и правила –как у ЮЛ и ИП, т.е. устанавливает Правительство.

Почему тахограф должен быть с СКЗИ?

Такое требование установлено Министерством Транспорта,
в Приказе №36. Тахограф должен содержать, в том числе блок СКЗИ тахографа.

Почему смотрим 36 приказ, если обязанность в федеральном законе?

В Федеральном законе сказано: Требования к тахографам устанавливает Правительство

Правительство исполнило волю закона и выпустило Постановление:
Требования к тахографам утверждаются Минтрансом (совместно с МВД и ФСБ)

Постановление Правительства № 1213 от 23.11.2012

Приказы Минтранса № 36 от 13.02.2013, № 273 от 21.08.2013

Министерство Транспорта, исполняя волю Правительства, выпустило 36 приказ, где и установлено требование:
Тахограф содержит в том числе блок СКЗИ тахографа

Что такое СКЗИ?

Блок СКЗИ тахографа -программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство.

Что нужно знать про СКЗИ пользователю?

Тахограф с блоком СКЗИ недостаточно установить на ТС, его нужно активизировать!

Активизация – это внесение в блок СКЗИ ключевой информации и данных о:
•VIN, гос.номереТС, номере ПТС,
•Марке, модели и категории ТС
•Владельце ТС:
•ЮЛ: Наименование, ИНН, ОГРН, адрес
•ФЛ: ФИО, паспортные данные, СНИЛС, ИНН, адрес

При изменении любых из перечисленных данных, блок СКЗИ нужно заменить!

Срок действия ключей электронной подписи блока СКЗИ – 3 года.
Затем блок СКЗИ нужно заменить.
Активизацию имеет право проводить только мастерская, которая:
•имеет лицензию ФСБ по криптографии.
•внесена ФБУ Росавтотранс в перечень мастерских.

Когда можно установить тахограф без СКЗИ?

Когда выполняются оба условия:
•У предприятия есть допуск к автомобильным международным перевозкам
•На ТС этого предприятия оформлена карточка допуска (карта МАП)
В этом случае ТС оснащается:
•контрольным устройством (тахографом) ЕСТР

В остальных случаях при внутрироссийских перевозках:
•тахограф с СКЗИ (36 приказ Минтранса)

Карточка МАП разрешает не устанавливать и не соблюдать?

Карточка МАП не освобождает от обязанности:
-оснащать ТС тахографом(контрольное устройство ЕСТР)
-соблюдать нормы времени управления

Внимание!
Карточку МАП нельзя передавать другим предприятиям. В ней указано ЮЛ или ИП, допущенное к международным перевозкам.
При передаче автомобиля в аренду, карточка МАП остается у предприятия, которое ее получило!

Когда можно без тахографа?

Тахографы устанавливают на ТС категорий: M2, M3, N2, N3
Список исключений для этих ТС:
•троллейбусы
•спецтранспорт
•военные
•оперативные
•старше 30 лет
•учебные
•испытательные
•установлено контрольное устройство (тахограф) ЕСТР (при международных перевозках)

Полный список в Приложении №2 к Приказу 36

Кто проверит?

Проверка на дороге:

Проверка на предприятии:
•Ространснадзор
•Росстандарт

За что накажут на дороге?

Статья КоАП 11.23
•Нет тахографа, если его наличие обязательно.
Обязанность устанавливать тахограф указана в Федеральном законе 196-ФЗ
•Нарушены требования к использованию тахографа
Требования к использованию тахографа –приложение №3 к приказу Минтранса №36
•Несоблюдение норм времени управления
Для водителей юридических лиц нормы установлены Приказом Минтранса №15
Для физических лиц –нормы в Правилах дорожного движения(статус –ожидание опубликования изменений)
Проверяет: Ространснадзор и ГИБДД (МВД)

Какие требования к использованию тахографа?

Требования, на которые ссылается КоАП, установлены в Приложении 3 к Приказу Минтранса № 36.
В том числе:
Водитель обязан:
•Предоставлять инспектору доступ к тахографу и карте водителя.
•Выводить на печать информацию по требованию инспектора

Какие требования к использованию тахографа?

Требования, на которые ссылается КоАП, установлены в приложении 3 к Приказу Минтранса № 36.
В том числе:
Транспортные предприятия:
•Устанавливают, обслуживают, ремонтируют и проверяют тахографы в мастерских, внесенных ФБУ Росавтотранс в перечень мастерских. Причем делают это своевременно
•Обеспечивают наличие у водителя бумаги для распечаток
•Выгружают данные с карты водителя каждые 28 дней
•Обеспечивают наличие в ТС руководства по эксплуатации тахографа
Полный перечень требований –36 приказ Минтранса.

Какие штрафы?



Какие документы может требовать инспектор?

Согласно ПДД:
•Водительское удостоверение
•Свидетельство о регистрации ТС
•Полис ОСАГО

В установленных случаях:
•Разрешение на осуществление деятельности
•Путевой лист
•Другие документы, предусмотренные правилами перевозки
Документы на тахограф:
•руководство по эксплуатации тахографа (требование установлено 36 приказом)

Поверка тахографа. Кто проверяет поверку?

Тахограф –средство измерения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений
Поверку проверяет:
•При выездной проверке предприятия –Росстандарт. Проверяетв том числе свидетельство о поверке;
•При техосмотре -Оператор технического осмотра, согласно Правилам Техосмотра (ПП 1008). Проверяет только наличие сведений о поверке в информационном фонде ФГИС АРШИН.

Росстандарт. Что проверяет?

Росстандарт при выездной проверке предприятия проверяет:
-Применение тахографов утвержденного типа
-Поверку тахографов

Применение не поверенных тахографов/ тахографов не утвержденного типа
Ответственное лицо Штраф
Должностное лицо От 20 000 до 50 000 рублей
Юридическое лицо От 50 000 до 100 000 рублей

Техосмотр. Тахограф с СКЗИ. Что проверяет, кроме поверки?

Внимание! Сведения о поверке должны содержаться в информационном фонде. Требовать свидетельство о поверке эксперт не имеет права!

Техосмотр. Контрольное устройство (тахограф) ЕСТР. Его тоже проверяют?

При проведении ТО, если согласно законодательству, установлено контрольное устройство (тахограф) ЕСТР, проверяют соответствие требованиям:
Контрольное устройство(тахограф) должно быть:
•опломбированов установленных местах
•иметь знак официального утверждения типа
•иметь калибровку, проведенную не позднее 2 лет до дня представления транспортного средства на очередной технический осмотр.

На ТС (или на контрольном устройстве), должна быть размещена установочная табличка с информацией:
•о характеристическом коэффициенте ТС и дате его определения,
•об эффективной окружности шин колес и дате их измерения.

Сведения о результатах поверки тахографа (подтверждающие его пригодность для применения):
•содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений (ФГИС ГОСТ).

Технический осмотр.Последствия отсутствия тахографа

Если тахограф соответствует всем требованиям, в диагностическую карту заносятся данные:
•модель тахографа,
•серийный номер тахографа
Если не соответствует -отказ в прохождении ТО.
При отсутствии ТО – отказ в получении полиса ОСАГО.
При отсутствии ОСАГО:
•Нельзя поставить на учет ТС
•Запрет эксплуатации ТС

Отсутствие ТО –штраф:


Одни обязанности. А какие права?

У грузовых и пассажирских перевозчиков есть право на:
•компенсацию расходов на тахографы за счет страховых взносов (ФСС).

Возместить можно до 20% сумм страховых взносов за предшествующий год.
Чтобы воспользоваться, до 1 августа нужно предоставить в ФСС:
•Документ, подтверждающий деятельность перевозчика
•Перечень оснащаемых ТС
•Копии ПТС и СТС
•Счет на тахографы

Сколько это в деньгах?

•В 2019 году страховой взнос 2,9%
•На предприятии работает 10 сотрудников с з/п 15000 руб/месяц
•Годовой фонд оплаты труда: 15000 * 12 * 10= 1 800 000 руб
•Взнос социального страхования 2.9% * 1 800 000 = 52200 руб.
•Можно компенсировать покупку тахографов на сумму: 52200 * 20% = 10440 руб.

Я — девушка за рулем, езжу на автомобиле уже около 7 лет, совсем недавно решила приобрести новое средство передвижения, и при выборе у меня возникло несколько вопросов. Один из них — какой тахограф лучше, с СКЗИ или без. Изначально эти сочетания букв звучали совсем непонятно и будто даже несуразно для меня, пришлось, конечно, обратиться к специалистам.

Так я узнала, что СКЗИ — это средство криптографической защиты информации. Если говорить проще, то это особая деталь в тахографе, небольшой блок, который отвечает за зашифровку информации, которую тахограф снимает и в дальнейшем записывает. Получается, что если подобным устройством машина оснащена не будет, то вся информация (например, скорость, количество откатанных километров и т.д.) будет храниться в незашифрованном виде. Но так ли необходима данная операция?

Блок СКЗИ

Во-первых, разберемся, как выглядит этот СКЗИ. Это небольшая коробочка, которая расположена внутри цифрового тахографа. Очень важно знать, что самостоятельно удалять, ставить новый, демонтировать и совершать прочие механические действия с этой деталью нельзя без специально полученного разрешения от ФСБ. Получается, что эта никому не известная деталь, занимающая к тому же совсем немного места в самом автомобиле, имеет какое-то огромное значение для функционирования транспортного средства.

Это, действительно, так. Как мною уже было упомянуто выше, СКЗИ — это деталь, отвечающая за перевод полученных от тахографа данных в иной вид, зашифрованный, после чего данные отправляются на экран на панели управления, в уже расшифрованном виде. Эта операция необходима для того, чтобы никто посторонний изменить их не смог по собственному желанию.

Согласно российскому законодательству, этот блок СКЗИ обязателен в каждом автомобиле, по этой причине многие специализированные магазины не станут продавать тахограф, если у него не имеется СКЗИ с лицензией и индивидуальным номером, эти данные указываются в техническим документах.

Вот какие функции выполняет этот блок:

  • Зашифровка данных на особом коде;
  • Идентификация электронной подписи в случае необходимости выдачи эти данных;
  • Защита информации, которая хранится на цифровом тахографе;
  • А также создание связи между этими зашифрованными данными и временем с местоположением, иначе говоря, координатами.

СКЗИ хранит информацию о производителе, информацию о его плате, версии установленной ПО, серийные номера даты изготовления и даты активизации. Также это устройство создает и в дальнейшем распознает электронную подпись, а вот электронная подпись хранится всего 3 года, то есть имеет срок годности. Получается, что каждые три года владельцам автомобилей придется заменять это устройство, что, конечно, не очень удобно, ведь стоимость СКЗИ около 15-20 тыс. рублей.


Разновидности тахографов

Теперь стоит поговорить о том, что не на каждом тахографе вообще предусмотрена данная система, все зависит от того, по какому принципу работает устройство.

Видов тахографов несколько:

  1. Аналоговые тахографы, их еще называют шайбовые. Однако с 1 июня 2016 года они стали запрещены для эксплуатации на территории РФ;
  2. Устройства европейского образца — ЕСТР. Такие тахографы используются для тех средств передвижения, которые выполняют поездки с пересечениями границы;
  3. Цифровые тахографы, которые в свою очередь подразделяются еще на два вида:
    1. Тахографы без СКЗИ — как уже было мною написано ранее, такие устройства не разрешены для эксплуатации на территории РФ;
    2. Тахографы, оснащенные СКЗИ — именно такие устройства и используются в большинстве гражданами России.

    В настоящее время, согласно 36 приказу Минтраса, на территории нашей страны допустимы к использованию только те тахографы, которые оборудованы СКЗИ.

    СКЗИ и ЕСТР — отличия и схожести

    Однако, не только СКЗИ допустимо для использования на территории нашей страны, существует также система ЕСТР. Но есть ли между ними разница, и если да, то в чем она заключается, и какой из этих систем стоит отдать свое предпочтение при покупке тахографа.

    СКЗИ — это система, работающая исключительно на территории России, получается, что если в вашей машине стоит тахограф с такой системой, то функционировать он будет исключительно в этой стране, исключая не только дальнее и ближнее зарубежье, но и такие страны как Белоруссия или Казахстан.

    ЕСТР — это система европейского образца, соответственно, она может быть использовано и при международных перевозках, что, собственно говоря, и происходит, как правило. Установка такой системы допустимы лишь при разрешении на международные поездки.

    Основное различие между этими устройствами заключается в том, что устройство европейского образца хранит зашифрованную информацию лишь в течение 90 суток, после чего данные необходимо выгрузить, а СКЗИ хранит до плановой замены тахографы, во время которой все данные и сгружаются с устройства.

    Надо также понимать, что тахографические карты у этих устройств разные, соответственно карта СКЗИ не будет работать с ЕСТР, и наоборот.

    Можно сделать вывод, что в принципе, обе системы работают по одному принципу, но, наверное, не стоит устанавливать ЕСТР в том случае, если вами не планируется какое-либо путешествие за пределы страны.

    Документы при установке СКЗИ

    Речь идет не о тех документах, которые необходимы для установки этой детали, а о тех, которые в обязательном порядке выдает мастер, совершивший процедуру установки. В пакет документов входят:

    • Паспорт тахографа;
    • Копию документы, который подтверждает, что установленное устройство отвечает всем необходимым требованиям согласно изменениям, которые были внесены 1 июля 2016 года;
    • Копия сертификата о совместимости электромагнитного клапана устройства, который подтвержден требованиями ГОСа;
    • И наконец сертификат соответствия, который будет содержать следующие данные:
      • реквизиты места, где была произведена установка;
      • информация о том оборудовании, которое было применено для калибровки;
      • информацию о работе, произведенной, то есть указание всех возможных отклонений, погрешностей;
      • Совместимость характеристик составляющих тахографа и данного блока зашифровки.

      Итак, получается, что блок СКЗИ в тахографе необходим, купить это устройство без данного блока вряд ли получится, так как это запрещено законом. Даже если кто-то и совершит вам подобную продажу, то пользоваться им все же нельзя, по крайней мере, на территории России.

      Закон был ужесточен пару лет назад, и если раньше были допустимы в эксплуатацию аналоговые тахографы, то теперь лишь цифровые и с обязательно установленной системой шифрования данных. На территории РФ допустимо использование одного из двух вариантов такой системы шифрования и дешифровки — система СКЗИ, работает исключительно в России, и ЕСТР, ее география гораздо шире, однако приобрести ее получится лишь в том случае, если имеется разрешение на международные перевозки.

      Блок скзи тахографа - что это такое? 31.01.2019 10:23

      Блок скзи тахографа - что это такое?

      Средство криптографической защиты информации, коротко — СКЗИ, сохраняет данные, полученные с тахографа в кодированном виде. Кодируется информация при помощи специальной программы защиты, ориентирующейся на цифровую подпись. Её выдаёт уполномоченный центр. Данные не могут изменяться самостоятельно, минуя контроль центра. В нашем магазине легко купить блок СКЗИ тахографа нкм к. Ведь его нужно менять каждые три года.

      Цифровой тахограф, имеющий сертификацию, обязательно снабжён модулем СКЗИ. Устройство имеет вид небольшой коробочки, в которой есть разъём под антенну. Функции, возложенные на блок памяти следующие:

      • Кодирование информации.
      • Защита данных.
      • Идентификация и проверка подписи.

      У нас, стоимость блока СКЗИ, имеет адекватную цену. Однако, следует понимать, что замена модуля и его активация обязательно проходит в мастерской или сервисном центре, имеющих лицензию ФСБ на этот вид деятельности. Срок действия цифровой подписи три года. По прохождении срока, модуль должен быть обязательно заменён. Ведь он хранит все данные о самом тахографе, его производителе, серийных номерах. После активации устройство работает положенное время, после чего блокируется. До окончания эксплуатационного срока, за месяц, на экране тахографа будет информация о необходимой замене блока. Устройство, неделимая часть от тахографа и автомобиля. Активировать его можно только один раз. Действие проводят в следующих случаях:

      • Во время начальной установки.
      • При смене модуля, когда истёк срок эксплуатации.
      • В случае замены, связанной с изменениями в регистрационных данных.

      Приказ Министерства транспорта РФ No273, ставит обязательным условие замены каждые три года. Обратившись в сервисный центр, процесс будет проходить несколькими этапами. Контрольное устройство демонтируют и произведут деактивацию модуля с открыванием сертификата. Далее, предстоит удалить данные из базы и блока. Новый модуль монтируют в тахограф, производят активацию и устанавливают в автомобиль. При надобности проводят калибровку.

      Когда работа окончена, требуется подготовить отчёт о том, что блок СКЗИ вывели из эксплуатации. Отчёт отправляют в уполномоченные органы. Сам блок должен год храниться на предприятии, после этого подлежит утилизации.

      Необходимость приобретения и установки

      Каждая грузоперевозочная компания обязана снабжать автобусы и грузовые автомобили тахографами. В случае уклонения от выполнения правил законодательства РФ, на компанию налагаются штрафные санкции. Несмотря на жёсткость законов и существенную стоимость, устройство контроля приносит положительные результаты, значительно экономит бюджет компании. Так как модуль является неотъемлемой частью оборудования и подлежит регулярной смене, цена для покупателя имеет первостепенное значение. Стоимость блока СКЗИ в нашем магазине невысока, соответственно и расходы по установке будут меньше.

      Читайте также: