Что делать если заднее колесо велосипеда задевает раму

Обновлено: 04.07.2024

Велосипедные прогулки и велотуризм набирают все большую популярность. Многие пересаживаются на велосипед вместо автомобиля и получают огромное удовольствие.


Однако в процессе эксплуатации случаются и негативные моменты, связанные с неисправностями различных деталей и механизмов. Одной из часто встречающихся проблем является люфт колеса. При несвоевременном ремонте это может привести к выводу из строя велосипеда.

Что такое люфт?

Классически люфтом называют небольшой зазор между механическими деталями, которые вращаются относительно друг друга и взаимосвязаны. Проще говоря, свободный ход одного элемента, не приводящий к движению другой элемент системы.

Люфт колеса велосипеда – это некоторое смещение его плоскости относительно оси вращения или втулки, приводящее к движению по восьмерке.

По причине люфта во время езды ощущается так называемое биение колеса. Это явление возникает при смещении колеса вправо или влево по отношению к вертикальной оси движения.

Причины возникновения

К основным причинам возникновения люфта можно отнести следующие:

  • истирание втулки колеса;
  • изнашивание радиусной гайки (по-другому конус) и повреждение дорожек качения подшипников;
  • истирание специальных насечек на контргайке, которые служат для более плотного контакта с радиусной гайкой. Высокая степень сцепления между гайками препятствует раскручиванию;

Чаще всего данные причины возникают при активной эксплуатации с предельными нагрузками на колеса и велосипед в целом. Не меньшую роль играет и срок использования, и качество деталей.

В этих трех случаях ремонт осуществляется заменой износившихся деталей. В любом веломагазине можно с легкостью найти и купить данные запасные части в отдельности.

Следующие причины устраняются без замены деталей:

  • ослабление поджатия между радиусной и контргайкой. Требует элементарного подтягивания ключом:
  • зазор, появляющийся после установки колеса на свое место, между рамой велосипеда и контргайкой. Необходимо заполнить пустое место с помощью шайбы или гравера;

Как убрать люфт?


Для устранения люфта в первую очередь необходимо определиться с причиной его появления. Чтобы это сделать следует снять колесо, взять за один край оси и подвигать его вверх и вниз. Если наблюдается шатание, берем два ключа (тонкие, рожковые) и подтягиваем радиусную и контргайку с двух сторон.

Внимание! Сильное зажатие не позволит колесу крутиться, слабое – приводит к люфту (шату).

После регулировки зажатия проверяем наличие люфта, так же взявшись за ось. Если проблема не исправлена, следует полностью разбирать втулку и искать причину внутри.

Переднее и заднее колесо велосипеда частично отличаются по конструкции, поэтому рассмотрим их по отдельности.

Заднего колеса

  1. В первую очередь снимаем колесо. В конструкцию задней втулки чаще всего входит трещотка. Ее тоже необходимо предварительно снять, поскольку под трещоткой расположен конус и контргайка. В противном случае обслужить втулку не получится.
  2. Разбираем втулку и протираем все детали от старой смазки и грязи.
  3. Просматриваем радиусные гайки, дорожки качения и сами подшипники. При наличии механических повреждений заменяем изношенную деталь на новую.
  4. После проверки все части втулки ставим на место, закладываем новую смазку. Накручиваем радиусные и контргайки.
  5. Поджимаем конус и контргайку со стороны трещотки, а с другой стороны регулируем натяжение подшипников. Зачастую происходит расслабление подшипников, при зажимании второй пары гаек. Для того чтобы этого избежать можно воспользоваться рамой велосипеда или позвать помощника.
  6. Устанавливаем на место трещотку. Проверяем легкость вращения, фиксируем.
  7. Колесо собрано, и теперь необходимо установить его на раму. Если возник зазор между контргайкой и рамой, то его необходимо заполнить с помощью толстой шайбы.
  8. Прижимаем колесо зажимной гайкой со стороны трещотки. Теперь необходимо проверить правильное натяжение подшипников. После этого зажимаем колесо с другой стороны.
  9. Проверяем легкость качения и наличие люфта. Если все сделано правильно колесо будет крутиться плавно, а люфт – отсутствовать.

Переднего колеса


В конструкции переднего и заднего колеса есть небольшие отличия, поэтому рассмотрим переднее колесо детально:

  1. Для начала снимаем колесо с рамы. Разбираем втулку и чистим детали от старой смазки и грязи.
  2. Проверяем износ и повреждения деталей. Если все в порядке закладываем новую смазку и устанавливаем подшипники (сепараторные или 9 шариков по отдельности).
  3. Закручиваем с одной стороны оси конус и накручиваем контргайку.
  4. Помещаем ось на место. Накручиваем конус и контргайку с другой стороны. Необходимо проследить, чтобы концы оси с резьбой были одинаковой длины.
  5. Выставляем нормальное натяжение подшипников и фиксируем контргайками. Следим за одинаковым натяжением с обеих сторон. Зажимать гайки сначала следует со стороны дискового тормоза (если колесо им оборудовано). Работу следует производить двумя ключами. Можно приобрести специальные тонкие рожковые ключи в специализированном магазине.
  6. Устанавливаем колесо на раму. Накручиваем зажимные гайки. При необходимости устраняем зазоры при помощи шайб.
  7. Проверяем правильное натяжение подшипников. Используя тонкие ключи, подтягиваем или ослабляем конусы и контргайки.
  8. Затягиваем зажимные гайки. Проверяем качение и люфт. Взяв за колесо, подвигайте его вправо и влево. Если свободного хода нет, значит, проблема устранена.

Люфт колеса достаточно распространенная проблема, которая возникает в процессе эксплуатации велосипеда. Устранить данную неисправность можно вручную, не прибегая к помощи специалиста.

В случае эксплуатации велосипеда с данной неисправностью длительное время колесо может полностью выйти из строя. Деформируется ось, конусы и дорожки качения внутри втулки. Это приведет к полной замене обода с неисправной втулкой.

В процессе использования велосипеда рекомендуется делать ежегодное техническое обслуживание. В процессе ТО можно выявить люфт и своевременно его устранить.

Гражданский проспект, 118к1
Трасса Юкки 1 (Мега Парнас)

Будни с 10:00 до 22:00
Выходные с 09:00 до 23:00



Главная SKI блог Частые поломки велосипеда и методы их устранения

Частые поломки велосипеда и методы их устранения

Насколько аккуратно вы бы не пользовались велосипедом, рано или поздно что-то в нем выходит из строя. Опытные велосипедисты перед каждым выездом стараются проверить, все ли в порядке, ничего ли не разболталось, и нормально ли накачаны колеса.

Помимо экспресс-осмотра, перед каждыми покатушками, также рекомендуют проводить осмотр велосипеда по меньшей мере раз в полгода в мастерской (особенно, важно это делать после зимнего простоя в гараже).

Содержание:

Полностью уберечь байк от поломок, даже при тщательном уходе, невозможно. Более того, многие неполадки застают пользователей двухколесников буквально врасплох. Если знать, какие поломки могут случиться с потенциальной вероятностью, можно заранее избежать многих неприятностей, неудобств, и излишних затрат на ремонт.


Мы подготовили список из 8 наиболее частых поломок, которые могут случится с велосипедом при его использовании. Также мы предлагаем способы их решения, в случае когда можно избежать обращения в веломастеру


Спускающие колеса

Пожалуй это самая распространенная проблема, которая к сожалению, случается минимум 1 раз в год с каждым велорайдером.


Есть две причины, которые приводят к тому, что камера колеса сдувается:

  • Неисправность ниппеля, который рвется у места соединения с резиной камеры. В этом случае необходима полная замена детали на новую.
  • Прокол, который можно “поймать” на любой дороге из-за острого камня, битого стекла и даже иголки акации. Такую неполадку можно устранить самостоятельно. Для этого необходимо провести предварительную диагностику, и найти место прокола. Накачайте камеру, и отпустите ее в воду. Из места прокола должна пойти тонкая струйка воздушных пузырьков. Для починки используйте ремкомплект, состоящий из заплатки и клея. Также склеиваемую поверхность желательно предварительно обезжирить.

Инструмент для устранения:

  • ремкомплект для камер (цена в магазинах начинается в среднем от 100 рублей);
  • растворитель для обезжиривания;
  • ветошь;
  • емкость с водой для обнаружения прокола;
  • насос.

Решение:

  • снимаем покрышку и вытаскиваем камеру;
  • немного накачиваем камеру и погружаем в воду, по пузырькам легко найти отверстие;
  • протираем место вокруг прокола, обезжириваем растворителем;
  • немного "распушаем" место вокруг прокола металлической щеточкой из ремкомплекта, это повысит адгезию клея и позволит заплатке надежно приклеиться;
  • наносим вокруг отверстия клей из ремкомплекта (рекомендуем ознакомиться предварительно с инструкцией для применения состава), даем ему вступить в реакцию с кислородом, обычно не более 2 минут;
  • приклеиваем заплатку из ремкомплекта и сильно прижимаем. Для прижатия удобно использовать струбцину и две дощечки, чтобы не повредить камеру инструментом.

Если колесо продолжает спускать даже после починки или замены, вероятнее всего, острый предмет оставшийся после первого прокола, все также присутствует в покрышке. Чаще всего он находится с внутренней стороны шины, которую следует тщательно осмотреть, найти и вытащить злополучный кусочек проволоки, металла или стекла. У нас, в прокате велосипедов , это самая частая проблема.


“Змеиный укус” - особый вид проколов возникающих при ударе колеса на скорости о бордюр, выбоину или иное препятствие

Камера при ударе разорвется ободом, после чего появляются две параллельные прорези вдоль камеры. Частично, такая проблема решается повышением давления в покрышках и выбором более широких камер и шин.


При "змеином укусе" действия и инструмент аналогичные.


V-brake тормоза перестали работать

Если вы жмете с максимальным усилием на ручки тормозов, они упираются в руль, но торможения не происходит, скорее всего причина в изношенных колодках. Другая проблема заключается в плохо подтянутых, или изношенных тормозных тросах. Подтянуть тросы можно самостоятельно с помощью шестигранника.


Если велосипед тормозит плохо, однако ручка тормоза до руля не доходит, также могут быть два объяснения: рычаги тормозов упираются, к примеру, в крыло, либо на обод и колодки попало масло.

Последняя неисправность часто происходит и с дисковыми тормозами, и масло может попасть на ротор. Это может случаться из-за того, что масло подтекает из самого тормоза.

Инструмент:

Устранение:

  • ослабляем болт, фиксирующий трос на лапке ключом на 10;
  • поджимаем руками лапки тормоза до необходимого положения;
  • протягиваем трос болтом;
  • чтобы выставить положение колодок, нужно ослабить их шестигранником и позиционировать руками;
  • далее удобно поджать ручку тормоза, чтобы колодки прижались к ободу и протянуть шестигранники.



Колодки задевают обод или диск

Если одна из ваших колодок при вращении колеса задевает обод постоянно, это можно объяснить двумя причинами:

  • Колесо установлено криво, либо на нем присутствует. Расслабьте эксцентрик, и установите колесо ровно.
  • Неверная настройка баланса тормозных рычагов, которые также можно настроить с помощью шестигранников определенного размера.


Также происходит и в случае дисковых тормозов. Если диск задевает колодку во время вращения постоянно, необходимо ослабить эксцентрик и переустановить правильно колесо. Если и это не помогает, настройте сам тормоз.

Инструмент:

Устранение:

  • лапка тормозов, которая ближе прижата к ободу ослабляется. Для этого на нижней ее стороне нужно найти винт под шестигранник и выкрутить на 1-2 оборота;
  • лапка, которая сильнее отжата наоборот подтягивается. Для этого аналогичный винт закручивается на то же количество оборотов;
  • процедура повторяется до тех пор, пока тормоза не будут выставлены на одинаковом расстоянии;
  • после длительной эксплуатации полезно смазать посадочные места лапок. Для этого они откручиваются от креплений на раме и снимаются. Посадочные места протираются от грязи и смазываются небольшим количеством масла.


Быстрая остановка колеса при свободном вращении


Другой причины могут являться перетянутые подшипники втулки. В крайнем случае необходимо перебрать втулку, либо же просто ее отрегулировать. Возможно потребуется замена подшипников.

Инструмент:

  • рожковый ключ на 15 (2 шт) для креплений оси на гайках, эксцентрики откручиваются без помощи инструмента;
  • ключ для кассет или трещеток в случае переборки втулки заднего колеса;
  • ветошь и растворитель для очистки;
  • густая смазка.

Устранение:

  • колесо снимается с рамы, для этого необходимо также отжать тормоза. Для этого достаточно скинуть тросик с одной из лапок, на которой установлен шарнир с посадочным местом для направляющей троса. Это делается простым отжатием рукой;
  • раскручиваются гайки на втулке, которые держат подшипники, снимается ось;
  • насыпные втулки проверяются на предмет износа, если прокатана канавка шариками, то вся втулка может подлежать замене;
  • шарики вытаскиваются, промываются от абразива и старой смазки, подойдет ацетон, растворитель, керосин;
  • посадочное место вычищается от старой смазки;
  • вокруг по радиусу наносится смазка, в нее удобно укладывать шарики, чтобы они не высыпались;
  • сборка в обратном порядке;
  • проверяем накат, взяв колесо за ось и провернув, если нет посторонних шумов и колесо не останавливается из-за пережатия гаек, можно собирать байк. Если колесо быстро останавливается, то гайки чуть ослабляются, после чего проверяем повторно и так до достижения оптимальной настройки.



Слетающая цепь

Это происходит чаще всего если переключатель передач настроен неправильно. Данная неполадка может возникнуть даже при хорошем состоянии звезд и цепи. Также, цепь может слетать либо дергать в результате сильного износа, и растяжения ее звеньев. Под нагрузкой это ощущается сильнее.

Все дело в том, что после определенного пробега, обычно после 1500 км, данную детали необходимо вообще заменять, что конечно делается только в крайних случаях. Замена изношенной цепи на новую решит данную проблему

Инструмент:

  • выжимка цепи;
  • емкость с керосином или бензином для промывки;
  • инструмент для проверки степени износа цепи.

Устранение:

  • износ цепи проверяется инструментом;
  • износ звездочек системы и самого переключателя проверяется визуально, при наличии большой выработки их тоже нужно менять;
  • растянутая цепь демонтируется выжимкой, удобнее, если есть разъемное звено, оно идет в комплекте к большинству комплектов цепей для современных велосипедов;
  • звезды промываются от грязи и абразива, подойдет ветошь и растворитель;
  • новая цепь устанавливается на чистые звезды, разъемным звеном она фиксируется без использования дополнительной оснастки.


Проблемы с переключением скоростей


Сбившаяся настройка трансмиссии зачастую и является проблемой, которую легко решить с помощью обычной регулировки. Однако бывает так, что полноценно переключать скорости не позволяют проржавевшие тросы или рубашки, забитые грязью. В этом случае необходима замена или смазка тросов и рубашек, в зависимости от состояния, и последующая настройка.

Если трос расплелся, скорее всего потребуется его полная замена.

Инструмент:

Устранение:

  • переключатель настраивается двумя винтами на корпусе. L - низкая передача, H - высокая. Сначала устанавливаем цепь и положение ручек на самую низкую передачу, винт подкручивается отверткой так, чтобы звезды переключателя были строго в одной плоскости со звездой кассеты/трещетки. Аналогичным образом перекидываем цепь на высокую передачу и выставляем винтом;
  • руками в крайних положениях можно проверить свободный ход переключателя, он должен останавливаться так, чтобы цепь не сбросило на ось колеса или в сторону спиц. Во втором случае это наиболее важно, так как неправильно настроенный переключатель может затянуть во вращающееся колесо, порвать спицы, что приводит к более сложному и дорогому ремонту и даже падению на скорости;
  • тонкая настройка троса осуществляется барашком на ручке переключений, он регулирует натяжение троса в небольшом диапазоне.


Инструмент:

  • шестигранник под размер винта петуха;
  • ключ для демонтажа переключателя.

Устранение:

  • петух откручивается от рамы шестигранником;
  • с него снимается переключатель;
  • посадочные места стоит протереть, резьбовые соединения не должны быть сорванными, а резьба замятой;
  • если признаки испорченной резьбы есть (определяется визуально, либо болт крепления прокручивается или не садится на место), то восстановить ее можно метчиком. Для этого используется специальный держатель и метчик необходимого типового размера. Для облегчения нарезания можно использовать масло;
  • новый кронштейн устанавливается на место в обратном порядке.



Стук или скрежет в каретке или колесных втулках

Скорее всего дело в подшипниках, которые необходимо заменить или по меньшей мере отрегулировать. Если при движении колеса или шатунов перпендикулярно плоскости рамы наблюдается небольшой люфт - виной именно подшипники.


Хруст и скрежет часто появляется после использования велосипеда в мокрую погоду

Вода с песком попадает внутрь деталей, после чего высыхает, оставляя песок и грязь внутри. Лучше воздержаться от езды в дождь, и тщательнее промывать велосипед от загрязнений.

Инструмент:

  • ключ для демонтажа шатунов, обычно это шестигранник;
  • ключ для каретки .

Устранение:

  • откручиваем шатуны ключом и снимаем;
  • откручиваем крышки каретки соответствующим инструментом, часто встречаются головки со шлицами;
  • состояние подшипников проверяем после снятия. Если при их вращении в руках чувствуется подклинивание или хруст, то нужна замена;
  • сборка в обратном порядке.



“Стук” руля на кочках

Инструмент:

  • ключ для откручивания выноса руля, обычно шестигранник;
  • шестигранник для откручивания оси крепления стакана, на старых велосипедах это может быть большой рожковый ключ под контрящую гайку;
  • ветошь и растворитель;
  • густая смазка.

Устранение:

  • откручиваем и снимаем вынос с рулем;
  • выкручиваем ось крепления стакана;
  • вытаскиваем вилку вместе с подшипниками и проверяем их состояние;
  • подшипники меняем, для открытых сепараторов или насыпных вариаций используем густую смазку по аналогии с ремонтом втулок;
  • сборка в обратном порядке.

Как снизить вероятность поломок

Конечно, исключить возникновение неполадок и поломок полностью невозможно, однако их можно выявить на самом начальном этапе. Даже если с байком все в порядке, рекомендуем его раз в год сдавать в мастерскую на диагностический осмотр.


Как уже было сказано, также необходимо проводить перед каждой поездкой осмотр своего велосипеда

Детали, на которые следует обращать пристальное внимание:

Велосипед только на первый взгляд кажется примитивным транспортным средством, в устройстве которого нет ничего сложного. На самом деле только слаженная и безупречная работа всех его механизмов может гарантировать удовольствие от процесса езды. Поэтому так важно своевременно производить диагностику в мастерской либо самостоятельно обслуживать велик, чтобы исключить такую распространенную проблему, как люфт заднего колеса.

Проверка состояния втулки колеса

Про люфт колеса

Классически люфтом называют — зазор при плохом прижиме, соединении деталей; состояние, когда одна деталь свободно в небольших пределах движется в разные стороны без сцепления или контакта с другой деталью.

Люфт колеса велосипеда – это некоторое смещение его плоскости относительно оси вращения или втулки, приводящее к движению по восьмерке. По причине люфта во время езды ощущается так называемое биение колеса. Это явление возникает при смещении колеса вправо или влево по отношению к вертикальной оси движения.

Как образуется люфт

Люфт образуется в результате раскручивания контргаек и конусов на оси втулки. По идее, так не должно происходить само по себе, но часто втулки бывают неправильно отрегулированы изначально или же внутрь попадает песок, который разбивает шарики и дорожки на конусах, отчего появляется люфт. При этом, люфтящее колесо свободно крутится, и казалось бы, можно дальше ездить, но каждая неровность дороги разрушает гладкую поверхность конусов и чашек внутри втулки, отчего втулка может прийти в негодность.

Проверка шатания колеса

Как обнаружить люфт. Чтобы обнаружить люфт, достаточно просто покачать колесо из стороны в сторону, поперек оси вращения колеса. Вы почувствуете свободный ход руками если на колесе есть люфт. Если колесо стоит жестко, то вам нечего опасаться. Еще один способ снять колесо с велосипеда и попробовать покачать саму ось колеса, не эксцентрик, а именно ось. Заметите свободный ход — несите колесо в мастерскую.

Чем раньше обнаружите люфт, тем лучше. Возможно конуса остались целыми и хватить простой чистки, смазки и регулировки втулки. Если же вы катаетесь с люфтом давно, то будьте готовы на замену всей втулки, но это уже в крайнем случае.

Причины возникновения люфта колес велосипеда

Возможные причины можно объединить в 4 группы:

  • загрязнение механизма и, как следствие, его стирание;
  • длительный срок эксплуатации;
  • изначально неправильно отрегулированная система либо использование некачественных деталей;
  • интенсивная нагрузка либо агрессивный стиль езды.

Шатается переднее колесо

Обнаружив неисправность переднего колеса, необходимо незамедлительно узнать, в чём причина, и произвести ремонт. При разборе переднего колеса нужно поочерёдно выполнить следующие действия:

Устройство втулки колеса

  1. Снять колесо с велорамы.
  2. Подетально разобрать втулку, почистить её.
  3. Проверить наличие повреждений.
  4. В случае отсутствия неполадок заново заложить смазку, установить сепаратные подшипники.
  5. С одной из сторон оси закрутить радиальную гайку, вслед за чем накрутить контргайку.
  6. Вернуть ось назад.
  7. Совершить закрутку с другого конца, так, чтобы длина гаек по сторонам оси была равной.
  8. Зафиксировать подшипники контргайками с нормальным натяжением.
  9. Проследить за равномерным натяжением гаек (работать следует двумя рожковыми тонкими ключами).
  10. Установить колесо на прежнее место, закрутить его гайками для зажима.
  11. Проверить плавно ли вращается колесо, есть ли люфт.
  12. При обнаружении зазора устранить его, используя шайбу.

Внимание! Сильное зажатие не позволит колесу крутиться, слабое – приводит к люфту (шатанию).

Если люфтит заднее колесо

Если шатается заднее колесо велосипеда, необходимо снять его и совершить следующие шаги:

Регулировка втулки заднего колеса

  1. Отсоединить трещотку, чтобы получить доступ к контргайке и конусу.
  2. Разобрать втулку, протереть её, удалив грязь, а также прежнюю смазку.
  3. Оценить состояние подшипников, особенно дорожек качения, просмотреть радиусные гайки.
  4. Если обнаружена неисправность, заменить деталь на исправную.
  5. Вернуть детали втулки на свои места, заложить свежей смазкой.
  6. Закрутить контргайки, конусы.
  7. Совершить поджатие конуса, а также контргайки с той стороны, где установлена трещотка, а с другого конца – отрегулировать натяжение подшипников.
  8. Поставить трещотку на прежнее место.
  9. Проверить легкость вращения (оно должно быть плавным), зафиксировать.
  10. Установить колесо на раму.

В процессе использования велосипеда рекомендуется делать ежегодное техническое обслуживание. Во время ТО можно выявить люфт и своевременно его устранить.

Люфт колеса достаточно распространенная проблема, которая возникает в процессе эксплуатации велосипеда. Устранить данную неисправность можно вручную, не прибегая к помощи специалиста.

В случае эксплуатации велосипеда с данной неисправностью длительное время колесо может полностью выйти из строя. Деформируется ось, конусы и дорожки качения внутри втулки. Это приведет к полной замене обода с неисправной втулкой.

Как устранить люфт на переднем или заднем колесе велосипеда?

Люфт колеса

Понятие люфта

Он представлен маленьким зазором, который появляется между вращающимися элементами механического типа. Такие предметы взаимосвязаны, поэтому при изменении плоскости втулки или оси вращения появляется люфт. Он заключается в том, что во время движения колесо катится не прямо, а делает восьмерки. Поэтому для комфортной и безопасной езды нужно убрать люфт на заднем колесе.

Если не выполнить оперативный ремонт, то усложняется процесс управления велосипедом, а также возникает биение на руль, поскольку колесо смещается в разные направления от оси движения.

Почему появляется?

Перед тем, как устранить люфт колеса, важно определить, почему возникла данная неисправность. К основным причинам ее появления относится:

  • за счет длительного эксплуатационного срока истирается втулка;
  • высокая степень износа конуса, который иначе называется радиусной гайкой;
  • из-за езды по выбоинам и ямам повреждаются дорожки качения, располагающиеся в подшипниках;
  • насечки, которые располагаются на контргайках, а также предназначены для надежного соединения с конусом, сильно истираются.

Люфт колеса

Обычно такие причины возникают у людей, которые часто пользуются своим средством передвижения. За счет существенных нагрузок на колеса и другие части велосипеда, происходят частые поломки, а также истираются основные детали. Дополнительно учитывается качество материала, из которого сделан байк. Для решения проблемы часто приходится менять детали, которые ломаются, повреждаются, смещаются или истираются.

Внимание! Для предотвращения раскручивания рекомендуется обеспечивать надежное сцепление гаек.

Не нужно заменять элементы велосипеда, если причина люфта заключается в ослаблении фиксации контргайки и радиусной гайки. Поэтому для устранения проблемы достаточно только немного затянуть данные элементы. Для этого рекомендуется пользоваться подходящим ключом. Зазор, образовавшийся после монтажа колеса между контргайкой и велосипедной рамой, заполняется специальной шайбой.

Как выявить люфт?

Внимание! Допускается минимальный люфт на великах, но он увеличивается с течением времени, поэтому целесообразно выполнить обслуживание и ремонт, чтобы не пришлось в будущем выполнять работу в дорожных условиях.

Если велосипедист обнаруживает данную неисправность, то он задумывается о том, как устранить люфт на колесе. Для этого учитываются правила:

  • первоначально определяется причина появления проблемы;
  • люфт может быть на обоих колесах;
  • снимается аккуратно проблемное колесо;
  • берётся один край оси, который нужно двигать вверх и вниз;
  • если ось шатается, то надо подтянуть контргайку, а также радиусную гайку, причем процесс нужно выполнять с обеих сторон;
  • после регулировки устанавливается колесо;
  • проверяется состояние велосипеда, для чего на нем нужно немного прокатиться и резко затормозить;
  • если проблема осталась, то придется разбирать втулку, после чего осматривать все детали внутри данного изделия.

Внимание! Если удалось устранить люфт заднего колеса благодаря подтягиванию гайки, то важно убедиться, что отсутствует сильное зажатие, из-за которого колесо не сможет свободно и легко крутиться, а если затянуть слишком слабо, то это приведет к повторному шату.

Процесс ремонта немного отличается для переднего и заднего колеса. Если велосипедист планирует выполнять обслуживание своими руками, то важно изучить правильную инструкцию, чтобы не совершить серьезных ошибок.

Заднее колесо

Как устранить люфт заднего колеса велосипеда? Для этого выполняются последовательные действия:

  • первоначально велосипед переворачивается и закрепляется;
  • снимается колесо, на котором выявлен люфт;
  • на многих популярных моделях задняя втулка содержит трещотку, которую нужно правильно демонтировать, поскольку под ней находится контргайка и конус, а иначе не получится правильно отремонтировать или отрегулировать втулку;
  • освобожденная втулка разбирается на составные части;
  • все детали хорошо протираются ветошью с обезжиривателем, что позволяет удалить грязь и остатки старого смазочного материала;
  • изучается состояние радиусных гаек и других деталей;
  • если выявляются какие-либо сколы, царапины или иные виды механических повреждений, то деталь придется полностью заменить, установив новое изделие;
  • после изучения всех деталей выполняется сборка втулки, причем предварительно каждый элемент покрывается качественным смазочным составом, позволяющим повысить срок эксплуатации и предотвратить быстрый износ;
  • накручиваются контргайки и радиусные гайки;
  • со стороны, где располагается трещотка, поджимается контргайка с конусом;
  • с другой стороны нужно правильно откорректировать подшипники;

Люфт колеса

  • иногда во время зажима вторых гаек подшипники немного расслабляются, а чтобы предотвратить этот негативный момент, рекомендуется воспользоваться помощью другого человека или зафиксировать элемент велосипедной рамой;
  • трещотка устанавливается на место;
  • проверяется, насколько легко и свободно вращается деталь, после чего она надежно фиксируется;
  • собирается колесо, для чего все элементы закрепляются в правильном порядке;
  • оно устанавливается на раму;
  • если обнаруживается зазор, то он закрывается шайбой большого размера;
  • со стороны, где располагается трещотка, колесо прижимается, для чего целесообразно пользоваться зажимной гайкой;
  • оценивается состояние подшипников, поскольку перетяжка или слабая фиксация становятся причиной поломки оборудования, а также невозможно будет воспользоваться велосипедом по назначению;
  • колесо надежно фиксируется и со второй стороны.

После выполнения работы проверяется, насколько легко крутится колесо, а также устранен ли люфт. Если реализованы правильные действия, то обеспечивается плавность вращения и отсутствие шата. Люфт заднего колеса устранить довольно просто. Для этого не нужно иметь специфические инструменты или обладать опытом работы.

Переднее колесо

Нередко такая неисправность возникает и на переднем колесе. Заметить ее намного проще, поскольку появляются сильные удары на руле. Как устранить люфт переднего колеса? Выполняются правильные этапы:

  • колесо демонтируется с велосипедной рамы;
  • разбирается последовательно втулка;
  • детали чистятся от загрязнений;
  • проверяются элементы на поломки или сильный износ;
  • если нет никаких проблем, то наносится смазка, после чего монтируются подшипники;
  • с одной стороны оси закручивается конус;
  • накручивается контргайка;
  • ось устанавливается в правильном положении;
  • с другой ее стороны накручивается как контргайка, так и конус;
  • при устранении люфта переднего колеса важно убедиться, что концы оси обладают идентичной длиной;
  • регулируются и фиксируются подшипники, для чего применяется 2 ключа;
  • колесо прикрепляется к раме и закручиваются зажимные гайки;
  • зазоры удалятся с применением качественных и надежных шайб;
  • тонкими ключами регулируются контргайки и конусы;
  • проверяется качение.

Заключение

Люфт может возникать как на заднем, так и на переднем колесе велосипеда. Он появляется обычно при длительной эксплуатации байка. Процесс его устранения считается не слишком сложным, поэтому может выполняться своими руками. Для этого нужно только следовать правильной инструкции.

Читайте также: