Что относится к приборам освещения контроля и сигнализации на тракторе или автомобиле

Обновлено: 05.05.2024

Потребителями тока в системе электрооборудования легковой машины являются: система пуска двигателя, система зажигания автомобиля, система освещения и сигнализации, контрольно-измерительные приборы и дополнительное оборудование, которое у каждого автомобиля может отличаться.

Напомним лишь, что для работы двигателя внутреннего сгорания необходима свеча зажигания, дающая электрическую искру, от которой воспламеняется рабочая смесь в цилиндре (в дизельных двигателях используются свечи накаливания). А появляется эта искра благодаря наличию в автомобиле системы электрооборудования. С остальными потребителями электричества мы познакомимся в данной главе. Другими словами, далее мы узнаем о том, как возникает и используется электрическая энергия современного автомобиля.

ИСТОЧНИКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА

Электрический ток в автомобиле вырабатывается из двух источников: аккумуляторная батарея (аккумулятор) и генератор.

Задача аккумулятора (рис. 4.1) — обеспечить электричеством соответствующее оборудование автомобиля при выключенном моторе, а также при работе двигателя на небольших оборотах. Аккумулятор обычно находится в моторном отсеке на специальной металлической полке, но в некоторых моделях автомобилей он может устанавливаться и в салоне.

Аккумуляторная батарея включает в себя шесть отдельных аккумуляторов, находящихся в одном корпусе и последовательно соединенных между собой в единую электрическую сеть. В каждом аккумуляторе протекают электрохимические процессы, в результате которых получается ток напряжением 2 вольта. Нетрудно посчитать, что в общей сложности на полюсах аккумуляторной батареи образуется постоянный ток напряжением 12 вольт (шесть аккумуляторов по два вольта каждый).

Аккумуляторная батарея имеет маркировку установленного образца. Например, маркировка 6СТ-60А расшифровывается так:

□ 6 — количество аккумуляторов в аккумуляторной батарее (для всех легковых автомобилей эта цифра неизменна);

□ СТ — тип аккумуляторной батареи, в данном случае — стартерная, позволяющая запускать двигатель с помощью мощного потребителя электроэнергии (стартера);

□ 60 — емкость аккумуляторной батареи, которая измеряется в ампер-часах (в рассматриваемом примере — 60 ампер-часов);

□ А — обозначение материала, из которого изготовлен корпус аккумуляторной батареи (в рассматриваемом примере — полипропилен).

Обычно новый аккумулятор служит в течение 6–7 лет. После этого он подлежит замене, хотя иногда можно продлить срок его службы путем периодической подзарядки с помощью специального зарядного устройства.

Генератор (рис. 4.2) представляет собой источник электрического тока, обеспечивающий электричеством всех потребителей при работе двигателя на больших и средних оборотах. Кроме этого, важнейшей функцией генератора является подзарядка аккумуляторной батареи (тоже при работающем двигателе). Без генератора новый аккумулятор очень быстро разрядится и его использование станет невозможным.

В электрическую цепь автомобиля генератор подключается параллельно аккумуляторной батарее. Следовательно, снабжать потребителей электрическим током и заряжать аккумулятор он будет только тогда, когда напряжение, которое он вырабатывает, будет больше напряжения, выдаваемого аккумуляторной батареей. Это происходит тогда, когда мотор автомобиля работает на оборотах выше холостых: ведь напряжение электрического тока, который производится генератором, напрямую зависит от скорости вращения ротора генератора, имеющего привод от двигателя.

Следует отметить, что иногда напряжение вырабатываемого генератором электрического тока может быть больше, чем необходимо. Для предотвращения такой ситуации в автомобиле используется специальный прибор, который называется регулятор напряжения. Этот прибор функционирует в паре с генератором, ограничивая напряжение производимого им тока и регулирование его в районе 13,6-14,2 вольта. Регулятор напряжения может быть вмонтирован в генератор, а может располагаться в моторном отсеке отдельно от генератора.

Для крепления генератора на двигателе имеется специально предназначенный кронштейн. Генератор имеет привод от коленчатого вала двигателя посредством ременной передачи. На многих машинах с помощью одного ремня создается привод от коленвала на генератор, постоянно работающий вентилятор и на водяной насос (помпу), т. е. все эти агрегаты работают как бы в одной связке, хотя и выполняют совершенно разные функции. Однако это не обязательно — часто генератор имеет отдельный приводной ремень. В любом случае, нужно периодически проверять натяжение ремня и при необходимости регулировать его путем отклонения корпуса генератора. Помните, что недостаточно натянутый ремень, во-первых, издает при работе неприятные свистящие и скрипящие звуки, а во-вторых — быстро выходит из строя.

На панели приборов любого автомобиля обязательно имеется красная лампочка заряда аккумуляторной батареи. Она всегда загорается при включении зажигания и гаснет после запуска двигателя. Если же при работающем двигателе лампочка не погасла — это свидетельствует о проблемах в системе электропитания (вероятно, вышел из строя генератор).

ПРИБОРЫ ОСВЕЩЕНИЯ И СИГНАЛИЗАЦИИ

Приборы освещения предназначены для обозначения габаритов транспортного средства при движении в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, а также для освещения дороги и внутренних помещений автомобиля (моторный отсек, салон, багажник). Приборами освещения являются фары (блок-фары), лампы освещения номерного знака, лампы освещения салона, лампа освещения багажника, лампа освещения моторного отсека (подкапотного пространства) и задние фонари.

Блок-фара (рис. 4.3) состоит из корпуса, рассеивателя и отражателя. Внутри корпуса находится лампа, вставленная в гнездо, которая может работать в двух режимах: ближний свет фар и дальний свет фар. Ближний или дальний свет включается с помощью находящегося в салоне переключателя. Также внутри блок-фары имеется лампочка габаритного огня, которая предназначена для обозначения габаритов автомобиля при наличии такой необходимости (для включения габаритов также имеется тумблер).

Современные блок-фары часто содержат также лампочку указателя поворота, но она может располагаться и отдельно — здесь все зависит от конкретной модели автомобиля.

Задние фонари (рис. 4.4) в современных машинах также, как правило, выполняются в одном корпусе.

Задний фонарь включает в себя:

□ лампы стоп-сигналов (включаются автоматически при нажатии водителем педали тормоза, и выключаются при отпущенной педали);

□ лампы заднего хода (загораются автоматически при включении водителем задней передачи, и гаснут при ее выключении);

Указатели поворотов водитель включает и выключает с помощью специального переключателя, который обычно находится на рулевой колонке. Все одновременно указатели поворотов работают при включении водителем аварийной сигнализации (для этого предназначена специальная кнопка). Порядок применения аварийной световой сигнализации регламентируется действующими ПДД.

Звуковой сигнал — это прибор сигнализации, предназначенный для звукового оповещения других участников дорожного движения о грозящей опасности. Он приводится в действие нажатием специальной кнопки или клавиши, расположенной, как правило, на рулевом колесе. Порядок применения звукового сигнала прописан в ПДД.

СИСТЕМА ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ

Для включения двигателя предназначена система пуска двигателя, состоящая из замка зажигания, стартера с тяговым реле, механизма привода стартера и реле включения стартера.

Запуск двигателя осуществляется с помощью стартера (рис. 4.5).

Далее вал стартера вместе с шестерней, зацепившейся с маховиком, начинает вращаться, в результате чего маховик проворачивается, а следовательно — проворачивается и коленчатый вал двигателя, после чего тот запускается.

Помни об этом.

При правильном использовании стартер является довольно надежным прибором, который может служить на протяжении всего срока эксплуатации автомобиля.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ

Для оперативного информирования водителя о состоянии важных узлов и агрегатов автомобиля, текущем скоростном режиме, наличии топлива, количестве пройденного пути и прочих важных факторах в автомобиле предназначены контрольно-измерительные приборы (сокращенно КИП). КИП располагаются в месте, удобном для взгляда водителя, а именно — на панели приборов (приборном щитке), находящейся сразу за рулевым колесом (рис. 4.6).

Типичная панель приборов содержит контрольные лампы, одометр (счетчик пробега, причем отдельно для общего и суточного пробега), датчик температуры охлаждающей жидкости, спидометр, датчик уровня топлива и указатель оборотов работы двигателя (тахометр). Также панель приборов может включать в себя и другие КИП — это зависит от модели автомобиля.

Это должен знать каждый.

Для всех КИП действует общее правило: при работающем моторе ни в коем случае не допускается свечение любой красной лампочки (индикатора) либо нахождение стрелки любого указателя в красном секторе. Такие показания КИП информируют водителя о наличии серьезных неполадок в соответствующем агрегате, и до их устранения эксплуатировать автомобиль нельзя.

Тахометр (рис. 4.7) показывает, какое количество оборотов в минуту совершает коленвал двигателя при текущем режиме работы. Обычно оно измеряется в тысячах, поэтому циферблат содержит цифры 1, 2, 3 и т. д., и когда стрелка указывает на какую-то цифру, следует умножать ее на 1000.

Датчик уровня топлива (рис. 4.8) информирует водителя о количестве топлива, имеющегося в топливном баке в данный момент. Когда топлива остается слишком мало, стрелка приближается к красному сектору, а во многих машинах при этом дополнительно загорается соответствующая лампа (иногда она выглядит как бензоколонка). Не стоит игнорировать тревожные показания датчика — в противном случае вы рискуете заглохнуть на дороге из-за отсутствия топлива в топливном баке.

Одометр показывает количество пройденных автомобилем километров, причем в современных машинах отдельные счетчики предназначены для общего и для суточного (или за любой произвольный интервал времени) пробега.

Спидометр (рис. 4.9) — это прибор, который информирует водителя о текущем скоростном режиме (попросту говоря, с какой скоростью в данный момент движется автомобиль). Показания данного прибора исключительно важны для выбора правильной скорости и для предотвращения нарушения скоростного режима, установленного на данном участке дороги действующими Правилами дорожного движения.

Датчик температуры охлаждающей жидкости (см. рис. 4.8) информирует водителя о том, нормально ли функционирует система охлаждения двигателя. Ранее мы уже говорили, что рабочая температура охлаждающей жидкости должна находиться в пределах 80–90 градусов по Цельсию. Если стрелка датчика перешла в красный сектор — значит, температура жидкости приближается к 100 градусам либо уже достигла ее. В такой ситуации следует немедленно выключить мотор и дать ему остыть.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО АВТОМОБИЛЯ

Дополнительное оборудование автомобиля предназначено, в основном, для улучшения комфортности и удобства поездки, а также для обеспечения необходимых условий движения. Среди наиболее распространенных видов дополнительного оборудования можно отметить: отопитель салона, кондиционер, магнитолу, стеклоочиститель и стеклоомыватель, устройства подогрева стекол, зеркал и сидений, электрические подъемники стекол и сидений, электрический корректор фар, очиститель и омыватель фар, холодильник, систему спутниковой сигнализации и др.

Стеклоочиститель и стеклоомыватель обеспечивают видимость во время движения в дождь или снегопад, а также при езде по грязным дорогам.

Учтите.

ПДД запрещают эксплуатацию транспортного средства, если у него не работают конструктивно предусмотренные стеклоочистители и стеклоомыватели.

Системой подогрева стекол и зеркал оборудованы далеко не все машины (это не касается заднего стекла — оно у всех современных автомобилей имеет подогрев). Эти устройства помогают быстро удалить лед и снег со стекол и зеркал автомобиля. Система подогрева сидений также имеется далеко не у всех машин, но если она есть, то зимой садиться в холодную машину будет намного приятнее.

Также популярным устройством является кондиционер. В жаркую погоду этот прибор способен превратить утомительную езду в машине под палящим солнцем в настоящее удовольствие. Особую важность наличие кондиционера имеет для людей, которые склонны к укачиванию при езде в автомобиле (например, пожилые люди или дети). С другой стороны, пользоваться кондиционером следует с осторожностью, поскольку велик риск простудиться.

Электрический корректор фар (рис. 4.11) имеют многие современные иномарки. Этот прибор позволяет водителю со своего места подкорректировать направление света фар — повыше или пониже.

Очиститель и омыватель фар не являются устройствами, которыми должен быть оборудован каждый современный автомобиль (в отличие от очистителя и омывателя ветрового стекла). Но при движении по грязным дорогам эти устройства очень удобны, поскольку позволяют очистить фары от грязи прямо во время движения.

На тракторе ЮМЗ установлены четыре фары. В двух передних фарах помещены двухнитевые лампы А12—50+21 для дальнего (50 кд) и ближнего (21 кд) света. В задних фарах установлены лампы А12—50. Передние фары на специальных кронштейнах прикреплены к боковинам облицовки радиатора, задние — к кабине. На- правление света фар регулируют разворотом их в гнездах крепления.

Фары включаются центральным переключателем света, переключаются с ближнего света на дальний переключателем; контрольная лампа сигнализирует о включении дальнего света.

Задние фары включаются включателем, установленным на соединительном листе (за сиденьем справа).

Передние фонари предназначены для сигнализации при повороте и для обозначения габаритов трактора, установлены на кронштейнах передних фар. Каждый фонарь имеет одну двухнитевую лампу А12—21+5 и белый рассеиватель и одну однонитевую лампу А12—21—3 и желтый рассеиватель; нить 5 кд двухнитевой лампы служит для обозначения габаритов трактора, а однонитевая лампа 21 кд — для указания поворота трактора.

Задние фонари, предназначенные для сигнализации при повороте, торможении и для обозначения габаритов трактора, установлены на крыльях ведущих колес. Каждый фонарь имеет двухнитевую лампу А12—21+5 и лампу А12—21—3. Двухнитевая лампа служит для обозначения габаритов трактора (нить 5 кд включается одновременно с лампой 5 кд переднего фонаря) и для предупреждения водителей идущего сзади транспорта о торможении, нить 21 кд включается автоматически при нажатии напедаль правого тормоза. Лампа закрыта красным рассеивателем. Однонитевая лампа А12—21—3 закрыта желтым рассеивателем и служит для указания поворота трактора.

Лампы указателей поворота включаются переключателем П110-А, установленным на рулевой колонке; при этом включается контрольная лампа с зеленым рассеивателем на щитке приборов. Для получения прерывистого светового сигнала в электрическую цепь ламп указателей поворота передних и задних фонарей включено реле-прерыватель РС410-В. Габаритные огни (передние и задние) включаются центральным переключателем.

Фонарь освещения номерного знака с двумя лампами А12—5 установлен сзади на защитной панели. Включается фонарь центральным переключателем одновременно с габаритными огнями.

Плафон освещения кабины установлен справа на потолке кабины с лампой А12—5. Включается плафон переключателем.

Лампы освещения щитка приборов установлены в специальных патронах, которые, в свою очередь, вставлены в гнезда-кронштейны корпуса щитка приборов. Для направленного освещения и исключения попадания прямого света лампы в поле зрения водителя поток света направляется на шкалы приборов через световод, закрытый кожухом щитка приборов. Включаются лампы освещения щитка приборов центральным переключателем.

Штепсельная розетка. Для подключения потребителей электроэнергии транспортного прицепа или другой сельскохозяйственной машины на задней панели установлена семиштырьковая штепсельная розетка ПС-300А-150. С этой розеткой соединена штепсельная
вилка ПС-300А-150, являющаяся принадлежностью машины, работающей в агрегате с трактором.

Стеклоочиститель. Для удаления атмосферных осадков с ветрового стекла кабины установлен однощеточный односкоростной стеклоочиститель с электрическим приводом.

Стеклоомыватель подает омывающую жидкость на сектор очистки ветрового стекла кабины трактора. Стеклоомыватель относится к электрическим аппаратам кратковременного режима работы. Устанавливают его на отопителе или на постаменте щитка приборов (при отсутствии отопителя). Включается омыватель кнопочным включателем, установленным на щитке приборов. Продолжительность его включения не более 10 с в минуту. Стеклоомыватель работает независимо от работы стеклоочистителя. Работа стеклоомывателя без наличия омывающей жидкости в бачке не допускается.

Предохранители. Для защиты электропроводов и отдельных электроприборов от возможного замыкания и перегрузок в сети электрооборудования в щитке приборов установлены три блока предохранителей (по четыре предохранителя в каждом блоке). В среднем блоке крайний левый предохранитель — резервный. Назначение каждого предохранителя указано символами на табличке, размещенной на лицевой поверхности щитка приборов под блоками. Предельно допустимая сила тока каждого предохранителя 15 А, предохранителя цепи указателей поворота 5 А.

Электродвигатели вентилятора кабины, вентилятора отопителя и стеклоочистителя — однотипные по конструкции и отличаются только мощностью (вентилятора — 5 Вт, вентилятора отопителя — 25 Вт, стеклоочистителя — 12 Вт).

Электропровода. На тракторе ЮМЗ применена однопроводпая схема включения приборов электрооборудования. Во всех цепях электропроводки использованы провода низкого напряжения ПГВА с полихлорвиниловой изоляцией. Для удобства монтажа провода имеют различную расцветку; параллельно идущие пучки проводов соединены в жгуты с оплеткой или обмоткой хлорвиниловой лентой. В жгутах проводов допускается замена цвета одного провода проводом другого цвета.

Центральный переключатель света П-305 ползункового типа предназначен для включения передних фар, передних и задних габаритных фонарей, фонаря освещения номерного знака и ламп освещения щитка приборов. Переключатель может занимать три фиксируемых положения:
I — кнопка утоплена до упора — выключено все выше перечисленное;
II — кнопка выдвинута наполовину — включены передние и задние габаритные фонари, фонарь освещения номерного знака, лампы освещения щитка приборов;
III — кнопка выдвинута полностью — включено все то, что и при положении II кнопки, а также передние фары;
Переключатель установлен на передней стенке щитка приборов.

Переключатель П110-А указателей поворота предназначен для включения ламп указателей поворота. Переключатель имеет три фиксируемых положения и действует полуавтоматически — включается водителем переводом рычага в сторону нужного (левого или правого) поворота и выключается автоматически при выходе трактора из поворота. Переключатель смонтирован в пластмассовом корпусе и закреплен на колонке рулевого колеса. Включатель звукового сигнала кнопочного типа смонтирован на щитке приборов.

как сделать свет на тракторе

Для трактора, как и для любой другой техники необходима система освещения, которая помогает работать машине ночью. Набор приборов, которые для этого необходимы, состоит из: передних и задних фар, а также ламп, плафона в кабине и освещения номера. Фары на тракторе осуществляют свою работу благодаря аккумуляторной батареи и генератору.

Фара – это источник направленного света, предназначенного для освещения местности или дороги. Современные фары для тракторов и спецтехники отличаются повышенной мощностью и яркостью. Мощность одной лампочки может составлять несколько киловатт. Современные приборы освещения и сигнализации трактора нередко дополняются поворотниками (указателями поворотов). Повышенным спросом пользуется осветительное оборудование, оснащенное рефлекторами. Это отражатели, а их зеркальные вогнутые поверхности, формируют световые пучки необходимых форм и размеров.

Структура рефлекторов

Кто не знает, как сделать свет на тракторе, должен обратиться за помощью специалистов. Это связано с большим количеством и разнообразием предохранителей, которые должны выдерживать мощность устанавливаемых фар. Иначе может произойти замыкание или от высокого напряжения слабые предохранители выйдут из строя. Ведь источником света здесь являются мощные яркие лампы. На современных тракторах у рефлекторов ступенчатая структура, напоминает граненый стакан. В рефлекторе каждый сегмент освещает определенный участок трассы. Фара с одним рабочим рефлектором одновременно формирует ближний и дальний пучок света. Такая система освещения трактора предполагает использование в лампах двух нитей. Двухсекционные фары с дополнительными рефлекторами пользуются более высоким спросом. Один из них формирует ближний свет, а второй рефлектор создает дальний свет.

Фары для тракторов и спецтехники

Ассортимент тракторных фар

Трактора, как и автомобили, отличаются большим разнообразием фар. Они бывают:

Приборы освещения и сигнализации трактора

  • Головные.
  • Рабочие.
  • Дополнительные.
  • Специальные.
  • Сигнальные.
  • Односекционные и двухсекционные.
  • Хрустальные.
  • Рифленые.
  • Линзованные.
  • Модульная оптика.

Их главным достоинством является невероятная яркость светового пучка.

Стоит ли делать систему освещения самостоятельно?

Система освещения трактора

Задумываясь о том, как сделать свет на тракторе – стоит понимать, что работа может занять большое количество времени. Необходимо сделать свет так, чтоб фокус ламп был наиболее точным, а кроме того, нужно настроить возможность регулировки направления света. Сечение светового потока должно иметь форму эллипса и быть немого наклонено к дороге, при этом немного расходится по сторонам. Только с такой системой можно добиться хорошего освещения.

Чтоб сделать рабочие фары и систему сигнализации самостоятельно, следует знать основы отражения света и подключения проводников. Поэтому, если вы не владеете минимальными знаниями в этой области – лучше доверить установку такой системы специалисту.

Техническое обслуживание приборов освещения и световой сигнализации сводится к систематической проверке их исправности, надежности крепления и соблюдения чистоты.

Если какой-либо прибор наружного и внутреннего освещения или сигнализации трактора не работает, проверьте исправность лампы и проводки, надежность крепления проводов к клеммам, а также проверьте, не перегорел ли плавкий предохранитель в цепи данного прибора. Цепи питания приборов, защищаемые предохранителями, указаны на рисунке "Схема электроцепей трактора". При замене перегоревшей лампы следите за тем, чтобы пыль не попадала в корпус фары или фонаря. С этой же целью немедленно заменяйте поврежденные рассеиватели.

Читайте также: