Что такое чв в автозвуке

Обновлено: 05.07.2024

Не пугайтесь нагромождения этих слов, мы не будем здесь углубляться в теоретические основы четвертьволнового резонатора или четвертьволновика, как его обычно называют. Рассмотрим этот тип оформления с точки зрения пользователя, потому что ЧВ обладает важными достоинствами и немногочисленными недостатками.

Если коротко, то четвертьволновик это тоннель определённой длины и площади сечения, нет раздельных понятий корпуса и порта, как мы привыкли в фазоинверторе. При наличии свободного места он очень прост в расчетах и не имеет каких-то особых трудностей в изготовлении.

Основные достоинства ЧВ:

  • сниженная степень групповых задержек, проработанный бас и детальность, иногда превышающая закрытый ящик;
  • широкий и плавный частотный диапазон — в случае правильного подхода с лёгкостью отрабатываются верхний и нижний бас;
  • повышенный уровень КПД, на 20-40% больше чем у фазоинверторов или бандпассов и на 150-300% чем у закрытого ящика.

Просто читтерский корпус — так оно и есть! Минус всего один, но существенный — большой объем ящика.

Другими словами — если вам не жалко места, то ЧВ будет лучшим выбором для оформления для сабвуфера.

Расчет ЧВ

Площадь сечения порта зависит от размера динамика.

Рассчитывается в специальных программах, для усредненных и упрощенных расчетов берется эффективная площадь диффузора.

Важно знать, что эффективная площадь (Sd) высчитывается не по типоразмеру (10″, 12″ и т.д.), она всегда меньше так как корзина и часть подвеса не участвуют в излучении. Часто производители указывают это значение в документации, но так же Sd можно рассчитать самому

Sd — эффективная площадь сабвуфера, см²;

где D — диаметр в сантиметрах, берется через центр от середины подвеса.

Для квадратного сабвуфера вычисление площади еще проще — нужно длину одной стороны возвести в квадрат.

Эффективная площадь сабвуферов

Настройка ЧВ зависит от длины порта и считается следующим образом:

Fb — желаемая частота настройки , Hz

Оптимальный диапазон 35-45 Гц, о никто не запрещает настраивать низко, любите инфру — опускайте настройку.

Для примера рассчитаем ЧВ с настройкой на 38 Гц, для 12 дюймового (30 см.) динамика.

Sпорта = 1,5 * 480 (из таблицы для 12″) = 720 см²

Для того чтобы ящик поместился в автомобиль порт сворачивают.

Виды ЧВ

Выше мы разобрали расчет для четвертьволновика постоянного сечения, но так же существуют сужающийся и расширяющийся тоннели.

Если качество звучания для вас на первом месте, то делайте ЧВ сужающейся конструкции. Он больше по величине и сложнее изготавливается, но в результате — бас отличается точностью, быстротой и глубиной. Такой корпус подойдёт системам, ориентированным на качество звучания! В отличие от классического прямого ЧВ порт делают плавно сужающимся от 3 Sd до 1,5 Sd на выходе.

Расширяющийся порт даст самый высокий КПД и громкость за счет горбатой АЧХ.

Сужающийся порт будет короче раскрыва при одной и той же настройке. Расчетные данные смотрите в таблице:

Длина порта в зависимости от типа ЧВ

Какой динамик подойдет для ЧВ

В таблице ниже представлены проверенные опытом характеристики динамиков для ЧВ, чем ближе к ним, тем лучше саб подходит под данное оформление (Fs и Qts имеют первостепенное значение).

Параметры Тиля — Смолла для ЧВ

Видео о подборе динамика для ЧВ:

Видео с обзором и расчетом

Нюансы

  • Важно правильно оформить повороты. Это накладки, устанавливаемые во внутренних углах крепления перегородок лабиринта, для предотвращения увеличения площади сечения порта в местах поворотов. Расстояние между краем горизонтальной перегородки и поверхностью скругления должно быть равно ширине тоннеля на прямых участках. Иначе на поворотах получится форма в виде песочных часов, что вызовет отклонения значений частоты настройки.
  • В виду особенностей строения ящика, благодаря большому количеству перегородок материал для саба до 12″ можно брать толщиной от 16 мм.
  • Есть разновидность ЧВ, которую еще называют лабиринтом Рогожина. Если хотите углубиться в теорию и вникнуть в расчеты то вот сайт где представлен сам труд разработчика.
  • Закрытый ящик (ЗЯ)
  • Фазоинвертор (ФИ)
  • Бандпасс (БП)
  • Как выбрать сабвуфер
  • Корпус для сабвуфера своими руками

Инфа из моей группы, писал уже достаточно давно. Оффтоп

Ссылку на группу не дам

1. Каждый день я вижу вопросы на счет площади туннеля. Всем знакомая формула с сайта DD Audio Russia, который по неизвестным, причинам сейчас недоступен. Эта же теория находится в одной из тем о ЧВ на форуме бассклуба, надеюсь вскоре это наконец-то исправят. Площадь сечения туннеля равняется полторы площади сабвуфера.

Средние площади для сабвуферных динамиков:

6″ — 125кв

8″ — 195кв

10″ — 310кв

12″ — 480кв

15″ — 810кв

18″ — 1200кв

3. В ЧВ работают только дешевые динамики, для дорогого и более мощного лучше сделать ФИ. Бл*ть)) Даже комментировать не буду))

4. Динамик в ЧВ обязательно порвется, сгорит или оторвет подводящие. С такими мыслями вы убьете дин в любом другом корпусе. warning2:: Подробнее на счет этой проблемы писал еще DENLaDEN. Читаем под оффтопом Оффтоп

ЧВ жесток не по отношению к динам, а по отношению к мозгу человеков. В ЧВ рвут динамики не потому что он слабо демпфирует, демпфировать он может не хуже ФИ, а ниже настройки — лучше ФИ! Рвут динамики в ЧВ, потому что он играет ниже настройки, а ФИ не играет. То есть если на ФИ подавать мощи много без сабсоника — он пердит и трепыхается страшно, баса нет, зато слышен пердеж и хлопки и стук динамика — страшно и ты выключаешь, делаешь потише, сабсоником подрезаешь… А в ЧВ ты наваливаешь мощи без сабсоника, а он басит, круто басит! Наваливаешь еще — и он громче басит! И так до тех пор, пока динамик шайбу не растянет до предела, а искажений, возникающих при этом, ты не уловишь, потому что они тонут в низах. Практически любой нормальный динамик можно трахнуть киловатником без оформления на частоте резонанса и он не умрет и не повредится за эти пару секунд, но если так перегружать подвижку в течении длительного времени — то раньше или чуть позже ЛЮБОЙ дин порвется. На самом деле порвутся ВОБЩЕ все динамики, просто те, которые используются в пределах допустимого хода порвутся через тридцать лет, а те, которые используются все время с запредельным ходом — спасибо, если сезон отыграют.

Музыкальный валящий низконастроенный ЧВ:

s1 = 1.5sd

s2 = 1sd

L = 230-260см

8. Повороты обязательно нужно скруглять. Это не совсем так, скругления влияют на характер баса и итоговую настройку корпуса. Без скруглений бас мягче и немного размазанный. Треки с низкими пиками будут играть лучше и глубже. Со скруглениями бас становится точным и быстрым, под более быструю музыку и высокий бас скруглять обязательно. На результат скругления абсолютно никак не влияют, ни в плюс, ни в минус.

Второе о чем многие не задумываются. Скругления уменьшат длину туннеля и соответственно настройка повысится. На сколько, зависит от количества скругленным поворотов. Обычно это 2-3 Гц, если скруглять весь лабиринт. Длина туннеля считается через центр.

Расчет акустического оформления типа четвертьволновый резонатор (четвертьволновик)

  • Акустическое оформление
  • Типы акустического оформление сабвуферов для SPL
  • Типы акустического оформления сабвуфера
  • программы для расчета акустического оформления
  • Параметры Тиля-Смолла и акустическое оформление динамика.

Динамик под ЧВ!

Комментарии 43

Делал ради эксперимента и обычный ЧВ и сужающийся под 10 дин. Последний понравился по звучанию больше, но так как нужно пространство в багажнике (а короб съел больше 250 литров объема) пока остановился на ЗЯ. С ним уши целее будут. Ближе к лету попробую ФИ и рупор собрать и сделаю выводы.) Так что тебе, как многие и пишут, я бы тоже порекомендовал ЗЯ.)

ЗЯ запили под что нибудь скорострельное. к сожелению даже не знаю что посоветывать(

Претендет твой, довольно узконаправленный, просто другу с таким же дином собрали саб — играет классно, но басс не глубокий и давящий(как например на моем пионере) а реальный, как будто от барабана, рок слушать на таком просто великолепно, а вот для клубняка и рэпа совсем не подойдет. ход у подвеса очень короткий.

Я конечно не знаю какие жанры ты предпочитаешь — просто решил поделиться мнением=)

А по сути — все правильно говорят — пили ЗЯ и не парь мозг с ЧВ=)

дак ему как раз под рок и металл

Ну тогда вопросов нет:) говорю же просто мнением решил поделиться:) в этих жанрах данный блин играет очень реально и живо:) как будто барабанщик за установкой в багажнике сидит:))

да да) очень хорошие дины, как раз для такого жанра! если возьмёт не пожалеет) я вот систему на hannibal hl-15x собираю, вот это монстр чисто давильный)

Серьезная штука:) судя по внешнему виду давка и впрямь нереальная должна быть если с ящиком угадать:) а чем питать его планируешь? И кстати подвес из пены не смущает? Сам никогда не использовал сабы с пенным подвесом, просто раза три уже натыкался на бж с фотками, где подвес трескается такой. Может просто качество там было не айс, но впечатление все равно нехорошее осталось:)

питать будет hannibal 1500.1, самый раз, а так медная нулёвка шокавская и гена 135 ампер, вот с гелем надо определяться) подвес не смущает, просто когда мороз не надо сразу наваливать, а дать сабу прогреться и что бы в салоне стало тепло) тогда всё шикарно будет)

Ну это само собой:) я всегда минут 15 на маленькой громкости сначала слушаю музыку, не важно причем- холодно или тепло:)

я зимой саб снимал, домой заносил, дак мотор весь белый был, от него лужа потом была, вот делаем выводы)

Офигеть:) а есть же люди кто машину чтоб от снега не чистить наваливаю побольше музла с утра- она сама и обтряхивается:)))

да есть и такие, главное что бы подвесу было пофиг на мороз и всё)

про ЧВ забудь! не под твои жанры музыки! в роке нужно качество, значит пили ЗЯ! а дины вот эти посмотри Infinity kappa 120.9, играют просто божественно! как раз то что тебе надо! В этих динах импеданс можно установить самому, от 2 до 4, бери 2 таких дина, в 1 ом запилишь, там и с питание на много меньше будет проблем)

ну почему же с сужающимся ЧВ может и будет нормиграть рок и тд.

правильно тебе сказали ЧВ это просто мода, не более! я слушал и сужающийся ЧВ и прямой, не очень, тем более бас тебе нужен чёткий и быстрый, ЧВ верха не играет (вообще не как не играет) на верхах просто гул! ЗЯ во первых места занимает на много меньше, во вторых бас быстрый и чёткий, гула не какого нет, самое выгодное для тебя оформление! я просто хочу помочь, можешь запилить ЧВ, но уверен разочеруешься, тем более если чертёж будешь брать просто в группе в ВК! а так то нужен расчёт!

я это все понимаю. автору нужно это писать )

для этих музыкальных жанров вроде рекомендуют дины с легким подвесом (например целюлоза), басы же там быстрые. Посмотри на уралы, и сделай зя

Sundown Audio SA 8 v.2 D4

ЧВ сам по себе громадная конструкция =)

да как бы не спорю, но слишком большой ящик тоже не хочу … тем более что жанры музыки не сильно давильные — рок, металл

Зачем тебе тогда ЧВ? ДЕлай ЗЯ на 12ку и не мучай голову. ЧВ — не более чем мода, у единиц оно нормально построено и действительно работает)))

Зачем тебе тогда ЧВ? ДЕлай ЗЯ на 12ку и не мучай голову. ЧВ — не более чем мода, у единиц оно нормально построено и действительно работает)))

Сейчас рупор тема.И неважно что мало кто представляет что это такое, волна пошла.

Я как в первый раз увидел, что ЧВ считается тупо от площади диффа, сразу понял — вот она мекка лентяев!))))

И святая уверенность что все получится и место ещё останется.Периодически веселят попытки впихнуть невпихуемое в свои багажники.Переубедить невозможно.

Странно что еще бандпасы не пилят. это ещё сложнее в расчетах.

БП пойдут когда рупорами наедятся.

И святая уверенность что все получится и место ещё останется.Периодически веселят попытки впихнуть невпихуемое в свои багажники.Переубедить невозможно.

Ну пиленые в смерть пружины и дикий ксен в небо вроде проходят постепенно (по крайней мере в Мск я все реже и реже вижу такие ведра и все они поголовно 05 региона)…и это тоже пройдет)))

Все проходит.И это пройдёт.

И святая уверенность что все получится и место ещё останется.Периодически веселят попытки впихнуть невпихуемое в свои багажники.Переубедить невозможно.

Бубнит от кривости рук=)Отлично играет, у меня дин мистери в фи от мистери так не играл, он бубнил что то там сзади=)

да как бы не спорю, но слишком большой ящик тоже не хочу … тем более что жанры музыки не сильно давильные — рок, металл

для твоих жанров музыки только ЗЯ.

Тем более если ты слушаешь рок и металл нужно забыть про ДД, сандали, скра и прочую долбящую хрень.

а конкретнее модельки можно?

а конкретнее модельки можно?

skar наверно и подороже будет

от сандаля максимум 1000 рублей, но мое мнение что Сандаль по сравнению с ним просто отдыхает в плане мягкости и мясистости баса, сандаль больше источник дребезжания и тряски чем баса, хотя это сугубо мое мнение(щупал оба)

Добавлю, если надо дунуть на соревнованиях то лучше Сандаль, да и пацанчики респект больше выскажут, хотя может от того что скар не так известен

)))) ну сам такие не юзал, поверю что скар лучше чем сандаль, но сандаль лучше чем polkaudio

)))) уши у всех разные, характер баса у Сандаля, да в принципе у скара, очень специфические, но моему уху скар нравится, посмотрим как оно оценит JL)

8 сандаль, или DD

про ДД не скажу(хотя их сайт уверяет что все их динамики подходят для ЧВ), но Скар по параметрам для ЧВ подходит лучше сандаля

При наличии свободного места он очень прост в расчетах и не имеет каких-то особых трудностей в изготовлении.

Что такое ЧВ в автозвуке?

ЧВ или Четвертьволновой резонатор

Быстрый, без запаздываний, бас Не такой ярко выраженный горб АЧХ, как у ФИ, что дает прирост громкости в большей полосе частот

Как правильно рассчитать ЧВ короб?

Рассчитывается ЧВ следующим образом. Площадь сечения туннеля зависит от калибра сабвуфера, рассчитывается по следующей формуле. Sтуннеля = 1,5*(3,14*((Dсабвуфера/2)^2)). Проще говоря, площадь сечения туннеля равняется полторы площади сабвуфера.

Что такое ЗЯ?

Закрытый ящик (ЗЯ)

Это наиболее простой в изготовлении тип акустического оформления. Колебания в таком ящике находятся в закрытом объеме и в конечном итоге гасятся. … Всего один параметр — объем. Во-вторых, существенно снижает вероятность перегрузки динамика и его механических повреждений.

Что такое ЧВ?

Четвертьволновик (ЧВ) простыми словами

Если коротко, то четвертьволновик это тоннель определённой длины и площади сечения, нет раздельных понятий корпуса и порта, как мы привыкли в фазоинверторе. При наличии свободного места он очень прост в расчетах и не имеет каких-то особых трудностей в изготовлении.

Чем отличается ЗЯ от фи?

Фазоинвертор (ФИ) Данный тип акустического короба сложнее рассчитать и построить. Конструкция отличается от ЗЯ наличием дополнительных стенок внутри и портом фазоинвертора.

Как рассчитать короб для саба?

Что лучше закрытый ящик или фазоинвертор?

Для подчеркивания и установки определенной частоты лучше приобретать фазоинвертор, так как подобные возможности имеются в его настройках. В погоне за качественным звучанием рекомендуют остановиться на ЗЯ. Желающим самостоятельно изготовить акустическую систему приглянется закрытый ящик.

Какие бывают коробки для сабвуфера?

В автозвуке существует множество вариантов акустических оформлений коробов. Поэтому многие новички не знают, что выбрать лучше всего. Наиболее популярные виды коробов для сабвуфера – это закрытый ящик и фазоинвертор.

Какой лучше сделать короб для сабвуфера в седан?

Рекомендованный чистый объем закрытого ящика, с расчетом на один 8 дюймовый динамик, от 8 до 12 литров. Рекомендованный чистый объем закрытого ящика, с расчетом на один 12 дюймовый динамик, от 24 до 37 литров. …


Даров всем.
Когда-то очень давно слышал, что в каком-то из двух видов короба можно превысить ход, причем конкретно, если слушать трек в шишку "не в настройку".

Итак, условно, у нас есть ЧВ и ФИ на 35 гц.
В каждом абсолютно одинаковый дин, усь и питание.

К примеру, играет трек 29 гц. На каком коробе возрастает риск, что ход превысится и катушку выплюнет? И почему?



Comments 20


Экспо короб и не парься=) ЧВ убивает дин только из-за пустой головы владельца ЧВ.


Экспо так-то тоже ложит дин на раз. При не правильной настройке и в ЗЯ дин умрет. Либо от клипа, либо от лишнего.


ЧВ будет долбить динамик пока он не развалится и звуков ни каких не будет, а ФИ хрипеть начнёт.


щель, труба, без разницы?


Смотря какая щель, предпочтение трубе с двойным раскрывом, но некоторые и щелевые ФИ так с гладят=)


щель, труба, без разницы?

Хз. У меня был закрытый короб, сейчас чв. В чв два дина положил и не заметил. В закрытом когда слишком много навалишь хрипеть начинал и я убавлял. А чв лупит до последнего-))


Все зависит от того, какой динамик ты собираешься использовать.
Для ЧВ нужен динамик с меньшей добротностью и увеличенным ходом дифузора, динамик должен иметь защиту от деформирования катушки в виде ограничительного кольца на катушке, если переборщишь с мощьностью, то услышышь характерный стукт того кольца, и снизишь громкость. Так же подвес должен быть легче. А в ФИ можно любой хороший дин использовать. У меня два саба с головами Magnat Classic 316 нч, всего 16.5см величина по подвесу, 80Вт на голову. Стоят в коробах ФИ с настройкой 36.7Гц, играют нормально от 32-33Гц. Не горят, не рвутся. Пользуюсь ими уже третий год


у меня бюджетный Ural AS-D12.3TD4, xmax 29 мм у него, играет в 2 ома, моник слабенький swat 1.500.

Этот дин, как подарили, он так и живет у меня в чв 36гц, в фи еще ни разу не ставился, сегодня хочу посадить его в щелевой фи 33 гц, вот и спрашиваю, можно ли при случайности в него будет 29 гц вливать, т.к. в чв 29гц включать было не страшно, если не в полную силу.



Какая частота собственного резонанса дина?


написано 28 гц у производителя


Да даже если 30Гц, то 29Гц будут выдавать без последствий, а зачем тогда короб делать на 33Гц, если Fs дина 29? Делай 30Гц, и будет счастье


написано 28 гц у производителя

По мне Alphard по надежней будет


ну, тут уже дареному коню, как говорится)) А короб беру на проверку, в будущем хочу новый пилить. Ниже 33 не хочется пока что, т.к. там вообще уже тупо ветер, да и планы пересесть из хэтча в седан. В общем я пока в поисках правильной инфы)


Четвертьволновик (ЧВ) простыми словами

Не пугайтесь нагромождения этих слов, мы не будем здесь углубляться в теоретические основы четвертьволнового резонатора или четвертьволновика, как его обычно называют. Рассмотрим этот тип оформления с точки зрения пользователя, потому что ЧВ обладает важными достоинствами и немногочисленными недостатками.

Если коротко, то четвертьволновик это тоннель определённой длины и площади сечения, нет раздельных понятий корпуса и порта, как мы привыкли в фазоинверторе. При наличии свободного места он очень прост в расчетах и не имеет каких-то особых трудностей в изготовлении.


Основные достоинства ЧВ:

  • сниженная степень групповых задержек, проработанный бас и детальность, иногда превышающая закрытый ящик;
  • широкий и плавный частотный диапазон — в случае правильного подхода с лёгкостью отрабатываются верхний и нижний бас;
  • повышенный уровень КПД, на 20–40% больше чем у фазоинверторов или бандпассов и на 150-300% чем у закрытого ящика.

Просто читтерский корпус — так оно и есть! Минус всего один, но существенный — большой объем ящика.


Другими словами – если вам не жалко места, то ЧВ будет лучшим выбором для оформления для сабвуфера.

Расчет ЧВ

Площадь сечения порта зависит от размера динамика.

На словах означает что площадь сечения порта — это полторы эффективной площади сабвуфера.

Важно знать, что эффективная площадь (Sd) высчитывается не по типоразмеру (10″, 12″ и т.д.), она всегда меньше так как корзина и часть подвеса не участвуют в излучении. Часто производители указывают это значение в документации, но если данных нет то можно воспользоваться таблицей:


Эффективная площадь сабвуфера по типоразмеру

Так же Sd можно рассчитать самому

Sd — эффективная площадь сабвуфера, см²;

где D — диаметр в сантиметрах, берется через центр от середины подвеса.

Для квадратного сабвуфера вычисление площади еще проще — нужно длину одной стороны возвести в квадрат.


Эффективная площадь сабвуферов

Соответственно площадь порта высчитывается следующим образом:

— площадь сечения порта, см²;

Настройка ЧВ зависит от длины порта и считается следующим образом:

Fb – желаемая частота настройки , Hz

Оптимальный диапазон 35–45 Гц, о никто не запрещает настраивать низко, любите инфру — опускайте настройку.

Пример расчета

Для примера рассчитаем ЧВ с настройкой на 38 Гц, для 12 дюймового (30 см.) динамика.

Sпорта = 1,5 * 480 (из таблицы для 12″) = 720 см²

Для того чтобы ящик поместился в автомобиль порт сворачивают.


Виды ЧВ

Выше мы разобрали расчет для четвертьволновика постоянного сечения, но так же существуют сужающийся и расширяющийся тоннели.

Если качество звучания для вас на первом месте, то делайте ЧВ сужающейся конструкции. Он больше по величине и сложнее изготавливается, но в результате — бас отличается точностью, быстротой и глубиной. Такой корпус подойдёт системам, ориентированным на качество звучания! В отличие от классического прямого ЧВ порт делают плавно сужающимся от 3 Sd до 1,5 Sd на выходе.


Расширяющийся порт даст самый высокий КПД и громкость за счет горбатой АЧХ.

Сужающийся порт будет короче раскрыва при одной и той же настройке. Расчетные данные смотрите в таблице:


Длина порта в зависимости от типа ЧВ

Какой динамик подойдет для ЧВ

В таблице ниже представлены проверенные опытом характеристики динамиков для ЧВ, чем ближе к ним, тем лучше саб подходит под данное оформление (Fs и Qts имеют первостепенное значение).


Продолжаю тему.Сейчас коснемся некоторых нюансов, правил, сравнений и так далее.
Площадь туннеля:

1,5 Sd оптимально для музыки и спорта. Все что меньше — хуже отдача, но лучше звук. Все что больше — лучше отдача и более горбатая АЧХ. Со слишком большой площадью риск механического повреждения динамика выше.
Разница между ЧВ и ФИ:

ЧВ это простой волновод, в нем динамик качает волну, волновод ее проводит, задерживая по времени, тем самым сдвигая фазу на 90 градусов (1/4 волны это 90 градусов). Спад ниже частоты настройки 6dB на октаву. С настройкой 40Гц (которая считается самой универсальной), ЧВ отыграет и ниже 30Гц. На частоте настройки импеданс максимален.

ФИ это резонатор, в нем динамик не создает никакой волны, динамик просто сжимает воздух в камере (пресловутый объем). В ФИ происходит разворот фазы (между тыльной и фронтальной частью сабвуфера) на 180 градусов. Спад ниже частоты настройки 24dВ октаву. Ниже настройки, ФИ практически не играет. На частоте настройки импеданс минимален.
Дополнительными преимуществами четвертьволновых резонаторов перед классическим ФИ являются ламинарность потока воздуха на выходе порта резонатора и малость его скорости в канале, что в сумме с большей относительно классических ФИ портов площадью излучения дает полное отсутствие турбулентных призвуков на любых уровнях громкости и на порядок меньший, так называемый, room-gain – резкое увеличение амплитуды излучаемого АС звука на частотах, совпадающих с основным геометрическим резонансом помещения.
Площадь и длина туннеля:

Площадь сечения туннеля зависит от калибра сабвуфера. Проще говоря, площадь сечения туннеля равняется полторы площади сабвуфера. К примеру эффективная площадь 12 дюймового сабвуфера в среднем равна 500 кв. см. Соответственно умножаем на 1,5 и получаем площадь порта 750 кв. см

4" — 100 кв.см
5" — 125 кв.см
6" — 200 кв.см
8" — 300 кв.см
10" — 500 кв.см
12" — 750 кв.см
15" — 1000 кв.см
18" — 1600 кв.см


1.Никогда не нужно пытаться настроить любой резонатор, будь то ЧВ или простой ФИ на частоту ниже частоты резонанса динамика. Приведет это к резкому снижению отдачи, потере демпфирования и возможному разрушению динамика на больших мощностях, примеров тому-масса.

2. ЧВ является по своей сути гребенчатым фильтром, он усиливает частоты на 1/4, 3/4, 5/4 и так далее и ослабляет частоты на 2/4, 4/4, 6/4 длин волны, на которую был рассчитан.Очень сильно, как правило, выражен резонанс второй моды, т.е. 3/4 длины волны.Для того, чтобы компенсировать этот эффект, динамик ставится не в самое начало трубы, , а в боковую стенку трубы на расстоянии 1/3 длины от начала трубы.За счёт этого смещения в трубе образуется дополнительная стоячая волна которая нивелирует этот выброс на АЧХ, сводя неравномерность АЧХ на этом участке к 1-2 дБ.

3.Не следует применять в данном оформлении динамики с добротностью выше 0.5 для калибра 12", для 18" нужна будет добротность не выше 0.4
Скругления углов:

Первое и главное заблуждение. Повороты обязательно нужно скруглять. Это не совсем так, скругления влияют на характер баса и итоговую настройку корпуса (об это чуть ниже). Без скруглений бас мягче и немного размазанный. Треки с низкими пиками будут играть лучше и глубже. Со скруглениями бас становится точным и быстрым, под более быструю музыку скруглять обязательно.

Второе о чем многие не задумываются. Скругления уменьшат длину туннеля и соответственно настройка повысится. На сколько, зависит от количества скругленным поворотов. Обычно это 2-3 Гц



Самый универсальный это конечно же лабиринт с постоянным сечением, с расчетом которого проблем не возникает. ЧВ на сужение представляет собой туннель плавно сужающийся от 3х площадей динамика, в начале, до 1,5 на выходе. При той же настройке, будет короче лабиринта, с постоянным сечением. Считается самым музыкальным. Имеет минимальные задержки, высокую точность и проработку баса. Единственные минусы, сложнее в расчете и займет больше места. ЧВ с расширяющимся туннелем имеет максимальный КПД, но качество баса заметно хуже. Используется в основном в СПЛ системах.


Так же при выборе параметров головки стоить иметь ввиду, что лабиринт ввиду принципа своей работы не создает увеличения значения частоты собственного резонанса головки при установке в него, как происходит во всех компрессионных типах АО, так как не смотря на неплохое демпфирование диффузора вблизи частоты настройки он не создает дополнительного упругого сопротивления для подвижной системы динамика. Частота собственного резонанса динамика при установке в лабиринт не увеличивается, а снижается, ввиду присоединения к ней массы воздуха находящегося в канале. Коэффициент снижения зависит от конкретной реализации резонатора и сочетания его параметров с параметрами головки и может достигать 1,5 раз.

Исходя из практики, в качестве некоторого ориентира в выборе резонанса динамика и нижней воспроизводимой частоты для создания лабиринтной АС с хорошей эффективностью в соответствии с номинальным размером динамических головок можно порекомендовать такие крайние значения собственного резонанса подвижной системы в свободном поле, Fs:

До 5” – 60Гц и выше
6-8” – 40-60Гц
10-12” – 25-35Гц
15-18” – 20-30Гц

Использовать динамики и проектировать АС, с резонансными частотами ниже указанных можно. Платой за это будет снижение эффективности и энергоемкости таких АС. В определенных случаях это может быть оправданно, но должно делаться исключительно осознанно и с пониманием количественных значений такого размена.

Использовать динамики и проектировать АС с резонансными частотами выше указанных также можно. Это будут АС повышенной эффективности, с хорошими импульсными характеристиками и повышенной динамикой. Сложности могут возникать с геометрической реализацией относительно большой площади сечения канала при его относительно малой осевой длине, что может повлечь за собой применение нестандартных методов сворачивания, вплоть до неосуществимости.

Не стоит настраивать ЧВ слишком низко. При настройке 40Гц будут воспроизводиться и 20Гц со спадом 6-8 Дб примерно, если машина без дыр то передаточная АЧХ салона этот спад выровняет и если не наваливать больше киловатта то музыку можно будет слушать даже очень замечательно
Продолжение следует…

Не пугайтесь нагромождения этих слов, мы не будем здесь углубляться в теоретические основы четвертьволнового резонатора или четвертьволновика, как его обычно называют. Рассмотрим этот тип оформления с точки зрения пользователя, потому что ЧВ обладает важными достоинствами и немногочисленными недостатками.

Если коротко, то четвертьволновик это тоннель определённой длины и площади сечения, нет раздельных понятий корпуса и порта, как мы привыкли в фазоинверторе. При наличии свободного места он очень прост в расчетах и не имеет каких-то особых трудностей в изготовлении.


Основные достоинства ЧВ:

  • сниженная степень групповых задержек, проработанный бас и детальность, иногда превышающая закрытый ящик;
  • широкий и плавный частотный диапазон — в случае правильного подхода с лёгкостью отрабатываются верхний и нижний бас;
  • повышенный уровень КПД, на 20–40% больше чем у фазоинверторов или бандпассов и на 150-300% чем у закрытого ящика.

Просто читтерский корпус — так оно и есть! Минус всего один, но существенный — большой объем ящика.


Другими словами – если вам не жалко места, то ЧВ будет лучшим выбором для оформления для сабвуфера.


Расчет ЧВ

Площадь сечения порта зависит от размера динамика.

На словах означает что площадь сечения порта — это полторы эффективной площади сабвуфера.

Важно знать, что эффективная площадь (Sd) высчитывается не по типоразмеру (10″, 12″ и т.д.), она всегда меньше так как корзина и часть подвеса не участвуют в излучении. Часто производители указывают это значение в документации, но если данных нет то можно воспользоваться таблицей:

Эффективная площадь сабвуфера по типоразмеру

Так же Sd можно рассчитать самому

Sd — эффективная площадь сабвуфера, см²;

где D — диаметр в сантиметрах, берется через центр от середины подвеса.

Для квадратного сабвуфера вычисление площади еще проще — нужно длину одной стороны возвести в квадрат.


Эффективная площадь сабвуферов

Соответственно площадь порта высчитывается следующим образом:

— площадь сечения порта, см²;

Настройка ЧВ зависит от длины порта и считается следующим образом:

Fb – желаемая частота настройки , Hz

Оптимальный диапазон 35–45 Гц, о никто не запрещает настраивать низко, любите инфру — опускайте настройку.

Пример расчета

Для примера рассчитаем ЧВ с настройкой на 38 Гц, для 12 дюймового (30 см.) динамика.

Sпорта = 1,5 * 480 (из таблицы для 12″) = 720 см²

Для того чтобы ящик поместился в автомобиль порт сворачивают.


Нюансы

  • Важно правильно оформить повороты. Это накладки, устанавливаемые во внутренних углах крепления перегородок лабиринта, для предотвращения увеличения площади сечения порта в местах поворотов. Расстояние между краем горизонтальной перегородки и поверхностью скругления должно быть равно ширине тоннеля на прямых участках. Иначе на поворотах получится форма в виде песочных часов, что вызовет отклонения значений частоты настройки.
  • В виду особенностей строения ящика, благодаря большому количеству перегородок материал для саба до 12″ можно брать толщиной от 16 мм.
  • Есть разновидность ЧВ, которую еще называют лабиринтом Рогожина. Если хотите углубиться в теорию и вникнуть в расчеты то вот сайт где представлен сам труд разработчика.

Виды ЧВ

Выше мы разобрали расчет для четвертьволновика постоянного сечения, но так же существуют сужающийся и расширяющийся тоннели.

Если качество звучания для вас на первом месте, то делайте ЧВ сужающейся конструкции. Он больше по величине и сложнее изготавливается, но в результате — бас отличается точностью, быстротой и глубиной. Такой корпус подойдёт системам, ориентированным на качество звучания! В отличие от классического прямого ЧВ порт делают плавно сужающимся от 3 Sd до 1,5 Sd на выходе.


Расширяющийся порт даст самый высокий КПД и громкость за счет горбатой АЧХ.

Сужающийся порт будет короче раскрыва при одной и той же настройке. Расчетные данные смотрите в таблице:

Длина порта в зависимости от типа ЧВ

Как рассчитать резонатор к Урал самостоятельно?



Конструкции в зависимости от направления порта

На рисунке видно, что влияет на конструкцию также направление порта и другие параметры. Иногда водителей после расчетов беспокоит, что габариты очень большие по сравнению с доступным пространством в салоне, поэтому рекомендуют конструкцию, соответствующую данной задаче.

Другие варианты корпуса

На фото показан пример расчет ЧВ короба, но в совокупности учитывается площадь сечения туннеля (например, 10″ или 12″), зависящая от калибра сабвуфера, например, Machete m10d2.



Пример

Используйте программу расчета Quarter Wave Box. Нужно будет только внести параметры динамика и объем короба. В противном случае вам придется сделать чертежи самостоятельно.


Предложенные вариации демонстрируют некоторые решения для организации медиа-системы салона автомобиля, которые доступны для самостоятельного изготовления. Немного усилий, и вы получите в своем автомобиле качественную звуковую систему к вашему новому Machete m10d2 или Урал, учитывающую особенности вашего салона и предпочтения.

Как правильно сделать короб для сабвуфера


Какими бывают короба для сабвуфера?

Существует несколько типов ящиков для сабвуфера. От конструкции короба напрямую зависит качество звука, которое Вы получите на выходе. Ниже представлены наиболее популярные типы сабвуферов:

Закрытый ящик — наиболее простой в изготовлении и проектировке, его название говорит само за себя. Низкочастотный динамик помещается в герметичный деревянный корпус, который улучшает его акустические характеристики. Изготовить сабвуфер в авто с таким корпусом довольно просто, однако он имеет самый низкий КПД.

Бандпас 4-го порядка — это тип сабвуфера, корпус которого разделен на камеры. Объемы этих камер разные, в одной из них размещен динамик, а во второй — фазоинвертор (воздуховод). Одной из особенностей этого типа сабвуфера является способность конструкции ограничивать частоты, которые воспроизводит диффузор.

Бандпас 6-го порядка отличается от 4-го порядка наличием еще одного фазоинвертора и еще одной камеры. Есть два типа бандпасов 6-го порядка — первый имеет один фазоинвертор, а второй два (один из них общих для обеих камер). Этот тип короба является наиболее сложным в проектировании, но выдает максимальный КПД.

Фазоинвертор — сабвуфер со специальной трубкой в корпусе. Она выводит воздух и обеспечивает дополнительное звучание от задней части динамика. По сложности в изготовлении и качеству звучания этот тип нечто среднее между закрытым ящиком и бандпасом.

Желая получить наиболее качественное звучание, можно остановить свой выбор на бандпасах. Но конструкция этого типа имеет множество деталей, которые надо тщательно спроектировать и просчитать. Все это можно сделать с помощью специальной программы WinlSD, которая не только определит оптимальный размер и объем сабвуфера, но и создаст его 3D модель, а также просчитает размеры всех деталей.

К сожалению, эта программа требует хотя бы минимальный знаний в этой сфере и рядовому автолюбителю навряд ли удастся сделать все верно с первого раза. Тем более, для того, чтобы программа правильно работала, ей необходимы некоторые параметры динамика, которые также известны не всем. Если Вы не планируете принимать участие в соревнованиях по авто-звуку советуем отбросить бандпасы.

Интересуетесь автотюннингом? Подробная инструкция по установке парктроника своими руками специально для вас!

А вы знаете, что такое типтроник? Читайте статью о плюсах и минусах этой коробки передач.

Фазоинвертор будет наиболее оптимальным решением для самодельного сабвуфера. Этот тип короба хорош тем, что трубка (фазоинвертор) позволяет лучше воспроизводить самые низкие частоты. Фактически это дополнительный источник звука, который содействует звучанию сабвуфера и повышает КПД.

Что в итоге

Как видно, решение изготовить корпус для сабвуфера в машину своими руками потребует определенных навыков и инструментов. Однако если все делать правильно, а также использовать материалы хорошего качества, можно получить достаточно мощный саб с хорошим звучанием.

Установка сабвуфера в машину: как выбрать сабвуфер, схема установки саба в машине. Подключение сабвуфера через усилитель или без усилителя, рекомендации.

Как настроить сабвуфер в автомобиле. Настройки усилителя: частота, фаза, Gain, сабсоник и т.д. На что обратить внимание при настройке саба, рекомендации.

Как самому подключить магнитолу в машине: размеры магнитол, переходные рамки. Особенности подключения магнитолы, если разъем не подходит. Рекомендации.

Выбор ПТФ на ВАЗ 2114 и 2115: как выбрать противотуманки ВАЗ (корпус, тип лампы, штатные или универсальные и т.д.). Установка противотуманок ВАЗ 2114, 2115.

Как самому подключить ПТФ в автомобиле: схема подключения противотуманных фар своими руками. Тонкости и нюансы, на что обратить внимание при подключении.

Как установить детское автокресло или автолюльку в автомобиле: выбор детского кресла, особенности крепления, место установки кресла. Советы и рекомендации.

ЧВ короб или четвертьволновой резонатор представляет собой полую коробку, выполненную из любого мебельного материала. Конструкция используется для сабвуфера и позволяет добиться более глубокого звучания с гармоничным спектром. Подобные приспособления фирменного производства стоят довольно дорого, но короб можно собрать самостоятельно из подручных материалов. Именно об этом и пойдет речь в нашем обзоре.

Какие материалы нам потребуются для сборки сабвуфера?

Материал для изготовления короба сабвуфера должен быть прочным, плотным и хорошо изолировать звук. Для этого отлично подойдет многослойная фанера или ДСП. Основные преимущества этих материалов — доступная цена и простота в обработке. Они достаточно прочны и обеспечивают хорошую шумоизоляцию. Мы будем делать сабвуфер из многослойной фанеры толщиной 30 мм.

Чтобы сделать короб для сабвуфера нам понадобится:

  • Саморезы по дереву (примерно 50-55 мм, 100 штук)
  • Шумоизоляционный материал (шумка)
  • Дрель и шуруповерт (или отвертка)
  • Електролобзик
  • Жидкие гвозди
  • Герметик
  • Клей ПВА
  • Карпет, примерно 3 метра
  • Клемник

Собираем короб для сабвуфера своими руками

Можно приступать к сборке. Мы используем 12-ти дюймовый динамик Lanzar VW-124.



Его диаметр 30 см, и первое что нужно сделать это вырезать отверстие под динамик. Минимальное расстояние от центра диффузора до стенки сабвуфера — 20 см. Мы отмеряли по 23 см (20 см + 3 см ширина фанеры) от края панели и прорезали отверстие електролобзиком. Далее вырезаем отверстие под фазоинверторную щель, в нашем примере она имеет размер 35*5 см.



Вместо щели можно использовать классический воздуховод — трубку. Теперь собираем фазоинверторную щель и крепим ее к передней панели сабвуфера. Проходим по стыкам жидкими гвоздями и закручиваем саморезами.


Далее собираем боковые стенки короба, предварительно смазав их жидкими гвоздями, и плотно закручиваем саморезами.



На задней крышке короба нужно вырезать небольшое отверстие под клемник. Соединяем все части корпуса. Убеждаемся в том, что мы правильно вырезали и скрепили все части.



Вставляем динамик. Смотрим, любуемся.



Переходим к внутренней отделке короба. Первое, что необходимо сделать это проклеить все стыки и щели эпоксидным клеем или герметиком. Далее с помощью клея ПВА приклеиваем на всю внутреннюю поверхность короба шумоизоляционный материал.



Теперь обтягиваем всю внешнюю плоскость короба карпетом, включая щель фазоинвертора. Крепить его можно на эпоксидный клей или с помощью мебельного степлера.



Далее вставляем и плотно прикручиваем динамик. Сабвуфер почти готов, осталось только протянуть провода от динамика к клемнику и подключить усилитель.



Усилитель мы докупали, но его также можно сделать своими руками. Это довольно сложно, так как требует знаний и практики в области радиотехники. Также можно использовать готовые наборы и схемы для радиолюбителей, вроде Мастер-КИТ, и самостоятельно проводить сборку усилителя. Единственное требование к усилителю — его максимальная мощность должны быть меньше, чем максимальная мощность динамика.

Смотрите также видео-отчет о изготовлении самодельного сабвуфера на 2 динамика

Принцип действия

С резонатором, еще одним примером которого является короб под ЧВ, автомобилисты могут быть знакомы в совершенно другой области. Например, используется в качестве функционального элемента глушителя. В данном случае полая конструкция имеет свои особенности и другое назначение.



Самодельный деревянный короб

Накопительный резонатор накапливает внешнюю энергию за счет снижения частоты внутренних колебаний. В математическом контексте любая конструкция резонатора, частота колебания которого больше частоты колебаний внешнего воздействия, является накопительным. Это происходит независимо от диаметра в 10 или 12 дюймов, но нужно выбирать разный объем.

Делаем сабвуфер стелс своими руками

Надоело возить в багажнике огромный ящик? Тогда стелс сабвуфер просто создан для вас. Этот уникальный тип корпуса более практичный, чем классический ящик. Он не стоит квадратной коробкой посреди багажника и занимает меньше места. Зачастую стелс устанавливают во внутренней части крыла, иногда в нише вместо запасного колеса. Минимальный объем ящика, который требует 10-12 дюймовый динамик для нормальной работы — 18 литров.

Для изготовления пассивного стелс сабвуфера нам потребуются:

  • низкочастотный динамик;
  • защитная решетка и розетка для подключения к усилителю;
  • провод для подключения динамика к розетке;
  • многослойная фанера или ДСП (толщина 20 мм);
  • небольшой кусок ДВП;
  • эпоксидный клей;
  • кисточка;
  • стеклоткань;
  • монтажный скотч;
  • полиэтиленовая пленка;
  • саморезы по дереву;
  • дрель, лобзик.

Узнайте, какие документы нужны для замены прав при смене фамилии, и нужно ли еще раз сдавать на права.

Недавно купили новый автомобиль? Прочтите советы по обкатке нового авто от опытных автомобилистов.

Здесь /avtotovary/pokupka-avto/byudzhetnye-krossovery.html можно узнать, как правильно пользоваться и ухаживать за автоматической коробкой передач.

После выбора места, где будет установлен стелс, освобождаем багажник и приступаем к изготовлению корпуса. Можно снять обшивку багажника в том месте, где будет установлен сабвуфер, чтобы поместить его еще ближе к крылу. Первым делом стелем на пол багажника полиэтиленовую пленку. Она выполняет сразу две функции: защищает обшивку багажника от эпоксидного клея и позволяет нам сделать крепление, к которому мы прикрутим днище сабвуфера. Далее обклеиваем внутреннюю сторону крыла монтажным скотчем в два слоя.



Нарезаем стеклоткань небольшими кусками, примерно 20х20 см. На малярный скотч накладываем куски стеклоткани и проклеиваем эпоксидным клеем. Накладывать стеклоткань лучше внахлёст, чтобы не было очевидных стыков и швов.



Лепим слои стеклоткани друг на друга, попутно смазывая их эпоксидным клеем, пока толщина листа не достигнет 10 мм (примерно 4-5 слоев).



Материал будет застывать примерно 12 часов. Для ускорения процесса можно использовать лампу. Теперь вырезаем дно сабвуфера и приклеиваем к нашему корпусу. Стык обрабатываем герметиком или проклеиваем эпоксидной смолой.



В этом конкретном случае форму нужно подогнать под петли багажника, чтобы наш самодельный сабвуфер не мешал ему закрываться. После того, как мы отрезали все лишнее, вырезаем из ДСП боковые стенки и верхнюю крышку. Округлую часть изготавливаем из фанеры, мы это делали “на глаз”.


Короб под 12 сабвуфер с фазоинвертором

Для постройки короба нам понадобится:

  • Плотная многослойная фанера или ДСП
  • Саморезы
  • Шуруповерт либо отвертка
  • Клей ПВА
  • Карпет
  • Материалы шумоизоляции
  • Провода и клемник

Проклейте внутреннюю часть короба шумоизоляцией. Перед тем как вкручивать саморезы, тонким сверлом наметьте дырки, для того чтобы фанера не лопнула. Соберите конструкцию, вырежьте карпет с запасом, чтобы загнуть по краям. Промажьте клеем, дайте высохнуть, пройдите степлером.

Читайте также: