Что такое сенсорный крест

Обновлено: 04.07.2024

Данная статья будет полезна педагогам, уделяющим особое внимание не только процессу обучения, но и здоровьесбережению школьников на уроках.

Содержимое публикации

Шевцова Алла Николаевна, учитель начальных классов

Школы х. Госпитомник филиал МОУ СОШ х. Бурковский

Обобщение педагогического опыта

Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами некоторыми наработками по формированию мотивации наших деток к сохранению и укреплению своего здоровья. Очень хочется и интерес к обучению привить и здоровью не навредить.

Считаю, что залог успешного обучения - чтобы желания школьников и цели обучения совпадали, и обучение доставляло им радость. В настоящее время крайне необходимо, чтобы школьная образовательная программа была сориентирована на сохранение здоровья детей, их полноценного и всестороннего развития, поскольку сегодня редко дети приходят в школу совершенно здоровыми.

Задача современного учителя - способствовать формированию мотивации детей к здоровому образу жизни, их ответственного поведения по сохранению и укреплению своего здоровья, как залога будущего благополучия и успешности в жизни.

Поэтому приобщение младших школьников к здоровому образу жизни я так же начинаю с формирования у них мотивации здоровья.

Главные мотивации, которые необходимо сформировать:

мотивация получения удовольствия и радости от здоровья, стремление к бодрости духа и хорошему настроению;

мотивация возможности самосовершенствования; у здорового человека интеллектуальные, физические и психические, возможности гораздо больше, чем у нездорового;

мотивация к достижению максимально возможной комфортности: необходимо, чтобы в процессе обучения школьник чувствует себя максимально комфортно.

В связи с этим, цельюмоей работы в этом направлении сталпоиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Задачи , которые были поставлены:

создание в процессе обучения условий ощущения радости у детей, а не подавленности;

формирование потребности школьников жить в гармонии с собой и окружающим миром;

обогащение двигательного опыта детей и развитие психо-физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы.

обучение детей регулированию своего психического состояния, умению предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении.

Исходя из вышеперечисленных задач, мною был осуществлен выбор таких педагогических методов и приемов, которые способствовали бы формированию у младших школьников внутренней мотивации к здоровому образу жизни.

Большие возможности в их реализации, на мой взгляд, имеет оздоровительная система Владимира Филипповича Базарного.

Особенности здоровьесберегающей технологии по методике

Владимира Филипповича Базарного.

Технология эта выбрана не случайно. В процессе изучения мною различных методик и технологий по здоровьесбережению, оказалось, что технологии профессора В.Ф. Базарного уже апробированы в различных школах и дают хорошие результаты в укреплении здоровья и развития детей. Методика В.Базарного направлена на создание условий для предупреждения и коррекции близорукости у школьников. И это не случайно, так как В.Ф. Базарный – окулист, доктор медицинских наук и профессор, который более 20 лет занимался оздоровлением. Под его руководством было защищено 44 оздоровительных патента для детей дошкольного и школьного возраста.

Жизнь современных детей заполнена гаджетами, практически у каждого из низ есть сотовый телефон, который заменил всё – и книги, и игры, и живое общение со сверстниками. И, как следствие, зрение у детей ухудшается. Это и послужило причиной выбора мною именно технологии сохранения и укрепления зрения В.Ф.Базарного.

Суть данной технологии заключается в том, что работа с учебником (режим ближнего зрения) осуществляется только на одном из этапов урока. Вся дальнейшая работа происходит в режиме дальнего зрения, расширяются зрительные горизонты детей. Объекты изучения ( карточки, изображения, фигуры и т.д.) заранее размещаются на максимально возможном удалении от школьников либо на тренажерах, либо в любом месте в классе: на доске, на стенах, на шторах и т.д. При этом сохраняется пространственно-метрический обзор, что способствует активации зрительного сосредоточения вдаль, формированию навыка целостного восприятия объекта изучения, развитию остроты зрения.

Конечно, условия не позволяют мне применить технологию в целом, но и применение элементов данной технологии в течение нескольких лет даёт положительные результаты.

В своей работе я использую следующие элементы здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного:

Упражнения дыхательной и звуковой гимнастики

Некоторые приёмы самомассажа, точечный массаж

Упражнения на мышечно-телесную координацию .

Остановлюсь более подробно на описании некоторых элементов этой технологии.

При выполнении звуковой гимнастики очень важно, чтобы звук был ровным и находился на одной высоте в течение всего выдоха. Алгоритм использования звуковых упражнений: делаем глубокий вдох и на выдохе протяжно и громко произносим звук.

Дыхательная и звуковая гимнастика может вылечить от многих болезней:

Звук [ a ] стимулирует работу лёгких, трахеи, гортани.

Звук [м] способствует расслаблению спазмированных бронхов, положительно влияет на сосуды головного мозга, даёт ощущение покоя, улучшает память.

Звуки [п], [т], [к], [ф] полезны при бронхите

Звук [и] очищает сосуды мозга, ушей, глаз, улучшает слух и стимулирует работу щитовидной железы.

Работа с офтальмотренажёром.

Проводится не менее 2 раз в день в течение 3-5 минут. Выполняется под музыку, руки вытянуты вперед. Учащиеся поочередно обводят указательным пальцем по траектории вперёд - назад, влево - вправо, по часовой стрелке и против неё, одновременно помогая себе глазами, туловищем, руками.

Этот тренажёр хорошо расслабляет, снимает напряжение, психическую утомляемость и повышенную нервную возбудимость, поэтому мы его выполняем после усиленной, напряжённой работы.

В настоящее время доказано, что развитие речи детей напрямую зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Кроме этого, регулярные упражнения по развитию мелкой моторики рук являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозг.

Поэтому в начале урока я обязательно провожу с детьми пальчиковую гимнастику. Образцы пальчиковой гимнастики:

Человечек ( указательный и средний палец правой, а затем левой руки бегают по столу).

Коза ( вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, а затем левой).

Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы; мизинец, большой и безымянный соединить).

Во время урока, когда это необходимо, дети стоят без обуви на массажных ковриках, которые заранее изготовлены родителями. Коврики выполнены из естественных тканей (шерсть, хлопок), к ним в несколько рядов пришиты пуговицы или вкручены крышки от пластиковых бутылок, которые являются своеобразными раздражителями. Гигиенически оптимальным считается, когда ребёнок стоит на коврике босиком или в носочках из естественных тканей.

На стопах ног находится множество нервных окончаний и при воздействии на них раздражителей стимулируется работа мозга. Кроме того, происходит профилактика плоскостопия, предотвращение нарушения осанки.

В.Ф.Базарный называет ещё одно условие нормального развития школьников – это пространство. Пространство, говорит он,- это высшая свобода моторики. Мы же в школах заключаем детей с 7 лет в замкнутые классы, тем самым создаем условия, в которых дети впадают в состояние хронической усталости и угнетённости.

Сенсорный круг- этолюбой круглый предмет (в нашем случае обычный гимнастический обруч), который прикреплён к задней стене класса на высоте 2 метров. По всей длине его окружности мы прикрепили разноцветные ленты, длина которых соответствует росту каждого ребёнка. На концы ленточек привязали прищепки-крокодильчики с колечками, в которые можно вставлять различные карточки-задания. Для того, чтобы взять карточку, ребёнку сначала нужно дотянуться до неё, встав на цыпочки, и открыть прищепку. Применение сенсорного круга на различных уроках ежедневно, способствует выработке правильной осанки и стимулирует развитие спинных мышц.

В результате у школьников снимается усталость и напряжение с глаз, развивается зрительная координация, скорость ориентации в пространстве .

Упражнения на мышечно-телесную координацию .

Для сохранения оптимального баланса двигательной активности, школьник должен ежедневно делать 23−30 тысяч шагов. При планировании и проведении своих уроков, я в обязательном порядке это учитываю. Провожу у роки в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих внимание детей. Перед уроком развешиваю в классе карточки с различными заданиями, разного цвета, формы и размера. Они могут оказаться в любом месте класса: на доске, столе, окне, стене, книжных полках и т.д. Ученики ищут карточки, тем самым переключают зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот. Кроме того, им приходится всматриваться в удаленные наглядные материалы, снимая, таким образом, напряжение с глазных мышц.

Анализируя результаты проведённой работы, прихожу к выводу, что

использование здоровьесберегающих технологий В.Ф.Базарного:

позволило снизить заболеваемость детей ОРВИ, укрепить их здоровье;

дало возможность учащимся осознанно выбрать здоровый образ жизни, что поспособствовало лучшему усвоению учебного материала и, как следствие, повышению качества результатов их обучения;

изменило отношение учащихся к жизни: они стали более уравновешенными, спокойными и уверенными в себе;

позволило детям преодолеть перегрузки и переутомления в обучении, учиться весело и с интересом.

Берегите то, что нам дано свыше, помогайте сохранять и укреплять здоровье своих учеников. Спасибо.

В.Горячев. Спасём детей – спасём Россию! О здравоохранительных технологиях доктора В.Ф.Базарного, М., 1999г.

Уровень успеваемости в школе в первую очередь зависит от состояния здоровья ребенка. К особенностям школьного обучения можно отнести то, что к определенному возрасту ребенок обязательно должен достигнуть нужных результатов. Технология Базарного позволяет сделать это в достаточно короткие сроки.


Уровень успеваемости в школе в первую очередь зависит от состояния здоровья ребенка. К особенностям школьного обучения можно отнести то, что к определенному возрасту ребенок обязательно должен достигнуть нужных результатов. Это условие зачастую давит на школьника, порождая стрессовые ситуации, психическую неуравновешенность, нервозность. В итоге у ребенка исчезает желание учиться и стремление делать это хорошо.

Основные принципы технологии В. Ф. Базарного


5. Дети пишут не шариковыми, а перьевыми ручками. Для того, чтобы школьники овладели навыками письма, используются специальные каллиграфические прописи. Именно такое письмо позволяет формироваться художественным способностям, развиваться психомоторной системе. Только после получения подобных навыков школьники начинают овладевать буквенным письмом.

6. Дети вместе с учителями, со своими родителями учатся создавать в соответствии с законами искусства и рукотворчества окружающую среду.


7. Очень важным моментом в учебном системе по В. Ф. Базарному является детское хоровое пение. В основном это классическая музыка и народные песни. Хоровое пение помогает не только развивать художественное и эстетическое ощущение мира, но и является прочным фундаментом, на основе которого формируется человеческая личность.

8. Мальчики и девочки учатся отдельно, так как их развитие происходит по-разному, да и дисциплина на уроках от этого во многом улучшается.

Те образовательные учреждения, которые работают по методике В. Ф. Базарного, регулярно проводят экспресс-тесты, позволяющие выявить результаты развития учеников: зрение, осанка, творческое развитие, воображение, нервная система и т.д. В целом, технология по В. Ф. Базарному эффективно помогает решить проблему ухудшения здоровья в процессе обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ι. Актуальность использования технологий доктора В.Ф.Базарного. Анализ ситуации, предшествующей реализации здоровьесберегающих технологий по методике В.Ф.Базарного.

1. Наблюдение за физическим, эмоциональным состоянием первоклассников в течение первого года обучения в школе (2010-2011 уч.г.)

ΙΙ. Организация учебно-воспитательной работы в начальной школе по методике доктора В.Ф.Базарного (2011-2013 уч.г.).

Изучение и использование основных методов и приёмов, используемых в здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного:

а) режим динамической смены поз (конторки)

б) упражнения для расширения зрительных горизонтов (настенные картины)

г) зрительно-координаторные тренажи (офтальмотренажёры)

д) упражнения на мышечно-телесную координацию

2. Практическое использование технологий здоровьесбережения

3. Взаимосвязь здоровьесберегающей технологии доктора В.Ф. Базарного с развивающей системой Л.В.Занкова.

ΙΙΙ. Результаты отслеживания.

V. Используемая литература.

Здоровье и школа.

Когда нет здоровья, молчит мудрость,

не может расцвести искусство, не играют силы,

бесполезно богатство и бессилен разум.

На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то все остальное бессмысленно.

Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы набирает темпы. Специальные исследования показали, что наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения.

Современная школа непосредственно с решением образовательных задач призвана решать задачи повышения работоспособности и укрепления здоровья учащихся, особенно младших классов, а из них первоклассников и учащихся с ослабленным здоровьем. Призвана, правильно с физиолого-гигиенических позиций, организовывать индивидуально-дифференцированный подход к детям с отклонениями в состоянии здоровья.

Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья. На современном этапе актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся.

Ι. Актуальность использования технологий доктора В.Ф.Базарного. Анализ ситуации, предшествующей реализации здоровьесберегающих технологий по методике В.Ф.Базарного.

Владимир Филиппович Базарный – знаменитый хирург – офтальмолог, доктор медицинских наук, профессор, ранее руководил лабораторией органов чувств при НИИ медицинских проблем Севера Сибирского отделения Академии наук СССР в Красноярске. Двадцать лет он занимался изучением влияния школы на здоровье в Московской областной научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования в г.Сергиев Посад Московской области. За это время специалистами этой лаборатории предложены и защищены патентами 44 уникальные технологии оздоровления детей в процессе дошкольного и школьного воспитания.

По мнению В.Ф.Базарного, сегодня вся концептуальная основа школьной жизни ориентирована против природы ребёнка.

Во – вторых, - сенсорно обеднённая школьная среда закрытых помещений и ограниченных пространств. За 11 лет, проведённых в четырёх бетонных стенах, угасает образно-чувственное восприятие мира, сужаются зрительные горизонты, угнетаются эмоциональные реакции детей.

Отмеченные виды напряжённости угнетают важнейшие биоритмы организма, биологические процессы созревания и развития, способствуют возникновению целого ряда школьных форм патологии: близорукости, нарушения осанки, сердечно – сосудистых, нервных расстройств. К тому же всякое заболевание, даже непродолжительное, изменяет реакцию организма, ухудшая функциональное состояние центральной нервной системы, обуславливая падение работоспособности и высокую утомляемость. Дети, страдающие различными хроническими заболеваниями, обладают слабой успеваемостью вне зависимости от системы обучения. Умственная же работоспособность и успешность овладения детьми школьной программой напрямую зависит от показателей здоровья. Тем более что с каждым годом число детей – первоклассников, имеющих различные патологии, увеличивается.

1. Наблюдение за физическим, эмоциональным состоянием первоклассников в течение первого года обучения в школе (2010-2011 уч.г.)

В течение первого года обучения в школе с первоклассниками была

проведена диагностика по выявлению уровня их интеллектуального развития школьным психологом (по методике ОвчинниковойТ.И.)

Уровень развития

2010-2011 уч. год

В течение 2010-2011уч.г. проводились медицинские осмотры школьной мед.сестрой. На конец учебного года выявлены следующие группы детей по заболеваниям :

Группы здоровья

2010-2011 уч. год

Ι- относительно здоровые

ΙΙ – состоят на учёте у педиатра

ΙΙΙ – состоят на особом учёте у группы узких специалистов

ΙΙ. Организация учебно-воспитательной работы в начальной школе по методике доктора В.Ф.Базарного (2011-2013уч.г.).

Доктор Базарный создал систему педагогических технологий, позволяющих обучать детей, при этом сохраняя и укрепляя их здоровье. Уже сегодня в России и за ее пределами около 1000 образовательных учреждений работают по технологии Базарного. Особенность технологий доктора Базарного в их общей доступности, их внедрение не требует дополнительных материально-финансовых затрат. Все необходимое оборудование можно сделать своими руками.

Особенности здоровьесберегающей технологии по методике В. Ф. Базарного

Изучение и использование основных методов и приёмов, используемых в здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного.

Какие же принципы В.Ф. Базарный предложил использовать во всех школах и детских садах? Рассмотрим некоторые из них:

Во-первых, учебные занятия должны проводиться в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью - парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка - основа энергетики человеческого организма. Организм ребенка сам тянется к, тому, что для него желательно. Дети меняют позу через 15-20 минут или по своему желанию занимают свободное место, меняя позу.

Во-вторых, в процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции необходимо использовать схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажеры "Бегущие огоньки”. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.). Занимают все эти упражнения не более 3-4-х минут урока и проводятся на материале учебного предмета.

В-третьих, с целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного (чувственно-образного и интеллектуального) восприятия и познания мира на уроках по всем предметам должен применяться специально разработанный "Экологический букварь” (картина-панно), расположенный на одной из стен класса и изображающий уходящую в бесконечность и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Это даёт возможность практически "бескнижного” обучения в детском саду и в начальной школе, что исключает формирование у детей шизоидной психической конституции и раннюю потерю зрения. Разумеется, компьютеры в этом возрасте абсолютно исключены.

В-пятых, дети совместно с педагогами и родителями сами созидают по законам искусства и трудового рукотворчества окружающую их жизненную среду. Именно такой труд создаёт и возвышает человека, делает его Личностью в полном смысле этого слова.

К основным методам и приемам, используемым в здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного относят:

А)Режим динамической смены поз (конторки, коврики для ног).

Б)Упражнения для расширения зрительных горизонтов (настенные картины)

Г)Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры).

Д)Упражнения на мышечно-телесную координацию.

Целью модели подвижного урока (по Базарному) является создание здоровьесберегающих условий обучения на уроке через увеличение двигательной активности.

Задачи модели подвижного урока:

• Осуществление оптимальной двигательной активности учащихся на уроке;

• Соблюдение режима динамических поз для оптимизации функционального состояния организма и сохранение работоспособности учеников на уроке;

• Организация здоровьесберегающей функции урока через проведение физкультминуток и оздоровительных пауз.

Структура подвижного урока включает четыре основные педагогические здоровьесберегающие технологии:

1. режим динамических поз;

3. оздоровительные паузы;

4. передвижение по классу.

В Приложении №5 предлагаю разработки нескольких уроков с использованием технологии здоровьесбережения по методике В.Ф.Базарного.

Практическое использование технологий здоровьесбережения

Рассмотрим более подробно каждый из методов и приёмов.

А)Режим динамической смены поз (конторки, коврики для ног).

В. Ф. Базарный предложил техническое решение, позволяющее сохранить существующую мебель, внедрить методику динамических поз, возвратиться к оптимальной для зрительного труда наклонной рабочей поверхности и решить такую важную для здоровья детей проблему, как соответствие школьной мебели росту учащихся.

Первое, что я сделала – это заменила традиционную противоестественную рабочую позу школьников (в положении “сидя”), негативно влияющую на их физическое, психическое и духовное развитие. На традиционные столы добавила приставку в виде удобной конторки и приучила детей работать в разных позах “стоя - сидя”

Размеры конторки соответствуют примерно ½ ширине учебного стола (фото 2). Это позволяет, чтобы один ученик работал за конторкой, а второй сидел за свободной половиной стола. Учащиеся, поочерёдно меняясь местами, работают часть урока то стоя, то сидя.

Я планирую уроки с таким расчётом, чтобы дети несколько раз организованно переходили из одного положения в другое.

Практика показала, что на начальных этапах адаптации детей к динамическим позам наиболее оптимальным режимом оказался тот, при котором дети меняют позы "стояние-сидение" в 1-м классе через каждые 5-7 минут, во 2–3–4-х – через 12–15 минут. Работа за конторкой стоя формирует у ребенка чувства координации и равновесия, является профилактикой нарушений опорно-двигательного аппарата, заболеваний сердечно-сосудистой системы, предупреждает появление близорукости.

МЕТОДИКА ПОДБОРА ОПТИМАЛЬНОЙ ВЫСОТЫ КОНТОРКИ

Оптимальная высота конторки определяется следующим образом. Каждый ребенок, стоящий у края своего стола, сгибает руку таким образом, чтобы большой палец упирался в нижний край грудины, а локтевая часть руки располагалась строго параллельно полу. После чего измеряется высота от поверхности стола до локтя. Этот размер и соответствует высоте нижнего края конторки, устанавливаемой на стол.

Практика вскрыла, что, несмотря на оптимально подобранную высоту, некоторые дети все же могут еще несколько склоняться в процессе письма. В этих условиях вступает в силу жесткое требование: уровень высоты конторки необходимо повышать сверх оптимального уровня до тех пор, пока ребенок ни в коей мере не будет склоняться при письме.
Необходимо строго следить за тем, чтобы за одним столом (одной конторкой) работали дети с одинаковым ростом.

МЕТОДИКА МЕНЯЮЩИХСЯ ПОЗИЦИЙ РАБОЧИХ МЕСТ УЧАЩИХСЯ.

Проведенный анализ эмоционального самочувствия детей убедил, что существующая практика размещения рабочих мест учащихся по строго фиксированным рядам оказался наименее благоприятным. Более эффективным оказался тот режим, при котором расстановка столов (конторок) меняется 1-2 раза в месяц. Я предлагаю следующие варианты расстановки рабочих столов (конторок, - рис. 2а,2б,2в). Безусловно, определенные ограничения могут накладывать размеры классной комнаты и число учащихся.


Рис. 2а. Традиционное размещение учебной мебели в классе


Рис. 2б. Радиально-лучевая компановка учебной мебели


Рис. 2в. Размещение учебной мебели в условиях проведения занятий
в режиме коллективного сотворчества

Несколько требований:

1. Столы (конторки) расставляются таким образом, чтобы вокруг каждого из них было хоть какое-то свободное пространство для постоянного удовлетворения естественной потребности ребенка в движении. Эта зона для организации малых форм непроизвольной двигательной активности.
2. Расстановка столов (конторок) меняется не реже 1 раза в месяц.
3. Помните, даже если весь класс предпочитает заниматься в режиме телесной вертикали (за конторками), рекомендуется в классной комнате иметь хотя бы один свободный стол, за который ребенок мог бы в любой момент присесть.

Опыт показал, что дети (да и взрослые тоже) с восторгом работают за конторкой. При этом не только укрепляется весь опорно-двигательный аппарат, нет искривления позвоночника и болей в спине, но повышаются психическая устойчивость, внимание, творческие способности и иммунитет, исчезает утомляемость. Дети растут равномерно в течение всего года, а не только в период летних каникул. А главное улучшается умственная деятельность детей (см. диаграмму №2 ). Они растут стойкими, способными преодолевать жизненные испытания.

Б)Упражнения для расширения зрительных горизонтов (настенные картины)

Отличительной особенностью методики обучения в режиме дальнего зрения является то, что изучаемые объекты размещаются на максимально возможном удалении от детей. При таком режиме занятий сохраняются пространственно - метрический обзор, в том числе глубина и стереоскопичность восприятия как основа для гармоничного формирования не только собственно функций зрения, но и высших психических отражательных способностей. Такой режим способствует активации зрительного сосредоточения вдаль, формированию навыка целостного восприятия изучаемого объекта, слогов, слов и т. д. Это обстоятельство способствовало формированию ассоциативного, то есть наиболее экономного режима восприятия, поддержанию гармоничного развития пространственно - метрических функций зрительного восприятия, чувства локализации в пространстве, глубинного и стереоскопического зрения, остроты зрения. Максимальный размер шрифта от 1 до 5 см, цвет подбирается из учёта его психологического воздействия на ребёнка. Пользуюсь в выборе цвета следующей таблицей:

Ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему

В небольшой дозе сосредотачивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли

В сочетании с яркими цветами создаёт уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию

Автор: Квасникова Елена Викторовна

Населенный пункт: Республика Бурятия, г. Улан -Удэ

Цель для педагогов: Познакомить педагогов с здоровьесберегающими технологиями В.Ф. Базарного:

Красный - активизирует психический процесс, согревает, если холодно, вырабатывает интерферон.

Зеленый - цвет гармонии, равновесия, успокаивает.

Желтый - цвет радости, оптимизма; поднимает настроение, активизирует все функциональные процессы.

Синий - тормозит все физиологические процессы, но активизирует химические.

Цель для детей (2 младшая группа): Создать условия для формирования физически и психологически здоровой личности.

Задачи:

  1. Закрепить знаний детей о диких и домашних животных.
  2. Закрепить знания детей о цвете, форме.
  3. Развивать у детей внимание – уметь отгадывать загадки о животных по наиболее характерным для них признакам; речевую активность.
  4. Развивать зрительно-двигательную поисковую активность, зрительно-ручную и телесную координацию.
  5. Вызвать желание у детей помочь героям, воспитывать доброжелательность.

Ход занятия.

Слушай, сказочный народ,

Собирайся в хоровод.

Поскорее вы вставайте

И зарядку начинайте. (Потягивание.)

Поскорей, скорей проснись!

День настал давным-давно,

Он стучит в твое окно.

(подвешены картинки: лиса, заяц, собака, волк, медведь, петух, на разноцветных нитках. Дети отгадывают загадку и зрительно находят отгадку, называя цвет ленточки)

Дети встают босиком в носочках на дорожках.

Воспитатель: К нам в окошко постучались герои сказки, а какой сказки я не знаю, поможете мне угадать? . Надо угадать и найти.

Летом сер, зимою бел,

По характеру несмел.

По полянкам скачет ловко,

Любит сочную морковку. (Заяц)
Хитрая плутовка,

Хвост пушистый - краса!

А зовут ее . (лиса)

Машет радостно хвостом,
Когда идёт хозяин в дом.
У неё удел таков -
Дом хранить от чужаков. (Собака)

Всё время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щёлк,
Кто скажите это - (волк).

Из берлоги слышен храп —

Спит хозяин, косолап.

Всю округу замело,

Но ему во сне тепло. (медведь)
Спозаранку я встаю,
Звонким голосом пою.
Травку разгребаю,
Зёрна собираю.
У меня есть гребешок,
Кто я дети?……(петушок)

(в четырех углах картинки: морковка, косточка, мясо, ягода; под каждой картинкой размещается цифра.)

Воспитатель: Наших дорогих гостей нужно угостить. Что любит кушать заяц? Лиса? Волк? Медведь? Собака? Петух? (дети называют).

Найдите глазами, в нашей группе эти угощения. Можно повертеться. Я называю угощение, а вы должны повернуться в ту сторону прыжком и хлопнуть в ладоши. (воспитатель в любой последовательности называет угощения или цифры, дети прыгают и хлопают). Ребята, а про кого мы забыли, кого не угостили? (петушка. Если дети не могут догадаться, воспитатель с помощью перечисления героев подводить к ответу).

3.Индивидуальные тренажёры для глаз

(дети садятся за столы или стоят возле мольберта, на столах тренажеры – различные линии, по которым дети, помогая указательным пальцем, следя глазами, идут от петушка к зернышку).

Воспитатель: Правильно, надо и петушка угостить, вкусными зернышками. Садитесь за столы и помогите петушку дойти до зернышек, чтобы не сбиться с пути помогайте пальчиком.

(геометрические фигуры разных цветов на белом круге).

Воспитатель: Молодцы! Петушок доволен. Каждое животное живет в своем домики. Давайте посмотрим на них. Они находятся очень далеко. Нам поможет подзорная труба. (детям выдается подзорная труба – бумага, свернутая в трубочку)

Воспитатель: - На какие геометрические фигуры похожи домики? - Сколько треугольников? (квадратов, кружков) - Какие фигуры одинакового цвета?

Ноги на ширине плеч, корпус слегка наклонен вперед, руки свободно висят вдоль тела. В таком состоянии плавно переносим вес тела с одной ноги на другую, голова и тело монотонно покачиваются справа налево. Затем нагреваем руки путем натирания ладошек, скрещиваем ладони в виде треугольника и закрываем глаза.

4.Зрительно-координаторные тренажеры

(на стене нарисована диаграмма, при этом цвета соответствуют следующим требованиям: наружный овал – красный, внутренний – синий, крест коричнево-золотистый, восьмерка – зеленым цветом. У воспитателя указка и пальчиковый театр с этими героями, по мере надобности воспитатель меняет герое сказки)

Воспитатель: Нам пора прощаться с гостями, надо их проводить. Каждый пойдет по своей дорожке. Лиса и волк по коричневой (желтой): с лево на право, с верху вниз; медведь по красной, собака по синей, Заяц и петух по зеленой. Воспитатель сопровождает показом.

Приложения 1



Читайте также: