Что такое трехполоска в автозвуке

Обновлено: 04.07.2024

Существуют и другие факторы влияющие на “характер” звучания, Но они проявляют себя в гораздо меньшей степени.

К примеру, распространено мнение, что динамики с бумажными диффузорами звучат совсем не так как с диффузорами из пластика. Частично это верно. Но только частично. Качество звучание пластиковых диффузоров непотребно выше 2,5кГц. И соответственно ими не играют ни чего выше 2,5кГц. Бумажные же диффузоры вполне прилично звучат до частот вплоть до 6-12 кГц. То есть, происходит некорректное сравнение.

Если же фильтровать бумажные динамики на частоте 2,5кГц, то разница между между ними и динамиками с пластиковыми диффузорами будет уже мало заметна. И “характер” их звучания будет очень близок.

Широкополосная акустика

Самая распространяя категория, через нее предпочитают слушать музыку порядка 95% всех людей. К этой группе можно отнести наушники, автоакустику. Так как автоакустика в большинстве случаев это не фильтрованный (нет искажений фазы) СЧ/НЧ динамик с добавлением к нему твиттера.

Общее, объединяющее всю широкополосную акустику, естественное, не утомляемое звучание. Нет искажений фазы, так как нет фильтров, которые ее крутят. В силу этого стерео звучание получается именно стереофоническим. А не причудливый псевдо-стерео-калейдоскоп. Как особенно ярко выражено у трехполосных систем. Понять, как на слух ощущаются фазовые искажения можно здесь .

Искажения фазы у широкополосной акустики происходит только в результате физического свойства самого динамика. На частоте резонанса у всех динамиков фаза уходит на опережение относительно основного сигнала.

Это опережение фазы будет зависеть от акустического оформления. У фазоинверторного оформления опережение фазы будет наибольшим. Важна еще масса подвижной системы, – чем “подвижка” тяжелее, тем опережение фазы будет больше.

Двухполосная акустика

Существует два основных крайних случая. Условно это ретро акустика из прошлого века, – частота соединения динамиков порядка 5-6кГц. И современный массовый “новодел”, которым забиты все салоны, – с делением головок на частоте порядка 2,5кГц.

Ретро вариант акустики в силу того, что СЧ/НЧ динамику приходится играть на очень высоких частотах, звучит по современным меркам грязновато. Но зато, в силу того, что фильтр крутящий его фазу смещен вверх, слушать музыку можно долго и вполне комфортно. Так как подобное сведение очень близко к широкополосной акустике. Зачастую ретро акустика вообще не подразумевает наличие фильтра на СЧ/НЧ динамике, и по факту больше относится к широкополосной акустике.

Массовый новодельный вариант двухполосных АС с делением порядка 2,5кГц, – звучит очень чисто. Чем производит на покупателей большое первичное впечатление. И по этой причине эта акустика хорошо впаривается. Что и является причиной, что акустикой с таким типом сведения забиты все салоны.

Она очень хорошо передает звук бьющихся стаканов. Вполне прилично играет “аудиофильский джаз” и демофонограммы из серии Реббека Пупкина . Но реальную музыку на этой акустике большинство людей слушать не могут. Утомляет она очень сильно.

Существуют промежуточные варианты, когда деление полос происходит где то посередине – на 4 кГц.

Основная проблема двухполосных АС в том, что почти всегда слушателям будет не хватать баса. Хотя если смотреть на графики АЧХ у них с НЧ все хорошо. Происходит это сразу по двум причинам:

  • Типичная комната поглощает НЧ гораздо в большой степени нежели СЧ и ВЧ.
  • Звуковые волны переотражаются от передней панели АС от частоты примерно 900 Гц (длины волны сопоставимы с шириной панели). Передняя панель АС отражает звуковые волны как зеркало свет. И соответственно звуковых волн от 900 Гц становится больше. А все те волны, которые ниже 900 Гц не переотражаются. И их больше не становится.

2.5 полосная акустика

У двухполосной акустики существует опция которою, принято называть 2.5 полосная акустика . Смысл ее в том, что в случаи если в АС два СЧ/НЧ динамика, один из них фильтруется как НЧ. А второй играет и СЧ и НЧ частоты.

Логика здесь в том, что таким образом повышают давление на НЧ без особых искажений фазы. Небольшое искажение фазы конечно происходит. Но приблизительно раз в десять меньше, чем у трехполосных АС.

Характер звучания 2.5 полосной акустики предельно близок к двухполосной. Но появляется вполне адекватный бас, – его становится в два раза больше чем у двухполосной акустики (два динамика играют НЧ и только один СЧ).

В редких случаях 2.5 называют акустику с двумя твиттерами. К примеру, один из популярных деревенских производителей акустики “Дали” делает:

Это создает некоторую путаницу в терминологии. Но обычно 2.5 называют акустику где два СЧ/НЧ динамика, и один из них фильтруется как НЧ. Так как у слушателей проблема обычно с количеством и качеством НЧ, а совсем не ВЧ.

Качественно воспроизводить высокие частоты, при помощи всего одного твиттера, научились еще в прошлом веке. Но видимо не все.

Как раз в прошлом веке было модно пихать много мелких динамиков в АС. В ущерб здравому смыслу и плюя на физические законы. Делалось это в большей степени для создания завлекательного внешнего вида и увеличения продаж.

Трехполосная акустика

На заре появления трехполосных АС (70-80 годы прошлого века) их использовали в основном для прослушивания рок и диско музыки. По методике, когда ручки ВЧ и НЧ вкручивались на полные обороты. А обычно ручки на усилителях были от +-12 до +-18дб. Что переводя с децибелов на разы, значит подъем-спад ВЧ и НЧ в 4-6 раз!

Трехполосную акустику ни кто в линейную АЧХ обычно не слушал. То есть, трехполосная акустика в основном применялась очень специфично, – для задирания давления на краях частотного диапазона (рок-концерт, дискотека).

Когда же потребность в задирании тембров стала неактуальной, выяснилось, что при линейной АЧХ трехполосная акустика имеет весьма сомнительное качество… С точки зрения потребителя, который хочет слушать музыку, а не бухать децибелами на низах.

Так к примеру, крупнейший производитель акустики в мире, Микролаб даже не производит трехполосных АС. Воткнуть в колонку СЧ динамик не проблема. Проблема в том, что трехполосные АС не особо востребованы, в силу их специфичного “характера” звучания.

Трехполосную акустику можно разделит на два условных класса. Ретро вариант сведения, когда полосы соединяют высоко по современным меркам. Типично это 700-1000 Гц для НЧ и СЧ полос. И 5-9 кГц для СЧ и ВЧ.

Существовали даже удивительные варианты сведения. К примеру, JBL 4312, которые называются самими продаваемыми АС компании JBL.

Динамик, который принимают за динамик НЧ категорически им не является. Частоты разделения: 1500 Гц, 7000 Гц! Какая может быть НЧ на 1500 Гц? Высокий женский голос сопрано заканчивается уже на 1100Гц.

Смотрим, какие фильтры стоят на “НЧ” динамике. На НЧ динамике фильтров вообще нет !

А на головках СЧ и ВЧ стоят простейшие фильтры. Если эти конденсаторы не поставить, – то динамики СЧ и ВЧ попросту сгорят.

Говоря объективно, – по смыслу это широкополосная акустика .

  • НЧ “лопух” в 300 см, в основном воспроизводит НЧ.
  • А твиттер в 1,5 см, с подвижной системой в 0,3 грамма, воспроизводит ВЧ.

Но полосы по сути не выделяются , а головки “играют” частоты, которые они естественным образом воспроизводят. АС трехполосная, но она очень условно трехполосная.

Для новодела характерно деление НЧ и СЧ полос на 250-350 Гц. И 2-3 кГц для СЧ и ВЧ. Это собственно и все различие.

А использование кевларовых и пластиковых диффузоров это уже следствие. Так как, на этих частотах деления полос, кевлар и пластмасса вполне прилично играют. А по ряду параметров они даже предпочтительней бумаги.

Минимальные отличия в сведении трехполосных АС приводят к значительной разнице в звучании. Трехполосная акустика сама по себе вся разная. Даже у одного производителя в одной линейке. Это у трехолосных АС такой феномен, – набор нелинейностей получается очень большим. Начинают активно влиять на “характер” звучания провода и усилители.

Чуть что-то поменялось и все стало по другому.

Наглядно проиллюстрировать “новодел” может тот же JBL. Две внешне похожие модели с разницей в несколько десятилетий:

В современном мире их НЧ динамик сильно двинулся “в сторону сабвуферов” (сравните подвесы динамиков). И делится он стал уже на 450 Гц. Масса подвижной системы стала больше, и теперь этим динамиком до 1500 Гц играть не получается.

И получили классический новодел. С “огородами” эмалированных проводов и прочим “нелинейным мусором”. Остался только ретро-дизайн.

Играет трехполосный новодел очень чисто. Проблема только одна, – уровень фазовых искажений беспределен. Утомляемость при прослушивании на них реальной музыки дикая.

Для трехполосной акустики в обязательном порядке требуется специальные фонограммы для раскрытия их “потенциала”. Предлагается на них слушать “аудиофильский джаз” и демофонограммы из серии Реббека Пупкина . Поподробнее можно почитать здесь – Фонограммы создающие ощущение качества .

Для оценки качества современного трехполосного новодела предлагаю посмотреть и послушать на ней выпуски новостей и трейлеры кинофильмов. В них есть все, и сразу. Речь и музыка и интершумы…

Большинству людей будет достаточно нескольких минут, что бы понять что получаемое звучание не имеет ни чего общего, не только с высокой реальностью, но и вообще реальностью . Уровень фазовых искажений и задержек таков, что записав звучание трехполосных АС на качественный рекордер, вы ошалеете от того, как будет звучать эта запись. Примеры таких записей – слушаем фазовые искажения .

Все остальное, из серии, что лучше один большой НЧ динамик или три мелких не особо влияет на “характер” звучания АС. Так как качество баса от этого меняться не принципиальным образом. Количество же баса зависит всего от двух параметров. Площади излучателя и его рабочего хода.

Для небольших помещений (комната квартиры) проще набрать площадь излучателей НЧ несколькими динамиками. Так как в этом случаи колонки могут быть адекватной ширины и нужной высоты. В случаи если НЧ это один большой “лопух” форм-фактор АС автоматом получится в виде низенькой толстой тумбочки.

Но если вы живете в своем доме с площадью комнаты 40-80 кв.м. даже не пытайтесь набрать давление на низах мелкими НЧ динамиками. В этом случаи, давление тоже придется набирать несколькими динамиками. Но уже “лопухами” порядка 10-12 дюймов.

Добавление сабвуфера

К указанным выше типам всегда можно добавить сабвуфер. В случаи когда требуется создать большое звуковое давление в самом низу диапазона, это очень простое, и очень дешевое решение. Особенно когда качество НЧ не особо важно (дискотека-взрывы-выстрелы).

Любители же слушать музыку сталкиваются с одной и той же неизбежной проблемой. На короткое время создается ощущение, что все звучит вроде очень замечательно.

После чего приходит понимание, что-то не совсем так, и сабвувер нужно подвигать или покрутит на нем ручки. Но как сабвувер не двигать, или крутить на нем ручки, всегда получится так… Если на один трек еще можно получить хороший результат, то в общем пласте музыки – саба будет то много то мало. И фонограмма каждого конкретного трека будет очень специфическим образом преображаться.

Причина заключается в том, что фильтры сабвуферы стоят очень низко по частоте. Обычно это регулируемый второй порядок на 40-160 Гц и нерегулируемый(он всегда включен) на 300-400 Гц. В купе с тем, что сам по себе динамик сабвуфера, как это было рассказано выше, крутит фазу именно в этом месте:

Получается то, что понятие фазы у сабвуфера по сути не существует. По тому как общая суммарная накрутка фазы в диапазоне рабочих частот сабвуфера приближается к пятому порядку. Нота всего на тон выше и ниже, звучит совершенно по-разному. С сильно другой фазой, – вплоть до противофазы…. От сюда и желание в беспрерывном подкручиванием ручек на сабфуфере от трека к треку.

Много свободного времени можно потратить на перемещая саба по комнате. Сдвинул его на метр, – и вот он совершенно по другому звучит. Клиент искренне думает, что тем самым он добивается более ровной АЧХ. Но проблема совершенно не в АЧХ, а в том, что у саба фаза накручена до уровня того, что фазы у него как таковой нет. Можно покрутить на нем фазу. Во всех случаях будет плохо. Но плохо будет по-разному.

На практике большинство слушателей музыки уже через пару месяцев перестают слушать музыку с сабвуфером. Если речь идет именно о музыке.

И включают его только время от времени, для получения ощущения давления.

Что на 20 раз становится уже не особо интересно. И от сабвуфера большинство слушателей музыки стараются избавится. В этом собственно и причина большого количество предложений сабвуферов на Авито с аномально огромным дисконтом (для дорогих моделей 3-6 раза кратно ниже цены розницы).

А с создание давления у сабвуферов все замечательно. С этим никто не спорит.

Вот собственно и все варианты “характеров звучания” акустических систем при пассивной фильтрации.

Определитесь с “характером” звучания, который вам больше нравится. Трехполосная, двухполосная и широкополосная акустика эта разная акустика. И бессмысленно ее сравнивать между собой .

После того как поймете, что вы хотите, – рассматривайте варианты разного качества внутри этой группы.

Весь выбор который у вас есть, – какие искажения вам более противны. Фазовые или нелинейные. Либо те и другие, но понемногу .

разница двух и трех компонентной музыкальной системы

Сегодня у нас очень длинная, но очень важная тема.И она будет посвящена разнице двухкомпонентой и 3-х компонентой акустики.


двушка или трешка в автозвуке

Так что же такое компонентная акустическая система?В большинстве случаев - это 16.5 сантиметровый мидбас, так же некий высокочастотник или твиттер, в некоторых случаях - широкополостный динамик, который у нас играет в паре с мидбасом во фронтальной части автомобиля. Мидбас у нас воспроизводит часть нижних частот и средние частоты. Твиттер у нас воспроизводит часть средних частот, а также высокие частоты.


двухкомпонентная акустика

пример классической двухкомпонентной системы

Если же мы говорим о 3-полосной акустической системе, то к нам в помощь к нашим двум динамикам добавляется среднечастотный динамик, который может быть диффузорным, или динамиком кукольного типа. О их разнице поговорим ниже.

купольный и диффузорный среднечастотник



Для начало стоит рассказать о том, какие преимущества имеет 3-х компонентная акустика.
- во первых, она может играть громче.
- с помощью 3-х компонентной акустики, можно построить более правильную игровую музыкальную сцену в нашем автомобиле.

- третий важный момент - это то, что каждый динамик, в составе 3х полосной системы, воспроизводит более узкий частотный диапазон, нежели если бы это была 2-хкомпонентая акустическая система. Поэтому каждый динамик воспроизводит эту частоту немного или даже во многом, но лучше. И 3х-компонентая акустика при граммотном подходе играет сама по себе лучше.

плюсы трёхполосной акустики



Давайте теперь рассмотрим все эти моменты по отдельности и поговорим о всех положительных нюансах, которые позволяет получить 3-хкомпонетная акустическая система.

Начнем мы с простого факта. Допустим, мы имеем некий динамик, в нашем случае - это 16-ти сантиметровый мидбас. Если мы заставим данный мидбас работать в широком диапазоне частот, то есть у нас он будет воспроизводить и низкие частоты и средние частоты достаточно высоко, то динамик будет сильно загружен. Как только мы начнем с этого динамика убирать бас, обрезать сильно снизу частотку, заставляя его играть больше средние частоты, то безусловно бас унас пропадет, но средние частоты при этом начнут играть лучше.

Аналогичная ситуация будет с БАСом, если обрежим верха(менее выражено, но будет улучшение).

То есть, сужая частотный диапазон на любом динамике, мы получаем более качественный результат того звука, который он нам воспроизводит.Это касается и мидбаса, и среднечастотника и твиттера.


диапазон в герцах
срезы в акустике

Исходя из этой логики, у нас получается, что если у нас в составе автомобильной системы имеется 2-хкомпонентая акустика, то и на мидбас и на высокочастотный динамик ложится большая нагрузка по воспроизводимым частотам. Поэтому, если мы начнем ссужать частотный диапазон, то между ними мы получим некий ряд частот, который просто не будет воспроизводится или воспроизводится тихо или некачественно. В составе двухкомпонентной акустической системы, мы обязаны грузить сильно и мидбас и особенно твитер

Когда мы добавляем среднечастотный динамик, то часть частотного диапазона унас ложится на среднечастотник. То есть фактически, получается, что мидбасу будет легче воспроизводить басс, при этом мидренж или среднечастотник гораздо лучше отыграет среднечастотный диапазон тот, который мог бы играть обыкновенный мидбасс. Соответственно, и твиттер у нас будет играть более узкий диапазон, а значит будет его воспроизводить более качественно.

кроссовер в аудиопроцессоре


Основное предназначение 3-хкомпонентной акустической системы, которая в себе содержит дополнительный снеднечастотный динамик, - это разгрузить мидбас и разгрузить твиттер, заставить их играть более узкий частотный диапазон.

Поскольку мы разгружаем каждый компонент нашей системы, мы можем получить не только качественное акустическое звучание. Но при том, что динамики буду разгружены, мы сможем получить ещё и более высокую громкость.


крутизна и частота среза твитера высокочастотника

Поэтому самые неоспоримые плюсы 3-компонентной акустической системы, которая относится и к домашним системам и к автомобильным системам - это тот момент, что в 3-хкомпонентной системе каждый динамик играет более качественно и может играть значительно громче.

двушка vs трешка автозвук



Я привел в пример достаточно простые для понимания факты, которые говорят о том, что 3-х компонентная акустика лучше 2-х компонентной. Но это явные факты и простые для понимания. Но также есть еще факты и преимущества, которые немного сложнее для восприятия, но я постараюсь максимально визуализировать всю информацию.

Дело в том, что в домашних системах все динамики у нас расположены перед нами в одной плоскости и как правило они все находятся на уровне ужей слушателя.


домашний кинотеатр

В автомобиле же, к сожалению, в подавляющем большинстве случаев, мидбасс у нас находится внизу. И только твиттеры будут находится вверху, в уголках зеркал или в стойках лобового стекла.

В итоге в автомобиле музыкальная сцена, вместо того, что бы казаться, что она находится прямо перед нами, будет стремится к тому, что она будет уходить вниз в торпедо.


высота музыкальной сцены в автомобиле

В автомобиле очень важно в построение музыкальной сцены, учитывать тот момент, что оптимальное расположение кажущегося источника звука должно находится на уровне глаз и ушей водителя. Благодаря тому, что человеческое ухо улавливает направленность высоких частот более хорошо, и за счет того, что высокочастотный динамик у нас находится вверху торпеды, музыкальная сцена в автомобиле, несмотря на то, что мидбасс находится внизу, поднимается на торпедо на достаточно приемлемый уровень при правильной настройке музыкальной системы.


правильная сцена в автомобиле

При этом, зачастую, особенно в некоторых автомобилях, этого недостаточно, что бы полностью перенести музыкальную сцену на верх. Но как только мы добавляем в систему среднечастотный динамик, который у нас также распаложен, как правило, высоко, музыкальная сцена поднимается еще выше, чем нежели это была 2-хполосная акустическая система. В данном моменте, в автомобиле преимущество 3-х компонентной системы значительно более высокое, чем в домашних условиях.

Подведя итог неоспоримых плюсов 3-х компонентной акустики мы имеем: она может играть громче, качественнее, за счет того, что каждый динамик воспроизводит более узкий диапазон частот, а также мы в авто получим неоспоримый плюс - музыкальная сцена у нас будет строится значительно лучше за счет того, что более широкий спектр частот у нас воспроизводится от динамиков, которые находятся в верхней части торпеды.

Имея столько плюсов - остается только один вопрос:почему же не применяется везде в авто 3-х компонентные акустические системы и хотя на это есть ряд причин: трёшка как правило значительно дороже, поскольку нам как минимум нужно иметь на 2 лишних канала усиления больше, поскольку система у нас профессиональная, грамотная, и все динамики усилине поканально.

поканальное подключение акустики


Более того, потребуется некое головное устройство или аудиопроцессор, который позволит управлять 3-хполосной акустической системой, а многие из процессоров могут управлять только 2-хполосной акустической системой. И эти ограничение зачастую играют важную роль при выборе того, какая система
будет находится в автомобиле - 2х или 3х компонентная.

Ну и безусловным минусом является тот момент, что 3-х компонентная акустика имеет больше сложностей по инсталляции в авто.


плюсы и минусы автозвуковой акустики двух и трех полосной

Многие отказываются от 3-х компонентной акустики, поскольку наличие среднечастотного динамика вверху торпеды невсегда можно проинтсаллировать красиво или таким образом, что бы среднечастотный динамик не мешал обзору.



В интернете бытует мнение, что 2-х компонентную акустическую систему настроить будет значительно легче, чем 3-х компонентную. Это момент достоточно спорный. Например, если я буду говорить о себе, то для меня нет какой-то дополнительной сложности настраивать трёшку в отличии от двушки. Я даже более могу сказать, что 3-х компонентную систему я люблю значительно больше и я являюсь фанатом именно данного сотава фронтальной акустики.

Исходя из тех плюсов, которые мы перечислили ранее, касающиеся 3-х компонентной системы, в ней должен находится некий среднечастотный динамик, который должен иметь максимально большой диаметр, для того, что бы воспроизводить частоты как можно ниже для поднятия сцены как можно сильнее вверх. При этом, данный среднечастотник должен находится выше торпедо. Для того, что бы наша музыкальная сцена была высокой и при этом ровной.

среднечастотники



Для лучшего понимания, я бы хотел обратиться к неким примерам и поговорить о неких минусах и плюсах, некой 3-х компонентной системы при разных типах интсалляции. Поэтому давайте для начала поговорим в каких случаях 2-х компонентная акустика была бы приоритетной, а в каких случаях 3-х компонентная приоритетней
.

Давайте с вами предположим, что у нас есть некий автомобиль, где в дверях у нас установлен мидбасс большого размера - динамики типоразмером 6х9 дюйма, которые устанавливаются в современных авто очень часто или динамики 20 см к примеру.



Чем больше мидбасс, чем сложнее ему воспроизводить верхний и средний диапазон тех самых средних частот. Поэтому при таком динамике, мы очень сильно загружаем твиттер и он уже начинает давать искажения на хорошей громкости. В данных системах, наличие СЧ полосы, которая будет помогать разгружать твиттер и мидбасс - более актуальна.

Предположим еще один момент - мы имеем некий автомобиль, где мидбасс расположен низко по отношению

к голове водителя. Допустим, определенный вид паркетников или джипов, с так называемой табуретной посадкой. В таких случаях, в таких автомобилях, мидабсс находится ну очень низко, и вывести его на торпеду вверх с помощью настроек очень сложно и в некоторых случаях и вовсе невозможно



В таких системах наличие среднечатсотного динамика очень сильно нам поможет.

Возьмем еще один вариант - это некие автомобили, где уже в штатной комплектации у нас есть среднечатотные динамики.

Поэтому, нам не нужно искать место и тратить деньги на интсталляцию для того, чтобы их установить.


рендж ровер

В таких автомобилях лучше сразу ставить трехкомпонетную систему, хотя этот вопрос отчасти вкусовой, поскольку места расположения штатных среднечастотников могут быть не оптимальными.

Если говорить о двухполосных системах, то зачастую они неизбежны в тех случаях, когда в авто у нас попросту нет места, куда мы можем установить некий среднечастотный динамик.


неудобные стойки лобового стекла

Самый популярный вариант - это узкие стойки, на которые мы просто не можем нагромоздить большой подиум, который потребует среднечастотный динамик.

Значимое внимание также стоит уделить среднечастотному динамику: в идеале он у нас должен быть значимого размера. Как правило, среденчастотные динамики максимальных размеров имеют динамики диаметром 10 см. Чем меньше диаметр диффузорногго динамика, тем более высоко он будет играть, поэтому, с функцией поднять музыкальную сцену выше он будет справляться хуже.

Если мы берем СЧ-динамик кукольного типа, то как правило, их срезы еще значительно выше, чем те срезы, которые мы применяем для среднечастотных динамиков диффузорного типа. Поэтому они еще меньше будут справляться с задачей поднятия игровой музыкальной сцены.

Важный момент - это то, где у нас установлен среднечастотный динамик. Оптимальное его расположение - в стойках в направления в лоб водителю.


подиумы под трёхполоску

Часто мы имеем такие ситуации, когда мы среднечастотный динамик вынуждены расположить вверху двери.

Когда мы имеем возможность расположить среднечастотный динамик только в дверях, то мы уже лишаемся нескольких плюсов от более удачной 3-х компонентной системы, когда у нас среднечастотних стоит в стойках. Одним из минусов является тот момент, что среднечастотный динамик, который находится в дверях, мы слышим под разными углами.Разница в музыкальном восприятии леовго и правого динамика будет более значима.


динамик и излучение

Также, среднечастотные динамики, который установлены в дверях, особенно в верхней части дверей, играет не только вам в лоб по прямой видимости, но и играет на боковое противоположное стекло. Поэтому мы можем получить неприятные для нас и негативные лишние переотражения. Это может также ухудшить общее звучание.

особенности распространения звука в автомобиле



При этом, вспомните, в одном из прошлых выпусков я вам рисовал каким образом распределяются низкие и средние частоты любого динамика: чем частота выше, тем более узко ее воспроизводит динамик. Если у нас динаик стоит в дверях - мы же слышим его до какой то определенной частоты. И тот же высокочатсотный динамик мы вынуждены загружать более сильно, устанавливая на него более низкий срез.

Очень часто штатные места в авто под среднечастотный динамик находится в торпедо под лобовым стеклом и смотрят вверх. Данный тип установки очень специфичен и не однозначен, поскольку работающий на отражение динамик работает в любом случае хуже, чем динамик, который работает в лоб, за счет того, что отражения доходят до слушателя неравномерным образом и не одновременно, то есть с определенными задержками.

Неоспоримым плюсом такого типа установки является тот факт, что игровая сцена при таком типе установки у нас очень сильно удаляется от слушателя - это комфортно и приятно в некоторых случаях. С другой стороны в таких ситуациях сцена становится более узкой. В любом случае, я считаю данный тип установки среднечастотника более чем допустимым, но при этом не самым удачным.


среднечастотный динамик в торпедо

Любая 3-х компонентная акустическая система - это шаг вверх по отношению к 2-х компонентной. Насколько это большой шаг вверх зависит от того, как грамотно вы установите среднечастотный динамик, а также какого типа он будет - диффузорный или купольный и при этом какого диаметра: большого или маленького будем сам СЧ. В любом случае, даже с неоптимально расположенным СЧ динамиком или с СЧ не самых удачных размеров или типом - трёшка будет играть лучше, но "отдача" от всех плюсов трехкомпонентки будет ниже.

текст



Большинство людей при установки 3-х компонентной акустики смущает момент изменения внешней дизайнерской лаконичности интерьера т.к. СЧ требует для себя "места". Изготовить стойки под СЧ красиво сложное искусство, а вопрос красоты индивидуален для каждого. Есть народная мудрость - "плох тот лейтенант, который не стемитьтся тать генералом" и выходит, что плоха та двухкомпонентная акустическая система, которая не стремится стать трехкомпонентной. Поэтому, если вы решили для начала поставить двушку, но в дальнейшем думаете о трёшке, обратите ваше внимание, что вам придется заранее подбирать те компоненты системы, те мидбасы, те твиттеры, которые смогут отыгратить как в составе двушки так и трёшки. Сч динамик за счет меньшего размера нежели мидбас лучше отиграет среднечастотный диапазон т.к. будет работать шустрее за счет более легкой подвижной массы динамика. Также трешка выигрышна тем, что двушка стыкуется в важном среднечастотном диапазоне, а трешка на более приемлемых частотах.

Помимо "табуретной" посадки в авто важным нюансом является и рост водителя. Чем водитель выше или любит поднимать сиденье в самый верх, тем трешка будет актуальнее.

Часто можно встретить фразу, что двушки бывают лучше трешек и это имеет место быть. Но вот в однозначимом бюджете двушек лучше трешек не бывает. Кроме случаев, если трешку собирали руки, растущие не и того места. Обратите внимание, что даже двухкомпонентые системы могут играть очень здорово и скорее всего большинство автомеломанов и таковая система устроит полностью!

"Трешка"- дело добровольное :) Грамотная двушка - это отлично! А грамотная трешка - еще лучше! Вопрос только в компромисе между бюджетом, изменением дизайна авто и присутствием или отстуствием желания.

Так сложилось, что иногда в нашем блоге мы задеваем вопросы, вызывающие достаточно бурное, живое обсуждение на этом и других ресурсах. Полагаю, что так будет и в этот раз, так как речь пойдёт о почти философском (для некоторых людей) вопросе: преимуществах и недостатках широкополосных АС в сравнении с многополосными.


Дискуссии на тему: имеет ли размер значение , что лучше – одна широкая или много узких, сотрясает форумы филофонистов и меломанов не один год. Как и прежде я не намерен ставить в спорах точку и лишь подготовлю почву для дискуссии, подробно изложив некоторые факты, и обозначу собственное субъективное мнение о проблеме.

Отмечу, что я являюсь сторонником многополосных АС, и по ряду причин полагаю, что чем больше полос (в разумных, конечно, пределах), тем лучше. В силу изложенного выше, я могу быть несколько необъективным в оценке полярной точки зрения (но буду стараться сохранить нейтральный подход).

Суть споров

Практика применения широкополосных динамических излучателей и АС, созданных на их основе, сформировала устойчивый стереотип о том, что чем шире частотный диапазон электродинамического излучателя, тем ниже его линейность. Соответственно, у подавляющего большинства широкополосных излучателей, как правило, не очень ровная АЧХ, также для многих излучателей этого типа характерен высокий уровень гармоник и интермодуляционных искажений.


Такое мнение подтверждается целым рядом чистых, с точки зрения физики звука и психоакустики, экспериментов, проведенных за последние 40 лет. В экспериментах сравнивались широкополосные и многополосные АС. В связи с наличием серьёзных недостатков (низкая линейность компонентов, оборудованных широкополосными излучателями), подавляющее большинство производителей отказались от широкой полосы и стали выпускать многополосную акустику.




(орфография и пунктуация сохранены)

Многополосные АС

Объективно, подавляющее большинство многополосных АС обладают рядом преимуществ. Для большинства многополосных систем с пассивными кроссоверами характерны:

  • Более равномерная АЧХ, в сравнении с широкополосными системами;
  • Частотный спектр, достаточный для воспроизведения всех слышимых частот (20 Гц – 20кГц против 60 – 18 000 Гц у большинства широкополосных);
  • Меньшая чувствительность, но за счет этого большая линейность компонента;
  • У систем высокого класса, как правило, решена проблема фазолинейности фильтров (фазовые задержки находятся за порогом человеческого восприятия).


АЧХ качественной трехполосной акустики

Как я уже отмечал, помимо сложности конструкции и цены для многополосных систем характерно наличие фазочастотных искажений. При этом следует учитывать, что этот тип искажений может быть заметен только в случае, если превышаются пороги слышимости ГВЗ (которые в области 2 кГц составляют около 1 мс). Подавляющее большинство производителей акустических систем ориентируются на этот критерий с середины 90-х по нынешнее время.

Сравнение АЧХ 2-х шмирокополосных динамиков


Известно, что наиболее серьёзные проблемы с линейностью широкополосных излучателей отмечаются в границах частотного раздела, что и объясняет большую распространённость многополосников.

Искренне надеюсь, что среди читателей найдутся люди, которые знают, по какой ещё причине среди аудиофилов пользуется популярностью широкополосная акустика. Как я уже написал, мне не удалось быть объективным. Жду комментариев, опровергающих мою точку зрения.

Большинство автолюбителей уделяет особое внимание автомобильной акустике. При этом среди современного многообразия аудиооборудования, достаточно сложно выбрать наиболее подходящий вариант. Трехполосная акустика – лучший вариант в плане чистоты звука. Однако, такое оборудование достаточно дорогое, если сложнее настраивать. О том, какую трехполосную актоакустику лучше выбрать в автомобиль, нужно поговорить подробнее.

Особенности трехполосной акустики

Особенности трехкомпонентной акустики можно рассмотреть по ее преимуществам и недостаткам, которые проявляются в процессе эксплуатации.

  • возможность гибкой системы настройки звучания;
  • с помощью такого оборудования можно создать максимально объемное звучание в помещении;
  • полочные трехполосные колонки – идеальный вариант для концертных залов, клубов;
  • имеет высокое качество звучание по сравнению с двухполосными системами;
  • широкая функциональность.

Недостатков у подобного оборудования можно выделить несколько. Во-первых, из-за сложностей конструкции, слишком сложный ремонт. Во-вторых, могут возникнуть сложности при установке, так как отдельные излучатели должны стоять в определенных местах, чтобы создать объемное звучание. В-третьих, занимает больше места.

Еще один минус акустики на 3 полосы – высокая стоимость. Однако чаще всего она оправдывается качеством звучания.

Критерии выбора

Чтобы выбрать наиболее подходящую трехполосную акустическую систему, минимально переплатить, нужно знать, каким параметрам уделить особое внимание при покупке.

  1. Частотный диапазон для воспроизведения звука системой. От данного параметра зависит глубина и чистота звучания. Простое правило выбор – чем диапазон больше, тем лучше. Оптимальный диапазон для трехполосной системы – от 35 до 35 000 Гц.
  2. Мощность оборудования. Важно, чтобы данный параметр на излучателях совпадал с той же характеристикой на усилителе. Выбор будет основываться на том, что чем больше площадь помещения, где установлена звуковая система, тем мощнее она должна быть.
  3. Импеданс – данный параметр определяет сопротивление акустики переменному току. Важно, чтобы он был равен между динамиками и усилителем.
  4. Материалы изготовления корпуса. Наиболее дешевые колонки изготовлены из пластика, самые дорогие – из дерева.
  5. Чувствительность – этот параметр влияет на громкость звука колонок. Чем он выше, тем громче будет оборудование.

Важно помнить о том, что представленные выше критерии – это примерные ориентиры для выбора акустической системы. Каждый человек имеет свои слуховые особенности и предпочтения, из-за чего лучший вариант до покупки – самостоятельно послушать колонки.

Коаксиальная автомобильная акустика

Главная особенность коаксиальной автоакустики заключается в конструкции. Один из элементов системы состоит сразу из нескольких звукопроводящих устройств, которые работают на определенных частотах. Их просто устанавливать, разные частоты воспроизводятся из одной точки, благодаря чему не нужно думать, как правильно расположить отдельные излучатели. Однако качество звучания таких колонок достаточно низкое. Ниже будут представлены лучшие модели трехполосной коаксиальной автоакустики.

1. JBL Stage3 637F

Профессиональная коаксиальная трехполосная автомобильная акустика от одного из лучших мировых производителей звукового оборудования. Это трехполосная система, с типоразмером – 16 см. Максимальная мощность колонок – 225 Вт, номинальная – 45 Вт. Рабочий диапазон звуковых частот – от 55 до 20 000 Гц. Чувствительность оборудования – 92 дБ. Импеданс колонок – 3 Ом. Басы воспроизводятся через низкочастотные динамики Plus One.

7 лучших трехполосных автомобильных колонок

  • высокое качество сборки;
  • привлекательный внешний вид;
  • простая и быстрая установка;
  • доступная стоимость;
  • хорошее качество звука для своей цены.

Каких-либо серьезных минусов при работе данной акустической системы владельцы не выделяют.

Рустам Г. Установил вместо Alpine 1725s. ГО Alpine CDE-180. Звук стал определённо лучше. Стала трещать задняя полка. Басов стало больше, но всё равно не хватало. Проклеил места куда садятся динамики, антивиброй СТАНДАРТПЛАСТ 00670-10-00. На автодоке 180р/лист. Именно места соприкосновения корпуса динамика и полки. Басы теперь как от саба. Не думал, что колонки от ГО могут ТАК играть. Зачёт!

2. Alpine SPG-69C3

Коаксиальная акустическая система для автомобилей. Динамики имеют овальную форму, типоразмер – 15х23 см. Трехполосное звуковое оборудование имеет максимальную мощность в 350 Вт, номинальную – 90 Вт. Рабочий диапазон частот звучания колонок – от 65 до 19 000 Гц. Чувствительность оборудования – 91 дБ, импеданс – 4 Ом. Диффузор на низкочастотном излучателе изготовлен из полипропилена, высокочастотного – из PI, среднечастотного – шелк. Высокочастотный динамик оснащен неодимовым магнитом.

Hertz DCX 710.3

  • хорошее качество сборки;
  • мягкое звучание;
  • не хрипов при включении на максимальной громкости;
  • привлекательный внешний вид;
  • простая и удобная установка;
  • наличие сеточной защиты.
  • слишком слабый пластик, из которого изготовлена корзина излучателей.

Александр Б. Брал вместо саундмакса (они просто развалились). Звук стал громкий, четкий, с явно выраженной серединой. Низы есть, но я на усилке их немного убавил (не хочу чтобы и эти развалились))). Усилок стандартный супра 2 канала. Но, думаю, если будет стоять неплохая голова — они и без усилка будут играть четко.

Мурат К. Серьёзная акустика, звук мягкий, сочный, очень мощный звук, не хрипят на пределе громкости, качественное исполнение, красивый дизайн, полностью закрыты сеткой, то есть, песчинками не будет забиваться .

3. Hertz DCX 710.3

Излучатели имеют овальную форму, размеры – 18х25 см. Главная особенность данного звукового оборудования – высокая мощность. Максимальная – 300 Вт, номинальная – 150 Вт. Чувствительность колонок – 93 дБ, импеданс системы – 4 Ом. Рабочий звуковой диапазон воспроизводимых частот – от 40 до 21 000 Гц. Диффузор низкочастотного и среднечастотного излучателей изготовлен из прессованной целлюлозы, которая пропитывается специальным влагоотталкивающим составом. Диффузор высокочастотного динамика изготавливается из полэфиримида.

Hertz DCX 710.3

Hertz DCX 710.3

Hertz DCX 710.3

  • высокое качество сборки;
  • простая установка;
  • мощный звук;
  • чистое звучание, четкий и глубокий бас;
  • не хрипят при максимальной громкости.

Игорь З. Опыт :автомобиль приора/штатная 2din магнитола. Поставил эти динамики(в паре с hertz 170 компонент), результа — просто громко кричат и долбит панч, твиттеры просто режут ухо, громко слушать невозможно. Уже опустил руки, думал зря деньги потратил…и вот после всех раздумий решился поменять магнитолу и взял сразу хороший процессорный пионер. Подключил и просто обалдел от разницы, даже выходить с машины не хотелось. Так что решайте, вот мой совет и реальный опыт!

Андрей П. Отличные колонки за эту цену. До этого в машине стояли кенвуды 320ки, они начали немного похрипывать, сначала хотел поменять на такие же, но так как они уже не выпускаются взял новую модель кенвудов, звук шляпа полная, потом установил алпайн, звук был тоже не особо и басов даже после старых кенвудов было как-то мало, потом продавец предложил герцы 710, установил и мафон запел, чистый звук и хороший глубокий бас даже без намека на хрип при максимальном звуке. Хорошие колонки всем советую.

4. Pioneer TS-A2503i

Очень популярная трехполосная коаксиальная автоакустика от известнейшего производителя звукового оборудования для автомобилей во всем мире. Максимальная мощности системы – 420 Вт, номинальная – 80 Вт. Чувствительность оборудования – 92 дБ. Рабочий диапазон воспроизводимых частот – от 20 до 31 000 Гц, импеданс – 4 Ом. Динамики круглые, диаметром по 25 см. Диффузоры на излучателях изготовлены из высококачественного полипропилена.

7 лучших трехполосных автомобильных колонок

  • отличное звучание;
  • мощный бас;
  • хорошее качество сборки;
  • достаточно компактные габариты для своего звучания;
  • простая установка.
  • отсутствие защиты от пыли на сердцевине низкочастотного излучателя;
  • средние частоты практически полностью исчезают на большой громкости;
  • достаточно большая масса.

Дмитрий Б. Поставил назад к головному устройству пионер 5450, баса достаточно. Для тех, кто не хочет ставить саб, идеальный вариант. От головы играют хорошо, но для полного счастья хотелось бы усел поставить, присматриваюсь к пионеру. В итоге мне все очень нравится.

Имя скрыто Вполне приличные широкополосники (коаксиалы), и насколько я понял собраны на базе 25 см саба -TS-W254R. Готовьте полку толщиной в 2см + качественный и мощный усилитель… Звучат очень достойно, НЧ достаточно для любых жанров кроме синусоидальных негров на 25-30Гц, СЧ-ВЧ тоже достаточно неплохие для инструментальных и акустических жанров, но местами слишком крикливые ВЧ напрягают слух. Так-же рекомендую в качестве домашней АС в оформлении ЧВР, (2 — 2.2м) длинны тоннеля с сечением 550 к.в.см.

Компонентная

Особенность компонентной акустической системы для автомобилей заключается в том, что на каждую частоту есть свой излучатель, который устанавливается отдельно. Это значительно усложняет монтаж всего звукового оборудования, однако качество самого звучания при правильном положении значительно повышается. Ниже будут представлены лучшие модели компонентной автоакустики, по мнению покупателей.

1. Audison Prima APK 163

Компонентная акустическая система для автомобилей. Имеет 3 полосы для воспроизведения звука, рабочий диапазон звучания – от 50 до 20 000 Гц. Максимальная мощность оборудования – 375 Вт, номинальная – 125 Вт. Импеданс – 4 Ом. Типоразмер отдельных излучателей – 16 см. Корзина низкочастотных и среднечастотных излучателей изготовлена в таком типоразмере, чтобы уместиться в стандартные гнезда большинство автомобилей под установку динамиков.

Читайте также: