Что устанавливают на грузовые машины для отслеживания водителя

Обновлено: 17.05.2024

С 01 января 2021 года вступил в силу Приказ Минтранса № 440, который теперь регулирует вопросы, касающиеся установки и использования тахографов. Документом разъясняется, на какие авто с 2021 года нужно установить названный прибор, а на какие – нет.

Итак, с 2021 года из перечня исключений убрали часть автомобилей. Теперь тахографы нужно установить:

  • на специальных транспортных средствах;
  • на троллейбусах, которые используются на регулярных маршрутах. Раньше этого транспорта не касались. Но теперь будет контролироваться и то, сколько работает и отдыхает водитель троллейбуса, и это, если не думать о проблемах, связанных с тахографами, правильно. Перевозка людей – ответственное дело;
  • на транспорте, который относится к историческому, к выставочным образцам. Правило распространяется на авто, выпущенные более 30 лет назад, но не более 50 лет.

Владельцы таких ТС уже должны были позаботиться о том, чтобы заказать тахограф и карту водителя к нему.

1. Специальные авто, оборудованные и используемые для перевозки животных и пчел.

2. Машины, которые ездят по территории предприятий и не появляются на дорогах для всех – магистралях общего пользования.

3. Автомобили полиции и аварийно-спасательных служб. Всё логично: здесь водителям можно и иногда нужно работать сверхурочно, чтобы поймать преступника или ликвидировать, например, пожар.

4. Авто, которые были выпущены 50 лет назад, имеют оригинальные двигатель и кузов.

5. Автобиблиотеки и автосцены. Нужно нести культуру в массы без ограничений.

Учтите новые правила, ознакомьтесь с Приказом № 440. И подпишитесь на канал ! Здесь всегда есть полезная информация для владельцев грузовиков и прочего коммерческого транспорта.


Законодательство обязывает некоторые категории автомобилей оснащать тахографами. Возникающие в связи с этим вопросы, имеют множество особенностей, знание которых влияет на правильное использование транспортных средств, в особенности грузовой техники. Рассмотрим самое важное.

Что это такое

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Тахограф – техническое средство, созданное с целью требований ЕСТР (Европейского соглашения по транспортным средствам) для выполнения международных перевозок. В России их укомплектовывают блоками криптозащиты СКЗИ, которые могут использоваться только в пределах страны.

Оно упорядочивает работу транспортных средств (ТС), используется для контроля, измерения, непрерывной фиксации определенной информации.

К такой относится:

  • время;
  • скорость передвижения;
  • пробег;
  • активный режим передвижения и стоянок.

Монтируется блок в гнездо под спидометром, магнитофоном, что зависит от его размера, наличия свободного места. Основной частью прибора является часть СКЗИ. Она позволяет сохранить, зашифровать данные, которые нельзя изменить.

Благодаря этому водитель может доказать свою правоту перед правоохранительными органами при ДТП. Это упрощает бухгалтерские расчеты предприятиям, ведь данные со специальных карт позволяют проконтролировать работу сотрудника, оценить эффективность перевозок.

Для водителей здесь также предусмотрен полезный функционал:

  • датчик ограничения скорости;
  • контроль включения аппаратуры на определенной скорости;
  • многое другое, что зависит от модели устройства.

Принцип работы

В основу работы, как упоминалось ранее, положен запоминающий элемент, надежно хранящий информацию в течение многих лет.

Подключение к нему происходит с помощью ключей или смарт-карт:

  1. Водительская. Собирает информацию о передвижении водителя в течение года.
  2. Карта обслуживания. Она нужна для настройки. Используется в сервисном центре, мастерской по обслуживанию.
  3. Для компании-владельца. Для получения информации о передвижении ТС.
  4. Инспекторская. Требуется для контролирующих органов с целью установления возможных нарушений. Она же помогает получить сведения о работе датчиков, возможных неполадках.

На какие машины не нужно устанавливать

Закон о фиксирующих элементах не распространяется на физических лиц, но есть исключения и для юридических.

Не требуется устанавливать датчики контроля на следующие грузовые автомобили:

  1. Самосвал, если его предполагается использовать на территории строительства здания.
  2. Транспортные средства со специальным оборудованием. К данной категории относятся подъемники, краны-манипуляторы, бетономешалки, перевозчики мясной, рыбной, молочной продукции. Аналогичное требование распространяется на коммунальную технику для работы на дорогах, для работы на газовых, нефтяных скважинах.Важно! В данную категорию не входит самосвал, если он закреплен за коммунальным хозяйством.
  3. В случае, если ТС не предполагается использовать для грузоперевозок.
  4. При перевозках в зоне города не дальше пригорода.
  5. Если установлено оборудование ЕСТР, необходимое вне федерации.
  6. ТС, прошедшие регистрацию в Гостехнадзоре.
  7. Если ТС более 30 лет, и он не используется для транспортировки грузов. То есть, если самосвалу КАМАЗу 30 лет, он может ездить без фиксирующего устройства за пределами стройки, но не перевозить грузы.
  8. Авто пожарных, инкассаторских служб, других.
  9. Передвижная техника с колесами.
  10. Автобусы до 8 мест массой до 5 тонн.
  11. ТС для испытаний.
  12. Вес ТС до 3,5 тонн.

Тахографы устанавливают в первую очередь на автомобили компаний, занимающихся предпринимательскими перевозками. В то же время следует учитывать и другие особенности. К таким относится количество мест.

Если в ТС их больше 8 пассажирских мест, это категория М 2, М 3, N 2, N 3, то установка нужна.

Нужен ли тахограф на личный грузовик

Если лицо, управляющее транспортом, не имеет тахографа, может быть оштрафовано. Штраф не оформляется, если в момент проверки у него есть при себе письменное подтверждение того, что грузовик не используется в целях коммерческой деятельности (приказ 470 Министерства транспорта РФ, Приложение п.2).

Таким образом, если владелец автомобиля частное лицо, прибор фиксации не нужен.

Перевозить собственный груз он может, но обязан подтвердить это (показать квитанции о покупке, но объемы должны соответствовать своим нуждам).

То есть, если человек приобрел Валдай или Газель, то он должен быть готов при остановке инспектором ДПС подтвердить факт личного использования автомобиля, а не в коммерческих целях.

Какой прибор надо ставить

Документом, который трактует нормы к использованию и установке тахографа в 2020 году является Приказ Минтранса № 348 от 2 декабря 2015 г., что дополнил ранее изданный Приказ №36 (Глава I п.2) от 13 февраля 2013 г. Согласно ему, должен быть блок СКЗИ.

Это обязательное условие для использования коммерческих авто на территории России. То есть на сегодняшний день аналоговые устройства должны быть заменены новыми. В продаже есть 2 типа датчиков, на которые следует ориентироваться перед покупкой.

Они отличаются в зависимости от дальности следования:

Установка должна быть выполнена только в сертифицированном центре, имеющем лицензию ФСБ (не самостоятельно). По этой причине при обращении к мастеру следует уточнить наличие соответствующего разрешения. Если условие не выполнено может быть наложен штраф.

Кроме монтажа необходима наладка оборудования. В нее входит:

  1. Установка устройства фиксирования скорости.
  2. Запуск в работу СКЗИ.
  3. Калибровка устройства.
  4. Опломбирование.

Любой тахограф, установленный в автомобиле должен иметь:

  • карты на каждого водителя, имеющего право управления ТС;
  • датчик движения;
  • датчик звукового, визуального оповещения;
  • антенны для приема и передачи сигналов GSM/GPRS, если это предусматривает связная часть;
  • программы, криптограммы для функционирования систем ГЛОНАСС и GPS.

Обязательно для прибора печатающее устройство, клавиатура. Прибор дает возможность получить всю информацию о передвижении ТС, а также попытках фальсифицировать, скорректировать данные.

Требования эксплуатации тахографа включает активацию устройства личной картой перед началом выезда ТС, введение кода. После окончания работы карта водителя извлекается.

Проведение проверки ГИБДД

Одним из контролирующих органов, имеющих право на проверку, являются сотрудники ГИБДД. Эта процедура должна выполняться 1 – 2 раза в год. Если такое не выполняется, владелец автомобиля облагается штрафом в сумме 1000 – 3000 рублей (статья 11.23 КоАП РФ).

Калибровка тахографа

Что такое тарировка тахографа расскажет статья: Калибровка тахографа.

Какова цена на считыватель карт для тахографа узнаете здесь.

Аналогичная цена предписывается при отсутствии водительской карты или попытках его взлома. Сегодня сотрудники ДПС, выполняя проверку, ограничиваются установкой факта его наличия. По требованиям они должны проверять его работоспособность, соответствие нормам труда.

Причиной такого является начальный этап внедрения контроля грузоперевозок, отсутствие прохождения обучения инспекторами о правилах проверки, нормах соответствия прибора.

По этой причине последовательность действий инспектора ГИБДД сегодня такая:

  1. Установить место нахождения тахографа. Он должен быть на расстоянии вытянутой руки водителя при нахождении в водительском кресле. В том случае, если нет свободного места для установки, требуется купить кожух. Он позволит монтировать устройство в любом месте на передней панели.
  2. Посмотреть водительскую карту. Она выдается в одном экземпляре. При этом водителю должно быть больше 18 лет для грузовика, 21 и более для автобуса. Обязательны категории, подтверждающие право вождения данным ТС.
  3. Определить наличие наклейки с данными калибровки. На ней должна быть указана информация о времени ее проведения, коэффициенты, дата следующей калибровки. Она должна быть стандартного образца, с защитой от воды.
  4. Установить наличие на приборе 3 пломб. Одна из них крепится сзади (пластилиновая с оттиском установщика). На крышке спидометра ставится аналогичная пломба той, что ставилась при монтировании прибора. На трансмиссии устанавливается пломба на датчик скорости с захватом проушины коробки передач. Она пломбируется свинцовой пломбой с клеймом установщика. Чтобы проверить ее наличие инспектор использует зеркало.

В том случае, если обнаружено повреждение пломбы, следует обратиться к мастеру для замены (это не должно быть на посту ДПС). Поврежденное устройство считается неисправным, что приравнивается к его отсутствию, а значит, является поводом к выписке штрафа.

Ответственность за отсутствие

Наказание за отсутствие прибора фиксации, к чему приравнивается и неисправность, имеет форму административного нарушения. Об этом говорит статья КоАП с номером 11.23. Предполагается, что такие меры сделают перевозки в России более безопасными и прозрачными.

Наказание за нарушение несет не только водитель, но и лица, которые выпустили ТС на маршрут. Ситуация равнозначна для перевозок по России, ТС международного следования. Суммы для оплаты штрафа приведены в таблице.

Таблица. Штраф за отсутствие тахографа в 2020 году.

Лицо, облагающееся штрафом Причина наказания Сумма, руб
Водитель Отсутствие прибора/сломан 1000 — 3000
Водитель Несоблюдение режима труда и отдыха 1000 – 3000
Должностное лицо предприятия Отсутствие прибора/сломан 5000 – 10 000

Если предписание игнорируется, с автомобиля разрешено снимать государственный номерной знак. При перевозке грузовиком опасного груза, его отправляют на штрафстоянку.

Как перегнать купленное авто без устройства.

Чтобы обойти закон относительно тахографа при покупке грузовика, следует иметь некоторые документы для предоставления сотрудникам ГИБДД:

  1. Подтвердить факт отсутствия причастности к коммерческим перевозкам. То есть в перегоняемом грузовике не должно быть груза.
  2. Должен быть договор, подтверждающий покупку транспортного средства.
  3. Если груз есть, он должен быть не большим, соответствовать требованиям и объемам частника, а не юридических лиц (квитанции не будут лишними).

Если грузовик куплен за пределами страны, для его перегона также нужны документы. К ним относится договор, подтверждающий факт сделки и наличие фиксирующего аппарата, если лицо юридическое.

Для чего нужна карта предприятия для тахографа читайте здесь.

Информация про тахограф Меркурий ТА-001 в этой публикации.

В таком случае, перед покупкой следует проконсультироваться у юриста для получения более точных сведений, чтобы покупка и провоз были правомерными, не имели печальных последствий. Современные устройства направлены на оптимизацию бизнеса, снижение аварийных ситуаций на дороге.

Покупая транспортное средство, учитывайте особенности его использования, требования закона относительно оснащения, необходимости постановки на учет и проверок. Будьте бдительны, пользуйтесь исправными тахографами.

Видео: Тахограф в грузовых автомобилях теперь обязателен.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Для кого обязательна установка тахографа

Основная цель применения тахографов заключается в предотвращении ДТП из-за усталости водителя. Ведь любому работнику, согласно части 1 статьи 108 ТК РФ, необходим перерыв для отдыха и питания продолжительностью от 30 минут до двух часов. А для водителей этот момент регулируется еще и абзацем 1 пункта 24 Положения об особенностях режима работы и отдыха, утвержденного приказом Минтранса России от 20 августа 2004 года №15. Согласно абзацу 2 пункта 24 этого документа, если водитель работает по графику сменности и длительность ежедневной работы превышает восемь часов, то перерыв должен предоставляться два раза в день в пределах общей продолжительности, установленной ТК РФ.

Тахограф же позволяет контролировать режим труда и отдыха водителя. Поэтому установка данных приборов обязательна для юрлиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих коммерческий автотранспорт.

К сведению
С 2016 года использование на территории России аналоговых тахографов запрещено. Разрешены только цифровые устройства, поскольку аналоговые не оснащены блоком СКЗИ — средства криптографической защиты информации. Следовательно, такие приборы нельзя назвать надежными в плане возможностей фальсификации данных.

Конструктивно тахограф представляет собой моноблок со следующими основными компонентами:

  • датчиками движения;
  • антенной для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS;
  • антенной для приема сигналов GSM/GPRS;
  • управляющим микроконтроллером;
  • блоком СКЗИ;
  • блоком энергонезависимой памяти;
  • автоматическими устройствами (слотами) для считывания чип-карт (карты водителя);
  • термопринтером (при распечатке выводится дата и время, номер автомобиля, информация о владельце карты и о рабочем дне водителя);
  • дисплеем и органами управления;
  • соединительными разъемами;
  • аккумуляторной батареей.

Моноблок устанавливают в кабине машины таким образом, чтобы водитель легко мог дотянуться до панели с кнопками управления, а экран находился перед его глазами. На дисплее отображается информация о работе системы. Чтобы обеспечить питание, систему контроля подключают к бортовой сети машины. Емкость батареи должна позволять прибору работать автономно при выключенном двигателе.

Кроме того, устройство предоставляет его собственнику такие возможности, как:

  • Отслеживание местоположения авто. В случае угона прибор работает как маячок — транспортное средство можно найти с помощью спутниковых систем связи.
  • Контроль скорости и поведения водителя на дороге в целях обеспечения безопасности и соблюдения ПДД.
  • Оценка квалификации сотрудников логистических отделов, отвечающих за планирование маршрутов и организацию доставки.
  • Контроль расхода топлива в целях оптимизации маршрутов и предотвращения воровства.
  • Возможность хранить личные карты водителей. Именно индивидуальные карты сохраняют информацию об организации рабочего дня водителей.
  • Контроль над режимом труда и отдыха водителя. Контролирующие органы и владелец тахографа всегда могут узнать, когда и где водитель воспользовался временем, отведенным на отдых.

Тахограф изобрели в Европе, когда автомобильные грузоперевозки были на пике своего развития, а у предпринимателей возникла необходимость контролировать машины и наемных работников. Появление тахографа позволило оптимизировать логистические маршруты и повысило эффективность работы водителей.

Правила установки тахографов на транспортные средства

В соответствии с разделом II Порядка оснащения транспортных средств тахографами:

Установка тахографа необходима для машин класса М2, М3, N2, N3 (смотрите Приложение №2 к приказу Минтранса России от 13 февраля 2013 года №36 в редакции от 30 января 2018 года). Это пассажирский, в том числе общественный, автотранспорт, в котором более чем восемь мест для сидения (не включая водителя), а также грузовики, транспортирующие грузы массой от 3,5 до 15 тонн.

Следует также обратить внимание на то, что с 1 ноября 2019 года [2] вступили в силу следующие нормативные акты:

В связи с правовыми нововведениями расширился перечень обязанностей физических лиц — эксплуатантов грузового и пассажирского автотранспорта, определенного в законодательстве, о чем было указано выше. В частности, согласно абзацу 10 пункта 1 и пункту 3 статьи 20 Закона №196-ФЗ, водители обязаны:

  • соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок, осуществляемых посредством автотранспорта и общественного наземного электрического транспорта (троллейбусов);
  • соблюдать нормы отдыха водителя и времени, отведенного на вождение автомобиля, в соответствии с правилами дорожного движения;
  • обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами.

Согласно абзацу 1 части 1 статьи 5.27.1 и статьей 11.23 КоАП РФ, административная ответственность перевозчиков, должностных лиц и водителей за неиспользование на транспортных средствах тахографов была дифференцирована (см. табл. 1).

Таблица 1. Объем ответственности различных категорий лиц за нарушения, связанные с использованием/неиспользованием тахографа

Вид нарушения

Категория лиц

Размер штрафа, в рублях

Управление транспортным средством без тахографа

Выпуск на линию транспортного средства без тахографа

Должностное лицо ИП Организация

7000–10 000 15 000–25 000 20 000–50 000

Несоблюдение норм времени управления транспортным средством и отдыха (режима труда и отдыха водителей)

Водитель Должностное лицо ИП Организация

1500–2000 7000–10 000 15 000–25 000 20 000–50 000

Проверка наличия работоспособного тахографа или контрольного устройства регистрации режима труда и отдыха водителей, отвечающего требованиям Европейского соглашения (ЕСТР/AETR), то есть также тахографа, стала обязательной с 1 ноября 2019 года (смотрите постановление Правительства РФ от 5 декабря 2011 года №1008 в редакции от 30 сентября 2019 года).

Так, чтобы пройти техосмотр, придется убедиться в том, что установленный тахограф:

  1. невскрытую пломбировку;
  2. знак, официального подтверждающий тип устройства;
  3. настройку/калибровку, произведенную не ранее чем за два года до прохождения техосмотра;
  4. табличку с данными о характеристическом коэффициенте ТС и дате его определения, об эффективной окружности шин колес и дате их измерения (но табличка может быть размещена и на самом автомобиле);
  5. регистрацию в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений (после проведения поверки).

Сведения о работоспособных приборах отныне заносятся в диагностическую карту (см. рис. 1).



Рис. 1. Новые пункты на лицевой стороне диагностической карты

Конечно, следует сказать и о типах автотранспорта, который оснащать тахографами необязательно, это:

Сроки и стоимость установки

Первым делом перед монтажом мастер по установке проверяет документацию на транспортное средство, производит его осмотр, определяет, есть ли необходимость в замене имеющихся спидометра и датчика скорости на более современные устройства, и меняет их, если нужно. После этого он соединяет между собой спидометр, моноблок и датчик скорости и проверяет прибор в действии. Специалист ставит пломбы на все разъемы и участки соединения и запускает блок СКЗИ с помощью карты мастерской, после чего настраивает исходные параметры [3] .

Цена установки тахографа в России варьируется от 7000 до 12 000 рублей. Стоимость зависит от типа машины, срочности заказа, необходимости выезда к клиенту и от ценовой политики мастерской. Таким образом, установка приборка на иностранную грузовую машину обойдется в сумму порядка 12 000 рублей, на КАМАЗ — в сумму от 10 000 рублей, на автобус тахограф можно установить примерно за 7000 рублей [4] .

Сколько же стоит тахограф в России? Цена на большинство устройств колеблется в диапазоне от 27 000 до 40 000 рублей [5] . Сумма достаточно велика, однако штраф для юридических лиц за отсутствие прибора может быть куда больше.

Как было сказано выше, законодательно определено, что установкой тахографа может заниматься только специализированная компания, которая, завершив монтаж оборудования, направляет данные о тахографе и блоке СКЗИ в реестр Росавтотранса. Поэтому для установки устройства необходимо выбрать мастерскую, у которой есть выданное Агентством автомобильного транспорта разрешение на проведение работ по монтажу, активации, ремонту и техобслуживанию тахографов, а также лицензия на работу со средствами криптографического шифрования, полученная в Управлении ФСБ.

Где можно заказать оборудование?

  • прилегающего земельного участка длиной 20 метров и/или испытательного стенда для проведения калибровки прибора на транспортном средстве;
  • производственных помещений, смотровой ямы, гаражного подъемника или гаражного опрокидывателя, поверенного оборудования, средств измерений, необходимых инструментов для выполнения работ по установке тахографов;
  • обученного в лицензированном учебном центре персонала;
  • помещения для защищенного хранения информации и карт мастерской.

Тахограф — технически сложный прибор, и, конечно, стоит внимательно выбирать не только установщика оборудования, но и модель, а также производителя устройства. Решение о выборе тахографа должно укладываться в нормативные требования — нельзя водить автомобиль с устройством, которое не было освидетельствовано в Минтрансе. Поэтому обращайте внимание на тех изготовителей, которые в полной мере учитывают предписания ведомства.

карта

Установив тахограф, можно значительно повысить эффективность использования служебного транспорта и предотвратить его нецелевую эксплуатацию.

деньги

Стоимость тахографа во многом зависит от степени его функциональности и от характеристик.

тахограф

Покупать тахограф следует у проверенных поставщиков, которые предоставляют гарантии на устройство.

монтаж

Некоторые компании не только занимаются продажей тахографов, но и оказывают полный спектр услуг по установке и настройке приборов, а также по замене их составляющих.

спутник

Использование систем спутникового мониторинга — современный, доступный и простой способ, позволяющий решать задачи транспортной логистики.


Белоногова Нарцисса Николаевна Ответственный редактор

Приказы Минтранса России №36 и №273 включены в перечень правовых актов, соблюдение требований которых оценивается Ространснадзором при проведении контрольно-надзорных мероприятий в области автомобильного и городского наземного электрического транспорта. А выявлению нарушений, допущенных при установке, модернизации и эксплуатации тахографов, уделяется особо пристальное внимание. Поэтому не забывайте, что повторная настройка тахографа, установленного на транспортное средство, специалисты мастерской должны производить не реже чем один раз в три года.

Акция: НОВОГОДНЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Дарим трекер

Большинству транспортных компаний известно, что на эффективность любой грузоперевозки значительно влияет организация и грамотный учет рабочего времени водителей грузовых автомобилей. Должны быть созданы все необходимые условия для высокопроизводительной и экономичной транспортировки груза. Негативное воздействие на автоводителя оказывают колебания температуры, вибрация на рабочем месте, уровень шума и загазованность. Во время управления транспортным средством он постоянно должен следить за дорогой, ведь ответственность за него и сохранность груза полностью лежит на нем. При всем при этом важно помнить, что рабочее время дальнобойщика не может превышать более 7-8 часов в день. Чтобы это контролировать существует несколько методов слежения за графиком работы и выполнения обязанностей водителя. Рассмотрим их.

Начнем с самого распространенного способа – внедрение спутниковой системы мониторинга ГЛОНАСС/GPS. Для ее подключения в автотранспорте устанавливаются специальные бортовые терминалы, способные передавать в режиме реального времени данные не только о местонахождении автомобиля, но и о времени его движения, простоя, скорости, направлении маршрута и т.д.

Мы не только реализуем и поставляем по всей России навигационное оборудование глонасс, но и занимаемся его установкой и техническим обслуживанием. Наши цены - умеренные, доставка - надежная, а качество работ - отменное.

Другим не менее эффективным методом учет рабочего времени автоводителей является установка тахографа. Он регистрирует и сохраняет всевозможные технические параметры. Например, скорость движения транспорта, его пробег, направление, время труда и отдыха. Причем наличие данного контрольного прибора стало обязательным, если выполняются дальние перевозки с грузом, превышающим весовые конкретные значения, указанные в законодательстве. Отсутствие тахографа предполагает штраф.

Реже в качестве контроля и учета используются путевые листы, в которые заносится информация о времени выезда и заезда автомобиля на стоянку.

Как ведется учет рабочего времени водителей и что входит в его состав? Во-первых, это период управления транспортным средством. Во-вторых, часы, затраченные на кратковременные остановки, на стоянки во время погрузки и разгрузки грузов, не запланированных простоев, связанных с водителем или неисправностью транспорта. Кроме того, сюда относится период перед сменой, после ее окончания, медосмотр перед выездом и после возвращения, а также множество других случаев, предусмотренных законом РФ.

Стандартами международных перевозок установлен ряд требований к владельцам грузового крупногабаритного транспорта, а также к тем, что осуществляет доставку пассажиров. В России придерживаются норм Европейского соглашения ECTP. Согласно ему, наличие тахографов на грузовом и пассажирском транспорте - обязательно условие для перевозок международного уровня.

  1. Что такое тахограф
  2. Принцип работы и устройство
  3. Карта тахографа
  4. На чьи автомобили ставится, а на чьи - нет
  5. Тахограф на КАМАЗ
  6. Типы приборов, цены и установка
  7. Штрафы за отсутствие тахографа
  8. Работать по закону

Что такое тахограф

тахометр

Говоря простым языком тахограф - электронное устройство, которое “следит” за соблюдением водителем скоростного режима, режима “труд-отдых”, чтобы в конечном итоге снизить вероятность возникновения опасных ситуаций на дорогах. Помимо перечисленных показателей тахограф фиксирует пробег транспортного средства, отслеживает маршрут.

Этот электронный спутник помогает водителю не только в дороге или при защите своих прав в трудовых спорах. С его помощью можно решать спорные моменты, если транспорт все же стал участником дорожно-транспортного происшествия.

Принцип работы и устройство

Установка тахографа производится в салон машины. В зависимости от вида контрольного прибора его можно устанавливать:

  • в гнездо спидометра (круглые);
  • в отсек для автомагнитолы (формат радио).

Каждый тахограф имеет систему памяти. После того, как водитель заводить автомобиль, скоростной датчик передает соответствующий сигнал в карту памяти тахографа. После этого необходимо пройти идентификацию, для которой понадобится карта водителя, и прибор начнет работать.
Его задача - регистрировать и записывать на встроенную память ряд показателей: параметры скорости, режим (труд/отдых), расстояние, маршрут движения.

Тахограф

В каждом устройстве четыре функциональных режима:

  1. Рабочий. Он запускается сразу после того, как водитель идентифицирован с помощью своей смарт-карты. Этот режим отвечает за контроль графика - длительность труда и отдыха. Его задача также фиксировать события на дороге и поломки транспорта.
  2. Контролер. Необходим при прохождении контрольных пунктов. Активируется отдельной картой проверяющего.
  3. Предприятия. Этот режим включается после идентификации карты компании, которой принадлежит транспорт. В таком режиме можно получить любые сведения о работе водителей, состоянии транспортного средства и т.д..
  4. Мастерской. Для его активации нужна специальная карта. В таком режиме можно вносить в тахограф изменения, устанавливать или демонтировать его, ремонтировать и калибровать.

Режим работы водителей строго регламентирован законодательством с учетом правил безопасности.

Человек, управляющий пассажирским или грузовым транспортом, не может находиться за рулем более девяти часов в сутки. За две недели водитель имеет право управлять машиной до 90 часов. Перерыв на отдых обязателен через каждые 4,5 часа.

Карта тахографа

Тахограф

Современные системы контроля за грузовым и пассажирским транспортом оснащены персонализацией доступа. Получить доступ к тахографу, данным системы и настройкам можно только через электронную ключ-карту, которая называется картой тахографа. Для того, чтобы ее активировать, необходимо вставить карту в контрольный прибор. Внутри него размещены специальные чипы, которые и осуществляют идентификацию. Для четырех режимов функционирования тахографов разработаны четыре типа ключей: карта водителя, предприятия, контролера, мастерских.

Карта тахографа для водителя персонализирована. Каждый электронный смарт-ключ выпускается для конкретного человека, в системе хранятся данные о том, кто может управлять машиной. Цель - точно узнать и сохранить данные о том, кто сидел за рулем в конкретный момент времени. Карта тахографа хранит целый ряд данных - о стиле управления автомобилем, соответствии условий эксплуатации нормам трудового законодательства, соблюдении установленного режима скорости движения, длительности поездок по маршруту и других. Запрещено передавать карту в пользование третьим лицам или пользоваться просроченным смарт-ключом. Это влечет за собой штрафные санкции. Данные тахографа считаются официальными доказательствами и при необходимости могут быть использованы в судебных и иных разбирательствах и тяжбах.

Срок действия карты тахографа - три года. После этого чип перестает функционировать, и ее следует перевыпустить. Если смарт--ключ был утерян или поврежден, а также при обнаружении сбоев в его работе, также требуется замена электронного идентификатора. При увольнении водителя, карта сдается в орган, который ее выпустил. Выгрузка данных с карт водителей производится каждый 28 дней.

Каждые три месяца “снимаются” данные с самого устройства. Компания, владеющая коммерческим транспортом, обязана хранить у себя информацию с тахографов не менее года. Эти сведения в любом момент могут быть запрошены контролирующими ведомствами.

На чьи автомобили ставится, а на чьи - нет

Устанавливать тахографы можно почти на любые транспортные средства. Разница лишь в том, что для некоторых видов машин наличие таких электронных помощников является обязательным, а для других - добровольным.
Основной критерий - цель использования транспортного средства. Если автомобиль или автобус эксплуатируется для частных нужд, то в такой машине не обязательно нужен тахограф. Правила делают обязательной установку контрольного прибора на весь коммерческий транспорт.

Тахограф


Итак, тахографы обязательны на:

  • грузовых машинах с массой более 3,5 тонн (категории 2,3);
  • автобусах, в том числе микро, в которых от восьми мест для пассажиров (категории М2,М3);
  • транспорте, который перевозит опасные грузы;
  • самосвалах;
  • кранах-манипуляторах.

Тахограф на КАМАЗ

По закону тахограф - устройство, обязательное для размещения на перечисленных выше видах транспорта в том случае, если они оформлены на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя.

Однако, если речь идет про грузовой транспорт весом от 3,5 тонн, к которым относится и Камаз, а также про пассажирские автобусы, то устанавливать тахографы обязаны и их владельцы из числа физических лиц. В этом случае к приборам контроля предъявляются аналогичные требования.

Типы приборов, цены и установка

Существуют как аналоговые модели, так и цифровые контролирующие приборы. Последние считаются более современными и надежными, поэтому такой тахограф для водителя предпочтительнее. Данные в цифровом устройстве имеют надежную защиту, они более точные, и такое устройство практически невозможно обмануть.
Аналоговые модели сняты с производства, их использование запрещено законом и найти работающее устройство такого типа уже практически невозможно.
В России чаще всего устанавливают тахографы таких брендов как:

  • Меркурий (~30 000 рублей),
  • КАСБИ (~35 000 рублей),
  • ШТРИХ-ТахоRUS (~30 000 рублей),
  • АТОЛ (~30 000 рублей),
  • VDO DTCO (~40 000 рублей) и других.

В зависимости от того, какой вы выберите тахограф, цена не будет сильно отличаться - это видно из представленных ориентировочных цен. Итоговая стоимость будет зависеть от конкретной модели, а также того, включена ли установка в стоимость.

Тахограф

При выборе тахографа следует учитывать, что прибор должен отвечать требованиям федерального законодательства и нормативно-правовых актов. Приказы федерального Министерства транспорта (№№348, 36) устанавливают ограничения моделей, которые подлежат монтажу в российском грузовом и пассажирском транспорте. Допускается к использованию тахограф СКЗИ, изготовленный в нашей стране (вне зависимости от производителя) или европейские приборы, сделанные по стандартам ЕСТР. Окончательный выбор зависит от того, по каким маршрутам ездит транспортное средство.
В случаях, когда машина выполняет международные рейсы, обязательны тахографы европейскогого стандарта ЕСТР.

Автобусы, грузовики и другой транспорт, который эксплуатируется внутри страны, можно оснащать тахографами отечественного производства с навигационным криптозащитным модулем СКЗИ/НКМ. Это особая система защиты информации, которая встроена в электронный прибор.

Устанавливать тахографы должны специалисты, самостоятельный монтаж контролирующего устройства запрещен.

Тахограф устанавливают в четыре этапа:

  1. На стадии подготовки осматривается машина, выбирается место для монтажа.
  2. Осуществляется установка.
  3. Введение в эксплуатацию, активация устройства.
  4. На завершающем этапе проводится проверка корректности работы тахографа.

Штрафы за отсутствие тахографа

Тахограф

Уклонение от обязанностей по установке на транспорт контролирующих приборов попадает в список административных правонарушений. Этот вопрос регулируется КоАП РФ, статьей 11.23.
Штраф накладывается на виновника. В этой роли может оказаться водитель. На него могут наложить штраф за отсутствие тахографа в сумме от 1000 до 3000 рублей.

Если виновником признается должностное лицо, на него могут наложить штраф за аналогичное нарушение в сумме от 5000 до 10 000 рублей, а на юридическое лицо - от 15 000 до 30 000 рублей и ИП - от 15 000 до 25 000 рублей.

Работать по закону

В России ужесточаются правила использования тахографов и обсуждается повышение штрафов за их отсутствие.

На этом фоне специалисты не советуют экспериментировать с законом и рисковать, выезжая на дорогу на машине без контрольного прибора. Помните, что устройство нужно не только проверяющим органам. Это электронный помощник, который действительно приносит пользу - нацелен на повышение безопасности работы на транспорте, а в ряде случаев позволяет разрешить спорную дорожную ситуацию в пользу водителя, если он был не виноват.

Читайте также: