Для чего на шины надевают цепи противоскольжения

Обновлено: 04.07.2024

Даже при относительно холодной и малоснежной зиме дорога превращается в снежные и ледовые катки. Помимо зимних шин водителям легковых и грузовых автомобилей пригодятся цепи противоскольжения. Но как правильно их использовать?

Вероятно, большинство автовладельцев уверено, что использование цепей противоскольжения является необязательным и ненужным. Это не так, ведь если на дороге есть большой слой снега, льда, грязь или вам встретились другие неблагоприятные погодные условия, то без цепей противоскольжения не обойтись.

Советы и подсказки

Зимние шины, имеют большее преимущество из-за погодных условий, преобладающих на дорогах в зимний период. Иногда, бывают ситуации, когда даже зимних шин бывает недостаточно, и цепи противоскольжения выходят на первый план. В некоторых странах их использование определено законом, например, когда использование цепей на колесах предписывается дорожными знаками. На таком участке дороги обязательно использовать либо зимние шины, либо цепи противоскольжения. Максимально допустимая скорость для цепей противоскольжения составляет 30 км/ч. Однако использование цепей противоскольжения является добровольным. Как и любой автомобильный аксессуар, цепи противоскольжения должны быть качественно изготовлены для обеспечения их функционального и безопасного использования.

Что важно знать?

Первой проблемой, которая может возникнуть у автовладельца при выборе, является размер самих цепей. Большинство моделей импортных цепей универсальны, что заключается в необходимости крепления цепей противоскольжения на самом колесе с помощью дополнительных карабинов и стяжек. Большой диаметр или ширина колеса не должны являться проблемой, но это в первую очередь зависит от конкретной модели цепей противоскольжения.

На некоторых моделях легковых автомобилей производители автомобилей не допускают использование цепей противоскольжения. Это связано не только с размерами колеса и подкрылка, но и с несовместимостью цепей на колесах с различными электронными системами безопасности автомобиля. В этом случае, производители, как правило, должны предлагать хотя бы альтернативу в виде собственного оригинального зимнего оборудования для преодоления заснеженных обледеневших участков дороги. В крайних случаях можно использовать меньший набор колес, но всегда следуйте рекомендованным производителем размерам и рекомендациям.

Как обращаться с цепями?

Цепи противоскольжения можно использовать только на сплошном слое снега или льда. При использовании на чистом асфальте, например, в местах с хорошим асфальтом, всегда снимайте цепи. Вы рискуете не только повредить цепи и сам автомобиль, но и дорожное покрытие. Таким образом, при длительных поездках через по трассам с различными дорожными условиями это может означать, что цепи необходимо одевать или снимать более одного раза.

Если вы купили новые цепи летом нет никакой необходимости бросать их в багажник и постоянно возить с собой! Вы можете хранить цепи у себя дома, прежде чем придется использовать их вживую. Никто не может подумать о том, чтобы практиковать надевание цепей во время летних каникул, однако это может очень пригодиться в зимнее время года.

Как ездить на цепях?

Как уже упоминалось, цепи противоскольжения могут отрицательно влиять на работу некоторых электронных защитных систем автомобиля, в частности АБС, противобуксовочной системы или системы курсовой устойчивости. Поэтому лучше деактивировать всех электронных помощников, если это позволяет конкретная модель автомобиля. У большого количества импортных автомобилей после цепей будут проблемы с системой курсовой устойчивости, но на некоторых автомобилях возможно отключение контроля тяги. Тем не менее, лучше всего изучить эти конструктивные особенности вашей машины в руководстве по эксплуатации и всегда следовать этим инструкциям.

Использование цепей

Важно проверить правильность посадки цепей на колеса после первых десятков метров. В связи с характеристиками движения возникает вопрос, на какую ось надевать цепи. Они всегда устанавливаются на ведущей оси. Поскольку цепи противоскольжения являются скорее чрезвычайным и краткосрочным решением для большинства водителей, они несут с собой только один комплект, потому что необходимость в цепях возникает во время снижения тяги ведущей оси, например, когда автомобиль забуксовал, скользит или не может подняться на холм.

Цепи Спарка Зигзаг/Лесенка

Цепи Спарка Зигзаг/Лесенка

Тем не менее, это идеальный вариант для установки цепей на все четыре колеса, так как использование цепей значительно меняет естественный баланс шасси. Независимо от ведущей оси, если вы часто передвигаетесь по нерасчищенным или обледеневшим дорогам в горных районах, стоит рассмотреть двойной набор цепей противоскольжения. С одним набором цепей автомобили с передним приводом (передние колеса) будут иметь избыточную поворачиваемость, в то время как задний привод (задние колеса) будут иметь недостаточную поворачиваемость. На полноприводных автомобилях цепи должны быть установлены на все колеса. Следует также подчеркнуть, как и в случае самих зимних шин, что различия в приводе одной или обеих осей связаны только с тяговым усилием, то есть с ускорением. При торможении и прохождении поворотов разные типы шин стираются.

Также учтите, что движение с цепями должно быть на более низкой скорости (макс. 30 км/ч). Уделяйте больше внимания окружающему движению и прогнозируйте окружающую обстановку, особенно на первых километрах езды. Автомобиль ведет себя по-разному на цепях, и чтобы привыкнуть, вам потребуется время. Будьте более осторожны во всех маневрах, поскольку цепи могут легко зацепиться за растительность, торчащую из земли арматуру или камни, что может нанести непоправимый ущерб транспортному средству. В тех случаях, когда использование цепей не является необходимым, снимите их и очистите, высушите и проверьте на предмет повреждений перед хранением. Отдельные звенья цепи также изнашиваются в процессе эксплуатации. В случае большого износа цепи их можно поменять местами, после дальнейшего износа с другой стороны не используйте цепи. Незначительная коррозия поверхности, появляющаяся при хранении, никак не нарушает их функциональность.

Есть ли альтернатива?

На рынке существует множество вариантов цепей противоскольжения. Чаще всего они отличаются своим конструктивным решением. На нашем сайте вы можете приобрести и заказать изготовление под размер колеса простые и шипованные цепи, высокопрочные каленые цепи противоскольжения на любую колесную технику: легковые автомобили и внедорожники, грузовики, погрузчики, трактора, карьерную и лесозаготовительную технику.

Цепи противоскольжения не являются новым открытием для автомобилистов. Они используются многими автовладельцами уже на протяжении многих лет. Основным преимуществом цепей противоскольжения является их простота использования и управляемость.

Значительно повышают проходимость автомобиля по снегу, грязи, льду и даже песку.

Их практика обязательна зимой в Европе т.к. в южных Европейских странах из-за короткой и теплой зимы не обязывают использовать зимнюю резину (ездят на летней резине или всесезонной круглый год). Но даже будучи на всесезонной/зимней резине в сильный снегопад подняться по снежной каше со льдом проблематично учитывая, что дороги только чистят и лед обычно не обрабатывают. Поэтому одевают цепи/браслеты даже на зимнюю резину (есть участки сложных дорог, где в случае снегопада цепи/браслеты обязательны, а за отсутствие штрафуют).

Цепи/браслеты противоскольжения:
[+] Многократно улучшают проходимость и тормозной путь по снегу и грязи;
[+] Улучшают зацеп с дорогой на льду - безопаснее торможение и управляемость;

Недостатки:
[-] Повреждают дорожное покрытие, особенно грунтовое. Поэтому запрещено ездить без необходимости;
[-] Нарушают управляемость машины, тем самым ухудшают адекватную работу систем безопасности автомобиля: ABS и ESP. Нельзя ездить выше 40 км/ч.
[-] В случае обрыва, цепь/браслет может навредить не только вашей и соседней машине, но и травмировать человека.

Знак, что надо одевать цепи

Чем браслеты лучше цепей?

При условии, что на колесе одето 3 браслета (комплект из 6 браслетов):

[+] Если уже увязли в снегу то их проще одеть чем полноценную цепь;
[+] Универсальность к размерам колес - Вы можете использовать на разных машинах или поделиться с соседом. У браслетов шире диапазон применения;


[-] На большинство колес со стальными дисками или высоким внедорожным профилем - браслеты не одеть или фиксация будет не надежной;
[-] Расстояние между колесом, подвеской или тормозной системы может не позволить одеть браслеты или можно навредить машине;
[-] На льду зацеп и управляемость хуже, чем полноценная цепь;
[-] Дискомфорт при езде уже на 20 км/ч (цепи с 30 км/ч);

Если использовать 4 браслета, то проходимость может быть лучше, чем у цепей. Можно использовать и 2 браслета на колесо (такие комплекты продают), но тогда колеса больше закапываются чем, гребут.

Чем цепи лучше браслетов?

[+] Лучше проходимость и управляемость где больше льда и небольшой снежной каши;
[+] Большинство цепей имеют более надежную фиксацию и можно проехать 5 км не поправляя цепь, а с браслетами на такое расстояние нужно быть внимательным;
[+] Проверять фиксацию цепей достаточно каждые 500-1000м (зависит от качества креплений), браслеты нужно проверять 200-300 метров.

[-] Труднее одевать, когда уже забуксовал;
[-] Перевозка: занимают много места, лишний вес, посторонний шум;
[-] Цена (надежные и не повреждающие диски);

Композитная/проволочная/сеточная цепь противоскольжения

Имитирует цепи, но визуально напоминает сетку для багажника/вещей которую натянули на колесо. Обычно используют металлическую струну на которой сверху нанесена резина или синтетический тканевый материал:
[+] За счёт тонкости струн отлично подходят для низкопрофильных шин которые установлены впритык и нет свободного места для нормальной установки цепей или браслетов;
[+] Простота в одевании и снятие (даже если забуксовали и увязли);
[+] Комфортно ездить даже на 40 км/ч (но лимит остается в 40 км/ч);
[+] Низкий вес, не шумит в багажнике, не габаритны;

[-] Хуже гребут по снегу/снежной каше и грязи (хуже обычных цепей и браслетов). Сетка тоньше чем цепь, но компенсируются это частотой ячеек.
[-] Некоторые модели фактически одноразовые;
[-] Цена;


Зацеп по льду может быть лучше, а может быть хуже. Зависит от того каким материалом покрыта струна, если обычная резина/пластик то зацеп на льду будет хуже, если специальная резина/синтетика с шершавым покрытием то зацеп по льду будет лучше, чем у цепей. Также ячейки усиливают металлическими кольцами, которые имитируют шипы.

MICHELIN Easy Grip EVO

Что такое чехол/носки противоскольжения?

Отличный вариант для южных стран где редко бывает снег и минус, постоянно ездят на летней резине, но хочется быть готовым к короткому замерзшему подъему/серпантину (минимум снега). Такие чехлы также используют на фургонах и небольших грузовиках.

[+] Как и сетку удобно одевать на колеса с недосточным местом для монтажа;
[+] Самые лучшие показатели по льду, на голом льду зацеп лучше чем у большинства всесезоннок;
[+] Не мешают и не нужно выключать ESP и ABS (при условии, что обуты 4 колеса);
[+] Можно ездить до 50 км/ч (зависит от модели);
[+] Бесшумны и без вибраций;
[+] Дешевле чем цепи и мало занимают места в багажнике;


[-] Бесполезны по снегу, грязи и песку;
[-] Если под чехол попадает снег или вода, то высокий риск проскальзывания колеса внутри чехла;
[-] Быстро изнашиваются и рвутся, не подходят для регулярного использования.

MICHELIN SOS 9 GRIP

Так какие лучше?

Чехол или носки противоскольжения - если практически отсутствует зима, дорогу только подмораживает, а снега практически нет. Необходимость проехать скользкий участок с подъемом/спуском зимой возникает редко. Их легко и быстро одеть/снять. Не подходят для заснеженных, грязевых и сыпучих участков.

Композитная/проволочная/сеточная цепь противоскольжения - быстрый и простой монтаж даже в узких проемах арок, тихие и минимум вибраций, подходят для частого использования. Лучшие показатели на льду, но не подходят для грязевых участков (намыливаются) и не самые лучшие показатели когда придется буквально ползти по снегу. Качественные модели очень дорогие.

Браслеты - удобнее установить если уже буксуете. При использовании 4 браслетов на колесе - гребут лучше цепей.

Цепи - для частого использования, хорошо показывают в любых ситуациях (зависит от частоты переплетения и ширины звеньев).

Советы при использовании цепей и браслетов

1. Цепи/браслеты достаточно одеть только на ведущие колеса, а в случае с полноприводной машиной одевают на передние колеса;*

2. Если нет голого льда - по возможности отключите ESP. В движении датчики ESP будут слишком часто и ложно срабатывать что приведет к перегреву тормозной системе, сильному износу коробки передач и его сцеплению, перегрузкам двигателя. С "чехлами" ESP лучше оставить включенной.

3. Цепи лучше одевать заблаговременно до плохого участка, проехать 20 метров по относительно хорошей дороге и убедиться, что цепи правильно оделись и не соскочат. Браслеты по возможности тоже одеть заранее.

4. Если решили приобрести браслеты, осмотрите колеса (а лучше сделайте примерку), точно ли браслет и соединительный механизм не будет мешать подвеске и повороту руля.

5. В случае частых попаданий в сложную ситуацию будет полезным также приобрести противобуксовочные ленты.

6. Играть с давлением колеса смысла нет. В большинстве случаев рекомендуется наоборот перекачивать колеса, чтобы цепи/браслеты лучше растянулись и не сползали с колес. Спущенные колеса снижают клиренс автомобиля, и Вы рискуете чаще цепляться днищем и только ухудшите проходимость.

7. Не забывайте проверять браслеты каждые 300 метров, а цепи 500 - 1000 метров.


Автомобили эксплуатируются в различных климатических условиях. В некоторых регионах погода меняется очень стремительно. Особенно в горной местности. Метель способна мгновенно занести дорогу, после чего машине трудно двигаться на подъём по снегу, даже при наличии шипованного протектора. В такой ситуации помогут цепи на колёса. После дооборудования шины, в большинстве случаев, автомобиль может продолжить путь. Далее расскажем, какие виды цепей существуют и как их одевать на покрышку.

Цепи противоскольжения для колес: преимуществ и недостатки

Одним из средств дополнительной проходимости шин, является накладной протектор под названием – цепи противоскольжения. Благодаря этому, у грузовых или легковых колёс появляется дополнительные тягово-сцепные характеристики. Но, вместе с плюсами есть и отрицательные стороны.


  • Преимущества:
    • машина лучше управляется;
    • поездка становится безопасной;
    • уверенное движение на подъём или спуск;
    • повышается проходимость по грязи, снегу и льду;
    • машину не сносит с дороги и не выбрасывает из колеи.


    • Недостатки:
      • дополнительная нагрузка на трансмиссию и узлы рулевого управления;
      • есть риск повредить шину, детали тормозной системы или кузова;
      • низкий скоростной режим до 40 км/ч.

      Цепи на колесо

      Цепи для колёс можно приобрести в магазинах автомобильных аксессуаров. Рекомендуется держать их в багажнике, если вы проживаете в районе Крайнего Севера или в регионе с высокогорным ландшафтом.

      Виды конструкций – какие бывают

      На рынке аксессуаров предлагается 2 вида накладного протектора: цепи и браслеты. У первых сложная конструкция из двух радиальных колец, которые соединяются между собой крест-накрест, образовывая сетку. Вторые, более простые, бандажного типа, поэтому называются браслеты. Они одеваются поперёк колеса, образовывая лесенку.

      Цепи на колесо

      Цепи устанавливать дольше и сложнее, так как необходимо накрыть весь протектор и качественно закрепить соединения. Рекомендуется дооборудовать шину накладным протектором непосредственно перед сложным и длинным участком пути. Для легковых машин рекомендуется выбирать цепи с шириной 9-12 мм, а для грузовых от 16 мм и больше.


      Браслеты можно ставить в любом количестве: 3 – 4 – 5 – 6 и т.д. Причём, оснащать шину дополнительным протектором рекомендуется не в начале пути, а по факту забуксовывания. Подходят для преодоления коротких участков бездорожья.

      Из каких материалов изготавливаются

      Цепи на колесо

      Цепи и браслеты изготавливаются из различных прочных материалов. Первые традиционно производятся из стали, но встречаются из титана и сплава алюминия. Для вторых также применяют металлы, но чаще используют: резину, нейлон, полиуретан или текстильную ткань для ременных лент. Синтетические браслеты легче, крепятся плотно, а при равномерном размещении можно разгонятся до 80 км/ч.

      Виды рисунка цепей для колес автомобиля

      Существует несколько конфигураций цепей, поэтому продукт разделяется на подкатегории под разными названиями.




      Комплект цепей должен строго соответствовать типоразмерам колеса транспортного средства. Не рекомендуется использовать цепи без надобности, при движении по нормальному дорожному покрытию. Это изнашивает детали накладного протектора и вредит резине.

      Как правильно надеть цепи на колесо


      Установить цепи на колесо можно на ровной поверхности. Домкратить машину не обязательно. Трудности могут возникнуть при условии, если шина уже скрылась в грязи. В таком случае придётся вывешивать автомобиль. Цепь размещается по всей поверхности протектора, а затем соединяется креплениями. Рекомендуется проверить натяжку, через 20-30 метров пути.
      Цепи для колёс — это дополнительный протектор, повышающий тягово-сцепные характеристики на льду, снегу и грязи. Имеют подкатегорию – браслеты. Выпускаются для легковых и грузовых автомобилей.

      цепи на колеса

      Назначение цепей – значительно увеличить сцепные свойства колес

      Цепи противоскольжения – описание

      Функционально колесные цепи (или, если говорить более точно, цепи противоскольжения) – это, по сути, съемный протектор, дающий возможность превратить обычную шоссейную покрышку в колесо для бездорожья. Конструктивно это цепь, часто армированная, связанная так, чтобы равномерно оплетать шину по всей окружности. Состоит такая конструкция из двух продольных цепей или тросов – внешнего и внутреннего, проходящих по окружности колеса, которые соединяются поперечными цепями или резиновыми “грунтозацепами”.

      Назначение цепей – значительно увеличить сцепные свойства колес (и, соответственно, проходимость автомобиля) на льду, по рыхлому снегу, глубокой грязи и пр. На практике это может выглядеть так. Вы едете на рыбалку – проезжаете 100 км по асфальтовому покрытию на обычных шинах, а потом сворачиваете на проселок, где начинается то самое “жесткое бездорожье”. Тогда надеваются колесные цепи – и можно ехать дальше, имея гораздо меньше шансов забуксовать или застрять в грязи. А такие места, как, например, обледеневшие крутые подъемы, без колесных цепей преодолевать суперпроблематично даже на шипованной резине.

      Устройство

      Устройство колесных цепей противоскольжения условно делят на мягкие и жесткие. И первые, и вторые являют собою две продольные цепи или тросы, которые натягиваются по всей окружности колеса. Между ними натягиваются поперченные и резиновые (пластиковые) грунтозацепы.

      Поперечины могут располагаться как в виде ромбов или сот, так и лесенкой. Каждый из предложенных вариантов носит в своем арсенале определенные позитивные преимущественные моменты и недостатки. Лесенка имеет улучшенные гребущие способности. Именно поэтому данное устройство лучше всего использовать для преодоления разного рода участков с повышенной загрязненностью. Тем не менее, колесо, которое обувается в такого рода цепи противоскольжения, имеет и определенные недостатки, так как оно склонно к зарыванию.

      Сотовые цепи

      Колесные цепи противоскольжения, которые имеют сотовый рисунок являются более универсальными

      Колесные цепи противоскольжения, которые имеют сотовый рисунок являются более универсальными и имеют на порядок меньшее негативное воздействие. Кроме того, узлы автомобиля не будут поддаваться подобным высоким нагрузкам, а шины будут служить намного дольше. В отличие от лесенок такого рода браслеты способны обеспечить отличную поперечную устойчивость транспортного средства, так как при передвижении присутствует постоянный контакт с поверхностью

      Недостатки

      Да, за счет цепей проходимость автомобиля увеличивается, но вот управляемость ухудшается. Машина становится похожа на трактор, ее допустимая скорость передвижения уменьшается. Кроме того, транспортное средство приобретает ощутимую избыточную поворачиваемость. Поэтому прежде чем выезжать на бездорожье, рекомендуется адаптироваться к новым ощущениям в обычных условиях.

      измерение износа шины

      Применение цепей влияет на износ шин

      Также к недостаткам цепей можно отнести следующие факторы:

      • применение цепей влияет на износ шин;
      • цепи создают при движении сильный шум.

      Если выбирать между видами цепей противоскольжения, то все же стоит остановиться на резиновых вариантах. Дорожные качества будут хуже, но воздействие на шины и прочие элементы будет не так губительно. Да и скорость передвижения остается комфортная.

      Изготовление

      Не всегда есть возможность приобрести устройство противоскольжения – высокая цена и отсутствие в наличии нужного размера заставляет автовладельцев решать такие вопросы самостоятельно. Нужно сказать, что это довольно-таки неплохой выбор – все необходимые комплектующие всегда в наличии в метизных магазинах. В критической ситуации можно попытаться элементарно обмотать покрышку тросом или отрезком металлического такелажа, но не каждый возит с собой подобный набор. Более того, для системы тормозов дискового типа такой вариант абсолютно противопоказан – подобная конструкция нарушит работу механизмов.

      Цепи на колеса своими руками

      Поэтому стоит заранее приготовить самодельные цепи на колеса, для чего понадобятся:

      • стальная цепь сечением не менее 5мм;
      • крючки;
      • карабины с закручивающейся муфтой;
      • устройство для натяжения;
      • болты, гайки и шайбы.

      Благодаря такой схеме увеличатся тяговые характеристики и надежность всего изделия. Процесс подготовительных действий и сборка цепей на колеса своими руками состоят из пунктов:

      Как видно из описания, при наличии определенной сноровки и инструмента, операция займет не более 40 минут. Владеющие опытом сварочных работ могут применить его на практике и отказаться от резьбовых соединений, что непременно скажется на качестве оборудования.

      Как надеть цепи

      цепи на колеса

      Надевать цепи на колесо можно двумя способами:

      Если автомобиль полноприводный, то цепи устанавливают на все колеса. В других случаях достаточно надеть их только на ведущие.

      Цепи противоскольжения помогут в экстремальных условиях. Но если эксплуатация транспортного средства происходит в пределах города, достаточно установить специальную шипованную резину.

      Советы по использованию

      Воздержитесь от превышения максимальной скорости (указывается производителем), резкого торможения, совершения крутых маневров. Трогайтесь с места и набирайте скорость плавно. В противном случае цепь быстро выйдет из строя.

      Цепи на колеса

      Цепи устанавливаются на шины с нормальным уровнем давлением. Не снижайте давление в колесах во время монтажа цепей – это повысит риск их поломки.

      При повреждении цепи немедленно остановитесь и демонтируйте ее. Иначе такая цепь может нанести серьезный ущерб колесу, деталям тормозной системы или подвески.

      Перед каждой установкой внимательно осмотрите цепь – замки и звенья должны быть исправны.

      История цепей противоскольжения

      Впервые цепи на колеса в привычном для нас виде появились в годы Первой Мировой Войны. Именно тогда для увеличения проходимости на колёса обычных грузовиков стали надевать цепи, чем значительно расширяли возможности их эксплуатации авто в тяжелейших дорожных условиях.

      До недавнего времени этот аксессуар был хорошо знаком водителям большегрузных автомобилей, особенно тех, которые эксплуатируются в условиях Крайнего Севера, а также джипперам-эстремалам, получающим огромное удовольствие от прохождения сложнейших, практически непроходимых трасс.

      Сегодня этот аксессуар хорошо знаком широкому кругу водителей легковых автомобилей, особенно тем, кому приходится часто ездить в сложных условиях: рыбакам, охотникам, работникам фермерских хозяйств, жителем сельской местности, где, как известно, качество дорог оставляет желать лучшего и многим другим категориям водителей.

      Читайте также: