Дтп в лесу что делать

Обновлено: 02.07.2024

Сотрудники ГИБДД не отобразили этот знак на схеме ДТП. Заявили, что их это не касается, составили определение об отсутствии состава административного правонарушения — и уехали.

По словам егеря, размер ущерба в связи с гибелью лосихи составит 80 000 Р . Егерь сообщил мне, что переживать не нужно: этот ущерб покроет ОСАГО.

В интернете множество статей на эту тему, и одна другой противоречит. Меня интересует правда. Придется ли мне возмещать ущерб за свой счет или все же это относится к выплатам по ОСАГО? Ведь ОСАГО — это страхование именно автогражданской ответственности, и Российская Федерация, как владелец диких животных, в данном случае выступает в роли потерпевшей стороны, а я — виновника. Страховка, на мой взгляд, как раз должна покрывать ущерб, причиненный третьим лицам.

Помогите, пожалуйста, разобраться в этом неоднозначном вопросе. Как мне лучше поступить и что говорить, когда вызовут в суд?

С уважением,
Илья Сергеевич

Я думаю, что до суда дело не дойдет, если у вас все в порядке с полисом ОСАГО. Но даже в случае судебных разбирательств ответчиком, скорее всего, будете выступать не вы, а страховая компания.

Вы все сделали правильно для того, чтобы не покрывать ущерб за сбитое животное из собственного кармана и не лишиться прав: не покинули место ДТП, вызвали сотрудников ГИБДД, зафиксировали произошедшее и дали объяснения по факту происшествия. Тем самым 80 000 Р вы сэкономили. Не забудьте только уведомить о ДТП страховую компанию.

А вот ремонт собственной машины вам придется оплатить из собственного кармана, хотя в ДТП вы и не виноваты. Несмотря на то что дикие животные — это собственность государства, оно не несет ответственности за ДТП с их участием.

Что вообще произошло и кто виноват

С точки зрения правил дорожного движения произошло обычное ДТП. Под ним понимают любое событие на дороге с участием движущегося транспортного средства, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен материальный ущерб.

Тот факт, что в ДТП виноват лось, в этой ситуации роли не играет. Раз сотрудники ГИБДД составили определение об отсутствии состава административного правонарушения, значит, никаких претензий к вам у них не было.

Административной ответственности за наезд на животное в КоАП нет, а значит, штраф за такое ДТП водителю платить не нужно.

Почему нужно платить, если водитель не виноват

Но возмещать вред все-таки придется. Автомобиль — это источник повышенной опасности, и его владелец ответственен за любой вред, который этот источник опасности причинил.

Потерпевшей стороной в этом случае будет государство, поскольку весь животный мир в пределах территории РФ — это государственная собственность.

С расчетом суммы ущерба тоже никаких проблем нет. Существует методика исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам. Чаще всего ее используют для расчета не ущерба от ДТП, а ущерба государству от действий браконьеров.

По этой методике самым дорогим окажется ДТП с участием гибрида зубра с бизоном — ущерб составит 180 000 Р . За сбитого лося, сибирского горного козла, овцебыка придется возместить 80 000 Р . Дешевле всего обойдется ДТП с кротом, водяной полевкой, хомяком или сусликом — возместить придется всего 100 Р . Ущерб считается за каждое сбитое животное: если сбить 10 хомяков, придется заплатить 1000 Р .

Вот так государство оценивает ущерб в результате гибели животных. Если под колеса бросится медведь, придется заплатить 60 000 Р , за кабана — 30 000 Р , за лису — 200 Р

Эти цены действуют, только если к гибели животных привели непредумышленные действия человека. Например, как в вашем случае: вы сбили лося случайно, поскольку не успели затормозить. В остальных случаях действуют повышающие коэффициенты. Если водитель умышленно хотел сбить животное или незаконно охотился, сумму ущерба умножают на 3. А если в результате умышленных действий погибла самка животного, заплатить придется в 5 раз больше. То есть если бы вы гонялись за этой лосихой на машине, то ущерб составил бы 400 000 Р .

Но вам можно не переживать: сотрудники ГИБДД и егеря не установили в ваших действиях ни умысла, ни вины, и в этом случае повышающий коэффициент равен 1. Если бы вас в чем-то обвиняли, это было бы отражено в документах. Задним числом обвинить вас не получится.

Страховое покрытие по полису ОСАГО — 400 000 Р . В вашем случае его вполне достаточно для возмещения ущерба.

Что будет дальше

Есть два варианта развития событий.

Для первого и оптимального для вас вы все уже сделали: вызвали сотрудников ГИБДД, которые оформили ДТП и составили определение, что вы не виноваты. Представители министерства природных ресурсов и экологии России — егеря, — скорее всего, получили копию этого определения с данными вашего страхового полиса и страховой компании. Дальше они должны обратиться в вашу страховую компанию за выплатами. Это произойдет без вашего участия. Судебное разбирательство в этом случае тоже не требуется. Если страховая компания признает случай страховым и все выплатит, вы об этом, возможно, даже не узнаете.

Второй вариант развития событий менее вероятен, но все же возможен. Страховая компания может не признать случай страховым и откажется что-либо платить. По закону она может отказать в следующих случаях:

  1. Если страховой случай наступил вследствие ядерного взрыва, радиации, народных волнений, революций и прочих обстоятельств, на которые невозможно повлиять. Но лось, выбежавший на дорогу из-за ядерного взрыва или революции, — это что-то из области фантастики.
  2. Если страховой случай произошел из-за злого умысла выгодоприобретателя. В этом случае выгодоприобретателем являетесь не вы, а егеря. И страховой компании придется доказывать их злой умысел: что они выгоняли лося на дорогу специально, чтобы вы его сбили, а государство получило выплаты. Сделать это будет непросто. Но даже если представитель страховой компании будет на этом настаивать, доказывать обратное придется не вам.
  3. Если требование о выплате предъявили, но представили не все документы, не обосновали размер возмещения или не доказали, что страховой случай наступил. Но вы не можете претендовать на получение страховки, а значит, и документы представлять не вам, и доказывать что-либо вы не должны.

Этот перечень исчерпывающий, по другим основаниям отказать в выплате не получится. Но бывает, что страховщики не соглашаются на выплаты добровольно, — тогда вопрос решается в суде. Вы в этом разбирательстве будете свидетелем. Даже если это произойдет, придумывать, что говорить в суде, вам не придется. Можно смело рассказывать, как все было.

Почему есть разногласия по поводу того, кто должен возмещать ущерб

В интернете действительно много разных мнений, и позиция авторов этих статей не всегда подкреплена аргументами. Самый надежный аргумент — судебные решения. А суды в таких ситуациях встают на сторону водителя.

Приведу пример. В Костромской области мужчина сбил лося. Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области потребовал возместить ущерб животному миру. Мужчина с этим не согласился — пришлось идти в суд.

О том, что гражданская ответственность владельца была застрахована, вспомнили только в ходе судебного разбирательства. Судья решил, что владелец автомобиля обязан возместить вред, который причинен источником повышенной опасности, если не докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. А таких доказательств водитель машины не представил. Но его гражданская ответственность была застрахована — полис был приобщен к материалам дела. А раз так, возмещать ущерб должна страховая компания. Ее привлекли в качестве соответчика и взыскали с нее не только ущерб, но и госпошлину в размере 1400 Р . Платить из своего кармана мужчине не пришлось. Страховая компания при этом возражений в суд не представила и судебное решение обжаловать не стала.

А вот другой пример. В Ивановской области водитель тоже сбил лося на дороге. Но его гражданская ответственность не была застрахована и возмещать ущерб ему пришлось из собственного кармана.

Что в итоге

Страховой полис защищает вас даже при ДТП с участием диких животных. Не забывайте его оформлять и продлять.

Главное в ДТП с участием животных — не покидать место ДТП и вызвать полицию, чтобы зафиксировать происшествие.

Платить штраф за сбитое животное не придется, поскольку административным правонарушением это не является. Но вот возместить ущерб государству нужно. Если полис есть, это придется делать страховой компании.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Столкновение автомобиля и лося на лесной трассе или в зоне природного заповедника – явление нередкое. Крупное и тяжелое животное может выскочить на дорогу в любой момент, не дав водителю времени на экстренное торможение. Лось может погибнуть или травмироваться, но уйти в лес, а машина, скорее всего, получит серьезные механические повреждения.

Как оценивать ситуацию при столкновении? Как должен вести себя автомобилист? Можно ли уехать с места ДТП или забрать труп лося с собой? Кто виноват в аварии, и какие наказания за сбитого лося грозят водителям в 2021 году?

фото 1

Наезд на лося: трагическая случайность или ДТП?

Законодательство России рассматривает столкновение автомобиля и лося двояко. Прежде всего, столкновение с крупным диким зверем приравнено к ДТП, и вести себя водитель должен в соответствии с требованиями по дорожно-транспортному происшествию. Однако в КоАП нет статьи за сбитого лося, так как в положении о ДТП нет указания о диких животных.

Штраф в размере 500 рублей обычно выписывается за игнорирование дорожных указателей и превышения скорости (10.1 КоАП). При этом виновником ДТП будет во всех случаях водитель, так как, на основании статьи 1079 ГК РФ, он несет ответственность за вред, причиненный его транспортным средством, которое является средством повышенной опасности.

Поскольку столкновение с лосем считается ДТП, к ситуации применяются аналогичные требования.

  • Водитель не имеет права уехать с места происшествия – за это его могут лишить прав на 1.5 года или арестовать на 15 суток (12.27 КоАП- оставление места ДТП). Необходимо остановиться и вызвать ГИБДД, независимо от того остался ли сбитый лось на дороге или ушел в лес. Это необходимо, чтобы составить протокол ДТП и опись повреждения авто для предоставления в страховую компанию по КАСКО.
  • Увозить труп лося с места происшествия, чтобы избежать встречи с ГИБДД – тоже неправильное решение. Действия водителя будут расценены как незаконная охота (браконьерство) и наказаны по статье 258 УК РФ штрафом в сумме до 200 тысяч рублей или арестом на 6 месяцев.

Важно! В протоколе обязательно следует указать, что вы не нарушали ПДД и ехали не в зоне действия знака 1.27 (если его действительно не было на дороге). Это позволит избежать претензий служб по охране животных или позже оспорить их в суде.

Возмещение ущерба при столкновении с лосем

За сбитого лося отдельно штрафует Минприроды РФ в лице своих региональных представителей (охотничьи хозяйства, администрация заповедника или заказника). И здесь размер штрафа намного больше – за самца лося, согласно Приказу Минприроды №948, придется заплатить до 80 тысяч рублей, а за самку (беременную) – до 120 тысяч рублей.

фото 2

Таблица возможных случаев и штрафов при ДТП с лосем в России

Штрафы за наезд на лося последний раз были обновлены в 2018 году и на сегодняшний день выглядят следующим образом:

Все чаще российские автомобилисты сталкиваются на дороге с лосями. Страдают не только животные, но и сами водители. Как вести себя на дороге, чтобы избежать аварий?

Осторожно, лоси! Как вести себя на трассах, где водятся дикие животные

Несколько дней назад в аварии в Псковской области четыре человека погибли и еще один получил перелом позвоночника. И это далеко не единственное столкновение автомобилистов с дикими животными на российских дорогах за последние недели. В начале сентября в Свердловской области три человека попали в больницу после того, как их машина въехала в вышедшего на дорогу лося. В Татарстане за прошедшие выходные зафиксировали восемь случаев наезда на диких животных — не только лосей, но также кабанов и косуль.

В большинстве случаев животные гибнут, люди получают тяжелые травмы, разбиваются машины. Весь животный мир по закону принадлежит государству, так что если водитель сбил дикое животное, ему придется еще и заплатить штраф. Лось обойдется в 40 тысяч рублей за каждую особь, самка — в 50 тысяч. По такой же сумме придется заплатить и за каждого детеныша.

Едва ли кто-то станет сбивать лосей намеренно. В большинстве случаев животные выбегают на дорогу настолько внезапно, что водители просто не успевают затормозить.

Лось является, пожалуй, самым опасным животным для водителя из-за его частых появлений на дорогах, а также огромных габаритов — взрослая особь весит в среднем 500 килограммов, еще и стоит на длинных ногах. При столкновении тяжелая туша падает прямо на машину, разбивая стекло и сминая крышу. Если лось не погибает сразу, он начинает судорожно двигать копытами и рогами, пытаясь выбраться. Один удар копытом легко может пробить голову человеку. У водителей легковых автомобилей шансы выжить в такой ситуации очень малы.

Почему лоси выбегают на дорогу?

По словам Глазкова, в одной только Ленинградской области ежегодно происходит 170–180 ДТП с участием лосей, в результате которых гибнет в среднем по пять человек. В последний год отмечено даже несколько заходов лосей прямо в черту Санкт-Петербурга.

Что лоси забыли на дорогах? Их поведение можно объяснить брачным периодом. Сейчас у лосей гон, который начался примерно 20 августа и продлится, в зависимости от погодных условий, до начала октября. Парнокопытные сейчас заняты продолжением рода: самцы мало едят и много перемещаются в поисках самок. За ночь они могут пройти 50–70 километров, в том числе и выходя на дороги. По пути они еще и выясняют отношения друг с другом, бьются за внимание самки, поэтому очень агрессивны.

Вторая волна происходит в июне, когда плодится гнус, много мошек. Лоси вынуждены отстаиваться на открытых местах, и часто они оказываются на обочинах дорог, поэтому вероятность столкновения возрастает. И третья волна — тот самый лосиный гон, максимальный пик.

Нередко это случается и зимой, когда дороги посыпают солью. Для лосей это лакомство, вот они и приходят ее слизывать.

https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2020/09/75334_traffic-534782_960_720.jpg

Источник фото: pixabay

Что делать водителям?

Если вы видите лосей на дороге, нужно немедленно остановиться и включить аварийный сигнал, таким образом предупредив других водителей. После этого нужно дождаться, пока животное уйдет в лес. Ни в коем случае нельзя ему сигналить, потому что можно спровоцировать неадекватную реакцию. Бывает, что лоси выходят на дорогу и стоят. Тогда сверните на обочину, остановитесь и включите аварийку. И обязательно дайте знак огнями встречным машинам.

Но часто животное появляется на дороге буквально за секунду до столкновения, так что даже если водитель едет со скоростью 60 километров в час, затормозить просто нереально. В этом случае необходимо резко уйти от удара с животным — уж лучше пусть машина улетит на обочину, чем полтонны живого веса влетит в салон.

При этом машину нужно поворачивать в заднюю часть животного, потому что оно всегда двигается вперед. Траекторию движения нужно рассчитывать, предполагая, что лось успеет рвануться вперед, и вы проскочите. И опять же, ни в коем случае не сигнальте, потому что тогда он может либо внезапно остановиться, либо броситься на машину.

Если вы понимаете, что столкновение неизбежно, нужно всем телом прижаться к стойке автомобиля. Потому что когда животное влетит в салон и сомнет крышу, вы успеете сгруппироваться, стойка может спасти вам жизнь.

Если столкновение уже произошло и лось остался лежать на дороге, необходимо тут же сообщить об этом службам ДПС. Дальше они уже вызовут охотинспекцию. Часто водители скрываются с места аварии и погружают лося в машину, чтобы избежать штрафа. Этого делать нельзя, потому что тогда вы попадете под уголовное дело. Если водитель забирает тушу сбитого лося себе, это статья о незаконном изъятии животного из природы, проще говоря — о браконьерстве.

Лось — стадное животное. Поэтому если вы увидели одного лося, с высокой вероятностью где-то рядом второй. Если это лось, то может появиться лосиха с лосятами, если самка — в любой момент могут появиться сразу несколько взрослых самцов. А осенью, когда выпадает первый снег, у лосей бывают крупные миграции. Поэтому надо быть особенно внимательными.

https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2020/09/75335_rural-3875466_960_720.jpg

Источник фото: pixabay

Как защитить дороги и животных?

В России нет практически никаких механизмов защиты от неожиданных столкновений водителей с дикими животными.

Хорошим примером в этом плане является Финляндия. Там строят специальные ограждения вдоль широких трасс — на таких опасность наиболее велика. Узкую дорогу лось, скорее всего, перебежит, а вот, например, шестиполосную трассу, еще и с полутораметровым отбойником посередине — уже нет. А такие дороги часто строят в местах исторических переходов лосей — тропы, по которым животные инстинктивно двигаются из года в год, известные одним охотоведам.

В Финляндии на широких трассах, помимо ограждений, через каждые два-три километра есть переходные мосты через дорогу. Лось упирается в барьер, идет вдоль него, находит переход, идет по нему через дорогу, потом он этот путь запоминает и в следующий раз идет уже напрямую к мосту. Финны на этих мостах даже высаживают специальную траву и деревья, устанавливают камеры для наблюдения за дикими животными.

Если машина улетела с дороги или врезалась в дерево, а водитель не стал вызывать ГИБДД и ушел домой, то это не повод лишать его прав за оставление места аварии. Нужно доказать, что дорожно-транспортное происшествие вообще произошло. Такой вывод содержится в обзоре судебной практики Первого кассационного суда.

Если машина вылетела с трассы, но пострадала только она, а не люди и чужая собственность, то это не ДТП. Фото: AP

Если машина вылетела с трассы, но пострадала только она, а не люди и чужая собственность, то это не ДТП. Фото: AP

Итак, неприятность произошла с одним из водителей, который не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась, только врезавшись в дерево. Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было.

Однако проезжавший мимо экипаж ДПС увидел брошенную и побитую машину. Сотрудники решили оформить аварию. А разыскать собственника проблем не составляло. Ведь номера с машины он не скручивал.

Сотрудники ДПС составили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований правил дорожного движения в связи с ДТП. Проще говоря, скрылся с места происшествия.

С такой формулировкой согласились и мировой суд, который лишил водителя прав на год, и районный, поддержавший это решение. Однако не согласился Первый кассационный, в котором водитель обжаловал эти решения.

Он напомнил, что в соответствии с законом "О безопасности дорожного движения" и Правилами дорожного движения "дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб". Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения.

Если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя, нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет

Грубо говоря, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя, нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет. Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы. И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит.

Надо сказать, что точно такие же выводы содержатся и в многочисленных решениях Верховного суда, о которых не раз рассказывала "РГ".

Читайте также: