Дтп в технологии что означает аббревиатура

Обновлено: 07.07.2024

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ И АНАЛИЗУ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. РАЗРАБОТАН ФГБУ "РОСДОРНИИ" (Федеральное государственное бюджетное учреждение РОСДОРНИИ) по заказу Росавтодора

2. ВНЕСЕН Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Росавтодора

4. ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

Изменения внесены изготовителем базы данных

1 Область применения

Настоящие Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации (далее - Рекомендации) определяют единый порядок и формы учета и анализа дорожно-транспортных происшествий владельцами автомобильных дорог общего пользования федерального значения, регионального или межмуниципального значения, местного значения, владельцами частных автомобильных дорог, а также балансодержателями улиц и дорог городов и сельских поселений.

2 Нормативные ссылки

В настоящих Рекомендациях использованы ссылки на следующие документы:

ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения

ГОСТ Р 50971-2011 Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения

ГОСТ Р 51256-2011 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования

ГОСТ Р 52044-2003 Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения

ГОСТ Р 52282-2004 Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования

ГОСТ Р 52607-2006 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования

ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования

ГОСТ Р 52767-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Методы определения параметров

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящих Рекомендациях использованы следующие термины и определения:

3.1.1 владельцы автомобильных дорог: Исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.1.2 дорожно-транспортное происшествие; (ДТП): Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

3.1.3 дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими: Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погиб или получил ранение хотя бы один человек.

3.1.4 дорожно-транспортное происшествие с особо тяжкими последствиями: Дорожно-транспортное происшествие, в котором погибло 5 человек и более, пострадало 10 человек и более.

3.1.5 дорожно-эксплуатационная организация: Подрядные дорожные организации и предприятия, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

3.1.6 линейный график ДТП - схематичное изображение дороги или улицы в плане с указанием дат, видов и мест совершения ДТП (км+м).

3.1.7 недостатки транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети: Несоответствие нормативным требованиям эксплуатационного состояния автомобильной дороги или улицы, имевшиеся на месте дорожно-транспортного происшествия и в непосредственной близости от него на момент совершения ДТП, которое установлено при его оформлении.

3.1.8 перекресток: Место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

3.1.9 аварийно-опасный участок дороги (место концентрации ДТП): Участок дороги, улицы, не превышающий 1000 метров вне населенного пункта или 200 метров в населенном пункте, либо пересечение дорог, улиц, где в течение отчетного года произошло три и более ДТП одного вида или пять и более ДТП независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди.

3.1.9 погибший в ДТП: Лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток.

3.1.10 раненый в ДТП: Лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения.

3.1.11 эксплуатационное состояние дороги (улицы): Состояние дороги, которое характеризуется транспортно-эксплуатационными показателями конструктивных элементов дорог, дорожных сооружений и элементов обустройства, изменяющихся при ее эксплуатации, воздействии транспортных средств и метеорологических условий.

3.2 В настоящих Рекомендациях использованы следующие сокращения:

АППГ - Аналогичный период прошлого года;

УДС - Улично-дорожная сеть;

КОУ ДТП - Карточка оперативного учета ДТП;

МИАС - Многопараметрическая информационно-аналитическая система моделирования и прогнозирования ситуации в области обеспечения безопасности дорожного движения;

АС УДТП "ГОСУЧЁТ" - Автоматизированная система учета дорожно-транспортных происшествий, включенных в государственную статистическую отчетность.

4 Общие положения

4.1 Владельцы автомобильных дорог учитывают дорожно-транспортные происшествия (далее ДТП), совершенные на автомобильных дорогах общего пользования (далее - дороги), улицах и дорогах городов и сельских поселений (далее - улицы), находящихся в их ведении. Учет осуществляют для изучения причин и условий возникновения ДТП и принятия мер по устранению этих причин и условий.

Учет и анализ ДТП на УДС проводят в целях:

- оценки общего состояния аварийности и тенденций ее изменения;

- изучения и устранения причин дорожно-транспортных происшествий;

- выявления мест концентрации ДТП*;

* Изменением, утвержденным Распоряжением Росавтодора от 31.01.2017 N 105-р, по всему тексту документа: слова "участок концентрации ДТП" заменены словами "место концентрации ДТП", слова "на участках концентрации ДТП" заменены словами "на аварийно-опасных участках" с учетом изменения слов по падежам, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя баз данных.

- разработки и осуществления эффективных управленческих решений и мер по повышению безопасности движения на аварийно-опасных участках;

- оценки изменения показателей аварийности в результате реализации мер по повышению безопасности дорожного движения.

4.2 При проведении учета ДТП необходимо обеспечить:

- достоверность и оперативность получения данных о ДТП;

- своевременное обобщение и анализ сведений о ДТП.

4.3 Учет и анализ данных о ДТП, а также работы по обеспечению безопасности дорожного движения должны проводиться владельцами автомобильных дорог общего пользования федерального значения, регионального или межмуниципального значения, местного значения, владельцами частных автомобильных дорог, а также балансодержателями улиц и дорог городов и сельских поселений.

4.4 Для обеспечения достоверности данных вносимых в автоматизированные системы учета, сбора и анализа сведений о ДТП органов внутренних дел Российской Федерации владельцы автомобильных дорог направляют в подразделения Госавтоинспекции на региональном уровне не реже одного раза в год перечень дорог, находящихся в их ведении, по форме приведенной в Приложении К, соответственно в случае внесения в перечень изменений - не позднее чем в течение месяца с момента их внесения.

4.5 Владельцы автомобильных дорог участвуют в специальных проверках по установлению влияния дорожных условий на обстоятельства, которые могли способствовать либо сопутствовать возникновению ДТП при включении их уполномоченных представителей в состав комиссии, назначаемой соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на основании предложений и при участии подразделений Госавтоинспекции на региональном уровне.

4.6 На основе результатов анализа ДТП владельцы автомобильных дорог принимают меры по устранению недостатков транспортно-эксплуатационного состояния в местах совершения ДТП (Приложение Г), разрабатывают планы дорожных работ и целевые программы по повышению безопасности дорожного движения, а также осуществляют необходимые для обеспечения безопасности движения виды дорожных работ по реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

5 Учет дорожно-транспортных происшествий

5.1 Владельцы автомобильных дорог ведут учет ДТП, совершенных на автомобильных дорогах, находящихся в их ведении, на основе данных учета о дорожно-транспортных происшествиях, производимого органами внутренних дел Российской Федерации.

Учет ДТП ведут в том числе, с использованием автоматизированных систем учета, сбора и анализа сведений о ДТП органов внутренних дел.

Представление владельцам автомобильных дорог сведений о ДТП в объеме необходимом для составления соответствующих форм учета (Приложение А), осуществляется в установленном порядке.

5.2 Владельцы автомобильных дорог в целях оперативного сбора и учёта информации о ДТП, а также принятия необходимых оперативных мер по приведению эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие с требованиями нормативных правовых актов и ликвидации последствий ДТП в установленном порядке используют в том числе автоматизированную систему учета и сбора сведений о ДТП органов внутренних дел Российской Федерации. С использованием данной автоматизированной системы осуществляется ежесуточный сбор сведений о ДТП, а также проводится анализ приобщенных к КОУ ДТП материалов.

Сведения о ДТП из КОУ ДТП ежедневно заносят для последующего анализа и хранения в формы учета ДТП (Приложение А). При занесении данных в формы учета ДТП используют коды в соответствии с Приложением Л.

В случае если в КОУ ДТП были внесены изменения (например, изменено состояние пострадавших или внесены дополнения в описание), в формы учета ДТП также должны быть внесены соответствующие изменения.

5.3 После регистрации КОУ ДТП владелец автомобильной дороги, проводит оперативный анализ приобщенных к карточке фотоматериалов, рапорта и акта по обследованию места ДТП.В случае, если сведения о ДТП включают акт по обследованию места ДТП с выводами о наличии недостатков в транспортно-эксплуатационном состоянии (содержании) УДС, владелец автомобильной дороги (дорожно-эксплуатационная организация) при необходимости направляет на место ДТП уполномоченных представителей для обследования выявленных неудовлетворительных дорожных условий.

Прибытие уполномоченных представителей владельца автомобильной дороги (дорожно-эксплуатационной организации) для осмотра места ДТП осуществляется не позднее 6 часов с момента поступления информации о происшествии.

По результатам осмотра недостатков транспортно-эксплуатационного состояния УДС в месте совершения ДТП владелец автомобильной дороги (дорожно-эксплуатационная организация) составляет "АКТ обследования дорожных условий в месте совершения ДТП" (далее АКТ), форма которого приведена в Приложении Б.

АКТ должен содержать вывод о наличии или отсутствии в месте совершения ДТП недостатков транспортно-эксплуатационного состояния, указанных в акте по обследованию места ДТП, основанный на результатах оценки их характеристик с применением инструментальных измерений, в том числе передвижных дорожных лабораторий, оснащённых унифицированным, метрологически аттестованным оборудованием, средств фото- и видеофиксации.

К АКТу приобщаются фотоматериалы о выявленных недостатках транспортно-эксплуатационного состояния УДС в месте совершения ДТП. Количество фотографий по каждому из выявленных недостатков должно составлять не менее пяти, в т.ч. должны иметься крупноплановые фотографии.

В АКТе указывается перечень мероприятий по приведению эксплуатационного состояния дороги или улицы в соответствие с требованиями нормативных правовых актов и сроки их проведения, при необходимости определяют иные мероприятия по профилактике совершения ДТП:

АКТ составляется в двух экземплярах, утверждается владельцем автомобильной дороги. Второй экземпляр АКТа направляется в соответствующее подразделение Госавтоинспекции на региональном уровне в срок не позднее 18 часов с момента регистрации КОУ ДТП.

Дорога — довольно непредсказуемое и опасное место для всех участников дорожного движения. В ходе нарушений ПДД какой-либо из сторон существует огромная вероятность возникновения ДТП. Такое событие может нести последствия различной сложности и тяжести.

Определение ДТП в ПДДВиды ДТПОпрокидываниеСтолкновениеНаезд на препятствиеНаезд на велосипедистаНаезд на животноеСхема ДТПУчастники ДТППравила поведения участников: куда звонить и что делатьЧто грозит виновнику ДТП при наличии пострадавшихvar index=document.getElementsByClassName('index-post');if (index.length>0)0)>>

Определение ДТП в ПДД

Рассматриваемое событие можно рассматривать согласно базовой и особой классификациям, что может дать возможность корректно подобрать способы устранения последствий определённой ситуации.

К основной классификации относятся такие виды:

опрокидывание;столкновение;наезд (на препятствие, велосипедиста, животное).

Типологию особых видов ДТП можно рассматривать как событие с более опасными факторами. Их можно распределить таким образом:

Падение груза при перевозке. Событие, в ходе которого грузовой объект, выпавший из ТС, наносит материальный или физический ущерб.

Падение ТС в воду. Событие, в ходе которого ТС попадает в воду. В результате данного ДТП необходима помощь спасательных служб с использованием особого водолазного оборудования.

ДТП на железнодорожных путях. Событие, которое происходит при столкновении двух ТС или средства передвижения с железнодорожным составом на ж/д путях.

ТС под завалом. Происшествие, которое возникло, когда ТС вместе с людьми из-за различного рода внешних факторов попадает под завал.

ДТП в туннелях или путепроводах. Событие с повышенным уровнем ограничения в пространстве, что затрудняет свободный доступ специальных служб к месту аварии. Данный вид может повлиять на возникновение вторичных последствий, например, пожаров.

ДТП со средствами передвижения, которые перевозят грузы высокой опасности. События, в ходе которых происходит утечка или возгорание различного рода опасных веществ.

ДТП с участием трамвая или троллейбуса. Ситуация, которая возникла при столкновении трамвая (троллейбуса) с ТС или когда происходит обрыв и падение силовых проводов на машины, или если трамвай сходит с рельсов с дальнейшими последствиями.

Опрокидывание стоит понимать, как падение ТС на боковую или верхнюю (крышу) часть вследствие различных причин, например, резких поворотов или столкновений. Степень осложнения данного вида ДТП увеличивается, когда крыша машины деформирована. В таком случае доступ к пострадавшим будет полностью или частично перекрыт, что значительно замедлит процесс проведения спасательных работ.

Знаете ли вы? Первый в истории арест за превышение скорости произошёл в 1899 году в Нью-Йорке. Штраф наложили на таксиста, который превысил скорость до 19 км/ч.

Рассматриваемый вид ДТП имеет такие разновидности:

вследствие столкновения;в результате заноса;при неисправности ТС.

По сравнению с другими видами, основной чертой опрокидывания является значительное повреждение ТС.

Рассматривают следующие 3 вида столкновения:

Фронтальное (лобовое). Рассматриваемая разновидность происходит при столкновении средств передвижения во время встречного движения. От такого столкновения кузов машины значительно деформируется, что может привести к многочисленным травмам тяжёлой степени как у автомобилиста, так и у пассажиров.

Боковое. Событие, в ходе которого произошло столкновение передней части одного автомобиля или другого ТС с боковой стороной другого. Обычно данный вид столкновения считается наиболее опасным, что связано с короткой дистанцией между боковыми поверхностями корпуса транспортных средств и внутри сидящих людей. Специальным службам приходится проводить очень сложную роботу для спасения пострадавших, ведь чаще всего при деформации кузова остаётся критически мало места для выполнения неотложных работ.

Касательное. Ситуация, которая возникла при столкновении ТС, движущихся в одном направлении.

Наезд на препятствие

Наезд на препятствие называют разновидностью ДТП, когда ТС врезается в строения или преграды, не являющиеся участниками дорожного движения. Вследствие данного типа наезда работа специальных спасательных служб строится согласно определённых стратегий в конкретных случаях. Важно также учитывать количество людей, которые пострадали, и уровень возможной угрозы вследствие аварии. Среди второстепенных факторов, несущих опасность во время проведения спасательных работ, можно выделить такие:

падение обломков повреждённых преград;обрыв раскалённых электропроводов;пожары.

Наезд на велосипедиста

Наезд на велосипедиста — разновидность ДТП, возникшая вследствие невнимательности или несоблюдения необходимых правил на дороге одной из сторон. Вследствие такой ситуации, согласно ПДД, автомобилиста ожидает больше последствий, поскольку авто считается средством повышенной опасности, по сравнению с рассматриваемым двухколёсным транспортом.

Важно! В отличие от велосипедиста, автомобилист получает права и сдаёт экзамены по ПДД, поэтому чаще всего ответственность в большей мере падает на автомобилиста.

Автовладельцу в данной ситуации следует выполнить такой порядок действий:

Определить состояние пострадавшего.Вызвать службу неотложной помощи и сотрудников ГАИ.Разместить знак аварийной остановки, а ТС — с включённой аварийной сигнализацией.Зафиксировать место ДТП.

Наезд на животное

Возникновение рассматриваемого вида довольно часто случается не по вине автомобилиста, поскольку такая авария является непредсказуемой, ведь невозможно предусмотреть поведение животного. Согласно законодательным нормам, данную разновидность наезда можно рассматривать таким образом:

Важно! В связи с тем, что причинение вреда питомцу можно рассматривать как нанесение материального ущерба, соответственно, такую разновидность наезда необходимо понимать как ДТП.

Когда автомобилист является виновником наезда с нанесением вреда животному, то он производит материальные выплаты хозяину или привлекается к ответственности (наехав на дикого зверя). Когда автовладелец не виноват в наезде, а питомец оказался на дороге по вине его собственника, тогда в рассматриваемой ситуации есть огромный шанс получить финансовое возмещение ущерба транспортному средству.

Схема ДТП — графически-изобразительное обозначение места аварийной ситуации, которое представлено в виде чертежа с обозначением всех необходимых деталей и факторов. Рассматриваемое изображение влияет на определение степени виновности сторон, возможных причин и последствий ДТП в ходе расследования.

Данная схема должна быть построена с включением таких пунктов:

указание дорожных разметок;указание всех дорожных знаков;размещение ТС и других авто на проезжей части;указание направления движения ТС;место удара;указание месторасположения с названием улиц;определение света на светофоре;обозначение преград.

Рекомендуем для прочтения:

Ремень безопасности в автомобиле по ПДД

Регулировка дорожного движения: сигналы и жесты регулировщика

Безопасность манёвра по ПДД и виды маневрирования

Порядок проведения экспертизы после ДТП

Схему ДТП рекомендуется подписывать всеми сторонами аварии и возможными свидетелями, особенно, если представители ГИБДД приезжают на место события с опозданием.

Для составления схемы необходимо придерживаться таких рекомендаций:

Каждое лицо, имеющее связь с рассматриваемым событием, можно с уверенностью назвать участником ДТП.

Согласно стандартной классификации, участниками ДТП могут выступать:

Участвовавшие стороны также можно рассматривать и согласно такой типологии (по степени вовлечённости в ДТП):

виновная сторона;пострадавшая сторона.

В каждой определённой ситуации все стороны и участники события имеют различные права и обязанности. Согласно вышеуказанных данных, выделяют 6 основных типов участников аварии:

автомобилист-виновник;автомобилист-пострадавший;пассажир без полученных увечий;пассажир с нанесённым физическим вредом;пострадавший пешеход;пешеход-виновник ДТП.

Правила поведения участников: куда звонить и что делать

В том случае, если участники получили какие-либо травмы, то обязательно нужно вызвать неотложную помощь. До момента приезда инспекторов ГАИ участники вправе сделать фотосъёмку, а также взять показания у свидетелей. Не будет лишним в это время изобразить схему ДТП. Основное правило для всех сторон аварии — это соблюдать спокойствие и не паниковать, ведь необдуманные и скоропостижные действия могут привести к непредсказуемым последствиям.

Что грозит виновнику ДТП при наличии пострадавших

Любой автовладелец не сможет предсказать, что на дороге не случится непредвиденная ситуация, являющаяся результатом ДТП. Несмотря на это, если человек считается виновником данного события, то ему может грозить ответственность:

Гражданская. Рассматриваемая разновидность подразумевает материальную компенсацию за ущерб ТС, финансовое возмещение ущерба пострадавшей стороне на время его нетрудоспособности, а также компенсация за моральный ущерб. Виновная сторона сможет возместить ущерб с помощью полиса (ОСАГО или КАСКО), а также за личные средства (по решению судебных органов).

Административная. Эта разновидность применяется в случае нанесения физического вреда (лёгкой и средней степени тяжести) участнику ДТП. Штраф за лёгкую степень травматизма — 2000–5000 руб. или временная конфискация водительского удостоверения (1–1,5 года), за среднюю степень — 10000–25000 руб. или временная конфискация водительского удостоверения (1,5–2 года). Административная ответственность может быть представлена в виде предупреждения, административного штрафа или лишения прав.

Уголовная. Рассматриваемая разновидность (в ходе которой будет открыто уголовное дело) подразумевает смертельный исход ДТП или причинение высшей степени вреда здоровью человека. Смягчающая или отягощающая степень ответственности назначается виновнику по решению суда с учётом всех обстоятельств согласно конкретной ситуации. Летальный исход — это главное основание в ужесточении наказания. Один погибший — водителю грозит до 4 лет исправительных работ или до 5 лет лишения свободы (если водитель был в состоянии опьянения, то до 7 лет). Несколько погибших — до 5 лет исправительных работ или до 7 лет тюрьмы (при опьянении — 9 лет).

Сегодня у автомобилистов появилась возможность разобраться на месте события без участия инспекторов ГИБДД и обращения к страховщику.

Такой способ возможен, если:

есть минимальные повреждения ТС;нет лиц, которые физически пострадали;обе стороны солидарны в принятом решении.

Таким образом, ДТП возникает как по вине какой-либо из сторон аварийной ситуации, так и из-за различных неблагоприятных факторов. Человек, признанный виновным в ходе расследования, привлекается к ответственности. Данный факт призывает всех участников дорожного движения соблюдать необходимые правила на дороге.

WhatsApp

При проверке машины на наличие ДТП в истории на официальном сайте ГИБДД и при нахождении таковых показывает все повреждения в виде схемы и стандартное описание характера таких повреждения с цветными индикаторами. Что означают данные на схеме и в описании и как правильно их расшифровать?

Стандартная информация

К ней относятся данные:

  • о самом транспортном средстве: марка, модель и год выпуска,
  • о дате и времени (указанном в документах о ДТП),
  • виде аварии (столкновение и т.п.),
  • регионе дорожно-транспортного происшествия.

В целом, здесь нам интересна лишь идентификация автомобиля, количество ДТП (общее количество аварий в списке по запросу) и дата происшествия.

Схема ДТП

И это основные данные об аварии, наиболее полезные для любого автолюбителя. Данные о повреждения могут быть показаны 3 типов:

  1. закрашенный элемент кузова на схеме жёлтого цвета,
  2. закрашенный элемент кузова на схеме красного цвета,
  3. крестик красного цвета.

А сам автомобиль на схеме показан 6 ракурсах со всех сторон (в том числе снизу). Разберём каждый элемент подробнее!

Жёлтый закрашенный элемент

Он при проверке автомобиля на сайте ГИБДД означает, что повреждения незначительные и для их ремонта не требовалась замена в случае с жестянкой – только покраска или даже полировка. А в случае отдельных компонентов машины: стёкол, фар, бампера и других пластиковых частей – в том числе замена.

Красный закрашенный элемент

В этом случае уже для ремонта транспортного средства потребовалась замена или вытягивание жестяных элементов кузова. Также красным цветом закрашивается машина в случаях, когда повреждены существенные компоненты технической составляющей автомобиля.

Красный крестик

Если вместо закрашенных элементов или вместе с ними по краям машины нарисованы крестики красного цвета, то это просто отмечены места, в которые пришёлся удар в ДТП.

Что означают на самом деле?

Данные повреждения на схеме чаще всего достоверны, хотя, иногда бывают указаны не все повреждённые элементы. Но главное заключается в том, что характер повреждений строится на субъективный взгляд сотрудников, оформлявших ДТП – аналогично описанию списка повреждений в документах о ДТП, когда при обращении в страховую компанию выявляются новые и скрытые.

Например, в указанной выше схеме, где жёлтым цветом отмечен бампер автомобиля, на самом деле, удар пришёлся достаточно сильный и, хотя инспекторы ГИБДД и вписали только бампер в список повреждений, задело также внутренние узлы технической составляющей (один из радиаторов, воздушный резонатор), что в принципе привело к нарушению эксплуатационных характеристик. Поэтому по логике описания цветовых обозначений схемы бампер должен был быть красного цвета.

Впрочем, места удара, обозначенные красным крестиком, чаще всего достоверны, так как легко определяются на глаз и вписываются в документы о ДТП.


АБС
Анти Блокировочная система — устройство препятствующее блокировке колес автомобиля при торможении. Имеет созвучное произношение со своим аналогом на английском языке — ABS — Antilock Brake System и на немецком языке — ABS — AntiBlockier System.

АЗС
Авто-заправочная станция — станция для заправки автомобилей продуктами нефтепереработки — бензин и дизельное топливо.

АГЗС
Авто-газо-заправочная станция — станция для заправки автомобилей использующих для двигателя в качестве горючей смеси сжиженный газ.

АКБ
Аккумуляторная батарея — источник прямого электрического тока в автомобиле.

АКПП
Автоматическая коробка переключения передач — один из основных агрегатов автомобилей. Вкупе с другими узлами, АКПП передает кинетическую энергию от двигателя на колеса, позволяя использовать эту энергию максимально эффективно. Это становится возможно благодаря применению нескольких наборов зубчатых передач (наборов различного диаметра дисков с зубьями — шестеренок), сменяя которые, при работе двигателя в определенном диапазоне количества оборотов, достигается разная скорость движения автомобиля. В АКПП переключение передач происходит автоматически. Сегодня также применяются коробки ручного переключения передач — КПП

АМТС
АвтоМотоТранспортное Средство — обобщающая автомобильная аббревиатура, в основном используется для сокращения в ПДД и других нормативно-правовых документах. Широкого применения не имеет.

ВУ
Водительское удостоверение — документ подтверждающий права и возможности человека для управления транспортным средством. Сокращение словосочетания. В обиходе "Права".

ГАИ
Государственная автомобильная инспекция — аббревиатура сокращающая утратившее силу название подразделения органов внутренних дел, занимающегося вопросами дорожного движения.

ГБО
Газовое баллонное оборудование (газо-баллонное оборудование) — специализированное оборудование позволяющее использовать в качестве топлива для двигателя автомобиля не традиционные продукты нефтепереработки, а сжиженный газ (метан, смесь пропана-бутана. Для автомобилей с ГБО предусмотрены специальные заправочные станции — АГЗС.

ГТО
Государственный технический осмотр — служит следующим задачам: проверка соответствия технического состояния и оборудования транспортных средств требованиям нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения; контроль допуска водителей к участию в дорожном движении; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, связанных с эксплуатацией транспортных средств; выявление похищенных транспортных средств, а также транспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий; государственный учет показателей состояния безопасности дорожного движения.

ГУР
Аббревиатура сокращает длинное название одного из узлов автомобиля — "гидравлический усилитель руля". В настоящее время появились более совершенные механизмы облегчающие водителю взаимодействие с рулевым колесом, например, "электрический усилитель руля", но аббревиатура "ЭУР" достаточно сложна в произношении и восприятии, поэтому часто в обозначении электроусилителя руля также используют аббревиатуру ГУР.

ДВС
Двигатель внутреннего сгорания — наверное, самый распространенный на сегодня тип двигателей, по крайней мере пока. Это мотор, работа которого заключается в сгорании внутри него горючей смеси (внутри специальных камер сгорания). За счет воспламенения топливной смеси, высвобождается определенное количество энергии давления, которая, с помощью определенного набора механизмов переходит в механическую энергию, которая и используется для приведения чего-либо (например, автомобиля) в движение. Есть несколько типов и множество видов ДВС, самые известные из них это поршневые двигатели.
Несмотря на то, что пытливые умы человечества, скорее всего, раньше изобрели двигатели внешнего сгорания, аббревиатура ДВС используется исключительно для обозначение двигателей внутреннего сгорания.
На английском аббревиатура обозначающая двигатель внутреннего сгорания ICE.

ДТП
Сокращение используемое повсеместно, в том числе в законодательстве Республики Казахстан, для обозначения термина "Дорожно-транспортное происшествие".

ДХО
Дневные ходовые огни — огни головного света, работа которых подразумевается только в дневное время суток.
Отличие ДХО от ближнего света фар состоит в том, что при работе первых на автомобиле не работают (не включаются автоматически) задние габаритные световые сигналы, что не создает лишний раз путаницу с работой световых сигналов торможения.

КПП
Коробка переключения передач — один из основных агрегатов автомобиля. Чаще аббревиатурой КПП обозначается тип коробок с ручным переключением передач (не автоматические). Аналогично АКПП, КПП также передает кинетическую энергию от двигателя на колеса, их функциональное отличие заключается лишь в процессе переключения скоростных передач, в КПП он происходит не автоматически, а водителем вручную, в зависимости от скоростных показателей и потребностей движения автомобиля. Про агрегат АКПП.

ПДД
Правила дорожного движения — сокращение используется широко, в том числе в законодательстве Республики Казахстан.

ПТФ
Не так часто употребляемая аббревиатура, но все равно важная, означает "ПротивоТуманные Фары".

РТС
Система Распределения Тормозных Сил. Описание и принцип работы см. под заголовком "EBV".

СТО
Эта аббревиатура расшифровывается как "станция технического обслуживания".

ТНВД
Топливный насос высокого давления — одна из самых важных, сложных и хрупких деталей, механизмов, дизельного двигателя. Благодаря этому узлу обусловливается работа двигателя. ТНВД под определенным высоким давлением подает топливную смесь в цилиндры дизельного мотора.

ТС
Сокращение сочетания слов, термина — "транспортное средство". Используется часто, в том числе и в нормативных документах.

ЭУР
Электрический усилитель руля (рулевого управления) — система имеющая такое же назначение, что и система ГУР, но построенная на несколько другом принципе и уже более совершенная, например, с системой адаптации к скоростному режиму.

Автомобильные аббревиатуры на английском (и других) языках:

AFU
Система помощи при экстренном торможении — система посредством датчика скорости нажатия на педаль тормоза распознает ситуацию экстренного торможения. После чего действует непосредственно на тормозную систему, обеспечивая максимальную силу торможения. AFU, как и многие другие вспомогательные тормозные системы, работает в не посредственном взаимодействии с системой ABS. Максимальное давление тормозных колодок на тормозные диски и действие системы ABS поддерживается до тех пор, пока водитель полностью не отпустил педаль тормоза (ABS в этом случае отключается при полной остановке автомобиля). Система помощи при экстренном торможении позволяет гораздо быстрее и эффективнее использовать всю силу тормозов для уменьшения тормозного пути автомобиля в экстренных случаях.

ASR
Аббревиатура имеет два варианта оригинальных звучаний: Automatic Slip Regulation и Acceleration Slip Regulation, в переводе на русский язык: антипробуксовочная система. Это активная система безопасности, которая работает в тесном прямом взаимодействии с системами ABS и EBD, и призвана предотвращать пробуксовку ведущих колес автомобиля вне зависимости от дорожного покрытия и динамики разгона. Система считывает информацию с датчиков ABS и путем регулировки количества оборотов двигателя и притормаживанием отдельных колёс восстанавливает их сцепление с дорожным покрытием. Имеет другие общепринятые аббревиатуры, например: TRC (Tracktion Regulation Control). В документации к автомобилям концерна VAG аббревиатура имеет название — контроль тягового усилия.

CDI
Чаще пишется как "cDi" — common diesel (direct) injection — см. DCI.

CRDI
Чаще пишется как "crDi" — common rail diesel (direct) injection — см. DCI.

CVT
Continuously variable transmission, или постоянно изменяющаяся трансмиссия, в обиходе "Вариатор". В отличие от традиционного автомата (гидравлической АКПП) бесступенчатые трансмиссии не имеют внутри набора разных шестерен, что означает отсутствие зацепляющихся друг с другом зубчатых колес. Самый распространенный вариатор CVT работает на замысловатой системе из шкивов, позволяющей реализовывать бесконечное количество передаточных чисел между максимальными и минимальными значениями без дискретных шагов или переключений. Один, или оба шкива (ведущий и ведомый) оборудованы раздвижными боковинами; зазор между боковинами шкивов, в самом простом случае, определяется центробежным регулятором. При повышении частоты вращения двигателя и ведущего вала боковины ведущего вала сдвигаются, тем самым посадочный диаметр шкива увеличивается, а коэффициент передачи — уменьшается.
Принцип постоянно изменяющейся трансмиссии был сформулирован более 500 лет назад великим инженером Леонардо да Винчи.

TDI
Turbo Diesel Injection — обозначение дизельного двигателя оснащенного системой турбинного нагнетения топливной смеси (с турбонагнетателем). Может применяться с дополнительными аббревиатурами: TDI PD — Turbo Diesel Injection Pumpe Duse — двигатель TDI с системой впрыска "насос-форсунка". TDI CR — Turbo Diesel Injection Common Rail — двигатель TDI с системой прямого впрыска (Common Rail).

TSI
Иногда TSi — Twincharger Stratified Injection — двигатели концерна VAG оборудованные системами турбонагнетателей (система двойного нагнетения) и системой непосредственного (послойного) впрыска. На разных брендах концерна VAG аббревиатура может незначительно видоизменяться, например TFSI (Twincharger Fuel Stratified Injection) на автомобилях марки Audi.

Читайте также: