Ferrari кто был за рулем

Обновлено: 05.07.2024

Есть в автомобильном мире очень красивые слова, которые как будто долго-долго придумывали талантливые люди для того, чтобы назвать ими удивительные машины - "Мерседес-Бенц", "Роллс-Ройс", "Мазерати", "Альфа-Ромео", "Ламборгини", "Феррари". Мы, конечно же, знаем, что это фамилии, имена людей, которые такие машины создавали, но, черт возьми, как жаль, что у нас, у русских, таких слов всего несколько - "Смирнов", "Давидофф", "Сухой", "Калашников". Вслушайтесь, а ведь эти слова тоже красивые, они стали красивыми, покорив весь мир, разве не так?

"Феррари". Это безупречная и хищная красота, силуэт машины будущего. "Феррари" - это роскошь, восторг за рулем. "Феррари" - это адреналин "Формулы-1". "Феррари" - это не просто мощный счет в банке, это - избранность.

Энцо Феррари родился в семье небедного "мастерового по металлу" в Модене, что на севере Италии, за три года до начала двадцатого века. Мастерская была на первом этаже, а семья жила на втором, и стук молотков с утра до вечера стал фоном его детства. Пацаном Энцо мечтал стать либо оперным певцом, либо спортивным журналистом. Эти желания не изменила даже покупка в 1903 году (!) отцом автомобиля. Нет, еще не автомобиля - самобеглой коляски под гордым названием "Де Дион Бутон" - всего два десятка таких колясок было тогда в Модене. А Энцо было всего пять лет.

Но вот когда ему стукнуло десять и отец повез их со старшим братом на автогонки "Болонское кольцо", маленький Энцо был ошеломлен - гонщиком, он будет только гонщиком! И уже через год на вторые в своей жизни гонки он пошел пешком - пять километров, через три поля, железную дорогу, по пыли и камням.

То, что они с братом станут знаменитостями, им было ясно. Но как стать знаменитыми с такой обыденной фамилией - Феррари, ведь семейств Феррари тогда в Модене было полным полно! Но они-то точно станут известными на весь мир, и у них обязательно будут брать автографы, как брали на их глазах у победителей гонок, и тогда братья стали придумывать - каждый себе - самую красивую роспись: соревновались в этом на запотевших и заиндевевших оконных стеклах.

В 1916 году старший брат Энцо, кстати - журналист, умирает на фронте от неизвестной болезни, и в том же году от воспаления легких умирает их отец.

Сколько раз плакал Феррари?

Призывают в армию и Энцо. Первая его должность - инструктор по токарному делу в пожарном депо, вторая - "подковщик" мулов, таскающих по горам пушки. И - тяжелая болезнь: плеврит. Энцо безнадежен настолько, что медперсонал не обращает на него почти никакого внимания. Но он почему-то выздоравливает. Может быть, потому, что ежедневный стук молотков под окнами его палаты напоминает ему такое солнечное, потрясающее детство? Он не знает, что эти молотки сколачивают гробы с утра до вечера.

С небольшим запасом денег он приезжает в Милан на завод ФИАТ (кстати, расшифровывается эта аббревиатура так: Фабрика Итальянская, Автомобильная, Туринская) и, рассказав о себе, слышит от главного инженера: "ФИАТ не настолько велик, чтобы принимать на работу всех уволившихся со службы итальянских солдат".

Энцо выходит на улицу, бредет неизвестно куда, потом садится на скамейку, откуда открывается красотища реки По, и плачет.

Энцо Феррари плакал всего два раза в жизни. И оба раза именно на этой скамейке с видом на реку По. Во второй раз, через тридцать лет, он с трудом, но отыщет эту скамейку - она сохранится. Энцо Феррари опять сядет на нее и снова заплачет. Но заплачет он уже от счастья - наконец-то он стал знаменит на весь мир.

Сначала Энцо Феррари работает механиком и водителем чужой фирмы, переделывающей грузовики в легковые автомобили, на которые был такой спрос, что все заводы Европы не успевали их производить. Потом он создает собственное предприятие при знаменитой фирме "Альфа-Ромео". Феррари не только продает ее продукцию, не только совершенствует, как бы подгоняет ее под требования богатых клиентов, но и готовит машины для автогонок - в те времена спортивные и серийные машины не сильно отличаются друг от друга. Гоняется он и сам. В двадцать два года, после побед на нескольких престижнейших гонках, журналисты называют его "одним из лучших гонщиков Италии", но Энцо Феррари все реже участвует в них и все чаще ездит по городам и странам по делам своего бизнеса. Как вы думаете, почему это происходит?

Нет, Феррари не гонится за большой деньгой бизнеса - кстати, хорошие гонщики получали, как и теперь, очень большие деньги. Нет, Феррари не настолько прозорлив в отношении себя, чтобы понять, что великим гонщиком ему стать не дано. Все дело в том, что Энцо Феррари так любит машину, так чувствует ее, что не может ее мучить!

Папу Римского. не приняли

Но зато тот, кто чувствует автомобиль частью своего тела, как никто другой способен его создать. Но сначала Энцо создает собственную гоночную фирму, которая называется "Скудерия Феррари" - конюшня Феррари. Первый гоночный автомобиль собственной конструкции Феррари создает накануне Второй мировой войны, называется он "Типо-815", а фирма Энцо носит название "Ауто Авио Конструционе", потому что право использовать имя Феррари остается у "Альфа-Ромео". И только в 1947 году, когда Энцо Феррари уже популярен, но еще не знаменит на весь мир, из его завода выкатывается элегантный родстер "Феррари 125S"- спорт,который берет три Гран -при престижнейших гонок и делает его создателя знаменитым на весь мир. Помните слезы маэстро на скамейке возле реки По. С этого дня и отсчитывается история фирмы "Феррари".

Незадолго до своей кончины Энцо Феррари отказывает в аудиенции Папе Римскому Иоанну Павлу II, когда тот приезжает в его второй родной город Маранелло. Они лишь вежливо переговорили по телефону. И по городу Папу возит сын Энцо, Пьеро. Естественно - на "Феррари". Почему же Энцо отказывает Папе Римскому во встрече? Да, он ссылается на болезнь. А не потому ли Феррари отказывает, что церковь не раз проклинала его за десятки и десятки смертей зрителей и гонщиков на трассах от его автомобилей? Не потому ли отказывает, что много лет церковь поддерживала обвинения Феррари в "непредумышленном убийстве", которые тот раз за разом отвергал не без помощи своих адвокатов? А газеты Ватикана называли его "Сатурном, пожирающим своих детей"?

$1 000 000 - "навар" с одной машины

Несмотря и на неоднократные падения своей марки, и даже на ее исчезновение на несколько долгих лет, Энцо Феррари становится все более и более великим - за его машинами нет очередей, как за "Роллс-Ройсами", потому что большинство моделей "Феррари" делают всего лишь в нескольких десятках экземпляров, среди которых одинаковых нет! И делают их для конкретных заказчиков, преимущественно тех, у кого уже есть в гараже "Феррари", и не один. То есть делают машины для старых, надежных клиентов. Почему? Да потому, что когда этот принцип нарушается и машины Энцо попадают в чужие руки, то не раз случалось, что на перепродаже всего лишь одной (!) его машины спекулянты наваривали по миллиону долларов!! Именно для того, чтобы пресечь спекуляцию, Энцо не раз резко увеличивал выпуск своих машин.

Миллиардеры и магнаты не могли купить "Феррари". По крайней мере - из первых рук. Энцо предпочитал своих старых знакомых, друзей, аристократов и суперзвезд: Марчелло Мастроянни, Моника Витти, пианист Микеланджели, дирижеры Тосканини и Кароян, шах Ирана, король Бельгии Леопольд III, принцесса Мария Габриэла Савойская, русский князь и гонщик Трубецкой, принц Нидерландов Бернард - такой пиар никогда и не снился ни одной фирме мира. Некоторые великие после покупки "Феррари" говорили, что считают столицей Италии не Рим, а Маранелло. Для спасителя своей фирмы (в 1956 году), хозяина ФИАТа Джованни Аньелли, Энцо заложил вообще невиданную для этого времени машину - эксклюзивный внешний вид, сиденье водителя - по центру, мощность 5-литрового мотора 360 л.с., разгон до сотни за 5,8 секунды, максимальная скорость 256 километров в час! Всего было сделано 37 не таких же, а подобных (!) машин.

Возвращаясь с вечеринки, Аньелли попал на этой машине в аварию, сломал обе ноги и в результате до конца жизни прихрамывал, опираясь на трость, но никогда не винил в этом машину, считая, что она спасла ему жизнь.

Кто выбрасывал "Феррари" на свалку

Автомобили "Феррари" очень редко перепродают. Старые, сломанные и даже битые "Феррари" без сожаления выбрасывал на свалку только один человек в мире - сам Феррари. Все остальные "Феррари" в мире стоят либо в гаражах, либо в коллекциях своих владельцев, а после их смерти - в музеях их имени.

За что же так ценились и ценятся "Феррари"? Почему Энцо Феррари при жизни стал поистине автобогом?

Говорят, что на протяжении всей своей девяностолетней жизни Энцо Феррари, оставаясь в одиночестве, иногда подходил к зеркалу и произносил негромко: "Кто ты, парень? Зачем ты пришел в этот мир?"

Есть такие редкие люди, которые и на пиках своей жизни, и в ее черные времена так ведут себя с окружающими, как будто снисходят до них. Таким был Феррари. Относясь к машине как к живому существу, как к части себя, жалея машину, Энцо Феррари не жалел тех, кто под его руководством машины создавал, он не прощал им ни малейшей ошибки. На его предприятиях поощрялось доносительство. Феррари был жесток и внимателен к людям одновременно. До конца своих дней он обладал феноменальной памятью и помнил не только всех своих работников по именам, но помнил и их родных, их дни рождения. У Феррари был абсолютный нюх на таланты и на то новое, что относилось (или могло относиться!) к автомобилю. Он не любил расчетливых гонщиков, предпочитал таких, которых называл "гарибальдийцами" - отчаянных. Вероятно, ни одна другая марка машин не унесла столько жизней пилотов, сколько их унесла "Феррари". Кстати, не только пилотов, но и зрителей. Когда из "конюшни" Феррари вынужден был уйти один знаменитый гонщик, он так объяснил причину ухода: "Я не готов отдать жизнь за Старика". Его называли Стариком, боссом, Драконом, создателем лучших спортивных автомобилей в мире. "Нет, их создали другие, - отвечал Феррари ,- лично я энтузиаст и вдохновитель".

В Маранелло к Феррари приезжали не только короли, принцы, принцессы, звезды искусства, Папа Римский, которого Энцо не принял, приезжал туда и президент Италии Пертини - его Феррари принял. Принял он и титулы - дворянский, рыцарский, который ему даровали, но никогда не разрешал окружающим их употреблять. Он любил, когда его называли просто "сеньор Инженьере".

Четыре в одном делает только гений

Сначала Феррари делал только гоночные машины и уже этим заработал себе мировую известность. Потом стал производить и спортивные автомобили, двухместные и с сиденьями 2 плюс 2 - на продажу. Гений Энцо Феррари состоял в том, что он в "Феррари" соединил четыре составляющих: красоту спортивного автомобиля; характеристики и адреналин "Формулы-1"; роскошь "Роллс-Ройса" и - недосягаемость этой машины не то, что для простого смертного миллионера, но даже и для избранных мира сего. Последователи и преследователи у него были - "Мазерати", позже - "Ламборгини", но они были бледнее его. Они могли создать и создавали машины удачнее чем "Феррари", но эти машины не были окружены тайной и особой избранностью "Феррари".

Был окружен тайной и сам Энцо Феррари. На гонки своих машин ездить не любил, смотрел их по телевизору и затем ждал звонков своих людей с трасс. До конца жизни писал только перьевой авторучкой и только фиолетовыми чернилами. Страшно боялся самолетов, на любые этажи поднимался пешком, потому что кабины лифтов приводили его в ужас. Самых высоких посетителей мариновал в приемной часами, не имея никаких срочных дел, а когда перед ними распахивались, наконец, тяжелые двери его кабинета, то люди входили туда обескураженные: почти темно, почти ничего не видно, кроме единственной слабой лампочки над портретом его рано умершего сына. Лишь через какое-то время они различали хозяина кабинета, сидящего в кресле за столом в темных очках!

Я слукавил - Энцо Феррари плакал не два раза в жизни, а четыре: еще плакал, когда умерли его сын и жена. Правда, очевидцы в этом не уверены, ведь великого Старика редко видели без темных очков. Даже на похоронах. Я же уверен - он плакал.

Дневная кукушка ночную перекуковала

Всю свою жизнь Энцо прожил с единственной женой, считая брак священным. И все, кроме нее, знали о второй его семье, где Энцо отдыхал и душой, и телом, потому что свекровь с невесткой были с железными характерами и не ладили никогда. Кстати, Лину, любовницу на всю жизнь, Энцо завел еще до рождения сына. Не отказывал себе Энцо и в мимолетных радостях. Законный сын Феррари - Дино был обречен с малых лет и об этом знали все, кроме него: мышечная дистрофия, рассеянный склероз. Он умер двадцати семи лет от роду. И только после смерти жены Энцо Феррари узаконил свою вторую семью, дал сыну Пьеро свою фамилию и сделал его наследником. Но в его способностях быть лидером, генератором идей отец сильно сомневался и был прав: Пьеро унаследовал кротость и безропотность матери, прожившей всю жизнь любовницей. Не потому ли Энцо в критическое для "Феррари" время, не видя преемника, продал 40 процентов своих акций ФИАТУ с условием перехода ему же своих 50 после смерти, и лишь 10 процентов оставил сыну и своим потомкам на безбедное существование?

И последнее - Феррари боялся только одного человека: своей матери. Боялся даже на самой вершине своей славы, которую она, к счастью, застала. Она не вырезала статьи о нем, как жена, не восторгалась чужими восторгами, а, поджимая губы, часто реагировала на них так:

- А все-таки мой старшенький был лучше.

Энцо Феррари умер в августе 1988 года, спустя шесть месяцев после торжеств в честь своего 90-летия. Кстати, на третий день после юбилея невестка родила ему внука, которого назвали, естественно, Энцо. Похороны были уже на другой после смерти день и оказались чрезвычайно скромными - улицы Модены были пустынны. Этой скромности нет объяснения до сих пор.

Тот, кто попадает в Модену, обязательно приходит на кладбище Сан-Катальдо. Там, над входом в белую мраморную усыпальницу, вырезано одно лишь слово - "ФЕРРАРИ". Они все здесь, рядышком. Такие разные при жизни. А под этим словом латинское: "Ad maiora ultra vitam" - "От земного к Великому".





Фото: Bernard Cahier / Getty Images

Кими Райкконен родился в 1979 году, в Финляндии. На данный момент, он является самым старшим гонщиком Формулы-1. Выступал за команды Alfa Romeo, Sauber, Ferrari, McLaren и Lotus. В Формулу-1 попал в 2001 году, не без помощи соотечественников и друзей. Показав себя как надёжного и сильного пилота, Кими был взят на место повесившего шлем на гвоздь Мики Хаккинена, в топ-команду McLaren из Британии. Однако в 2002 году команда страдала плохой надёжностью, и особо хорошо Кими себя показать не смог. В 2003 и 2005, всё ещё за рулём McLaren, Кими боролся за титул с Михаэлем Шумахером и Фернандо Алонсо, однако оба раза проиграл. В 2007 Кими перешёл в Феррари, и в пока что последний раз для команды и себя стал чемпионом!

4 место: Альберто Аскари (2 титула в Феррари)

Антонио, отец Альберто также как и сын гонялся в Королевском Автоспорте, однако тогда он назывался чемпионатом Европы, хотя и был похож на тогдашнюю Формулу-1. Аскари-младший принял участие в Формуле-1, однако первые два года её существования доминировала команда Alfa Romeo, у конкурентов же шансов побороться за победы практически не было. Однако, в 1952 году Alfa Romeo приняла решение уйти из чемпионата, а её гонщики расположились в других командах, некоторые пилоты на время ушли из Формулы-1. Нино Фарина, пилот Alfa Romeo перешёл к Аскари, но последний показал себя уверенней и доминировал в 52-м и 53-м, уверенно взяв 2 титула.

3 место: Ники Лауда (2 титула в Феррари)

Ники Лауда пробился в Формулу-1 в 1971, в 1974 он попал в Феррари, а в 1975 в одной команде с опытным швейцарцем Клеем Регаццони выиграл первый титул. В 1976 гонщик попал в серьёзную аварию, но к счастью выжил. Ники, однако, не сдался, и продолжил гоняться, однако из-за аварии он проиграл титул в 1976. В 1977, всё также в Феррари, он завоевал свой второй титул за эту команду. В 1984 он выиграл ещё чемпионский титул, но уже за рулём McLaren.

2 место: Хуан-Мануэль Фанхио (1 титул в Феррари)

Аргентинец Фанхио попал в Формулу-1 в 1950, в состав Alfa Romeo, но проиграл своему напарнику титул. В 1951 он отыгрался, и завоевал титул. В 1952 году он в Формуле не гонялся, в 1953 вернулся в Ф1. В 1956 он завоевал свой первый и последний титул за Феррари, а в 1957 году провёл последний в Ф1 сезон, также став чемпионом, уже в пятый раз.

1 место: Михаэль Шумахер (5 титулов в Феррари)

В 80-х Шумахер, Вендлингер и Френтцен были звёздами младших гонок, и первые двое довольно быстро добрались до Формулы-1. Шумахер смог дебютировать в 1991 году, в команде Jordan. Бывший гонщик этой команды был посажен в тюрьму за драку с таксистом, а в Формуле-1 его заменили на Шумахера. В 1992 году его взяли в Benneton, где он одержал первую победу в карьере! В 1992 году доминировала команда Williams, но Шумахер не только составил ей конкуренцию, но и опередил опытных пилотов McLaren: Айртона Сенну и Герхарда Бергера. В 1993 году Михаэль повторил успех: выиграл ещё одну гонку, но в зачёте оказался уже позади Сенны и пилотов Williams. В 1994 и 1995 Шумахер выиграл 2 титула в Benneton, а затем поборолся за чемпионство в 1999, однако из-за травмы проиграл, пропустив несколько гонок. В 2000-2004 Феррари (Шумахер перешёл туда ещё в 1996, т.к у Беннетона были проблемы) не было равных, и Шумахер завоевал 5 титулов в Феррари подряд, что пока ещё никто не повторил. Кстати, до Шумахера Феррари выиграли титул лишь в 1979!

Шумахеру также принадлежит рекорд по количеству побед в Формуле-1: 91 победа. Второе место занимает Льюис Хэмилтон, у него 83 победы в карьере.


Начало истории Ferrari:
Компания Ferrari была основана в 1947 году, однако ее история началась гораздо раньше…
В 1900 году десятилетний мальчишка Энцо попал с отцом на автогонки. Парня сразу захватили автомобили и это в корне изменило всю его жизнь. Спустя три года он впервые сел за руль и он сталь ещё больше мечтать о судьбе, связанной с автомобилями. Но после начала Первой Мировой Войны, все мечты парня, про участие в автогонках — довелось оставить. Молодому парню приходилось постоянно работать на заводе, дабы заработать себе на жизнь. Это, конечно, было нелегко, но зато были деньги. Стоит заметить, что вся семья Энцо никогда не нищенствовала.

Экономика страны в послевоенные годы была не в лучшем состоянии, по этому работу найти было нереально, но в 1918 году Энцо улыбнулась удача и он получил место в Costruzioni Meccaniche Nazionali. По тем временам это была давольно крупная автомобильная компания. А спустя год Феррари дебютировал в гонках Parma-Berceto. Особых достижений в этих автогонках Феррари не показал, но на трассе смотрелся достойно. Через два года пробыв в CMN, молодой Энцо сделал первый шаг, который мало кто понял. Он перешел в малоизвестную и молодую команду Alfa-Romeo. Феррари сразу понял, что машины, которые производит Alfa-Romeo намного усовершенствованные по сравнению с теми, на которых он выступал в Costruzioni Meccaniche Nazionali.


Правительство Италии в 20-е годы хорошо поддерживали материально местные автогонки. Причиной этого являлось желание открыть в Италии национальный автопром, а потому правительство щедро вкладывали деньги в компанию Fiat. Автопроизводители в свою очередь, вкладывали в работу большой труд, дабы выпускать как можно качественнее автомобили. И при победах в автогонках получать хорошую рекламу компании. Победы, конечно, были, но не так часто как ожидалось. Энцо Феррари не являлся высококлассным гонщиком. Обычный средний водитель, который получал победы изредка по везению и никак не лидировал в чемпионате. Да и сам Феррари особо не стремился ставать известным гонщиком.

Одним из важных событий в жизни Энцо стало знакомство с семей Баракки. Семья Баракки на то время была прославленная на всю страну. Их слава досталась им благодаря летчику Франческо. Бесстрашный герой сбил во время войны множество вражеских самолетов, и отважно погиб во время одного из боев. Ключевым моментом было то, что самолет Франческо Баракки изображал черный жеребец. После этой встрече, Энцо Феррари сотворит знаменитый на сегодняшний день, логотип Scuderia Ferrari — черный жеребец на фоне желтой краски.

Основание Ferrari:
Из-за кризиса 20-х годов Alfa-Romeo были вынуждены отказаться от участия в автогонках. Энцо надо было что-то предпринять, чтобы его карьера не рухнула. Решение было найдено довольно просто. В 1929 году свои двери, в городке Модена, открывает команда Scuderia Ferrari.

И так сотрудничая на протяжении нескольких лет, Энцо Феррари начинает понимать, что команде нужно независимость. И в конце 30-х годов начинается разлад между Энцо и компанией Alfa-Romeo. В итоге, независимость команде удалось получить, а вот производство авто так и не наладили из-за наступления Второй Мировой Войны. В период войны, завод Феррари перемещают из Модены в Маранелло, где ему приходится изготавливать военные заказы. Изготовление длилось до момента, пока армия союзников не взорвала завод.


По окончанию войны наконец-то Ferrari начинает свою историю. Компанией уже не покровительствует Alfa-Romeo, и имеется всеми известный Коменданте (директор). Такое прозвище получил Энцо Феррари от своей команды. Во многом потому, что много времени проводил на работе, очень редко смеялся и имел хорошую сдержанность

В 1946 году, от компании Ferrari выходит первый автомобиль, разработанный самим Энцо. Помимо этого он основал ещё и вторую фирму Auto Avia Construzione Ferrari, которая должна была производить спортивные автомобили для рынка продаж. И уже в 1947 году компания выпустила первый свой автомобиль с черным жеребцом. Продажи были ошеломляющие по двум причинам: первая причина это хорошее надежное качество, а вторая, люди знали уже о марке по участи в гонках.


С этого момента, заводы Ferrari начали производить спортивные автомобили, какие поражали всех своей мощностью и собирались вручную. Компания по сегодняшний день сохранила эти традиции и выпускает автомобили ценой от 100 до 500 тысяч долларов.

После смерти Энцо Феррари компания окажется в небольшом кризисе. Из-за того, что в гонках Формулы-1 начнет лидировать команда Benetton (после McLaren и Williams). Спустя немного времени, проблемы начнут появляться и у Fiat, в результате чего он обанкротится (затем ситуация нормализуется). Не обращая внимания на количество сбыта автомобилей в гонках, компания вернет свою лидирующую позицию, благодаря самому профессиональному в истории гонщику — Михаэлю Шумахеру.

Темные полосы в жизни Энцо:
Однако история появления Ferrari не такая уж и простая, как кажется на первый взгляд. Успех приходил вместе с трагедиями. Пилот, принесший команде Scuderia Ferrari два чемпионских титула, Альберто Аскари разбивается в 1955 году на тесте в городе Монце. За этой смертью последовала и смерть единого сына Энцо, Дино Феррари. Эта трагедия существенно повлияла на основателя Scuderia Ferrari.


Работая с публикой, он начал всё чаще появляться в черных очках. Дино, занимал в команде должность конструктора, и практически закончил свой новый проект автомобиля Ferrari-246. Эта модель выйдет с конвейера в 1958 году, и пилот Майкл Хоторн, испытавши её, станет победителем чемпионата мира. Победу он посвятил Дино Феррари. Следом за чемпионством настигнут новые трагедии. Гонщики Фил Коллинз и Луиджи Муссо разобьются именно на автомобилях Ferrari-246.

В средине 50-х готов Ferrari за один год выпускает 200 обычных автомобилей для продажи населению и 250 гоночных. Нужно заметить, что компания имела хорошую репутацию не только в Европе. Специальные заказы поставлялись и в США. Машины были класса GT.

Преобразование компании в акционерное общество произошло в 1960 году. К этому Энцо добавил, что Ferrari теперь является народной фирмой, и купить акции может любой желающий. Хорошее событие для компании произошло в 1969 году, тогда Джанни Аньели из компании Fiat купил 50% акций Ferrari.

Феррари являлась постоянным фаворитом каждого сезона гонок Фрмулы-1. Борьба их происходила с известными марками автомобилей, то с McLaren, то с Williams, то с Benetton. Но первые места всегда занимала Ferrari. Одна из самых знаменитых и титулованных команд. В 70-е года в команду вступает знаменитый гонщик Жиль Вильнев, он сразу начинает пожилому Энцо его сына. Энцо приложил все возможные силы, дабы Вильнев выиграл титул. Он бы возможно и выиграл бы, если не разбился б в 1982 году.

Ferrari. Что для вас заключено в этом слове? Может быть огонь любви, которым пылают сердца тифози, когда они видят гонщика за рулем автомобиля, на боку которого гарцует жеребец? Может быть вы думаете о самых быстрых и красивых машинах в мире? Может быть вы вспоминаете детство, как перед небольшим телевизором болели за Михаэля Шумахера?

Ferrari. Это Энцо Феррари, это Альберто Аскари, это Ники Лауда. Лука ди Монтедземоло и Жан Тодт, Ален Прост и Михаэль Шумахер — любое имя и любая фамилия буквально полыхают славой, когда речь заходит о тех людях, которые на протяжении десятилетий помогали строить красный колосс побед.

Эпоха Энцо Феррари: 1950 — 1988

Отметим, что хотя Ferrari как бренд получил широкую известность после Второй мировой войны, сам Энцо Феррари был известен до этого как гонщик, инженер, глава гоночной команды Alfa Romeo и производитель военного оборудования в годы войны. Эту страницу истории Энцо биографы не слишком любят упоминать, потому что итальянский функционер был вынужден производить вооружение для фашистского режима Муссолини.

Начиналась эпоха великого Альберто Аскари, в честь которого назван поворот на трассе Монца в настоящее время.

Во-первых, Энцо Феррари примет непосредственное участие в создании крупнейшего в Италии автоспортивного издания Autosprint, куда сам Энцо регулярно писал несколько лет.

Таким образом, Ferrari сначала захватила рынок дорожных машин и гоночные трассы, а затем и информационное поле. Итальянские журналисты в то время стали оказывать большое влияние на мировую автоспортивную прессу, в том числе потому что все больше гонок проходило в Италии, и лучшей командой на страницах СМИ неизменно оставалась Ferrari, формируя образ превосходства как в родной стране, так и во всем мире.

Австрийский чемпион выиграл два титула в составе красной команды — в 1975 и 1977 годах. Но 1976 год стал не только трагедией и аварией на трассе Нюрбургринг, где Ники получил множественные ожоги и чудом выжил.

Это был еще и огромный маркетинговый удар по конкурентам — представьте себе гонщика, который висит на волосок от смерти, затем возвращается и ведет борьбу в чемпионате, чтобы выиграть титул в следующем сезоне? Все газеты, все СМИ, весь информационный поток второй половины семидесятых годов XX века в автоспорте был направлен на Ники Лауду, а соответственно — на Ferrari. Скандалы или слезы побед, технические инновации или сокрушительные поражения — все говорили только об итальянской команде.

14 августа 1988 года Энцо Феррари уйдет из жизни в возрасте 90 лет в Маранелло. Он успеет увидеть запуск легендарной модели Ferrari F40 в 1987 году.

Ее помнят многие дети и подростки девяностых годов в России, картинка с этой моделью попадалась на вкладышах от жвачек и прочей продукции в киосках.

А уже в 2002 году будет выпущен первый автомобиль модельного ряда Enzo Ferrari, посвященный памяти ее основателя.

Но история Скудерии продолжалась.

Все чемпионские титулы команды Ferrari в F1 при Энцо Феррари: 1952, 1953, 1956, 1958, 1961, 1964, 1975, 1976, 1977, 1979, 1982, 1983.

Эпоха Луки ди Монтедземоло: 1991 — 2014

А с 1977 года Лука стал уже старшим менеджером FIAT, работая в сфере международных отношений компании. Поэтому нет ничего удивительного, что в 1991 году после нескольких лет безвластия именно Монтедземоло был назначен Президентом Ferrari с легкой руки легендарного Джованни Аньелли, главного акционера FIAT в то время, и, фактически, одного из самых влиятельных людей в истории Италии и автомобильной промышленности.

Безусловно, Лука является одним из лучших менеджеров… в истории? По крайней мере, точно в истории автоспорта! Именно он пригласил Жана Тодта (который привел Ferrari к самому успешному периоду в ее истории и в данный момент является президентом Международной автомобильной федерации FIA) в качестве руководителя команды Ferrari, разглядев во французе невероятный потенциал.

Именно Жан Тодт привел Михаэля Шумахера в 1996 году в Ferrari. Между ними сразу установилась прочная связь — в частности, Михаэль сказал, что если уходит Тодт, то он сразу покидает коллектив.

С 1999 по 2004 год Ferrari переписали абсолютно все гоночные рекорды, преумножили выпуск дорожных автомобилей, в несколько раз подняв и без того космическую стоимость компании.

И во главе всей этой сказки стоял именно Лука ди Монтедземоло, старавшийся быть незаметным, но контролирующий абсолютно все сферы деятельности итальянской команды. Но… любая сказка когда-нибудь заканчивается.

Что касается борьбы за власть в Ferrari…

Все чемпионские титулы команды Ferrari в F1 при Луке ди Монтедземоло: 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2007, 2008.

Настоящее время: 2015 — 2021

Серджио Маркионне принял решение выстраивать команду вокруг руководителя Маурицио Арривабене и лидера конюшни — Себастьяна Феттеля, который в 2015 году перешел из команды Red Bull в Ferrari.

За техническую часть стал отвечать Маттиа Бинотто, который с сезона 2019 является руководителем команды.

И в 2017 году коллектив был близок к тому, чтобы взять первый чемпионский титул в личном зачете за десять лет, однако ошибки немецкого пилота и не лучшая надежность машины не позволили отобрать лидерство у Льюиса Хэмилтона.

Возможно, команда смогла бы взять свое в 2018 году… Но неожиданная трагедия спутала все карты. 25 июля 2018 года Серджио Маркионне внезапно скончался от послеоперационных осложнений, оставив Ferrari на произвол судьбы. Председателем правления Ferrari стал достаточно молодой Джон Элканн, занимавший должность вице-председателя FIAT.

Джон родился от брака американского журналиста Алена Элканна и Маргариты Аньелли и является родным внуком как раз того самого Джованни Аньелли, который назначил в свое время Президентом Ferrari упомянутого Луку ди Монтедземоло. Поэтому несмотря на американские корни и непривычно англоязычные для руководителя Скудерии имя и фамилию, Джон болеет за Ferrari всей душой. В начале 2021 года он стал председателем и главным исполнительным директором новой компании-гиганта Stellantis, которая является результатом объединения FIAT Chrysler Automobiles и Groupe PSA, и включает в себя 14 брендов-гигантов: Abarth, Alfa Romeo, Chrysler, Citroën, Dodge, DS, Fiat, Jeep, Lancia, Maserati, Opel, Peugeot, Ram Trucks и Vauxhall. Фактически, на данный момент Джон Элканн является одним из самых влиятельных людей в автомобильной индустрии, совмещая столь почетное звание с постом главы Ferrari.

Коллектив надеется вернуть Скудерию на прежние вершины, но по самым оптимистичным прогнозам это вряд ли удастся сделать раньше 2024 года. Однако Джон Элканн по-прежнему верит в Маттиа, и как минимум сезон 2021 Бинотто проведет в кресле руководителя Ferrari. Мы все еще ждем новые титулы Скудерии со времен Луки ди Монтедземоло…

Почти каждый описанный факт в данной статье можно детализировать на десятки страниц. И взаимоотношения Энцо Феррари с Жилем Вильневым, и война Луки ди Монтедземоло с Серджио Маркионне, и путь Жана Тодта к посту Президента FIA с должности руководителя Ferrari, и это не считая многочисленных побед прославленных гонщиков и потрясающих, инновационных, близких к совершенству гоночных автомобилей.

Причем за руль руководство компании планирует посадить Шарля Леклера.

Славная история бренда продолжается — легенды не умрут никогда, а Ferrari и вовсе будет жить вечно.

Читайте также: