Газ самый первый автомобиль

Обновлено: 02.07.2024

Дух захватывает от того, насколько сложной является история ГАЗ. Здесь было всё: взлёты и падения, успех и поражение, мировое признание и национальные победы.

Завод ГАЗ

Как всё начиналось

Город, в котором был основан автомобильный завод, носил название Горький. Отсюда и пошла история названия величайшего автомобильного производства — Горьковского автомобильного завода. Сейчас этот город известен, как Нижний Новгород. Производство было запущено в 1932 году, не обошлось здесь без участия американских инженеров из компании Ford Motor Company. В начале марта 1929-го советское правительство утвердило решение о возведении автомобильного завода, в апреле того же года было выбрано место для будущей стройки, а в конце мая был заключён договор с американцами. Годом позже началось масштабное строительство, которое затянулось на 18 месяцев.

Первые автомобили ГАЗ

История создания знаменитых автомобилей началась в конце января 1932-го, когда общественность увидела грузовик ГАЗ-АА. В народе он назывался полуторкой. Прошёл всего месяц, и с конвейера сошла первая легковушка ГАЗ-А, которую отнесли к среднему классу.

ГАЗ-АА

Эти две модели советских автомобилей, которые были первопроходцами, создавались на основании чертежей, предоставленных американской компанией. Логично было подумать, что у советских и американских автомобилей должно присутствовать много общих черт. Но это совсем не так, разница была поразительная. Советские конструкторы усилили картер сцепления и изменили рулевой механизм. Разработки американцев умело дополнялись идеями советских конструкторов, которые смогли создать много моделей на основе своего первого автомобиля ГАЗ-АА.

Отказ от американских идей

Советские конструкторы не стали останавливаться на своих достижениях, открыв новый этап в истории бренда. А начался он с выпуска нового легкового автомобиля М-1. Мы помним, что ранее был заключён договор с американцами, согласно которому у автомобиля должен быть прототип с фордовским характером. В планы конструкторов это не входило, поэтому автомобиль был мало чем похож на своего американского друга. Отличия заключались в следующих элементах:

  • в двигателе увеличена мощность до 50 лошадей;
  • шасси состояла из рамы повышенной прочности и подвески с видоизменённой формой (не две поперечных рессоры, а четыре);
  • колёса со спицами были заменены на дисковые штампованные колёса с увеличенными шинами;
  • передняя часть кузова стала более укрупнённой;
  • рама удлинилась;
  • пропорции улучшились;
  • крылья капота и радиатор стали выразительными и интересными.

Такие изменения сделали автомобиль ГАЗ-М1 более выносливым и прочным.

ГАЗ-М1

Эра больших автомобилей

После выпуска легковых машин конструкторы концерна нацелились на создание автотранспорта другого назначения. Сначала был выпущен служебный автобус ГАЗ-03-30, который моментально заслужил популярность. После этого события завод получил генплан, на реализацию которого были направлены все силы. В результате плодотворной работы был создан ряд автомобилей:

  • грузовик с тремя осями ГАЗ-ААА;
  • самосвал ГАЗ-410;
  • санитарный автобус ГАЗ-55;
  • грузовик с газогенератором ГАЗ-42.

В это же время увидел свет первый в истории завода пикап, основанный на базе ГАЗ-4.

ГАЗ-55

Возвращение к американским коллегам

Окончание 30-х годов ознаменовалось возвращением к сотрудничеству с американской компанией Ford Motor Company. Совместными усилиями была создана новая легковая модель М-1. В этот раз новинка имела много схожих черт с экземплярами американской автомобильной промышленности. Конструкторы были не в восторге от полученного результата, поэтому начали усиленно работать над ГАЗ М-1, который получился полностью советским и совсем непохожим на американца. Отличия заключались в следующих моментах:

  • двигатель с четырьмя цилиндрами;
  • улучшенная подвеска;
  • дисковые колёса.

Такое творение в то время считалось идеальным легковым автомобилем, на который была возложена честь представлять страну на международной выставке в Париже. Эту модель много раз подвергали модернизации, в результате чего на свет появилось много достойных автомобилей.

Наступление военного режима

Великая Отечественная война не сломила дух предприятия. ГАЗ занялся выпуском военной техники, среди которой присутствовали:

  • вездеходы ГАЗ-64 и 67;
  • бронемашины БА-64;
  • танковая техника Т-60 и 70.

Война не прошла бесследно для Горьковского завода, авиация противника нанесла существенные разрушения в середине 1943 года. Ситуацию спас директор Лоскутов, под руководством которого пять десятков производственных объектов и 9 тысяч единиц оборудования были восстановлены всего за три месяца.

После военного режима у завода начался новый период, который принёс за собой ещё больший успех. Обновление модельного ряда и модернизация оборудования способствовали выведению завода в ряды мировых автопроизводителей.

ГАЗ-67

Мировой успех

Автомобиль

Автомобили высокого класса

  • система обогрева на задних сидениях;
  • радиосистема на три диапазона;
  • автоматически сбрасывающиеся поворотные указатели;
  • самый мощный на то время двигатель (95 лошадей);
  • высокие показатели скоростного режима.

Все представления о российском классическом автомобиле воплощались в ГАЗ-21. Преимуществ и достоинств была масса:

Смена флагмана и выпуск новых моделей

  • силовой V-образный агрегат с восемью цилиндрами на 195 лошадей;
  • трансмиссия с гидромеханическим характером;
  • карбюратор с четырьмя камерами;
  • гидроусиление на рулевом механизме;
  • автоматическое выдвижение антенны с радио;
  • кнопочное переключение передач.

ГАЗ-13Б

Новые технологии в советских автомобилях

В 1973 году выпуск новых моделей несколько затормозился, зато новые технологии стали воплощаться в автомобилях с удвоенной скоростью. Середина 80-х годов ознаменовалась появлением дизельного двигателя с воздушной системой охлаждения в автомобиле грузового типа. Годом позже, в 1985-м, началось массовое производство ГАЗ-3102 с двигателем, в котором топливо сжигалось по форкамерно-факельному способу. Не зря этот автомобиль выбирали для себя высокие чины советской власти.

Грузовые автомобили модифицировались особенно упорно. Для некоторых моделей, в число которых попали ГАЗ-52, 53А и 66, были разработаны новые двигатели. После изменений автомобиль ГАЗ-53А смог перевозить 4 тонны, стойко переносить тяжёлые условия эксплуатации и дольше служить своему владельцу. Не осталась в стороне и модель ГАЗ-66. Перевозка двухтонного груза и буксировка прицепа с такой же массой — это только малая часть возможностей, которые были заложены в автомобиль ГАЗ-66. Любое бездорожье для этого автомобиля не является проблемой. Водитель может менять давление внутри шин и управлять трансмиссией, которая состоит из восьми передач. При хорошем покрытии машина может преодолевать участки дороги с углом наклона до 37 градусов. На песчаной местности этот показатель снижается до 22 градусов. На этом достоинства модели не заканчиваются. Признание общественности было неоспоримым, и даже Знак качества был присвоен именно автомобилю ГАЗ-66.

Автомобильная корпорация ГАЗ настолько хорошо утвердилась на мировом рынке, что даже распад Советского Союза не пошатнул финансовое состояние завода, который быстро и без лишних проблем смог приспособиться к новым условиям.

И вновь работа с иностранцами

Руководство завода обратилось к истокам развития компании и вновь любезно открыло двери иностранным партнёрам. На этот раз не американским, а итальянским. Концерн Fiat начал совместную работу с российским ГАЗом в 1997 году. Но и американцы не остались в стороне, результатом их совместного сотрудничества стал седан с задним приводом ГАЗ-3111. Правда, на этот раз сотрудничество было заключено не с Ford, а с компанией Venture.

ГАЗ-3111

Так длилось до осени 2008 года, пока завод ГАЗ не столкнулся с кризисом, который на этот раз не обошёл стороной автомобильное предприятие. Даже несмотря на поддержку со стороны российского правительства, заводу пришлось снизить темпы выпуска своей продукции, сделать мягче ценовую политику и сократить штат сотрудников на 10 тыс. Все эти действия не помогли компании выбраться из кризиса, который стал для неё затяжным.

В мае 2009 года британский завод был продан концерну Weststar из Малайзии, о котором мало кто слышал. Затем последовало снижение стоимости Газели и ряда её модифицированных собратьев.

Череда неудач длилась до 2011 года, пока компания не заключила соглашение с концерном GM из Америки. После этого на заводе ГАЗ начали собирать новую серию автомобиля Chevrolet Aveo. В этом же году был подписан ещё один договор с Volkswagen Group Rus на 8 лет. Согласно его условиям на заводе ГАЗ должно за год собираться более 110 тыс. VW Jetta, Skoda Yeti и Octavia.

Газель Next

Интересные моменты в истории

История завода ГАЗ в той или иной мере известна многим, но некоторые интересные моменты остаются под завесой тайны:

  1. Покорение пустыни Каракумы не обошлось без участия автомобилей ГАЗ, которые были в числе первых.
  2. Известная Дорога жизни в Ленинграде, взятом в блокаду, прокладывалась автомобилями ГАЗ.
  3. На прохождение испытания холодом в якутский посёлок Оймякон были направлены машины именно этого производства.
  4. Обслуживание советской полярной экспедиции, которая базировалась в Антарктиде, лежало на грузовиках ГАЗ.
  5. Успешное преодоление болот между Горьким и Владивостоком — это заслуга автомобилей ГАЗ.

В истории эмблемы великого автомобильного завода не кроется никаких тайн и загадок. Во-первых, такой же олень красовался на древнем гербе Нижнего Новгорода. А во-вторых, завод находится в лесистом районе, на территории которого водятся крупные дикие животные, в том числе и олень. Добавим сюда ещё скорость, с которой способен передвигаться олень, его грациозность и благородный вид. Становится вполне очевидным, почему именно олень оказался на эмблеме автомобильного производителя. Другого значка и придумать было бы сложно.

Эмблема ГАЗ

Вот такая история связана с легендарными автомобилями, которые завоёвывали мировые награды, стали национальной гордостью и достоянием всего человечества, а не только русского народа.


В уходящем году исполнилось 80 лет ГАЗу. Горьковский автозавод в прошлом флагман советской индустрии, первенец первых пятилеток. Сейчас это последний независимый русский автопроизводитель.

Описывать всю историю легендарного автозавода занятие не имеющие смысла. На эту тему имеются километры статей, масса книг. Сама подробная - Автомобили ГАЗ 1932 - 1982 года господина Ивана Падерина. Сей талмуд будет любопытен всем любителям автомобильной истории, но и не только. Книга будет интересна и любителям истории СССР.

Я же хочу кратко остановится на некоторых моментах малоизвестных страницах истории ГАЗа, не пытаясь объять необъятное.

История завода началась в 1929 году после подписания соглашения о техническом сотрудничестве между ВСНХ СССР и Ford Motor Company. Собственно СССР от Ford были нужны технологии поточного производства автомобилей. Сам автомобиль большого значения не имел. Его советские специалисты могли скопировать не шибко напрягаясь. С технологиями было сложней. Купить технологию конвейерного производства было можно только у Ford. Близкими технологиями располагал GM, но корпорация была на подъеме и делится за дешево не желала. У Ford наоборот дела шли не важно. Новая модель Ford A бестселлером на рынке США не стала, спрос был сугубо замещающий. Владельцы Ford T меняли его на Ford A. Поэтому Генри Форд отчаянно нуждался в средствах. Был у старика Форда и более далекий расчет. Он считал, что Советская власть в России дольше сороковых годов не продержится. А после падения режима с новыми властями он как-то договорится и руки фирмы упадет готовый завод работающий по стандартам Ford.

Но СССР купил не только технологии Ford, но и идеологию фордизма. Эта идеология идеально встретилась в социалистическую модель экономики. И вроде - где Форд, а где социализм. Два мира, два Шапира. Но редкая смена моделей, минимальные потребительские качества, постоянная борьба с издержками, порой в ущерб качества - это все советский автопром унаследовал от идеологии Форда. Говорит о том, что плохо это или хорошо - глупо. Других вариантов у СССР начала тридцатых просто не было.


Завод вступил в строй 1 января 1932. Первыми собранными из американских запчастей были 1,5-тонные грузовики НАЗ-А. На тот момент Нижний Новгород еще не переименовали в Горький и завод называл Нижегородский автомобильный.


Главной цель нового завода было насыщение Красной армии автомобильной техникой. Поэтому приоритет отдавался выпуску грузовиков и шасси для броневиков. Легковые автомобили были делом сто двадцать пятым.


Но как это не удивительно, единственной новой модель, освоенной заводом перед войной, стала ГАЗ-М -1. По соглашению с Ford, фирма предоставляла советской стороне документацию на выпуск еще одной новой модели автомобиля, вместо ГАЗ-А. Таким образом была получена документация на Ford B. Но Эмка не стала просто копией американского образца. Советские конструкторы существенно переработали ходовую.



А это уже классическая Эмка.


Готовилась замена и Полуторке, но в силу разных обстоятельств серийное производство ГАЗ-11-51 развернуть до войны не удалось.


Большое внимание в предвоенный период конструкторы завода уделяли повышению вездеходных возможностей автомобилей. К концу тридцатых стало понятно, что ни полугусеничные, ни трехосные автомобили полноценными внедорожниками быть не могут. Нужны полноприводные автомобили. Развернувшиеся в этом направлении работы привели к появлению ГАЗ-64/67. Грузовым полноприводным автомобилям ГАЗ повезло меньше, до конвейера они так и не добрались, помешала война.


Во время Великой Отечественной завод выпускал легкие танки и грузовики, плюс вездеходы ГАЗ-64/67.


Дефицит полноприводной техники в Красной армии был закрыт поставками американских грузовиков. Но мириться с такой ситуацией было нельзя. Уже в 1943 году была начата разработка новых грузовиков ГАЗ-63 и его не полноприводного варианта ГАЗ-51. По конструкции новые грузовики очень напоминали американскую технику. Кабину для ГАЗ-51/63 вообще позаимствовали у Studebaker US6. Чем приглянулась военным эта кабина - неизвестно. Так же неизвестно почему ЗиС скопировал кабину с Интера. И зачем было огород городить, хотя можно было ограничиться одним типом кабины для обеих заводов.


Конец сороковых - пятидесятые это время подъема советского автопрома. Для ГАЗа это "Победа", ЗиМ, ГАЗ-69, ГАЗ-21 "Волга". Об этих авто написано и сказано не мало.


В этот период было разработано два любопытных семейства автомобилей, до серийного производства не дошедшие.


ГАЗ-56 должен был заметь легендарную Полуторку. Так как после снятия с производства ГАЗ-ММ в типажном ряду советских автомобилей образовалась брешь, отсутствовал грузовик грузоподъемностью 1,5 тонны, то на ГАЗе было решено разработать преемника Полуторки. В силу разных экономических причин в серию ГАЗ-56 не пошел. Не помогла и унификация с будущим ГАЗ-52 по кабине.


В какой-то степени это объяснялось возросшими объемами перевозок. Количество грузовиков росло, количество водителей тоже. Логичным решением было повышение грузоподъемности автомобилей, чтобы один грузовик и один водитель перевозили как можно больше груза. Другим решением проблемы было увеличение тягачей с полуприцепами. На ГАЗе был разработан тягач на базе ГАЗ-51, работавший с полуприцепом массой в 6 тонн.


Массовым явлением тягач ГАЗ-51П не стал. Сказывался дефицит полуприцепов, наблюдавшийся в СССР до восьмидесятых. И не то чтобы в Союзе не было заводов, выпускавших такую технику. Но эти заводы были заняты выпуском немного другой продукции, которую периодически можно было увидеть на парадах.

Судьба ГАЗ-62 схожа с историей ГАЗ-56. Так же почти готовый к производству автомобиль остался лишь на фото. ГАЗ-62 задумывался как промежуточное звено между ГАЗ-69 и ГАЗ-63. Автомобиль был унифицирован по некоторым узлам и компонентам с этими автомобилями.



Но нет худа без добра, опыт разработки бескапотного ГАЗ-62 пригодился при создании ГАЗ-66. Шишига болжна была заменить ГАЗ-63, который разочаровал военных в плане проходимости.


ГАЗ-66 оказался редкостным долгожителем и продержался на конвейере с 1964 по 1999 год. Своего рода рекорд. Причем в 99 году Шишига не исчезла совсем. Она послужила донором по многим деталям нового полноприводного грузовика Садко.


В начале шестидесятых в СССР началась настоящая гонка по повышению грузоподъемности коммерческих автомобилей. Одно из последствий этого движения - разработка трехосной версии ГАЗ-66 - ГАЗ-34.


Автомобиль получился удачный, но по грузоподъемности в плотную подбирался к продукции ЗиЛа, а конкуренции между советскими заводами не должно было быть. Поэтому проект положили под сукно.

Но и гражданские грузовики ГАЗа упрямо стремились конкурировать по грузоподъемности с ЗиЛами. Если ГАЗ-51 имел грузоподъемность в 2,5 тонны, то пошедший в серийное производство в 1961 году ГАЗ-53 имел уже грузоподъемность в 3 тонны, тем самым догнав ЗиЛ-130.



Последней модификацией 53 стал ГАЗ-3307 и производные от него. При всей древности конструкции этот грузовик выпускался до последнего времени, и пользовался ограниченным спросом по причине крайней дешевизны.

Пока грузовые автомобили ГАЗа наращивали грузоподъемность, легковые становились все шикарней. ЗиМ сменила ГАЗ-13 Чайка, 21-я Волга была заменена 24-й. В семидесятые на ГАЗе была предпринята попытка создать промежуточный автомобиль между Чайкой и Волгой. От Волги будущему авто должен был достаться корпус, а от Чайки восьмицилиндровый двигатель. Прототипы выглядели так.



До серийного производства автомобиль добрался в сильно усечённом варианте. Без восьмицилиндрового двигателя и с измененным внешним видом. Но и в таком виде ГАЗ-3102 был очень любим директорами заводов.

Крайним легковым автомобилем ГАЗа, выпускавшимся серийно, стал ГАЗ-3111. Дальше мелкосерийного производства автомобиль не пошел. И тут конечно сугубо маркетинговые проблемы. В сознании покупателя Волга - премиум-бренд, а покупать такой автомобиль в автосалоне с грузовиками как-то странно. Создовать же специальную сеть салонов только под одну модель не выгодно.




Главной же палочкой-выручалочкой завода стала Газель. Без этого грузовика ГАЗ давно бы загнулся.


Недостатки этого аппарата всем хорошо известны. Скажу только одно в защиту Газели - она кормит. Многие начинали свое дело с этого грузовичка. А на подходе новое семейство этого автомобиля - Газель Некст. Есть надежда, что недостатков станет меньше.


У крупнейшего предприятия российского автомобилестроения – Горьковского автозавода – юбилей. Вот уже 90 лет он поставляет стране легендарные ГАЗы. Именно с этими машинами связан индустриальный подъем страны в XX веке, развитие аграрного комплекса, организация пассажирских перевозок.

Сердце любого автозавода – это главный конвейер. Как и 90 лет назад, в цеху завода в Нижнем Новгороде, а тогда в Горьком, собирают грузовики, и что важно – по-прежнему полуторатонные.

"ГАЗель" – внучка легендарной модели ГАЗ-АА или, как ее называли в народе, "полуторки". С нее началась история Горьковского автозавода. Крупнейшее предприятие Нижнего Новгорода построили на берегу Оки всего за 18 месяцев.

Автомобильный завод запустили 1 января. Сейчас это покажется немыслимым – ведь праздники, выходные. Все дело в том, что тогда, в 1932 году, это был обычный рабочий день. Шла первая советская пятилетка, открытие нового для страны предприятия решили приурочить к Новому году.

Через одиннадцать лет после открытия Горьковский автозавод (ГАЗ) пришлось отстраивать практически заново. Нижний Новгород (Горький) подвергся крупнейшей бомбардировке советского тыла за всю историю Великой Отечественной войны. Ценой неимоверных усилий ГАЗ восстановили. всего за 100 дней.

"За восстановление завода в кратчайший срок мы получили орден, причем, Красного знамени. Это боевая награда, которая обычно вручалась воинским частям. Получили мы ее в 1944 году, а вообще за время войны заводу дали три ордена – орден Ленина, Красного знамени и Отечественной войны 1 степени", – поясняет директор музея ОАО "ГАЗ" Наталья Колесникова.

Сразу же после войны, летом 1945 года, Горьковский завод представил революционный для того времени автомобиль ГАЗ-М20 или "Победа", а еще через 10 лет с конвейера сошла первая "Волга" (ГАЗ-21).

Звук ее мотора не спутаешь ни с одним другим. Так звучит только 21-я "Волга" – мечта всех советских водителей. Она по-прежнему весьма популярна, но теперь уже среди любителей ретро-автомобилей.

"С детства – любовь к классическим машинам. ГАЗовские машины – самые, наверное, приятные по душе и большие по размеру, в сравнении с другими советскими моделями. Мы не берем правительственные ЗИЛы и "Чайки", потому что это очень дорого, а из доступных автомобилей "Волга" – самая лучшая", – рассказывает руководитель клуба Gorky Retro Garage Дмитрий Ануфриев.

Горьковский автозавод выпускал "Волги" без малого 55 лет. Каждая новая модель вызывала невероятный ажиотаж.

"Садись, садись!" – призывал Новосельцева оценить свою новую ГАЗ-24 Самохвалов-Басилавшвили в рязановском фильме "Служебный роман".

"Ты знаешь, это малогабаритная квартира!" – восхищался Новосельцев в исполнении Андрея Мягкова.

"Волга", несмотря на все свои достоинства, осталась все-таки советским автомобилем. В 2010 году ГАЗ полностью свернул производство легковушек и сосредоточился на выпуске небольших грузовиков семейства "ГАЗель". По сути, вернулся к истокам, к тем самым "полуторкам".

"В годы перестройки, в 1990-е годы, появившаяся "ГАЗель" дала толчок развития малому и среднему бизнесу. А нынешние годы – это "Газель NN", которую мы запустили в этом году. Это переход уже от аналоговой системы управления автомобилем к цифровой, который дает нам запас прочности, – признается управляющий директора автозавода ГАЗ Андрей Софонов. – И мы уже таким образом смотрим в будущее с этим автомобилем".

Свое 90-летие юбиляр встречает значительно помолодевшим – ГАЗ прошел полную модернизацию, во многих цехах сейчас работают роботы. Но вместе с тем удалось сохранить свое главное достояние – кадры и характер. Именно они помогли автозаводу пережить войну, кризисы и даже санкции.

Главная проходная Горьковского автозавода

Автомобилестроение бурно развивалось в начале XX века в Америке и Европе. Накануне первой пятилетки СССР отставал в развитии этой отрасли от западных стран. В 1929 году Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) Советского Союза принял решение построить мощный автомобильный завод с выпуском 100 тысяч машин в год. Однако из-за нехватки специалистов создать собственными силами такое предприятие было сложно, поэтому за помощью обратились к западным компаниям. Для этого в США была направлена специальная комиссия, которую возглавил заместитель председателя ВСНХ Валерий Межлаук — инженер-механик, свободно владевший английским языком.


Сразу после подписания договора начались работы по созданию автогиганта в Нижнем Новгороде. Первомайский праздник 1930 года строители отметили торжественным собранием и демонстрацией на площадке Автостроя. В это время там работали тысячи молодых людей. Строители выдвинули призыв: построить автозавод за 15 месяцев.

Строительство Горьковского автозавода.

Не соберу концов
Своих мыслей
и впечатлений,
Чего натворил
наш пролетарский
Гений!
Не строительство,
а творческий шквал!
Сказка из железа и бетона!

В командировку — на танке

ГАЗ-АА.

Большой победой конструкторов автозавода стало освоение 6-цилиндрового двигателя ГАЗ-11, который в 30-х годах не уступал последним достижениям американской автомобильной техники. Еще до войны начали выпускать модернизированный седан ГАЗ-11-73 с новым двигателем.

Танк Т-60

На автозаводе был спроектирован и новый легкий танк Т-70 с усиленным бронированием и вооружением, который пошел в серию с апреля 1942 года. Впоследствии Т-70 стал вторым по численности танком Красной Армии.

В годы войны среди заводчан активно развивалось движение ударников производства. Они трудились на нескольких станках, перевыполняя установленные нормы в два-три раза. В цехах работали подростки и женщины, которые заменили мужчин, ушедших на фронт. Завод пережил серию бомбовых авиаударов немецкой армии. За быстрое восстановление цехов и корпусов предприятие получило орден Красного Знамени.

Читайте также: