График работы водителей при суммированном учете рабочего времени образец

Обновлено: 05.07.2024

Дружелюбный, простой и функциональный онлайн-сервис для малого предприятия. Понятно директору, удобно бухгалтеру!

Рабочее время — это период, в течение которого работник должен заниматься трудовыми обязанностями, следуя правилам внутреннего распорядка и условиям трудового договора (ст. 91 ТК РФ). А работодатель обязан фиксировать время, которое отработано сотрудником фактически. Часто организации нужно установить для сотрудников специальный график и привязать к нему оплату труда, для этого применяется суммированный учет рабочего времени.

Виды учета рабочего времени

Рабочее время можно учитывать разными способами, в зависимости от специфики работы. Главная цель разных способов учета рабочего времени — обеспечить нормальную продолжительность рабочей недели (месяца, года). Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ). Для этого рабочее время учитывают: поденно, понедельно или суммированно.

При поденном учете считается, что продолжительность ежедневной смены одинаковая. Самый частый вариант: 8 часов работы в день для 40-часовой рабочей недели. Тогда работа сверх этой нормы признается сверхурочной в любом случае, даже если работник таким образом пытается компенсировать недоработку предыдущего дня.

При понедельном учете важно соблюдать продолжительность рабочего времени в течение недели. Обычный вариант — 40-часовая рабочая неделя, для некоторых категорий сотрудников устанавливается более короткая рабочая неделя. В разные дни недели сотрудник может отрабатывать разное количество часов, но в сумме недельная норма должна соблюдаться. Понедельный учет подходит для гибкого графика или сменного режима.


Суммированный учет вводится при производственной необходимости:

  • если работы организованы вахтовым методом;
  • при гибком графике;
  • при многосменном режиме;
  • при круглосуточной работе.

Суммированный учет можно ввести по всей организации или для некоторых сотрудников, а также при выполнении некоторых видов работ. Правила введения суммированного учета прописаны в ст. 104 ТК РФ.

Особенности суммированного учета рабочего времени

Если на предприятии вводится суммированный учет рабочего времени, то для этого вводится специальный рабочий график. Прежде всего устанавливается период, внутри которого будет учитываться рабочее время. Чаще всего этот учетный период связан с производственным циклом предприятия и может быть любым: неделя, месяц, квартал или полугодие, но не больше года. А для сотрудников предприятий с опасными или вредными условиями труда учетный период не должен превышать три месяца.

Также нужно установить норму рабочих часов за учетный период. Она не должна превышать нормальное число рабочих часов. Следует ориентироваться на норму 40 рабочих часов в неделю (или меньше, для некоторых категорий сотрудников), согласно ст. 91, 92 и 94 ТК РФ. В течение учетного периода все переработки должны быть компенсированы за счет недоработок.

При подсчете рабочего времени учитываются только те дни, которые сотрудник фактически отработал. Исключаются периоды любых отпусков, больничных, дни медобследования или донорские дни и т.д.

Пример расчета рабочих часов при суммированном учете

В организации принят суммированный учет рабочего времени. Учетный период — квартал. Часть сотрудников работает посменно, а часть — при обычной 5-дневной неделе продолжительностью 40 часов с двумя выходными. Для них число рабочих дней по месяцам распределяется таким образом: в апреле 2021 — 22 дня, в мае — 19 дней, в июне — 21. Итого 62 рабочих дня, из них два предпраздничных дня сокращены на один час — это 30 апреля и 11 июня. Во втором квартале норма рабочего времени будет составлять:
62 × 8 – 2 часа = 494 часов при 40-часовой рабочей неделе.


Оплата труда при суммированном учете

При суммированном учете организация оплачивает работу так, как считает для себя целесообразным. Можно установить часовые тарифные ставки или ввести должностные оклады. Размеры выплат прописываются в коллективном договоре или Положении об оплате труда. Оклад прикрепляется к той норме времени, которую сотрудник должен отработать в учетный период. В таком случае переработки будут означать рост зарплаты.

Когда человек отработал по графику за месяц все свои дни, он получает свой оклад и недоработки не возникает. По окончании учетного периода смотрите только переработку — ее оплачивайте в повышенном размере.

Фиксированная тарифная ставка очень удобна при суммированном учете. Начисление зарплаты в таком случае делается по простой формуле: Отработанные часы × Тарифная ставка.

Пример применения фиксированной ставки

В компании введен суммированный учет рабочего времени, учетный период — месяц. Сотрудник работает по часовой тарифной ставке 200 рублей. Он работает на сменном графике по 14 часов 2 дня через 2. За месяц он отработал 14 рабочих смен, итого 196 часов. Заработная плата за месяц составит 196 × 200 = 39 200 рублей.

Командировки при суммированном учете

Если сотрудник был в командировке в течение отчетного периода, нужно уменьшить его норму рабочего времени.

По стандартным правилам норму уменьшают при отсутствии сотрудника на работе, например во время болезни или отпуска. Однако в период командировки сотрудник все же выполняет свои обязанности, хоть и находится не в месте постоянной работы. По мнению Минтруда норму уменьшать все-таки надо, так как фактически сотрудник отсутствует на рабочем месте.

Вместе с тем время командировки не нужно учитывать при подсчете фактически отработанного времени для сравнения его с нормой. Это объясняется тем, что в периоде командировки за сотрудником сохраняется средний заработок, но не выплачивается зарплата.

Ведите учет рабочего времени в Контур.Бухгалтерии. А еще начисляйте зарплату, считайте налоги и ведите бухучет, сдавайте отчетность через интернет.

Суммированный учет при сверхурочной работе

Переработку считайте по итогам установленного учетного периода. Может получиться так, что в предпраздничный день сотрудник отработал на час больше остальных, а по итогам всего учетного периода его отработанные часы вписались в норму. В таком случае сверхурочных не будет. Это главная особенность суммированного учета.

Первые два часа переработки должны оплачиваться не менее чем в полуторном размере, а дальнейшие часы переработки — не менее чем в двойном (ст. 152 ТК РФ). Это гарантии ТК РФ, но организация может предлагать и большее вознаграждение за сверхурочную работу. Вместо выплат сотруднику можно предложить отдых на то количество часов или дней, которые он переработал.

В трудовом кодексе четко не указано, как рассчитывать сверхурочные при переработке. Если переработка составила, например, 10 часов в месяц, рекомендуем оплатить первые два часа по коэффициенту 1,5, а остальные 8 — по коэффициенту 2. Некоторые работодатели предпочитают разбивать часы переработки по сменам и использовать ставку 1,5 для большего количества часов. Суды с этим, как правило, не соглашаются.

Если рабочий день совпадает с праздничным, и это происходит в соответствии с установленным графиком рабочего времени, то этот день оплачивается обычным образом. Если же работа в праздник не входила в норму рабочего времени по графику и является переработкой, то оплата за этот день должна быть минимум вдвое больше, чем в простой день (ст. 153 ТК РФ). По желанию работника вместо денежной компенсации он может взять другой день отдыха.

Существуют ограничения по сверхурочной работе: например, нельзя превышать 4 часа переработки в двух рабочих днях подряд, а годовой предел переработки составляет 120 часов (ст. 99 ТК РФ).

Пример оплаты сверхурочной работы

На предприятии установлен суммированный учет рабочего времени и фиксированная ставка оплаты труда 200 рублей в час. Сотрудник в течение мая 2021 года отработал 160 часов, из них сверхурочно — 8 часов. Предприятие следует ТК РФ и первые два часа переработки оплачивает в полуторном размере, а последующие часы — в двойном. По фиксированной ставке рассчитаем оплату за отработанные по нормативу часы:

(160 – 8) × 200 = 30 400 рублей

Первые два часа переработки: 2 × 200 × 1,5 = 600 рублей.

Последующие часы переработки: (8 – 2) × 200 × 2 = 2 400 рублей.

Итого сотрудник получит оплату: 30 400 + 600 + 2 400= 33 400 рублей.

Оформление суммарного учета на производстве

Организация должна разработать и утвердить график работы сотрудников, для которых введен суммированный учет. График утверждается приказом руководителя, сотрудники знакомятся с графиком по правилам внутреннего распорядка.

Нужно понимать, что если график не установлен, то по закону сотрудник должен работать согласно общему рабочему режиму, который принят в организации. И тогда часы, которые он отработал сверх предусмотренной общей нормы, считаются переработкой, которая должна оплачиваться в соответствии с Трудовым кодексом.

Учитывайте рабочее время в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия: он подходит для всех видов учета рабочего времени. В Контур.Бухгалтерии легко начислять зарплату, вести бухучет, платить налоги и отправлять отчетность.

Рабочее время — это период, в течение которого работник должен заниматься трудовыми обязанностями, следуя правилам внутреннего распорядка и условиям трудового договора (ст. 91 ТК РФ). А работодатель обязан фиксировать время, которое отработано сотрудником фактически. Часто организации нужно установить для сотрудников специальный график и привязать к нему оплату труда, для этого применяется суммированный учет рабочего времени.

Подборка наиболее важных документов по запросу График работы водителей при суммированном учете рабочего времени (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: График работы водителей при суммированном учете рабочего времени

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Перевозки и автотранспорт"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Семенихин В.В.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2019) Графики работы должны составляться работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени. Доводить графики работы до сведения водителей следует не позднее чем за один месяц до их введения в действие. Графиком работы должно быть установлено время начала и окончания ежедневной работы, ее продолжительность, время перерывов на отдых и питание, время междусменного и еженедельного отдыха (пункт 4 Положения N 15).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Готовое решение: Как составить график работы при суммированном учете рабочего времени
(КонсультантПлюс, 2021) 4. Когда нужно учитывать мнение представительного органа работников при составлении графика работы при суммированном учете рабочего времени

Нормативные акты: График работы водителей при суммированном учете рабочего времени

Область применения нового приказа Минтранса

Как и ранее действовавший документ, новый приказ утверждён для реализации положений ст. 329 ТК РФ, согласно которой режим рабочего времени водителей определяет соответствующее федеральное ведомство.

Действие новых особенностей организации труда и отдыха от Минтранса распространяется на всех водителей, работающих по трудовому договору в организациях или ИП. При этом сделано уточнение: ИП, самостоятельно управляющие своими машинами, так же обязаны соблюдать требования нового приказа Минтранса с 2021 года.

Управление автомобилем в обязательном порядке должно быть включено в должностные обязанности сотрудников, которые подпадают под приказ Минтранса.

По-прежнему действие положений Приказа не применяют:

  • к водителям на междугородних рейсах;
  • к сотрудникам. управляющим аварийно-спасательными и пожарными машинами;
  • к водителям автомобилей, оказывающих медпомощь при чрезвычайных ситуациях.

С 2021 года действие приказа Минтранса не распространяется на следующие категории транспортных работников:

  • водителей легковых служебных автомобилей госструктур;
  • водителей, занятых перевозками внутри территории компании и не выезжающих на дороги общего пользования;
  • водителей легковых автомобилей ведомственной охраны;
  • армейских водителей;
  • водителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

В результате, сфера применения приказа Минтранса конкретизирована: в него помимо работников компании добавлены индивидуальные предприниматели, самостоятельно занимающиеся перевозками. Вместе с тем, выведены из области применения приказа водители, трудящиеся на территории компании, а также занятые в различных госорганах.

Регулирование продолжительности рабочего дня водителей с 2021 года

При сохранении положения об установлении нормальной продолжительности еженедельного рабочего времени, равной 40 часам, в новом приказе Минтранса нет положений, предписывающих работать строго по 8 или 7 часов в неделю. То есть, количество рабочих дней в неделю и их продолжительность могут меняться – при условии, если соблюдена указанная еженедельная норма времени.

Сохранена возможность введения суммированного учета рабочего времени. При этом учетный период по-прежнему должен составлять не более 1 месяца, а в отдельных случаях, когда сделать это не представляется возможным, – не более 3-х месяцев.

В новом приказе Минтранса с 2021 года исключена возможность установления учетного периода в 6 месяцев для перевозок пассажиров в курортной местности и при сезонных перевозках.

По сути, неизменной осталась разрешенная длительность рабочего дня для суммированного учета:

  • до 10 часов – в обычных условиях;
  • до 12 часов – на городских и пригородных автобусных маршрутах;
  • до 12 часов – для водителей системы здравоохранения, телефонных, телеграфных служб, учреждений связи, при перевозке руководителей организаций, телевизионных служб и инкассаторских автомобилей, такси, а также вахтовых бригад.

Также сохранена возможность увеличения максимальной длительности рабочего дня на 2 часа – то есть до 12 часов. При условии:

  • необходимости завершения перевозки;
  • следования к месту стоянки.

Рабочее время водителя и порядок разделения его на части с 2021 года

Рабочий день водителя в новом приказе Минтранса с 2021 года так же включает в себя периоды непосредственного вождения и время специальных перерывов для отдыха водителя. Однако есть и некоторые отличия.

С 2021 года расширен перечень видов деятельности, не относящихся к непосредственному управлению автомобилем, но включаемых в рабочее время. Так, отдельно введена категория рабочего времени, не связанного с управлением, которая включает:

  • подготовительно-заключительное время;
  • периоды прохождения медосмотров;
  • простои не по вине работника;
  • время ремонта автомобиля;
  • иные периоды, предусмотренные законодательством, трудовым и коллективным договором.

Таким образом, с 2021 года рабочий день водителя включает открытый перечень видов занятости, не связанных с вождением. Он определяется достигнутыми нанимателем и работником договоренностями. Кроме того, сняты ограничения на зачет в рабочее время периодов:

  • охраны груза;
  • присутствия на рабочем месте в качестве второго водителя.

С 2021 года допустимо разделение рабочей смены водителя на части с его согласия. В 2020 году и ранее это было возможно только для водителей служебных автомобилей федеральных служащих, а также занятых управлением автобусами на городских и пригородных маршрутах.

В результате список сотрудников, занятых вождением транспортного средства, для которых можно применять подобный метод организации труда, с 2021 года расширен.

Кроме того, с 2021 года появилось четкое разграничение максимальной длительности перерыва, устанавливаемого между частями смены:

  • для водителей, трудящихся на пассажирских перевозках – не более 3-х часов;
  • для прочих водителей – не более 5 часов.

Указанные временные разрывы между частями трудового дня в рабочее время не включают. Они должны быть предоставлены не позднее чем через 5 часов после начала смены.

В новом приказе Минтранса с 2021 года исключена норма о сверхурочной работе. Таким образом, к водителям будут применять общие правила привлечения к ней, закрепленные в ТК РФ.

Ненормированное время водителей и длительность управления автомобилем с 2021 года

По-прежнему действует ограничение, позволяющее применять ненормированный рабочий день только:

  • к водителям легкового транспорта (кроме такси);
  • водителям, участвующим в геолого-разведочных и топографо-изыскательских работах.

Для водителей иных транспортных средств этот режим недоступен. Сам вопрос регулирования продолжительности управления автомобилем с 2021 года дополнен. Вот сравнение:

НОВЫЙ ПРИКАЗ МИНТРАНСА С 2021 ГОДА

Регулирование времени отдыха водителей с 2021 года

С 2021 года еженедельный отдых водителя не может быть менее 45 часов. Он увеличен в сравнении с прежним документом Минтранса на 3 часа.

Вместе с тем, работодатель может сокращать время еженедельного отдыха до 24-х часов – 1 раз в течение 2-х идущих подряд недель. Но впоследствии он обязан компенсировать этот отдых. В течение 3-х недель после недели с увеличенным временем работы ему нужно присоединить 24 часа к еженедельному отдыху либо 3 раза по 9 часов к ежедневному отдыху.

Ежедневный отдых должен быть не менее двойной длительности смены (рабочего дня). Для суммированного учета отдых с 2021 года разрешено сокращать до 11 часов (до 12 часов в 2020 г. и до 11 – только при междугородних перевозках).

С 2021 года есть новые правила сокращения еженедельного отдыха, которых ранее не было:

  • возможно сокращение отдыха до 9 часов, но не более 3-х раз в промежутке между двумя периодами еженедельного отдыха (т. е., как правило, не более 3-х раз в неделю);
  • допустимо разделение ежедневного отдыха на части, первая часть которого составит не менее 3-х часов, а последняя – не менее 9 часов.

Перерыв для отдыха и питания по-прежнему предоставляют в середине рабочего дня. Он может длиться от 30 минут до 2-х часов. Увеличен до 4 часов 30 минут в смену период, по окончании которого водителю нужно предоставлять специальный отдых длительностью 45 минут. При этом этот отдых может быть разбит на части, первая из которых должна быть не менее 15 минут, а вторая – не более 30 минут. Этот перерыв предоставляют, если он не совпадает с другими периодами ежесменного отдыха.

Что делать компаниям в связи с изменениями с 2021 года

Прежде всего, нужно проанализировать действующие в организации режимы работы и графики, скорректировать время еженедельного и ежедневного отдыха водителей. При необходимости – подготовить новые графики на 2021 год. Быть готовыми внести необходимые изменения в части времени работы и отдыха в правила внутреннего трудового распорядка.

Суммированный учет вводится, когда невозможно соблюсти нормальную или сокращенную продолжительность ежедневной (еженедельной) работы, как того требуют статьи 91 и 92 ТК РФ. Рабочее время при этом учитывается за определенный временной промежуток – учетный период. Важно, чтобы продолжительность работы за этот период времени не превышала норму, установленную в производственном календаре.

Важно

Суммированный учет рабочего времени обязателен при вахтовом методе работы. В остальных случаях работодатель вводит его по своему усмотрению для всех работников организации, для группы работников или в индивидуальном порядке.

5 основных правил суммированного учета рабочего времени

Правило 1. Суммированный учет рабочего времени должен быть предусмотрен правилами внутреннего трудового распорядка.

Правило 2. Учетный период не может быть менее одного и более 12 месяцев. При этом для отдельных категорий работников учетный период строго определен законодательно, например:

для водителей – не более 3 месяцев (в отдельных случаях – не более 6 месяцев);

для работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда – не более 3 месяцев

Правило 3. Условие о суммированном учете рабочего времени должно быть отражено в трудовом договоре.

Правило 4. При суммированном учете рабочего времени работнику обязательно устанавливается график работы, причем разработке графика рекомендуется уделить пристальное внимание. Важно, чтобы не было совпадений с нормой рабочего времени по производственному календарю из-за ошибок в графике. Однако бывают случаи, когда работодатель не может составить график иным образом. В такой ситуации разницу между нормой времени по производственному календарю, установленную на учетный период и количеством часов по графику оплачивают по правилам части 1 статьи 155 ТК РФ. Иными словами, за неотработанное по вине работодателя время работнику платится средний заработок.

Правило 5. Если работник в учетном периоде не отработал норму рабочего времени из-за того, что находился в ежегодном оплачиваемом отпуске, в командировке, на больничном и в других случаях, предусмотренных законодательно, то норма рабочего времени уменьшается соответственно.

Если работать пришлось в выходной

В производственных процессах, где невозможна приостановка работы из-за технологических или организационных причин, выходные дни предоставляются в различные дни недели поочередно каждой группе работников. Соответствующие положения закрепляются правилах внутреннего трудового распорядка (ч.3 ст.111 ТК РФ). Так, если по графику предстоит работать в воскресенье, то для работника этот день не будет являться выходным. Соответственно, оплачиваться этот день будет как обычно, без дополнительных доплат.

Пример 1

Продавцу Ложкиной Анне установлен суммированный учет рабочего времени. Учетный период – 1 месяц. По графику 3 марта 2019 года (воскресенье) у Ложкиной рабочая смена. Она ее отработала с 08.00 до 20.00 часов. 5 марта (вторник) и 6 марта (среда) выходные дни. Значит, 3 и 4 марта оплачиваются в обычном порядке, без доплат за работу в выходной день, а 5 и 6 марта оплате не подлежат.

Работодатель может привлечь работника к работе в его выходной день по графику. В таком случае этот день является для работника выходным и оплачивается в двойном размере (ст.153 ТК РФ). Или, если работник согласен, то взамен потраченного выходного дня ему можно предоставить другой день отдыха, а день работы оплатить в одинарном размере.

Работа в праздничные дни

Vr К сведению

Нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются:

1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы;

7 января - Рождество Христово;

23 февраля - День защитника Отечества;

8 марта - Международный женский день;

1 мая - Праздник Весны и Труда;

9 мая - День Победы;

12 июня - День России;

4 ноября - День народного единства.

Если праздничный день по графику пришелся на рабочий, то оплатить его нужно в одинарном размере, доплата производится также в одинарном размере. Если же работник отработал в праздничный день сверх графика, то день оплачивается в двойном размере. Или, с согласия работника, в одинарном размере, но с учетом отработанного в праздничный день времени предоставляется другой день отдыха.

  • оклад;

  • 12 часов, которые отработаны 12 июня - в одинарном размере;

  • 17 часов (168 – 151) - сверхурочные часы: первые 2 часа оплачиваются в полуторном размере, последующие 15 часов - в двойном размере.

Сверхурочная работа

При суммированном учете рабочего времени сверхурочной считается работа, которая идет вне графика, превышает в учетном периоде норму, установленную производственным календарем. Сверхурочные часы возможно определить только по окончании учетного периода и только расчетным путем по формуле:

Сч = К ф.ч. – К н.р. – К н.ч, где

К ф.ч. – количество фактически отработанных часов;

К н.р. – количество часов, в которые работник не мог исполнять свои трудовые; обязанности, но за ним сохранялось место работы (отпуск, командировка, больничный);

К н.ч. – количество часов по норме.

Сверхурочные часы оплачиваются по нормам статьи 99 ТК РФ: первые два часа работы оплачиваются в полуторном размере, последующие часы – в двойном размере.

Пример 4

Рабочему Ужикову Андрею установлен суммированный учет рабочего времени. Учетный период – 1 месяц. В апреле 2019 года Ужиков отработал 192 часа. 6 рабочих часов он потратил на повышение квалификации (проходил обучение). Норма времени по производственному календарю на учетный период – 175 часов.

Сверхурочным будет считаться время:

192 – 6 – 175 = 11 часов

Обратите внимание, что в примере 4 речь идет о работе по сменному графику, поэтому нужно учитывать нормы статьи 103 ТК РФ. Там говорится, что составление графика с превышением нормы рабочего времени недопустимо. Однако на практике работодатель часто вынужден привлекать работника к работе сверх нормы, поэтому по окончании периода возникновение сверхурочных часов неизбежно.

Если учетный период один год, то работодателю нужно отслеживать, чтобы в течении года работник не отработал сверхурочно более 120 часов в год (ст.99 ТК РФ). Если же график работы составлен без превышения нормы по производственному календарю, и работник выполняет работу четко по графику, сверхурочных не будет.

Работа в ночное время

Никаких особенностей определения и расчета часов, отработанных в ночное время, при суммированном учете нет. Ночным считается время с 22.00 до 06.00 часов (ст.96 ТК РФ). Ночные часы оплачиваются по нормам статьи 154 ТК РФ:минимальная доплата за каждый час работы в ночное время составляет 20% тарифной ставки.

Vr Краткая памятка

График работы при суммированном учете формируется в пределах нормы, определенной производственным календарем.

Работника необходимо ознакомить с графиком работы.

Выходные дни, которые работнику определены по графику как рабочие, оплачиваются в обычном порядке.

Порядок оплаты праздничных дней зависит от того, является ли такой день рабочим по графику.

Сверхурочные часы определяются расчетным путем только по окончании учетного периода.

С января 2021 года режим труда и отдыха водителей автомобилей будет существенно изменен. Нововведения утверждены Приказом Минтранса России от 16.10.2020 № 424. Новые правила будут применяться до конца 2026 года. Особенности режима труда и отдыха водителей в 2021 году будут рассмотрены в нашем материале.

Какие изменения вступят в силу с января 2021 года

Нововведения затронут работающих по найму водителей автомобилей и ИП, самостоятельно управляющих автомобилем в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Изменения не затронут водителей автомобилей, занятых в таких сферах:

  • обслуживание органов государственной власти;
  • междугородние перевозки;
  • ведомственная охрана;
  • оперативно-розыскная деятельность.

Также исключением являются водители скорой помощи и пожарных автомобилей, водители-военнослужащие и др. Исчерпывающий перечень водителей, которых не затронут нововведения, приведен в п. 1 Приложения к Приказу Минтранса № 424.

В соответствии с новым Приказом Минтранса режим труда и отдыха водителей претерпел немало изменений, в частности:

  • Расширен перечень водителей, которым разрешено не соблюдать утвержденные требования. А вот водители, входящие в состав вахтовых бригад, теперь смогут работать только по общепринятым правилам. Для них необходимо составлять график работы и придерживаться установленного режима труда и отдыха водителей в 2021 году.
  • Отменены ограничения рабочего времени для 5-ти и 6-дневной рабочей недели (8 и 7 часов в день соответственно). В Приказе Минтранса о режиме труда и отдыха водителей указано только общее ограничение - продолжительность рабочей недели может составлять не более 40 часов.
  • Максимально допустимое время управления автомобилем - 9 часов в день. При необходимости водитель транспортного средства сможет увеличивать его до 10 часов, но это можно делать не более 2 раз в неделю. Еще на 2 часа можно увеличить время движения, чтобы завершить перевозку или доехать до места стоянки.
  • Отменен суммированный учет на период до 6 месяцев. Обновленный режим работы труда и отдыха водителя предусматривает, что теперь продолжительность периода для суммированного учета всегда будет составлять 1 месяц. Но если профсоюз даст одобрение, этот период может быть увеличен до 3 месяцев.
  • Теперь можно разделять смену на части, перерыв между которыми должен наступить не позднее чем через 5 часов после того, как водитель приступил к работе. Но это допускается только с согласия водителя и после получения одобрения профсоюзного органа. Время перерыва между частями рабочего дня не входит в рабочее время водителя.
  • Водители должны отдыхать не менее 45 часов в неделю (ранее было 42 часа).
  • Минимальная продолжительность ежедневного отдыха для водителей, по отношению к которым применяется суммированный учет рабочего времени, в 2021 году составит 11 часов вместо 12.

Применение тахографов

С 1 января 2021 года режим труда и отдыха водителя по тахографу будет полностью совпадать с режимом, который утвержден для остальных групп водителей. Нормы действующего сейчас Приказа Минтранса № 15 от 20.08.2004 и нормы ЕСТР (применяются для международных перевозок) существенно отличаются. Но после вступления в силу Приказа № 424 разночтения исчезнут.

Тахографы применяются для непрерывной регистрации данных о скорости и маршруте движения, продолжительности управления автомобилем и отдыха водителя. Требования к тахографам регламентируются Приказом Минтранса России от 28.10.2020 № 440, их необходимо учитывать при разработке графика работы.

Контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей

Проверка режима труда и отдыха водителей осуществляется сотрудниками ГИБДД, а также представителями Ространснадзора и Роструда. Они имеют право останавливать транспортные средства не только на постах, но и на дорогах. Для того, чтобы контроль режима труда и отдыха водителей был проведен в соответствии с законодательными нормами, проверяющие органы должны быть снабжены системами учета и контроля, которые позволят в автоматическом режиме проанализировать данные с тахографов.

Ответственность для нарушителей режима

Законодательством предусмотрена ответственность за нарушение режима труда и отдыха водителей. Отвечать придется и водителям, и их работодателям. Размер штрафа указан в ч. 3 ст. 11.23 КоАП РФ:

  • для водителей – 1,5-2 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – от 7-10 тыс. руб.;
  • для ИП – 15-25 тыс. руб.;
  • для юрлиц – 25-50 тыс. руб.

Кроме того, работодателям и ответственным должностным лицам будут грозить штрафные санкции в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение норм трудового законодательства. Нужно отметить, что штраф за режим труда и отдыха водителей организации и должностные лица будут уплачивать только в том случае, если они утвердили график работы с нарушением законодательных норм.

Режим труда и отдыха водителей автомобилей в 2021 году

Рассмотрим, какие режимы труда и отдыха водителей применяются на практике. Обычно используются такие варианты учета режима работы:

  • Ежедневный. Предусматривает 40-часовую рабочую неделю. Водитель может работать 5 или 6 дней в неделю.
  • Суммированный. Этот вариант удобно использовать если водители регулярно уезжают в многодневные рейсы, и из-за это применять ежедневный учет невозможно. Расчетным периодом по новым правилам является 1 месяц, но при согласовании с профсоюзом этот период можно увеличить до 3 месяцев. В разрезе 1 рабочего дня или 1 недели общепринятые нормы могут нарушаться, но при суммировании отработанных часов необходимо неукоснительное соблюдение режима труда и отдыха водителей.

В соответствии с утвержденным режимом труда и отдыха водителей (Приказ Минтранса России № 424) рабочее время водителя включает в себя время, затраченное на:

  • управление автомобилем;
  • специальные перерывы на отдых от управления транспортом;
  • выполнение работы, не связанной с управлением транспортным средством.

Таковы особенности режима труда и отдыха водителей автомобилей, действующие с 2021 года. Нормальная продолжительность рабочей недели составляет 40 часов. При этом в Приказе № 424 отсутствует строгое требование работать по 8 или 7 часов в день. Допускается, чтобы количество рабочих дней и их продолжительность изменялись, но при этом должен соблюдаться режим труда и отдыха водителя автобуса или иного транспортного средства.

Таблица режима труда и отдыха водителя на 2021 год с учетом внесенных новшеств представлена ниже.

Нормы труда и отдыха водителей в 2021 году

Ежедневный учет рабочего времени

Суммированный учет рабочего времени

Продолжительность еженедельного рабочего времени

Учетный период должен составлять не более 1 месяца, а в отдельных случаях - не более 3 месяцев.

Может меняться при условии, что соблюдена указанная еженедельная норма времени.

  • до 10 часов – в обычных условиях;
  • до 12 часов – на городских и пригородных автобусных маршрутах;
  • до 12 часов – для водителей системы здравоохранения, телефонных, телеграфных служб, учреждений связи, при перевозке руководителей организаций, телевизионных служб и инкассаторских автомобилей, такси, а также вахтовых бригад.

Возможно увеличение максимальной длительности рабочего дня на 2 часа до 12 часов. Но это возможно только если:

  • необходимо завершить перевозку;
  • водитель следует к месту стоянки.

Максимальная суммированная длительность перерывов, устанавливаемых между частями смены

Для водителей, трудящихся на пассажирских перевозках – не более 3 часов;

Для прочих водителей – не более 5 часов.

Ненормированный рабочий день

Не более 9 часов в смену с возможностью увеличения не более чем до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели.

Общее время непосредственного управления автомобилем не должно быть более 56 часов в неделю и не более 90 часов за 2 последовательные календарные недели.

Превышение общего времени управления автомобилем в день допустимо не более чем на 1 час – для следования к месту стоянки, пункту назначения или месту отдыха.

Он должен начинаться не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха.

Возможность сокращения еженедельного отдыха

Работодатели имеют право сокращать время еженедельного отдыха до 24 часов 1 раз в течение двух идущих подряд недель. Разница времени, на которое сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть использована водителем на отдых от управления автомобилем в течение трех подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен. Этот период отдыха должен быть присоединен к ежедневному отдыху, продолжительностью не менее 9 часов, или очередному еженедельному отдыху.

Ежедневный отдых должен быть не менее двойной длительности смены (рабочего дня). Для суммированного учета отдых с 2021 года разрешено сокращать до 11 часов.

Возможно сокращение отдыха до 9 часов, но не более 3 раз в промежутке между двумя периодами еженедельного отдыха.

Допустимо разделение ежедневного отдыха на части, первая часть которого составит не менее 3 часов, а последняя – не менее 9 часов.

Перерывы для отдыха и питания

Перерыв для отдыха и питания предоставляется в середине рабочего дня. Он может длиться от 30 минут до 2 часов.

Если водитель управляет транспортным средством в течение 4 часов 30 минут, по окончании этого периода водителю нужно предоставлять специальный перерыв длительностью 45 минут. При этом отдых может быть разбит на части, первая из которых должна быть не менее 15 минут, а вторая – не более 30 минут. Этот перерыв предоставляют, если он не совпадает с другими периодами ежесменного отдыха.

Читайте также: