Имеет ли право составлять протокол полицейский водитель

Обновлено: 05.07.2024

Разъясните, пожалуйста, может ли сельский участковый выполнять работу сотрудника ГИБДД: останавливать машины, запрашивать документы и выписывать штрафы?

Н. Кондратьев, Кондинский район

Отвечает юрист службы бесплатной юридической консультации Андрей Котов: «Вопросы организации деятельности участковых полицейских и их полномочия устанавливаются, в частности, приказом МВД России от 31.12.2012 №1166. Там сказано, что участковый при несении административной службы на своем участке участвует в обеспечении безопасности дорожного движения. Выявляя и пресекая административные правонарушения, участковый может составлять соответствующие протоколы. Он может сам выписывать постановления по делам об административных правонарушениях, за которые предусмотрено предупреждение или штраф.

WhatsApp

Фактически в новом регламенте, который вводится в действие Приказом № 664, наоборот, появился пункт, регламентирующий посадку водителя в служебное авто. И пункт этот даёт нам чёткий ответ на наш главный вопрос.

Обязан ли водитель садиться в машину инспектора?

Итак, для того, чтобы пройти в служебный автомобиль, водитель обязан выйти из своей машины по требованию или просьбе инспектора. Мы уже перечислили основания для такого требования, которые делают его совершенно законным. И их всего два:

ДПС требует сесть в служебную машину

Это реально 2 исчерпывающих основания, когда водитель не то что обязан пройти в патрульную машину сотрудника ГИБДД, а просто покинуть свой автомобиль.

В остальных же случаях, равно как и в этих двух, такой обязанности у водителя нет, за исключением, пожалуй, административного задержания или доставления водителя в дежурную часть, когда отвезти его для этого можно только в патрульном автомобиле. Ни один пункт нового Административного регламента, актуального на 2022 год, не обязывает водителя садиться в машину инспектора и не дают законного права инспектору требовать от водителя пройти к нему в патрульный авто, кроме административного задержания и доставления. Вы можете хоть до дыр перечитать весь этот регламент.

180. Для осуществления административного задержания (задержания) лицо доставляется в дежурную часть территориального органа МВД России, на стационарный пост, при которых имеется специально отведенное помещение для содержания задержанных лиц.

Что касается задержания, то оно также должно иметь свои чёткие основания, перечисленные в статье 14 ФЗ "О полиции", а перед таким задержанием составляет соответствующий протокол, это предписывает пункт 186 регламента:

186. Об административном задержании (задержании) составляется соответствующий протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, специальное звание, фамилия и инициалы сотрудника, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица.

Однако, выше мы упоминали, что новый некий пункт Приказа всё же предусматривает посадку водителя в патрульный авто. И это правда! Вот только о требовании выйти из машины и сесть в служебную речи в этом пункте не идёт.

Просьба сотрудника ГИБДД пройти в служебную машину

Разговор о пункте 93 регламента:

93. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:
93.1. Выйти из транспортного средства в случаях:
.
когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
.
93.3. Занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

Как видим, в пункте 93 речь идёт лишь о предложении, а за отказ от такого предложения сотрудника ГИБДД на 2022 год никакого наказания нет.

Может ли сотрудник ППС остановить автомобиль и оштрафовать водителя

Автор: Нина Логинова. Эксперт в области административного, гражданского, семейного и трудового права. Образование высшее юридическое — окончила Уральский государственный юридический университет, факультет Юстиции. Опыт работы: помощник адвоката, стаж 17 лет. Оказываю юридическую помощь гражданам и организациям — даю консультации, составляю претензии, жалобы, исковые заявления, представляю интересы в суде, правоохранительных и иных государственных органах.. Дата: 27 ноября 2019. Время чтения 6 мин.

Сотрудник ППСП, как и любой служитель правопорядка, может останавливать транспортные средства, проверять водительские документы, совершать досмотр авто для безопасности граждан. Установление факта нарушения ПДД — компетенция работников ГИБДД.

Если работник ППС махнул жезлом, то нельзя игнорировать его требование, нужно быстро остановиться в указанном месте.

Права ППС

В обязанности патрульно-постовой службы (ППС или ППСП) входит контроль за порядком в общественных местах, в т.ч. и на проезжих частях. Они следят за обстановкой в населённом пункте и обеспечивают безопасность граждан, а нарушение правил дорожного движения — не их компетенция. Однако, если видят, что водитель провоцирует происшествие, должны вмешаться.

Права ППС

Подпункт 20 п. 1 статьи 13 закона № 3-ФЗ от 07.02.2011 любому полицейскому даёт право:

  • остановить автомобиль, если это необходимо для выполнения обязанностей по обеспечению безопасности окружающих (неадекватный водитель, горящий автомобиль и другие факты);
  • проверить удостоверение, свидетельство на транспортное средство, полис ОСАГО и другие для прояснения ситуации документы;
  • осмотреть машину и перевозимый груз, следуя нормам проведения процедуры (составление протокола в присутствии понятых);
  • задержать автомобиль, числящийся в розыске;
  • ограничить, изменить или запретить дорожное движение для безопасности его участников, а также при проведении массовых и общественных мероприятий.

На заметку! Правила не содержат информации, что требовать документы могут только сотрудники госавтоинспекции. Водитель по п. 2.1.1 ПДД при остановке любым полицейским обязан показать ему удостоверение, страховку, документы на машину и другие бумаги.

Фото: проверка документов

Фото: проверка документов

В Уставе ППСП также прописаны полномочия и обязанности патрульных и постовых нарядов по охране движения на дороге. По п. 218 сотрудник обязан:

  • знать основы ПДД, меру ответственности за их нарушение и порядок применения наказания;
  • предотвращать управление ТС пьяными водителями или малолетними гражданами (когда это очевидно);
  • пресекать действия, несущие угрозу участникам движения;
  • доложить дежурному или наряду ДПС о случившемся дорожно-транспортном происшествии;
  • устранить помехи на дороге при взаимодействии с представителями госавтоинспекции;
  • до прибытия оперативной группы обеспечивать меры по сохранению обстановки при ДТП, организовывать объезд, устанавливать личность участников аварии, фиксировать данные автомобилей, скрывшихся с мест происшествия;
  • оказывать первую помощь пострадавшим.

Поскольку работник ППС знает ПДД, он поможет навести порядок на проезжей части в чрезвычайных ситуациях, а также, наблюдая со стороны, определит степень нарушения норм водителем и сообщит об этом в ДПС.

Фото: аварийная ситуация

Фото: аварийная ситуация

Иногда полицейских ставят с инспекторами госавтоинспекции для оказания помощи в рейдах и иных спец. операциях. Именно поэтому они наделены правом остановки ТС, и в целях своей же безопасности нельзя игнорировать их требования, ведь, возможно, полицейский хочет сообщить важную информацию.

Однако единолично принимать решение в части применения санкций за несоблюдение ПДД патрульный не имеет права. В Административном регламенте, утверждённом приказом МВД РФ № 664 от 23.08.2017, пояснено, что контроль за соблюдением требований по безопасности движения возложен на сотрудников ГИБДД и её подразделений. Другие полицейские могут осуществлять надзор, но только совместно с нарядами дорожно-постовой службы (ДПС).

Таким образом, можно сделать вывод, что сотрудники службы могут останавливать авто, но в крайних случаях — спецоперации, массовые мероприятия, предотвращение преступлений. А также при необходимости вправе регулировать движение в отсутствии представителей ГИБДД и проверять документы.

Могут ли наказать за ПДД

За несоблюдение ПДД могут наказывать только должностные лица ГИБДД. Сюда же относится эвакуация автомобилей, мопедов и иных ТС на штрафстоянку. Принимать такое решение патрульный полицейский не может, он должен передать информацию в госавтоинспекцию.

Системой МВД создан приказ № 403 от 05.05.2012 по распределению полномочий в части применения наказаний. По пункту 4.10 должностные лица ППСП вправе составить протокол, однако только за административные нарушения общего порядка.

За что могут оштрафовать

Самой популярной считается ситуация, когда полицейский остановил машину, а водитель отказывается показывать документы, ссылаясь на то, что должностное лицо превышает свои полномочия. Здесь гражданин неправ и нарушает требования п. 2.1.1 ПДД. Наряд всё равно может оштрафовать его на 500—1 000 руб. или арестовать на 15 суток за неповиновение (ст. 19.3 КоАП).

Фото: последствия неповиновения

Фото: последствия неповиновения

На заметку! По закону сотрудники патрульной службы также обязаны представиться, назвать причину остановки и, по требованию водителя, предъявить удостоверение.

Иногда полицейские сталкиваются с блокировкой транспортных коммуникаций. Например, из-за поломки автомобиль перегородил проезжую часть или железнодорожные пути, создал крупные препятствия проезду. В этом случае гражданин должен немедленно освободить хотя бы часть дороги, иначе работник ППС может наказать его штрафом — от 50 000 до 300 000 руб. (ст. 20.18 КоАП).

Ещё ситуация — несовершеннолетний пьяный гражданин сел за руль или планирует совершить поездку. Для предотвращения опасных последствий наряд должен его остановить. Однако наказать он может только лиц, не достигших 16 лет и находящихся в алкогольном или наркотическом опьянении. По ст. 20.22 КоАП он выставит штраф в размере 1 000—2 000 руб. его родителям или законным представителям. В случае, когда пьяный водитель совершеннолетний, им будут заниматься уже ГИБДД, которых вызовет наряд.

При обнаружении факта уклонения от исполнения административного наказания любой полицейский может наложить ещё один штраф в двукратном размере от неоплаченной суммы (не менее 1 000 руб.), арестовать на 15 суток или привлечь к обязательным работам на срок до 50 часов (ст. 20.25 КоАП).

Во всех остальных случаях сотрудник ППСП не может принимать решения о наложении административного наказания самостоятельно. Он должен вызвать ДПС, передать нарушителей или же продолжить исполнять закон, но уже совместно с уполномоченными лицами ГИБДД.

Сразу отметим, что такое разделение законом допускается. Подобные административные процессуальные действия предусматриваются:

  • при задержании авто, то есть эвакуации на штрафстоянку;
  • задержании водителя и доставлении в полицию;
  • направлении на медосвидетельствование;
  • перемещении на спецстоянку в случае признания транспортного средства брошенным и (или) разукомплектованным.

Теперь детальнее рассмотрим, что ожидает автомобиль в каждой из этих ситуаций.

Задержание авто

Процедуру задержания транспортного средства регулирует статья 27.13 Административного кодекса. В соответствии с ней автомобиль уезжает на штрафстоянку:

Отметим, что эвакуировать авто можно лишь по основаниям, которые напрямую предусматривают такую меру. Другими словами, инспектор имеет право прибегнуть к помощи эвакуатора лишь в определенных случаях, а не тогда, когда вздумается.

В соответствии с частью 1 статьи 27.13 Административного кодекса, если эвакуатор уже вызван, а машина виновника создает помехи другим участникам дорожного движения, то сотрудник ГИБДД в ожидании спецтранспорта имеет право самостоятельно перепарковать автомобиль на ближайшем месте, где машина не будет препятствовать движению.

Кроме того, по основаниям, также перечисленным в части 1 статьи 27.13 КоАП (например, в случае превышения установленной скорости движения), водитель может сам доставить авто на штрафстоянку.

Задержание водителя

Практически всегда задержание водителя предполагает его доставление в полицию, о чем наглядно свидетельствует пункт 175 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД № 664 от 23 августа 2017 года.

При этом Административный кодекс не устанавливает четкой связи между задержанием водителя и эвакуацией транспортного средства. В самом деле, нарушений много, они разные; поэтому тот или иной проступок далеко не всегда рождает необходимость исключить авто нарушителя из дорожного движения.

Другими словами, водитель отправляется в полицию, а машина фактически остается на трассе. И тогда авто может создавать помехи другим участникам движения. А в ночные и вечерние часы вероятность того, что на автомобиль наедут другие машины, многократно возрастает.

Безусловно, такие риски нужно исключать. И у сотрудников ГИБДД для этого есть полномочия. Правда, прописаны они достаточно размыто, оставляя инспекторам большую свободу выбора.

Так, пунктом 177 Административного регламента предусматриваются два способа доставления водителя в отделение полиции:

  • личным авто — в этом случае за рулем обязательно должен быть инспектор;
  • патрульной машиной — тут автомобиль нарушителя доставляется в участок (туда, куда везут хозяина транспортного средства) одним из сотрудников ГИБДД.

Отметим, однако, что во втором случае автомобиль задержанного будет доставлен в полицию, только если это необходимо. Так написано в пункте 177 Административного регламента. А когда это необходимо? И кто определяет такую необходимость?

А вот на эти вопросы ни один законодательный документ ответа не дает. Это значит, что по закону авто может как остаться там, где его остановил инспектор, так и быть доставлено сотрудником ГИБДД в участок, куда привезли водителя (он во всех случаях отстраняется от управления транспортным средством).

Но это в теории. В реальности же несколько иначе. Брать на себя хлопоты по доставке автомобиля в полицейский участок, равно как и заботиться о его сохранности при оставлении на трассе, сотрудникам ГИБДД отнюдь не хочется.

По этим причинам водителю наверняка позволят созвониться с друзьями и родственниками, которые смогут забрать машину оттуда, где она остановлена инспектором.

И это приемлемый вариант для всех, поскольку протокол оформляется обычно до того, как водителя повезут в полицию (часть 1 статьи 27.1 Административного кодекса содержит основания и для составления протокола уже после доставления водителя в участок). И занимает это подчас довольно длительное время, поэтому друзья и родные вполне успевают подъехать и забрать автомобиль.

Если нет возможности забрать авто, то на трассе ее наверняка не бросят — инспектор ДПС доставит ее к отделению.

Направление на медицинское освидетельствование

Процедура направления на медосвидетельствование предполагает эвакуацию авто. Однако не всегда, а только в двух ситуациях:

  • водитель отказывается ехать в медучреждение;
  • заключение по итогам медосвидетельствования подтверждает алкогольное или наркотическое опьянение.

Если проведенные анализы свидетельствуют об отсутствии опьянения, то, в соответствии с пунктами 233 и 240 Административного регламента, инспекторы обязаны доставить водителя обратно: либо к месту отстранения; либо туда, где в данный момент находится транспортное средство.

При положительном результате тестов автомобиль эвакуируется на штрафстоянку. Водитель же получает копию акта медицинского освидетельствования согласно пункту 232 Административного регламента. Оригинал акта прилагается к протоколу о направлении на медосвидетельствование в соответствии с пунктом 241 Административного регламента. А далее нарушителя ждет рассмотрение дела в суде и угроза наказания в виде штрафа 30 000 рублей либо лишения прав на полтора-два года на основании части 1 статьи 12.8 Административного кодекса.

В соответствии с Приказом Минздрава № 933н от 18 декабря 2015 года, проверка водителя на употребление наркотических веществ начинается с предварительного исследования иммунохимическими методами. Оно занимает около двух часов. Если результат отрицательный, то всё заканчивается. Если же наркотики обнаружены, тогда второй этап — проведение подтверждающих исследований с применением метода газово-жидкостной хроматографии.

Второй этап может длиться до трех дней. И вот тут инспектор нередко отправляет авто на штрафстоянку. Как говорится, чтобы не было лишних забот о сохранности авто.

Однако подобные действия сотрудника являются незаконными, поскольку основанием для эвакуации транспортного средства является возбуждение дела либо по части 1 статьи 12.8 (управление авто в пьяном виде), либо по статье 12.26 (отказ от медосвидетельствования) Административного кодекса.

А дело возбуждается в том случае, когда составлен протокол. В свою очередь, протокол составляется при наличии медицинского заключения, которое подтверждает у водителя состояние опьянения. Таким образом, пока нет акта медицинского освидетельствования, эвакуация транспортного средства является незаконной.

Перемещение брошенного автомобиля на спецстоянку

В соответствии с действующим законодательством, органы местного самоуправления могут проводить расчистку дворов от машин, признанных брошенными и (или) разукомплектованными.

Более того, каждый субъект имеет право самостоятельно устанавливать соответствующие критерии для причисления транспортных средств к брошенным и разукомплектованным.

К примеру, согласно Постановлению московского правительства № 569-ПП от 23 сентября 2014 года, статус разукомплектованного транспортного средства присваивается машине при отсутствии хотя бы одной двери, колеса́, стекла́, капота, крышки багажника, крыла, шасси или привода.

В свою очередь, брошенным является создающее помехи благоустройству разукомплектованное транспортное средство, а также авто без собственника.

Признание автомобиля разукомплектованным и (или) брошенным не означает, что его увезут в неизвестном направлении, а вы будете долго искать и вернете лишь после оплаты штрафа. Соответствующий штраф в размере 3000 рублей только планируется ввести в Административный кодекс, но пока такой нормы нет. Сегодня автовладельца разыскивают и уведомляют о перемещении машины на спецстоянку, откуда ее можно забрать, как правило, совершенно бесплатно.

В заключение: самый главный вопрос

Итак, мы рассмотрели ситуации, при которых водитель не по своей воле, а лишь повинуясь требованиям сотрудников ГИБДД, вынужденно разлучается со своим автомобилем. И возникает закономерный вопрос: кто же несет ответственность за сохранность авто?

А сделать можно всякое. Речь идет:

  • об угоне;
  • повреждении (например, врезалось другое авто или постарались злоумышленники);
  • проникновении в салон и ограблении.

В каждом из подобных случаев виноват именно тот, кто причинил вред транспортному средству. Другими словам, ответственность ложится на угонщика, вора, водителя врезавшейся машины. Но никак не сотрудника ГИБДД.

Таким образом, вероятность привлечь инспектора за поврежденный автомобиль стремится к нулю. Это нереально сделать даже частично. И даже в том случае, если непосредственного причинителя вреда так и не найдут. Реалии таковы, что сотрудник ГИБДД в указанных ситуациях не будет привлечен никогда, даже если машина перемещена и оставлена инспектором в нарушение Правил дорожного движения. Все равно привлечь его к ответственности практически нереально.

Читайте также: