Инерционный стартер танка тигр устройство

Обновлено: 02.07.2024

Если не считать представленного в апреле 1942 г. прототипа VK.4501 (Н), серийное производство "Тигров" фирма "Хеншель и сын" начала в августе, когда было построено 8 машин. Много позднее к "Хеншелю" присоединилась фирма "Вегманн". Выпуск танков продолжался до августа 1944 г. Имеются некоторые расхождения о полном количестве выпущенных танков "Тигр": 1343, 1348 или 1354. Мы склоняемся к последней цифре как наиболее надежно подтвержденной. По годам эта сумма распределяется так: 1942 г. - 84, 1943 г. - 647 и 1944 г. - 623. Максимальный выпуск - 104 машины - достигнут в апреле 1944 г.

Официально танк назывался Pz.VIH, или полностью по-немецки Panzerkampfwagen VI "Tiger", Ausf. Н (Pz. Kpfw.VIH). Управление вооружений присваивало всем машинам вермахта еще и свое обозначение, в нашем случае SdKfz 181 (т.е. машина специального назначения). С февраля 1 944 г. официальное название было изменено на Pz.Kpfw. "Tiger I", Ausf.E (или T-VIE). Это не модификация, "Тигр" их не имел, хотя, конечно, в ходе производства изменения в конструкцию машины вносились. В литературе, особенно зарубежной, встречается название "Тигр I" в отличие от "Тигра II", речь о котором пойдет дальше.

Боевая масса серийного "Тигра" превосходила заданную более чем на 10 т. И тут имеются расхождения: 55,0, 56,9 или 57,0 т. Масса танка при транспортировке, например, по железной дороге -51т. С момента своего появления на протяжении почти полутора лет "Тигр" был сильнейшим танком в мире, превосходя всех по вооружению. Мощным было и бронирование. Адерс придал корпусу танка прямоугольное коробчатое сечение с вертикальной установкой бортовых броневых плит и с незначительными углами лобовых. Такая конфигурация значительно упростила производство, облегчила надежное соединение толстых броневых плит и сократила затраты человеко-часов.

Броня катаная хромоникельмолибденовая, гомогенная. Верхний лобовой лист составлял с вертикалью 8°, нижний - 24°, кормовой - 8°. Днище выполнено из одного листа. Соединение броневых плит шиповое, закрепленное повсюду сваркой. Благодаря этому корпус "Тигра" обладал высокой механической прочностью.


"Тигр" Хеншеля первых выпусков


"Тигр" Хеншеля

броневой заслонкой. Она способна перемещаться вверх - вниз, изменяя тем самым ширину смотровой щели. У водителя и у радиста в крышках их люков, прорезанных в крыше передней части корпуса, размещены перископические приборы наблюдения. Слева от водителя помещен курсоуказатель (гирополукомпас), используемый при движении в условиях плохой видимости. Справа - щиток с контрольными приборами.

Радист ведет стрельбу из лобового пулемета MG34, используя для прицеливания свой перископ. Между водителем и стрел ком-радистом находится коробка передач безвального типа с синхронизирующим устройством фирмы "Майбах" марки "Ольфар" 401216В. Иначе она называется КП с "разрезными" валами, так как не имеет сплошных валов: каждая шестерня установлена отдельно на двух подшипниках. Шестерни цилиндрические с косыми зубьями. Передача крутящего момента осуществляется блокировкой в осевом направлении соседних шестерен с помощью кулачковых муфт: КП обеспечивает 8 передач переднего и 4 заднего хода. В картере КП размещен многодисковый работающий в масле главный фрикцион (ГФ), ускоритель, тормоз (замедлитель).

Танк оснащен дифференциальным механизмом поворота (МП) с двойным подводом мощности через и минуя КП, для чего ведущие детали ГФ кинематически связаны с МП. Последний обеспечивает по два фиксированных радиуса поворота на каждой передаче и поворот на месте. Он снабжен дисковыми тормозами. Далее крутящий момент поступал на двухступенчатые бортовые редукторы и ведущие колеса переднего расположения. Привод управления КП - преселекторный полуавтоматический гидравлический. Боевое отделение с башней расположено посередине корпуса танка и отделено от находящегося в корме моторного отделения броневой перегородкой. Башня выгнута из 80-82-мм броневого листа в виде подковы, стенки башни вертикальные. Ее передние края скреплены двумя стержнями, которые в "ласточкин хвост" вварены в лобовую плиту. Боковые плиты башни спереди оканчиваются тупыми углами для движения широкой прямоугольной маски пушки. У танков самых первых выпусков в стенках кормовой части башни находились два отверстия для стрельбы из пистолета. С декабря 1942 г. на месте первого отверстия монтировался аварийный люк. Башня оборудована вращающимся вместе с ней поликом. Наводчик, размещавшийся слева от пушки, и заряжающий (справа) имели в передней части стенок башни узкие смотровые щели со стеклоблоками. В передней половине крыша башни имеет небольшой наклон (8° к вертикали), а слева сзади на ней помещается цилиндрическая командирская башенка с люком и пятью смотровыми щелями.

Боекомплект размещен ниже погона башни по стенкам боевого отделения, частью рядом с водителем и под поликом башни. Унитарный патрон и полуавтоматика пушки обеспечивали боевую скорострельность не ниже восьми выстрелов в минуту. Маховики наводки - справа (вертикальной) и слева (горизонтальной) от наводчика, который расположен впереди башни слева от пушки. Привод горизонтальной наводки башни дублирован у командира танка.

Поворот башни осуществляется гидравлическим приводом, которым управляет педалью (правой ногой) наводчик.

В моторном отделении размещен карбюраторный 12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения. Машины первых выпусков имели двигатель "Майбах" HL210P45 мощностью 650 л.с. С мая 1943 г. на танки стали устанавливать более мощный (700 л.с.) двигатель "Майбах" HL230P30, такой же, как и на "Пантере".

"Тигр" был первым серийным немецким танком с расположенными в шахматном порядке восьмью (на борт) тройными опорными катками. Подвеска катков - торсионная с гидравлическими амортизаторами на первых и последних. На чертеже видно, что одни катки своими дисками заходят между дисками соседних катков. С какой целью была применена эта весьма сложная конструкция ходовой части? Ранее такое расположение опорных катков применялось немцами на полугусеничных бронетранспортерах и на арттягачах, т.е. на легких машинах массой от 6 до 18 т. Изобретателем этой ходовой части был инженер Г Э. Книпкамп (1885-1977). Такая система, примененная на такой тяжелой машине, как "Тигр", позволяла равномерно распределить массу танка по каждому катку. При этом достигалась экономия резины на ошиновке катков. С января 1 944 г. перешли к каткам с внутренней амортизацией (без ошиновки), как и на "Пантере".

Танк

Танк "Тигр", вид сзади


"Тигр" в разрезе

Ходовая часть

Ходовая часть "Тигра"


"Тигр" поздних выпусков

Прогрессивная трансмиссия с сервогидроприводами и торсионная подвеска многочисленных катков шахматного расположения делали "Тигр" легкоуправляемой машиной с плавным ходом, не требовали от водителя физических усилий и снижали его утомляемость.

Освоить управление танком было просто, от водителя не требовалось высокой квалификации и в случае его выбытия из строя он мог быть заменен любым членом экипажа. Образно говоря, трансмиссия сама вела танк. Поскольку ширина "Тигра" превосходила предельные габариты для железнодорожных перевозок, была предусмотрена замена широких "боевых" гусениц (каждый из 96 траков гусеницы имел ширину 720 мм и шаг 130 мм) на узкие "транспортные" (шириной 635 мм). При этом снимались также внешние диски катков.

495 "Тигров" первых выпусков оснащались оборудованием для подводного вождения (ОПВТ), позволявшим преодолевать по дну водные преграды глубиной 4 м. Все люки, амбразуры и погон башни уплотнялись резиновыми колпаками и прокладками, радиаторы системы охлаждения заполнялись забортной водой. Воздух в двигатель поступал через составную из трех колен трубу, устанавливаемую на специальном фланце в крыше силового отделения. Имелся насос, откачивающий поступающую внутрь воду. Танк мог находиться под водой до 2,5 часов.

Ведущее колесо

Ведущее колесо "Тигра"

Первые серии "Тигров" вооружались так называемым средством ближнего боя марки S. Оно предназначалось для поражения солдат противника, пытавшихся взять "на абордаж" поврежденную машину. Состояла она из 5 гранатометов, установленных по краям корпуса, выстреливавших осколочные гранаты вверх на 1,5-2 м, которые взрывались, засыпая все вокруг 360 стальными шариками, т.е. действовали как шрапнель.

Помимо линейных танков были изготовлены 84 командирские машины в двух вариантах (в зависимости от марки дополнительной радиостанции). Машины получили обозначение Pz BefWg mit 8,8 cm KwK L/56 (Panzerbefehlswagen - танк командования). Размещение второй радиостанции в башне потребовало убрать спаренный пулемет и уменьшить боекомплект пушки до бб выстрелов.

Некоторые поврежденные машины при восстановлении переоборудовали в ремонтно-эвакуационные без пушки, но с крановым оборудованием и лебедкой.


"Тигр" ранних выпусков с ОПВТ

В сентябре 1943 г. три "Тигра" Порше были переделаны в ремонтно-эвакуационные машины (БРЭМ) "Bergepanzer Tiger" и переданы в s. Pz. Abt. 501. Переделка осуществлялась так же, как с "Элефантами", т.е. двигатели были перенесены в середину корпуса, а в кормовой части соорудили бронированную надстройку, в лобовом листе которой был установлен пулемет. Машина оснащалась также краном. В 1944 г. три Pz.VIE были переделаны в БРЭМ. Пушка была снята, а на башне установлен кран.

Три "Тигра" в 1944 г. поступили кроме вермахта в венгерскую армию. Может быть, 2-3 танка были временно переданы итальянцам. Один "Тигр" купили японцы, но он так и остался в Германии.

Танк, несмотря на все свои особенности - транспортное средство, оснащенное двигателем внутреннего сгорания. Для его быстрого запуска современные боевые машины оснащены несколькими дублирующими друг друга системами. Можно завести двигатель электрическим стартером, можно при помощи сжатого воздуха, есть и другие способы.

Фото: ВоенТВ Беларуси / youtube.com

Немецкая бронетехника времен Второй Мировой войны имела маховик-накопитель, предназначенный для запуска двигателя без использования аккумулятора или сжатого воздуха. Для этого в задней броне имелось отверстие, куда следовало вставить пусковую рукоятку - русские водители прозвали ее "кривой стартер", - и крутить, постепенно увеличивая частоту вращения. Когда маховик раскручивался, надо было быстро вытащить рукоятку, а затем при помощи особой веревки включить сцепление инерционного маховика с коленвалом двигателя. Если все проделать быстро и умело, силами одного-двух человек вполне возможно было запустить массивный танковый двигатель мощностью в несколько сотен лошадиных сил.

Инерционными маховиками оснащались самоходки Stug, танки Tiger, Tiger II и Pantera. Их преимущество перед "кривым стартером", соединенным непосредственно с коленвалом - отсутствие риска сломать палец или получить удар рукояткой в лоб при детонации топливной смеси в цилиндрах.

Однако, как следует из опубликованного видео, есть еще более экзотические способы привести гусеничную бронетехнику в движение. Как минимум однажды советскую самоходную гаубицу 2С1 "Гвоздика" завели "с толкача", словно малолитражку. Чтобы сдвинуть с места и разогнать бронированную машину весом 15,7 тонны понадобились усилия шести человек. Завести САУ удалось со второй попытки. "Почему-то я не сомневался, что это русские", - написал комментатор видео.

Фиг. 1. Танк „Тигр В“.

Фиг. 2. Танк „Тигр В“ — вид сбоку с пушкой, застопоренной в походном положении.

Фиг. 3. Танк „Тигр В“ — вид сзади и на крышу.

Фиг. 3. Танк „Тигр В“ — вид сзади и на крышу.

Для сравнения нового тяжелого танка с ранее выпущенными ниже приводится сравнительная тактико-техническая характеристика тяжелых немецких танков и самоходов.

Таблица. Сравнительная ТТХ, начало
Таблица. Сравнительная ТТХ, продолжение

УСТРОЙСТВО ТАНКА „ТИГР В“

а) Общее устройство (фиг. 4, 5, 6)

Фиг. 4. Схема расположения агрегатов трансмиссии в танке „Тигр В“

Фиг. 4. Схема расположения агрегатов трансмиссии в танке „Тигр В“.
1 — двигатель; 2 — вентиляторы; 3 — коробка перемены передач; 4 — механизм поворота танка; 5 — остановочные тормозы; 6 — штурвал механизма управления; 7 — механизм поворота башни; 8 — гидравлические амортизаторы.

Трансмиссия, главный фрикцион, коробка перемены передач и механизм управления танком расположены в передней части танка в отделении управления. Крутящий момент от двигателя к трансмиссии передается при помощи карданного вала, расположенного под вращающимся полом башни вдоль танка.

Слева от коробки перемены передач расположены механизмы управления танком, контрольные приборы и сиденье механика-водителя. Справа от коробки перемены передач установлены пулемет МГ-42 с телескопическим прицелом, радиостанция и сиденье для стрелка-радиста. В центре танка установлена башня с вращающимся полом, на котором смонтированы сиденья, гидромеханизм поворота башни и компрессор.

Фиг. 5. Схема компановки танка „Тигр В“.

Фиг. 5. Схема компановки танка „Тигр В“.

Фиг. 6. Схема бронирования тяжелого танка „Тигр В“.

Фиг. 6. Схема бронирования тяжелого танка „Тигр В“.

Командир танка имеет выдвижной перископ-разведчик (длиной 1 м) для корректировки огня и ножной привод для поворота башни с помощью гидромеханизма.

Справа от пушки располагается заряжающий. Он же радист в командирском танке.

Таблица. Броневая защита танка „Тигр В“.

б) Корпус и башня танка

Лобовой верхний лист танка — сплошной и имеет только шаровую установку для пулемета.

Верхняя ветвь гусеницы и вертикальная часть борта корпуса прикрыты шестимиллиметровым фальшбортом, который одновременно является подкрылком.

Башня танка — сварная из катаной броневой стали. Диаметр погона башни в свету — 1800 мм. Форма башни, в отличие от общепринятой в немецком танкостроении, коническая с нишей, по типу танков Т-34 выпуска 1941 г.

Пушка в башне монтируется через люк в нише башни. Маска пушки, в отличие от общепринятых в немецком танкостроении, является шаровой и забронирована литым колоколом, надетым на ствол пушки. Крыша башни имеет наклон вперед и назад.

Фиг. 7. Схемы командирских башен немецких танков.

Фиг. 7. Схемы командирских башен немецких танков.

Характерной особенностью корпуса и башни является отсутствие каких бы то ни было люков и щелей в лобовой и бортовой части танка.

Обращает на себя внимание конструктивное видоизменение командирских башен немецких танков (фиг. 7). Начав со сложной башенки на танке Т-III, немцы в 1944 г. пришли к упрощенной литой башенке с семью призматическими смотровыми приборами. Произведенное упрощение башенок не улучшило обзорности из танка, а является, видимо, следствием удешевления производства. Видимость же из немецких танков последних выпусков стала значительно хуже.

Корпус и башня обмазаны специальной обмазкой следующего состава:

Минеральная часть: сернокислый барий 75,49%, окись кремния 7,39%, окись железа 6,76%, окись цинка 6,62%, окись кальция 1,28%.

Органическая часть: отходы целлюлозной промышленности, так называемые сульфитцеллюлозные щелока, или же взята вся масса, получающаяся при разварке древесины с раствором десульфита кальция. Главной массой обмазки является органическое вещество.

Основное назначение обмазки — предохранение брони корпуса от магнитных противотанковых гранат. Второстепенное назначение — теплоизоляционный слой и средство маскировки.

в) Вооружение

Применение унитарного снаряда увеличивает скорострельность и является положительным качеством танка.

Прицел имеет следующую характеристику:

увеличение — 2,5 и 5,

поле зрения — 25° и 12,5°,

диаметр выходного зрачка — 6 мм и 3 мм,

удаление выходного зрачка — 23 мм и 23 мм.

Выстрел из пушки производится при помощи электрозапала, получающего энергию от аккумуляторов или электроимпульсатора, установленного на погоне башни впереди стреляющего. Для корректировки огня командир танка имеет специальный выдвижной перископ-разведчик, при помощи которого можно следить за трассером снаряда и его разрывом через облако пыли, поднимаемое воздушной волной в момент выстрела.

Пушка уравновешена при помощи специального уравновешивающего механизма, расположенного в башне с правой стороны пушки. Канал ствола после выстрела продувается сжатым воздухом, для чего в башне установлен специальный компрессор.

Недостатком установки вооружения являются большие усилия на рукоятках подъемного механизма.

Управление гидроприводом мало удобно, а конструкция его сложна и громоздка.

В походном положении пушка стопорится изнутри танка при максимальном угле возвышения.

г) Коробка перемены передач

Коробка имеет 8 передач вперед и одну назад.

Управление коробкой перемены передач — пре-селекторное. Для переключения передач достаточно перевести рычажок преселектора, не выключая главного фрикциона. В случае отказа гидравлического сервопривода управление коробкой перемены передач, выключение главного фрикциона и переключение передач может быть механическое.

д) Механизм поворота

Механизм поворота — планетарный и обеспечивает танку хорошую поворачиваемость почти на любых радиусах поворота, но обладает недостатком, свойственным всем механизмам с двумя степенями свободы.

Механизм поворота допускает столько радиусов поворота, сколько имеется передач в коробке перемены передач.

При крене и при различных сопротивлениях на гусеницах танк уводит в сторону.

е) Ходовая часть танка

Торсионы, в отличие от ранее применяемых в немецких танках, — одинарные по типу танка КВ, передние и задние катки с каждого борта имеют гидравлические амортизаторы, расположенные внутри танка. Опорные катки большого диаметра, металлические с внутренней амортизацией, расположенной непосредственно у бандажа колеса (фиг. 8).

Фиг. 8. Внутренняя амортизация опорного катка танка „Тигр В“.

Фиг. 8. Внутренняя амортизация опорного катка танка „Тигр В“.

Внутренний ряд катков имеет дополнительные ступицы, на которых, видимо, предполагалось монтировать третий ряд катков. Гусеница — мелкозвенчатая и состоит из траков плоских и гребневых, с отверстиями для зацепления.

Таким образом шаг зацепления равен шагу двух траков по 150 мм в каждом. Такая конструкция гусеницы привела к резкому сокращению количества зубьев на ведущем колесе и, как следствие этого, — к быстрому выходу их из строя.

Ширина гусеницы — 800 мм. Для перевозки по ж. д. применяемся дополнительная гусеница — 660 мм. Подвеска танка относительно гусеницы расположена односторонне (прижата к бортам), вследствие чего траки работают консольно.

ж) Дополнительное оборудование танка

Моторное отделение танка оборудовано автоматическими огнетушителями с дозирующим устройством и термозамыкателями, установленными в огнеопасных местах. Баллон с углекислым газом и часовым механизмом размещается в боевом отделении.

Помимо углекислотной автоматической огне-тушительной установки, в отделении управления и башне установлено 3 тетрахлорных переносных огнетушителя.

Для облегчения запуска в зимних условиях двигатель оборудован термостатом и термосифонным обогревателем, включенным в общую систему охлаждения двигателя. Подогрев термосифонного обогревателя осуществляется при помощи паяльных ламп.

Аккумуляторы специальной конструкции имеют электроподогрея для зимних условий; обогрев аккумуляторов и их подзарядка производятся на стоянках от установленного в боевом отделении переносного агрегата мощностью 0,9 л. с.

Корпус танка имеет герметизацию и приспособление для увеличения преодолеваемого брода.

Уязвимые места танка „Тигр В“ (фиг. 9, 10)

Наиболее уязвимым местом его является ходовая часть, которая поражается всеми видами танковой и противотанковой артиллерии со всех действительных дистанций ведения огня.

Фиг. 9. Уязвимые места танка „Тигр В“.

Фиг. 9. Уязвимые места танка „Тигр В“.

Борты башни и корпуса танка поражаются танковой и противотанковой артиллерией всех калибров; кумулятивным снарядом со всех дистанций и всех калибров; подкалиберным снарядом калибром 45—57 и 76 мм с дистанции 400—800 м; бронебойным снарядом калибром 57, 75 и 85 мм с дистанции 700—1200 м.

Фиг. 10. Уязвимые места танка „Тигр В“.

Фиг. 10. Уязвимые места танка „Тигр В“.

Более крупные калибры поражают со всех дистанций действительного огня.

Лобовая часть танка, нижний лист корпуса и маска башни поражаются бронебойным снарядом 122 и 152 мм с дистанции 1000—1500 м.

Пулеметный огонь и ПТР очень эффективен по смотровым приборам, так как они имеют большие габариты, совершенно не защищены и трудно сменяемы после поражения.

По ходовой части и крыше танка действительны и эффективны мины и противотанковые гранаты.

Поспешность выпуска этого танка на поле боя подтверждается незаконченным монтажем ряда трубопроводов для увеличения преодолеваемого брода, наличием на машине наклеек, сделанных на аммиачной бумаге, а инструкция, захваченная в танке, отпечатана на машинке и во многом не соответствует танку.

Танк, вследствие поспешности выпуска, имеет большое количество конструктивных недостатков, главными из которых являются:

1. Бортовая передача разрушается полностью через 250—350 км пробега вследствие недостаточной механической прочности подшипников.

2. Зубцы венцов ведущих колес, ввиду применения двойного трака с одной цевкой, изнашиваются полностью через 250—350 км и к дальнейшей эксплоатации не пригодны. Кроме того, выход зуба венца из цевки гусеницы не отработан, в результате чего гусеница наматывается на ведущее колесо или проскакивает.

3. Направляющие гребни заклиниваются между дисками опорных катков, так как неучтено изменение профиля между дисками катков, вызванного деформацией резины внутренней амортизации катков.

4. Коробка перемены передач и механизм поворота перегреваются; наспех поставленный резервуар с водой для охлаждения масла КПП, при отсутствии циркуляции воды, не оправдывает своего назначения.

5. Двигатель, благодаря большому весу танка, перегружен и также имеет тенденцию к перегреву и заклиниванию вала, в результате чего на машине введен ряд предохраняющих приспособлений.

Выводы

Компановка танка и его механизмы не имеют ничего нового по сравнению с ранее выпущенными танками.

а) углекислотная противопожарная автоматическая установка для тушения пожара;

б) монокулярный ломающийся призматический прицел с переменным полем зрения;

в) электрообогрев аккумуляторов и термосифонный обогреватель для облегчения запуска двигателя в зимних условиях.

Во всех стандартных автомобилях требуется соединить стартер с зубчатым венцом маховика двигателя только на время запуска. Если бы связь оставалась постоянной, то чудовищная скорость, с которой запущенный двигатель стал бы вращать стартер, практически немедленно его бы разрушила.

Стартер инерционного типа

Стартер взаимодействует с кольцевым венцом маховика посредством маленькой шестеренки. Зубчатая шестеренка и спиральный паз на валу якоря связаны резьбовым соединением так, что когда стартер приводится в действие (через реле), якорь заставляет винт вращаться в шестеренке. Шестеренка из-за инерции остается неподвижной и за счет винта, вращающегося внутри шестеренки, смещается и входит в зацепление с зубчатым венцом маховика.

Когда двигатель запускается и продолжает работать за счет собственной мощности, шестерня приводится в более быстрое вращение, чем крутится вал якоря. Это заставляет шестеренку скручиваться назад по спиральному пазу и выходить из зацепления с маховым колесом. Главная пружина действует как буфер, когда шестеренка в начале принимает крутящий момент запуска, и когда двигатель отбрасывает шестеренку назад из зацепления.

Одна из главных проблем этого типа стартеров была связана с агрессивной манерой вхождения в зацепление. Это приводило к тому, что механизм зацепления и кольцевой венец преждевременно изнашивались. В некоторых случаях шестерня стартера имела тенденцию выходить из зацепления при проворачивании вала двигателя до завершения запуска. Шестерня стартера была также подвержена частому загрязнению продуктами износа диска сцепления. Это усугублялось необходимостью обильно смазывать механизм шестеренки, что привлекало ещё больше пыли и, таким образом, шестеренка забивалась, мешая зацеплению.

Электродвигатель стартера с предварительной установкой зацепления в значительной степени преодолел указанные проблемы.

Читайте также: