Информация необходимая водителю для управления транспортным средством

Обновлено: 02.07.2024

от 24 октября 2014 года N 1097

О допуске к управлению транспортными средствами

(с изменениями на 28 апреля 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

1. Утвердить прилагаемые:

изменения, которые вносятся в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О правилах дорожного движения" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст.4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.184; 2001, N 11, ст.1029; 2002, N 27, ст.2693; 2003, N 20, ст.1899; N 40, ст.3891; 2005, N 52, ст.5733; 2010, N 20, ст.2471; 2011, N 42, ст.5922; 2012, N 15, ст.1780; 2013, N 31, ст.4218; N 52, ст.7173; 2014, N 14, ст.1625; N 21, ст.2707).

2. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

3. Министерству внутренних дел Российской Федерации в 4-месячный срок утвердить административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений.

4. Абзац второй пункта 7 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных настоящим постановлением, вступает в силу по истечении одного года после дня официального опубликования настоящего постановления.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 октября 2014 года N 1097

Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений

(с изменениями на 20 декабря 2019 года)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения экзаменов на предоставление специального права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и входящих в них подкатегорий, предусмотренных пунктом 1 статьи 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (далее - экзамены, право на управление транспортными средствами), определяют состав технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требования к указанным техническим средствам и условия их применения, а также устанавливают порядок выдачи российских национальных и международных водительских удостоверений и обмена иностранных национальных и международных водительских удостоверений на российские национальные и международные водительские удостоверения (далее - обмен иностранных водительских удостоверений).

2. Проведение экзаменов, выдача российских национальных и международных водительских удостоверений и обмен иностранных водительских удостоверений осуществляются подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которые возложены обязанности по проведению экзаменов, выдаче российских национальных и международных водительских удостоверений и обмену иностранных водительских удостоверений (далее - подразделения Госавтоинспекции).

Прием документов о выдаче, а также выдача поступивших из подразделений Госавтоинспекции российских национальных водительских удостоверений взамен ранее выданных российских национальных водительских удостоверений и выдача международных водительских удостоверений могут осуществляться в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональные центры).

3. Проведение экзаменов у лиц, постоянно или временно проживающих либо временно пребывающих на территории Российской Федерации, выдача российских национальных и международных водительских удостоверений и обмен иностранных водительских удостоверений осуществляются в подразделениях Госавтоинспекции по месту обращения указанных лиц.

4. В случае отсутствия в подразделении Госавтоинспекции по месту обращения лица возможности проведения экзаменов на предоставление специального права на управление транспортными средствами отдельных категорий или подкатегорий и выдачи международных водительских удостоверений указанные административные процедуры (действия) осуществляются в подразделениях Госавтоинспекции, имеющих возможность их осуществления.

5. Сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий), связанных с проведением экзаменов, выдачей российских национальных и международных водительских удостоверений и обменом иностранных водительских удостоверений, устанавливаются административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений Министерства внутренних дел Российской Федерации.

II. Проведение экзаменов

6. Экзамены проводятся в форме теоретического и практического экзаменов.

7. Экзамены проводятся уполномоченными должностными лицами подразделений Госавтоинспекции, на которых в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) возложены служебные обязанности по проведению экзаменов (далее - экзаменаторы), которые достигли возраста 25 лет и имеют:

право на управление транспортными средствами тех категорий или подкатегорий, по которым будут проводиться практические экзамены;

стаж управления транспортными средствами не менее 5 лет.

8. Экзаменатор, имеющий право на проведение практических экзаменов на право управления транспортными средствами категории "А", также может проводить экзамены на право управления транспортными средствами подкатегории "А1" и подкатегории "В1" с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, категории "В" - подкатегории "В1" (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа), категории "С" - подкатегории "С1", категории "D" - подкатегории "D1", категории "СЕ" - подкатегории "С1Е" и категории "DE" - подкатегории "D1E".

Экзаменатор, имеющий право на проведение практических экзаменов на право управления транспортными средствами любой из указанных категорий или подкатегорий, также может проводить экзамен на право управления транспортным средством категории "М".

Квалификационные требования к экзаменаторам разрабатываются и утверждаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.

9. Для лиц, желающих получить право на управление транспортными средствами соответствующих категорий или подкатегорий (далее - кандидаты в водители), проводятся следующие экзамены:

а) для лиц, желающих получить право на управление транспортными средствами категорий "А", "В", "С", "D", "М", "BE", "СЕ" и "DE" и подкатегорий "A1", "B1", "C1", "D1", "С1Е" и "D1E", за исключением лиц, указанных в подпунктах "в" и "г" настоящего пункта, - теоретический и практический экзамены;

б) для лиц, желающих получить право на управление транспортными средствами категорий "Tm" и "Tb", - теоретический экзамен;

в) для лиц, желающих получить право на управление транспортными средствами соответствующих категорий или подкатегорий с любым видом трансмиссии, имеющих право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории с автоматической трансмиссией и освоивших программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий или подкатегорий с механической трансмиссией, - практический экзамен, проводимый на транспортном средстве соответствующей категории или подкатегории с механической трансмиссией;

г) для лиц, желающих получить право на управление транспортными средствами категории "D", имеющих право на управление транспортными средствами категории "Tb" и освоивших программы профессионального обучения водителей транспортных средств категории "D", - практический экзамен, проводимый на транспортном средстве категории "D" с автоматической трансмиссией.

9_1. Кандидат в водители, освоивший в установленном порядке основную программу профессионального обучения водителей транспортных средств отдельной категории, допускается к сдаче экзаменов на право управления транспортным средством подкатегории, входящей в эту категорию.

Кандидат в водители, освоивший в установленном порядке основную программу профессионального обучения водителей транспортных средств отдельной категории или подкатегории с механической трансмиссией, допускается к сдаче экзаменов на право управления транспортным средством этой категории или подкатегории с автоматической трансмиссией.

9_2. Для кандидатов в водители, прошедших соответствующее профессиональное обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий (далее - организация, осуществляющая образовательную деятельность), экзамены могут проводиться в составе организованных групп кандидатов в водители, сформированных этой организацией.

Порядок взаимодействия подразделений Госавтоинспекции с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при проведении экзаменов на право управления транспортными средствами определяется Министерством внутренних дел Российской Федерации.

10. Экзамены проводятся с использованием технических средств контроля. Состав технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, а также требования к указанным техническим средствам и условия их применения указаны в требованиях к техническим средствам контроля знаний и навыков управления транспортными средствами кандидатов в водители согласно приложению N 1.

11. В случае, указанном в подпункте "а" пункта 9 настоящих Правил, практический экзамен назначается кандидату в водители, сдавшему теоретический экзамен. Такой практический экзамен проводится в 6-месячный срок со дня сдачи теоретического экзамена.

Для кандидата в водители, не сдавшего практический экзамен в срок, установленный в абзаце первом настоящего пункта, назначается повторный теоретический экзамен, который проводится в 30-дневный срок со дня окончания срока проведения практического экзамена, установленного в абзаце первом настоящего пункта.

В случае если кандидат в водители сдал указанный повторный теоретический экзамен, ему назначается повторный практический экзамен, который проводится в порядке, установленном пунктом 11_2 настоящих Правил.

В случае если кандидат в водители не сдал указанный повторный теоретический экзамен, ему назначается повторный теоретический экзамен, который проводится в порядке, установленном пунктом 11_2 настоящих Правил.

11_1. В случаях, указанных в подпунктах "б" - "г" пункта 9 настоящих Правил, назначение и проведение соответствующих повторных экзаменов осуществляются в порядке, установленном пунктом 11_2 настоящих Правил.

11_2. Для кандидата в водители, не сдавшего теоретический экзамен, назначается повторный теоретический экзамен, который проводится не ранее чем через 7 и не позднее 30 календарных дней со дня проведения предыдущего несданного теоретического экзамена, а для кандидата в водители, не сдавшего теоретический экзамен с третьей и последующих попыток, - не ранее чем через один и не позднее 3 месяцев со дня проведения предыдущего несданного теоретического экзамена.

Для кандидата в водители, не сдавшего практический экзамен, назначается повторный практический экзамен, который проводится не ранее чем через 7 и не позднее 60 календарных дней со дня проведения предыдущего несданного практического экзамена, а для кандидата в водители, не сдавшего практический экзамен с третьей и последующих попыток, - не ранее чем через один и не позднее 3 месяцев со дня проведения предыдущего несданного практического экзамена.

11_3. Повторный теоретический или практический экзамен могут быть проведены позднее сроков, установленных абзацем вторым пункта 11 и пунктом 11_2 настоящих Правил, при поступлении в подразделение Госавтоинспекции заявления кандидата в водители о переносе сроков проведения повторного теоретического или практического экзамена.

12. Теоретический экзамен принимается с использованием автоматизированной системы (аппаратно-программного комплекса) на основе комплекта экзаменационных задач, сформированных в экзаменационные билеты.

Содержание комплекта экзаменационных задач определяется Министерством внутренних дел Российской Федерации.

При проведении теоретического экзамена проверяются знания кандидатом в водители:

б) Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения;

С 1 января 2021 года изменились особенности режима труда и отдыха водителей автомобилей. 253 нормативных акта в сфере транспорта утратили силу. Взамен им утвердили новые документы, регулирующие режим труда и отдыха водителей 2021. Утвердили новые реквизиты путевых листов, новые правила по охране труда и новые требования к квалификации.

Работодателям стоит иметь в виду, что для трудовой инспекции водители — это одна из излюбленных категорий проверяемых работников. На этих сотрудников приходится и максимальное количество штрафов. Чтобы избежать неприятностей, нужно изучить все особенности режима труда и отдыха водителей автомобилей. Вот некоторые из них.

Кого работодатели имеют право принимать на работу в качестве водителя

Принимаемый на работу водитель должен документально подтвердить:

Категории водительского удостоверения должны соответствовать ряду требований (таблица 1).

Таблица 1. Категории водительских удостоверений

Транспортное средство

Категория водительского удостоверения

Легковые автомобили (легковые такси)

Требования к опыту работы предъявляются для некоторых категорий водителей (таблица 2).

Таблица 2. Требования к опыту работы и стажу водителей в зависимости от категории

Вид транспорта

Опыт работы (стаж) водителя

Не менее трёх лет

Автобусы, осуществляющие организованную перевозку групп детей

Непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории не менее одного года

Транспортные средства, осуществляющие перевозку опасных грузов

Непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории не менее одного года

Тяжеловесные или крупногабаритные транспортные средства

Общий стаж работы в качестве водителя автомобиля не менее пяти лет, из которых не менее одного последнего года — в качестве водителя грузового автомобиля

Транспортные средства, сопровождающие тяжеловесные или крупногабаритные транспортные средства

Стаж работы в качестве водителя тяжеловесного или крупногабаритного транспортного средства не менее одного года

Для прочих категорий водителей требования не установлены. Однако внести в должностную инструкцию необходимые требования может сам работодатель.

Нанимаемый на работу водитель должен пройти медосмотр. А после приёма на работу водителя необходимо проинструктировать.

Профотбор водителей: три изменения 2021 года

Изменения коснулись профессионального отбора водителей. Он, как и прежде, состоит из двух этапов:

Рекомендуем

На семинаре слушатели получат практические рекомендации по режиму труда водителей, особенностям оформления трудовых договоров и мероприятий по охране труда, смогут разобраться требованиях к квалификации водителей.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Основы техники пользования органами управления

Под техникой управления автомобилем понимают целенаправленные действия водителя, обеспечивающие безопасность движения. Если водитель недостаточно обучен технике управления, он не успевает реагировать на меняющуюся обстановку и принимать необходимые решения для управления автомобилем. Как правило, такой водитель работает слишком напряженно, быстро устает и не может безошибочно оценивать обстановку. В его действиях неизбежно возникают ошибки, создавая предпосылки для дорожного происшествия.

На основе анализа дорожно-транспортных происшествий определены основные навыки техники управления автомобилем, хорошее владение которыми позволяет избежать аварий. Эти навыки мы и рассмотрим в этой главе.

Все упражнения построены по принципу возрастающей сложности и взаимосвязаны между собой. Обучающийся сначала знакомится с теоретической стороной каждого из них, выполняет упражнение, и затем на базе приобретенного практического опыта вновь рассматривает вместе с инструктором теоретический аспект. Это позволяет каждому ученику накопить собственный осмысленный багаж навыков по управлению машиной в различных ситуациях, которые легко восстанавливаются и по прошествии значительного времени после прохождения курса.

Посадка водителя и действия органами управления

Посадка в машину. Прежде чем садиться в автомобиль, осмотрите место вокруг него и под ним, т.к. там могут оказаться опасные предметы, животные, играющие дети.

Открывая дверь, постарайтесь не задеть за какие-либо предметы или машину, стоящую рядом.

Помните, что открытая дверь не должна создавать помех для движения других транспортных средств.

После посадки лучше сразу же закрыть дверь, чтобы ее не смог повредить порыв ветра или воздушный вихрь от проехавшего мимо на высокой скорости автомобиля.

Посадка водителя за рулем. Посадка за рулем влияет на безопасность движения самым непосредственным образом. Дело не только в том, что неправильная поза водителя вызывает излишнее напряжение мышц, а потому приводит к утомлению, но и в том, что при неправильной позе водитель не в состоянии умело управлять автомобилем.

Первое, что должен сделать водитель, когда садится за руль, это удобно разместиться, отрегулировав положение сиденья и его спинки.

Рациональная посадка для каждого водителя зависит от особенностей его телосложения и поэтому должна определяться индивидуально. При перемещении подушки сиденья водитель подбирает наиболее рациональное расстояние в зависимости от своего роста и длины ног.

Оптимальным считается расстояние, при котором левая нога до упора выжимает педаль сцепления, и при этом водитель не отрывает поясницы от спинки сиденья, не тянется за педалью; верхняя часть ноги (бедро) лежит, опираясь на подушку сиденья, а колено слегка согнуто.

Затем следует отрегулировать оптимальное положение для рук. Изменяя наклон спинки сиденья, вы подбираете расстояние, при котором руки свободно держат руль, и при этом чуть согнуты. При регулировке не забывайте о спине - она должна прилегать к спинке сиденья и при манипуляции ногами и руками оставаться в одном и том же положении. Правильная посадка водителя за рулем обеспечивает хорошую видимость дороги и наименьшую усталость, и является основой, на которой базируется безопасное вождение.

1. Нажать педаль сцепления левой ногой до упора в пол и отрегулировать сидение так, чтобы нога была слегка согнута в коленном суставе.

2. Положить левую руку на верх руля (на 12 часов) и отрегулировать спинку сиденья так, чтобы рука была слегка согнута.

3. Проверить положение за рулем, включив правой рукой дальнюю от водителя передачу (на автомобилях ВАЗ - 3-я передача или 5-я передача); регулировка правильная, если спина водителя при этом не оторвалась от сиденья.

Если после начала движения водитель вскоре начинает менять положение тела, то сидение и его спинка отрегулированы неправильно.

После этого следует отрегулировать ремень безопасности. Правильному положению ремня соответствует обхватывающая туловище на уровне бедер поперечная нижняя часть ремня, при этом плечевой ремень должен прилегать к плечу и проходить через грудную клетку. Ремень должен плотно прилегать к телу, не допускайте его перекручивания.

Затем регулируется положение подголовника так, чтобы он препятствовал перемещению головы назад, и упирался средней частью в затылок.

Далее нужно отрегулировать зеркала заднего вида так, чтобы без изменения положения тела в любой момент можно было просматривать максимальную зону позади автомобиля. Не рекомендуется использовать выпуклые зеркала, которые искажают расстояние до видимых объектов.

Внутреннее зеркало устанавливают так, чтобы видеть в него верхнюю и правую часть заднего стекла.

Боковое зеркало слева устанавливают так, чтобы в его правом нижнем углу было видно по касательной линию крыла автомобиля. Боковое зеркало справа регулируют аналогично.

Правильность положения зеркал можно проверить при наблюдении за объезжающим автомобилем слева или справа: как только его отражение начинает исчезать из внутреннего зеркала, оно тут же должно появиться в боковом зеркале.

Положение рук на руле. Основное правильное положение рук на руле строго симметричное. Правая рука должна находиться в зоне от 2 до 3 часов, а левая - соответственно от 9 до 10 часов (условно, если принять руль за циферблат часов)..

Существует два вида захвата руля. Закрытый, когда четыре пальца охватывают его снаружи, а большой находится внутри обода, что хват позволяет вам в любое время приложить максимальное усилие и остановить непроизвольное вращение руля. Открытый, когда четыре пальца охватывают его снаружи, а большой упирается в обод, что позволяет повысить "чувство руля", что повышает вашу безопасность при движении на высокой скорости на прямолинейной траектории автомобиля.

Теперь о том, как держать руль, т.е. об усилии, с которым надо сжимать обод руля. Образно говоря, его надо держать, как маленькую птичку, стараясь не задушить ее и не позволить ей улететь. К сожалению, новички часто сжимают руль, что называется мертвой хваткой. Однако так не следует поступать, только в случае крайней необходимости при движении по неровным дорогам или в критической ситуации, например, при проколе шины переднего колеса. Поэтому водитель должен быть готов к тому, чтобы в любой момент приложить все силы и суметь удержать руль в критической ситуации.

Положение ног. Правильная посадка водителя определяет и правильное положение ног на педалях управления. Левая нога, управляющая педалью сцепления, обычно располагается левее педали или на полу перед ней. Правая нога, управляющая педалью газа и педалью тормоза, располагается напротив педали тормоза с опорой на пятку.

Избегайте посадки, при которой ноги в коленях, слишком согнуты. Правая лодыжка должна всегда находиться в расслабленном состоянии, не согнутой назад по отношению к коленному суставу. Обе ноги нужно развести в стороны на ширину подушки сиденья, образуя вместе с основанием позвоночника своеобразный замкнутый опорный треугольник.

Правила и приемы пользования органами управления автомобиля

Для изучения этой темы лучше использовать автомобиль, на котором будет производиться обучение. Необходимо обратить внимание на движения рук и ног и постараться их запомнить, так как аналогичных действий нет в повседневной жизни вне автомобиля. Обучение следует проводить на стоящем автомобиле с неработающим двигателем.

Ознакомьтесь с назначением и расположением органов управления автомобиля, приборов сигнализации и контрольно-измерительных приборов, расположенных в салоне автомобиля.

Основными органами управления, которыми пользуются чаще всего, являются: рулевое колесо (руль), педаль сцепления (сцепление), педаль тормоза (тормоз), педаль управления подачей топлива (газ), рычаг переключения коробки передач (КП), рычаг стояночного тормоза (ручник), переключатель указателя поворотов, переключатель света фар, включатель габаритных огней, включатель стеклоочистителей, включатель (замок) зажигания.

Рулевое колесо. Больше значение для безопасности движения имеет скорость вращения руля. Правильное положение рук на руле обеспечивает его поворот на максимальный угол в любую сторону. В зависимости от условий водитель применяет силовой или скоростной поворота руля.

Для изменения траектории движения легкового автомобиля рекомендуется использовать скоростной способ вращения руля, который позволяет поворачивать руль в 3-5 раз быстрее, чем силовой способ. Отработку приемов вращения руля удобно проводить на автомобиле с вывешенной передней подвеской.

При скоростном способе вращения руля руки действуют поочередно, и поворот руля производится на 180°, что позволяет быстро поворачивать руль на большие углы.

Упражнение. "Вращение руля".

1. Начальная фаза вращения руля скоростным способом при повороте направо осуществляется двумя руками из положения левая - 9, правая - 3, до того момента, когда левая приблизится до 11, а правая до 5.

2. Затем правая рука отпускает руль и готовится к перехвату на И, а левая продолжает вращение до 5.

3. Как только левая рука приготовится отпускать руль, правая рука делает перехват на 11 и вращает опять до 5, после перехвата левая рука отпускается и готовится к перехвату на 11.

4. При повороте руля налево осуществляется двумя руками из положения левая - 9, правая - 3, до того момента, когда правая приблизится до 1, а левая до 7.

5. Затем правая рука вращает руль до 7, а левая готовится к перехвату на 1 соответственно.

Вращение руля должно быть плавным без остановок. Захват обода не должен сопровождаться ударом. Кисть руки в мгновение захвата движется по дуге со скоростью руля.

После отработки навыка вращения руля скоростным способом двумя руками рекомендуется освоить приемы поворота руля одной рукой с перекатом через тыльную сторону кисти и без переката. Эти способы используются при движении автомобиля задним ходом.

Упражнение "Вращение руля одной рукой"

1. При повороте руля налево левая рука - с 12 поворачивает до 7, а затем, разжимая пальцы и продолжая вращение, осуществляет перекат через тыльную сторону кисти и перехват на 5, и продолжает вращение руля до 12.

2. При повороте руля направо левая рука - с 12 поворачивает до 5, а затем осуществляет перекат через тыльную сторону кисти и перехват на 7, и продолжает вращение до 12.

Эти же приемы отрабатывают правой (12-5-7-12) и левой (12-7-5-12) рукой.

Упражнения делают сначала медленно в строгом соответствии с указанной схемой, постепенно увеличивая темп вращения руля.

На начальном этапе допускается смотреть на постановку рук на руле; когда же обучаемый усвоит правильный перехват руля, в дальнейшем контроль перехвата взглядом следует считать ошибкой. При вращении руля нельзя смотреть на него даже короткое время.

Типичные ошибки:

- скорость вращения руля неравномерна,

- нарушения координации (руки заплетаются),

- одна рука работает активнее, чем другая,

- захват обода руля изнутри или за спицы,

- при перехвате захват обода сопровождается ударом.

Контроль скорости вращения руля. Установить колеса в крайнее левое положение и сделать 10 циклов (один цикл - поворот руля из крайнего левого положения в крайнее правое и возврат в крайнее левое) с максимально возможной скоростью вращения, и установить с помощью секундомера затраченное время. Время выполнения на оценку "хорошо" составляет 35 - 40 сек.

Педаль сцепления. Управляется левой ногой. На педаль нажимают средней частью стопы, пятка ноги пола не касается, работает вся нога до бедра.

При нажатии на педаль двигатель отсоединяется от трансмиссии, и крутящий момент не передается на ведущие колеса. В этот момент можно включать и выключать передачи в КП.

Упражнение. "Сцепление".

1". Нажать на педаль быстро (на счет раз).

2. Отпускать педаль плавно (на счет раз-два-три-четыре).

Типичные ошибки:

- пятка ноги касается пола,

- резко отпускается педаль.

Педаль газа. Управляется правой ногой. Нажимать на педаль и отпускать ее следует плавно. При нажатии на педаль увеличивается подача топлива в двигатель, что увеличивает обороты и крутящий момент двигателя. Степень нажатия на педаль можно разделить на три части: 1500-2000 об/мин (малый газ), 3000-3500 об/мин (средний газ), 4000-5500 об/мин (большой газ).

Для взаимодействия педалями сцепления и газа нужно отработать следующее упражнение при неработающем двигателе.

Упражнение. "Сцепление и газ".

1. Нажать сцепление, до упора в пол (раз).

2. Слегка нажать газ (два).

3. Плавно отпустить сцепление (три - четыре - пять).

4. Нажать сцепление и одновременно отпустить газ (раз).

5. Слегка нажать газ (два).

6. Плавно отпустить сцепление (три - четыре - пять), и так далее.

Типичные ошибки:

- медленно нажимается сцепление,

- резко отпускается сцепление,

- газ отпускается раньше или позже сцепления.

Педаль тормоза. Управляется правой ногой. На педаль нажимают средней частью стопы, пятка ноги пола не касается. Нажимать на педаль следует плавно, постепенно увеличивая усилие. При нажатии на педаль создается трение между тормозными колодками и дисками или барабанами, что приводит к замедлению автомобиля.

Упражнение. "Сцепление-Газ-Тормоз".

2. Нажать газ, слегка (два).

3. Плавно отпустить сцепление (три - четыре - пять).

4. Нажать сцепление и одновременно отпустить газ (раз).

5. Плавно нажать тормоз, постепенно увеличивая усилие (два).

6. Плавно отпустить сцепление (три - четыре - пять), и так далее.

Рычаг управления КП. Управляется правой рукой. Основное положение рычага нейтральное. В зависимости от условий движения водитель выбирает передачи 1 -2-3-4. Включение производится перемещением рычага, в соответствии со схемой указанной в инструкции по эксплуатации автомобиля. Переключение передач производится только при нажатой педали сцепления. В противном случае возможна поломка КП. Переключают передачи спокойно без резких движений.

Для взаимодействия педалями сцепления, газа и рычагом переключения нужно отработать следующее упражнение при неработающем двигателе.

Упражнение. "Сцепление-Рычаг КП-Газ".

1. Нажать сцепление до упора в пол (раз).

2. Включить 1-ю передачу и слегка добавить газ (два).

3. Плавно отпустить сцепление, газ слегка нажат (три - четыре - пять).

4. Нажать сцепление и одновременно отпустить газ (раз).

5. Включить 2-ю передачу и слегка добавить газ (два).

6. Плавно отпустить сцепление, газ слегка нажат (три - четыре - пять), и так далее.

Переключать передачи по порядку вверх 1-2-3-4 и вниз 4-3-2-1.

Рычаг стояночного тормоза.

Управляется правой рукой. При поднимании рычага срабатывает храповое устройство (слышно щелчки), удерживающее рычаг в поднятом состоянии. При опускании рычага необходимо отключить его, для этого нажать кнопку на рычаге. При движении автомобиля рычаг должен быть опущен вниз.

Пуск и остановка двигателя

Перед пуском двигателя необходимо проверить уровень масла в его картере, жидкости в системе охлаждения и топлива в баке. Пуск двигателя производится в такой последовательности:

Упражнение. "Пуск и остановка двигателя".

1. Затормозить автомобиль стояночным тормозом.

2. Нажать сцепление и включить нейтральную передачу в КП.

Упражнение. "Пуск и остановка двигателя".

3. Вытянуть до упора рукоятку управления воздушной заслонки карбюратора (на холодном двигателе) или слегка нажать педаль газа (на горячем двигателе).

4. Включить зажигание поворотом ключа в замке и проверить контрольные лампы аварийного давления масла и зарядки аккумулятора (должны гореть).

5. Включить стартер на 5 - 7 с при выжатом сцеплении.

6. После начала работы двигателя отпустить сцепление и возвратить рукоятку воздушной заслонки до 1 /3 или 1 /2 ее хода, до положения, обеспечивающего устойчивую работу двигателя на минимальной частоте вращения коленчатого вала. Контрольные лампы должны погаснуть.

7. Прогреть двигатель до рабочей температуры 80 - 90 °С, постепенно возвращая рукоятку управления воздушной заслонки в исходное положение.

8. Выключить зажигание для остановки двигателя.

Если двигатель при включении стартера не начал работать, необходимо выключить зажигание и повторить пуск через 15 секунд.

При низкой температуре окружающей среды пуск двигателя затруднен из-за повышения вязкости масла, ухудшения испарения и распыления топлива, а также уменьшения емкости аккумулятора.

Основными средствами, обеспечивающими пуск двигателя являются:

- предварительный разогрев жидкости системы охлаждения или масла в двигателе с помощью дополнительного устройства;

- применение специальных сортов масел, специальных аэрозолей, испарителей топлива.

Перед началом движения после прогрева двигателя необходимо проверить, как двигатель реагирует на педаль газа. Прогретый двигатель должен быстро увеличивать обороты без перебоев.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.


В пресс-центре МВД России рассказали о планируемых изменениях в теоретическом экзамене на водительские права, передает ТАСС.

Ранее сообщалось, что число водителей, сдающих в России экзамен на права с первого раза, снизилось на 20 процентов после введения новых правил проведения практического экзамена в апреле 2021 года Как пояснили в пресс-центре МВД РФ, чаще всего кандидаты в водители ошибаются при парковке задним ходом в бокс или гараж и при параллельной парковке задним ходом.

Читайте также: