Инструкция на танк пантера

Обновлено: 05.07.2024

Сегодня мы постараемся, насколько это возможно, побывать на месте немецких танкистов, которые управляли танком T-V “Пантера”, разобраться в вопросе, как он собственно устроен. Вообще, немецкая “Пантера” стала не только одним из самых распространенных танков, но и не таким сложным в плане обслуживания, как например “Тигры” где механик-водитель после войны мог смело идти защищать докторскую работу по техническим наукам, прежде всего из-за того, что Т-6 в плане конструкции оказался более сырым.

Лобовая броня составляла 80-60 мм, которая изготавливалась из бронеплит средний и низкой твердости, она прежде всего защищала механика-водителя. Он заводил мотор Maybach HL 210 P30, мощностью в 700 лошадиных сил, но вскоре поставили более модернизированных вариант Maybach HL 210 P45. Больших сил прилагать для управления рычагами не надо было, ибо хорошо работал гидропривод с обратной связью. На первых парах производства немецкая “Пантера” не обладала телескопическими приборами наблюдения для мехвода, но эту проблему устранили к лету 43-го года, до этого было смотровое окно. Надо также добавить, что в “Пантере” не было руля, как немецком “Тигре”.

Там где сидел стрелок радист, в его распоряжения входила не только отличного качества радиостанция Fu 5, но и известный немецкий пулемет MG-34. Наводчики, в танке “Пантера” располагались в башне, слева от основного орудия 7.5-cm Kwk 42, он использовал бинокулярный прицел, и как утверждают некоторые, прибор отличался низкой надежностью, который в итоге пришлось модернизировать. В итоге, наводчик получил действительно отличный прибор, способный даже на расстоянии в 1.5-2 километра определять силуэты советских танков. Под конец войны, вместе с прицелом устанавливали и приборы ночного видения, но такую техническую новинку получило всего несколько десятков “Пантер”.

Рядом с казенной частью орудия, а если говорить точнее, то с правой стороны сидел заряжающий, который и занимался тем, что быстро вставлял в орудие 80 снарядов из боекомплекта. Их расположение регулярно изменялось, и зависело от модификации танка. Последним членом экипажа был командир, у которого было место в задней части башни “Пантеры”, у него был телескопический прибор, расположенный в командирской башенке.

В общем и целом, на данный момент большинство исследователей признают устройство танка “Пантера” достаточно удачным, и то подтверждают немецкие танкисты, которые собственно, всегда достаточно чутко относились к личному комфорту.

Гайд по немецкому среднему танку Panther II

Здравствуйте, перед вами гайд по среднему танку Panther II. Гайд будет состоять из 6 частей:
1. Знакомство с машиной
2. ТТХ
3. Плюсы и Минусы
4. Тактика и Применение в бою
5. Оборудование, снаряжение и экипаж
6. Вывод

Знакомство с машиной

Panther II – немецкий средний танк, имеющий приятное в обращении орудие, среднюю динамику и корпус размером с сарай. Отличается Пантера II приличным обзором. Броня, по сравнению с первой пантерой, стала покрепче. Как и любой другой немецкий средний танк ветви к Е-50М, Пантера II подвержена критам (критическим повреждениям).

Гайд по немецкому среднему танку Panther II

Гайд по немецкому среднему танку Panther II

Броня. Это немецкий средний танк ветви к Е-50М, а это значит, что уже начиная с этого танка мы должны учиться пользоваться броней. Броню корпуса прошивают практически все, даже башню, лишь иногда спасает маска. На первый взгляд он картонный, но можно разводить неопытных противников на выстрел, выставив из-за укрытия ВЛД (верхняя лобовая деталь) под дичайшим углом, при которым гарантированно будет рикошет. Даже тонкими бортами можно танковать, только угол должен очень острым, чтобы прошел рикошет. Но начиная с танков 9 уровня, такими уловками лучше не пользоваться. Понимаю, танковать на среднем танке с лобовой броней 100, хоть и под неплохим наклоном, покажется глупой шуткой, но поверьте, научившись ею пользоваться, то есть броней, она будет спасать Пантеру 2 в стычке с невнимательным врагом.

Обзор 390 м. Обзор почти приближается к лучшему, 390 м позволяют не чувствовать себя слепым на поле боя. Находясь среди 10 лвл, мы можем аккуратно подсвечивать танки противника, обладающие огромными размерами.

Плюсы и Минусы

Плюсы:
• Приятное орудие, обладающее неплохими точностью и ДПМ-ом. Отличается пробитием, позволяющим выживать в боях 9-10 уровня.
• Высокая максимальная скорость, с горки Пантера 2 быстро скатывается, что поможет провести успешнейший таран, при условии, что противник легче вас
• Хороший обзор – 390 м
• Броня. Умело ею пользуясь, можно отбивать снаряды от противников с плохой точностью

Минусы:
• Огромные размеры, мы больше по размерам ряда тяжелых танков 8 уровня. Вместе с этим плохая маскировка.
• Без дополнительного оборудования орудие долго сводится
• Трансмиссия спереди, шанс возгорания двигателя 20%, короче говоря, гореть мы будем, к счастью подавляющее большинство не выцеливает НЛД (нижняя лобовая деталь), за которой находится трансмиссия, и загораться от попадания в лоб мы будем нечасто. Все же огнетушитель возить нужно.
• Высокая критуемость модулей и членов экипажа

Тактика и Применение в бою

Пробитие бронебойным снарядом по сравнению с первой Пантерой несильно возросло, что говорит нам о том, что теперь нужно уменьшить дистанцию ведения боя. На средней дистанции мы можем неплохо реализовывать ДПМ, сближаться все равно придется, и тут нам поможет точность, позволяющая выцеливать и пробивать в лоб тяжелые танки 8 уровня без особых проблем. Проблемой может стать скорость сведения, но об этом позже.

Находясь в топе вы можете набивать много урона, тут, конечно же, зависит от карты. Там где нужно пострелять издали, Пантера 2 будет стрелять и пробивать противников, там где нужно помочь, Пантера 2 приедет и снимет много хп противникам. Самое главное в ближнем бою, не показывать борта, боеукладка легко критуется, также не стоит выезжать без особой надобности на тяжей, ждите пока они отстреляются, и тогда наносите им урон. Можно подвести итог, и сказать, что в топе Пантера 2 – универсал.

Если же мы оказались внизу или в середине списка, тут нам стоит вести себя крайне аккуратно. Пантера 2 – желанный враг, ведь если вы на открытой местности, то пробить вас не составит особого труда, да и по такой крупной машине как Пантера сложно не попасть. В середине списка мы можем наносить урон из-за спин союзников, или же вести бой на средней дистанции. Бывает и такое, что вас кидает против 10 лвл, которых по 5 и более штук. Вот тогда мы превращаемся в настоящий танк поддержки, сбиваем гусеницы, подсвечиваем противников, стреляем по картонным целям.

Гайд по немецкому среднему танку Panther II

Оборудование, экипаж и снаряжение

Гайд по немецкому среднему танку Panther II

Экипаж:

Набор снаряжения стандартный, но можно возить автоматический огнетушитель, который уменьшает шанс возгорания на 10%, но стоит 20к серебра.

Оборудование:

Из-за долгого сведения орудия лучше установить оборудование на уменьшение времени сведения, стабилизатор вместе с приводами наводки превратят нашу пушку в очень удобное орудие, можно даже стрелять на ходу, часто попадая.

Вывод

Пантера II – немецкий средний танк, обладающий приятной пробивной пушкой, но танк требует некоторого скилла, впрочем, откатав на ней n-нное количество боев, вы к Пантере привыкнете, т.е. поймете, как максимально использовать ее плюсы и скрывать минусы. Желаю вам нагиба на прекрасной Panther II.

Подготовил: RasSm

Еще интересное:

Здравствуйте, перед вами гайд по интересному танку, с подвижностью легкого и вооружением среднего. Гайд будет состоять из 7 частей.

Всем Привет! Сегодня я вас познакомлю с тяжелым немецким танком 10 уровня Е100. Здесь вы узнаете: как правильно на нём танковать, какое снаряжение и оборудование лучше всего нам.

Здравствуйте. Перед вами гайд по легкому танку Leopard. Возможно вы его встретили в рандоме, где он либо весело слился, либо заехал вам в борт и почему-то стал пробивать.

Эта боевая машина — возможно, самый известный танк нацистской Германии. Далеко не каждый вспомнит Pz.IV, прошедший всю войну, зато танки с “кошачьими” именами известны повсеместно. При этом за Pz.V закрепилась и репутация самого неоднозначного танка рейха.

В то время, как “Тигр” остался в памяти, как несокрушимое грозное оружие, за “Пантерой” закрепилась репутация танка потенциально мощного, но фактически — капризного и ненадёжного. Она так и не стала основным танком Панцерваффе, а надежды на то, что в каком-то из сражений она сможет сыграть решающую роль, так и не оправдались.

История создания

PZKPFW V

Первая серия “Пантер” получила индекс Ausf.D.

Следующая версия, с обозначением Ausf.A, появилась осенью 1943 года. Их башня лишилась пистолетных амбразур и бокового лючка, командирскую башенку унифицировали с узлом от “Тигра”. Прицел TZF-12 уступил место упрощённому варианту TZF-12А. Бугельная установка курсового пулемёта оказалась неэффективной, и её заменили привычной для танкистов шаровой. Ранние машины Ausf.A выпускались с бугельной стрелковой установкой.

До стадии испытаний не было суждено дойти и танку “Пантера 2“. Это был, фактически, уменьшенный “Тигр 2” с облегчённой бронёй и “тесной башней”. Образец, со штатной башней “Пантеры G”, захватили американцы.

Устройство танка

“Пантера” — первый танк Вермахта, в конструкции которого применили наклон бронелистов под рациональными углами. Верхняя лобовая плита толщиной 80мм, наклонённая под углом в 550, давала надёжную защиту даже от снарядов калибра 85мм (кроме подкалиберных). Верхняя часть борта имела толщину 40 мм при угле наклона в 400. Нижняя часть наклона не имела, но полностью закрывалась катками ходовой части и стальными экранами.

Такая броня должна была дать защиту от советских противотанковых ружей, но случаи пробития всё-таки отмечались.

Кормовой лист, тоже 40 мм, имел наклон в 290, причём наклонён был наружу, затрудняя поражение с воздуха. На “Пантере” серии G толщину верхнего бронелиста увеличили — она достигла 50 мм, угол наклона уменьшился до 300.

Башня — также из катаной брони, листы соединялись сваркой. Поворот башни — с помощью гидропривода, питающегося через устройство отбора мощности. Вспомогательный ручной привод позволял наводить орудие при отказе гидропривода.

Устройство Пантера

Механик-водитель и стрелок-радист сидели в носу корпуса, по сторонам от картера трансмиссии. В башне по левую сторону от орудия находился наводчик, справа — заряжающий, а корма башни отводилась командиру. На предсерийных “Пантерах D1” с однокамерным дульным тормозом на борту башни имелся выступ-прилив под смещённую командирскую башенку. Последующие модели получили улучшенный дульный тормоз, башенку сдвинули к центру и убрали прилив.

Основным вооружением всех серийных вариантов “Пантеры” была пушка KwK 42 калибра 75 мм. Несмотря на небольшой калибр, это было очень грозное оружие. От ранних орудий KwK 40 его отличала увеличенная длина ствола — 70 калибров против 40.

При использовании стандартного бронебойного каморного снаряда Pz.Gr 39\42 орудие пробивало 160 мм брони с дистанции в 500 метров.

Такая пробиваемость — выше, чем у более мощного 88мм орудия KwK 36. Она позволяла уверенно поражать любые танки противника.

Подкалиберный снаряд Pz.Gr 40\42 позволял пробить броню свыше 200 мм толщиной. А небольшой калибр пушки считался достоинством, позволяя увеличить скорострельность, возимый боекомплект, и монтировать орудие в небольшой по габаритам башне. Орудие имело электрический запал, пороховые газы из ствола высасывал компрессор.

Двигатель и трансмиссия

Все варианты “Пантеры” оснащались двигателем “Майбах” HL230. Это был карбюраторный 12-цилиндровый мотор объёмом в 23 литра. Блок цилиндров и головки отливались из чугуна, питание осуществлялось четырьмя двухкамерными карбюраторами типа “Солекс”. Камеры в карбюраторах включались последовательно — до 1800 об/мин, в каждом карбюраторе работала только одна камера. Для работы зажигания применялись два магнето.

Танк пантера Трансмиссия

При 3000 об/мин мотор развивал 700 л.с, но на таких оборотах он быстро перегревался. Поэтому инструкции предписывали не превышать 2600 оборотов в минуту. Мощность при этом составляла 600 л.с.

КПП соединялась с главным фрикционом карданной передачей и была полуавтоматической — при смене позиции рычага переключения автоматически выжималось сцепление, и включалась нужная пара шестерён. Планетарный механизм поворота был с КПП единым агрегатом. Управление танком облегчали приводы, оснащённые гидравлическими сервоприводами.

Ходовая часть танка — системы Книпкампа, катки в ней располагались в шахматном порядке. Фактически сплошной ряд катков давал высокую плавность хода и проходимость — равномерно распределяя давление на грунт. Оборотной стороной была сложность в производстве и ремонте, а опыт эксплуатации показал — в распутицу промежутки между катками легко забивались грязью.

Танк Пантера

Подвеска Pz.V — торсионная, на переднем и заднем катке дополнительно ставили гидравлические амортизаторы. Позже в порядке упрощения задние амортизаторы устанавливать перестали.

Прочее оборудование

Бинокулярный прицел TZF-12 первых “Пантер” имел фиксированную кратность — 2.5х при поле зрения в 30°. Упрощённый (за счёт упразднения левой трубы и превращения в монокулярный) прицел TZF-12A получил переменную кратность — от 2,5× до 5×, поле зрения при этом составляло 30° или 15°.

Командирские “Пантеры” имели дополнительные радиостанции, занимающие место некоторой части боеукладки.

В 1944 году произвели 63 “Пантеры” с приборами ночного видения. Инфракрасный прожектор и прибор наблюдения на командирской башенке дали возможность ночью наблюдать местность на расстоянии до 200 м.

Тактико-технические характеристики в сравнении с танками противника

В таблице приводятся характеристики наиболее совершенных модификаций — как “Пантеры”, так и аналогов, в том числе — её прямого предшественника Pz. IV.

PZKPFW V Panther

Pz.Kpfw.VAusf.GPz.Kpfw.IVAusf.HТ-34-85 обр. 1944 г
Длина с пушкой, м8,67,028,10
Ширина, м3,22,883,0
Высота, м2,992,682,72
Боевая масса, т44,825,732,0
Лоб корпуса, мм80/55°8045/60°
Борта и корма корпуса, мм50/ 30° - 40/30°30-2045-40/40°
Лоб башни, мм110/10°5090
Борта и корма башни, мм45/25°3052-75
Пушка75-мм KwK.42 L/7075-мм KwK.40 L/4885-мм С-53
Пулемёты2 × 7,92-мм MG-342 × 7,92-мм MG-342 × 7,62-мм ДТ
Боекомплект, выстрелов/патронов81/450087/315060/1890
ДвигательБензиновый 12-цилиндровый Maybach HL 230P45, 600 л. с.Бензиновый 12-цилиндровый Maybach HL 120TRM, 300 л. с.12 цил. V образный дизель В-2, 500 л. с.
Максимальная скорость по шоссе, км/ч553854
Запас хода по шоссе, км250210300

Цифры свидетельствуют — “Пантера” по подвижности не уступала танкам противника, а по защите фронтальной проекции — превосходила. Но Pz.V существенно тяжелее аналогов (что и давало повод относить его к тяжёлым танкам). Стоит учитывать наличие на “Шермане” стабилизатора орудия, позволяющего вести огонь с ходу.

Боевое применение

Pz.V считались настолько важными для готовящегося наступления на Курской дуге, что начало боя даже откладывали, стремясь собрать в войсках больше “Пантер”. В бою машины уничтожали любые советские танки, их лобовая броня не пробивалась 76 милиметровыми советскими орудий. Но надёжность танка оказалась неприемлемо низкой. Только при выдвижении 10-й танковой бригады на исходные позиции четверть “Пантер” вышла из строя, сломавшись.

Пантера реконструкция

В последующих боях 1943 года “Пантеры” продолжали проявлять себя, как мощные в бою, и ненадёжные в эксплуатации. Максимальное количество танков — 522 машины — удалось собрать на Восточном фронте к летней кампании 1944 года. Проблемы с надёжностью в этот период официально считались устранёнными.

В том же 1944 году “Пантеры” пошли в бой в Италии. Там их дебют тоже не принёс ожидаемого успеха — из 62 машин 1-го батальона 4-го полка за дни боёв осталось только 13 боеспособных.

При высадке в Нормандии “Пантеры”, с одной стороны, стали неприятной неожиданностью для англо-американских сил. Встретить ожидалось, как в Италии, небольшое количество Pz.V, в составе отдельных батальонов. На практике оказалось — почти половина из немецких танков в Нормандии — “Пантеры”. Но на стороне союзников были численное превосходство и господство в воздухе, а немцам в очередной раз часто приходилось бросать на поле боя сломавшуюся технику.

Когда шло контрнаступление в Арденнах “Пантеры” вновь доказали свою эффективность на открытой местности, страдая от тяжёлых потерь в городских боях.

Эпизодически трофейные “Пантеры” (под обозначением T-5) применяла Красная Армия. Вооружение танков оценивалось высоко, и, в целом, применялись они успешно. При этом отмечались сложность в эксплуатации и ремонте, а также необходимость применения высококачественного авиабензина.

Оценка проекта и след в истории

Если составлять мнение о “Пантере” по отзывам танкистов, можно сделать следующий вывод. Очень удачный проект подвела реализация. В авральных условиях конструкторы создавали новый, современный танк, почти не имеющий преемственности с освоенными в производстве машинами. Да ещё и насыщенный передовыми по тем временам техническими решениями. В такой обстановке большое количество “детских болезней” — ожидаемый результат.

Дополнительные проблемы создал ставший к 1943 году ощутимым недостаток сырья, а всеобщая мобилизация, лишая предприятия квалифицированных рабочих, вынудила использовать труд военнопленных и рабочих из оккупированных стран.

Пантера танк

По сей день мнения о ценности “Пантеры” расходятся. Согласно одной гипотезе, немцам стоило выпускать больше “Пантер”, отказываясь от производства разорительного для экономики “Королевского Тигра”. По другой версии — от самих “Пантер” следовало отказаться в пользу отработанных и неприхотливых Pz. IV.

Выводы

Если бы “Пантера” была создана в мирное время — у неё были бы все шансы стать основой танковых сил Германии на многие годы вперёд. Появись этот танк чуть раньше, когда немецкая промышленность ещё могла обеспечивать качество продукции — и в его боевой ценности никто бы не усомнился.

После войны немногочисленные эксплуатанты избавлялись от этих танков при первой возможности. В конечном итоге, “Пантера” осталась в истории, как сильный и опасный враг. Но надёжного и незаменимого союзника из неё не получилось.

Дебютант с южного фаса

Перегрузка шасси существенно повлияла на его надёжность. Частые поломки стали головной болью немецких инженеров и танкистов. Увеличить надёжность до приемлемого уровня удалось к осени 1943 года, но и позже проблемы периодически давали о себе знать.

​Эта машина была захвачена почти целой. Судя по всему, у танка сломался либо двигатель, либо коробка передач, и, попытавшись эвакуировать, немцы его бросили - Страшнее кошки зверя нет | Warspot.ru

Эта машина была захвачена почти целой. Судя по всему, у танка сломался либо двигатель, либо коробка передач, и, попытавшись эвакуировать, немцы его бросили

Средний танк с массой тяжёлого

О том, что немецкая армия получает на вооружение новый танк, советская разведка узнала в мае 1943 года. Правда, первые данные были крайне неточными. В одной из разведывательных сводок за май 1943 года фигурирует

​Танк с башенным номером 824. НИБТ Полигон, август 1943 года - Страшнее кошки зверя нет | Warspot.ru

Танк с башенным номером 824. НИБТ Полигон, август 1943 года

Для ходовых испытаний был отобран танк с башенным номером 824. Эту же машину исследовали на НИБТ Полигоне с августа 1943 года. Танк был захвачен 17 июля 1943 года в районе деревни Новоселовка Курской области танкистами 3-го механизированного корпуса, которым командовал генерал-майор С.М. Кривошеин. К моменту, когда машина вышла на испытания, её спидометр показывал 452 километра. Для не самого надёжного танка это достаточно много.

​Хорошо видно соединение листов в шип - Страшнее кошки зверя нет | Warspot.ru

Хорошо видно соединение листов в шип

​Открытый смотровой прибор механика-водителя и пулемётный порт стрелка-радиста - Страшнее кошки зверя нет | Warspot.ru

Открытый смотровой прибор механика-водителя и пулемётный порт стрелка-радиста

Испытателям удалось разогнать танк до 50 км/ч. Отмечалась хорошая манёвренность машины и очень удачная конструкция планетарного поворотного механизма с сервоприводом. При езде по шоссе средняя скорость движения составила 35 км/ч. Проблемы возникали на просёлке, где танк часто ломался. Из-за этого средняя скорость чистого движения составила 15,8 км/ч, а средняя техническая скорость — 11,4 км/ч.

​Большая кормовая часть машины являлась хорошей мишенью - Страшнее кошки зверя нет | Warspot.ru

Большая кормовая часть машины являлась хорошей мишенью

​Схема боевого отделения Pz.Kpfw.Panther. В нём было довольно тесно - Страшнее кошки зверя нет | Warspot.ru

Схема боевого отделения Pz.Kpfw.Panther. В нём было довольно тесно

Испытатели довольно высоко оценили место наводчика, которое обеспечивало ему нормальные условия для работы. Правда, из смотровых приборов он располагал только телескопическим прицелом, при переносе огня наводчик был вынужден ориентироваться исключительно на целеуказания командира. Не всё хорошо было у командира. С одной стороны, в его распоряжении была командирская башенка, которая обеспечивала круговой обзор. Тем не менее по сравнению с Pz.Kpfw.III обзорность с места командира немного ухудшилась. Сильнее всего мёртвые пространства увеличились спереди и справа — до 16–18 метров. Место командира стало довольно тесным, что несколько ограничило его возможности. Фактически кроме наблюдения за боем и руководства экипажем ничем другим он заниматься не мог.

Ещё больше не повезло заряжающему. Никаких приборов наблюдения он не имел. Быстро перезаряжать пушку он мог, лишь используя укладки первой очереди. Одна их них, на 3 патрона, находилась за заряжающим, вторая, также на 3 патрона, — в полу боевого отделения, а третья, на 18 патронов, находилась в надгусеничной полке. При использовании других укладок возникали большие проблемы. Основной боекомплект, размещавшийся по периметру боевого отделения и в надгусеничных полках, оказывался доступен заряжающему лишь при повороте башни на определённый угол. До части боекомплекта заряжающий и вовсе мог добраться лишь с помощью других членов экипажа.

​Размещение боеукладок в танке. Когда башня была повёрнута вперёд, заряжающему была доступна примерно треть боезапаса - Страшнее кошки зверя нет | Warspot.ru

Размещение боеукладок в танке. Когда башня была повёрнута вперёд, заряжающему была доступна примерно треть боезапаса

​Схема моторно-трансмиссионной группы и габариты танка - Страшнее кошки зверя нет | Warspot.ru

Схема моторно-трансмиссионной группы и габариты танка

Положительной оценки удостоилась ходовая часть немецкого танка. Испытатели отмечали очень грамотную конструкцию всех узлов ходовой части, которые, по их мнению, были хорошо скомпонованы. Ходовая часть требовала минимального времени на техническое обслуживание. Особое внимание привлекла централизованная система смазки подвески танка, которую предлагалось использовать и на отечественных машинах. Высокой оценки удостоилась торсионная подвеска с двумя параллельно расположенными торсионными валами на каждый опорный каток. По мнению испытателей, при достаточной прочности торсионных валов такая подвеска обеспечивала мягкий ход.

​Схема подвески, которую советские специалисты посчитали удачной - Страшнее кошки зверя нет | Warspot.ru

Схема подвески, которую советские специалисты посчитали удачной

Склонность к рикошетам

Из-за расположения трансмиссии немецкого танка в носовой части корпус пришлось делать довольно высоким и длинным. Он оказался на 20 сантиметров выше и на метр длиннее, чем Т-34.

​Схема бронирования корпуса и башни. В некоторых местах значения толщины брони оказались завышенными примерно на 5 мм - Страшнее кошки зверя нет | Warspot.ru

Схема бронирования корпуса и башни. В некоторых местах значения толщины брони оказались завышенными примерно на 5 мм

Практически с момента появления танков лобовая часть их корпуса была защищена лучше, чем борта и корма. К 1941 году рост бортовой брони немецких машин остановился, она составляла 30 мм. На Pz.Kpfw.III к этому времени лобовая броня достигала толщины 50 мм, а у Pz.Kpfw.IV к осени 1942 года она выросла до 80 мм. При этом толщина лобовой брони башни осталась на уровне 50 мм.

Новый немецкий танк существенно отличался от предшественников сильно дифференцированным бронированием. У Pz.Kpfw.Panther толщина бортов и лба сильно разнились с самого начала. Толщина верхнего лобового листа составила 80 мм, а нижнего — 60 мм, оба листа были установлены под углом 35 градусов. Это позволило значительно улучшить защиту корпуса. Толщина бортов также выросла, но незначительно — до 40 мм, при этом листы были установлены под углом 50 градусов. Теоретически такая броня должна была защищать от огня 45-мм противотанковых орудий. Но ещё в 1942 году в СССР началось производство 45-мм орудий с длиной ствола 69 калибров, а также появился подкалиберный снаряд. Кроме того, в противотанковых частях армий антигитлеровской коалиции всё чаще использовались орудия калибром 57–76 мм, для которых такая броня даже под наклоном не представляла особых проблем.

​Соединение в шип широко использовалось при постройке корпусов и башен Pz.Kpfw.Panther - Страшнее кошки зверя нет | Warspot.ru

Соединение в шип широко использовалось при постройке корпусов и башен Pz.Kpfw.Panther

Сборка в шип увеличила прочность сварных соединений. После изучения немецкого метода сварки такой тип соединения был внедрён на ряде советских танков. В шип соединялись лобовые листы ИС-2 со спрямлённой носовой частью, а также Т-44.

​Пробитие орудийной маски подкалиберными снарядами 45-мм пушки на дистанции 100 метров - Страшнее кошки зверя нет | Warspot.ru

Пробитие орудийной маски подкалиберными снарядами 45-мм пушки на дистанции 100 метров

Затем танк обстреляли подкалиберными снарядами. На дистанции 100 метров была пробита подвижная бронировка орудийной маски. Она была литой, что плохо отразилось на её стойкости.

По этому же танку выстрелили и из 152-мм системы МЛ-20, установленной в САУ ИСУ-152. При попадании с дистанции 1200 метров снаряд срикошетировал от верхнего лобового листа корпуса, но танку уже было всё равно. В месте попадания образовался пролом размером 360×470 мм, то есть машина гарантированно выводилась из строя. По другому танку из МЛ-20 стреляли в борт башни. При попадании осколочно-фугасного снаряда в башне образовался пролом размером 350×370 мм, затем снаряд взорвался внутри и частично её разрушил.

122-мм пушка Д-25 здесь выгодно отличалась: остроголовый снаряд БР-471 уверенно поражал лоб немецкого танка на дистанции 1500–2000 метров (правда, на самых дальних дистанциях отмечались рикошеты). А летом 1944 года был испытан тупоголовый снаряд БР-471Б, у которого дальность пробития лба немецкого танка увеличилась до 2500 метров.

По обе стороны фронта

Читайте также: