Из чего состоит шина автомобиля

Обновлено: 02.07.2024

Что представляет собой конструкция шины, сколько в качественном изделии должно быть каучука и что означает новая европейская маркировка шин - обо всем этом мы подробно расскажем в материале.

Конструкция шины

Шина состоит из обода, протектора, каркаса или бандажа, брекера и более мелких элементов архитектуры.

Обод цилиндр сложного профиля - верхняя часть колеса. Составными частями обода являются закраина, полки и ручьи. Жесткие закраины фиксируют положение шины. Полки отвечают за плотность посадки и наклонены под углом в 5 градусов.

Глубокий ручей увеличивает поперечную жесткость обода.

Бескамерные шины для большей безопасности снабжаются специальными кольцевыми выступами - подкатами или хампами, имеющими заостренный или округлый профиль. Этот элемент предохраняет борта от соскакивания в ручей при интенсивном повороте или при частичной разгерметизации.

Протектор колеса изготовлен из синтетического и природного каучука. Это основа колеса, обеспечивающая надежное сцепление шины с дорожным полотном. Существуют несколько типов рисунков протектора: дорожный, универсальный, всесезонный, зимний. Узор может быть либо симметричным, либо асимметричным.

Каркас или бандаж улучает способность покрышки выдерживать высокие скорости, а так же способствует точности изготовления шины. Чаще всего выполняется из покрытого каучуком нейлона.

Слои стального корда из высокопрочного металла образуют брекер шины. Брекер держит форму колеса и придает устойчивость.

Также шина имеет в своей конструкции полиэстровые прокладки, препятствующие избыточному давлению в шине.

Внутренний слой шины выполнен из бутилкаучука. Он служит препятствием для выхода воздуха из внутреннего пространства камеры. Бортовые полосы для защиты шины от боковых повреждений и внешних воздействий изготовлены из натурального каучука. Синтетический аналог природного материала служит для изготовления крыльевых лент шины, повышающих точность управления авто. Покрышки оснащаются также кольцевым стержнем из стальной проволоки, покрытой каучуком. Данная деталь надежно закрепляет шину на диске. Наконец, колесо оснащено бортовой защитной лентой из нейлона.

По конструкции шины делятся на диагональные и радиальные. В первом случае нити корда каркаса и брекера перекрещиваются в смежных слоях, а по середине беговой дорожки в каркасе и брекере нити наклонены под углом от 45° до 60°. Радиальные покрышки не имеют угла наклона нитей корда каркаса, зато брекер расположен под углом не менее чем в 65°.

Существуют камерные и бескамерные покрышки. Камерные шины представляют собой покрышки с камерой, оснащённой вентилем или обратным воздушным клапаном. Клапан нагнетает воздух внутрь камеры и препятствует его выходу наружу. Что касается бескамерных шин, то они имеют воздухонепроницаемый резиновый слой. Бескамерные шины герметично садятся на обод, на котором находится вентиль.

Основные элементы конструкции шины имеют свои обозначения. Типоразмер шины - это основной параметр колеса. Как правило, он обозначается тремя цифрами на фронтальной стороне изделия. Допустим, вы видите цифры: 175/65 R 14 91T. Это означает следующее:

- 175 - ширина шины в миллиметрах;

- 65 - высота шины при ширине, то есть отношение высоты профиля к ширине

- R является обозначением конструкции шины, которая может быть радиальной или диагональной;

- 14 - это число, обозначающее величину диаметра диска в дюймах;

- 91 является условным показателем для определения максимальной нагрузки на шину. Разные производители по-разному определяют этот параметр в килограммах. В заданных пределах шина не будет разрушаться и покажет отличные эксплуатационные характеристики, заявленные заводом-изготовителем.

Состав шины

Состав покрышки показан на примере шины 205/55 R 16 СontiPremiumContact весом 9,3 кг. Данная модель изготовлена из смеси, содержащей следующие материалы:

1. Каучук (природный и синтетический) - 41%;

2. Наполнители (сажа, силикаты, углерод, мел…) - 30%;

3. Упрочнители (сталь, район, нейлон) - 15%;

4. Размягчители (масла и смолы) - 6%;

5. Химикаты для вулканизации (сера, оксид цинка, различные другие химикаты) - 6%;

6. Химикаты, предотвращающие старение (против воздействия озона и усталости материала) - 1%;

Необходимо помнить, что состав резиновой смеси зависит от размеров шин и их сезонного типа. Так, компаунды для зимних и всесезонных колес в подавляющем большинстве случаем содержат производные кремния, необходимые для адаптации материала к перепадам температуры.

Маркировка шин

Традиционно на боковине шины размещена информация, содержащая индекс скорости и индекс нагрузки автошины.

Осенью 2012 года была принята новая маркировка легковых и легкогрузовых шин. Теперь все шины получают буквенное обозначение от А до G. Шкала выстроена согласно оценке торможения на мокрой дороге, топливной экономичности и уровня издаваемого при езде шума.

Не все представители шинной отрасли согласны с подобной градацией. К примеру, компания Michelin выступила с заявлением, что критерии оценки необходимо дополнить такими параметрами как срок службы, качество торможения на сухом покрытии, управляемость на мокрой дороге и срок службы.

Дополнительные обозначения на шинах

Существуют и дополнительные обозначения, которые производители шин наносят на свои изделия. Как правило, подобная маркировка касается тонкостей эксплуатации покрышки.

All Season — всесезонная автошина, предназначенная для круглогодичного использования.

Rotation — это направленная автошина. Направление вращения колеса указано специальной стрелкой.

При установке автошин, имеющих маркировку Right и Left необходимо неукоснительно придерживаться правила монтажа. То есть, шины Left только слева, а покрышки Right, соответственно, только справа.

Надписи Outside и Inside расшифровываются как Side Facing Out и Side Facing Inwards. Это ассиметричные автошины, при монтаже которых нужно строго придерживаться правил установки. Надпись Outside должна находиться с наружной стороны транспортного средства, а Inside соответственно — с внутренней.

Tubeless - обозначение бескамерной шины.

Tube Type — автошина эксплуатируется исключительно с камерой.

MAX PRESSURE — числовая величина, обозначающая максимально допустимое давление в автошине, измеряется в кПа.

Надписи RAIN, WATER, AQUA означают, что эти конструкция автошин специально сделана для дождливой погоды. Допустимо изображение зонтика.

Обозначения на шине
На боковине шины размещена информация о шине и её характеристиках

Индекс скорости автошин
Индекс скорости указывает на максимальную скорость передвижения

Индекс нагрузки автошин
Индекс нагрузки показывает максимальную нагрузку на колесо

Обод
Внешняя часть колеса - обод - представляет собой цилиндр сложного профиля, предназначенный для установки на нем шины. Эластичные и высокие борта покрышек легковых автомобилей позволяют использовать неразъемные обода – наиболее технологичные, жесткие, обладающие малой массой и легко поддающиеся герметизации.
Обод состоит из закраин (1), полок (2) и ручья (3).

Закраины фиксируют положение шины, ограничивая ее перемещение. Они должны обладать достаточной жесткостью и прочностью, чтобы воспринимать усилия, создаваемые бортами шины, а также нагрузки от монтажного инструмента и от дефектов трассы (при наезде на препятствия, с пробоем).
Полки, на которые шина опирается, выполняют обычно под углом в 5 градусов, что конструктивно улучшает плотность посадки шины.
Для безопасного использования бескамерных шин полки снабжают специальными кольцевыми выступами - подкатами (хампами), имеющими заостренный или округлый профиль. Этот элемент предохраняет борта от соскакивания в ручей при интенсивном повороте или при пониженном давлении накачки (частичной разгерметизации). Подкаты на обеих полках увеличивают безопасность, но затрудняют перебортовку колеса. По этой причине один из парных хампов зачастую имеет несколько меньшую высоту, чем его сосед.
Ручей, облегчающий монтаж и демонтаж шины, исполняют достаточно глубоким. Это, в свою очередь, увеличивает поперечную жесткость обода.
Хотя наиболее технологичным является симметричное расположение ручья, однако чаще всего по компоновочным соображениям его несколько смещают относительно продольной плоскости симметрии наружу. Такая конструкция дает больший простор для размещения тормозных механизмов колеса.

КОНСТРУКЦИЯ ШИНЫ

1. Протектор - сделан из синтетического и природного каучука. Он обеспечивает надёжное сцепление шины с дорожным полотном.
2. Каркас (Бандаж) - сделан из покрытого каучуком нейлона и улучшает способность шины выдерживать высокие скорости, а так же способствует точности изготовления шины.
3. Брекер (Слои стального корда) - изготовлены из высокопрочной стали. Предназначены для улучшения сохранения формы шины, а так же для повышения устойчивости автомобиля.
4. Прокладки из текстильного корда - сделаны из полиэстера и оказывают сопротивление избыточному давлению в шине.
5. Внутренний слой - сделан из бутилкаучука. Служит препятствием для выхода воздуха из внутреннего пространства шины.
6. Бортовые полосы - изготовлены из природного каучука и предназначены для защиты шины от боковых повреждений и внешних воздействий.
7. Крыльевая лента - изготовлена из синтетического каучука. Повышает комфорт езды, улучшает точность управления автомобилем.
8. Кольцевой стержень - сделан из стальной проволоки покрытой каучуком. Служит для надёжного закрепления шины на колёсном диске.
9. Бортовая защитная лента - изготовлена из нейлона. Улучшает стабильность и точность управления.

СОСТАВ ШИНЫ

Конструкция шины содержит различные составные части в разнообразных сочетаниях. Эти составные части отличаются друг от друга в зависимости от типоразмеров шин и их типа (летние или зимние шины).

Ниже они обозначены на взятой в качестве примера шине 205/55 R 16 СontiPremiumContact. Вес изображенной здесь шины составляет 9,3 кг.

1. Каучук (природный и синтетический) - 41%
2. Наполнители (сажа, силикаты, углерод, мел…) - 30%
3. Упрочнители (сталь, район, нейлон) - 15%
4. Размягчители (масла и смолы) - 6%
5. Химикаты для вулканизации (сера, оксид цинка, различные другие химикаты) - 6%
6. Химикаты, предотвращающие старение (против воздействия озона и усталости материала) - 1%
7. Прочие - 1%

По конструкции шины делятся на диагональные, у которых нити корда каркаса и брекера перекрещиваются в смежных слоях, а угол наклона нитей по середине беговой дорожки в каркасе и брекере от 45° до 60°; радиальные, (радиальные шины бывают со съемным протектором) у которых угол наклона нитей корда каркаса 0°, а брекера -не менее 65°. Эти шины имеют каркас с меньшим числом слоев корда, чем у диагональных, мощный брекер чаще металлокордный, что обеспечивает меньшие окружную деформацию шины при качении и проскальзывании протектора в контакте с дорожным покрытием и как следствие радиальные шины имеют меньшие теплообразование и потери на качение, большие сроки службы, максимальную нагрузку и допустимую скорость.

ВИДЫ РИСУНКОВ ПРОТЕКТОРА

дорожный (Д), летние - наиболее распространенные. Их отличают четко выраженные продольные канавки для отвода воды из пятна контакта протектора с дорогой, слабо выраженные поперечные канавки и отсутствие микрорисунка. Кроме того, они имеют обязательный плавный (скругленный) переход от протектора к боковинам. Шины этого типа обеспечивают максимальное сцепление с сухой и мокрой дорогой, обладают максимальной износостойкостью и наилучшим образом приспособлены для скоростной езды. Для движения по грунтовым дорогам (особенно мокрым) и зимой они малопригодны.
всесезонный - хорошо приспособлены для работы на сухом и мокром асфальте, отличаются удовлетворительной приспособленностью к зимним дорогам большим износом, чем летние. Рисунок протектора всесезонной шины более разветвленный, причем элементы рисунка группируются в хорошо различимую "дорожку" и разделены канавками разной ширины; на элементах рисунка - "шашках" - имеются узкие прорези дополнительного микрорисунка. Как правило, на этих шинах маркировка all season, или условные знаки (снежинка или капля).
универсальный (У) - (по отечественной терминологии) предназначены для работы на дорогах любого качества. Причем четкую границу между ними и всесезонными провести бывает довольно трудно. Отличаются они прежде всего более глубоким и разветвленным рисунком протектора. Дело в том, что, под дорогами "любого качества" в СНГ можно понимать 60-80 % всех дорог, включая и бездорожье, поэтому этот тип шин во многом - отечественное изобретение. По западным меркам к универсальным можно отнести шины типа М+S (Mud and Snow - грязь и снег) в варианте с менее расчлененным канавками рисунком протектора, со слабо выраженным микрорисунком или без него. повышенной проходимости (ПП), преимущественно для работы по мягкому грунту.
зимний (З) предназначен для работы на заснеженных и обледенелых дорогах, сцепные качества покрытия которых могут изменяться, в зависимости от ситуации, от минимальных (гладкий лед или каша из снега и воды) до небольших (укатанный снег на морозе). Рисунок протектора таких шин имеет четко выраженные "шашки" от продольных и поперечных канавок значительной глубины. У "шашек" сложный фигурный рельеф для увеличения рабочих боковых поверхностей, а также разветвленный микрорисунок. Зимние шины также обозначаются индексом M+S. Зачастую они имеют строго определенное направление движения (указано стрелкой).
карьерный (Кар) - для работы карьерах, лесозаготовках и т. п.

С точки зрения устойчивости и управляемости автомобиля, главным его элементом являются шины. Именно они находятся в контакте с дорогой и обеспечивают силы, необходимые для поворотов, удержания на траектории, торможения и разгона. Дополнительными функциями стали комфорт движения и топливная экономичность. Износ и необходимость периодической замены покрышек также относятся к области автомобильной экономики, детали эти недёшевы в силу своей технологичности и требований по безопасности.

автомобильные шины

Перечень задач, предъявляемых к автомобильной шине

С появлением первых пневматиков на колёсах главной функцией считалось смягчение толчков от неровностей дороги. Сейчас с этой задачей неплохо справляются подвески, а в отношении шин выдвигаются иные требования:

  • протектор должен обеспечивать максимальный уровень сцепления с любым дорожным покрытием;
  • шина должна иметь минимальный коэффициент трения качения без излишнего повышения давления, что снизит комфорт;
  • покрышки гражданских автомобилей обязаны обладать широкой универсальностью, это в спортивных дисциплинах возможно менять резину перед каждым участком дороги;
  • цена шины не должна быть запредельно высокой, поэтому при выборе материалов и технологий конструкторам не приходится чрезмерно увлекаться передовыми научными достижениями;
  • важным требованием становится износостойкость протектора, шина может отлично держать дорогу, но это нельзя делать за счёт быстрого расхода резины;
  • для максимальной безопасности колесо не имеет права разбортовываться в поворотах, взрываться от ударов о неровности или легко прокалываться на острых камнях, что особенно важно для внедорожников.

Универсальных шин не существует, даже если об этом иногда заявляется в рекламных материалах. Существуют правила сезонности, а также преимущественного характера эксплуатации по асфальту, бетону, гравию или грунту. Отсюда важно знать, чем конкретно обеспечиваются те или иные свойства автомобильной резины.

Из чего состоит шина

В конструкции покрышки выделяют следующие составные части, выполненные в едином монолите:

  • зона протектора, где резина изнашивается в первую очередь, и где нанесён её рисунок, определяющий назначение шины;
  • брекер, размещённый под протектором и определяющий сохранение его геометрии под давлением, а также воспринимающий нагрузки от мелких неровностей;
  • стальной корд (иногда текстильный), формирующий силовой каркас шины;
  • боковины, обрезиненная часть корда;
  • посадочные борты, придающие герметичность в бескамерном варианте и содержащие стальные кольца для стабилизации посадки на диск.

устройство шины

Без такого усложнения структуры покрышки достижение нужных свойств невозможно, можно сказать, что важен каждый из перечисленных элементов, а не только состав резиновой смеси и рисунок в зоне контакта с дорогой.

Радиальные, диагональные и металлокордные

Силовые свойства определяются материалом и расположением нитей корда. Постепенно выработался единый подход к конструированию – дорожная резина, в том числе работающая на высоких скоростях, должна иметь радиальное плетение металлических нитей, так обеспечивается минимальный боковой увод колёс при сохранении комфортного поглощения неровностей. А резина для машин, эксплуатирующихся в более тяжёлых условиях и на меньших скоростях, требует высокой прочности с сохранением некоторой гибкости профиля, отсюда применение несколько устаревшего диагонального плетения и текстильного капронового корда. Причём многослойного, прочность нужна действительно высокая.

диаганальная и радиальная шины

Боковина шин диагонального типа плохо противостоит боковым уводам, то есть отклонениям плоскости вращения от траектории в поворотах, зато за счёт перекрещивания нитей корда прекрасно противостоит повреждениям от ударов.

Рисунок и материал протектора

Сцепление с дорогой и долговременная стойкость определяются рисунком и составом резиновой смеси. Более твёрдая резина обладает долговечностью, но менее уверенно держит дорогу. Мягкие шины склонны к перегреву и быстрому износу, но лучше цепляются за дорогу при том же внутреннем давлении. Компромисс ищется для любых конкретных условия, особенно для сезонных шин. Зимние всегда мягче, поскольку любая смесь меняет свои свойства от температуры.

рисунок протектора шины

Без рисунка протектора обойтись могут только шоссейные автогонщики. Но и они в условиях дождя используют шины с канавками для отвода воды. В гражданском применении протектор нужен для работы по загрязнённой поверхности, скользким покрытиям. У внедорожников он превращается в набор крупных грунтозацепов, а у зимней резины – в мелкие ламели с острыми кромками.

Каркас и борт шины

При подаче воздуха под давлением шина распрямляется, принимает заданную форму и остаётся в таком положении с дальнейшим ростом давления воздуха. Для такой фиксации использован армирующий корд, расположенный под резиновым слоем боковин. Заканчиваются боковины бортами, на которые наносится герметизирующий слой мягкой резины, поскольку практически все шины изготовлены в бескамерном варианте. Частью корда можно считать брекер, формирующий геометрию протектора, он тоже представляет собой металлическое плетение.

Разновидности шин по назначению

Основные категории покрышек распределяются по сезонности применения, конструкции автомобилей и характеристикам дорог:

шины разного назначения

Существуют и специальные типы шин, без протектора (слики) для гоночных автомобилей, грузовые покрышки для спецтехники и особые баллоны низкого давления для вездеходов. Это мелкосерийные и узко специализированные изделия.

От чего зависит износ шин

Характер износа будет указывать на вызвавшие его причины. В основном это связано со злоупотреблением спортивной ездой и нарушениями в работе и геометрии подвески. Неравномерное распределение высоты протектора в поперечном направлении также связывается с неверно выбранным давлением.

Для уменьшения износа необходимо:

  • стараться избегать резких разгонов, торможений и прохождения поворотов на предельной скорости;
  • следить за установленной величиной давления;
  • избегать перегрева, вызванного движением на высоких скоростях;
  • следить за сохранностью положенных углов установки колёс на обеих осях;
  • поддерживать в исправности амортизаторы и прочие элементы подвески;
  • вовремя обслуживать тормозные механизмы и ступичные подшипники.

виды износа шин

Основаниями для замены шин служат появление индикаторов износа, величины остаточного протектора ниже законодательной нормы, а также разрушения каркаса и брекера. Экономия, когда такие колёса пытаются отремонтировать, недопустима, это крайне небезопасно.

Протектор - это массивный слой высокопрочной резины, соприкасающийся с дорогой. По наружной поверхности он имеет рельефный рисунок в виде выступов и канавок между ними. Протектор определяет износостойкость шины, качество сцепления колеса с дорогой, а также уровень шума и вибраций. Протектор определяет приспособленность шины для работы в различных дорожных условиях. По типу рисунка протектора шины делятся на четыре основные группы: летние (дорожные),зимние (шипованные и фрикционные) всесезонные (универсальные), и карьерные (повышенной проходимости).

Устройство шины

  1. Протектор - сделан из синтетического и природного каучука. Он обеспечивает надёжное сцепление шины с дорожным полотном.
  2. Каркас (Бандаж) - сделан из покрытого каучуком нейлона и улучшает способность шины выдерживать высокие скорости, а так же способствует точности изготовления шины.
  3. Брекер (Слои стального корда) - изготовлены из высокопрочной стали. Предназначены для улучшения сохранения формы шины, а так же для повышения устойчивости автомобиля.
  4. Прокладки из текстильного корда - сделаны из полиэстера и оказывают сопротивление избыточному давлению в шине.
  5. Внутренний слой - сделан из бутилкаучука. Служит препятствием для выхода воздуха из внутреннего пространства шины.
  6. Бортовые полосы - изготовлены из природного каучука и предназначены для защиты шины от боковых повреждений и внешних воздействий.
  7. Крыльевая лента - изготовлена из синтетического каучука. Повышает комфорт езды, улучшает точность управления автомобилем.
  8. Кольцевой стержень - сделан из стальной проволоки покрытой каучуком. Служит для надёжного закрепления шины на колёсном диске.
  9. Бортовая защитная лента - изготовлена из нейлона. Улучшает стабильность и точность управления.

Шины бывают:
зимние , всесезонные и карьерные. Шины для различных условий отличаются рисунком протектора, химическим составом резины, конструкцией и другими элементами. На зимних шинах не стоит ездить летом. Они работают при температурах меньших +9 ° С, а после этого становятся мягкими, как пластилин, быстро изнашиваются и не "держат" дорогу. Летние шины зимой "дубеют" и скользят, как пластмасса.
камерные и бескамерные . Камерные шины состоят из покрышки и камеры с вентилем. Бескамерные шины имеют воздухонепроницаемый резиновый слой (вместо камеры). Герметичность в них достигается плотной посадкой покрышки на обод. Вентиль для нагнетания воздуха в шину размещается и герметизируется в отверстии обода колеса.
Будьте внимательны! Не рекомендуется установка камер в шины бескамерной конструкции. Это приводит не только к существенному изменению поведения шины на дороге, но и к опасности перегрева и разрушения шины при движении с высокой скоростью.

Маркировка шин:

Система условной классификации качества шин
Помимо описанных выше характеристик, на боковину шины могут быть нанесены условные показатели качества шин, относящиеся к так называемой Системе условной классификации качества шин.

Показатель износа
Показатель износа является важнейшей характеристикой, показывающей, как долго шина останется работоспособной. Протектор каждой шины подвержен износу и очень важно не пропустить тот момент, когда он достиг критического уровня и шина уже не может обеспечить должное сцепление с дорожным покрытием.
Каждая новая модель шины проходит тестирование по официально установленной методике, и ей присваивается показатель износа протектора, который теоретически соответствует продолжительности "жизни" шины. ВАЖНО ПОМНИТЬ, что показатель износа является теоретической величиной и не может быть напрямую связан с практическим сроком эксплуатации шины, на который значительное влияние оказывают дорожные условия, стиль вождения, соблюдение рекомендаций по давлению, регулировка углов схода-развала автомобиля и ротация колес. Показатель износа представлен в виде числа от 60 до 620 с интервалом в 20 единиц. Чем выше его значение, тем дольше выдерживает протектор при испытаниях по установленной методике.

Показатель сцепления
Показатель сцепления определяет тормозные свойства шины. Они измеряются путем тестирования при прямолинейном движении на мокрой поверхности. Для обозначения показателя сцепления используются буквы от "А" до "С", при этом "А" соответствует максимальному его значению.

Температурная характеристика
Температурная характеристика показывает способность шины выдерживать температурный режим, который позволяет сохранять характеристики шин, заложенные заводом-изготовителем, в зависимости от климатических условий эксплуатации. Этот показатель является одним из важных вследствие того, что шины, изготовленные из резины и других материалов, меняют свойства под воздействием высоких температур. В случае с температурной характеристикой также используют буквенный индекс от "Л" до "С", где "А" соответствует максимальному сопротивлению к нагреву. Поэтому, зимние шины, как правило, мягче летних и не "дубеют" с понижением температуры, летом же они, наоборот, начинают "таять". Рисунок протектора зимних шин намного грубее, со множеством специальных углублений - ламелей, на боковине обычно имеется маркировка M+S (Mud + Snow) - грязь и снег и/или Winter - зима. Таким образом, на данный момент разделение шин на летние и зимние носит ярко выраженный характер. Хотя некоторые производители применяют технологии выпуска шин, пригодных для любых климатических условий, но такие шины пока далеки от совершенства.

Маркировка DOT
Маркировка DOT является чем-то вроде "отпечатка пальцев" шины. Ее наличие говорит о том, что данная шина соответствует нормам безопасности шин Транспортного Департамента США (Department of Transportation) и допущена к эксплуатации. DOT - это Американская система сертификации. На покрышках, поставляемых на российский рынок, чаще всего встречается метка Е, которая свидетельствует о соответствии европейским стандартам. Такие метки могут встречаться как вместе, так и по отдельности, все зависит от страны-изготовителя. Для примера рассмотрим следующую маркировку: DOT M5H3 459Х 064. Первые буквы и цифры, следующие за аббревиатурой DOT, служат для обозначения фирмы-производителя и заводского кода. Третья, четвертая и пятая буквы, 59Х, обозначают код типоразмера, которым по выбору специфицируют шины их производители для указания их размера и некоторых характеристик. Последние три цифры указывают на дату изготовления: первые две относятся к неделе, а последняя к году производства. Так, 064 значит, что шина была изготовлена в шестую неделю 1994 года. Все шины должны соответствовать как международным, так и российским стандартам.

Индекс давления
Уровень внутреннего давления в шине оказывает влияние на эксплуатационные характеристики Вашего автомобиля. Даже самые качественные шины не справятся со своей задачей, если будут работать при неправильно установленном давлении. Его точное значение зависит от типа автомобиля и, в определенной степени, от выбора водителя. Рекомендованное для данного типа автомобиля давление обычно указано в наклейке на торцевой части двери или стойки салона, или на внутренней поверхности перчаточного ящика и крышки топливного бака.

Автомобильная шина представляет собой очень сложную инженерную конструкцию с множеством функций и задач. На протяжении многих лет конструкция ее менялась в зависимости от потребностей автовладельцев, мощности автомобилей и развития технологий. История автомобильной шины началась как вторая жизнь обычного садового шланга, и насчитывает уже более столетия. ХХ век – это время расцвета автомобильной шины, как изобретения. К чему же инженеры пришли сейчас?


Основным назначением автошины является функция амортизации толчков и ударов, передаваемых подвеске автомобиля, обеспечение надежного сцепления колеса с дорогой, управление, а так же передача тяговых и тормозных сил на дорожное полотно. Самый значимые показатели шин – это коэффициент сцепления с трассой, проходимость, грузоподъемность, шумность и расход топлива. Компании-производители стараются спроектировать свою продукцию так, чтобы она отличалась надежностью, износостойкостью и максимальной комфортностью.
По своей конструкции шины мало чем отличаются друг от друга. Есть подразделение на тип конструкции каркаса (радиальную и диагональную) и тип протекторного рисунка (дорожные, универсал, зимние, с повышенной проходимостью), так же профилю поперечного сечения. Ранее шины так же подразделялись по способу герметизации (камерные и безкамерные), но технология производства ушла вперед и камерных шин уже не выпускают.
Детали, из которых состоит автомобильная шина:

Рассмотрим каждую из деталей шины.

Каркас является главное силовой частью автошины, благодаря ему обеспечивается форма и прочность конструкции. Он состоит из одного или нескольких слоев обрезиненного корда. Именно каркас влияет на показатели допустимой нагрузки и давления воздуха в шине.
Каркас покрыт кордом. В прошлом это был обрезиненный слой ткани, сейчас он чаще всего металлический – стальной, однако, встречаются, и хлопковые, вискозные, нейлоновые, кевларовое и др. Технологи постоянно находятся в поиске оптимальных инженерных решений для своих изделий, поэтому материал, из которого изготавливают корд, чаще всего объясняется дальнейшим применением автошины.

Брекер состоит из нескольких слоев корда, и находится между каркасом и протектором. Его задача – улучшать связь каркаса и протектора, предотвратить отслоение последнего под действием центробежных и внешних сил, амортизировать удары и прочие нагрузки, повысить сопротивление каркаса всевозможным механическим повреждениям. В радиальных шинах брекер жесткий и чаще всего усиленный, по сравнению с диагональными шинами. Особенностью брекара любой покрышки является то, что в нем нити корда непременно пересекаются вне зависимости от типа самой шины.

Протектор – это толстый слой резины, непосредственно соприкасающийся с дорожным полотном во время поездки. Снаружи он имеет рельефный рисунок со множеством канавок и блоков. Именно по форме рисунка можно определить функцию шины: дорожную, универсальную, зимнюю, с повышенной проходимостью и т.д. Отдельно стоит упомянуть плечевую зону протектора, поскольку она имеет отдельную функцию – увеличение боковой жесткости шины, принимает на себя часть боковых нагрузок и улучшает сцепку протектора и каркаса.

Боковины, расположенные между бортом и плечевыми зонами, - это слой резины, обеспечивающие защиту шины с боков. На боковинах компании-производители ставят необходимую маркировку.

Борт – довольно жесткая часть шины, она служит крепежом на ободе колеса, в случае безкамерной шины – выполняет функцию герметизации. Представляет собой жесткое кольцо, выполненное из стального прута, обтянутого резиной. С наружной стороны дополнен специальной лентой для защиты от истирания о поверхность обода, а так же повреждений при монтаже.

Условия эксплуатации автомобильных шин – самые разные, начиная от городских хайвей-трасс, заканчивая проселочными дорогами и бездорожьем. Разные рисунки протектора, резиновые смеси, дополнения в виде ошиповки, делают из каждой шины уникальное изделие, созданное для обеспечения комфорта во время поездки, безопасности водителя и его автомобиля.

Читайте также: