К каким тяжелым последствиям приводят дтп

Обновлено: 17.05.2024

В повседневной жизни ни у кого не вызывает сомнений, что при столкновении транспортных средств водитель, который имел преимущество для движения в конкретной дорожной ситуации, априори не может быть виновен в наступившем дорожно-транспортном происшествии.

При этом любой обыватель скажет, что в ДТП виновен водитель, не имевший преимущество для движения (например, выезжал с второстепенной дороги или перестраивался с одной полосы на другую).
Сотрудники ГИБДД принимают решение именно по указанном выше принципу без установлений всех обстоятельств дела.


Многие водители, привлеченные к административной ответственности, ввиду незначительности административного наказания не обжалуют действия сотрудников ГИБДД, в связи с чем, сложилась указанная выше практика принятия решения по таким делам.


Однако, когда речь касается уголовной ответственности, когда следствие начинает более тщательно разбираться в уголовном деле (в том числе проводить автотехнические экспертизы), то установление причинной связи приходит в тупик. Причина данной проблемы изложена ниже.


Проведение автотехнической экспертизы может позволить определить имел ли техническую возможность водитель, имеющий преимущество для движения, предотвратить столкновение с автомобилем, не имеющего преимущество для движения.


Как пример можно привести перекрестное столкновение транспортных средств на перекрестке неравнозначных дорог. Один водитель, двигаясь по второстепенной дороги, нарушая п. 13.9 ПДД РФ (требование уступить дорогу), создает опасность для движения водителю, движущемуся по главной дороге, а последний обязан выполнять требования ч. 2 п. 10.1 ПДД РФ (в момент возникновения опасности для движения принять меры к торможению вплоть до остановки транспортного средства).


В ходе автотехнической экспертизы можно определить имел ли возможность водитель, движущийся по главной дороге предотвратить столкновение или нет.


В случае если водитель, который двигался по главной дороге, не имел технической возможности предотвратить столкновение, то однозначно действия водителя, выезжающего с второстепенной дороги находятся в причинно-следственной связи с ДТП и наступившими последствия.


Но как ценить действия водителей и определять причинно-следственную связь в случае если водитель автомобиля, движущийся по главной дороге имел возможность предотвратить столкновение?


Указанные рекомендации являются базой при производстве автотехнических экспертиз, и повседневно используются экспертами- автотехниками в своей работе.


Согласно указанных Методических рекомендаций для установления наличия и степени вины водителя, не имеющего преимущество для движения, необходимо решить вопрос о причинной связи между его действиями и наступившими последствиями, т.е. установить, являлись ли его действия причиной происшествия или условиями, создавшими возможность его возникновения.


На практике действия водителя могут находиться в причинной связи с созданием опасной обстановки (то есть являться необходимым условием происшествия), а могут состоять в причинной связи с созданием аварийной обстановки (то есть являться причиной происшествия).


При этом, причинно-следственная связь действий водителя с наступившими последствиями будет лишь в действиях водителя создавшего аварийную обстановку (т.е. создавшего причину ДТП). Причинно-следственная связь лица, создавшего условия возникновения происшествия исключается.


В рекомендованной научной литературе причиной дорожно-транспортного происшествия признается обстоятельство, послужившее причиной возникновения аварийной обстановки, т.е. обстановки, в которой остальные участники ДТП были лишены возможности предотвратить происшествие.


Следовательно, причиной происшествия являются обстоятельства, необходимые и достаточные для того, чтобы происшествие произошло.


Необходимыми условиями возникновения дорожно-транспортного происшествия признаются обстоятельства, создавшие опасную обстановку, в которой остальные участники ДТП еще имеют возможность предотвратить происшествие, но по каким-либо причинам этого не сделал. Причинно-следственная связь между действиями, создающими опасность для движения и наступившими последствиями исключается.


Рассматривая указанный выше пример с перекрестным столкновением, можно установить, что действия водителя, движущегося по второстепенной дороге, с технической точки зрения, являлись необходимым условием для наступления события происшествия, но не являлись достаточными для наступления последствий, так как водитель, движущийся по главной дороге располагает возможностью предотвратить ДТП.


Рассматривая действия водителя, который осуществлял движение по главной дороге, можно установить, что последний имел возможность предотвратить ДТП. Наличие технической возможности у данного водителя предотвратить ДТП предполагает собой, что в случае своевременно принятия решение на действия создающие опасность, последний мог снизить скорость своего автомобиля и остановится до автомобиля, выезжающего с второстепенной дороги, тем самым исключив возможность контакта транспортных средств как такового.


Иными словами последствия от ДТП можно было бы избежать если б водитель, движущийся по главной дороге, своевременно стал снижать скорость своего движения.


Таким образом, действия водителя, который движется по главной дороге и располагает технической возможностью предотвратить ДТП, являются и необходимыми и достаточными для наступления события происшествия, а также для наступления последствий от ДТП, т.е. они создают неизбежность происшествия, а значит аварийную обстановку.


Таким образом, в случае если водитель автомобиля, движущийся по главной дороге располагает технической возможность предотвратить ДТП с автомобилем, выезжающим с второстепенной дороги, то именно его действия находятся в причинно-следственной связи с событием ДТП. Вина водителя выезжающего с второстепенной дороги в такой ситуации исключается.


Однако на практике в разных регионах страны по разному устанавливают причинную связь в указанных дорожных ситуациях. В одних регионах к ответственности привлекают обоих водителей, в других привлекают водителя, выезжающего с второстепенной дороги, в третьих – наоборот водителя движущегося по главной дороге.


На сегодняшний день данная проблема требует разъяснения высшей судебной инстанции для однообразности принятия решения по данной категории дел.

Об авторе

Дорожно-транспортное происшествие – это риск получения травмы.

Согласно данным Госавтоинспекции, опубликованным на официальном сайте ведомства в 2020 году в Российской Федерации произошло 137 662 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибло 15788 человек и 175170 получили ранения.

Показатели аварийности предполагают необходимость получения теоретических знаний и правоприменительной практики по данному вопросу.

Если в результате аварии есть лицо, которое пострадало, необходимо определить степень тяжести причиненного вреда здоровью. Виновник аварии должен компенсировать вред, который причинил здоровью пострадавшего. Тяжесть наказания и размер компенсации зависит от того, насколько тяжелыми были увечья.

Тяжкие телесные повреждения при ДТП (статья 264 УК РФ)


Если произошло ДТП и есть пострадавший, виновник должен в обязательном порядке понести наказание.

В некоторых случаях речь может идти и об уголовной ответственности. Все будет зависеть от того, насколько серьезно пострадал человек. Учитывается также тот факт, умышленно или нет было совершено ДТП виновником.

В некоторых случаях происходит умышленный наезд водителем на другого человека.

Водитель может совершить подобное преступление из желания отомстить, навредить, устранить конкурента или соперника.

Если в результате аварии человек получает тяжелые телесные повреждения, которые впоследствии стали причиной тяжкого вреда здоровью, и сделано это было целенаправленно, речь пойдет уже об убийстве.

Если мы имеем дело с такой ситуацией, то ответственность наступает в соответствие с Разделом VII УК РФ.

Статья 264 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Статья имеет шесть подпунктов. Каждый из них определяет разную меру наказания в зависимости от наличия отягчающих обстоятельств.

К отягчающим обстоятельствам в соответствие со статьей 264 УК РФ относят:

  • обнаружение в крови виновника запрещенных веществ – алкоголя, наркотических и психотропных веществ;
  • водитель скрылся с места ДТП;
  • смерть пострадавшего;
  • пострадавших в результате аварии более двух.

Наказание и степень ответственности виновного никак не зависит от того, кто пострадал в результате его действий – другой водитель или пешеход. Наказание также определяется сводом правил движения, которые своими действиями нарушил виновник.

Как классифицируется вред здоровью при ДТП

Как классифицируется вред здоровью при ДТП


Существует несколько критериев разграничения степени тяжести причиненного ущерба. Определение конкретной степени зависит от потери трудоспособности и наличия угрозы для жизни.

Легкий

Подробное описание легкой степени тяжести полученных увечий описано в дополнении к статье 12.24 КоАП РФ.

Под легкой степени тяжести полученных увечий понимается кратковременная потеря трудоспособности.

В данном приказе указано, что получение таких травм может стать причиной нахождения в стационаре или на амбулаторном лечении с оформлением больничного листа сроком до трех недель.

Если у пострадавшего помимо небольших царапин и гематом ничего не диагностировано, такие повреждения нельзя отнести даже к легким повреждениям. Следовательно, наказания никто в данном случае никакого не понесет.

Если у человека все же имеются легкие телесные повреждения, водитель будет привлечен к административной ответственности в соответствие со статьей 12.24 КоАП РФ. Водителю грозит наложение штрафа в размере от 2 500 до 5 000 рублей. В некоторых случаях виновник аварии может лишиться прав сроком до полутора лет.

Средний

Средняя степень тяжести – это повреждения, которые не представляют угрозы для жизни или составляет утрату трудоспособности 10 до 30 процентов включительно, а период нахождения на листке нетрудоспособности устанавливается продолжительностью свыше трех недель (более 21 дня).
В данном случае также наступает административная ответственность по статье 12.24. Виновнику назначается штраф в размере 10 000 – 25 000 рублей или лишение прав на период до 24 месяцев.

Тяжкий

Если полученные увечья классифицируются, как причинение тяжкого вреда здоровью, тогда речь идет об уголовной ответственности. Под такими повреждениями понимаются увечья, которые являются угрозой для жизни пострадавшего. Чтобы классифицировать такие травмы, назначается судебно-медицинская экспертиза.

Со смертельным исходом

Если пострадавший умирает на месте аварии или спустя какое-то время в больнице, заводится уголовное дело и определяется связь между травмами в результате ДТП и смертью. Водитель, который стал виновником ДТП со смертельным исходом, вполне может получить реальный тюремный срок.

Критерии причинения тяжкого вреда здоровью при ДТП

Критерии причинения тяжкого вреда здоровью при ДТП

Некоторые критерии причинения тяжкого вреда здоровью в результате аварии прописаны в статье 111 Уголовного Кодекса. В статье прописано, что к тяжким телесным повреждениям относятся:

  • Прерывание беременности.
  • Получение тяжелой психической травмы.
  • Потеря зрения или слуха.
  • Потеря какого-либо органа, конечности.
  • Косметические дефекты лица.
  • Большая кровопотеря.
  • Разрывы магистральных и крупных сосудов.
  • Острая почечная, печеночная, или сердечная недостаточность.

Это не полный перечень тяжких телесных повреждений, а лишь основная их часть.

Что грозит за аварию с тяжкими телесными

Что грозит за аварию с тяжкими телесными

Если такие увечья причинены по неосторожности и водитель не находился в момент аварии в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, ему грозит тюремный срок до двух лет. Если судом будет доказано наличие злого умысла или предумышленного причинения вреда, срок лишения свободы может увеличиться до 10 лет.

Наказание в таких случаях назначается судом в соответствие со статьей 264 Уголовного Кодекса. В данном случае судьи могут и вместо реального срока назначить условный.

Согласно статистике, немало примеров, когда дело может быть совсем закрыто по причине примирения сторон и мирного решения конфликта.

Что может смягчить или усилить вину

Существует множество факторов, которые могут стать и смягчающими вину, и отягчающими.

  • Виновник ранее не привлекался к административной и уголовной ответственности.
  • Виновником стала женщина, которая беременна, или является матерью несовершеннолетних детей.
  • Водитель не пытался скрыться с места происшествия, всячески оказывал помощь пострадавшему.
  • Явка с повинной, содействие со следствием.
  • Виновник не отказывается компенсировать причиненный вред здоровью, а также моральный вред.

Это далеко не полный перечень смягчающих обстоятельств, а лишь самые распространенные из них.

  • Виновник скрылся с места происшествия.
  • Виновник находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
  • Водитель ранее привлекался к административной или уголовной ответственности.

Как компенсируется моральный и материальный ущерб

В соответствие с действующим законодательством привлечение к административной или уголовной ответственности не является причиной уклонения от компенсации морального или материального вреда.

Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Размер страховой выплаты по ОСАГО в связи с вредом жизни и здоровью:

  • в размере 500 000 рублей, если произошла авария со смертельным исходом, пострадавший получил первую группу инвалидности;
  • 350 000 рублей, если пострадавший получил вторую группу инвалидности в результате травм, полученных при аварии;
  • 250 000 рублей при оформлении инвалидности третьей группы.

Решающим фактором здесь является наличие действующей страховки. Понятно, что страховка далеко не всегда покрывает размер компенсации. Максимальный размер страховых выплат на восстановление поврежденных транспортных средств составляет 400 000 рублей.

Моральный вред

Размер компенсации за моральный вред определяется заинтересованной стороной в зависимости от характера полученных травм. На получение компенсации имеют право не только пострадавшие лица, но и их близкие родственники. Если в отношении виновника ведется уголовное дело, для получения компенсации морального вреда необходимо подать гражданский иск.

Материальный ущерб

Размер материальной компенсации зависит от характера повреждений и имеет конкретный размер, прописанный в законодательстве.

Тяжкий вред здоровью при ДТП судебная практика

Если проанализировать судебную практику, можно отметить, что при отсутствии отягчающих обстоятельств суды могут лояльно относиться к виновникам ДТП. Реальный срок назначается редко, чаще ограничиваются условным. Лишение водительского удостоверения на максимальный срок до трех лет также применяется крайне редко.

Примирение сторон и прекращение уголовного дела

Если учесть опыт судебной практики, то при примирении сторон уголовное дело будет сразу прекращено. Это самый оптимальный вариант решения сложившейся ситуации. Он возможен, если виновник оказывает помощь пострадавшему, не отказывается от компенсации морального и материального вреда.

Наказание если водитель нетрезвый

При вынесении вердикта решающую роль играет наличие отягчающих обстоятельств.

Примеры из судебной практики:

Водитель, находясь в состоянии алкогольного опьянения, сбил пешехода, который переходил улицу по нерегулируемому пешеходному переходу. Водитель ранее неоднократно привлекался к административной ответственности за превышение скорости. Суд, учитывая все имеющиеся доказательства, назначил наказание в виде лишения свободы сроком на 2.5 года.

Телесные повреждения и оставление места ДТП

Водитель, не справившись с управлением врезался в разделительное ограждение. При этом пассажир получил тяжкие телесные повреждения. Виновник аварии помощи пострадавшему не оказал, с места происшествия скрылся. В результате судом назначено наказание в виде лишения свободы сроком на три года.

Смерть пассажира

Водитель сбил пешехода на нерегулируемом пешеходном переходе. В результате полученных травм пострадавший скончался. Виновник вину полностью признал. С места происшествия не скрывался, сам вызвал скорую. От компенсации морального вреда родственникам не отказывался. Суд учел все смягчающие обстоятельства и назначил наказание в виде условного лишения свободы сроком на 2.5 года. На такой же период времени виновник аварии будет лишен водительского удостоверения.

Замена лишения свободы судебным штрафом

Водитель, не справившись с управлением транспортного средства, проехала на запрещающий сигнал светофора на высокой скорости и столкнулась с автомобилем. Пассажир автомобиля, с которым произошло столкновение, скончался от полученных травм. При судебном разбирательстве следователь ходатайствовал о прекращении судебного преследования и назначении штрафа. Учитывая беременность виновницы ДТП, отсутствие в прошлом нарушений ПДД, суд назначил штраф в размере 200 000 рублей.

Если водитель стал виновником ДТП, он вполне может избежать реального наказания при отсутствии отягчающих обстоятельств. Если водитель не станет отказываться от вины, всячески будет сотрудничать со следствием, а также компенсирует моральный и материальный вред пострадавшему, он может отделаться штрафом или лишением прав.

Дорога — довольно непредсказуемое и опасное место для всех участников дорожного движения. В ходе нарушений ПДД какой-либо из сторон существует огромная вероятность возникновения ДТП. Такое событие может нести последствия различной сложности и тяжести.

Определение ДТП в ПДДВиды ДТПОпрокидываниеСтолкновениеНаезд на препятствиеНаезд на велосипедистаНаезд на животноеСхема ДТПУчастники ДТППравила поведения участников: куда звонить и что делатьЧто грозит виновнику ДТП при наличии пострадавшихvar index=document.getElementsByClassName('index-post');if (index.length>0)0)>>

Определение ДТП в ПДД

Рассматриваемое событие можно рассматривать согласно базовой и особой классификациям, что может дать возможность корректно подобрать способы устранения последствий определённой ситуации.

К основной классификации относятся такие виды:

опрокидывание;столкновение;наезд (на препятствие, велосипедиста, животное).

Типологию особых видов ДТП можно рассматривать как событие с более опасными факторами. Их можно распределить таким образом:

Падение груза при перевозке. Событие, в ходе которого грузовой объект, выпавший из ТС, наносит материальный или физический ущерб.

Падение ТС в воду. Событие, в ходе которого ТС попадает в воду. В результате данного ДТП необходима помощь спасательных служб с использованием особого водолазного оборудования.

ДТП на железнодорожных путях. Событие, которое происходит при столкновении двух ТС или средства передвижения с железнодорожным составом на ж/д путях.

ТС под завалом. Происшествие, которое возникло, когда ТС вместе с людьми из-за различного рода внешних факторов попадает под завал.

ДТП в туннелях или путепроводах. Событие с повышенным уровнем ограничения в пространстве, что затрудняет свободный доступ специальных служб к месту аварии. Данный вид может повлиять на возникновение вторичных последствий, например, пожаров.

ДТП со средствами передвижения, которые перевозят грузы высокой опасности. События, в ходе которых происходит утечка или возгорание различного рода опасных веществ.

ДТП с участием трамвая или троллейбуса. Ситуация, которая возникла при столкновении трамвая (троллейбуса) с ТС или когда происходит обрыв и падение силовых проводов на машины, или если трамвай сходит с рельсов с дальнейшими последствиями.

Опрокидывание стоит понимать, как падение ТС на боковую или верхнюю (крышу) часть вследствие различных причин, например, резких поворотов или столкновений. Степень осложнения данного вида ДТП увеличивается, когда крыша машины деформирована. В таком случае доступ к пострадавшим будет полностью или частично перекрыт, что значительно замедлит процесс проведения спасательных работ.

Знаете ли вы? Первый в истории арест за превышение скорости произошёл в 1899 году в Нью-Йорке. Штраф наложили на таксиста, который превысил скорость до 19 км/ч.

Рассматриваемый вид ДТП имеет такие разновидности:

вследствие столкновения;в результате заноса;при неисправности ТС.

По сравнению с другими видами, основной чертой опрокидывания является значительное повреждение ТС.

Рассматривают следующие 3 вида столкновения:

Фронтальное (лобовое). Рассматриваемая разновидность происходит при столкновении средств передвижения во время встречного движения. От такого столкновения кузов машины значительно деформируется, что может привести к многочисленным травмам тяжёлой степени как у автомобилиста, так и у пассажиров.

Боковое. Событие, в ходе которого произошло столкновение передней части одного автомобиля или другого ТС с боковой стороной другого. Обычно данный вид столкновения считается наиболее опасным, что связано с короткой дистанцией между боковыми поверхностями корпуса транспортных средств и внутри сидящих людей. Специальным службам приходится проводить очень сложную роботу для спасения пострадавших, ведь чаще всего при деформации кузова остаётся критически мало места для выполнения неотложных работ.

Касательное. Ситуация, которая возникла при столкновении ТС, движущихся в одном направлении.

Наезд на препятствие

Наезд на препятствие называют разновидностью ДТП, когда ТС врезается в строения или преграды, не являющиеся участниками дорожного движения. Вследствие данного типа наезда работа специальных спасательных служб строится согласно определённых стратегий в конкретных случаях. Важно также учитывать количество людей, которые пострадали, и уровень возможной угрозы вследствие аварии. Среди второстепенных факторов, несущих опасность во время проведения спасательных работ, можно выделить такие:

падение обломков повреждённых преград;обрыв раскалённых электропроводов;пожары.

Наезд на велосипедиста

Наезд на велосипедиста — разновидность ДТП, возникшая вследствие невнимательности или несоблюдения необходимых правил на дороге одной из сторон. Вследствие такой ситуации, согласно ПДД, автомобилиста ожидает больше последствий, поскольку авто считается средством повышенной опасности, по сравнению с рассматриваемым двухколёсным транспортом.

Важно! В отличие от велосипедиста, автомобилист получает права и сдаёт экзамены по ПДД, поэтому чаще всего ответственность в большей мере падает на автомобилиста.

Автовладельцу в данной ситуации следует выполнить такой порядок действий:

Определить состояние пострадавшего.Вызвать службу неотложной помощи и сотрудников ГАИ.Разместить знак аварийной остановки, а ТС — с включённой аварийной сигнализацией.Зафиксировать место ДТП.

Наезд на животное

Возникновение рассматриваемого вида довольно часто случается не по вине автомобилиста, поскольку такая авария является непредсказуемой, ведь невозможно предусмотреть поведение животного. Согласно законодательным нормам, данную разновидность наезда можно рассматривать таким образом:

Важно! В связи с тем, что причинение вреда питомцу можно рассматривать как нанесение материального ущерба, соответственно, такую разновидность наезда необходимо понимать как ДТП.

Когда автомобилист является виновником наезда с нанесением вреда животному, то он производит материальные выплаты хозяину или привлекается к ответственности (наехав на дикого зверя). Когда автовладелец не виноват в наезде, а питомец оказался на дороге по вине его собственника, тогда в рассматриваемой ситуации есть огромный шанс получить финансовое возмещение ущерба транспортному средству.

Схема ДТП — графически-изобразительное обозначение места аварийной ситуации, которое представлено в виде чертежа с обозначением всех необходимых деталей и факторов. Рассматриваемое изображение влияет на определение степени виновности сторон, возможных причин и последствий ДТП в ходе расследования.

Данная схема должна быть построена с включением таких пунктов:

указание дорожных разметок;указание всех дорожных знаков;размещение ТС и других авто на проезжей части;указание направления движения ТС;место удара;указание месторасположения с названием улиц;определение света на светофоре;обозначение преград.

Рекомендуем для прочтения:

Ремень безопасности в автомобиле по ПДД

Регулировка дорожного движения: сигналы и жесты регулировщика

Безопасность манёвра по ПДД и виды маневрирования

Порядок проведения экспертизы после ДТП

Схему ДТП рекомендуется подписывать всеми сторонами аварии и возможными свидетелями, особенно, если представители ГИБДД приезжают на место события с опозданием.

Для составления схемы необходимо придерживаться таких рекомендаций:

Каждое лицо, имеющее связь с рассматриваемым событием, можно с уверенностью назвать участником ДТП.

Согласно стандартной классификации, участниками ДТП могут выступать:

Участвовавшие стороны также можно рассматривать и согласно такой типологии (по степени вовлечённости в ДТП):

виновная сторона;пострадавшая сторона.

В каждой определённой ситуации все стороны и участники события имеют различные права и обязанности. Согласно вышеуказанных данных, выделяют 6 основных типов участников аварии:

автомобилист-виновник;автомобилист-пострадавший;пассажир без полученных увечий;пассажир с нанесённым физическим вредом;пострадавший пешеход;пешеход-виновник ДТП.

Правила поведения участников: куда звонить и что делать

В том случае, если участники получили какие-либо травмы, то обязательно нужно вызвать неотложную помощь. До момента приезда инспекторов ГАИ участники вправе сделать фотосъёмку, а также взять показания у свидетелей. Не будет лишним в это время изобразить схему ДТП. Основное правило для всех сторон аварии — это соблюдать спокойствие и не паниковать, ведь необдуманные и скоропостижные действия могут привести к непредсказуемым последствиям.

Что грозит виновнику ДТП при наличии пострадавших

Любой автовладелец не сможет предсказать, что на дороге не случится непредвиденная ситуация, являющаяся результатом ДТП. Несмотря на это, если человек считается виновником данного события, то ему может грозить ответственность:

Гражданская. Рассматриваемая разновидность подразумевает материальную компенсацию за ущерб ТС, финансовое возмещение ущерба пострадавшей стороне на время его нетрудоспособности, а также компенсация за моральный ущерб. Виновная сторона сможет возместить ущерб с помощью полиса (ОСАГО или КАСКО), а также за личные средства (по решению судебных органов).

Административная. Эта разновидность применяется в случае нанесения физического вреда (лёгкой и средней степени тяжести) участнику ДТП. Штраф за лёгкую степень травматизма — 2000–5000 руб. или временная конфискация водительского удостоверения (1–1,5 года), за среднюю степень — 10000–25000 руб. или временная конфискация водительского удостоверения (1,5–2 года). Административная ответственность может быть представлена в виде предупреждения, административного штрафа или лишения прав.

Уголовная. Рассматриваемая разновидность (в ходе которой будет открыто уголовное дело) подразумевает смертельный исход ДТП или причинение высшей степени вреда здоровью человека. Смягчающая или отягощающая степень ответственности назначается виновнику по решению суда с учётом всех обстоятельств согласно конкретной ситуации. Летальный исход — это главное основание в ужесточении наказания. Один погибший — водителю грозит до 4 лет исправительных работ или до 5 лет лишения свободы (если водитель был в состоянии опьянения, то до 7 лет). Несколько погибших — до 5 лет исправительных работ или до 7 лет тюрьмы (при опьянении — 9 лет).

Сегодня у автомобилистов появилась возможность разобраться на месте события без участия инспекторов ГИБДД и обращения к страховщику.

Такой способ возможен, если:

есть минимальные повреждения ТС;нет лиц, которые физически пострадали;обе стороны солидарны в принятом решении.

Таким образом, ДТП возникает как по вине какой-либо из сторон аварийной ситуации, так и из-за различных неблагоприятных факторов. Человек, признанный виновным в ходе расследования, привлекается к ответственности. Данный факт призывает всех участников дорожного движения соблюдать необходимые правила на дороге.

Автомобильная авария – это всегда трагично. Особенно если результат ДТП – человеческие жертвы. Что чаще всего становится причиной фатальных ошибок за рулем.

Новая Vesta, Aurus и другие: 5 главных премьер российского автопрома 2022

Роковые ошибки автомобилистов – основные причины ДТП

Автомобильная авария – это всегда трагично. Особенно если результат ДТП – человеческие жертвы. Что чаще всего становится причиной фатальных ошибок за рулем? Журнал Forbes не так давно обозначил главные причины, которые приводят к авариям. Одна из самых автомобильных наций в мире – США – стала поставщиком статистических данных для этого исследования. Информация эта в той или иной степени будет актуальна и для большинства других стран мира.

На первом месте, как это ни странно, банальное пьянство за рулем. Уж сколько раз твердили миру об опасности управления авто в нетрезвом состоянии. Но воз и ныне там. В Соединенных Штатах по вине пьяных водителей происходит около 40% всех ДТП. Оно и неудивительно, ведь мало кто откажется от пары-тройки баночек пива, а потом будет утруждать себя ездой на общественном транспорте или такси. Но не только янки позволяют себе выпить перед тем, как сесть за руль. В Москве на Краснопресненской набережной есть даже памятник, посвященный тематике пьянства за рулем. Он выполнен в виде бутылки, наполненной фрагментами разбитых автомобилей, – своеобразная квинтэссенция результатов эксплуатации автомобилей пьяными водителями.

По данным ГИБДД, за 11 месяцев 2009 года в России произошло 185 237 ДТП. Из них 11 475 – по вине нетрезвых водителей. В результате этих ДТП погибли 2059 человек, почти 17 000 получили ранения.



Пьянство за рулем является одной из главных причин ДТП с человеческими жертвами

О примерах пьянства за рулем и о его последствиях мы чуть ли не каждый день узнаем из новостей. Так, в сентябре прошлого года в Новосибирской области пьяный водитель “Волги” лишил жизни четырехлетнего ребенка – сбил его. Случилось это, когда водитель удирал на автомобиле от пытавшихся остановить его инспекторов ГИБДД. В результате горе-шофер не справился с управлением и влетел на машине прямо на детскую площадку. Двое игравших там детей успели отскочить от автомобиля, один – не успел. Ребенок скончался на месте. Экспертиза установила, что водитель находился в тяжелой степени алкогольного опьянения. Сам водитель признался, что перед поездкой выпил литр самогона!

Примеров можно привести еще массу. Вспомните ноябрьский случай в Иркутске, когда пьяный водитель врезался в автобусную остановку и сбил шестерых. Одна из пострадавших (20-летняя девушка) скончалась в больнице. А задержанный водитель, как выяснилось, не только был пьян, но еще и угнал автомобиль, на котором было совершено ДТП.



Разговор по телефону за рулем повышает риск попадания в ДТП в 4 раза

Дальше в рейтинге расположились эмоции. Вернее, даже не просто эмоции, а с применением огнестрельного оружия. Порой реакция воителей на то, что им не нравится, переходит всякие границы. Так, в начале декабря на северо-западе Москвы водитель внедорожника выстрелил из травматического пистолета в водителя маршрутки. Ранее в Люберцах водитель выстрелил из травматического оружия в пешехода, стоявшего на автобусной остановке. До этого между ними произошел конфликт. В сентябре на юге Москвы еще один водитель внедорожника обстрелял из “травматики” автомобиль “скорой помощи”, не поделив с ним дорогу. Ну а совсем свежий пример – подполковник милиции, выстреливший в водителя снегоуборочной машины. Последний, кстати, от полученного ранения скончался.

Следующий пункт – лихачество. Данные по США говорят, что превышение скорости – причина 13% от количества всех аварий и 33% от всех аварий со смертельным исходом. Ну а если говорить о России, то тут уж вряд ли стоит отрицать очевидное – на дороге лихачат больше половины водителей. Случаев ДТП, произошедших из-за превышения скорости – великое множество. Зайдите на Youtube, наберите в поиске “Death of friends in the face of” и посмотрите, если еще не видели, это видео. Оно о том, как лихие российские парни, мча на BMW со скоростью около 180 км/ч, врезаются в бензовоз, полный горючего. Прямо на глазах у своих друзей, которые и сняли их смерть на видео. Дело было в районе Солнечногорска. Если после этого желание лихачить у вас не пропадет – обратитесь к психиатру.



Превышение скорости составляет 33% от всех аварий со смертельным исходом

Кроме этих причин, есть и многие другие, часто приводящие к ДТП. Это, к примеру, игнорирование ремней безопасности. Само по себе оно, конечно, к аварии привести не может, но последствия очень многих ДТП могли бы быть иными, если бы их участники в начале пути пристегнулись, как того требуют правила дорожного движения. Согласно статистике, вероятность смертельного исхода при фронтальном столкновении для водителей, пользующихся ремнями безопасности, уменьшается в 2,3 раза, при боковом столкновении – в 1,8 раза, а при опрокидывании автомобиля – в 5 раз. У пристегнутых пассажиров степень риска при лобовом столкновении автомобиля с препятствием или с другим автомобилем в 9 раз меньше, чем у непристегнутых! По данным, полученным специалистами Корнельского университета (США) и подтвержденным их коллегами из Германии, использование ремней на 62-75% сокращает количество травм в ДТП.

Другая ошибка – неиспользование в авто специального “детского кресла” (child restraint system – детское удерживающее устройство). Дело в том, что вся пассивная безопасность авто рассчитана на взрослых людей. У детей другая комплекция, и их обязательно нужно перевозить именно в “детском кресле”. По данным Всемирной организации здравоохранения, использование детских удерживающих устройств в транспортных средствах позволяет снизить смертность среди младенцев на 71%, а среди детей более старшего возраста – на 54%.

Прибавьте к списку еще недооценку погодных условий (как следствие, например, несвоевременную смену резины) и вождение в усталом состоянии. В общем, выезжая на трассу, следует помнить, что автомобиль – это не только средство передвижения, но еще и средство передвижения повышенной опасности, особенно в руках водителя, самоуверенно полагающего, что “море ему по колено” (таких на наших дорогах немало). Цена за пренебрежение элементарными правилами дорожного движения может быть непомерно высока.

Дорожное происшествие с тяжкими последствиями - последствия, наказание

Дорожные происшествия различаются по многим параметрам, в том числе – по медицинским последствиям для их вольных и невольных участников. К сожалению, не все автомобильные аварии заканчиваются всего лишь испугом или парой царапин: зачастую все заканчивается гораздо серьезнее, а иногда и трагичнее.

Тема нашей беседы: когда можно говорить о нанесении тяжкого вреда здоровью при ДТП и все нюансы, связанные с данной формулировкой?

Критерии причинения тяжкого вреда здоровью при ДТП

Чтобы говорить о дорожно-транспортной аварии, в которой одному (нескольким) его участникам был причинен тяжкий вред, необходимо, помимо иных классических характеристик ДТП, присутствие людей травмированных либо получивших увечья, несовместимые с жизнью.

Нередко для эффективного выполнения экспертизы они используют узкоспециализированное оборудование. В качестве руководства к действию применяется правительственное Постановление № 522 от 17 августа 2007 года с утвержденными Правилами и некоторые другие нормативные акты. Вынесенное экспертами заключение представляет собой официальный документ – подписанный акт.

Важно знать! Для проведения судмедэкспертизы необходимо письменное постановление следственных органов, прокуратуры или суда. При необходимости организуется коллегиальный экспертный орган с привлечением отдельных узких специалистов.

Тяжкий вред для здоровья при ДТП характеризуется непосредственной угрозой жизни пострадавшего либо такими последствиями, которые могут спровоцировать угрожающее жизни состояние с необратимыми последствиями. К таковым относятся, например:

  • Шоковые и коматозные состояния третьей-четвертой степеней;
  • Обильные потери крови;
  • Внутричерепные травмы;
  • Повреждения жизненно важных органов. Здесь имеются в виду также крупные кровеносные сосуды;
  • Наличие множественных двусторонних переломов;
  • Ожоги 3-4 степеней, имеющие термическую, электрическую, химическую природу.

Помимо этого, причинением тяжелого вреда считаются:

  • Полные потери жизненно важных органов или утрата их функциональности;
  • Психические расстройства, выражающиеся, к примеру, отсутствием возможности выражения мыслей либо эмоций;
  • Неизгладимые обезображивания лица;
  • Негативные последствия, влияющие на течение беременности наподобие выкидыша, преждевременных родов и так далее;
  • Стойкая либо полная утрата трудоспособных функций.

Экспертные работы включают в себя помимо визуального осмотра и опроса пострадавшего, изучение всей медицинской и прочей документации, касающейся данного дела, в частности:

Экспертная комиссия может потребовать проведения дополнительных медисследований, к примеру – ультразвукового обследования.

Дорожное происшествие с тяжкими последствиями - последствия, наказание

Ответственность водителя за нанесения тяжкого вреда

Тяжесть наказания провокатору аварии за причинение тяжкого вреда иным его участникам находится в зависимости не только от медицинских факторов, но и от наличия смягчающих либо отягчающих обстоятельств, например – от манеры его поведения, готовности содействовать скорейшему выздоровлению пострадавшего и так далее.

Первое, что необходимо отметить: такого рода происшествия в обязательном порядке сопровождаются расследованием и дальнейшим препровождением дела в суд. Целью данной правовой процедуры является получение судом конкретных доказательств, в частности:

  • Присутствует ли в деле факт нанесения тяжкого вреда потерпевшему;
  • были ли водителем нарушены ПДД, и сделано ли это было со злым умыслом;
  • не находился ли человек за рулям под действием алкоголя?

Кроме этого, в юрисдикции суда находится определение размеров причиненного ущерба: как материального, так и морального.

Санкции, которые в дальнейшем будут применены к нарушителю, могут предполагать уголовную ответственность и, одновременно, быть административными. Рассмотрим их в совокупности, исходя из тяжести совершенного проступка. Начнем с самых тяжелых ситуаций, закончившихся летальным исходом.

Так, автомобилисту, причинившему смерть потерпевшему вследствие собственной неосторожности, грозят принудительные работы, ограниченные четырьмя годами, и лишение права занятия деятельностью определенного рода или замещения некоторых должностей сроком до трех лет. Его также могут лишить свободы на срок до пяти лет с применением второй из указанных выше административных санкций.

Если данный проступок отягощен опьянением виновника, срок уголовного наказания возрастает до двух-семи лет, а административное наказание на три года ограничивает возможности дальнейшего его трудоустройства, исключая возможное отношение к вождению.

Гибель двух или более людей увеличивает уголовное наказание до четырех-девяти лет.

Тяжесть наказания резко возрастает, когда действия человека, находящегося за рулем и приведшие к смерти потерпевшего, в судебном порядке признаны умышленными. На практике, из-за такого преступления лишиться свободы можно на срок до пятнадцати лет.

Административные санкции могут быть применены исключительно в случаях, когда летальный исход, по счастью, удалось предотвратить. Например, если дорожно-транспортное происшествие произошло по причине технической неисправности автомашины, деяние не признается преступным и водителю придется лишь потратиться на курс лечения потерпевшего (подробнее об этом – в следующей главе).

Расчет суммы компенсации

Какую сумму предстоит компенсировать нарушителю, предстоит решить суду. При этом следует знать об одном важном нюансе: если в результате происшествия пострадал пешеход, материальный ущерб ему должен быть возмещен водителем, даже если он и не преступал правил.

Что касается конкретной суммы, она должна включать в себя следующие компоненты:

Величина компенсируемых средств пропорциональна тяжести нанесенного увечья и рассчитывается с учетом статьи 151 ГК РФ.

Если виновник происшествия оказал помощь потерпевшему по собственной инициативе – не дожидаясь решения суда, документально запротоколированные расходы в дальнейшем будут считаться официальным подтверждением.

Дорожное происшествие с тяжкими последствиями - последствия, наказание

Примирение участников ДТП

Мотивацией для примирения являются:

  • для виновника ДТП – возможность избежать уголовной ответственности (случай, когда подобное возможно, описан выше) либо смягчить ее;
  • для потерпевшего – возможность без промедления получить квалифицированную медицинскую и иную необходимую помощь.

Организационно процесс выглядит следующим образом: используя произвольную форму, потерпевший составляет расписку, заверенную в соответствии с юридическими требованиями. На ее основании суд принимает ходатайство о прекращении уголовного преследования.

Необходимое дополнение: возможности для примирения отсутствуют, если водитель, спровоцировавший аварию, ранее имел судимость либо в роли потерпевшего оказался исполняющий свои непосредственные обязанности работник службы дорожной полиции.

Заключение

Мы представили вниманию читателей основную информацию, касающуюся темы нанесения тяжкого вреда при ДТП. Надеемся, что она так и останется информацией к размышлению о том, что при соблюдении правил вождения и необходимой концентрации на дороге, применения полученных познаний на практике никогда не понадобится!

Читайте также: