Как бороться с выхлопными газами

Обновлено: 02.07.2024

Общество активно борется с таким экологическим злом, как сверхнормативное выделение отработанных газов автомобилей. Тысячи инспекторов ГАИ вместе с инспекторами-экологами проверяют состояние автомобилей при техосмотре и в движении, регистрируя каждый случай. Но почему-то умалчиваются факты гибели многих людей от газов, выделяемых вполне исправными двигателями автомобилей.

Никогда не прогревайте автомобиль в гараже

РеЧь идет о смертельных отравлениях ими в гаражах, особенно в осенне-зимний сезон, когда очень холодно, дуют ветры, и хозяева стараются прогревать двигатели при полуприкрытых или закрытых полностью дверях гаражей.

Имея ПАРАЛИТИЧЕСКОЕ действие, он лишает человека способности двигаться. По рассказам тех, кого удалось спасти, в их помутившемся сознании очевидной становилась фатальность положения, но сделать что-либо люди не могли, т.к. работала только мысль при парализованных двигательных органах. Угарный газ образует при дыхании человека стойкое соединение с гемоглобином крови, препятствующее поступлению кислорода к клеткам головного мозга и даже при малых дозах (менее 1 %) он имеет тенденцию накапливаться в крови, и водитель до критического момента не замечает признаков отравления.

Подобные случаи происходят, как правило, в гаражах, не оснащенных вентиляционными и вытяжными устройствами, когда газам деваться некуда, и они, накапливаясь, делают свое страшное дело.

Травятся не только в гаражах

Из известных мне случаев отравления выхлопными газами невозможно определить даже примерные размеры этого бедствия, т.к. их статистика не ведется. Да и публикаций на эту тему припомню очень мало. А жаль. Каждый водитель, особенно из неопытных, должен знать угрозу, таящуюся в прогревании двигателей в закрытых гаражах. И не только в закрытых.

Техника безопасности

Из всего сказанного напрашивается несколько выводов. Первое. Гаражи должны быть хорошо вентилируемыми. Один мой знакомый просверлил по всей ширине дверей небольшого диаметра отверстия на уровне половины расстояния от пола гаража до рамы автомобиля. С противоположной стороны прямо в стене гаража были сделаны отверстия большего диаметра на уровне чуть выше первых. Эта своеобразная вентиляция действовала практически безотказно, но и она не позволяла прогревать двигатель в закрытом гараже. Тогда был установлен дополнительный элемент – вытяжной вентилятор.

Второе. Случаи отравления газами в гаражах – лишний довод в пользу прогревания двигателей автомобилей в движении.

И третье, самое главное.

Необходимо строго следить за состоянием систем автомобиля, участвующих в работе двигателя, особенно системы выпуска отработанных газов. Не только прогоревшая прокладка коллектора выхлопной трубы, но и малейшая дырочка в резонаторе, плохо подогнанные составные части выхлопной трубы могут способствовать выделению газов СО и СН, которые через щель в неплотно закрытой дверце в приоткрытом слегка косяке и т.д. могут добраться до своей жертвы. Сейчас зима. В неотапливаемых гаражах холодно, неуютно. Поэтому водители многое стараются делать при работающем двигателе машины, даже уборку помещения. Не советую этого делать без необходимой вентиляции. Помните, что угарный газ в малых дозах может накапливаться в крови постепенно, пока не дойдет до предельной точки.

Известные способы борьбы с загрязнением воздушного бассейна можно подразделить на три группы.

К первой группе относятся способы, обеспечивающие уменьшение экологической опасности транспорта (улучшение конструкции автомобильной техники, усовершенствование и создание новых двигателей внутреннего сгорания (форкамерный двигатель), замена двигателей внутреннего сгорания электродвигателями, содержание автомобилей в исправном состоянии и др., перевод автомобилей на новые виды топлива (газ), внедрение различных систем очистки отработавших газов (с каталитическими нейтрализаторами).

Основным источником загрязнения атмосферы от дорожно-транспортного комплекса являются выхлопные газы автомобилей. Система снижения токсичности двигателя включает конструктивные элементы, обеспечивающие сжигание количества загрязняющих веществ, выбрасываемых при его работе. К ним относятся системы вентиляции катера двигателя, система рециркуляции отработавших газов, электронные системы управления карбюратором, улавливание топливных испарений из системы питания. Основным компонентом картерных газов являются углеводороды топлива и масла, поэтому эффективный путь предотвращения загрязнения атмосферы – это создание замкнутой системы вентиляции картера. Для картерных газов в загрязнении атмосферы может достигать 20-30% в общем балансе выброса двигателя. Поэтому закрытая система вентиляции предусматривает транспортирование картерных газов во впускной тракт двигателя для сжигания их в рабочих цилиндрах.

Система рециркуляции отработавших газов применяется как эффективное средство уменьшения выделений оксидов азота. Принцип ее работы основан на всасывании части отработавших газов во впускной трубопровод двигателя. Количество газов, участвующих в рециркуляции, может достигать 20-25%, при этом содержание азота снижается до 70-80%.

Электронная система управления карбюратором учитывает температуру двигателя, температуру горючей смеси, чистоту вращения и др. параметры для обеспечения оптимального состава горючей смеси и ее наилучшего сгорания с наименьшей концентрацией токсичности компонентов в отработавших газах.

Улавливание топливных испарений из системы питания заключается в вентилировании топливных баков и карбюратора с осаждением паров в специальных адсорберах или в картере двигателя. Адсорбер представляет собой емкость, заполненную поверхностно-активным веществом – адсорбентом, в качестве которых обычно используют активированный уголь. При работе двигателя происходит регенерация адсорбента продувкой его воздухом, засасываемом во впускную систему двигателя. Применение такой системы экономит на легковом автомобиле в среднем 36 г. бензина в сутки, на грузовом – 100 г. с одновременным снижением выбросов.

Нейтрализация отработавших газов двигателя автомобиля заключается в окислении продуктов неполного сгорания топлива. Его интенсифицирует повышением температуры в системе выпуска газов, подачей в зону окисления дополнительного воздуха, введением катализаторов. Термический нейтрализатор представляет собой теплоизолированную емкость со специальной организацией течения отработавших газов. В термоизолированных камерах происходит дожигание промежуточных продуктов сгорания СО и СnHm до конечных продуктов СО2 и Н2О. Применение каталитических нейтрализаторов позволяет окислять продукты неполного сгорания и нейтрализировать оксиды азота. Процесс окисления происходит во время прохождения отработавших газов через слой катализатора. В качестве каталитических нейтрализаторов применяют благородные металлы (палладий, платину), а также оксиды переходных металлов (меди, кобальта, никеля, ванадия, марганца и др.). Наилучшую очистку отработавших газов дают двухсекционные нейтрализаторы, позволяющие после прохождения первой секции уменьшить содержание оксидов азота, а после второй – содержание СО и СnНm.

Жидкостная нейтрализация отработавших газов получила широкое распространение на автомобилях и оборудовании, работающих в замкнутом пространстве. Система очистки в этом случае включает улавливание мелкодисперсных частиц путем пропуска отработавших газов через слой воды или водного раствора. Часть компонентов отработавших газов (альдегиды, оксиды серы, высшие оксиды азота) при прохождении через слой жидкости нейтрализуются. Для ограничения выбросов твердых частиц дизельных двигателей используют сажевые, керамические и металлические фильтры. Иногда на фильтрующие материалы наносят специальные катализаторы. В последнее время начинают использоваться электрофильтры [30].

Вторая группа охватывает архитектурно-планировочные решения - увеличения площадей парков и скверов, строительство новых транспортных систем, создание безостановочных магистралей, строительство подземных переходов, тоннелей и др., регулирование движения автомобилей и др. Необычайно важен вопрос совершенствования организации движения (оптимизация скоростных режимов, "зеленая волна”, улучшение светофорного регулирования и др.), рациональной организации транспортных процессов (разгрузка улиц, дорог и центра города, введение бестранспортных зон и др.).

К третьей группе можно отнести способы, связанные с уменьшением токсичности ОГ и организационно - технические мероприятия - установка на автомобилях газоулавливающих аппаратов, оптимизация работы карбюраторов, применения к топливу присадок, контроль загазованности, мероприятия по выселению автотранспортных предприятий за пределы города, введение новых нормативно-технических документов в области защиты атмосферного воздуха и т.п.

Эффективность применения того или иного способа борьбы с загрязнением воздуха зависит от конкретных условий эксплуатации автомобильного транспорта. Но все они являются приемлемыми, так как направлены на решение важнейшей проблемы - защиту окружающего нас пространства.

Наиболее логичным способом защиты человека от вредного воздействия дорожно-транспортного комплекса является создание преграды между автомобильной дорогой и селитебной зоной для предотвращения широкого распространения загрязнителей.

Наиболее распространено создание вдоль дорог полосы зеленых насаждений [30].

Защитные свойства зеленых насаждений - основные показатели влияния зеленых насаждений на окружающую среду. Зеленые насаждения очищают воздух от вредных веществ, пыли газов, сажи, снижают шум в жилых квартирах т температуру, повышают влажность воздуха в жаркие дни. Зеленые насаждения на площади в 1 га за год очищают 10 млн.м 3 воздух, а за 1 ч. поглощают 8 кг углекислого газа, который выдыхают за это время 200 человек. Газо-защитный эффект зеленых насаждений зависит от характера посадок, видового состава деревьев и кустарников, времени года. Установлено, что на расстоянии 1 км от источника концентрация окиси азота при наличии зеленых насаждений в пять раз меньше, чем без них. Содержание угарного газа на расстоянии 30. 60 м от проезжей части после появления листвы на деревьях снижается в 2. 2,5 раза. Хвоя и листья деревьев способны активно поглощать сернистый газ. Наибольшей интенсивностью поглощения обладает клен серебристый - 568,3мг/ч на 1 кг сухого веса. Значительно ниже этот показатель у ели обыкновенной - 81,8 мг/ч.

Зеленые насаждения имеют рекреационное значение. Они выделяют в воздух лечебные вещества - фитонциды, которые убивают вредные для человека микроорганизмы, отпугивают кровососущих насекомых и тем самым предупреждают многие инфекционные заболевания. Некоторые растения за сутки способны выделить такое количество фитонцидов, что их достаточно, чтобы обезвредить от микроорганизмов целую улицу большого города. Например, в тщательно стерилизованной операционной всегда можно обнаружить 7. 10 микробов на 1 дм 3 воздуха, а в дубовом лесу летом также не удается найти и десятка их на 1 м 3 .

Зеленые насаждения имеют определенное эстетическое и психологическое значение. Благодаря богатству форм, красок и фактуры растения благоприятно действуют на настроение человека, снижают переутомление и нервные "кризисы”, создают оптимальные условия для отдыха.

Велико и многообразно значение зеленых насаждений в формировании ландшафтов, они обогащают архитектуру населенных пунктов, городских площадей и улиц, автомобильных магистралей и мест массового отдыха.

Практика подтверждает эффективность применения зеленых насаждений для защиты жилых районов от загрязнения автотранспортом. В этом случае посадки должны состоять из газоустойчивых пород деревьев и кустарников.

Влияние зеленых насаждений на уровень загазованности воздуха приведена в таблице 3.8.

Таблица 3.8 – Влияние зеленых насаждений на уровень загазованности воздуха

Ежегодно в России от ядовитых веществ в воздухе погибает полмиллиона человек. По объемам выбросов автотранспорт уступает только нефтеперерабатывающей промышленности. В этой статье рассказывается, что такое выхлопной газ, какой вред он наносит окружающей среде и какие меры принимаются для защиты экологии.

Что такое выхлопные газы

При работе двигателя в воздух попадает выхлопной газ – продукт сгорания топлива. Выхлопные газы автомобиля составляют 80 % от всех загрязнений в атмосфере. В отработанном сырье присутствует 280 токсичных веществ. За сутки одна легковая машина добавляет 1 килограмм таких соединений.

Состав выхлопных газов

Выхлопы содержат тяжелые металлы, продукты окисления и сгорания топлива, ароматические углеводороды. К самым опасным относятся:

  • окись углерода;
  • углекислый газ;
  • озон;
  • сера;
  • оксид азота;
  • бензол.

Вступая в реакцию между собой, эти элементы образуют новые ядовитые соединения. Машины, работающие на дизельном топливе, выдают больше токсичных веществ по сравнению с бензиновыми двигателями. Но и те и другие пагубно воздействуют на экологию.

Влияние выхлопных газов на окружающую среду

Автомобильный транспорт занимает первое место как источник загрязнения атмосферы в мегаполисах.

Автотранспорт - источник загрязнения атмосферы

От общего объема вредных веществ на его долю приходится 80%.

Влияние на человека

Постоянное воздействие токсичных соединений вызывает ряд проблем со здоровьем:

  • раздражение слизистой;
  • хронические заболевания органов дыхания;
  • ослабление нервной и сердечно-сосудистой системы;
  • частые мигрени, слабость, раздражительность;
  • аллергия и астма;
  • болезнь Альцгеймера.

Свинец нарушает обменные процессы в организме, вызывает гипертонию, снижает мозговую активность. Бензапирен поражает иммунную систему и провоцирует рак.

Влияние на природу

Автомобильные выхлопы наносят вред окружающей среде. Частицы дыма, сажи образуют токсичный смог. На это остро реагируют растения вдоль проезжей части. Впитывая в себя опасные соединения, они выглядят тускло и болезненно.

Выхлопы автомобиля вредят природе

Угарный газ, попадая в атмосферу, воздействует на осадки, образует кислотные дожди. Они отравляют воду и почву, губят растительный и животный мир.

Транспортные выхлопы – одна из причин парникового эффекта. Этот процесс ускоряется и представляет реальную угрозу экологической обстановке. Таяние арктических льдов, глобальное потепление, аномалии погоды – последствия вредных выбросов. Взаимодействуя с атмосферой, меняя ее состав, частицы сажи провоцируют возникновение озоновых дыр.

Как снизить негативное воздействие выхлопных газов

Чтобы уменьшить нагрузку на природу, принимается ряд мер:

  1. Повышенное налогообложение на транспорт с большим объемом двигателя.
  2. Организация дорожного движения и увеличение пешеходных зон.
  3. Ограничение скорости в центральных районах города.
  4. Выпуск гибридных, малолитражных автомобилей.

Защита окружающей среды уже не пустой звук. Реальные действия проводятся на мировом уровне, создаются масштабные проекты, разрабатываются международные стандарты. Участие и поддержка таких акций – обязанность каждого человека.

Многочисленные исследования убедительно показывают, что городской общественный и частный транспорт существенно загрязняют атмосферу населенных пунктов, что обусловливает ряд проблем со здоровьем у населения. К таким болезненным состояниям относятся астма, снижение легочной функции, разнообразные негативные проявления со стороны дыхательной и сердечно-сосудистой системы и другие.

загрязнение атмосферного воздуха автотранспортом

Влияние выхлопных газов на здоровье человека

Выхлопные газы транспортных средств особенно вредны для здоровья детей, беременных женщин и пожилых людей. К сожалению, многие школы, детские сады, дома престарелых и родильные дома расположены вблизи дорог с интенсивным автомобильным движением. Транспортные выхлопы попадают в воздух и с потоком воздуха перемещаются в направлении жилых, медицинских и образовательных зданий, могут с легкостью проникать в них. В результате происходит быстрое загрязнение воздушной среды помещений, расположенных вблизи автодорог.

Отработавшие газы автомобильного выхлопа содержат мелкие твердые частицы, весьма опасные для здоровья. Попадая наружу, они не задерживаются на грунте, а подхватываются воздушными массами и создают аэрозольную взвесь, которая может легко проникать внутрь помещений и дыхательной системы человека. Помимо твердых загрязнителей, выхлопные газы транспорта содержат ряд вредных газов, включая:

  • окислы азота и серы,
  • озон,
  • угарный газ,
  • пары бензина и еще сотни чрезвычайно вредных поллютантов.

Колеса машин поднимают в воздух пыль, осевшую на дорогах, кусочки асфальта, микроскопические фрагменты резиновых покрышек и другие вредные механические загрязнители.

Причины получения вреда от выхлопных газов

Контрольные замеры, сделанные на разном удалении от автодорог, показывают, что вблизи транспортных путей концентрация угарного газа, окислов азота и других вредных соединений наиболее высока. Поэтому чем ближе здание расположено к дороге с интенсивным движением, тем большему риску подвержены его обитатели. Загрязнение воздуха машинами на удалении свыше 600 метров значительно падает и близко к фоновому уровню населенного пункта. Однако в безветренные дни и в часы пик даже на таких расстояниях концентрация загрязнителей, обусловленных автомобильным движением, может быть повышена.

Старые авто

Не следует забывать и о внутридворовых проездах, которыми изрезаны все жилые кварталы наших городов и поселков. К сожалению, автовладельцы не паркуют свои машины на отдельных автостоянках или в гаражах, экономят деньги и предпочитают постоянно держать автотранспорт на внутридворовой территории. Это устоявшаяся, но очень печальная практика, которая негативно сказывается на здоровье жителей жилых массивов. Ведь не секрет, что многие жители городов используют машины весьма преклонного возраста. Такие "динозавры", давно выработавшие свой ресурс, приносят загрязние в окружающую среду по причине своих многочисленных технических недостатков. Многие наши города попросту захламлены старыми и опасными для здоровья и атмосферы европейскими автомобилями.

Желание сэкономить

Низкая экологическая культура приводит к тому, что владельцы этих колымаг могут парковаться и подолгу прогревать двигатели даже возле школ и детских садов, находящихся внутри жилого квартала. Даже если рядом нет школы или детского сада эти автолюбители, экономящие на гараже или автостоянке, отравляют выхлопами детские площадки и внутридворовые территории, на которых играют их собственные и соседские дети. Загрязнение воздуха автотранспортом при прогревании машины поутру особенно сильно влияет на атмосферу в приземных участках, то есть больше всего выхлопа рискуют получить квартиры нижних этажей.

Поврежденная почва

Как бороться с загрязнением воздуха от автомобилей дома?

Что же делать тем, кто становится заложником вышеописанного неправильного поведения своих соседей-автолюбителей или тем, чье жилище расположено вблизи автодорог? Обычное естественное проветривание в такой ситуации не решит проблему. Ведь, открывая окна и форточки, вы впустите внутрь помещения воздух, загрязненный автомобильными выхлопами. Наиболее правильным подходом будет организация приточной вентиляции, использующей качественную фильтрацию воздуха.

Существует ряд воздухоочистительных приборов, которые по изолированному каналу осуществляют забор наружного воздуха, активно очищают его от механических и газовых примесей и лишь затем подают внутрь помещения. Примером такого устройства является бризер Tion О2. Этот прибор оснащен тремя видами фильтров, которые надежно очищают внешний воздух от автомобильных загрязнителей, включая мелкодисперсную взвесь, окислы азота, угарный газ, озон и другие вредные соединения. Действия бризера может быть усилено при помощи очистителя-обеззараживателя Tion Clever. Этот прибор не создает приточную вентиляцию, он работает по принципу рециркулятора, многократно пропуская через себя воздух помещения, тем самым очищая его от вредных механических и газовых загрязнителей, включая автомобильный смог.

Читайте также: