Как доказать кто был за рулем во время дтп

Обновлено: 04.07.2024

ДТП. Виновник скрылся. Теперь все отрицает. Что делать?

Подскажите пожалуйста что делать в следующей ситуации:
Две недели назад, 15 октября, было совершено дтп виновник которого скрылся. Номер скрывшейся машины записали, вызвали аварийного коммисара и сотрудников ДПС для оформления аварии. Составили схему, проехали на фонтанную, там оформили дтп, выдали всю известную информацию по машине виновника (марка, цвет, госномер). Коммиссию назначили на 21-ое октября.
В понедельник, 20-ого числа, виновник дтп подъехал в гаи, розыскник поставил обе машины рядом и повреждения на них сказали все за себя - совпадает и краска оставшаяся на моей машине (машина виновника была когда-то окрашена в светло-синий цвет, а потом сверху этого слоя покрашена в темно-синий цвет - и та и та краска на моей машине есть), и высота скола краски на машине виновника и т.д. - он согласился, что да, действительно, он совершил дтп и уехал не заметив его (в принципе, это возможно - удар пришелся по касательной). Гаишный розыскник даже обратил внимание виновника аварии на небольшой след краски моего цвета, оставшейся на машине виновника (правда его жена тут же, у нас на глазах начала оттирать это место). Тут же в понедельник его гаи повезли на суд и тут же лишили прав, еще до коммиссии.
21-ого на коммиссии ему выписали постановление о том, что его штрафуют на 500руб. за несоблюдение бокового интервала. После того как его лишили прав - он подал аппеляцию и вообще оспаривает свое участие в ДТП. Он говорит, что никаких материалов дела он в глаза не видел, никаких бумаг и объяснительных ему никто читать не давал, и что лишение его прав до коммиссии - это нарушение процессуальных норм.
Что делать мне, чтобы все-таки его страховая возместила ущерб? Для этого его должны признать виновным. Должен ли меня вызвать в суд, провести трасологическую экспертизу и экспертизу лакокрасочного покрытия и резины его колес, которые остались на моей машине?

Не все хотят тратить время на оформление ДТП, особенно если автомобиль не получил серьёзных повреждений. Поэтому, договорившись об отсутствии взаимных претензий, водители нередко разъезжаются. Рассказываем, почему в большинстве случаев так делать не стоит и какие есть исключения.

Что вы узнаете из статьи

  • Если покинуть место ДТП по устной договорённости с другим водителем, можно лишиться прав.
  • Страховой легче взыскать ущерб с того, кто покинул место ДТП. То есть водитель рискует также своими деньгами.
  • Оставить место ДТП можно только в четырёх случаях, в том числе если составлен европротокол.

Если покинуть место ДТП, можно лишиться прав

Оставление места ДТП — административное правонарушение.Ответственность за него определяет пункт 2 статьи 12.27 КоАП. Штраф законом не предусмотрен, только лишение прав на срок от одного года до полутора лет. Также возможен административный арест на срок до 15 суток. Наказание зависит в том числе от наличия отягчающих обстоятельств, например состояния алкогольного опьянения.

Даже если на словах участники аварии договорились об отсутствии претензий и разъехались, а потом один из них вернулся на место ДТП и вызвал полицию, доказать устную договорённость будет сложно. Покинувший место аварии водитель рискует не только лишиться прав, но и стать жертвой автоподставы. Одна из самых распространённых схем строится на том, что пострадавший шантажирует виновника аварии по телефону угрозой вызвать ГИБДД на место аварии. Избежать проблем водитель может, если просто останется на месте ДТП и вызовет инспектора.

Автоподставы: как мошенники зарабатывают на вашем страхе и незнании ПДД

Если покинуть место ДТП, высока вероятность иска от страховой

Если автомобилист покинул место аварии, не оформляя ДТП по правилам и не составляя расписку, ему будет сложнее защитить себя в суде в случае применения суброгации.

Суброгация — это переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба. Применение суброгации связано с тем, что по ОСАГО установлены лимиты: по возмещению вреда здоровью — 500 тысяч ₽, по возмещению материального ущерба — 400 тысяч ₽. Если сумма страхового возмещения превышает эти лимиты, закон оставляет за страховщиком право взыскать разницу с виновника.

Если водитель уедет с места аварии, вполне возможно, что страховая использует это как аргумент в суде, и суд встанет на её сторону. В этом случае водителю придётся выплатить запрашиваемую страховщиком сумму. Избежать этого можно, если составить расписку о том, что пострадавший получил от виновника денежную компенсацию и больше претензий не имеет. Но автомобилист, чья машина пострадала, должен отдавать себе отчёт, что на основании такого соглашения страховая может отказать в выплате или ремонте.

Что писать в расписке:

  • ФИО, паспортные данные и адреса регистрации участников ДТП;
  • дату, время и адрес места происшествия;
  • краткое описание ДТП;
  • указание виновности конкретного лица;
  • информацию об ущербе и его оценку;
  • сумму денежной компенсации — числом и прописью;
  • отсутствие претензий ко второй стороне;
  • сведения о добровольном составлении расписки, трезвом уме и ясной памяти, без физического и психологического давления;
  • дату и подписи обоих водителей.

Лучше составить расписку об отсутствии претензий в двух экземплярах — для каждого из участников ДТП. Так водители смогут доказать, что не покидали место аварии и решили вопрос компенсации с другим участником происшествия в частном порядке.

Личный опыт: как я чуть не остался должен страховой компании 1 миллион ₽

Когда можно уехать с места ДТП

Существуют четыре ситуации, когда можно уехать с места ДТП и не остаться без прав.

Как действовать при ДТП, чтобы не лишиться прав

Участники аварии должны следовать Правилам дорожного движения.

  1. Остановить машину и включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки: в городе — за 15 метров от места ДТП, за пределами города — за 30 метров. Не перемещать предметы, которые имеют отношение к происшествию.
  2. Убедиться, что нет пострадавших, если они есть, незамедлительно вызвать скорую помощь и, если требуется, спасателей.
  3. По возможности привлечь свидетелей и зафиксировать их данные.
  4. Провести фото- или видеосъёмку места происшествия.
  5. Если машины полностью перекрыли движение, сразу после завершения съёмки убрать их с проезжей части.
  6. Если в ДТП не более двух участников — определиться, оформлять европротокол или вызывать сотрудников ГИБДД.
  7. Подробно изложить обстоятельства в европротоколе или в протоколе ГИБДД.
  8. Известить свою страховую компанию о факте ДТП. Европротокол нужно передать в страховую компанию в течение пяти дней. Для получения возмещения ущерба потребуется оригинал европротокола. Если протокол составлял сотрудник ГИБДД, действует трёхлетний срок исковой давности для обращения в страховую за возмещением ущерба по ОСАГО.

Оформление ДТП по всем правилам поможет защитить свои права в сложных случаях, когда страховая компания отказывает в возмещении или предъявляет требование к виновнику ущерба в порядке суброгации.

Чтобы сэкономить время и деньги, оформляйте ОСАГО

Выбрать выгодную страховку удобно на Сравни.ру

водитель, стаж — семь лет

Случай на дороге. Как водителя, сбежавшего с места ДТП, всё равно признали виновным

Я готовился к юбилею. Мы с сестрой закупили полный багажник продуктов, и прямо в этот багажник въехал автомобиль. Было очень страшно: когда произошло столкновение, моя нога сорвалась на педаль газа, и мы понеслись вперёд. Я с огромным трудом вырулил, машина остановилась прямо перед бензовозом. Виновник ДТП сразу же убежал с места происшествия.

Прибывшие на место сотрудники ГИБДД не смогли установить виновника, поскольку не было ни фото, ни видео ДТП, которые бы подтвердили, что за рулём в момент аварии был собственник автомобиля. Из-за этого страховая отказала мне в выплате или ремонте авто.

В общей сложности я потратил почти полгода, чтобы добиться ремонта по страховке. Мне помогли показания свидетеля и тот факт, что виновник не только скрылся с места ДТП, но и игнорировал вызовы полиции. В итоге владельца автомобиля признали виновником аварии. После этого страховая компания согласилась возместить расходы на ремонт. Впоследствии я узнал, что сбежавшего водителя лишили прав.

Если нарушение правил дорожного движения фиксируется камерами скрытого наблюдения ГИБДД, к ответственности привлекается владелец автомобиля, независимо от того, находился он за рулем в момент совершения правонарушения или нет. Таково общее правило, закрепленное в ч 1 ст 2.6.1 КоАП РФ. Исключение составляют только те случаи, когда (согласно ч 2 ст 2.6.1 КоАП) автовладелец в состоянии доказательно подтвердить, что в момент нарушения ПДД за рулем его машины находился другой водитель или имеются доказательства того, что автомобиль на момент фиксации нарушения выбыл из обладания собственника в результате преступления, совершенного третьими лицами.

Правда, законом не определено, какие именно доказательства должен предоставить владелец авто, дабы подтвердить вышеперечисленное. Да и судебная практика по таким делам разнится. Практически одни и те же документы, предоставленные истцами, разные суды разных инстанций расценивают по-разному.

Для примера можно рассмотреть одно показательное дело. В 2016 году (20.01) машина, принадлежащая Н, пересекла регулируемый перекресток на красный сигнал светофора. И это было зафиксировано камерами дорожного наблюдения (согласно п 1.3, п 6.2 и п 6.13 ПДД, а также ч 1 ст 12.12 КоАП РФ). Поскольку Н уже совершала аналогичное правонарушение в июне 2015, ее оштрафовали на 5 000 рублей (согласно ч 3 ст 12.12 КоАП РФ). Но Н со штрафом и фактом правонарушения не согласилась, поэтому обжаловала постановление ГИБДД в городском суде.

Позиция нижестоящих судов

В жалобе Н заявила, что не управляла принадлежащим ей транспортным средством в день, указанный в постановлении ГИБДД. Она находилась на рабочем месте, а за рулем машины была ее дочь. В качестве доказательств суду были представлены два документа:

  • справка с места работы истицы, в которой было указано, что на момент совершения правонарушения та находилась на своем рабочем месте;
  • и полис ОСАГО, в котором была указана дочь Н, как лицо, допущенное к управлению данным ТС.

Рассмотрев дело по существу, суд первой инстанции оставил постановление ГИБДД без изменений (см. решение Чайковского городского суда Пермского края от 26.02.2016 г по делу 12-75/2016). Не принесло Н желаемых результатов и обжалование вынесенного решения в апелляционных инстанциях (см. решение Пермского краевого суда от 22.03.2016 г по делу 21-312/2016 и постановление Пермского краевого суда (заместителя председателя) от 14.07.2016 г по делу 4А-834/2016). И каждый из судов мотивировал свое решение тем, что истица, якобы, не предоставила убедительных доказательств, которые исключали бы факт ее нахождения за рулем автомобиля в интересующий день и час.

Все нижестоящие суды сделали отметку о том, что справка с работы, которую Н предоставила на рассмотрение в заседаниях, не исключает возможности управления Н принадлежащим ей транспортным средством в дату и время фиксации нарушения видеокамерами. А полис ОСАГО и вовсе нельзя считать доказательством того, что управляла машиной дочь Н.

Не убедили судей и показания дочери истца, которая была допрошена в качестве свидетеля на всех состоявшихся процессах. По мнению рассматривавших дело судов, дочь — близкое матери лицо, заинтересованное в благоприятном исходе дела для одной из его сторон, поэтому ее показания также нельзя включить в число допустимых доказательств.

Позиция Верховного Суда РФ

Не получив удовлетворения своих претензий, Н обратилась в Верховный суд РФ с требованием отменить вынесенные:

  • решения нижестоящих судов;
  • и первоначального постановления ГИБДД.

И ВС РФ удовлетворил данные требования (см. Постановление ВС РФ от 02.12.2016 г по делу 44-АД16-31).

Данное решение было принято, основываясь на следующих моментах:

1. По закону лицо несет административную ответственность только в тех случаях, когда его вина полностью доказана (ч 1 ст 1.5 КоАП РФ).

К числу таких фактов относятся:

  • полис ОСАГО, в котором отмечено иное (кроме владельца) лицо, допущенное к управлению данным транспортным средством;
  • договоры аренды или лизинга на автомобиль;
  • свидетельские показания или показания лица, которое управляло автомобилем в момент совершения (и соответственно, фиксации камерой) нарушения ПДД.

2. В своем постановлении Верховный суд отдельно остановился на той самой справке с работы, которая была предоставлена Н.

Согласно этому официальному документу истица выполняла свои трудовые обязанности на рабочем месте в том режиме, что установлен для данной категории сотрудников ПВР (правилами внутреннего распорядка предприятия). И это подтверждается табелем учета рабочего времени (тоже официально документом, кстати сказать).

Отношения Н, как работника, с ее работодателем были также подтверждены заверенной копией соглашения к трудовому договору, заключенному 13.07.2011 г. Так что непонятно, какие у предыдущих судей нашлись основания в этих документах сомневаться. А факт наличия справки и копии трудового договора с места работы истца также лег в основание отмены Верховным судом решений судов нижестоящих.

3. ВС РФ отметил, что доказательства, представленные Н в судебных заседаниях, в совокупности свидетельствуют о невиновности истицы в совершении зафиксированного дорожными видеокамерами правонарушения.

Она (истица) 20.01.2016 года в указанное время, согласно предоставленным документам, находилась на рабочем месте, и значит невиновна. А управляла принадлежащим Н автомобилем ее дочь, которая имела на это законное право согласно записи в полисе ОСАГО.

В результате изучения всех представленных доказательств, Верховный суд отменил все решения нижестоящих судов, а также постановление о наложении штрафа ГИБДД. Кроме того, решением ВС РФ было прекращено производство по делу Н.

Что же касается ответственности за совершенный проезд на красный сигнал светофора, зафиксированный дорожными камерами видеонаблюдения, ее за это нарушение ПДД должна нести дочь Н, если, конечно, за время тянувшегося многоинстанционного судопроизводства не истекли сроки привлечения данного лица к административной ответственности.

Здравствуйте
Если кто вкурсе подскажите пожалуйста в таком вопросе.
Пьяный водитель совершил дтп, в протоколе указан другой человек якобы управлявший автомобилем (он через пару минут подошёл как я понял и указал себя), и написал в объяснительной что он в тот момент был за рулём и совершил дтп, есть 3 свидетеля включая меня что это не правда, какие последствия будут у виновников дтп если во время разбора (через пару дней) это всплывёт?

к примеру придёт человек на разбор, просто спросить при гаишнике что он тут делает если он за рулём не находился и через минут 5-10 подошёл

я написал что стоял на месте и меня зацепила машина, просто по моим расчётам страховка мне не выплатит нужную сумму и я договорился что он определённую сумму сам мне заплатит виновник дтп, заодно на всякий случай взял расписку, знаю имя и тд виновника, и если он не придёт на разбор то скажу что там сидел к примеру не Олег, а Вова у вас не правильно записанно, а там уже разбираться будем, у меня свидетелей хватает, а есл в гаи спросят почему сразу не сказали, то скажим в суете было не понятно кого куда записывают, там ещё поблизасти пару камер наблюдения в домах стояли, если что пусть запрашивают их.ю там всё видно должно быть, если показаний свидетелей не хватит

Просто не хочется чтобы меня тупо кинули и платить за чужие касяки со своего кармана. ((

по-моему автор обманул кондуктора: взял билет и не поехал.

Либо бабки сразу надо было брать, либо вызывать гаи и со справкой в страховую. А эти все мутные терки - это глупость несусветная, свидетели, я скажу, он скажет - детский сад.

WhatsApp

Управляя автомобилем, водитель отвечает за причинение вреда другим участникам дорожного движения. Нередко после ДТП некоторые автолюбители пытаются схитрить и меняются местами с пассажирами. Например, если до этого немного выпили или сели за руль, не имея водительских прав. Возникают вопросы, грозят ли дополнительные санкции за рокировку с пассажиром после аварии, узнают ли об этом инспекторы ДПС, и как, а также что будет пассажиру, который поддержал затею водителя? Давайте разбираться по порядку.

Что будет, если я поменяюсь местами с пассажиром после ДТП?

Начнём с того, что среди обязанностей участников аварии нет прямого запрета водителю меняться местами с пассажиром. Однако, практически во всех случаях эти действия свидетельствуют о попытке находившегося за рулём лица избежать административной ответственности – а вот это уже является противозаконным!

На практике возможны две ситуации:

  1. После ДТП пассажир пересаживается на водительское сиденье, а водитель – на место пассажира. Если махинация кем-то обнаружена, то прибывшие инспекторы ДПС наверняка заинтересуются произошедшим. Реального водителя могут проверить на алкотестере или пробить по базе на предмет лишения прав – кроме того, ИДПС укажет в протоколе, кто на самом деле был за рулём автомобиля в момент ДТП.

Нарушителю в любом случае грозит наказание по соответствующей статье КоАП РФ. Но не за сам факт рокировки с пассажиром, а за первоначальное допущенное нарушение.

Так, за езду в состоянии опьянения предусмотрены:

  • штраф 30 000 рублей,
  • а также лишение прав на срок до 2 лет (ч. 1 ст. 12.8 Кодекса).

А за управление автомобилем будучи лишенным прав:

  • тот же штраф 30 тысяч,
  • арест до 15 суток,
  • либо обязательные работы (ч. 2 ст. 12.7 КоАП).
  1. Пьяный или лишенный прав водитель замечает впереди экипаж ДПС, останавливает машину (не доезжая до полицейских), быстро меняется местами с пассажиром, и затем автомобилем управляет уже недавний пассажир. Либо сотрудник ГИБДД требует от вас остановиться, но вы проезжаете несколько метров вперёд, и пока ИДПС идёт к машине, меняетесь местами с пассажиром.

Инспекторы прекрасно знают о трюках с пересаживаниями. Но если во время остановки на дороге этот факт установить легче – через лобовое стекло ИДПС обратит внимание, кто сидит в салоне со стороны водителя, то в момент аварии полицейские отсутствуют на месте инцидента. Поэтому при ДТП им сложнее определить, была ли в реальности рокировка водителя и пассажира машины, или нет.

Водитель и пассажир меняются местами

Но как об этом узнают приехавшие инспекторы ДПС?

Теперь к вопросу о том, а как сотрудники ГИБДД узнают, что водитель и пассажир поменялись местами?

Но в остальных случаях вполне реально установить рокировку. Подойдут следующие доказательства:

  1. Видеозапись с регистратора. Обязательно покажите её прибывшему на место ДТП инспектору или сделайте копию файла, чтобы видео можно было посмотреть на разборе в ГАИ.
  2. Записи с дорожных/уличных камер. Конечно, вам их не добыть самостоятельно. Однако установить, где висят эти самые камеры и какому владельцу/организации они принадлежат – вполне реально. Имея эту информацию, можно ходатайствовать перед инспектором ДПС – чтобы тот изъял записи с камер и просмотрел их на предмет неправомерных действий водителя и пассажира другой машины сразу после аварии.
  3. Показания свидетелей. Желательно не одного, а нескольких лиц – более того, их показания должны совпадать. Одни очевидцы происшествия сами проявляют инициативу, другие осторожничают. Но их свидетельские показания о том, что в момент ДТП за рулём был один водитель, а после аварии со стороны водителя вышел другой человек дают пищу для размышления приехавшим на место ДТП сотрудникам полиции. Должностные лица обязаны внести в протокол данные о свидетелях. В дальнейшем очевидцев могут вызвать для дачи показаний в ГИБДД или суд.

Пример из судебной практики, где суд рассматривал жалобу водителя, лишенного прав по ч. 1 ст. 12.8 КоАП за езду в пьяном виде. Но, как оказалось, сразу после аварии находившийся за рулём мужчина поменялся местами с девушкой-пассажиром, и манёвр заметили очевидцы. Они и пролили свет на ситуацию приехавшим сотрудникам ГИБДД. Суд признал показания очевидцев допустимыми доказательствами. В итоге жалоба нетрезвого автолюбителя была отклонена, а его наказание оставлено в силе.

Водитель убежал, а пассажиры остались – лишат прав за оставление места ДТП?

Да, но только если найдут сбежавшего водителя.

Считается ли бегство водителя оставлением места ДТП, если машина и сидящие в ней пассажиры никуда не делись? Да, считается. Покидание места происшествия может происходить любым способом – водитель может уйти пешком, убежать, скрыться на такси или попутной машине. Ключевое значение играет умысел. Но если виновник аварии сбежал, значит он пытался уйти от ответственности, и за это применяют санкции.

Оставившему место ДТП участнику грозит наказание по ч. 2 ст. 12.27 КоАП, по норме которой предусмотрено:

  • лишение водительских прав на срок от 1 до 1,5 лет,
  • либо административный арест до 15 суток.

Но водитель убежал, как его накажут? Действительно, в дело могут вмешаться сроки исковой давности. Поскольку речь идет о лишении прав или аресте, итоговое наказание будет выносить суд. И согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП, судья должен вынести постановление об административном правонарушении не позднее 3 месяцев с момента совершения ДТП. На практике, если за этот период сбежавшего водителя так и не разыщут, сроки выйдут – а значит привлечь беглеца уже будет нельзя.

Опрос пассажиров тоже не всегда помогает. Они могут совершенно законно не сообщать, куда делся и где находится сбежавший водитель. Такое право пассажирам даёт ст. 51 Конституции РФ – она позволяет не свидетельствовать против самих себя и своих родственников. И на практике это действительно работает.

Водитель убегает после ДТП

Что грозит пассажиру, если он поменяется местами с водителем после аварии?

Многие думают, что если уловка с пересаживаниями будет раскрыта, то накажут только водителя. К примеру, за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.

Однако пассажира тоже поджидают неприятные последствия, о которых следует знать.

Лишение прав за передачу управления

Нет, вы не ослышались!

Достаточно чётко об этом говорит пункт 2.7 ПДД:

2.7. Водителю запрещается:

передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории, кроме случаев обучения вождению в соответствии с разделом 21 Правил;

После того, как будет установлено, что водитель и пассажир поменялись местами, инспектору ДПС не составит труда выяснить, кто находился за рулём в момент ДТП.

И если рядом с нетрезвым водителем в роли пассажира находился собственник или владелец машины, тому будет достаточно сложно доказать свою непричастность к произошедшему. Ведь налицо вина собственника (владельца) автомобиля. Его обязанность убедиться в том, что он передаёт управление транспортным средством трезвому водителю, у которого имеются действующие водительские права.

И если собственник в этом не убедился, то в 2022 году его привлекут за передачу права управления автомобилем в зависимости от ситуации:

  • за передачу пьяному водителю – грозит наказание по ч. 2 ст. 12.8 КоАП, где предусмотрен не только штраф в 30 000 рублей, но и лишение водительских прав пассажира (владельца машины),
  • лицу без прав или водителю, лишённому прав – ответственность по ч. 3 ст. 12.7 КоАП, где в качестве меры наказания значится только штраф в 30 000 рублей.

Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда № 20, лицом, передавшим управление автомобилем пьяному водителю может быть не только собственник, но и владелец – тот, кто вписан в ОСАГО и/или имеет право управлять транспортным средством, но в момент ДТП оказавшийся в роли пассажира этого автомобиля.

Лишение прав за передачу управления автомобилем

Штраф за дачу ложных показаний

Какими бы убедительными не были объяснения пассажира, как свидетеля, ИДПС и судьи отнесутся к его словам критически. И уж точно будут оценивать другие доказательства. К примеру, записи с дорожных камер, уличного видеонаблюдения, показания незаинтересованных лиц, других участников происшествия.

И если пассажир убеждает, что не менялся с водителем местами после ДТП, а сам был за рулём, но махинацию заснял видеорегистратор другого участника аварии – такому свидетелю грозит штраф от 1 000 до 1 500 рублей за дачу заведомо ложных показаний (ст. 17.9 КоАП РФ). Санкция выносится судом при рассмотрении административного дела.

Читайте также: