Как крепить колесные пары в полуприцепе

Обновлено: 18.05.2024

При перевозке разносортных грузов и техники на платформе полуприцепа возникают различные опасности. Чтобы избежать смещения, выпадения груза, переворота трала используются специальные средства и методики крепления, разработаны международные правила. Соблюдение правил желательно при международных автоперевозках и обязательно для транспортировки негабаритного и тяжеловесного оборудования.

Правила погрузки, способы закрепления груза

На автомобильный кузов, платформу в движении действуют гравитационные (весовые) и инерционные нагрузки, которые зависят от массы и центра тяжести груза. При погрузке стандартной тары и техники нужно рассчитать вес с учетом продольного и поперечного инерционного скольжения.

Чтобы избежать смещения перевозимых грузов, машин их необходимо надежно закрепить. Чтобы закрепить груз на полуприцепе к грузовому автомобилю, достаточно использовать комплекты ремней, для которых используется прямая или петлевая увязка. Для крепления лесоматериалов, металлопроката используются стальные тросы или цепи. Сохранность груза при торможениях и ускорениях обеспечивается прокладочными материалами (матами, досками, блокирующими поперечинами). Для особо ценных грузов в международных перевозках применяются надувные мешки из армированной полипропиленовой пленки.

Ограничители смещения и петли

Для крепления негабарита используются:

  • съемные боковые стойки;
  • уширители платформ;
  • прижимные тросы и ленты из специальной стали;
  • противооткатные упоры под колеса самоходной техники;
  • комплекты цепей с кольцами, натяжными механизмами;
  • противоскользящие маты или покрытия платформы.

Особенности распределения веса

При погрузке кузова магистральной фуры, среднетоннажного грузовика, фургона рефрижератора распределение веса рассчитывается достаточно просто. При расчете учитываются вес и объемные габариты каждого грузового места, ограничивается штабелирование. Для негабаритного оборудования такой расчет усложнен, так как перемещение по платформе отдельных частей невозможно. Оптимальным считается погрузка с расположением наиболее тяжелой части груза перед сдвоенными или строенными задними осями. Поэтому в разработке плана грузоперевозки транспортники используют чертежи и схемы оборудования с весовыми характеристиками по длине и высоте. На эти параметры автотранспортное предприятие ориентируется при подборе низкорамной или высокорамной платформы, выборе грузоподъемности и количества осей полуприцепа.

Кассеты для уширителей

Обеспечение безопасности при движении

Даже при движении с правильно закрепленным грузом возникают опасности его смещения при резких торможениях и наборах скорости. Поэтому логисты разрабатывают маршрут транспортировки с минимальным набором крутых спусков и подъемов. Опасны и крутые повороты, на которых груз с высоким центром тяжести может опрокинуть платформу. Кроме равномерного движения по всему маршруту, опасные места требуют опыта и мастерства водителя, повороты проходятся на минимальной скорости.


Тип и способ крепления грузов устанавливаются в зависимости от их конфигурации и способа размещения на открытом подвижном составе.

10.1 Крепление автомобилей

Автомобили, погруженные на платформу, не подвержены перекатыванию, так как их задние колеса заторможены, но они могут смещаться вдоль и поперек платформы. Кроме того, при скоростях 90 – 100 км/ч обрессоренная часть может иметь боковые колебания, следовательно, они могут перемещаться вдоль и поперек вагонов. Эти колебания можно компенсировать креплением передних и задних колес растяжками. Крепление автомобилей от продольных и поперечных перемещений осуществляется брусками и растяжками. Каждый автомобиль крепится четырьмя растяжками: для горизонтального – две из них крепятся за полуось переднего моста автомобиля и за торцовые стоечные скобы, другие две – за полуось заднего моста и за боковые стоечные скобы; для наклонного автомобиля все растяжки крепятся за заднюю ось и боковые стоечные скобы. Растяжки, расположенные под углом к продольной и поперечной осям платформы, воспринимают как продольные, так и поперечные инерционные силы.

Для крепления автомобилей от продольных сдвигов устанавливаются бруски с внутренней и наружной стороны каждого заднего колеса (всего четыре бруска).

От поперечных перемещений используются бруски, которые располагаются с внешних сторон передних и задних колес автомобилей (по одному на колесо).

10.2 Крепление колесной пары

Колесная пара подвержена перекатыванию вдоль вагона и поступательным перемещениям поперек вагона под действием инерционных сил. От перекатывания колесная пара крепится четырьмя растяжками, которые закрепляются за ось колесной пары и стоечные скобы (две из них – за боковые стоечные скобы, две – за торцовые стоечные скобы). Кроме того, колесная пара закрепляется от перекатывания брусками, укладываемыми с обеих сторон от колеса. От поперечных перемещений колесная пара закрепляется брусками с внешней стороны от каждого колеса.

Крепление данных грузов показано на рисунке 10.1.

Рисунок 10.1 – Крепление автомобилей и колесной пары на платформе

Для расчета крепления данных грузов необходимо сначала определить некоторые расстояния и углы (X, Y, Z, , , ), расположение которых показано на рисунках 10.2 – 10.7.

Рисунок 10.2 – Схема определения параметров растяжки переднего колеса горизонтального автомобиля

Рисунок 10.3 – Схема определения параметров растяжки заднего колеса горизонтального автомобиля

Рисунок 10.4 – Схема определения параметров левой растяжки заднего колеса наклонного автомобиля

Рисунок 10.5 – Схема определения параметров правой растяжки заднего колеса наклонного автомобиля

Рисунок 10.6 – Схема определения параметров боковой растяжки колесной пары

Рисунок 10.6 – Схема определения параметров торцовой растяжки колесной пары

Проведем расчет для первой растяжки:

Конечные результаты определения данных величин для всех растяжек сведем в таблицу 10.1.


Совсем недавно дальнобойщик Сергей Сапронов посетил завод по производству полуприцепов Schmitz Cargobull в Альтенберге, Германия. Специалисты завода представили его вниманию демонстрационный полуприцеп, на котором они показали основные примеры применения систем крепления груза, как грамотно крепить груз и обеспечить безопасность водителя и груза при перевозке. Сергей с удовольствием выслушал данные рекомендации, так как крепление груза вызывает у него, у дальнобойщика, особый профессиональный интерес. Впечатлениями от увиденного он делится с нами.

За последние полгода я получил очень много вопросов на тему крепления груза. Сегодня у меня появилась возможность ответить на них - с помощью специалистов Schmitz Cargobull.

Сначала продакт-менеджер Бэрнд Тидэ наглядно показал мне, как используют боковое крепление, а именно боковую и поперечную перекладину при перевозке, например, напитков. В данном случае нет необходимости использовать ремни. Для перевозки стальных брусьев пускают в ход специальные коники, которыми закрепляется боковой груз, а впереди устанавливается паллет, чтобы при торможении брусья не съезжали. Помимо этого, груз должен натягиваться ремнями. Специалист рассказал нам про разные типы натяжных механизмов: при натягивании ремня снизу-вверх необходимо использовать более мощный рычаг, а при боковом, то есть "диагональном" креплении, используется более короткий ремень.

Далее мы рассмотрели крепление бумажной бобины. Для того чтобы она не двигалась при перевозке, необходимо использовать противоскользящие коврики, но в нашем случае они не понадобились, потому что мы практиковались на полуприцепе, пол которого был с противоскользящим покрытием. Каждый механизм для натяжения ремня рассчитан на определенный груз и вес. Рычаг для крепления бобины больше, чем рассматриваемый ранее, а используемый в данном случае ремень рассчитан на 700 кг, то есть в два раза крепче предыдущего. Соответственно, натягивать ремни следовало с особой осторожностью, чтобы не повредить груз, именно потому на него ставят специальные "прокладки", которые при натягивании ремней не пережимают и не ломают перевозимый предмет. В случае если груз необходимо закрепить в середине прицепа, стоит со всех сторон перетянуть его ремнями, чтобы он не опрокинулся.

kr2.jpg

При распределении груза по прицепу необходимо помнить про вес, который оказывает давление на ось, и стоит учитывать российское законодательство, чтобы не выплачивать штраф в довольно крупном размере. По стандартам загрузки полуприцеп, допустим, делится на четыре части: в первую грузится четыре тонны, во вторую - пять тонн, в третью - шесть тонн, в последнюю - пять тонн.

Затем мы рассмотрели бобину, находящуюся в горизонтальном положении. Для того чтобы ее закрепить, необходимо использовать металлические клины, которые вставляются в отверстия в полу, при этом между грузом и клином подкладывается специальный коврик. Для того чтобы при загрузке ремни не мешали, они крепятся сверху, а затем натягиваются. Таким образом, при разгрузке нет необходимости лезть наверх, чтобы снять ремни. Помимо этого, они закреплены на верхней балке, благодаря чему в любой момент их можно легко сдвинуть.

Нам показали легкие, объемные мешки, которые просто накрывают брезентом и точно так же натягивают ремни. В данном случае именно брезент сдерживает груз при перевозке.

Все это необходимо для того, чтобы довезти груз в целости и сохранности и не было претензий у клиента.

В тыльной части грузовика также имеется ящик для хранения креплений и блок для эксплуатации полуприцепа в зимнее время, который при нажатии на кнопку трансформирует плоскую крышу в наклонную, принимая форму домика. Таким образом, оставляя грузовик на долгое время, водитель может не беспокоиться, что по возвращении ему придется чистить крышу лопатой, - снег сам спадет на землю. Закрывая дверцы тыльной части грузовика, можно заметить аэрообтекатель, который позволяет экономить один литр топлива на 100 км. При этом он очень легко разбирается и собирается.

После общения с Бэрндом Тидэ мы отправились отрабатывать полученные знания на практике с целью использовать полезные навыки в своей работе.

Во второй день нахождения на заводе Schmitz Cargobul мы рассмотрели и использовали на практике новые полуприцепы. Штора тентового полуприцепа c системой Speed Curtain без особых усилий открывается за 35 секунд: она практически встроена в конструкцию автомобиля, не имея боковых стоек.

Существуют прицепы, оборудованные специальными роликами для перевозки груза. Водитель может приподнять и протолкнуть груз с легкостью, затем опустить его при помощи специального механизма, вытащить механизм из-под груза и закрепить ролик всеми крепежами.

В боковой стенке прицепа расположен ящик, в котором хранятся инструменты для крепления роликов и подъемныемеханизмы.

Устройство ССУ

Описание седельно-сцепного устройства, его регулировка по высоте у тягачей

Грузонесущая плита в ССУ имеет простую структуру и принимает на себя часть веса груза. В детали есть прорезь входа шкворня полуприцепа, для установления прочной фиксации. Совместный механизм с тягачом при поворотах будет осью излома грузовика. В нижней части плиты расположена система — сцепка-фиксация. Автоматическое соединение деталей играет роль надежного замка. Различают два вида ССУ – шкворневое и бесшкворневое (роликовое).

Конструкция

Описание седельно-сцепного устройства, его регулировка по высоте у тягачей

Шкворневое устройство, расположенное на грузовике, представляет собой металлический массивный круг (плита) с прорезью посередине. На полуприцепе есть шкворень. Сцепная пара фиксируется шкворнем в прорези плиты (опора) и крепится захватами.

Разъемно-сцепная система необходима для подачи усилий между конструкциями автопоезда, что делает возможным маневр поворотов полуприцепа к тягачу и вокруг оси сцепного шкворня в горизонтальном положении.

Бесшкворневое устройство отличается от шкворневой подвески конструкцией и фиксированием поворотной стойки к поворотному кулаку, которые соединены шаровыми пальцами. Этот механизм значительно уменьшает нагрузку на действующие шарниры.

Элементы ССУ

Седельно-сцепное устройство грузового автомобиля состоит из нескольких элементов. Производители предлагают ССУ в следующей комплектации:

  1. Разъемно-сцепное устройство. Принцип работы: при торможении и повышения скорости берет на себя нагрузку грузовика, выполняет функции поворотов. Наибольшая безопасность у элементов с одним захватом крепежа.
  2. Плита опоры. Плита – основа для фиксации пальца. Литая металлическая конструкция имеет нужную жесткость.
  3. Элементы крепежа. Деталь сцепки закрепляют на раму тягача. Элементы классифицируют на две группы: плитки монтажные и уголковые. Детали имеют разный размер.

Когда тормозные системы передают усилия тяги опорной плите, палец находится в разгрузочном состоянии от продольно действующих нагрузок. А из-за захвата детали по верхнему поясу уменьшаются изгибающие моменты на шкворень.

Разновидности

Описание седельно-сцепного устройства, его регулировка по высоте у тягачей

Седельно-сцепное устройство бывает: шкворневым и бесшкворневым. Данные элементы различаются конструкцией и выносливостью.

Шкворневые

Шкворневое ССУ – механизм, обеспечивающий прочную связь полуприцепа с тягачом. Все шкворневые детали имеют полуавтоматический механизм регулирования, он предотвратит самопроизвольное отцепление груза. Один из замков должен иметь ручное управление. Грузоподъемность поездов, имеющих в составе полуавтоматические устройства, равна 100 тонн. Седельные механизмы авто выдерживают нагрузку от 3 до 50 тонн. А это помогает автопоездам, таким как, марки Даф, Мерседес или Вольво перевозить многотонные грузы на дальние расстояния.

Бесшкворневые

Бесшкворневое ССУ - устройство, совмещенное с седельно-сцепным механизмом и опорным звеном. Операция расцепки-фиксации элементов автопоезда и подключение электрических и тормозных магистралей делается автоматически. Кнопка, приводящая в действие автопоезд, находится в салоне водителя. Такие механизмы монтируются в агрегаты, выполняющие грузоперевозки по городу на небольших расстояниях со сменой нескольких полуприцепов в день. Масса автопоезда, имеющего в технической конструкции автоматически работающий цепляющий элемент, составляет не более 25 т. Автомобиль же перевозит груз весом более 1-2 тонны.

Этап фиксации шкворня в полуприцеп производят в следующем порядке: задним ходом, по траектории подгоняют тягач к полуприцепу. Перекатываясь, колесики, направляют прицеп к тягачу, и постепенно приподнимают полуприцеп, и катки опорного звена отходят от земли.

Варианты монтажа

Описание седельно-сцепного устройства, его регулировка по высоте у тягачей

Своевременный монтаж предотвратит быстрый износ плиты. Поэтому внешнюю поверхность запчасти покрывают пластичной смазкой. Известные бренды по производству седельных элементов Georg Fisher и Jost применяют аналогичный подход к продлению срока эксплуатации седла. Если на опоре есть антифрикционные накладки из полимера, то их периодически заменяют на новые. Это гарантирует бесперебойное использование седла в течение 20 лет.

Важно! Чтобы избежать динамических нагрузок, в ССУ между опорной плитой и кронштейнами мастера ставят резиновые подкладки, препятствующие механическим повреждениям при нагрузках. По мере износа материал меняется на новый.

Чтобы установить седельно-сцепное устройство, необходимо переместить устройство при помощи гидравлического или механического привода. Регулирование проводится из салона водителя. Затем устройство фиксируется сцепным механизмом.

В соответствии распоряжения 94/20 ЕС ССУ фиксируют по следующим правилам. На монтажную плиту необходимо закрепить не меньше 8 винтов М 16 с классом прочности – 8.8, которые должны плотно примыкать к поперечному и продольному валу ССУ. Рекомендуется пользоваться фиксирующими наборами компании JOST. При монтаже опорные стойки должны опираться на плиту. Для волнистых монтажных плит наряду с прилеганием в зоне резьбового соединения требуется опора в средней зоне.

Рекомендуется опорные стройки фиксировать в продольном или поперечном положении, монтажную плиту – только в продольном, предварительно приваренными упорными металлическими листами. При этом нужно использовать метод сварки, указанный изготовителем монтажной плиты или транспортного средства. ССУ, не имеющее в конструкции фланца, крепят корончатой гайкой со шплинтом, а устройство с фланцем — фиксируют к опорному листу заклепками.

От использования монтажной плиты можно отказаться, если гарантируется, что моменты затяжки болтов правильны, и фрикционное соединение безупречно. Поэтому крепеж болтов нужно выполнять так, чтобы предписанные моменты затяжки или силы предварительного натяжения можно было обеспечить надолго. В области зажима болтов толщина слоя лакокрасочного покрытия должна составлять не более 120 мкм на деталь. Болтовые соединения следует защищать от саморазвинчивания.

Самостоятельная диагностика

Описание седельно-сцепного устройства, его регулировка по высоте у тягачей

Чтобы не тратиться на СТО, можно провести проверку состояния на рабочем месте. Для чего потребуется:

  • Расцепить автопоезд. Закрепить колеса прицепа противооткатными опорами. Во время расцепления нужно обратить внимание на портативное управление опорных стоек, на состояние механизма, который препятствует касанию полуприцепа земли.
  • Визуально проверить детали сцепления полуприцепа грузового автомобиля на отсутствие повреждений.
  • Осмотреть дышло, и шарниры в месте фиксации рамы полуприцепа.
  • Сцепное оборудование должно во время работы двигаться легко, без пауз. Устройство закрепить, опору дышла поставить в нерабочий режим, затем провести контроль на прочность крепежа в данном положении.

Техническое обслуживание седла

Описание седельно-сцепного устройства, его регулировка по высоте у тягачей

  • Оценить надежность пружин крепления захватов к запорному кулаку.
  • Периодически плиту нужно обрабатывать маслом.

Надо ли регулировать

Регулировка седла на тягаче – одно из условий поддержания работоспособности механизма. Во время перевозок седло быстро изнашивается. Правильную работу плиты определить визуально невозможно, поэтому нужно знать некоторые причины и перечень частых поломок узлов грузовика. Характерный признак для проведения регулировки – появление стука при остановке и движения автопоезда.

Обратите внимание: Регулировка проходит быстро: нужно снять седло и при необходимости поменять резинки и втулки; тщательно промыть почистить место клина от грязи и засохшего масла.

Устранение зазоров

Вертикальные силовые опоры тягача не всегда под воздействием на каркас большого давления груза подвержены прогибам. Во время поворотов на седло идет большое давление, в перпендикулярном направлении, что сильно травмирует верхнюю часть плиты, на поверхности которой образуются небольшие зазоры. В процессе эксплуатации быстро изнашивается сцепной шкворень. Эта деталь требует отдельного ремонта у специалистов.

Зазоры седла марки York и Jost устраняются после поджимания клинов запора к шкворню. Манипуляции по удалению просветов проводят при помощи винтового управления или автоматической металлической пружиной.

Управление сцепкой

Описание седельно-сцепного устройства, его регулировка по высоте у тягачей

Производители предлагают несколько вариантов автоматизации сцепки-расцепки для обеспечения функций пневматической системы и датчиков.

Например, Georg Fisher – сенсорная система, которая обеспечивает безопасность. Процесс регулируют 2 датчика, которые следят за прочностью крепежа. Возникновение неполадок отображается при помощи сигналов, передающихся в автосалон машиниста, на панели авто загорается лампочка. Водитель может сам следить и регулировать состояние крепежа, ориентируясь по боковым зеркалам.

Высота седла у тягачей, положение замка, состояние сцепки – все операции регулируются датчиками, которые расположены в салоне.

Как продлить срок службы ССУ

Нет водителей, которые бы не мечтали исключить из профессиональных будней проведение капитального ремонта. Для продления срока эксплуатации и машины, и ССУ рекомендуют ежедневно соблюдать правила:

  • Перед движением после сцепления в прицеп удостовериться в плотной фиксации шкворня.
  • На поверхности седла перед сцеплением всегда должна быть смазка.
  • Покупать качественные смазочные вещества.
  • Один раз в 5 дней нужно проводить профилактику: отсоединить прицеп, почистить и смазать плитку, палец и системы запора. Использовать в обработке только густые, вязкие смазки.
  • Периодически нужно контролировать состояние механизмов и узлов (искать коррозии, вмятины и трещины); болты должны быть прочно натянуты.
  • Опорная часть седла очищается от старой смазки минимум раз в год.

Своевременное техническое обслуживание ССУ - основной фактор, продлевающий срок эксплуатации, как самой детали, так и автопоезда.

Читайте также: