Как меняется давление в шинах при изменении температуры

Обновлено: 05.05.2024

Летняя жара – непростое испытание для любого автомобиля. Страдают от чрезмерного перегрева не только лакокрасочное покрытие кузова и детали отделки салона, но и все остальные элементы транспортного средства. Не в последнюю очередь – шины. Рассказываем, почему за ними летом нужно следить особенно тщательно.

Многие водители наверняка замечали: чем выше температура воздуха и чем дальше вы едете на юг, тем больше по обочинам валяется ошмётков взорвавшихся покрышек, тем активнее и чаще водители латают резину на своих автомобилях. Секрет прост: высокая температура действительно крайне пагубно влияет на шины.

По теме

По теме

Отправляясь в путь, многие водители, казалось бы, делают всё правильно – проверяют давление в колёсах. Вот только делают они это не всегда корректно: контролировать давление следует на остывших, а не на горячих шинах. Водителям стоит помнить, что из 2,2 бара в холодном колесе показатель может запросто подскочить при нагреве до 2,6. Игнорировать влияние температуры воздуха на покрышки недопустимо – это крайне опасно.

Чтобы накачать шину правильно, нужно ориентироваться на подсказку, которую дают сами производители транспортных средств – наклейку на кузове в дверном проёме со стороны водителя. Дублируется важная информация и в инструкции по эксплуатации, а в ряде случаев – на лючке бензобака. Обычно давление в колёсах передней оси отличается от давления в задних. Более того, оно зависит не только от температуры, но и от загрузки машины: чем больше вещей в багажнике и людей в салоне, тем сильнее накачиваются шины. Проводить мониторинг давления летом рекомендуется в утренние часы. Все колёса при этом должны стоять на ровной поверхности.

По теме

Нелишним будет придерживаться при летней эксплуатации авто и ещё одной рекомендации. По возможности стоит парковать машину в тени, чтобы на покрышки не попадал прямой солнечный свет. На солнцепёке можно прикрывать колёса кусками картона или ткани – это защитит резину от прямого солнечного света, чрезмерного нагрева и ускоренного старения.

Если давление оказывается выше или ниже рекомендуемого уровня, могут возникнуть определённые сложности. Вплоть до повреждения и разгерметизации. А это крайне опасно. В особенности, если сам автомобиль в момент разрыва колеса движется на высокой скорости.

Чтобы избежать нежелательных проблем, всем автовладельцам необходимо обязательно знать о том, каким именно должно быть правильное давление зимой. Ведь грядут похолодания. Автовладельцам нужно уже сейчас задумываться об изменении параметров текущего давления в покрышках.

Человек измеряет давление в автошинах

На что влияет давление

Как известно, от степени или уровня накачки колеса зависит манёвренность, тормозной путь и послушность автомобиля во время эксплуатации и езды.

Тут большое значение имеет такое понятие как пятно контакта. В зависимости от давления, пятно контакта меняется. Если параметры нормальные, тогда резина будет полностью соприкасаться с имеющимся дорожным покрытием. Это способствует равномерному износу шины, а также позволяет протектору полноценно выполнять свои задачи и функции.

Если же колесо окажется спущенным, тогда пятно контакта будет находиться лишь по бокам. При перекаченной покрышке пятно контакта смещается в центр. Это не только ведёт к более быстрому износу, но также и создаёт реальную угрозу безопасности.

Мужчина смотрит на спущенное колесо

Чтобы понять, как давление в шинах автомобиля влияет на поведение транспортного средства зимой и летом, представлена наглядная таблица.

Степень накачки колесаЧто происходит
Спущенное (35% от нормы)На таких колёсах автомобиль сильно проседает. Проехать большое расстояние не получится. Максимум несколько километров. Диск цепляет резину, из-за чего начинается деформация и разрушение
Приспущенное (40-75% от нормы)Нельзя длительное время ездить по асфальту и иному твёрдому покрытию. Совершая резкий поворот или манёвры на скорости выше 50 км/ч, резина может вылететь из диска. При этом в приспущенном состоянии машина легче проходит через тяжёлое бездорожье, а также преодолевает мягкие покрытия в виде мокрого снега или грязи. Преодолев сложный участок, давление нужно вернуть в нормальное состояние. Передвигаться на высокой скорости запрещено. Это опасно
Немного приспущенное (85-90% от нормы)В таком состоянии колёс может ехать достаточно долго, не испытывая дискомфорт и не опасаясь повреждений резины. Машина может стартовать быстрее и параллельно с этим мягче ехать. Но снижается управляемость. Параллельно растёт показатель расхода топлива. Быстрее изнашивается резина.
Нормальное давлениеПри оптимальных параметрах шины будут вести себя абсолютно предсказуемо. Оптимальный расход топлива, равномерный и медленный износ, полный контакт покрышки с дорожным покрытием. При таком состоянии колёса прослужат максимально долго
Слегка перекаченное (110-115% от нормы)В этой ситуации искажается правильное пятно контакта. Ухудшается в значительной мере текущая управляемость. Машина становится намного жёстче при езде. Водитель и пассажиры будут испытывать дискомфорт при проезде каждой ямки и выбоины. Но в случае с шипованными зимними шинами небольшой переизбыток давления может сыграть на руку водителю. Шипы несколько сильнее выпирают, из-за чего они лучше цепляются за лёд.

Поскольку зима — это не только обильный снег, но и постоянные лужи, придерживаться заданного давления нужно ещё и для того, чтобы избежать аквапланирования. Из-за искажённого пятна контакта, протекторный рисунок не способен полноценно отводить воду и мокрый снег.

Влияние температурного фактора

Говоря о том, какое должно быть правильное давление в авто шинах при эксплуатации зимой и летом, следует также учитывать температурный фактор. То есть оптимальное давление в авто шинах зимой и в тёплое время года зависит и от температуры воздуха.

Когда температура воздуха начинает повышаться, то растёт и давление. Если же этот показатель снижается, параллельно падает и давление.

Если говорить про правильное рабочее давление в шинах летом и зимой, опираясь на температурные показатели, то тут есть следующая зависимость:

  • когда температура выше +25 градусов Цельсия, давление в авто покрышках повышается на 0,8 атм;
  • при температуре -25 градусов Цельсия, давление в колёсах упадёт на 0,8 атм.

Учтите, что когда при проверке давления зимой в помещении, где разница с температурой на улице составляет 20-30 градусов Цельсия, при выезде на дорогу колёса сразу могут потерять 0,2-0,4 атм (бар). В итоге машина будет ехать мягче. Но при этом разгоняться и тормозить автомобиль начнёт дольше.

Колесо автомобиля в снегу

Что учитывать при выборе давления

Чтобы определить и выбрать правильное давление в автомобильных шинах, которое должно быть в зимнее время, нужно учитывать влияющие на эти параметры факторы.

Фактически это 4 параметра:

  • температура;
  • распределение нагрузки по осям;
  • загруженность ТС (пассажиры, багаж);
  • диаметр используемого диска.

Про влияние температуры вы уже знаете. В среднем параметры меняются на 0,1 бар в меньшую или в большую сторону по мере увеличения или снижения температуры на каждые 7-8 градусов Цельсия.

Вес по осям на разных машинах распределяется различным образом. Из-за этого задние и передние колёса накачивают обычно с различными показателями.

Накачивание колес автомобиля компрессором

Также не забывайте о количестве пассажиров и наличии груза в машине. Чем больше дополнительного веса везёт авто, тем сильнее машина просаживается. Для компенсации нагрузки увеличивают давление.

Не последнюю роль играет и то, колесо какого диаметра устанавливается на транспортное средство.

Как определить правильные показатели

Определить, какое именно должно быть давление в зимних автомобильных шинах, можно по соответствующим подсказкам на самом автомобиле.

В зависимости от модели и марки автомобиля, информация с оптимальными значениями давления в шинах наносится на обратную сторону лючка топливного бака или на переднюю стойку возле водителя.

Хотя возможны и другие варианты. Тут проще всего заглянуть в руководство по эксплуатации, либо познакомиться с устройством и нанесением разных маркировок и табличек на своём автомобиле.

Правильное давление, предусмотренное в шинах, позволяет машине увереннее себя вести на льду, ехать по сухому асфальту и преодолевать снежные заносы. Важно не только поставить хорошие липучки или шипованные покрышки, но и довести давление внутри них до рекомендуемых параметров. Тогда удастся выжать максимум из проходимости и параллельно минимизировать скорость износа резины.

Основной ориентир при выборе параметров колёс при их накачивании – это рекомендации автопроизводителя.

Некоторые считают, что оптимальные параметры напрямую связаны с тем, какой размер шин используется на машине. В действительности это влияет лишь частично, но определяющим фактором не является. Ведь покрышки одинакового размера могут устанавливаться на совершенно разные автомобили. И если на одной машине производитель рекомендует делать 2,1 бара, то на другом авто, но с такими же шинами, давление может быть 2,5-2,9 бар. И всё равно в обоих случаях оно станет оптимальным.

Вот почему для каждого автомобиля инженеры индивидуально рассчитывают параметры давления для зимнего и летнего периода, в зависимости от уровня загрузки и колёс на конкретной оси.

Наклейка от производителя с рекомендованным давлением в шинах

Для наглядности посмотрим на примере нескольких популярных автомобилей рекомендуемый параметр давления.

АвтомобильРазмер шинПередние колёса, барЗадние колёса, бар
Nissan QashqaiR162,32,1 (при полной загрузке 2,6)
R172,32,1
R192,32,6
Ford FocusR152,12,1 (при полной загрузке 2,4)
R162,1 (бензиновые моторы) 2,3 (дизельные версии)2,1 (бензиновые моторы) 2,3 (дизельные версии)
R17-R182,32,3 (при полной загрузке 2,5)
Toyota CorollaR152,22,2 (при полной загрузке 2,4)
R162,22,2 (при полной загрузке 2,5)

То есть размер колеса действительно в определённой мере влияет на то, насколько накаченным должна быть покрышка. Но при этом размер не является главным определяющим фактором. Лучше отталкиваться от уровня загруженности автомобиля, а также от конкретных условий эксплуатации.

Что использовать для замеров

Некоторые водители удивляются тому факту, что именно зимой проверять и подкачивать шины приходится чаще.

И тут возникает вопрос о том, почему зимой на машине так часто спускают шины и что может привести к возникновению подобных ситуаций. На самом деле потенциальных причин несколько:

  • изначально недостаточно накаченные колёса;
  • разница температур при содержании машины в тёплом гараже и при выезде в мороз;
  • неисправности со стороны ниппеля;
  • деформированный обод, который не обеспечивает плотное прилегание покрышки;
  • попадание в зазор между ободом и диском снега с песком и грязью, нарушающих герметичность;
  • медленный прокол на колесе.

Если повреждений нет, тогда речь идёт о естественном снижении давления, обусловленного разницей температур и её перепадами. В этом случае достаточно периодически проверять состояние покрышек.

Манометр лежит на земле

Для проверки параметров колёс на автомобиле используют прибор под названием манометр.

Манометры бывают механическими и электронными. Последние стоят дороже, но у них выше точность и меньше погрешность.

При этом оба прибора выполняют идентичные функции. И работать с ними одинаково легко.

На многих современных автомобилях предусмотрен специальный датчик, который контролирует параметры давления в шинах и выводит соответствующую информацию на приборную панель. За счёт этого нет необходимости регулярно вручную проверять каждое колесо.

Но поскольку датчик также может работать с погрешностью и иногда выходить из строя, либо выдавать некорректные данные, для собственного спокойствия и безопасности лучше лишний раз воспользоваться манометров.

Для получения достоверной информации о давлении в шинах зимой, проверять параметры манометром следует на холодных колёсах.

Если же вы проверите значения в тёплом гараже или боксе, а потом выедете на улицу, где разница температур может составлять 15-20 градусов, то и давление моментально изменится.

Периодичность проверки

Поскольку даже немного приспущенные шины на автомобиле могут привести к серьёзным и опасным последствиям зимой, каждый водитель должен взять за правило периодически проверять значения.

Это особенно важно делать, когда температура постоянно меняются и наблюдаются резкие перепады. Причём проверяйте исключительно холодные колёса.

Дополнительно внеплановые проверки проводятся в ситуациях, когда температура сильно уменьшилась или опустилась, либо произошёл резкий температурный скачок.

Рекомендации по подкачке шин

Для правильной подкачки следует ориентироваться на следующие подсказки.

  • Подкачка на открытом воздухе. Шины при этом холодные. Включая компрессор, внутрь покрышек будет поступать такая же температура, как и на улице. В этом случае выбирайте те параметры, которые автопроизводитель указал на информационной табличке.
  • Подкачка в тёплом гараже. Если вы решили подкачать колёса, но делаете это в отапливаемом боксе зимой, либо в гараже, тогда температура снаружи и внутри помещения, где стоит машина, будет отличаться. В такой ситуации в зимний период рекомендуется накачать шины на 0,2 бар больше, чем указано производителем. За счёт этого, выезжая в мороз, удастся компенсировать разницу температур, из-за которой давление внутри колеса упадёт.

В которых ситуациях допускается небольшой спуск давления чуть ниже рекомендуемых параметров.

Человек крутит ниппель в колесе машины

Обычно такое делают в 2 случаях:

  • Скользкая дорога. Когда на улице гололёд, снижение параметров на 0,1-0,3 бар позволит увеличить текущее пятно контакта с покрытием. Из-за этого сцепление станет более устойчивым. Так легче преодолевать обледеневшие и очень скользкие участки.
  • Бездорожье. Зимнее бездорожье отличается тем, что на пути встречается лёд, твёрдая почва, снег. Если давление снизить, тогда уровень проходимости увеличится. Только слишком сильно сдувать колёса также не рекомендуется, иначе это приведёт к быстрому повреждению резины, деформации диска.

Зная об оптимальных параметрах давления для автомобильных шин в зимний период эксплуатации, вам удастся добиться минимального износа и максимального уровня сцепления, что напрямую влияет на безопасность езды по заснеженным и обледеневшим дорогам.

Как часто проверяете давление в шинах? Какой тип манометра используете? Насколько доверяете датчикам в авто? Следуете ли рекомендациям производителя?


Экстремально высокие температуры воздуха приводят к резким колебаниям давления внутри покрышек. Под солнечными лучами темно-серый асфальт может разогреваться до 60 градусов и выше. Он влияет на температуру шин, а также размягчается сам и изменяет характеристики. В итоге в жару можно наблюдать ухудшение управляемости легковых автомобилей. Какое же давление следует поддерживать в шинах, чтобы компенсировать вредное воздействие высоких температур?

Колебания температур и давления

С ростом температуры окружающего воздуха давление в покрышках увеличивается. Если накачать шину вечером при температуре +20 градусов до рабочего давления в 2,2 бара, то утром с ростом температуры примерно на каждые 5-7 градусов давление начнет подниматься на 0,1 бара. Таким образом, при +32 градусах в полдень давление в шинах достигнет 2,5 бара.


Таким образом, в процессе езды в жаркую погоду в течение дня давление в шинах может колебаться от стандартных 2,2 бара до 2,7 бара и выше, что сказывается на характеристиках колеса.

Недокаченные колеса

При снижении давления на 0,5 бара, до 1,5 атм., поведение автомобиля заметно исказилось. Колеса стали мягче, отчего реакция подвески на неровности снизилась. Lada стала комфортнее и меньше досаждала ударами на неровностях.


Снижение давления привело к противоречивым результатам. С одной стороны, Lada 112 стала комфортнее и лучше тормозила, а с другой — пострадала управляемость.

Перекачанные колеса


Но с ростом давления увеличился и тормозной путь. Перекачанные шины хуже тормозят, и по сравнению с нормой со скорости в 100 км/ч путь до остановки вырос почти на метр.

Экономия топлива

Производители заявляют, что увеличение давления в шине на каждые 0,15 бара в рабочем диапазоне от 2,0 до 2,5 бара приводит к уменьшению сопротивления качению на 5%. Другими словами, если давление в шине вырастет до 2,5 бара, то потребление топлива при строго прямолинейном движении может сократиться в среднем на 15-17%.

Выходит, при идеальных условиях хорошая накачка шин для обычной легковой машины с 1,6-литровым атмосферным мотором приносит при теплой погоде 1-1,5 л экономии на 100 км. Это вполне ощутимый результат.

В инструкциях по эксплуатации автомобилей в некоторых случаях даже указано, что перед движением по скоростным магистралям рекомендуется повысить давление на 0,2-0,3 бара. Правда, это справедливо только для низкопрофильных покрышек диаметром от 16 дюймов и выше. Такие колеса слабо деформируются при максимальном давлении.


Если же перекачать обычные шины выше предписанного давления на 0,3-0,5 бара, то появляется риск неравномерного износа протектора. Он истирается в середине пятна контакта.

В общем, лучше всего в жару ездить на нормальном давлении. При высоких температурах воздуха следует стравить давление на 0,2-0,3 бара, чтобы при росте дневной температуры давление могло вырасти до нормы. Если стандарт, изложенный на табличке у водительской двери, требует качать шины до 2,2-2,5 бара, то в жару их следует накачивать до 2,0-2,2 бара. Однако со снижением температуры воздуха до 20 градусов колеса вновь необходимо накачать до нормы.

Какое должно быть давление в зимних шинах

04.09.2019

Традиционно с понижением температуры окружающего воздуха автомобилисты меняют летние шины на зимние, а обладатели всесезонных шин их подкачивают. И даже если колеса полностью герметичны, все равно придется их подкачать. Снижение температуры воздуха уменьшит его объем — соответственно, упадет и давление, резина немного осядет.

О том, какое давление должно быть в зимних шинах, мы расскажем подробнее в нашей статье.

Влияние давления в шинах на зимнюю резину

Давление в колесах авто — такой же значительный фактор, как и качество шин или их типоразмер. Рассмотрим основные параметры, на которые влияет давление в зимних автомобильных шинах.

Чем больше накачаны шины, тем сильнее выпирает их центральная часть. То есть уменьшается пятно контакта с дорогой и снижается сцепное усилие. Это справедливо для нешипованной резины. У колес с шипами в условиях гололеда обратная зависимость: избыточное давление заставляет шипы дальше выходить из своих пазов и жестче противостоять внешнему воздействию. Соответственно, шипы глубже врезаются в промерзший грунт или гололед, что увеличивает сопротивляемость срыву авто в занос.

Бытует мнение, что недокачанные колеса позволяют продлить срок службы резины. На самом деле, это не так: в плане ресурса резины приблизительно одинаково вредно ездить как на перекачанных, так и на недокачанных шинах. Повышенное давление ведет к ускоренному износу центральной части, пониженное — к износу боковых частей шины и увеличению вероятности повреждения корда.

Здесь зависимость такая: чем выше давление в шинах, тем меньше сопротивление качению. А это означает, что и расход топлива будет ниже на перекачанных колесах.

Поэтому независимо оттого, стоит на авто летняя или зимняя резина, давление в шинах желательно поддерживать в районе некого усредненного значения, максимально приближенного к рекомендуемому производителем авто.

Какое давление должно быть в зимних шинах

Давление в шинах должно быть в пределах рекомендованного авто для конкретных условий эксплуатации. Обычно в технической документации к транспортному средству прилагается табличка с различными условиями работы автомобиля и рекомендованным для этих условий давлением. Эта табличка может дублироваться в районе бензобака, под капотом или возле водительского сиденья.

какое давление держать в зимних шинах

На то, какое давление держать в зимних шинах, влияют три основных фактора.

  1. Момент измерения. Важно понимать, что измеренное давление на стоянке и реальное давление при движении авто могут сильно разниться. Например, если замер производился в отапливаемом гараже при температуре +15 °C, а на улице мороз -25 °C, то разбежка в показаниях на манометре будет отличаться примерно на 0,5 бар. То есть это почти четверть от усредненного рекомендуемого давления. Существует такая зависимость: с изменением температуры воздуха в шинах на 8 °C давление в них изменяется на 0,1 атмосферы. Если же замерить давление после длительной поездки, особенно с большой скоростью, то разогрева шин манометр покажет на 5–20% большее значение. Поэтому замер стоит производить в условиях, когда автомобиль некоторое время находился без движения в среде с температурой окружающей среды.

Помните, что для корректного измерения давления важно подобрать хороший манометр.

Электронные манометры обычно лишены этого недостатка, но они стоят дороже.

зимняя резина давление в шинах

  1. Дорожные условия. Для езды по бездорожью рекомендуется несколько снизить давление в колесах, но не более чем на . Это связано с тем, что накачанные шины слабее поглощают неровности и хуже справляются с рыхлыми грунтами или заснеженной дорогой. Для езды по трассе лучше держать рекомендованное производителем авто давление. Ни в коем случае нельзя перекачивать шины. На больших скоростях шины разогреваются, что еще больше повышает давление. А это негативно скажется на управляемости авто и скорости износа протектора. И небольшая экономия топлива вряд ли скомпенсирует потери с тем условием, что купить новые зимние шины придется гораздо раньше, чем в случае с эксплуатацией их при рекомендованном давлении.
  1. Загруженность авто. При перевозке тяжелых грузов рекомендуется повысить давление в шинах. Обычно таблица с соответствием давления в шинах перевозимой массе прилагается к инструкции по эксплуатации авто.

То, какое давление держать в зимних шинах, напрямую влияет на безопасность езды и срок службы резины. Поэтому не стоит пренебрегать простой и не отнимающей много времени процедурой замера давления в шинах, особенно на зимней резине.


Какой допустимый износ тормозных колодок, и как его определить? Предлагаем подробно изучить эти вопросы.


В этой статье мы выбираем передние и задние тормозные колодки с оптимальным соотношением цены и качества, учитывая разные стили вождения и условия езды.

Читайте также: