Как настроить дпдз по лямбде

Обновлено: 30.06.2024

Владельцы автомобилей, ЭСУД которых учитывает положение механической дроссельной заслонки в десятых долях процента (все модели ЗАЗ (Микас 7.6\10.3)), Chevrolet Lanos (Delphi MR-140), Daewoo Nexia 1.6 DOHC (Sirius D42) в процессе эксплуатации зачастую сталкиваются с почти неразрешимой проблемой - потерей нулевого значения положения дроссельной заслонки.

Дроссельная заслонка — механический регулятор проходного сечения канала, изменяющий количество протекающей в канале среды: жидкости или газа. В системе впрыска топлива дроссельная заслонка представляет собой отдельный узел, стоящий в воздушном тракте последовательно и дозирующий количество воздуха на входе в коллектор. В механическом исполнении дроссельная заслонка приводится в движение с помощью троса, второй конец которого соединён с педалью акселератора. За закрытие дросселя отвечает возвратная пружина привода заслонки. Заслонка в случае с ЭСУД, работающей по давлению воздуха всегда должна возвращаться в одно и то же стартовое ("нулевое") положение ! В закрытом положении дроссельная заслонка автомобиля пропускает минимальное количество воздуха, необходимое полностью прогретому двигателю для работы на минимально возможных оборотах. Это важно: закрытая дроссельная заслонка не является герметично-закрытой по определению! Пропускная способность закрытого дросселя с механическим приводом устанавливается регулировкой начального угла открытия заслонки.

Д атчик П оложения Д россельной З аслонки, или "потенциометр дросселя" передаёт ЭСУД информацию о фактическом положении заслонки. Начальное положение условно-закрытого дросселя принимается (должно приниматься) блоком управления за 0% открытия (0.0 - 0.2% в системах, учитывающих положение дросселя в десятых долях процента), положение полностью утопленной педали акселератора принимается за 100%. За такого рода соответствие (аналого-цифровое преобразование) отвечает сразу три программных опции:

1) график АЦП ДПДЗ по умолчанию
2) Адаптация нуля дросселя
3) Принудительная калибровка дросселя

Относительно штатного графика АЦП стоит лишь отметить, что 0.0 Вольт не есть 0% (блок управления при отсутствии напряжения выдаст ошибку "низкий уровень сигнала ДПДЗ"), а +5 Вольт не есть 100% (блок управления при таком напряжении в цепи выдаст ошибку "высокий уровень сигнала ДПДЗ"). Дальнейшие "шаманские танцы" вокруг заводской калибровки возможны только методом растачивания посадочных отверстий и последующего смещения датчика вдоль оси привода заслонки:

Регистрируясь на данном ресурсе Вы соглашаетесь с действующими Правилами форума и обязуетесь их соблюдать.
Незнание правил не освобождает Вас от наказания за их нарушение!

Для участников клуба доступна различная клубная атрибутика: рамки, наклейки, футболки, толстовки, кружки, карты и т.д. Причем некоторые виды атрибутики распространяются бесплатно на встречах. Более подробную информацию узнавайте в своем региональном разделе или теме. Также если Вы хотите заниматься клубной атрибутикой в своем городе, то напишите об этом администрации.

TC

@ ManofDoom

Доброго времени суток, темы почитал но так на свой вопрос ответа и не нашел
1jz-ge

Собственно все началось после промывки блока дросельной заслонки, обороты плавали, хостой был 1500 на драйве 1200, коробка пиналась, я полез выставлять дпдз, все стало хорошо коробас перестал пинатся обороты выравнялись, даже какоето время было такое ощущение даже на драйве что машина вообще не заведена когда стоишь, это при оборотах 750,если вдруг обороты становились чуть ниже сразу начинала проскальзывать вибрация, после снятия акума чтоб подзаридить и установке обратно опять появилось попиновыние коробки и очень сильные вибрации, ну я собственно опять сунл щуп оказалось что опять цепь замкнута Е2 и IDL хотя не должно так быть отрегулировал, обороты стали 650 или 550 на драйве(это как им захочется ) на этих оборотах вибрация чувствуется(притом не тока на руле но и на сидухе, но не такая сильная как раньше), притом например при переключени с драйва на паркинг обороты резко подскакивают до 1250 потом падают в 750 потом чуть выше становятся гдето 800-850, пинки коробки пропали( если кто не знает то датчик дпдз завязан с коробасом при неверно регулировке коробка начинает работать неправильно(пинатся), инфу читал в мануале правда от других авто)

Регулировал по мануалу, на заглушенную машину, так сказать крутя датчик до разрыва цепи с щупом 0,5, собственно итересует очень вопрос в книге сказано что сопротивление на контактах VTA и E2 должно быть от 0,2 до 5,7 кОм,это что за разброс такой дикий рабочего сопротивления? Может у кого есть более точные данные по поводу сопротивления на датчике, у меня 1,2 кОм, может мне просто надо датчик поменять?

Очень хочется чтоб в машине был полный покой)), а эта вибрация одолевает, сразу скажу подушки все меняные(движка коробки, подвесного, редуктора), топливную все полностью промывал( с заменой свечей фильтров), комрпессия ровная 13 очей в каждом горшке.




при переключени с драйва на паркинг обороты резко подскакивают до 1250 потом падают в 750 потом чуть выше становятся гдето 800-850, пинки коробки пропали

Проверь клапан ХХ. Порядок проверки описан в мануале, плюс проверить прокладочки под этим клапанком - обычно после мойки-чистки карбклинерами им приходит ппц.
Если в клапане ХХ причины заброса оборотов не найдешь, тогда смотри ось ДЗ. Очень внимательно смотри. Со временем на этой оси разбивается пластиковая втулочка, в зазоре получаешь допвоздух. Под это положение ты делаешь регулировки, а они потом уходят при очередном нажатии на газульку. Плюс после мойки-чистки вымывается смазка в этой втулочке и, если разбитость в ней уже достаточно большая, то ось начинает как бы подкусывать в некоторых положениях, усилия возвратной пружины не хватает - обороты уходят от установочных. Новые втулочки лучше точить из фторопласта.
По регулировкам ДПДЗ. Да, разброс по параметрам довольно большой и поэтому ловить какое то конкретное значение смысла нет. Лучше отрегулировать по уровню выходного сигнала.Напряжение на сигнальном проводе не должно превышать 1,1 В. при выставленных контактах IDL-E2.

TC

@ ManofDoom

как называется этот сигнальный провод? там на датчике их 4 vc,vta,idl,e2

и если у меня будет разбита эта ось мне достаточно будет дпдз поменять или эта ось часть конструкции самой ДЗ?

P.S. все проблемы в принципе начались когда полезли в ДПДЗ, летом еще мыл в сервиске дросель, они марк видели вообще первый раз, они зачемто снимали дпдз видимо поставили на угад и после этой промывки пошли пинки, а последний раз после полной промывки фишку одели не доконца, потoм я отрегулировал недавно все стало ок,ну а дельше история остальная описаны выше))

при замере сопротивления на контактах VC и Е2 сопротивления нет,хотя по мануалу 2,5-5,9кОм( может я неверно чтото сделал)

Если это действительно так - это только замена датчика. Получается, что имеем обрыв дорожки со стороны контакта VC, т.е. датчик не работоспособен.

Контакт VTA. Напряжение измерить при включеном зажигании и полностью открытой ДЗ относительно Е2 (масса). Порядок замера: проткнуть сигнальный провод иголкой, стать на неё крокодильчиком (+ щуп тестера), аналогично сделать на проводе Е2 (- щуп тестера), соеденить разъем с ДПДЗ, включить зажигание (ДВИГ НЕ ЗАВОДИТЬ!), полностью открыть ДЗ и считать показания прибора.
Должно быть примерно так:
- при полностью закрытой ДЗ - около 5 Вольт;
- при полностью открытой ДЗ - около 1,1 Вольт.

если у меня будет разбита эта ось мне достаточно будет дпдз поменять или эта ось часть конструкции самой ДЗ?

TC

@ ManofDoom

спасибо, сегодня попробую.
Если вы знаете то за что отвечает контакт VC? Ну это так больше для интереса.


Так только что перемерял сопротивление на VC Е2 БДЗ лежит дома никчему не подключена), ДЗ полностью закрыта 4,5 кОм, т.е. норма( вчера видимо чето я не так сделал )

Ну, как бы это объяснить. это "базовая" величина сопротивления (VC-Е2):
-VC - это +5В питания датчика;
-Е2 - это общий, "массовый" контакт, относительно которого снимается информация блоком управления о состоянии выключателя ХХ (E2-IDL);
-VTA - сигнальный контакт определения блоком управления величины открытия ДЗ (E2-VTA).
Т.е. блок управления двигателем "знает", что подал на контакт VC стабильные +5В и "видит"цепь VC-E2 по падению этих +5В стабильного напряжения. Выключатель цепи E2-IDL замкнут и блок управления "видит", что "машинникуданиедит" и надо включить в работу клапан ХХ.
Как только начинает открываться ДЗ этот выключатель размыкает свою цепь, блок управления "понимает", что "мащинхочитпайехат", отклучает клапан ХХ и начинает считывать падение стабильного напряжения +5В на контакте VTA. По величине смещения этого напряжения блок управления расчитывает величины импульсов на топливные форсунки. При этом обязательно учитываются показания датчиков температур ОЖ и впускного воздуха (ВВ), ДАД вовпускном коллекторе.
Кром всего этого величина смещения напряжения на контакте VTA учитывается блоком управления АКПП.

TC

@ ManofDoom

ОГРОМНОЙ СПАСИБО!) очень интересный экскурс, вообщем щас пойду ставить БДЗ померю напряжение, попозже отпишусь что вышло.

Завтра попробую проткнуть эти провода, не отказался бы от совета как бы это пограмотней сделать)

P.s Снег попал на проводку фары( у меня ксенон) терь одна белая другая розовая))

1.При полностью закрытой ДЗ 0,5 V
2. при полностью открытой 3,5 V
перед замером выставил контакты idl и e2

Решил попробовать какое максимальное напряжение получится повернул датчик до упора по часовой, при закрытой ДЗ 0,8 вольт при открытой 4 вольта.

Вобщем 4 часа маялся итак пробовал итак всеравно зараза неправильное обороты. было даже такое отрегулировал со щупом 0,5 катнулся, погазовал, меряю сопротивление, а при щупе 0,5 снова цепь замкнута.

заметил что у рачажка ДЗ на которой крепится тросик есть свободный ход до винта, гдето 0, 85, подкрутил винтик чтоб этого хода небыло. Отрегулирова снова при нажатии на педаль совсем чуть чуть обороты резко падают чуть ниже 500 потом начинают выравниватся, попатался подругелировать на зеведенную, чисто на слух)) провалы провали, потом я ещё кучу раз пытался отрегулировать, в конце концов завел обороты хх 750 на драйве чуть меньше, прокатился вокруг дома, ставлю паркинг и снова около 900.

Зметил ещё вот что в мануале сказано что со щупом 0,5 цепь разомкнута, а со щупом 0,4 цепь замкнута. так вот поймать момент чтобы итак итак было невозможно, либо ловишь на 0,4 когда замыкание ,либо 0,5 чтобы было разомкнуто.

Вообщем хз что это менять датчик или нет , или кхх хандрит хотя сопротивление нормальное выдает.

Алекс с нетерпением жду вашего совета)




TC

@ ManofDoom

знать бы где) в клубной разборке тока турбо, две которые я знаю там щас нету, темболее может дело в датчике) котнрактная Дз как никак 5к стоит.

было даже такое отрегулировал со щупом 0,5 катнулся, погазовал, меряю сопротивление, а при щупе 0,5 снова цепь замкнута. заметил что у рачажка ДЗ на которой крепится тросик есть свободный ход до винта, гдето 0, 85, подкрутил винтик чтоб этого хода небыло. Отрегулирова снова при нажатии на педаль совсем чуть чуть обороты резко падают чуть ниже 500 потом начинают выравниватся, попатался подругелировать на зеведенную, чисто на слух)) провалы провали, потом я ещё кучу раз пытался отрегулировать, в конце концов завел обороты хх 750 на драйве чуть меньше, прокатился вокруг дома, ставлю паркинг и снова около 900.

Ну вот теперь картинка более-менее понятная. У тебя полностью разрегулирована ДЗ. Как правильно её выставить очень хорошо и подробно описывал С. Корниенко, с его книжки я тоже кому то это расписывал, попробуй поиском.
ДПДЗ скорее жив, чем мертв, вся причина в регулировке.
Вот нашел, правда это на 1G, но это не важно, заслонка регулируется одинаково.
TaToIIIka писал(а):
Такая проблема: До чистки датчика хх обороты на P, были в норме, после чистки датчики хх обороты на P 1100-1200 примечательно что после прогрева обороты 1000, после езды на горячем двигателе 1100-1200. Сегодня снял дроссель, выяснилось что заслонка пропускает воздух. на свету видны щели по сторонам заслонки. почистили, проблема не ушла.

Доброго дня. У тебя проблема в заслонке - видны щели на просвет, т.е. идет нештатный подсос воздуха. И клапан ХХ с этим не справится, он закрыт по максимуму. Можешь в этом убедиться сам открыв его при включеном зажигании.
Проблема решается регулировкой положения дроссельной заслонки (ДЗ). Чтобы отрегулировать правильно, дроссельную заслонку нужно сначала. разрегулировать. Для этого найди регулировочный винт-упор в который упирается сектор газа при полностью отпущенной педали. Он законтрен, обычно гаечкой на "8". Ослабь контргайку и открути регулировочный винт. Далее взводишь сектор газа до упора (типа полный газ) и резко бросаешь. При этом очень внимательно слушаешь с каким звуком закрывается ДЗ - не должно быть металлического "лязга", т.е. сектор не должен доставать до винта-упора, а ДЗ должна как бы "закусывать", звук будет более мягким. Всё, ДЗ разрегулирована.
Теперь регулировка правильного положения. Начинаешь понемногу заворачивать винт и "сбрасывать" ДЗ. Как только услышишь, что сектор коснулся винта (появился металлический стук) - контришь винт гаечкой. Всё, положение ДЗ отрегулировано.
После этого, возможно, понадобится регулировка ДПДЗ, но не факт. Обычно допусков по параметрам регулировки вполне хватает.
И ещё. Если ты уже крутил винт подачи дополнительного воздуха по обводному каналу (линия клапана ХХ), то вероятно придется к нему вернуться опять.
P.S. Учти также, что неучтенный воздух может так же подсасываться по оси ДЗ при разбитой пластиковой втулке.
Удачи.

TC

@ ManofDoom

Еще одним немаловажным элементом в конструкции инжекторных автомобилей является датчик положения дроссельной заслонки, относящийся к группе мощностных устройств. Главной целью этой детали является точное дозирование топливной смеси в камеру сгорания. От исправной работы элемента зависит расход топлива. Если датчик положения дроссельной заслонки на Ланосе начинает давать сбои, то это приводит к повышению расхода топлива и ряду некоторых сбоев в работе мотора, о которых узнаем в материале.

Бесконтактный ДПДЗ

Что такое ДПДЗ

Датчик положения дроссельной заслонки контролирует положение заслонки дросселя. Дроссельной заслонкой называется клапан, который располагается между патрубком воздуховода и впускным коллектором. Посредством заслонки регулируется подача воздуха в коллектор. Датчики положения устанавливаются на всех автомобилях, которые имеют электронное управление впрыском топлива.

Заслонка дросселя

Главное назначение датчика положения — чтобы ЭБУ знал о том, в каком положении находится заслона. Благодаря этой информации происходит точное дозирование смеси с оптимизацией расхода относительно положения педали акселератора. Если говорить проще, то за счет ДПДЗ задается количества топлива, впрыскиваемого форсунками в цилиндры. От исправности этого элемента зависит расход топлива. Если возникают подозрения на увеличение топлива, то необходимо прибегнуть к проверке ДПДЗ на Ланосе.

Вида датчиков заслонки

Производители выпускают рассматриваемые устройства двух видов. На Ланосах применяются оба варианта, поэтому рассмотрим их особенности. Различаются пленочно-резисторные и бесконтактные датчики положения дроссельной заслонки. Отличаются они по конструкции и принципу работы.

Пленочно-резисторный ДПДЗ или контактный состоит из дорожек, которые являются переменным сопротивлением. В основе элемента лежит подвижный ползунок, при перемещении которого происходит увеличение сопротивления. В конструкции датчика имеется три контакта — плюс, масса и управление двигателем. На устройство подается постоянное напряжение, величина которого составляет 5В.

Контактный датчик

Бесконтактный ДПДЗ или магниторезистивный на Ланосе представляет собой потенциометр, работающий по принципу изменения влияния магнитного поля. В конструкции элемента присутствует постоянный магнит, а изменения положения заслонки фиксируются при помощи электронного блока. Отличительная особенность бесконтактных устройств — это их долговечность. Стоят такие устройства дороже, чем контактные.

Бесконтактный датчик ДПДЗ в разобранном виде

Принцип работы датчиков положения заслонки

Зная разновидности датчиков дроссельной заслонки, рассмотрим их конструктивные особенности и принцип работы. Для начала рассмотрим контактный датчик или пленочно-резистивный. Свое название пленочный этот элемент получил благодаря использованию конструктивной детали в виде пленки. На пленке расположена дорожка, по которой перемещается подвижный элемент — ползунок. Составляющими деталями контактного потенциометра являются:

  1. Корпус, изготовленный из пластика
  2. Пленочное сопротивление. С одной стороны на стальную пластину подается положительный заряд, а с другой отрицательный
  3. Подвижный элемент — ползунок, который соединен с дроссельной заслонкой

Схема и принцип работы ДПДЗ

Принцип работы детали заключается в том, что на дорожку подается постоянное напряжение при включенном зажигании и работающем моторе. Когда дроссельная закрыта при работающем двигателе на холостом ходу, на выходе третьего контакта величина напряжения не превышает 0,5В. Как только водитель нажимает на газ, происходит изменение положения заслонки. С перемещением заслонки происходит движение ползунка по резистивной дорожке. При открытии заслонки возрастает сопротивление, а значит увеличивается напряжение на третьем сигнальном контакте датчика. При полностью открытой дроссельной заслонке величина напряжения на сигнальном проводе составляет 4-4,5В.

Снимаемая величина напряжения посредством сигнального провода поступает на ЭБУ. Контроллер корректирует подачу топлива в зависимости от величины открытия дросселя. С течением времени происходит износ ползунка и пленочного резистивного элемента, поэтому датчик выходит из строя и нуждается в замене. Ремонту эта деталь не подлежит, и при ее поломке, требуется замена.

Это интересно! Чаще всего из строя выходит датчик по причине истирания дорожки. В таком случае может вовсе не изменяться напряжение при работе двигателя или изменяться с резкими перепадами, что зависит от характера неисправности.

Контактный датчик положения дроссельной заслонки имеет иную конструкцию, а значит, и другой принцип работы. В основе функционирования ДПДЗ бесконтактного типа лежит эффект Холла. За счет использования этого, рассматриваемый элемент лишился контактов, откуда и получил соответствующее название. Вместо контактной пластины, в конструкции применяется постоянный магнит. В корпус датчика встроена интегральная микросхема, работающая по принципу эффекта Холла. Задача этой микросхемы заключается в том, чтобы считывать изменения магнитного поля, что достигается посредством изменения положения постоянного магнита.

Характеристики ДПДЗ

Постоянный магнит крепится к дроссельной заслонке. Когда заслонка открывается, происходит одновременное перемещение магнита. Изменения положения магнита способствует наведению импульсов, которые фиксируются микроконтроллером. Величина подающего напряжения аналогична контактному датчику. Именно поэтому контактный датчик можно совершенно свободно и без доработок заменить на бесконтактный.

Это интересно! К ряду достоинств бесконтактного элемента стоит отнести большой ресурс работы за счет отсутствия трущихся деталей. Из недостатков надо отметить стоимость, которая в 1,5 раза выше обычного контактного ДПДЗ.

Какие неисправности датчика заслонки встречаются

Проблемными являются датчики контактного типа, срок службы которых на Ланосах не превышает 50 тысяч км пробега. Если на автомобиль установить не оригинальный элемент, то срок его службы вовсе не превышает 10-20 тысяч км пробега. Выделяют три основных вида неисправностей, встречаемых на устройствах контактного типа:

  1. Износ подвижного пленочного контакта
  2. Окисление контактов
  3. Износ крепежного соединения или его люфт

Схема подключения ДПДЗ

В ходе постоянного трения подвижного контакта с пленочным сопротивлением происходит износ металлического слоя. Срок службы детали зависит от качества изделия, а также стиля или характера вождения. Перед тем, как приступать к замене рассматриваемого элемента на автомобиле, следует первоначально провести его диагностику. Поводом для проведения проверки ДПДЗ на Ланосе являются разные факторы, о которых узнаем подробно в следующем разделе.

Какие причины и признаки поломок ДПДЗ на Ланосе

Если возникают подозрения на неисправность ДПДЗ, то первым делом нужно посмотреть на наличие ряда следующих симптомов:

Контактный датчик износ дорожки

Описанные признаки не говорят на 100% о том, что причина неисправности заключается в датчике заслонки. Именно поэтому дополнительно рекомендуется произвести проверку устройства. Выполнить проверку ДПДЗ на Ланосе сможет абсолютно каждый водитель, и для этого вовсе не обязательно посещать автосервис. Как осуществляется проверка датчика заслонки на Ланосе, выясним в подробностях.

Как проверить контактный ДПДЗ на Ланосе

Если имеются признаки неисправности датчика положения заслонки дросселя, то перед тем как осуществлять замену, следует произвести проверку. Для проверки понадобится такой прибор, как мультиметр. С его помощью необходимо измерить напряжение в проводе питания, который подсоединяется к детали. Для этого понадобится выполнить следующие действия:

  • Отсоединить фишку с проводом от датчика
  • Подключить щупы мультиметра к положительному и отрицательному контактам устройства
  • Включить тестер в режим измерения постоянного напряжения до 20В
  • Запустить двигатель и проверить показания на приборе
  • Прибор должен показать значения величиной 5В. Если же мультиметр показывает меньшее значение или вовсе нулевой показатель, значит уместно повреждение жилы одного из проводов питания. Делать такой вывод можно в случае, если щупы мультиметра правильно подсоединены к контактам на фишке

Назначение выводов ДПДЗ

Если же показания на мультиметре имеются, тогда приступаем к непосредственной проверке самого датчика. Для этого необходимо подключить фишку к датчику, и воспользовавшись двумя булавками, подсоединить щупы мультиметра к выходному контакту и массе (второй и третий контакты). При закрытой заслонке и включенном зажигании величина напряжения должна составлять 0,7В, а при максимальном ее открытии (нажав на педаль газа), величина должна изменится в сторону увеличения до 5В.

Последний вариант проверки заключается в измерении сопротивления датчика. Для этого необходимо отсоединить фишку питания, и к контактам датчика присоединить щупы мультиметра. Подключаются они ко второму и третьему контакту, то есть выходной сигнал на ЭБУ и масса. Прибор переводится в режим измерения сопротивления. Когда заслонка закрыта, то мультиметр должен показать большое значение сопротивления до 2,5 кОм. При открытии заслонки сопротивление снижается до 1 кОм. Причем открывать заслонку необходимо медленно, и при этом наблюдать за показаниями. Показания должны уменьшаться плавно и без рывков. Если это так, значит датчик исправен, и не нуждается в замене.

Проверка ДПДЗ

Это интересно! Для более точной проверки датчика положения дроссельной заслонки понадобится провести компьютерную диагностику. С ее помощью можно определить исправность работы ДПДЗ.

Если на Ланосе стоит бесконтактный элемент, то для его проверки на исправность понадобится специальное оборудование. Самостоятельно можно проверить только выходное напряжение, поступающее на ЭБУ при изменении положения заслонки. Надо также отметить, что чаще всего контактные датчики выходят из строя, если у них есть заводской брак. В остальном они служат практически вечно.

Где на Ланосе находится ДПДЗ

Разобравшись с конструкцией, видами и принципом функционирования датчиков положения дроссельной заслонки, остается выяснить, где же он находится. Найти его не составит труда, так как расположен он на самом видном месте в области расположения дросселя.

ДПДЗ на Ланосе

На Ланосе ДПДЗ находится под регулятором холостого хода. На фото выше показано, как выглядит датчик, и где он расположен. Крепится он посредством двух болтов с шляпкой под крестовую отвертку.

Где находится датчик заслонки Ланос

Как заменить датчик положения заслонки на Шевроле и Дэу Ланос

Если диагностика показала, что ДПДЗ на Ланосе неисправен, то его следует заменить. С заменой никаких трудностей не возникает, однако рассмотрим этот процесс пошагово. Перед тем, как снимать старый датчик, нужно снять клемму с аккумулятора. Делается это для того, чтобы предотвратить возникновение короткого замыкания, а также с целью обнуления ошибки ЭБУ. Если этого не сделать, то после замены ДПДЗ можно обнаружить, что Check Engine будет гореть на панели приборов.

Инструкция по замене ДПДЗ на Ланосе имеет следующий вид:

  1. После снятия минусовой клеммы с ЭБУ, следует отсоединить фишку с проводом питания, поддев пальцев фиксатор
  2. Выкрутить болты крепления устройства, и демонтировать деталь с автомобиля
  3. На место старого датчика установить новый, и зафиксировать его болтами. Подключить фишку с проводами

Установка ДПДЗ на Ланос

Инструкция по замене не трудная, но важно знать некоторые нюансы:

  • На Ланосы выпускаются разные типы датчиков, которые имеют соответствующие номера артикулов или каталожные номера. В таблице ниже представлены артикулы устройств для автомобилей с разными типа двигателей 1,4/1,5/1,6 литра
  • Обязательно произвести настройку ДПДЗ, о чем подробно описано в следующем разделе
  • Форма крепления — важно обратить внимание на тип держателя или ось заслонки. Они отличаются, поэтому перед покупкой лучше снять датчик, и посмотреть какой тип крепления на нем применяется

Таблица артиклей датчиков на Ланос

Из таблицы видно, что на Шевроле и Дэу Ланос с объемами двигателей 1,5 и 1,6 литра, применяются устройства с артиклем 3102.3855. На Ланосы с двигателями 1,4, а также Сенсы используются элементы, имеющие каталожный номер 3202.3855 и 3302.3855.

Это интересно! Рекомендуется устанавливать бесконтактные датчики, так как они не только дольше служат, но еще и намного лучше работают.

Регулировка ДПДЗ или ка настроить датчик положения заслонки своими руками

После установки нового ДПДЗ на Ланос, необходимо выполнить регулировку устройства. Настройка (ее еще называют калибровка) нужна для того, чтобы обеспечить правильное функционирование элемента. Особенности регулировки основываются на выполнении следующих действий:

  1. Для начала проверяем элемент, и убеждаемся, что он нуждается в регулировке. Для этого измеряем напряжение на контактах датчика. Значение должно быть 0,7В при закрытой заслонке. Если это не так, значит ДПДЗ нуждается в корректировке
  2. Для этого ослабляем винты крепления, и проворачиваем его по часовой стрелке. Если свободный ход при ослаблении винтов отсутствует, значит нужно увеличить диаметры отверстий датчика. Сделать это можно напильником или сверлом с дрелью
  3. Увеличив крепежное отверстие, нужно снова установить элемент на место, и измерить величину напряжения при включенном зажигании. Значение должно составлять 0,65-0,7В
  4. Выставив соответствующую величину напряжения, рекомендуется произвести обнуление ЭБУ путем снятия минусовой клеммы на 15-20 минут
  5. После подключения клеммы нужно включить зажигание на 15 секунд, а затем выключить его
  6. Снова включается зажигание, и запускается мотор

Теперь вы понимаете, что такое регулировка ДПДЗ на Ланосе, и для чего нужно выполнять эту процедуру. После установки бесконтактного датчика заслонки, можно заметить такие улучшения на автомобиле, как улучшение отзывчивости двигателя при нажатии на педаль газа, исчезновение подергиваний и рывков на 1 и 3 передаче, снижение расхода топлива и т.п. Отзывы показывают, что лучше переплатить, и купить бесконтактный датчик положения заслонки, чем каждые 2-3 года осуществлять замену контактных устройств.

Бензиновый двигатель внутреннего сгорания на данное время является наиболее применяемым в автомобилестроении. Естественно, не стоят на месте и технологии, по которым разрабатываются двигатели. Прорывом стало применение систем принудительного впрыска топлива. Эта технология позволила отойти от использования традиционного карбюратора в пользу более экономичного инжектора. Это решение повлекло за собой проблему синхронизации открытия дроссельной заслонки с обогащением горючей смеси.

Решение нашлось в использовании датчика, который смог бы фиксировать положение заслонки и передавать данные на управляющий блок или бортовой компьютер. Собственно, тематика статьи и посвящена этому маленькому прибору, его назначению и принципу работы. Также предлагается рассмотреть причины и симптомы неисправности датчика положения дроссельной заслонки.

Датчик положения дроссельной заслонки

Принцип работы датчика положения дроссельной заслонки

Суть работы ДПДЗ можно сформулировать одним предложением – датчик преобразует значение угла положения дроссельной заслонки в электрический сигнал, сила которого меняется в зависимости от степени открытия заслонки. Сигнал поступает на электронный блок управления, который в свою очередь задает необходимые параметры на контроллер системы впрыска топлива. При нормальном функционировании датчика двигатель выходит на наиболее оптимальный и экономичный режим работы.

Существуют два вида производимых датчиков:

Контактный ДПДЗ

Принцип работы этого прибора построен по принципу реостата, переменного резистора или потенциометра. Датчик непосредственно связан с осью заслонки и при ее круговом движении перемещаются и контакты. Контакты располагаются на дорожках из резистивного материала, количество дорожек обычно от 2 до 6, все зависит от производителя. При перемещении контактов по дорожкам с большим удельным сопротивлением изменяется показатель напряжения, что и является уже адаптированным сигналом для системы управления.

Контактный ДПДЗ

Достоинства: конструктивно прост, быстро тестируется на предмет поломки.

Недостатки: наличие постоянно трущихся частей.

Бесконтактный ДПДЗ

Работа этого устройства построена на использовании эффекта Холла, другими словами в этой системе уже нет традиционных контактов (собственно, откуда и название). На месте подвижных контактов датчика расположен эллипсный постоянный магнит, а в корпусе расположен интегральный датчик Холла, который считывает изменения магнитного поля при перемещении магнита, и преобразует значение показаний в электрический сигнал.

Бесконтактный ДПДЗ

Достоинства: отсутствие трущихся частей, возможность программирования, увеличенный рабочий ресурс.

Недостатки: очень сложно определить неисправность без соответствующего оборудования.

Основные виды неисправностей ДПДЗ

Примечательно, что датчик положения дроссельной заслонки относительно прост. Это утверждение приводит к следующему – основной причиной неисправности датчика положения дроссельной заслонки является использование низкокачественных материалов при его производстве.

Если говорить более предметно, то наиболее распространенные неисправности следует рассматривать в зависимости от конструктивного вида прибора:

Возможные неисправности контактного датчика положения дроссельной заслонки

  • Потеря (ослабление) контакта между подвижными клеммами и резистивными дорожками;
  • Приход в негодность самих дорожек;
  • Выход из строя сопротивления(й), включенных в схему датчика.

Возможные неисправности бесконтактного датчика положения дроссельной заслонки

  • Выход из строя программируемого интегрального датчика Холла.

Диагностика неисправности датчика

Если ДПДЗ выходит из строя – это сразу отражается на работе двигателя. Проблема в том, что эти перебои можно воспринять за неисправность других систем автомобиля, к примеру, системы зажигания. Автовладельцы очень часто путают симптомы неисправности датчика с другими поломками и пытаются чинить не то, что надо. Также примечательно, что нет однозначных признаков неисправности. Проверка датчика положения дроссельной заслонки целесообразна при предложенных видах перебоев в работе двигателя:

  • Двигатель глохнет на холостом ходу;
  • Повышенные обороты холостого хода;
  • Провалы в динамике увеличения оборотов двигателя при нажатии на педаль газа;
  • Повышенный расход топлива;
  • Проблемы при запуске двигателя;
  • Хлопки в выпускном коллекторе;
  • Срабатывание индикатора Check Ingine на приборной панели.

Как проверить датчик положения дроссельной заслонки, порядок действий:

  1. Организовать свободный доступ к ДПДЗ. Для этого возможно придется снять воздушный фильтр и патрубки воздуховода, все зависит от модели автомобиля;
  2. Определить какого типа датчик установлен (контактный или бесконтактный);
  3. Снять электрическую соединительную фишку с разъема датчика, при этом обнаружатся три контакта: масса, питание и контакт выходного напряжения. Примечание! Дальнейшие действия касаются только контактных датчиков;
  4. Для тестирования понадобится мультиметр. Сначала необходимо проверить напряжения между питанием и массой. В зависимости от модели авто оно может быть 12В или 5В;
  5. Следующий шаг – замер напряжения между выходным контактом и массой. При закрытой заслонке напряжение датчика составляет примерно 0,7В, а при максимальном – около 5В. Эти показатели стандартные и разбег значений не должен составлять более 0,5В. Далее руками необходимо плавно менять положение заслонки, при этом показания тестера должны соответственно увеличиваться или наоборот. Таким образом, можно определить зоны, где контакт отсутствует или недостаточен;
  6. Еще целесообразно замерить сопротивление. Это надо делать без подключения к электросети автомобиля. Замер производится между выходным контактом и массой. При закрытой заслонке среднее значение сопротивления составляет около 2,5кОм, а при открытой 1кОм. При этом разбег значений должен находиться в пределах 0,2кОм.

Как проверить и настроить датчик положения

Проверка регулировки датчика положения дроссельной заслонки

Внимание! На некоторых моделях размещены 4 контакта, добавлена клемма холостого хода.

Бесконтактный датчик положения дроссельной заслонки тестируется на специальном оборудовании. Самостоятельно возможно проверить только напряжение и его динамику при изменении положения дроссельной заслонки, но эти действия не всегда помогают в точном определении поломки датчиков подобного типа.

Замена ДПДЗ

Сразу следует заметить, что ремонт датчика положения дроссельной заслонки малоэффективен вследствие его низкой стоимости. В среднем контактный датчик рассчитан на 50000км пробега автомобиля, бесконтактные приборы увеличивают продолжительность работы в несколько раз. В принципе, все действия по ремонту можно свести к очистке засорившихся контактов, их желательно промыть спиртом.

Замена датчика положения дроссельной заслонки – наиболее разумное решение. Тем более, что эта несложная операция доступна любому автолюбителю с более или менее прямыми руками. Но существуют некоторые нюансы, на которые все же стоит обратить внимание:

  • При замене следует обратить внимание на целостность пыльника, при необходимости его также потребуется заменить;
  • При совмещении зацепов на оси заслонки с пазами подвижной части датчика, корпус следует проворачивать по часовой стрелке. После входа в пазы, корпус датчика проворачивается против часовой стрелки до совмещения крепежных отверстий для болтов;
  • Все действия необходимо производить при скинутых клеммах аккумулятора, иначе блок управления запомнит ошибку, и индикатор Check Ingine будет гореть даже при новом датчике. Для сброса информации достаточно обесточить систему на 15 – 20 минут.

После установки, возможно, понадобятся дополнительные регулировки, как отрегулировать датчик положения дроссельной заслонки читайте ниже:

В завершении можно сделать несколько выводов:

  • Не приобретайте неоригинальных датчиков, дешевые приборы могут искажать показания при нагреве;
  • Бесконтактный датчик, хоть и стоит дороже, но работает более надежно и долго в сравнении с контактным.

Если действия, связанные с датчиком, не дали положительных результатов – целесообразно обратиться к профессиональному автоэлектрику.

Читайте также: