Как поменять эксцентрик на заднем колесе велосипеда

Обновлено: 09.05.2024

Что потребуется для ремонта

Разборка профилактика и сборка задней втулки и трещотки велоколеса

Приступаем к обслуживанию колеса

Разборка профилактика и сборка задней втулки и трещотки велоколеса


С обеих сторон, разводным ключом, либо рожковым на 15. Придерживая ось с противоположной стороны другим ключом от проворачивания.

Разборка профилактика и сборка задней втулки и трещотки велоколеса


Теперь, когда гайки сняты, так же, придерживая ось вторым ключом, за затянутую контргайку, отворачиваем гайку, контрящую резьбовую внутреннюю обойму подшипника ступицы колеса.

Разборка профилактика и сборка задней втулки и трещотки велоколеса

Разборка профилактика и сборка задней втулки и трещотки велоколеса

Разборка профилактика и сборка задней втулки и трещотки велоколеса


А сейчас, отворачиваем наружную обойму внешнего подшипника каретки.
ВНИМАНИЕ! Отворачивать нужно ПО ЧАСОВОЙ стрелке, т.к. резьба здесь – левая.

Разборка профилактика и сборка задней втулки и трещотки велоколеса

Разборка профилактика и сборка задней втулки и трещотки велоколеса


Чтобы не растерять их при извлечении, лучше всего воспользоваться магнитом. В два- три приёма, все шарики будут извлечены.

Разборка профилактика и сборка задней втулки и трещотки велоколеса

Разборка профилактика и сборка задней втулки и трещотки велоколеса


Почему в отдельную? Потому что, будут ешё точно такие же - из внутреннего подшипника. И чтобы не возникало проблем с их сортировкой и подсчетом, лучше сразу разделить. Далее, аккуратно потянув вверх блок звездочек, снимаем его со ступицы, услышав естественно, чуть слышный стук выпадающих шариков внутреннего подшипника. Так же – сухого, до неприличности.

Разборка профилактика и сборка задней втулки и трещотки велоколеса

Разборка профилактика и сборка задней втулки и трещотки велоколеса

Разборка профилактика и сборка задней втулки и трещотки велоколеса

Разборка профилактика и сборка задней втулки и трещотки велоколеса

Разборка профилактика и сборка задней втулки и трещотки велоколеса

Разборка профилактика и сборка задней втулки и трещотки велоколеса


Заглянув во внутрь ступицы колеса, со стороны трещотки, обнаруживаем там внутреннюю обойму подшипника ступицы. Как и положено, она вся в грязи. С помощью ветоши и тонкой плоской отвертки либо деревянной палочки, удаляем всю грязь.

Разборка профилактика и сборка задней втулки и трещотки велоколеса

Разборка профилактика и сборка задней втулки и трещотки велоколеса

Разборка профилактика и сборка задней втулки и трещотки велоколеса

Разборка профилактика и сборка задней втулки и трещотки велоколеса

Разборка профилактика и сборка задней втулки и трещотки велоколеса

Разборка профилактика и сборка задней втулки и трещотки велоколеса

Разборка профилактика и сборка задней втулки и трещотки велоколеса


И переходим к сборке блока звездочек. Наносим на обойму внутреннего подшипника смазку и укладываем в неё шарики до заполнения.

Разборка профилактика и сборка задней втулки и трещотки велоколеса

Разборка профилактика и сборка задней втулки и трещотки велоколеса

Разборка профилактика и сборка задней втулки и трещотки велоколеса

Разборка профилактика и сборка задней втулки и трещотки велоколеса


Когда все шарики на месте, аккуратно, с небольшим проворачиванием против часовой стрелки, ставим блок звездочек на трещотку. Проворачивать необходимо, для более легкого захода трещотки в зубцы.
Ну, вот. Блок почти собран.

Разборка профилактика и сборка задней втулки и трещотки велоколеса

Разборка профилактика и сборка задней втулки и трещотки велоколеса

Разборка профилактика и сборка задней втулки и трещотки велоколеса

Разборка профилактика и сборка задней втулки и трещотки велоколеса

как самому установить заднее колесо на скоростном велосипеде

Велосипед считается одним из самых полезных для здоровья транспортных средств, однако он также нуждается в обслуживании, как и остальные виды транспорта. Если заранее изучить основные детали и научиться тому, как менять или ремонтировать часто ломающиеся комплектующие, то удастся сэкономить на это процессе.

Особенности замены заднего колеса

Колесо крепится к велосипеду благодаря втулке, которая находится в центральной части конструкции. Без этой детали невозможно вращение колеса, а также скольжение и повороты детали. У каждого колеса есть своя втулка (передняя и задняя). На переднем колесе она отвечает только за вращение, а заднее колесо велосипеда регулирует скорость движения, дает накат, именно от этой части зависит эффективность прилагаемой нагрузки.

как установить заднее колесо на скоростном велосипеде

Интересно! С ремонтом или заменой заднего колеса велосипеда приходится гораздо чащей сталкиваться, поэтому стоит заранее изучить особенности этой детали.

При этом особенности задней втулки меняются в зависимости от имеющих модификаций, например:

  • без тормозов и со свободным входом;
  • с расположенным внизу тормозом и стандартным входом;
  • без входа и тормозов.

крепление для велосипедного колеса

Все виды втулок с тормозами отличаются тем, что для остановки нужно давить на педали в обратном направлении. Для этого производители ставят барабан и колодки, которые работают за счет установленной звезды, вращающейся в обратную сторону.

Бестормозные механизмы ставят на заднее колесо скоростного велосипеда. Они легче, компактней и имеют более простой механизм. За счет свободного хода педали не вращаются свободно во время движения колеса.

Обслуживание задней втулки и колеса

Разбор заднего колеса обычно производят именно для обслуживания детали. Если пренебрегать этим моментом, то со временем это скажется на качестве езды. Втулка нуждается в регулярном очищении, смазке и подтягивании. Иногда там меняют шарики подшипника или регулируют колодки.

Внимание! Если периодически не разбирать эту деталь, то потом понадобится ремонт всего колеса, а это занимает больше времени и дороже выходит даже при самостоятельном выполнении работ.

как можно снять заднее колесо на скоростном велосипеде

Обслуживать заднюю втулку труднее, чем переднюю, но это необходимо при появлении люфта, изменениях в накате или хрусте подшипников. Шум во время передвижения и расшатанность корпуса тоже является одной из причин для обслуживания. Если проигнорировать этот момент, то транспортное средство быстро выйдет из строя. Чтобы избежать этого, стоит регулярно проверять заднее колесо на скоростном велосипеде, а на других моделях ТС проводить осмотр перед каждым сезоном.

как поставить заднее колесо на скоростной велосипед

Снятие и последующая установка заднего колеса на ТС требуются еще и в тех случаях, когда транспорт требуется перевезти в другое место, но при этом на крыше нет подходящих креплений. В этом случае велосипед просто разбирают, чтобы перевести его в багажнике или салоне.

установка заднего колеса на скоростной велосипед

Инструменты

Перед тем как снять, а затем установить заднее колесо, стоит заранее подготовить инструменты, чтобы потом не отвлекаться на этот момент. Если ремонт требуется при повреждении обода, спущенной камере или износе колеса, то следует взять не только стандартный набор рожковых ключей, но еще и следующее:

  • Съемник под кассету. На всех велосипедах со скоростями стоит именно кассета, а не трещотка, поэтому для нее потребуется специальный прибор.
  • Спицевой ключ. Стоит взять хотя бы 3 размера, чтобы инструмент захватывал даже детали со сбитым квадратом.
  • Хлыст. Его используют для фиксации кассеты, у нее есть рычаг с кусочками цепи.
  • Ложки для бортировки.

как снять заднее колесо на скоростном велосипеде

Внимание! Производители выпускают разные типы съемников для своих велосипедов, поэтому инструмент от одной марки не всегда подходит к другой.

Если не хочется работать в согнутом состоянии, то стоит приобрести специальную стойку или сделать ее из подручных средств, чтобы во время этого не затекала спина.

Разновидности тормозной системы

Перед тем как приступить к демонтажу заднего колеса, следует изучить установленную тормозную систему. Это важно, поскольку они отличаются принципом работы. Есть три основные разновидности:

Барабанные

Дисковые

Есть механические и гидравлические модели, но все они довольно просто разбираются. Они оснащаются стальным тросом или тормозной жидкостью для более эффективной работы.

Ободные

Самый сложный в техническом плане тип тормозов, но от остальных они отличаются эффективностью и надежностью.

разборка заднего колеса велосипеда

Самым трудоемким процесс получается при работе с ободными тормозами. Если не учесть особенности этого механизма, то он заблокирует колесо и для его снятия придется ломать тормоз. Поэтому стоит рассмотреть особенности технического обслуживания для такого устройства.

как поменять заднее колесо

Как снять и поставить заднее колесо на велосипеде

Демонтаж

Чтобы не возникло трудностей во время работы, следует поставить велосипед на такое место, чтобы к заднему колесу можно было подойти с любой стороны. Работа выполняется в несколько этапов:

Внимание! На велосипеде с дисковыми тормозами перед снятием заднего колеса следует подготовить какой-то предмет, который не позволит им сомкнуться. Обычно для этого берут кусок картона, пластика или другую заглушку. Если этого не сделать, то потом придется долго их разжимать.

Установка

Сложностей не возникнет, если выполнять все те же действия, но в обратном порядке:

Во время установки колеса лучше не прилагать усилий, поскольку от этого детали погнутся или треснут. Также в этом случае появятся заусенцы, которые потом приведут к разрушению. После снятия и последующей установки колеса следует протестировать все механизмы и проверить на наличие дефектов, чтобы выявить их до начала передвижения.

втулка типа конус-чашка

Обратите внимание, что чрезмерное затягивание втулки не поможет предотвратить её самораскручивание, но ускорит износ компонентов подшипника. Езда с перетянутой втулкой, скорее всего, повредит и конус и чашку, поэтому, в итоге, придётся менять втулку полностью. Аналогичный результат принесёт и езда с излишне ослабленной втулкой.

В идеале, втулки с полой осью и эксцентриком должны иметь небольшую слабину, т.к. при присоединении к велосипеду и защёлкивании зажима, ось колеса слегка изгибается, чем компенсируется её люфт. Если во втулке, снятой с велосипеда, совсем нет люфтов — это означает, что она перетянута. Это не касается монолитных осей, на которых колёса зажимаются гайками. В таком случае, если ось искривлена или повреждена чашка с конусом, втулку можно будет только выбросить. Если необходимо, замените испорченные детали и переходите к регулировке втулки.

Что вам потребуется:

Необходимые инструменты

  • Конусные ключи (самые распространённые размеры: 13, 15, 17 и 19 мм).
  • Густая смазка.
  • Разводной ключ (по желанию).
  • Струбцина (тиски) для зажимания оси колеса (по желанию).
  • Магнит (по желанию).
  • Чистая тряпка, ватные палочки.

Всё готово? Тогда приступим.

шаг 1

Шаг 1. Снимите колесо с велосипеда и вытащите механизм эксцентрикового зажима (не потеряйте две центрирующие пружины). В большинстве втулок с насыпными подшипниками используются резиновые или пластиковые колпачки-пыльники, которые нужно предварительно снять, чтобы получить доступ к шлицам конуса. Если вы работаете с задней втулкой, вам также потребуется снять кассету. Посчитайте количество открытых витков резьбы на концах оси колеса перед тем, как продолжать. Если ось без резьбы, как на фото, измерьте расстояние от конца оси до гайки линейкой или штангенциркулем.

Шаг 2

Шаг 2. Всегда начинайте разборку задней втулки с противоположной кассете стороны велосипеда (т.е. с левой стороны велосипеда), а разборку передней втулки — с противоположной тормозному диску стороны (справа).

В первую очередь вам нужно выкрутить конус из одного конца втулки. Удерживайте конус конусным ключом и откручивайте контргайку против часовой стрелки при помощи конусного или разводного ключа. Если у вас есть специальный зажим (тиски), используйте его для фиксации оси.

Шаг 3. Положите колесо ослабленной стороной втулки вверх, чтобы детали не вывалились, затем полностью выкрутите контргайку, выньте тонкую шайбу и конус. Положите их куда-нибудь, где они не потеряются.

Шаг 4

Шаг 4. Возьмитесь за ось с противоположной стороны и вытащите её из корпуса втулки, стараясь не потерять шарики. Всегда обращайте внимание на то, с какой стороны втулки вы извлекаете ось, чтобы избежать проблем при сборке.

Шаг 5

Шаг 5. Итак, вы уже сняли конус, шайбу, контргайку и вынули саму ось. Хорошо почистите извлечённые детали от старой смазки и грязи. Стоит сказать, что в некоторых втулках встречается одна толстая шайба между конусом и контргайкой, в других — несколько тонких шайб. Шайбы не только предотвращают ослабление контргайки и конуса, но и обеспечивают необходимый зазор между деталями втулки. Собирая втулку, всегда используйте одни и те же шайбы, располагая их в том же порядке, в каком они стояли до разборки.

Шаг 6

Шаг 6. Теперь можно проверить, правильно ли втулка затянута с противоположной стороны. Удерживая конус конусным ключом, проверьте, насколько хорошо зажата контргайка, вращая её по часовой стрелке вторым ключом.

Шаг 7

Шаг 7. Сосчитайте количество шариков с каждой стороны втулки перед тем, как их вынуть. В передних втулках обычно (но не всегда) используется по 10 шариков, в задних втулках — по 9.

Шаг 8

Шаг 9

Шаг 9. Теперь ваша задача — удалить всю старую смазку, грязь и мелкие частицы металла, которые могут быть на внутренних поверхностях втулки. Для этого используйте обёрнутую вокруг пальца тряпку или ватные палочки. Теперь пришло время тщательно проверить трущиеся поверхности чашки и конуса. Они должны быть гладкими и свободными от точечной коррозии или следов неравномерного износа. Если вы заметили повреждения на конусе, нужно поменять его на аналогичный новый (их существует много разных размеров, поэтому выбирайте внимательно). К сожалению, с повреждённой чашкой ничего сделать нельзя — она намертво запрессована в корпус втулки. Конечно, толстый слой густой смазки на какое-то время поможет, но сильно изношенная чашка — верный признак близкого конца втулки.

Шаг10

Шаг 10. Не жалейте смазки. Полностью покройте толстым слоем смазки вогнутую поверхность чашки. Густая смазка также поможет удерживать шарики на месте при сборке. Аккуратно установите шарики в чашки по обеим сторонам (вы же не забыли, сколько их должно быть?).

Шаг 11

Шаг 11. Как только вы вставили шарики в чашки, принимайтесь за установку оси. Перед сборкой нанесите смазку на трущиеся поверхности конуса. Вставляйте ось с той же стороны, что и снимали: для задних втулок это сторона велосипеда противоположная кассете, для передних — наоборот.

Шаг 12

Шаг 12. Поставьте конус на место, наденьте на ось шайбу и контргайку. Закручивайте конус по часовой стрелке до тех пор, пока он не войдёт в контакт с шариками, затем отпустите его на четверть оборота.

Шаг13

Шаг 13. Удерживая конус конусным ключом, затяните контргайку. Втулка, скорее всего, потребует дальнейшей регулировки, но помните, что было сказано ранее: втулки с эксцентриком, снятые с велосипеда, должны слегка люфтить. После установки и фиксации колеса на велосипеде люфт пропадёт.

Проверните ось втулки с эксцентриком пальцами — она должна плавно вращаться, но иметь едва ощутимый люфт. Установите колесо на велосипед и слегка его пошатайте: если колесо свободно вращается и вы не чувствуете люфта — всё нормально, ваша работа окончена. Если нет — смотрите дальнейшие шаги.

Шаг 14. Снимите резиновые пыльники втулки и пружины эксцентрикового зажима колеса (гайка зажима должна контактировать только с внешней поверхностью контргайки втулки). Закрепите колесо снаружи рамы (см. фото), вставив один конец оси втулки в соответствующую прорезь в дропауте. Зажмите эксцентрик с усилием, с которым вы обычно его зажимаете при езде.

Шаг 15

Шаг 15. Возьмитесь одной рукой за конус и контргайку, а второй слегка пошатайте колесо. Если почувствуете в конусе стук — это означает, что вам нужно немного поджать подшипник.

Шаг 16

Шаг 16. Удерживайте конус одним ключом, а другим — отпустите контргайку, вращая её против часовой стрелки. Как только вы отпустите гайку, немного (градусов на 10) поверните ключ, удерживающий конус, по часовой стрелке. Удерживайте конус в таком положении, пока затягиваете контргайку. Снова проверьте втулку на наличие люфта (Шаг 15) — если почувствуете стук, повторяйте регулировку до тех пор, пока он не исчезнет.

Последняя проверка: немного отпустите рычажок эксцентрикового зажима колеса (примерно на 45 градусов — он всё ещё должен удерживать колесо на дропаутах) и проверьте втулку, слегка пошатав колесо — в ней должен быть едва заметный люфт. При затягивании эксцентрика, люфт должен исчезнуть.

Убедитесь, что ось колеса равномерно выглядывает с обеих сторон втулки: количество видимых витков резьбы на обоих концах оси должно быть одинаковым. Также сравните число витков до и после разборки — оно также должно быть одинаковым. Вытрите лишнюю смазку. Всё.

4140093

Доброго времени суток!
Я собираюсь поставить на свой горник заднюю втулку под кассету, причем желательно на гайках, а не на эксцентриках.
Вопрос:
если мне не удастся найти такую, можно ли во втулке на эксцентриках (например, на altus-acera) просто заменить полую ось под эсцентрик на более длинную под гайки?
Причины:
- не хочу, выйдя из магазина, куда зашел на 5 минут, обнаружить своего коня без колес :)
- более жесткое и надежное крепление колес.

Headcrash

  • не хочу, выйдя из магазина, куда зашел на 5 минут, обнаружить своего коня без колес :)
    .

ну если страдаешь весоманьячеством, то ось может и спасет. Иначе не вижу разницы - вопрос обычно стоить найдешь коня или нет. Да и независимо от этого есть еще один способ развлечений (слава богам у нас пока еще не модно так), где замок не поможет. :-/

Заднее колесо:
Конуса и под гайку, и под эксцентрик есть в продаже, на них немного разная резьба.
И они немного разные по размеру.
На втулках quando, шимано RM-30 RM-40 замена пройдет безболезненно.
В старших моделях будут проблемы с уплотнениями.

Переднее колесо.
Втулки под гайку, что я видел, имели ось 10 мм (китай) или 8 мм (аист)
Ось на эксцентрике 9 мм.

Так что тут, вероятно, проще будет переспицевать.

Или заиметь колеса/вел похуже для езды в магазин.

э. для езды в удовольствие лучше иметь колеса на втулках получше - дт240 и спицах сапим сх рей,
а для магазина похуже дт340 и спицах революшын.
я так понял?

.
Переднее колесо.
Втулки под гайку, что я видел, имели ось 10 мм (китай) или 8 мм (аист)
Ось на эксцентрике 9 мм.

Так что тут, вероятно, проще будет переспицевать.
.

не далее как вчера менял гаечную ось на эксцентрик - собралось без проблем. Несколько лет назад проводил обратную операцию - аналогично. Что я неправильно делал?

4140093

Сегодня поменял ось (9 мм) на китайской передней втулке - без проблем.
Осталось найти заднюю.
Спасибо всем кто ответил.

Black_Thrush

  • не хочу, выйдя из магазина, куда зашел на 5 минут, обнаружить своего коня без колес :)
  • более жесткое и надежное крепление колес.

Не надо тебе ось на гайках.
У нас прут не колеса, а байки целиком.
Надежности обычных эксцентриков тебе хватит с запасом.

ось нужна когда ты катаешь экстремально.

Не надо тебе ось на гайках.
У нас прут не колеса, а байки целиком.

вопщемто. я тоже так думаю
нафиг этот гемор с колесами если куснуть замок секундное дело
если ктото считает что у него класный замок то я могу подьехать с кусачиками и затестим замочег.





зы эммм. кто нить знает случаи чтоб в минске с байка украли колеса?

4140093

Далеко не у каждого нехорошего человека с собой такие кусачки, да и не всякий тросик они возьмут.
Такой как на фотографии можно по две-три жилки переломать отверткой за 15 минут (наблюдал лично), а вот армированный стальными кольцами возьмет разве что болгарка на аккумуляторах. Естественно, профессионал справится с чем угодно, даже в людном месте, но речь не об этом. Речь о том, что колесо на эксцентриках очень просто снять (особенно переднее), с этим справится любой алкаш или шпаненок, даже если велосипед оставлен без присмотра совсем ненадолго. И то, что колеса еще массово не снимают, может объясняться тем, что велосипедов в Беларуси пока еще не так много, как, скажем, в Германии. Кстати, там это бывает, мне рассказывали.

Пы.Сы.
Зря я причины указал :) . Дискуссия ушла немного не в ту сторону.

Black_Thrush

Далеко не у каждого нехорошего человека с собой такие кусачки, да и не всякий тросик они возьмут.
Такой как на фотографии можно по две-три жилки переломать отверткой за 15 минут (наблюдал лично), а вот армированный стальными кольцами возьмет разве что болгарка на аккумуляторах. Естественно, профессионал справится с чем угодно, даже в людном месте, но речь не об этом. Речь о том, что колесо на эксцентриках очень просто снять (особенно переднее), с этим справится любой алкаш или шпаненок, даже если велосипед оставлен без присмотра совсем ненадолго. И то, что колеса еще массово не снимают, может объясняться тем, что велосипедов в Беларуси пока еще не так много, как, скажем, в Германии. Кстати, там это бывает, мне рассказывали.

Расслабься, те кто это делают имеют кусалки и получше. ;)
А давно известно что занимаются этим профики. Лошков очень мало - в соновном пьяное гопье.

Sacha

стараюсь пристёгивать через раму+ переднее колесо
Мне кажется кусачки с пол метровым рычагом настораживают больше, чем человек присевший на корточки возле велосипеда на 15 сек(а в руках разводной или рожковый ключ на 15. )
P.S. научный эксперимент показал, что тросик от вело замка средней толщины с пластиковой оболочкой перерубается маленьким туповатым топориком за 3 удара.

Black_Thrush

стараюсь пристёгивать через раму+ переднее колесо
Мне кажется кусачки с пол метровым рычагом настораживают больше, чем человек присевший на корточки возле велосипеда на 15 сек(а в руках разводной или рожковый ключ на 15. )
P.S. научный эксперимент показал, что тросик от вело замка средней толщины с пластиковой оболочкой перерубается маленьким туповатым топориком за 3 удара.

Не оставляю байки в палевных местах.

P.S. научный эксперимент показал, что тросик от вело замка средней толщины с пластиковой оболочкой перерубается маленьким туповатым топориком за 3 удара.

Мне один раз пришлось двумя камнями тросик разбивать. На пляже ключи потерял. Заняло минут 10-15.

Я сам за то, чтобы пристегивать велосипед двумя замками, что бы захватить оба колеса. И тогда не придется возиться с осями, эксцентриками.

.
с этим справится любой алкаш или шпаненок, даже если велосипед оставлен без присмотра совсем ненадолго.
.

Ну ну . Попроси свою девушку, если конечно она не катается на велосипеде, снять передние колесо . и засеки секундомер.


Ремонт

Заднее колесо велосипеда чаще других узлов требует обслуживания. Это объясняется тем, что оно является самым нагруженным элементом — именно на него приходится основной вес пользователя. Тем, кто любит часто и долго ездить на таком транспортном средстве, стоит узнать, как разобрать и собрать заднее колесо скоростного велосипеда правильно. Конечно, можно обратиться в мастерскую, но при наличии необходимого инструмента все работы по разборке, ремонту и обслуживанию выполнить самостоятельно сможет любой человек, получив при этом моральное удовлетворение и не нагружая семейный бюджет.

Основные составляющие детали

Заднее колесо скоростного велосипеда состоит из следующих деталей:

  • втулки;
  • кассеты с ведомыми звездочками;
  • спиц;
  • обода;
  • шины с камерой.

При этом следует учитывать следующие моменты:

  1. Конструкции втулок заднего колеса могут отличаться по размеру, форме и типу используемых подшипников.
  2. Кассета скоростного велосипеда также может иметь различные конструкции и содержать от трех до одиннадцати звездочек.
  3. Втулка через спицы достаточно жестко связано с ободом колеса. Обычно на скоростных велосипедах либо 28, либо 32, либо 36 спиц, причем рисунок их переплетения тоже может быть разным.
  4. Профиль обода у горных велосипедов обычно коробочный, в отличие от шоссейных модификаций, имеющих однотрубные шины. Поскольку вес наружной части колеса всегда стараются уменьшить, наиболее распространенным материалом служат сплавы на основе алюминия.

На горных и городских многоскоростных велосипедах обычно стоят шины с камерами, причем их размер и рисунок протектора может быть самым разнообразным.


Конструкция втулки

Необходимые инструменты

Демонтировать заднее колесо может потребоваться в следующих случаях:

  • есть повреждения обода;
  • разорвана шина или спущена камера;
  • полный износ колеса.

Для разборки и последующей сборки заднего колеса велосипеда своими руками кроме традиционных рожковых ключей понадобятся еще и специальные инструменты:

Продвинутые велолюбители могут воспользоваться специальной стойкой для ремонта, чтобы работать в естественной позе.

Съемник Хлыст Спицевой ключ Веломонтажки

Инструкция по демонтажу

Очевидно, что для ремонта колеса его надо снять с велосипеда. Последний для этого лучше поставить на руль и седло, предварительно убрав навесное оборудование. Существует два способа фиксации колеса на раме:

  • эксцентриком через полую ось;
  • гайками или барашками.

В первом случае нужно просто повернуть рычаг эксцентрика на 180 градусов и потом свинтить гайку на противоположной стороне оси. В случае крепления эксцентриком ось заднего колеса велосипеда ни с одной стороны не выходит за толщину вилки, в которой она установлена. Опытные пользователи обязательно учитывают этот момент при ремонте. Во втором случае ось втулки заднего колеса всегда длиннее расстояния между перьями вилки как минимум на 15–20 мм. Таким образом, вынос оси за внешнюю сторону вилки должен быть никак не меньше 5-6 мм с каждой стороны. Важно соблюсти эти соотношения при последующей сборке втулки заднего колеса. После того как крепеж снят или ослаблен, нужно сбросить цепь с ведущей звезды и можно снимать колесо. Если велосипед оснащен не дисковыми, а ободными тормозами, то скорей всего понадобится их распустить, скинув с тяги тормозной тросик.

Эксцентрик Гайка

Ремонтные работы

До того как начать разбирать и собирать заднее колесо скоростного велосипеда, необходимо найти удобное место, запастись перчатками, чтобы не испачкать руки. Если соответствующего опыта нет, следует строго соблюдать последовательность действий, учитывать все тонкости. Отличное подспорье в этом вопросе — обучающие видео.

Снятие втулки

Ремонт и обслуживание втулки заднего колеса начинается с демонтажа кассеты с ведомыми звездочками. Для этого и понадобится специальный инструмент в виде хлыста и съемника. Кассета всегда устанавливается на колесо на правой резьбе. Именно это обеспечивает ее жесткую связь с самим элементом и позволяет приводить его во вращение по часовой стрелке. Это значит, что снимать кассету нужно, раскручивая ее в обратном направлении. После этого открывается доступ к оси и подшипникам.

Любая схема свидетельствует о том, что конструкции втулок шоссейного, дорожного и горного велосипеда имеют разное строение. Сама центральная часть заднего колеса оснащается подшипниками трех типов:

  • промподшипниками (как правило, с пыльниками);
  • подшипниками конус-чашка с шарами на сепараторе;
  • подшипниками конус-чашка с насыпными шарами.

При разборке необходимо четко разложить все извлекаемые элементы втулки таким образом, чтобы последующая сборка колеса позволила каждой детали занять свое прежнее место.

Разборка втулки заднего колеса начинается с левой стороны. Последовательность действий:

  1. Захватить одним ключом конус с правой стороны, а вторым — контргайку с левой и свинтить ее.
  2. Снять шайбу, находящуюся между контргайкой и конусом. Последний элемент должен свинчиваться с оси без всяких усилий.
  3. После того как конус снят, аккуратно извлечь сепаратор или высыпать шары (в зависимости от того, какой тип подшипника установлен в конкретной модели). Иногда, в случае с шарами, для этого надо сместить ось в левую сторону.
  4. Шары поместить в керосин или другой растворитель на нефтяной основе.
  5. После этого не менее аккуратно извлечь шары правой стороны. Правый конус и контргайку лучше не свинчивать без необходимости. Это позволит сохранить положение оси и в дальнейшем закрепить колесо в вилке велосипеда без лишних проблем.
  6. Внимательно осмотреть рабочую поверхность очищенных конусов. Малейшие неровности говорят о том, что они подлежат замене.
  7. Если есть повреждения на поверхности чашек, то вся втулка заднего колеса также подлежит замене. В случае если все в нормальном состоянии, то можно приступать к процедуре сборки.

При сборке колеса прежде всего необходимо обильно смазать поверхность чашек втулки. Для этого вполне подойдет консистентная смазка. Нужно выдавить в слой средства шары с правой стороны втулки или установить сепаратор с подшипниками и вставить ось. Если приходилось для извлечения шаров с левой стороны смещать ось вправо, то ее надо вставлять не до упора, а ровно настолько, чтобы она позволила установить на место шары.

После установки шаров или сепаратора необходимо вставить ось до конца и навинтить на нее левый конус так, чтобы он уперся в шары. После этого установить на место шайбу и закрутить левую контргайку с небольшим усилием. Необходимо раскрутить конус с обеих сторон с усилием так, чтобы обеспечить свободное вращение оси. Если вращение колеса недостаточно легкое или есть люфт, необходима повторная регулировка прижима конуса левой стороны оси.

Если колесо вращается свободно и нет люфта, значит обслуживание или замена подшипника проведены успешно.

Если в процессе осмотра поверхности чашек были обнаружены повреждения, то втулки подлежат замене. Процесс этот достаточно сложный. До того как снять втулку, нужно изучить инструкцию. Дело в том, что для замены элемента необходимо расспицевать колесо.

Рисунок спицевания перед разборкой нужно зарисовать или сфотографировать.

Нужно раскрутить все головки спиц и снять их с втулки. Вероятность совершить ошибку будет гораздо меньше, если, снимая детали, сразу вставлять их в соответствующее гнездо новой втулки. После того как все спицы установлены на свои места, необходимо за счет их подтягивания придать колесу форму зонта, а затем произвести выравнивание обода. В процессе работы сначала устраняются вертикальные биения колеса. После того как они исчезли или сведены к минимуму, устраняются горизонтальные биения. При этом необходимо ослабляя спицы с одной стороны тут же подтягивать на такое же количество оборотов спицы с другой стороны.













Замена камеры

Чтобы извлечь камеру из шины, необходимо полностью выпустить из нее воздух. Нужно поддеть последнюю ложечками для разбортировки, вставив их на расстоянии порядка 15 см одна от другой. После этого необходимо начать понемногу разводить ложечки, пока вся сторона шины не снимется с обода. Остается вынуть ниппель и извлечь камеру.

Установка новой камеры осуществляется в обратном порядке:

Убедившись, что шина заняла свое место на ободе, можно накачать камеру до рабочего давления. После этого остается заняться установкой заднего колеса велосипеда, и ремонт можно считать законченным.



Установка заднего колеса

Для возвращения на место заднего колеса необходимо установить его в вилку и накинуть на одну из звездочек цепь. Теперь надо отцентровать положение элемента на велосипеде таким образом, чтобы он находился между перьями как верхней, так и нижней части задней вилки рамы и смотрело строго в середину каретки педальной оси. Удерживая колесо в этом положении, нужно закрепить его в вилке штатными гайками или эксцентриком. Важно не забыть восстановить натяжение тормозного тросика и поставить цепь на ведущую звездочку. После установки желательно убедиться в правильности выполненных действий, провести тест-драйв. В процессе необходимо проследить, как ведет себя велосипед после ремонта.

Обслуживание и диагностика заднего колеса скоростного велосипеда — обязательные процедуры для сохранения исправности механизмов и длительной эксплуатации транспортного средства. Начинающим пользователям придется сложнее, но всегда можно воспользоваться инструкциями и прочитать советы опытных мастеров. Выполнив ремонтные работы самостоятельно, получится сэкономить семейный бюджет.



Видео

Читайте также: