Как проверить бендикс стартера

Обновлено: 07.07.2024

Чтобы обеспечить быстрый, удобный и надежный пуск двигателя, в современных автомобилях используются мощные высокооборотные стартеры. Они через маховик задают первоначальный крутящий момент коленчатому валу, приводят в действие активные элементы системы питания и зажигания, насыщая цилиндры мотора качественной рабочей смесью и воспламеняя ее. Тем не менее, сам стартер изнашивался бы крайне быстро, если бы после пуска ДВС его вращение продолжалось, что неизбежно при жестком зацеплении маховика и шестерни якоря стартера.

Устройство и принцип работы бендикса

Наибольшее распространение получил роликовый тип муфты свободного хода. К основным ее конструктивным элементам относятся:

  • шестерня – рабочий орган, передает крутящий момент маховику и воспринимает его вращение непосредственно после пуска;
  • ступица якоря – вал, на котором расположена обойма;
  • обойма – внутренняя корпусная деталь, расположенная на ступице якоря стартера, служит основой для размещения и действия остальных элементов;
  • ролики – вращающиеся детали, расположенные в фасонных пазах обоймы;
  • плунжеры – воздействуют на ролики, воспринимая энергию пружин;
  • пружины – формируют давление на плунжерах, упираютс
  • я в кожух;
  • кожух – внешняя корпусная деталь, закрывает обойму и расположенные на ней элементы.

Схема роликового типа муфты

Когда водитель поворачивает ключ или нажимает на кнопку пуска двигателя, на обмотки стартера поступает электрический ток и якорь начинает вращаться. В этот момент ролики бендикса заклинивают ступицу якоря и обойму, заставляя их вращаться как единое целое и передавать крутящий момент через шестерню маховику коленвала. Когда двигатель начнет работать, частота вращения шестерни резко возрастет, что приводит к расслаблению роликов и расклиниванию обоймы и ступицы.

Основные неисправности

Обнаружить неисправность бендикса несложно – о ней, как правило, сигнализирует одно из двух противоположных явлений. Первое, при включении стартера якорь вращается, а маховику крутящий момент не передается. При этом рычаг привода муфты свободного хода исправен. Во втором, после пуска двигателя и выключения стартера его якорь продолжает вращаться, что можно определить по характерному шуму, сильному и быстрому износу опорных подшипников.

Если в ходе проверки обнаружены поломки бендикса, его заменяют. Иногда народные умельцы занимаются восстановлением некоторых элементов муфты свободного хода, заменой шестерен и другими ремонтными операциями, однако это редко бывает оправдано как с точки зрения надежности детали, так и по экономическим соображениям.

Изношенный бендикс

Как заменить муфту свободного хода?

Замена бендикса начинается с отключения провода от минусовой клеммы АКБ. Дальнейшие операции рассмотрим на примере стартера автомобиля ВАЗ 2109. Общая методика для других автомобилей будет такой же, но могут отличаться типы и размеры инструмента, количество и места креплений. Снятие муфты свободного хода включает следующие этапы:

Замена бендикса

  1. При помощи отвертки отвинчивают два болта крепления крышки к корпусу стартера.
  2. Отсоединяют втягивающее реле, отвинтив болты его крепления и гайку фиксации провода.
  3. Снимают стопорное кольцо с ротора.
  4. Ключом на 10 отвинчивают шпильки.
  5. Отверткой отвинчивают болты крепления щеток к контактам.
  6. Вручную с некоторым усилием рассоединяют стартер на три части.
  7. С вала ротора молотком сбивают шайбу, после чего раздвигают и снимают стопорное кольцо бендикса.
  8. Снимают бендикс, очищают посадочную поверхность.

Работы по установке новой муфты свободного хода проводят в обратном порядке, предварительно смазав консистентной смазкой вал ротора. Когда стартер будет собран, работоспособность узла можно продиагностировать вручную, как было описано в предыдущем разделе, а также до установки на двигатель с помощью АКБ, чтобы окончательно убедиться в правильности сборки. После этого останется только установить стартер на ДВС.

Бендикс – надежная защита стартера от разрушения вследствие сильных обратных нагрузок. Поэтому важно внимательно следить за его работой, своевременно находить и устранять возникающие поломки и неисправности.

Способы проверки стартера своими руками

После появления первых признаков поломки стартера , нужно срочно провести его полную диагностику. А как самостоятельно проверить стартер? – Проще некуда, в этой процедуре самое сложное – снять его с автомобиля.

Я вам докажу в этой статье, что проверить снятый стартер сможет любой владелец автомобиля, даже простым аккумулятором. И покажу, как это правильно сделать.

Комплексная проверка работоспособности аккумулятором

Прежде чем проверить стартера аккумулятором, его нужно снять. На каждом автомобиле это делается по-своему, поэтому нет смысла описывать эту процедуру. Постарайтесь запомнить, какие провода и куда подключаются. Это понадобиться для диагностики и обратного монтажа его под капот.

Для проведения проверки работоспособности стартера аккумулятором, понадобиться три провода с зажимами. Один из них подключаем к минусовой клемме АКБ, а второй его конец к корпусу снятого стартера.

Комплексная проверка стартера от аккумулятора

В этот момент должно произойти вот что:

Если в ходе проверки силового реле обнаружилось, что оно исправное, а электродвигатель не запустился, то переходим к следующему шагу. Будем проверять электрический двигатель.

Из опыта могу отметить. Если стартер не крутит на автомобиле, а отлично работает при проверке на столе, то есть, при нагрузке он проявляет признаки неисправности, а на холостом ходе нет. Значит проблема кроется не в силовом реле. Чаще всего поломка находится в электромоторе или бендиксе.

Как проверить электромотор стартера

Для этого его нужно отделить от силового реле и проверять отдельно, разобрав на элементы. А он состоит из:

  1. Контактных щеток, которые передают ток от реле на якорь двигателя.
  2. Коллектор, состоящий из токопроводящих пластин, по которым двигаются щётки.
  3. Обмоток якоря и постоянных магнитов, которые приклеенные к внутренней стороне статора (корпуса) стартера.

Начнем с самого простого – осмотра состояния постоянных магнитов. Заглядываем внутрь, магниты должны быть надежно приклеенными к корпусу. На них не должно быть трещин, сколов и других повреждений.

с чего начинать проверку электродвигателя стартера

Некоторые стартерные статоры имеют внутри себя обмотку, два конца которой выходят плюсовыми щетками на щекодержатель. В отличие от стартеров с постоянными магнитами, ток от силового реле передается на электродвигатель не на щеточный узел, а через косу на обмотки статора.

При подачи на них напряжения, они начинают работать как электромагнит. А выводы обмоток выполнены в виде токопроводящих щеток. Которые передают ток на коллектор якоря.

Как проверить обмотки статора стартера

Как проверить обмотки статора

Одним щупом касаемся к одной щётке, а вторым к корпусу электромотора. Так проверяем стартер на короткое замыкание обмоток его статора на корпус. То же самое проделываем со второй щёткой и гибким проводом. Если мультиметр пищит – короткое замыкание на корпус.

Щупами мультиметра касаемся щёток. Так проверяем обрыв в обмотках статора. Если прибор пищит, значит, повреждений нет, обмотка целая. Оставляем один щуп на щётке, а второй переносим на гибкий провод. Затем, первый щуп переносим на вторую щётку. Так последовательно прозваниваем обмотки статора на обрыв.

Таким же образом можно проверить стартер и его обмотки контрольной лампой. Если лампа загорается, то короткое замыкание на корпус. Если она не горит, когда диагностируем обрыв в обмотках – нарушена проволока в её витках.

Как проверить щеточный узел стартера

Вторым этапом проверяем контактные щетки стартера. Это можно сделать как контрольной лампой и аккумулятором, так и мультиметром.

Но первым делом осматриваем щеточный узел. Между плюсовыми и минусовыми площадками должна быть надежная изоляция. Она может быть из картона или пластика. Если она нарушена, то будет замыкание между плюсовой и минусовой пластиной. Оно выведет из строя втягивающее реле, и стартер будет неработоспособный.

Проверяем изоляцию на щеточном аппарате стартера

Если с изоляцией всё хорошо, то проверяем пружинки щеток. Они должны их надежно прижимать к коллектору якоря. Если пружины поломаны или утратили свою упругость, то не будет надежного контакта. А значит, электромотор в полную мощность крутить не будет.

Проверяем щеточный узел стартера мультиметром и лампой

Переносим щуп на контакт узла с корпусом, вторым касаемся по очереди две другие щетки. Если не было писка мультиметра, значит, обрыв в минусовой цепи щеточного узла. Ремонтировать его не целесообразно, лучше заменить на новый.

Как проверить щетки стартера мультиметром и контрольной лампой

Таким же образом можно проверить контрольной лампой, если нет мультиметра. Подключаем лампу к аккумулятору и повторяем те же операции, как со щупами прибора. Если лампочка не горит, значит, есть обрыв в плюсовой или минусовой части щеточного узла.

Как тестировать обмотки якоря

Для проверки якоря стартера применяется несколько этапов:

  1. Обрыв в обмотках.
  2. Замыкание на вал и сердечник якоря.

Это можно сделать как мультиметром, так и контрольной лампой. Так как действия одинаковые, расскажем про проверку прибором.

Проверка обмоток якоря стартера мультиметром на обрыв

Так же проверяется целостность обмоток контрольной лампой. Если лампочка загорается на каждой из контактных площадок, значит, обмотка целая.

Проверяем замыкание на сердечник или вал

Таким же образом проверяем замыкание на сердечник. Один щуп на сердечнике, второй на коллекторе. Так же проходимся по всем контактным площадкам. Если есть писк, значит, обмотки якоря замыкают на сердечник.

Как проверить замыкание обмоток якоря на сердечник и вал мультиметром и лампой

Существует еще один способ – проверка обмоток лампой на 220 В

Подключаем в разрыв цепи 220 В лампу на 100 Вт. Один конец провода этой цепи приматываем к валу якоря, второй, который идет к лампочке, касаемся к контактным площадкам коллектора. Если лампа загорается, есть пробой витков обмотки и якоря.

Проверка обмоток якоря стартера лампой на замыкание с сердечником лампой на 220 вольт

Я не советую этим методом проверять стартер. Для этого нужно поместить якорь в диэлектрик, а на руки надеть диэлектрические перчатки и иметь определенные навыки. Одним словом – этот способ не подходит для диагностики стартера в домашних условиях.

Видео, как проверить самостоятельно обмотки якоря стартера:

Проверка межвиткового замыкания

Тестируем якорь стартера на межвитковое замыкание

Тестируем бендикс

Если вы подписчики моего сайта, то уже знаете из устройства стартера , что бендикс может вращаться только в одну сторону. При попытке провернуть его в другую сторону, он заклинит. Благодаря этой особенности, можно проверить бендикс на снятом стартере.

Снимаем его с вала якоря, освобождаем от вилки втягивающего реле. Одной рукой держим за нижнее основание и пытаемся провернуть шестерню в одну сторону. Если она свободно вращается в обе стороны, то он неисправный и его нужно заменить. Хотя есть умельцы, которые восстанавливают его работоспособность.

Как проверить бендикс стартера

Если этот тест прошел успешно и бендикс крутиться только в одну сторону, то осматриваем его. Его шестерня должна быть целой, каждый из её зубьев не должен иметь следов повреждения или деформации. Если есть, то деталь под замену.

Видео, как проверить бендикс в гаражных условиях:

Поведем итог

Я смог доказать, что при такой диагностике самым трудным может оказаться процесс снятия стартера с автомобиля? – Если нет, напишите в комментариях свое мнение.

Такие методы проверки работоспособности подходят не только для автомобилей классического автопрома, как ВАЗ, но и на иномарках их можно успешно применять. В большинстве случаев устройство стартеров везде одинаковое, поэтому способы диагностики везде схожие.

Всем спасибо за внимание. Если остались вопросы, то задайте их в комментариях. Я буду рад помочь вам.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Стартер является неотъемлемым атрибутом любого автотранспорта. При его неисправности машину можно завести только с буксира и то при оснащенности транспорта механической коробкой. Стартер принудительно раскручивает двигатель, доводя его обороты до необходимых для самостоятельной работы ДВС.

Зачем нужен стартер и особенности его конструкции


Стартер (от анг. слова start – начинать) – обязательный агрегат для запуска двигателя, который принудительно вращает маховик коленвала до необходимых для самостоятельной работы оборотов.

Он является 4-х полюсным электромотором постоянного тока, берущим энергию от аккумулятора. Стартер необходим для запуска двигателя любого автотранспорта и получает питание от АКБ при поворачивании ключа в замке зажигания.

Основные компоненты стартера:

  • корпус – деталь из стали в форме цилиндра, в которой располагается обмотка и сердечники;
  • якорь – имеет форму оси и сделан из высокопрочной стали, в нем закреплены коллекторные пластины и обмотка;
  • втягивающее реле, подающее питание на стартер при повороте ключа в замке зажигания и выталкивающее бендикс;
  • щетки и щеткодержатели – подают необходимое напряжение на коллекторный узел якоря, повышая мощность мотора при раскручивании ДВС;
  • приводная шестеренка и бендикс (обгонная муфта).

Несмотря на огромный ассортимент электромоторов, существует всего два их вида, отличающихся наличием редуктора.


Самым современным вариантом электромагнитного мотора является редукторный, к главным преимуществам которого можно отнести возможность его работы даже при невысоком заряде аккумуляторной батареи и наличие постоянных магнитов, уменьшающих проблемы с обмоткой.

Главными недостатками такого агрегата являются низкая прочность шестерни и невозможность ремонта, что приводит в случае поломки к дорогостоящей покупке.

Стартеры, не содержащие в своей конструкции редуктора, прямо воздействуют на вращающую шестеренку.

Основными достоинствами такой разновидности стартера являются:

  • одновременное зацепления маховика с шестеренкой, позволяющее максимально быстро запустить ДВС;
  • прочность и продолжительная эксплуатация;
  • возможность самостоятельного устранения поломок и наличие необходимых запчастей практически в любом автомагазине;
  • практически не зависит от влияния электрического тока, что уменьшает возможность поломок.

К минусам безредукторных стартеров относятся:

  • трудности с запуском в большие морозы;
  • значительная масса агрегата;
  • высокие энергозатраты, приводящие в ряде случаев (при наличии неисправностей в системе запуска или иных узлах) к сильному разряду АКБ и невозможности запуска ДВС без подзарядки;
  • достаточно высокие цены на запчасти.

Основные признаки неисправности стартера

Несмотря на то, что стартер достаточно надежное устройство, но и он может сломаться. Некоторые поломки могут иметь идентичные с другими неисправностями симптомы, но все же общее в сбоях в работе электромотора есть.

Основные симптомы неисправностей в работе стартера:

Втягивающее реле не щелкает (не срабатывает) и якорь не вращается.

  • Разряженность АКБ (полная или частичная) или выход ее из строя;
  • Окисление клемм батареи и наконечников, к ней подключаемых;
  • Отошли клеммы или наконечники, подключаемые как к самому стартеру, так и к батарее;
  • Отсутствие контакта на клеммных болтах, спровоцированное обрывом проводов, соединяющих замок зажигания и стартер;
  • Замыкание, обрыв или пробивание на массу обмоток втягивающего реле.

При запуске электромотора и работоспособности втягивающего реле якорь крутится медленно или вообще не крутится.

  • Нарушен контакт на клеммных болтах втягивающего реле;
  • Высокое изнашивание щеток или их заклинивание;
  • Подгорание или перегрев коллекторных пластин;
  • Пробой обмотки статора, вызванное нарушением изоляции или межвитковое замыкание;
  • Нарушение изоляционного слоя плюсового держателя щеток;
  • Замыкание коллекторных пластин, спровоцированное нарушением изоляции;

Якорь запущенного стартера вращается, но коленвал не раскручивается.

  • Проскальзывание обгонной муфты;
  • Механическое повреждение устройства свободного хода (пружины буфера, подводкового колечка);
  • Вылетание вилки привода стартера или ее повреждение;
  • Затрудненность в передвижение привода по нарезке на якорном валу.

После запуска ДВС стартер продолжает работать.

  • Заклинивание вилки привода;
  • Повреждение пружинки включателя зажигания;
  • Заклинивание контактов втягивающего реле или привода стартера на якорном валу;
  • Повреждение или растяжение пружин, возвращающих втягивающее реле или обгонную муфту;
  • Заклинивание втягивающего реле;
  • Перекашивание электромагнитного двигателя, вызванное откручиванием креплений его к ДВС.

Повышенный шум при работе стартера.

  • Повышенный износ отдельных частей якоря (шеек и втулок);
  • Нарушение целостности корпуса стартера в месте расположения привода;
  • Механические повреждения в зубьях маховика или бендикса;
  • Недостаточно закрученные крепления электродвигателя;
  • Контакт якоря во время вращения с полюсом из-за ослабленного крепления последнего внутри агрегата.

Проверка стартера с помощью аккумулятора


Прежде чем обращаться в автосервис, покупать новый агрегат или запчасти на него необходимо попробовать самостоятельно проверить его работоспособность. При должном подходе возможно самостоятельное выявление неполадок.

В первую очередь, при возникновении подозрений на сбои в работоспособности пускового устройства необходимо проверить контакты на клеммах АКБ и стартера, их прикрученность и наличие окисления, заряженность батареи, так как во многих случаях проблемой в запуске ДВС являются вышеперечисленные факторы.

Простым способом проверки на исправность электросети является замыкание отверткой клеммных болтов электродвигателя, перед этой процедурой необходимо поставить автомобиль на нейтральную скорость (или передвинуть рычаг селектора в режим паркинг или нейтраль).

Если стартер запустил двигатель, следует искать неисправность в электрической цепи. В противном случае следует снять агрегат, отсоединив все крепления от двигателя и сняв клеммы и другие провода.

Как проверить Бендикс


После снятия электродвигателя необходимо осмотреть бендикс (шестерня в самом конце), при наличии повышенного износа зубьев, трещин в нем – его следует заменить.

Бендикс должен проворачиваться только в одну сторону, в противном случае его придется заменить. Подключив агрегат к АКБ исправность бендикса вряд ли получиться диагностировать, так как он может крутиться, но с недостаточной для запуска ДВС силой.

Как проверить Втягивающее реле


При повороте ключа зажигания должен раздаваться щелчок, свидетельствующий о втягивании якоря и зацеплении бендикса.

Перед проверкой исправности стартера необходимо жестко закрепить (или в тисках, предварительно его обмотав толстым слоем ткани, или при помощи сильного помощника, который будет удерживать агрегат), так как при его пуске может возникнуть очень сильный рывок.

Необходимо подключить плюс от батареи к плюсу на стартера, а минус с АКБ – к корпусу агрегата. Если узел исправен, то должен быть быстрый и резкий щелчок и выдвинется бендикс и начнет крутиться.

При отсутствии щелчка и движения обгонной муфты необходимо заменить втягивающее реле. При отключении питания от АКБ бендикс должен втянуться.

Как проверить Якорь и Щётки


Для проверки щеток и якоря потребуется мультиметр или 12-ти вольтовая лампочка. Проверка лампочкой заключается в подключении ее контактов к массе и щеткодержателю при подключенном стартере к АКБ. Загорание лампочки сообщает о высоком износе щеток.

При проверке мультиметром проводится идентичное подключение контактов, только результаты замера сопротивления должны стремиться к бесконечности, в ином случае идет замыкание на массу.

Проверить якорь можно только разобрав электродвигатель. Помимо проведения визуального осмотра на наличие окисления, следов замыкания, повышенного износа, для проверки якоря потребуются специальный прибор ППЯ (прибор проверки якорей) – для проверки межвиткового замыкания.

Сложность диагностики неисправностей якоря, равно как и его ремонт, потребует обращения к профильным специалистам, но чтобы избежать лишних расходов необходимо проверить все остальные части агрегата.

Как проверить Обмотку стартера

Для проверки обмотки электродвигателя потребуется мультиметр или лампочка. Провода контрольной лампочки подключаются выводом обмотки и корпусом стартера. Если лампочка загорелась, то налицо пробой в обмотке.

Таким же подключением проверяется сопротивление обмотки, для чего мультиметр необходимо перевести в соответствующий режим. Среднее показание исправной обмотки будет составлять 10кОм.

Стартер является важнейшим элементом автомобиля, и его неисправности сразу дадут о себе знать или невозможностью запуска машины или трудностями с ним.

Данный узел является весьма надежным, но и с ним случаются неполадки. Некоторые из них легко определить самостоятельно, а для выявления других потребуется специальная аппаратура, которая имеется только у узкопрофильных специалистов.

Для чего служит бендикс стартера? Описание процесса ремонта бендикса.

Бендикс, обгонная муфта или муфта свободного хода стартера представляет собой механическую конструкцию для защиты стартера от ударов зубьев шестерни по маховику.



Рис. №1. Стартер классического типа в разрезе с расположенным в его конструкции бендиксом

Бендикс помогает шестерне получать обороты вместе с маховиком и позволяет двигателю работать бесшумно. В момент включения замка зажигания ключ поворачивается, крутящий момент передается от стартера к двигателю посредством использования нескольких роликов. Двигатель заводится, втягивающее реле передвигает шестерню на изначальную позицию, давая возможность бендиксу работать. Он поддерживает действие стартера и предохраняет от появления обратного действия крутящего момента от двигателя машины к стартеру.

Проверка со снятым стартером с помощью мультиметра

Стартер отвечает за запуск двигателя автомобиля и если он отказывается работать, то завести авто становится достаточно нелегко.

Как правило, он выходит из строя не моментально, а постепенно, и, обращая внимание на его поведение, по признакам можно вычислить неисправность.

Если же этого не удалось сделать, то придется проверить стартер, как подручными средствами, так и воспользовавшись мультиметром.

Диагностику запуска двигателя начнем с первого вопроса, которым задаются многие автовладельцы — как проверить стартер на аккумуляторе и что покажет такая проверка?

Такая манипуляция позволяет определить правильность функционирования стартера, поскольку, когда он стоит на двигателе, кроме щелчков (если они конечно слышатся) о работе устройства мало что можно сказать.

Поэтому, замыкая клеммы с выводами на втягивающем и корпусе стартера, можно определить наличие неисправности во втягивающем реле или непосредственно самом стартере, увидев, срабатывает ли реле и крутит ли моторчик стартера.

Проверка стартера 3 простых действия

Для проверки стартёра на способность выдвигать шестерню и крутить (так он должен работать, когда установлен на автомобиле), можно прибегнуть к помощи аккумулятора.

Как проверить отдельно каждый из узлов устройства запуска двигателя, рассмотрим наглядно и более подробно.

Чтобы проверить втягивающее реле стартера, нужно подключить к нему плюсовую клемму АКБ, а минусовую — на корпус устройства. При исправно работающем реле будет выдвигаться шестерня бендикса с характерным щелчком.

Проверка втягивающего реле с помощью аккумулятора

Проверка втягивающего стартера

Шестерня может не выдвигаться по причине:

  • подгоревших контактов втягивающего;
  • заклинившего якоря;
  • перегорания обмотки стартера или реле.

Щетки можно проверить несколькими способами, самый простой из них — проверка 12 вольтовой лампочкой. Для этого подсоедините один вывод лампочки на щеткодержатель, а другой — на корпус, если она загорится, то щетки нуждаются в замене, поскольку имеются пробои в защите.

Проверка щеток стартера замыкания на массу

Второй способ проверки щеток — мультиметром — можно осуществить на разобранном стартере. Задача будет заключаться в проверке замыкания на массу (не должны замыкать). Для проверки омметром измеряется сопротивление между основной пластиной и щеткодержателем — сопротивление должно стремиться к бесконечности.

Также, при демонтаже щеточного узла, обязательно проводим визуальный осмотр щеток, коллектора, втулок, обмотки и якоря.

Разбитые втулки, кроме того, что способствуют перекосу якоря и неравномерному износу щеток, увеличивают риск возникновения межвиткового замыкания обмотки.

Работа бендикса стартера проверяется тоже достаточно просто. Нужно зажать корпус обгонной муфты в тиски (через мягкую прокладку, чтобы не повредить) и пробовать прокручивать его туда-сюда, он не должен вращаться в обе стороны.

Проворачивается — неисправность заключается в обгонной муфте, поскольку при попытке провернуть в другую сторону, должен стопорится. Также бендикс может не входить в зацепление, и стартер будет прокручиваться вхолостую, если он попросту залег или съелись зубья.

Как проверить стартер на аккумуляторе: проверка устройства на работоспособность, не снимая его с машины, и оценка снятого втягивающего реле в домашних условиях

Повреждение шестерни определяется визуальным осмотром, а вот залегание можно определить лишь полностью все разобрав, и почистив редуктор от грязи, засохшей смазки внутри механизма.

Контрольная лампочка для проверки обмотки стартера

Обмотку статора стартера можно проверять дефектоскопом или лампочкой 220 В. Принцип такой проверки будет схож с проверкой щеток. Лампочку до 100 Вт подключаем последовательно между обмоткой и корпусом статора.

Один провод крепим на корпус, второй к выводу обмотки (с начала к одному, затем к другому) – загорается, значит есть пробой.

Читать далее: Устройство раздаточной коробки и назначение

Обмотка ротора стартера проверяется точно таким же образом – включаем в сеть 220В контрольку и одним выводом прикладываем к пластине коллектора, а другим на сердечник – загорается, значит требуется перемотка обмотки или полностью замена ротора.

Чтобы проверить якорь стартера, нужно подать напряжение 12V с аккумулятора напрямую на стартер, в обход реле. Если он крутит, то с ним все в порядке, если нет, значит, либо проблемы с ним, либо со щетками. Молчит, не крутится — нужно прибегнуть к разборке для дальнейшей визуальной диагностики и проверке мультиметром (в режиме омметр).

Проверка якоря стартера аккумулятором

Проверка якоря на ППЯ

Основные проблемы с якорем:

  • пробой обмотки на корпус (проверяется мультиметром);
  • распайка коллекторных выводов (можно увидеть при детальном осмотре);
  • межвитковое замыкание обмотки (проверяется только специальным прибором ППЯ).

Выгоревшие ламели из-за нарушения контакта между петушком и шинкой

Очень часто замыкание обмотки можно определить при детальном визуальном осмотре:

  • стружка и другие токопроводящие частицы между ламелями коллектора;
  • выгоревшие ламели в следствии контакта между шинкой обмотки и петушком.

Глубина между проточками коллектора якоря должна быть не менее 0,5 мм.

Зачастую в обычного автовладельца нет возможности произвести проверку контрольной лампочкой либо дефектоскопом, поэтому самые доступные методы проверки стартера — проверка на аккумуляторе и мультиметром. Щетки и обмотки стартера будем проверять на замыкание, в режимах мегомметра или прозвонки, а обмотки реле — на небольшое сопротивление.

Проверка стартера мультиметром

Разборка и проверка всех деталей стартера

Итак, как проверить стартер мультиметром — нужно лишь разобрать его и замерять сопротивление между:

  • щетками и пластиной;
  • обмоткой и корпусом;
  • пластинами коллектора и сердечником якоря;
  • корпусом стартера и обмоткой статора;
  • контактом выключения зажигания и постоянным плюсом, он же болт шунта подключения обмоток возбуждения электродвигателя стартера (проверяется состояние втягивающей обмотки реле). При исправности должно быть 1-1,5 Ом;
  • выводом подключения зажигания и корпусом тягового реле (проверяется удерживающая обмотка втягивающего реле). Должно быть 2-2,5 Ом.

Как проверить стартер на аккумуляторе: проверка устройства на работоспособность, не снимая его с машины, и оценка снятого втягивающего реле в домашних условиях

Проводимость между корпусом и обмоткой, валом ротора и коммутатором, контактом зажигания и плюсовым контактом реле, между двумя обмотками должна отсутствовать.

Стоит отметить, что сопротивление обмоток якоря мизерное и обычным мультиметром его не определить, поэтому можно лишь прозвонить обмотки на отсутствие обрыва (каждая ламель коллектора должна звониться со всеми остальными) или проверить падения напряжения (на всех должно быть одинаковым) на соседних ламелях при подаче на них постоянного тока (около 1А).

Напоследок представляем для вас сводную таблицу, куда сведена информация о том, какими методами можно проверить ту или иную часть стартера.

Проверяемые элементы и методыВтягивающее релеЯкорьЩетки стартераОбмотка стартераБендикс

Мультиметр
Визуально
Аккумулятор
Лампочка
Механически

Надеюсь, данная информация помогла вам узнать, как проверить стартер своими руками в гаражных условиях, имея в своем распоряжении только аккумулятор или мультимет.

Как видите, проверка стартера на работоспособность может и не требовать профессионального оборудования или знания электросхем. Нужны лишь элементарные навыки использования омметра и тестера с контрольной лампочкой.

способы проверки втягивающего реле стартера

Но для профессионального ремонта в обязательном порядке нужен и ППЯ — прибор проверки якорей.

Не нашли ответ на свой вопрос?

Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!

Большинство автомобильных поломок случается в самый неподходящий момент, когда нужно вовремя добраться до определенного места, необходимо встретить родственников на автовокзале и во многих других случаях.

Поломка транспортного средства происходит, в том числе, и по причине неисправности стартера. Кажется, что машина должна ехать без особых проблем, все механизмы работают отлично, а она все равно не заводится.

Внешний вид стартера в сборе

Можно отдать автомобиль в автосервис, доверив его посторонним людям, однако, есть и другое решение, которым следует воспользоваться в том случае, если не хочется тратить время и деньги на обслуживание агрегата в сервисном центре. Это проверка стартера и его работоспособности своими силами.

Поломки устройства, запускающего двигатель автомобиля, классифицируются по следующему образцу:

  1. Механические неисправности. Поломка заключается в обычном износе элементов устройства. Причиной неисправности может служить продолжительная эксплуатация стартера, а также пренебрежение основных правил эксплуатации. Некоторые механические повреждения возникают по причине возникновения электрических неполадок.
  2. Электрические неисправности. К такой поломке может привести неправильная подача электропитания. Как проверить стартер в таком случае? Ответ очевиден и прост: произвести диагностику межвитковых замыканий, проследить возможные обгорания рабочих поверхностей и замыкающих пластин, которые могут быть вызваны прохождением излишнего тока через контакты.

Следующие симптомы поломки стартера наиболее часто встречаются на протяжении всего срока эксплуатации автомобиля:

  • Стартер исправно работает, но коленвал остается без движения;
  • Стартер не функционирует (не крутит двигатель машины при запуске);
  • Стартер крутит двигатель авто, но при этом происходит недостаточное число оборотов;
  • Стартер продолжает работать после того, как двигатель автомобиля был запущен.

Диагностика бендикса

Для этого мультиметром (тестером) последовательно сначала замеряют напряжение на клеммах аккумулятора, отключенного от бортовой сети автомобиля. Оно составляет примерно 12,7 В. При показаниях прибора менее 12 В считается, что аккумулятор сильно разряжен и не пригоден к дальнейшим проверкам.

Далее восстанавливают штатное соединение проводов и замеряют напряжение на клеммах батареи и контактах реле. По сравнению с предыдущим случаем оно меняется не более чем на 0,1 В и будет равным в обеих контрольных точках. Переводят ключ в положение запуска. Напряжение на контактах реле не должно опускаться менее 12 В. В противном случае скорее всего неисправны соединительные провода, возможно, что подгорел один или несколько контактов в цепи протекания тока.

Чтобы проверить, целы ли щётки, возьмите 12-вольтовую лампочку. Её провода подсоедините к держателю и к массе щёток. Если лампочка загорится – это признак поломки, и щётки придётся заменить.

Работа под большой нагрузкой, может привести к короткому замыканию обмоток якоря. Как определить место замыкания, кроме визуального осмотра, можно проверить якорь стартера мультиметром. Проверка заключается в измерении сопротивления между корпусом и обмотками.

Для проверки величины сопротивления нужная цепь подключается на выходные клеммы мультиметра, установленного в режим омметра. Исправная жила покажет сопротивление, близкое нулю, а её изоляция – значение, стремящееся к бесконечности. Таково общее правило проверки проводов и кабелей.

Еще одним способом определения работоспособности пускового устройства силового агрегата является проверка его элементов: бендикса, щеток и обмотки. Для тестирования двух последних потребуется 12-вольтовая лампочка, контакты которой необходимо подключить к массе и держателю щеток при этом на стартер должно подаваться напряжение от источника питания автомобиля.

Бывает ситуация, когда при исправной детали мотор по-прежнему не начинает крутиться. Это можно увидеть после его снятия с автомобиля, при этом отключать деталь от сети не нужно. После замыкания соответствующих клемм движение бендикса будет отсутствовать. Эту неисправность вызывают изношенные ролики, послабление хода пружины либо отсутствие смазки. Ремонтировать бендикс нет смысла, единственное, следует взять с собой в автомагазин выработанную деталь, чтобы не ошибиться.

Второй способ проверки щеток — мультиметром — можно осуществить на разобранном стартере. Задача будет заключаться в проверке замыкания на массу (не должны замыкать). Для проверки омметром измеряется сопротивление между основной пластиной и щеткодержателем — сопротивление должно стремиться к бесконечности.

Читать далее: Сельхозник КамАЗ-45143 технические характеристики, цена и фотографии

Если стартер включается, а мотор не крутит, пришло время узнать, как проверить бендикс стартера. Бендикс обычно не ремонтируется, а заменяется, но причины его поломки знать необходимо. Их не много:

  • засохла или загустела смазка;
  • износились пружины;
  • на роликах появились дефекты и стёртости или произошёл диаметральный износ.

Проверка бендикса производится без сложностей. Придумайте мягкую прокладку, чтобы обернуть механизм и тем самым избавить от повреждений.

Как проверить стартер на аккумуляторе: проверка устройства на работоспособность, не снимая его с машины, и оценка снятого втягивающего реле в домашних условиях

Затем поместите его в тиски, при этом муфта прибора должна иметь односторонний поворот. Если есть вращение в две стороны, причина поломки – дефект муфты. Эту деталь придётся заменить. Соблюдая точный порядок действий и инструкций, проверку стартера и замену дефектных деталей вы проведёте без труда.

Оценка результатов работы

После завершения работы следует проверить, как запускается двигатель. Пусковый двигатель должен работать ровно, без характерных для неисправной обгонной муфты стуков и скрежета. Это является признаком качественно выполненной замены бендикса на автомобилях ВАЗ-2109-2115.

Статья в тему: Выбор подкатного домкрата

В некоторых случаях поменять бендикс оказывается недостаточно. Длительная работа неисправной муфты приводит к износу и повреждению зубьев маховика. При этом симптомы поломки, имевшиеся до замены шестерни, могут стать слабее, но не исчезают полностью. В подобных случаях необходимо произвести замену маховика.

Почему стартер потребляет больше пускового тока, нежели ему необходимо?

Как проверить стартер на аккумуляторе: проверка устройства на работоспособность, не снимая его с машины, и оценка снятого втягивающего реле в домашних условиях

Во время работы стартера перед пуском двигателя может наблюдаться просадка тока в электросети автомобиля, свидетельством которой является потускнение индикаторов на приборной панели и снижение напряжения до 9-10 В. Все это является прямым подтверждением неисправности стартера. Большинство владельцев транспортных средств так и не понимают, как правильно измерить пусковой ток, и по какой причине он значительно превышает необходимую величину?

Причины, по которым стартер берет больше пускового тока:

  1. Выработка втулок, из-за которых не обеспечивается должное вращение статора, что вызывает перегрев его деталей, являющийся причиной сокращения их эксплуатационного ресурса. Также, это может вызывать межвитковое замыкание. Поэтому, состоянию втулок необходимо обязательно уделять внимание.
  2. Недостаточное количество смазки на внутреннем редукторе.

Читать далее: Защита бампера Рено Дастер устройство процесс изготовления и установки

При запуске двигателя обороты резко подскакивают. Если использовать жестко сцепляющийся с маховиком двигателя стартер, то такие скачки выведут стартер из строя. Следовательно, необходима обгонная муфта – узел, способный передавать крутящий момент только в одном направлении. Тогда что такое бендикс? Это муфта, сблокированная в одном узле с приводной шестерней. Механизм назван так по фамилии изобретателя, Винсента Бендикса.

бендикс

устройство бендикса стартера

Неисправности бендикса стартера связаны или с износом, или с повреждениями, реже – из-за загустения или загрязнения смазки. Так как работает бендикс за счет расклинивания роликов, они со временем вызывают нарушение формы пазов, набивая в них вмятины. Такой бендикс уже не может нормально работать – он проскакивает или, наоборот, подклинивает. К тем же проблемам приводит загустение смазки в бендиксе или попадание внутрь грязи, из-за чего ролики лишаются возможности легко перемещаться внутри.

Неисправный бендикс выдает себя шумом, если муфта подклинивает, либо рывками при вращении коленвала. По мере приближения одного из поршней к верхней мертвой точке такта сжатия сопротивление вращению возрастает, дефектный бендикс проскальзывает. В более тяжелых случаях бендикс проскальзывает настолько, что не может стронуть с места маховик: стартер воет, но от двигателя нет ни малейшей реакции.

Неисправности бендикса стартера

Как устроен бендикс на стартере

Бендикс стартера представляет собой относительно простую деталь и отличается большим сроком службы. Конструктивно бендикс включает в себя:

  • ведущую обойму (наружное кольцо);
  • ведомую обойму;

Ведущая обойма с роликами и прижимными пружинами имеет характерные клиновые каналы с большой шириной на одной стороне. В таких каналах вращаются подпружиненные ролики.



Принцип работы бендикса

Работа бендикса основана на инерционном воздействии на зубчатую муфту до момента зацепления с маховиком. Получается, если стартер выключен или работает двигатель автомобиля, муфта бендикса не входит в зацепление с венцом маховика.Также бендикс защищает стартер от повреждений после запуска двигателя.

Работает механизм следующим образом:

Важно учитывать, что после запуска двигателя маховик начинает вращаться быстрее, чем до этого была его скорость вращения от стартера. Когда скорость маховика возрастает, муфта закручивается обратно и соскальзывает по шлицам якоря или редуктора (при использовании редукторного бендикса). Так осуществляется выход бендикса из зацепления с маховиком и одновременно реализована защита стартера, не рассчитанного на высокие обороты.

Характерные черты неисправности

Стартер крутится вхолостую, проскакивают зубья, которые должны обеспечить однонаправленное зацепление валов при вращении одного с большей скоростью, а также обеспечить их разъединение, как только вращение электромотора будет остановлено (это когда, стоит завестись мотору автомобиля, водитель отпускает ключ).

Только кардинальное решение проблемы. Только менять. К счастью, не все, а только бендикс.

На самом деле современные технологии, по которым изготавливаются и стартер, и один из его главных функциональных узлов – бендикс, не предполагают возможности (при неисправности) узел разобрать и отремонтировать. Придется менять. Причем менять, к счастью, приходится не целиком весь узел, а бендикс, зацепление которого стерлось настолько, что уже проскакивает, не выходит на необходимый уровень мощности.

С другой стороны, прочностные нагрузки современных автомобильных деталей рассчитаны так, чтобы иметь примерно одинаковый ресурс. То есть даже если и удастся, скажем, заменить возвратную или натяжную пружину бендикса и тем самым устранить неисправность, то все равно такой узел прослужит исключительно недолго. Обязательно вскорости посыплются либо шарики, обеспечивающие качение колец бендикса, либо забуксует соединение с валом, лишившись механизма зацепления.

Что еще стоит почитать

Буксует сцепление


Буксует сцепление

Устройство стартера


Устройство стартера

Срок службы свечей накаливания


Срок службы свечей накаливания

Схема коммутатора зажигания


Схема коммутатора зажигания

Запуск двигателя с кнопки


Запуск двигателя с кнопки

Обгонная муфта стартера: признаки неисправностей

Как правило, водители обычно сталкиваются с тем, что подав питание на стартер, бендикс не входит в зацепление с маховиком, бендикс может не крутить двигатель и т.д. Зачастую проблемы с зацеплением на ранней стадии можно выявить на слух.

Основная функция бендикса сводится к необходимости войти в зацепление с маховиком и крутить двигатель.

Проблемы с зацеплением будут приводить к тому, что в момент запуска двигателя появляется металлический лязг, хруст и скрежет. При этом мотор стартера работает. Если такой признак неисправности бендикса проявился, необходима проверка обгонной муфты.

Как снять, почистить, разобрать и чем смазать?

Рассмотрим один из простых, но действенных способов очистки муфты: демонтируем стартер с транспортного средства; на 2-3 часа снятую деталь необходимо погрузить в емкость с бензином. Это поможет качественно очистить ее от грязи; для очистки пазов муфты от скопившихся внутри них отложений, необходимо прокрутить ее шестерню не вытаскивая устройство из емкости с бензином; теперь можно достать прибор, после чего тщательно вымыть его корпус.

Для замены обгонной муфты придется полностью разбирать устройство запуска силового агрегата. Вначале стоит удалить крышку, после чего с обмотки тягового реле снять крепление, и вытащить шайбу. Снимаем крепеж, после чего устройство пуска двигателя разбирается на две половины. Бывает так, что внутри него располагается шарик, желательно его не потерять. Поскольку стартер находится в разобранном состоянии, стоит провести диагностику всех его узлов, и, в случае их неполадки, выполнить замену.


Демонтируем тяговое, вставку из резины и удерживающую шайбу, чтобы получить доступ к остальным мелким частям устройства. Высвобождаем выступающую часть бендикса, поддев ее отверткой, после чего необходимо демонтировать расположенную на валу стопорную шайбу или кольцо. Снимаем выработанный бендикс и на его место устанавливаем новый элемент. В качестве смазки идеально подходит литол. Если же он отсутствует, можно обойтись и моторным маслом. Все собирается в обратной последовательности.

Причины поломки бендикса

Основные причины выхода из строя бендикса:

  • диаметр рабочих роликовв обойме уменьшается в результате износа (в этом случае можно подобрать подходящие по диаметру шарики и выполнить замену);
  • ролик на одной стороне стерся в результате износа (решение — замена шариков);
  • рабочие поверхностиведущей или ведомой обоймы стачиваются в местах контакта с роликами (выработка означает необходимость замены бендикса).
  • износ зубьев шестерни (можно произвести замену шестерни или бендикса в сборе).

Сама замена бендикса требуется не часто, так как указанная деталь отличается надежностью и большим ресурсом. Однако естественный износ в процессе эксплуатации автомобиля неизбежен, что и приводит к неисправностям.

Стартер также испытывает сильные нагрузки, открыт для контакта с внешней средой (влага и пыль, грязь, масло и т.д.). Также скапливаются отложения в пазах и роликах бендикса. В результате якорь шумит, но коленвал не крутится.

Прежде всего, вращение шестерни должно осуществляться только по направлению вращения якоря стартера. Вращение в обратном направлении четко указывает на поломку и необходимость ремонта бендикса или его полной замены.

На практике, специалисты рекомендуют менять бендикс даже при возможности ремонта. Дело в том, что отдельные части муфты изнашиваются приблизительно в равной степени. Это указывает на скорый выход из строя других элементов уже после замены одной изношенной детали.

Цена вопроса

Таким образом, зачастую для бендикса ремонт нецелесообразен. Проще купить новый и попросту заменить его. Тем более, что при ремонте отдельных его частей велика вероятность быстрого выхода из строя других.

  1. Переборка тормозного суппорта на Mitsubishi Lancer 9 своими руками Ремонт суппортов Лансер 9
  2. Ремонт нижнего рычага передней подвески ВАЗ своими руками
  3. Как почистить радиатор печки не снимая? Чистка, промывка
  4. Ремонт глушителя своими руками

Как проверить бендикс на стартере

Проверка бендикса предполагает снятие детали и последующую дефектовку обгонной муфты. В рамках диагностики также нужно знать, как проверить бендикс стартера:

  • сначала выполняется демонтаж стартера;
  • далее производится снятие и разбор бендикса;
  • затем осуществляется визуальный осмотр, выявляются повреждения;

Ревизия бендикса начинается с проверки того, крутится ли муфта в одну или в обе стороны. Если замечено вращение в обе стороны, необходима замена. Также требуется проверить состояние зубьев и пружины. Не допускается стачивание зубьев или ослабление пружины.

Также нужно отдельно снять и осмотреть вилку бендикса на предмет целостности и износа. При выявлении дефектов вилку можно заменить. Параллельно следует проверять наличие люфтов на валу якоря (если есть люфт, бендикс нужно менять).

Замена бендикса стартера

Чтобы поменять бендикс, стартер нужно снимать и разбирать. На разных моделях авто снятие стартера может сопровождаться определенными сложностями и нюансами. После снятия стартера необходима разборка корпуса для проведения проверки/ремонта/замены бендикса;

Перед началом проверки и/или замены обгонной муфты важно понимать, что такое бендикс стартера в целом и как работает данное решение. Если ранее бендикс не снимался, однако выявлены признаки его неисправности, можно сразу купить бендикс стартера и приступать к замене.

Однако опытные специалисты рекомендуют сначала снимать стартер и производить проверку имеющегося бендикса, так как причина не всегда в нем. В любом случае, перед началом работ необходимо заранее изучить, как поменять бендикс на стартере.

Рекомендуем также прочитать статью о том, где стоит втягивающее реле и как его проверить. Из этой статьи вы узнаете о месте расположения втягивающего реле и способах его проверки.

Общие действия следующие:

  1. откручиваем стягивающие болты, производим вскрытие корпуса;
  2. выкручиваем болты крепления втягивающего реле;
  3. снимаем бендикс с оси путем снятия шайбы и удаления ограничительного кольца;
  4. тщательно удаляем грязь и отложения на внутренних элементах и поверхностях;
  5. перед установкой нового/отремонтированного бендикса ось нужно смазать высокотемпературной смазкой
  6. осуществляем установку стопорного кольца и шайбы (процедура сложная, кольцо нужно распереть при помощи рожкового ключа, струбцины, пассатижей и т.д.).
  7. после установки бендикса трущиеся детали стартера необходимо промазать высокотемпературной смазкой (не допускайте попадания излишков на детали);

В норме должен быть слышен щелчок при подключении, бендикс выдвигается вперед. Если бендикс не выдвигается, необходимо проверить и заменить втягивающее реле.

Извлечение стартера из-под капота

Перед тем, как извлечь стартер

Смотровая яма понадобится, чтобы вытащить стартер из-под капота, а затем провести его диагностику уже вне автомобиля. Тот, кто делает это впервые, потратит сравнительно много времени, поэтому до того, как начать демонтаж, можно попробовать зачистить контакты стартера, которые могли успеть окислиться за время эксплуатации, убедиться в надежности их крепления, возможно также заменить провода питания.

Ремонт бендикса стартера своими руками

Нужно проверить всю электрическую цепь, поэтому следует заранее удостовериться, что проблема не кроется в аккумуляторе. Если эти простые меры не устранили возникшую проблему, устройство необходимо извлечь.

Если Вы не знаете, где расположен стартер в вашем автомобиле, можно ориентироваться на звук под капотом, появляющийся при повороте ключа – для этого понадобится помощь второго человека, который будет сидеть в машине.

Процесс извлечения

Прежде всего, необходимо отключить устройство от аккумулятора – снять клеммы и токопроводящие кабели со втягивающего реле. После этого откручиваются болты крепления, как правило их 2 или 3 — для этого понадобится шарнирный удлинитель.

Выше уже было упомянуто, что для этой работы необходима смотровая яма, поскольку иногда для демонтажа стартера будет необходимо снять узлы и механизмы, находящиеся на пути к нему, в большинстве случаев – обшивку защиты моторного отсека.

Советы и рекомендации

Проверка и замена бендикса не является сложной процедурой. При необходимости, автовладелец без опыта выполнения подобных работ может заменить бендикс на стартере своими руками. Главное, учитывать следующие нюансы:

  • новый или отремонтированный бендикс нужно проверять до установки на автомобиль, все шайбы из пластика должны быть целыми;
  • при выборе нового бендикса желательно иметь под рукой старый элемент для проверки полного соответствия;
  • при полном отсутствии опыта желательно иметь мануал;

Также отметим, что бендикс не является дорогой деталью. Например, бендикс стартера ВАЗ в зависимости от модели авто может стоить от 5 до 12 долларов США, бендикс на иномарку обойдется в 15-20 у.е.

Рекомендуем также прочитать статью о том, почему стартер щелкает, но не крутит двигатель. Из этой статьи вы узнаете об основных причинах неисправности стартера, а также сбоях при попытке завести двигателя автомобиля.

С учетом такой цены ремонт бендикса производить не рекомендуется. Рациональнее сразу осуществить полную замену, после чего можно рассчитывать на достаточно большой срок службы новой детали.

Эссе об АБС компании Bendix. Начало

Бендикс стартера не выходит из зацепления
см. также: Часть 1-я, Часть 2, Насос высокого давления, Модулятор

Читайте также: