Как проверить передние колодки не снимая колеса

Обновлено: 03.07.2024

почему проваливается педаль тормоза

Исправность тормозной системы и состояние колодок напрямую влияют на качество торможения автомобиля, поэтому ездить на машине с неисправными тормозами нельзя. Это главное правило, которое должен знать каждый. Но чтобы своевременно менять элементы системы, необходимо знать, как определить износ тормозных колодок. Эти детали подвергаются большим нагрузкам при эксплуатации авто и менять их нужно вовремя, а не только после полного отказа системы торможения.

Производители тормозных колодок рекомендуют проводить замену каждые 10-15 тысяч километров, но диапазон может меняться в зависимости от определенных факторов. Поэтому так важно проводить профилактический осмотр элементов системы, чтобы выявить возможные неисправности. Подробнее о способах проверки износа тормозных колодок и пойдет речь в данной статье.

Почему они изнашиваются

Для протокола: в конструкцию тормозной колодки входит каркас и накладка, выполненная из фрикционного материала. При контакте с диском она постепенно изнашивается, из-за чего этот процесс является зоной повышенного внимания. На скорость износа влияют разные факторы, начиная с химического состава материала и качеством деталей, а заканчивая условиями эксплуатации.

Причины износа тормозных колодок

Причины износа тормозных колодок

Рассмотрим главные причины износа тормозных колодок:

  • вес автомобиля;
  • качество материалов, используемых при производстве;
  • климатические условия;
  • характер вождения (при спокойной езде накладки прослужат намного дольше);
  • загруженность автомобиля;
  • неисправность тормозных цилиндров.

Важно! Несмотря на установленные производителем ресурсы, неправильная эксплуатация автомобиля или воздействие вышеперечисленных факторов могут существенно повлиять на срок службы накладок.

Износ тормозных колодок передней колесной пары

Износ тормозных колодок передней колесной пары

Характерные признаки

Специалисты выделяют несколько основных признаков, по которым можно определить степень износа. Рассмотрим каждый из них отдельно.

Признаки износа тормозных колодок

Признаки износа тормозных колодок

Появление стуков или других звуков

Когда ресурс накладки заканчивается, она начинает стираться неравномерно, из-за чего на поверхности фрикционного слоя могут появляться разные трещины или сколы. Изношенные тормозные колодки при контакте с диском издают биение и шум.

Появление стука при торможении

Появление стука при торможении

Увеличение тормозного пути

Опытные водители могут заметить, что при длительной эксплуатации колодок тормозной путь может увеличиваться, а педаль тормоза для остановки автомобиля приходится вдавливать сильнее.

Увеличение тормозного пути

Увеличение тормозного пути

Странная работа системы

Резкие или ослабленные тормоза могут свидетельствовать об утончении накладок. В первом случае колеса блокируются даже при незначительном нажатии на педаль. Объяснить это можно полным износом фрикционного материала, в результате чего колодка трется об диск металлической частью. Во втором случае, когда тормоза очень слабые, педаль опускается значительно ниже обычного, а система срабатывает не так интенсивно. В обоих случаях изношенные элементы нужно менять.

Тормоза ведут себя неадекватно

Тормоза ведут себя неадекватно

Появление стружки металла

Иногда для определения износа нужно просто посмотреть на колеса: появление равномерно-темного налета говорит о нормальном состоянии накладки, а металлических частиц – об их износе (они начинают царапать поверхность диска). В таком случае необходимо как можно скорее произвести замену.

Появление стружки на литье

Появление стружки на литье

На заметку! Диагностика накладок путем выявления стружки и пыли не применяется на авто, оснащенных вентилируемой тормозной системой. Подобная диагностика также неприменима к машинам на легкосплавных дисках.

Стружка металла на колесном диске

Стружка металла на колесном диске

Особенности диагностики

Основным методом определения состояния накладок был и всегда будет водитель. Только он сможет заметить даже незначительные отклонения в работе системы торможения, так как он привык к своему автомобилю. Неравномерный износ накладок приводит к тому, что колеса начинают тормозить с разной эффективностью.

как определить износ тормозных колодок

Как определить износ тормозных колодок

Колодка, подвергавшаяся более высоким механическим нагрузкам, покроется большим количеством сколов и трещин. Как результат, при торможении она издает много шума. Отсюда и стуки в колесах. С признаками износа все понятно, осталось теперь научиться диагностировать накладки в полевых условиях.

диагностика тормозных колодок

Диагностика тормозных колодок

Как определить степень износа

При наличии специального датчика определить степень износа очень просто – при стирании фрикционной накладки на приборной панели загорается лампочка. Это значит, что дальнейшая эксплуатация колодок нежелательна, поэтому их нужно поменять. Но практика показывает, что подобные датчики не всегда срабатывают правильно, к тому же не все автомобили ими оснащены. В таких случаях водитель может надеяться только на себя. Определить степень износа тормозных накладок можно двумя способами: со снятием колеса или без снятия. Рассмотрим каждый из методов отдельно.

Как установить износ тормозных колодок

Как установить износ тормозных колодок

Со снятием колеса

Периодическая проверка тормозных колодок на износ является важной составляющей обслуживания авто. Ниже приведена пошаговая инструкция проверки состояния накладок со снятием колеса.

Проверка колодок со снятием колеса

Проверка колодок со снятием колеса

Таблица. Проверка состояния тормозных колодок.

Шаги, фотоОписание действий
Шаг первый
Шаг первый
Поддомкратьте свой автомобиль с той стороны, где будет сниматься колесо. Перед этим машину поставьте на стояночный тормоз.
Шаг второй
Шаг второй
Открутите крепежные болты и снимите колесо. Крутить их нужно против часовой стрелки.
Шаг третий
Шаг третий
Осмотрите тормозной суппорт и найдите в нем специальное отверстие, через которое видно колодки.
Шаг четвертый
Шаг четвертый
Используя штангенциркуль, измерьте толщину тормозных колодок (смотрите на фото).
Шаг пятый
Шаг пятый
Если толщина тормозных накладок меньше допустимой нормы – замените их. После чего поставьте колесо на место.

Обратите внимание! Людям, проживающим в крупных городах, менять колодки приходится чаще, чем людям, обитающим в сельской местности. То же самое можно сказать о других деталях системы торможения.

Без снятия колеса

При наличии литых дисков диагностика накладок упрощается. В таком случае даже не нужно будет снимать колеса. Ниже приведена пошаговая инструкция данного процесса.

Проверка тормозных колодок без снятия колеса

Проверка тормозных колодок без снятия колеса

Шаг 1. Подготовьте штангенциркуль для измерения толщины колодки. В нашем случае используется электронный штангенциркуль – он более точный. Также вам может понадобиться маркер и пластиковая соломинка, на которой нужно ставить отметки. Хотя многие автомобилисты обходятся без нее.

Подготовьте штангенциркуль для работы Некоторые для измерения используют соломинку

Шаг 2. Вытащите глубинометр (внутренняя часть штангенциркуля). С его помощью будут проводиться дальнейшие измерения.

Используйте глубинометр

Используйте глубинометр

Шаг 3. Осмотрите тормозной суппорт – в его корпусе есть смотровое окошко, через которое можно будет измерить толщину колодки.

Найдите смотровое окошко в тормозном суппорте

Найдите смотровое окошко в тормозном суппорте

Шаг 4. Вставьте глубинометр в смотровое окошко до упора, как это показано на фото.

Вставьте штангенциркуль в смотровое окошко

Вставьте штангенциркуль в смотровое окошко

Шаг 5. Аккуратно прижмите штангенциркуль к наружной поверхности тормозной колодки.

Прижмите штангенциркуль к колодке

Прижмите штангенциркуль к колодке

Шаг 6. Вытащите штангенциркуль и ознакомьтесь с результатами измерений. Если толщина тормозной накладки меньше 5 мм, тогда нужно проводить замену элементов.

Изучите результаты измерений

Изучите результаты измерений

Важно! Размеры смотрового отверстия не всегда позволяют изучить состояние колодки, из-за чего провести измерения без снятия колеса невозможно. В таком случае необходим демонтаж колеса.

Советы и рекомендации

Чтобы предупредить преждевременный износ тормозных колодок, нужно соблюдать несколько простых правил.

  1. Не нажимайте педаль тормоза без необходимости. Многие автомобилисты разгоняются на небольших отрезках дороги, зная о том, что через 20-30 метров им придется тормозить. Это существенно уменьшает ресурс тормозных дисков и колодок.
  2. Выбирайте качественные запчасти. Не обязательно тратить большие деньги на оригинал, но и экономить на системе торможения тоже не стоит. Эксперты рекомендуют покупать диски и колодки от одного производителя.
  3. Проводите регулярные проверки состояния колодок и других элементов системы. Не обязательно это делать самому – вы можете обратиться за помощью к сотрудникам СТО.
  4. При выборе колодок отдавайте предпочтение деталям с индикатором износа. Они стоят немного дороже, чем обычные тормозные колодки, то наличие индикатора сильно облегчит процесс обслуживания.

Тормозная система – это важная составляющая автомобиля. Она отвечает за безопасность водителя и пассажиров, поэтому обслуживание и уход должны быть правильными. Соблюдая все вышеперечисленные рекомендации, вы не только узнаете, как определить износ тормозных колодок, но и обеспечите надежную работу всей системы.



Исправность тормозной системы и состояние колодок напрямую влияют на качество торможения автомобиля, поэтому ездить на машине с неисправными тормозами нельзя. Это главное правило, которое должен знать каждый. Но чтобы своевременно менять элементы системы, необходимо знать, как определить износ тормозных колодок. Эти детали подвергаются большим нагрузкам при эксплуатации авто и менять их нужно вовремя, а не только после полного отказа системы торможения.

Производители тормозных колодок рекомендуют проводить замену каждые 10-15 тысяч километров, но диапазон может меняться в зависимости от определенных факторов. Поэтому так важно проводить профилактический осмотр элементов системы, чтобы выявить возможные неисправности. Подробнее о способах проверки износа тормозных колодок и пойдет речь в данной статье.

Важная информация о толщине тормозных дисков

В прошлом большинство тормозных дисков были спроектированы с достаточной толщиной, благодаря чему практически не было необходимости в их замене. В настоящее время, чтобы уменьшить вес и сэкономить на некоторых расходах, многие автопроизводители часто производят диски с меньшей толщиной. Таким образом, роторы легко изнашиваются до минимальной толщины (соответствующие допуски обычно указываются в заводской инструкции по эксплуатации или на отливке ротора), иногда даже к моменту замены первого комплекта тормозных колодок.


Пример: минимальная толщина заднего тормозного диска JCW — 8.4 мм

Знание минимальной толщины диска вашего автомобиля очень важно, так как если толщина ротора авто меньше минимального уровня, ваша безопасность будет поставлена под угрозу. Изношенный или более тонкий ротор имеет меньшую массу, чем обычный, что приводит к снижению его способности поглощать и рассеивать тепло. Кроме того, прочность ротора также уменьшается, что приводит к большему риску растрескивания и торможения. По этой причине очень важно проверять толщину ротора при каждом обслуживании тормозных колодок. Если толщина ротора ниже минимальной спецификации или не может быть восстановлена, вы должны немедленно заменить его.


Треснувший тормозной диск

Передние диски на автомобиле подвергаются более сильному износу, чем задние. Но при этом оба передних диска обычно изнашиваются в равной степени (как и задние). Следовательно, когда речь идет о замене одного изношенного ротора, это означает, что вы должны заменить оба ротора на автомобиле.

Автоэксперты советуют менять оба диска (даже если один из них все еще в рабочем состоянии) одновременно, чтобы поддерживать равномерное торможение. Заметная разница в толщине ротора может привести к смещению тормозов в одну сторону.

Советы и рекомендации

Чтобы предупредить преждевременный износ тормозных колодок, нужно соблюдать несколько простых правил.



Как продлить ресурс тормозных колодок

  1. Не нажимайте педаль тормоза без необходимости. Многие автомобилисты разгоняются на небольших отрезках дороги, зная о том, что через 20-30 метров им придется тормозить. Это существенно уменьшает ресурс тормозных дисков и колодок.
  2. Выбирайте качественные запчасти. Не обязательно тратить большие деньги на оригинал, но и экономить на системе торможения тоже не стоит. Эксперты рекомендуют покупать диски и колодки от одного производителя.
  3. Проводите регулярные проверки состояния колодок и других элементов системы. Не обязательно это делать самому – вы можете обратиться за помощью к сотрудникам СТО.
  4. При выборе колодок отдавайте предпочтение деталям с индикатором износа. Они стоят немного дороже, чем обычные тормозные колодки, то наличие индикатора сильно облегчит процесс обслуживания.



Когда поставил новые колодки
Тормозная система – это важная составляющая автомобиля. Она отвечает за безопасность водителя и пассажиров, поэтому обслуживание и уход должны быть правильными. Соблюдая все вышеперечисленные рекомендации, вы не только узнаете, как определить износ тормозных колодок, но и обеспечите надежную работу всей системы.

Недостатки электронных сигнализаторов

Как и любые сигнализирующие устройства, датчики, контролирующие износ, имеют определенные недостатки:

  • Провода, которыми они оснащены довольно тонкие и часто перетираются и рвутся.
  • Незащищенность разъемов проводов от попадания на них влаги и грязи часто приводит к окислению контактов или их замыканию.


В дождливую погоду влага, попадающая на фрикционный слой, может поменять его сопротивление, что приведет к ложному срабатыванию индикатора.

Единственным плюсом электронных датчиков (исходя из вышеописанных недостатков) является то, что даже при обрыве провода они все равно просигнализируют об износе накладок. В этом случае, они сработают как механические сигнализаторы, когда стержень датчика начнет вплотную прижиматься к диску, то появится характерный пищащий звук.

Для большинства современных машин сигнализаторы износа продаются отдельно от тормозных планок.


Таким образом, производители позаботились о том, чтобы можно было поменять изношенную или вышедшую из строя деталь (к сожалению, это не касается накладок с интегрированными сигнализаторами). Но, несмотря на это, специалисты все же советуют менять старые датчики вместе с установкой новых тормозных планок. Так как не исключено, что они будут некорректно работать.

Рекомендуем посмотреть:

  • Горит лампочка тормозной системы
  • Горит лампа тормозной жидкости
  • Как ослабить ручник на гранте
  • Горит восклицательный знак на панели приборов ваз
  • Повторитель стоп сигнала ваз 2114
  • Задняя тормозная система ваз 2110

Характерные признаки

Специалисты выделяют несколько основных признаков, по которым можно определить степень износа. Рассмотрим каждый из них отдельно.



Признаки износа тормозных колодок

Появление стуков или других звуков

Когда ресурс накладки заканчивается, она начинает стираться неравномерно, из-за чего на поверхности фрикционного слоя могут появляться разные трещины или сколы. Изношенные тормозные колодки при контакте с диском издают биение и шум.



Появление стука при торможении

Увеличение тормозного пути

Опытные водители могут заметить, что при длительной эксплуатации колодок тормозной путь может увеличиваться, а педаль тормоза для остановки автомобиля приходится вдавливать сильнее.



Увеличение тормозного пути





Как определить степень износа

При наличии специального датчика определить степень износа очень просто – при стирании фрикционной накладки на приборной панели загорается лампочка. Это значит, что дальнейшая эксплуатация колодок нежелательна, поэтому их нужно поменять. Но практика показывает, что подобные датчики не всегда срабатывают правильно, к тому же не все автомобили ими оснащены. В таких случаях водитель может надеяться только на себя. Определить степень износа тормозных накладок можно двумя способами: со снятием колеса или без снятия. Рассмотрим каждый из методов отдельно.



Как установить износ тормозных колодок

Со снятием колеса

Периодическая проверка тормозных колодок на износ является важной составляющей обслуживания авто. Ниже приведена пошаговая инструкция проверки состояния накладок со снятием колеса.



Проверка колодок со снятием колеса

Таблица. Проверка состояния тормозных колодок.

Шаги, фотоОписание действий
Шаг первыйПоддомкратьте свой автомобиль с той стороны, где будет сниматься колесо. Перед этим машину поставьте на стояночный тормоз.
Шаг второйОткрутите крепежные болты и снимите колесо. Крутить их нужно против часовой стрелки.
Шаг третийОсмотрите тормозной суппорт и найдите в нем специальное отверстие, через которое видно колодки.
Шаг четвертыйИспользуя штангенциркуль, измерьте толщину тормозных колодок (смотрите на фото).
Шаг пятыйЕсли толщина тормозных накладок меньше допустимой нормы – замените их. После чего поставьте колесо на место.

Обратите внимание! Людям, проживающим в крупных городах, менять колодки приходится чаще, чем людям, обитающим в сельской местности. То же самое можно сказать о других деталях системы торможения.

Без снятия колеса

При наличии литых дисков диагностика накладок упрощается. В таком случае даже не нужно будет снимать колеса. Ниже приведена пошаговая инструкция данного процесса.



Проверка тормозных колодок без снятия колеса

Шаг 1. Подготовьте штангенциркуль для измерения толщины колодки. В нашем случае используется электронный штангенциркуль – он более точный. Также вам может понадобиться маркер и пластиковая соломинка, на которой нужно ставить отметки. Хотя многие автомобилисты обходятся без нее.



Подготовьте штангенциркуль для работы



Некоторые для измерения используют соломинку

Шаг 2. Вытащите глубинометр (внутренняя часть штангенциркуля). С его помощью будут проводиться дальнейшие измерения.



Используйте глубинометр

Шаг 3. Осмотрите тормозной суппорт – в его корпусе есть смотровое окошко, через которое можно будет измерить толщину колодки.



Найдите смотровое окошко в тормозном суппорте

Шаг 4. Вставьте глубинометр в смотровое окошко до упора, как это показано на фото.



Вставьте штангенциркуль в смотровое окошко

Шаг 5. Аккуратно прижмите штангенциркуль к наружной поверхности тормозной колодки.



Прижмите штангенциркуль к колодке

Шаг 6. Вытащите штангенциркуль и ознакомьтесь с результатами измерений. Если толщина тормозной накладки меньше 5 мм, тогда нужно проводить замену элементов.



Изучите результаты измерений

Важно! Размеры смотрового отверстия не всегда позволяют изучить состояние колодки, из-за чего провести измерения без снятия колеса невозможно. В таком случае необходим демонтаж колеса.




Об основных типах колодок

За последние годы автомобильная промышленность шагнула далеко вперед. Современный автомобиль, как правило, имеет продвинутую тормозную систему, это наличие систем, управляемых компьютером. Сюда стоит отнести ABS, систему курсовой устойчивости и т. п. Постоянное развитие машин приводит к прогрессу типов тормозных колодок. Различают следующие виды:

  • с полуметаллическим фрикционным слоем (65% меди, порошка железа, проволоки);
  • фрикционный слой из органики (резина, стекло, кевлар);
  • из органики и металлических включений в соотношении 70/30);
  • керамический фрикционный слой с небольшим включением меди.

Каждый из вышеперечисленных видов имеет свои сильные и слабые стороны. К примеру, полуметаллический фрикционный слой обладает хорошей теплоотдачей, но он быстро изнашивается и издает много шума во время работы. А вот накладки на тормозные колодки из органики практически не шумят и мягко работают, но в процессе выделяют много пыли, оседающей на диске колеса. Смело можно сказать, что керамические являются наиболее предпочтительными. Не шумят и изнашиваются не слишком быстро. Единственный их недостаток — высокая стоимость.

накладки на тормозные колодки

Когда проверять толщину тормозного диска

Проверка толщины ротора должна проводиться всякий раз, когда вы заменяете тормозные колодки. Это позволит убедиться, что на роторах достаточно металла для безопасного торможения. Рекомендуется делать это каждый раз, когда вы меняете тормозные колодки, независимо от интервала между изменениями. Процесс проверки займет у вас менее 5 минут, и будет хорошей мерой безопасности.


Для проверки толщины тормозного диска потребуется всего лишь любой штангенциркуль

Как узнать износ тормозных колодок: датчики и индикаторы

25.12.2021

Изношенные колодки представляют серьезную опасность и могут стать причиной полного отказа тормозной системы. Если фрикционные накладки полностью сотрутся, будет происходить торможение металлом о металл. , это приведет к повреждению тормозных дисков, на них образуются глубокие царапины и канавки. , недостаточного коэффициента трения между двумя металлами торможение будет малоэффективным. , железные основания сточенных колодок могут зацепиться за неровности на дисках. Это приведет к моментальному заклиниванию колес и заносу автомобиля. Чтобы не возникло таких ситуаций, необходимо знать, какой допустимый износ тормозных колодок, и как его определить. Предлагаем подробно изучить эти вопросы.

Причины износа

Помимо физического износа существуют другие факторы, влияющие на ресурс колодок. В некоторых случаях рабочие накладки вырабатываются быстрее, чем положено. Например, нерегулярного обслуживания суппортов могут заклинить направляющие втулки. Если закисла одна из них, будет возникать клиновидный износ тормозных колодок. Если заржавели обе втулки на суппорте, то на каждом колесе будет работать только одна из двух колодок. Это будет сопровождаться уводом руля в сторону при торможении. Также возникнет неравномерный износ тормозных колодок с наружных и внутренних сторон дисков.

датчик износа тормозных колодок

Как определить износ колодок

Проще всего оценить состояние тормозных накладок, когда в машине установлены легкосплавные колесные диски с большими зазорами между спицами. Если суппорт не полностью закрывает собой колодки, то можно увидеть их, не снимая колеса.

Чтобы точнее проверить толщину износа передних тормозных колодок, необходимо снять их и замерить штангенциркулем. Остаток рабочего материала должен быть не менее 2 мм. Если фрикционный слой тоньше указанного предела, нужно срочно проводить замену. Также стоит убедиться в отсутствии трещин и сколов на рабочих поверхностях.

Как работает датчик износа тормозных колодок

Во многих авто используются колодки со специальными датчиками. С их помощью можно вовремя заметить критический износ, при котором толщина накладок достигает минимально допустимого значения. Существует два типа датчиков:

  • Механические. Это металлические скобы, которые крепятся непосредственно на колодках. Когда толщина рабочего материала становится критичной, они начинают соприкасаться с тормозными дисками и издавать характерный металлический скрежет или свист при вращении колес. По этому звуку можно легко понять, что пришло время обслуживать тормоза.
  • Электронные. На колодке присутствует металлический контакт, к которому подведен провод. Когда накладка не изношена, он не соприкасается с диском, и электрическая цепь остается разомкнутой. При критическом уменьшении толщины он начинает тереться о диск. Соответственно, замыкается электрическая цепь, и на приборной панели машины загорается индикатор износа тормозных колодок.

Датчик может быть установлен только на одном из передних колес, на передней и задней оси либо на всех колесах.

датчик износа тормозных колодок

Срок службы тормозных колодок

При нормальных условиях накладки в передних тормозах полностью изнашиваются за 30–40 тыс. км, поскольку они испытывают на себе основную нагрузку при торможении. Износ задних тормозных колодок происходит в 2–3 раза медленнее. Они могут прослужить даже 100–120 тыс. км, поскольку на заднюю ось при торможении припадает лишь 10–20% от общего усилия.


В этой статье мы выбираем передние и задние тормозные колодки с оптимальным соотношением цены и качества, учитывая разные стили вождения и условия езды.

Для протокола: в конструкцию тормозной колодки входит каркас и накладка, выполненная из фрикционного материала. При контакте с диском она постепенно изнашивается, из-за чего этот процесс является зоной повышенного внимания. На скорость износа влияют разные факторы, начиная с химического состава материала и качеством деталей, а заканчивая условиями эксплуатации.



Причины износа тормозных колодок

Рассмотрим главные причины износа тормозных колодок:

  • вес автомобиля;
  • качество материалов, используемых при производстве;
  • климатические условия;
  • характер вождения (при спокойной езде накладки прослужат намного дольше);
  • загруженность автомобиля;
  • неисправность тормозных цилиндров.



Причины скрипа тормозных колодок

Важно! Несмотря на установленные производителем ресурсы, неправильная эксплуатация автомобиля или воздействие вышеперечисленных факторов могут существенно повлиять на срок службы накладок.



Износ тормозных колодок передней колесной пары



Причины преждевременного износа тормозных колодок

Для ликбеза – тормозная колодка выполнена из двух частей: каркас и фрикционная накладка. Не вдаваясь в структуру материалов, из которых изготавливается фрикционная накладка, скажем, что именно она подвергается износу, так как выполняет функцию трения о тормозной диск, прекращая тем самым движение колес – торможение. Поэтому износ тормозных колодок – зона повышенного внимания, в первую очередь, автовладельца.


Срок службы тормозных колодок каждый производитель определяет по своему. Это связано с технологией изготовления, составляющих компонентов и т.д. Соответственно для среднестатистических показателей есть и такие параметры износа тормозных колодок: пробег авто 10-15 тыс.км. Не забывайте, что в этот процесс вмешивается масса факторов.


Итак, причины износа тормозных колодок:

  • Естественный процесс эксплуатации – это по умолчанию.
  • Качество фрикционных накладок – зависит от производителя.
  • Стиль вождения, и, соответственно, торможения. Если ваши тормоза работают постоянно в режиме аварийного торможения, то тормозных колодок вам вряд ли и на 5 тыс. км. хватит.
  • Неисправность рабочих тормозных цилиндров приводит к тому, что происходит неравномерный износ тормозных колодок на одной оси. Если остаточная толщина колодок на одной оси имеет разницу в 1,5-2 мм, то необходимо произвести диагностику работы тормозных цилиндров.




Характерные признаки

Специалисты выделяют несколько основных признаков, по которым можно определить степень износа. Рассмотрим каждый из них отдельно.



Признаки износа тормозных колодок

Появление стуков или других звуков

Когда ресурс накладки заканчивается, она начинает стираться неравномерно, из-за чего на поверхности фрикционного слоя могут появляться разные трещины или сколы. Изношенные тормозные колодки при контакте с диском издают биение и шум.



Появление стука при торможении

Увеличение тормозного пути

Опытные водители могут заметить, что при длительной эксплуатации колодок тормозной путь может увеличиваться, а педаль тормоза для остановки автомобиля приходится вдавливать сильнее.



Увеличение тормозного пути

В чем суть использования автомобильного датчика износа?

На большинстве современных автомобилей разработчики устанавливают датчики износа тормозных колодок. Действуют они по очень интересному методу: колодка и специальный фрикционный материал накладки хорошо соединены между собой контактным проводом. При сильном торможении, фракционный шар доходит до такого состояния, что его сопротивление сильно уменьшается. Благодаря этому, ток, который проходит через данный слой — значительно повышается. Это и приводит к моментальному реагированию устройства и загоранию специально предназначенной лампочки.

Важно никогда не забывать, что на сегодняшний день большинство компаний привыкли экономить на производстве некоторых запчастей автомобилей. Будьте очень внимательны, так как иногда, в одну и ту же модель автомобиля не устанавливают контактный провод на колонки.


Особенности диагностики

Основным методом определения состояния накладок был и всегда будет водитель. Только он сможет заметить даже незначительные отклонения в работе системы торможения, так как он привык к своему автомобилю. Неравномерный износ накладок приводит к тому, что колеса начинают тормозить с разной эффективностью.



Как определить износ тормозных колодок

Колодка, подвергавшаяся более высоким механическим нагрузкам, покроется большим количеством сколов и трещин. Как результат, при торможении она издает много шума. Отсюда и стуки в колесах. С признаками износа все понятно, осталось теперь научиться диагностировать накладки в полевых условиях.



Диагностика тормозных колодок

Косвенные показатели

Совсем необязательно ждать следующего прохождения ТО или сразу снимать диски для осмотра. Существуют некоторые внешние признаки износа тормозных колодок. Для наглядности разберем их по порядку:

  • Скрежетание, свист и другие неприятные и подозрительные звуки издаются при нажатии на педаль. Это явный признак сильного истирания материала. Некоторые автовладельцы специально устанавливают индикатор износа колодок или покупают их с уже имеющимися ограничителями. Отсутствие индикатора свидетельствует о скрипе самой полностью изношенной автодетали.
  • Накопление грязи (металлическая стружка и пыль) между трущимися друг о друге частями может привести к тому, что она застрянет между ними. Такой нежелательный момент приводит к остановке авто в неподходящее время и неподходящем месте. Ремонт в этом случае неизбежен.
  • Заносит машину в одну и ту же сторону? Значит, пора проверять систему торможения именно с этой стороны. Полное истирание запчасти приводит к заносам даже на сухом грунте.
  • Педаль не возвращается на свое место после нажатия? Это означает, что степень износа задних колодок или передних равна 100%.
  • Слишком вялое или ,наоборот, жесткое торможение говорят о необходимости замены системы тормозов. Резкая блокировка и остановка машины сигнализируют о полном изнашивании накладок.
  • Посторонний шум и биение напоминают хозяину авто о неблагоприятном состоянии тормозов.

Внимание! Техническая проверка порой выявляет вышедшую из строя автозапчасть, которая расстраивает систему торможения.

Как определить степень износа

При наличии специального датчика определить степень износа очень просто – при стирании фрикционной накладки на приборной панели загорается лампочка. Это значит, что дальнейшая эксплуатация колодок нежелательна, поэтому их нужно поменять. Но практика показывает, что подобные датчики не всегда срабатывают правильно, к тому же не все автомобили ими оснащены. В таких случаях водитель может надеяться только на себя. Определить степень износа тормозных накладок можно двумя способами: со снятием колеса или без снятия. Рассмотрим каждый из методов отдельно.



Как установить износ тормозных колодок

Со снятием колеса

Периодическая проверка тормозных колодок на износ является важной составляющей обслуживания авто. Ниже приведена пошаговая инструкция проверки состояния накладок со снятием колеса.



Проверка колодок со снятием колеса

Таблица. Проверка состояния тормозных колодок.

Шаги, фотоОписание действий
Шаг первыйПоддомкратьте свой автомобиль с той стороны, где будет сниматься колесо. Перед этим машину поставьте на стояночный тормоз.
Шаг второйОткрутите крепежные болты и снимите колесо. Крутить их нужно против часовой стрелки.
Шаг третийОсмотрите тормозной суппорт и найдите в нем специальное отверстие, через которое видно колодки.
Шаг четвертыйИспользуя штангенциркуль, измерьте толщину тормозных колодок (смотрите на фото).
Шаг пятыйЕсли толщина тормозных накладок меньше допустимой нормы – замените их. После чего поставьте колесо на место.

Обратите внимание! Людям, проживающим в крупных городах, менять колодки приходится чаще, чем людям, обитающим в сельской местности. То же самое можно сказать о других деталях системы торможения.

Без снятия колеса

При наличии литых дисков диагностика накладок упрощается. В таком случае даже не нужно будет снимать колеса. Ниже приведена пошаговая инструкция данного процесса.



Проверка тормозных колодок без снятия колеса

Шаг 1. Подготовьте штангенциркуль для измерения толщины колодки. В нашем случае используется электронный штангенциркуль – он более точный. Также вам может понадобиться маркер и пластиковая соломинка, на которой нужно ставить отметки. Хотя многие автомобилисты обходятся без нее.



Подготовьте штангенциркуль для работы



Некоторые для измерения используют соломинку

Шаг 2. Вытащите глубинометр (внутренняя часть штангенциркуля). С его помощью будут проводиться дальнейшие измерения.



Используйте глубинометр

Шаг 3. Осмотрите тормозной суппорт – в его корпусе есть смотровое окошко, через которое можно будет измерить толщину колодки.



Найдите смотровое окошко в тормозном суппорте

Шаг 4. Вставьте глубинометр в смотровое окошко до упора, как это показано на фото.



Вставьте штангенциркуль в смотровое окошко

Шаг 5. Аккуратно прижмите штангенциркуль к наружной поверхности тормозной колодки.



Прижмите штангенциркуль к колодке

Шаг 6. Вытащите штангенциркуль и ознакомьтесь с результатами измерений. Если толщина тормозной накладки меньше 5 мм, тогда нужно проводить замену элементов.



Изучите результаты измерений

Важно! Размеры смотрового отверстия не всегда позволяют изучить состояние колодки, из-за чего провести измерения без снятия колеса невозможно. В таком случае необходим демонтаж колеса.

Советы и рекомендации

Чтобы предупредить преждевременный износ тормозных колодок, нужно соблюдать несколько простых правил.



Как продлить ресурс тормозных колодок

  1. Не нажимайте педаль тормоза без необходимости. Многие автомобилисты разгоняются на небольших отрезках дороги, зная о том, что через 20-30 метров им придется тормозить. Это существенно уменьшает ресурс тормозных дисков и колодок.
  2. Выбирайте качественные запчасти. Не обязательно тратить большие деньги на оригинал, но и экономить на системе торможения тоже не стоит. Эксперты рекомендуют покупать диски и колодки от одного производителя.
  3. Проводите регулярные проверки состояния колодок и других элементов системы. Не обязательно это делать самому – вы можете обратиться за помощью к сотрудникам СТО.
  4. При выборе колодок отдавайте предпочтение деталям с индикатором износа. Они стоят немного дороже, чем обычные тормозные колодки, то наличие индикатора сильно облегчит процесс обслуживания.



Когда поставил новые колодки
Тормозная система – это важная составляющая автомобиля. Она отвечает за безопасность водителя и пассажиров, поэтому обслуживание и уход должны быть правильными. Соблюдая все вышеперечисленные рекомендации, вы не только узнаете, как определить износ тормозных колодок, но и обеспечите надежную работу всей системы.

Читайте также: