Как разбортировать колесо на урале в ручную

Обновлено: 04.07.2024

Проблема пробитого колеса – нередкое явление в автомобильном мире, и достаточно часто, подобная неприятность застает водителя в дороге.

Необходимые инструменты

Последовательность действий

Первым, и самым важным шагом на пути к успешному снятию резины с диска своими руками является демонтаж всего колеса. Для этого, поднимите автомобиль с помощью домкрата, открутите крепежные гайки (лучше предварительно ослабить их на опущенной машине) и снимите колесо. Затем, стоит немного спустить камеру и прожать участки соприкосновения обода с шиной. Указанное действие поможет проще и быстрее отделить шину от обода.

Внимание! Разбортировку колеса начинают со стороны, противоположной золотнику, постепенно перемещаясь вдоль обода. Если у вас нет специального оборудования и соответствующих навыков, то на демонтаж одной шины понадобиться около 30-40 минут времени.

В разъединении двух указанных элементов вам поможет подготовленный ранее стальной уголок (лучше его немного закруглить), который необходимо загнать между ободом и шиной, надавливая на него с некоторым усилием.

Вместо уголка нередко используются монтажные лопатки, позволяющие выполнить разбортировку с более высоким уровнем точности, не нарушая целостность камеры. Покрышку с обода следует снимать очень аккуратно, немного придавливая ее. Как только вся сторона окажется снаружи, можно начинать медленно вытаскивать камеру. На этом выполнение работы можно считать оконченным, а вы теперь знаете, как самому разбортировать колесо. Остается только поместить на диск новую резину и собрать все в обратной последовательности.

Особенности бортирования бескамерных шин

Бескамерной называют шину, в которой нет разделения на камеру и покрышку. Внутренняя полость такого колеса полностью заполняется воздухом, который и формирует покрышку, герметично насаженную на диск. Внутренний слой (герметизирующий), изготавливается из специальной смеси каучуков и при небольшом повреждении (либо проколе колеса) способен частично заполнять образовавшуюся брешь, благодаря чему колесо не теряет давление сразу. Этот факт благоприятно сказывается на безопасности транспортного средства, что особенно актуально при движении на больших скоростях.

Интересно! Изобретателем вулканической резины, которая используется в производстве шин, считается Чарльз Гудьир, создавший указанный материал в 1844 году.

Если одеть бескамерную шину на диск – не очень сложное задание, для выполнения которого достаточно будет силиконовой смазки и 30-сантиметровой тонкой монтажки (если колесо имеет радиус 16 дюймов, этого размера будет вполне достаточно), то для накачки такой покрышки необходимо чтобы ее борт перескочил через хамп колеса. Добиться этого намного сложнее, так как нужна быстрая подача большого объема воздуха, который недоступен автомобильным компрессорам.

Пошаговая инструкция выполнения указанной задачи выглядит следующим образом:

  1. Возьмите колесо и открутите клапан.
  2. Залейте внутрь покрышки небольшое количество горючей жидкости.
  3. Налейте немного горючего на бортик шины и подожгите его с помощью удара ноги или палки.
  4. Теперь с помощью ударов необходимо продавить горящий борт вовнутрь, таким образом, поджигая находящиеся внутри покрышки пары горючего.
  5. Посредством образовавшегося внутри взрыва покрышка оденется на хампы и одновременно с этим потушит остатки огня на борте резины.
  6. Подождите несколько секунд (реакция внутри покрышки должна полностью закончиться) и подсоединяйте компрессор.

О чем не стоит забывать (Рекомендации специалистов)

Вполне возможно, что все описанные ранее действия покажутся вам слишком простыми, но на практике нередко возникают определенные трудности. Чтобы их минимизировать, стоит прислушаться к рекомендациям специалистов на этот счет:

  1. При сборке колеса нельзя игнорировать размеры шин, камер и дисков, так как они должны полностью соответствовать друг другу.
  2. Выполняя замену одного из колес, не стоит устанавливать другой вид шин (то есть, если на автомобиле установлены все летние покрышки нельзя монтировать одну зимнюю).
  3. При монтаже обновленных шин рекомендуется использовать только новые камеры.
  4. Также старайтесь не допустить попадания грязи под покрышку.
  5. Нельзя проводить разбортировку, используя для этого отвертку. Таким способом у вас не получится снять покрышку, к тому же вы легко можете ее повредить.

Обычно, разбортировка колеса выполняется достаточно редко, и требуется в основном для замены летнего комплекта шин на зимний и наоборот. Тем не менее, при проколе или повреждении камеры также приходится прибегать к этому методу демонтажа.

Важно! При повреждении покрышки гвоздем, или другим острым предметом, не спешите вытаскивать его из занятого места. Учитывая, что он закрывает собой появившуюся брешь, с его присутствием вы вполне сможете доехать до гаража, где можно будет более грамотно подойти к решению этой проблемы.

Прокол шины – явление очень распространенное и сталкивался с ним практически каждый автовладелец. Эта неисправность не доставляет проблем, если рядом имеется шиномонтажное СТО, где быстро и недорого выполнят ремонт. Вот только не всегда есть возможность обратиться за услугами на такую сервисную точку, а автомобиль нужен и запаски нет или она уже используется. В таком случае ремонт придется делать самому.


А вот камерные колеса отремонтировать без разбортировки невозможно. Для заделки прокола в камере ее предварительно нужно извлечь и в этом заключается основная проблема. Отметим, что и у бескамерок самый качественный ремонт можно выполнить только с внутренней стороны шины, а для этого ее необходимо снять с диска.

Нюансы проведения работ

Видео: домашний шиномонтаж своими руками

Итак, основная задача при разбортировке колеса – это отделить ее кромку от диска, причем по всей окружности и с двух сторон. Остальной процесс разборки не сложен и выполняется очень легко и быстро, но необходимо соблюдать технику безопасности.

Трудности разбортирования

Каждый водитель обычно использует какой-то один из способов. Физически сильные водители применяют ударные методы кувалдой, если же есть возможность найти точку опоры для домкрата, то применяется метод выпрессовки. На выбор способа может влиять степень прикипания резины.

Что такое разбортировка колёс и когда она необходима

Этим словом называют процесс снятия покрышки и камеры с колёсного диска автомобиля. Необходимость в разбортировке возникает, когда требуется поменять резину с летней на зимнюю и обратно. Ещё причиной для замены покрышек может быть прокол шины и камеры. Именно в такие моменты перед водителем встаёт вопрос: ехать в шиномонтажную мастерскую или сделать всё своими руками?

Советы при облегчении работы при разбортировке

Самая удобная точка для начала разбортировки — противоположная золотнику сторона. Перед началом мероприятия можно залить немного вспомогательной жидкости WD-40. Буквально через несколько минут жидкость пройдет во все труднодоступные места и растворит определенное количество проблемного материала. Как свидетельствует практика, это не создает агрессивного влияния на резину.

А далее поступаем так:

  • снимаем колесо с авто;
  • чтобы не возникло внутреннего давления воздуха, полностью выкручиваем золотник;
  • устанавливаем уголок (кромка одной его стороны загоняется между ободом и шиной);
  • стоя с противоположной от уголка стороны шины наносим по нему удары молотком (из-за демпфирования резины уголок может вылетать, поэтому вблизи никого не должно быть);
  • после 2-3 ударов перемещаем уголок на новое место и снова наносим удары и так проходим по всей окружности;
  • проводим процедуру до тех пор, пока кромка шины не отстанет от обода;
  • отбиваем шину по всей окружности;
  • переворачиваем колесо и полностью повторяем процедуру.

Этот метод отбивки очень прост, но у него есть ряд недостатков. Использование уголка с незакругленными краями обязательно приведет к повреждению шины, хоть и незначительному. А в результате неаккуратного нанесения ударов можно погнуть край обода, поэтому при первой же возможности необходимо обратиться на СТО для прокатки диска.

Существуют также и безударные способы отрыва шины от обода, но некоторые из них требуют наличия других материалов или подручных средств.

Первый вариант – использование обычной доски, но его можно применить только при наличии авто, которое может двигаться. Суть работ очень проста – кладем доску (нужна прочная), так чтобы одна сторона ее лежала впритык к ободу. А далее просим водителя авто наехать на эту доску. Под весом авто кромка оторвется. А далее уже ногой отрываем ее по окружности. Затем переворачиваем колесо и все повторяем.


Домкрат в помощь

Указанный метод прост, но нужно другое авто, которого может и не быть. В таком случае можно воспользоваться домкратом (боковой винтовой не подойдет). Дополнительно потребуется буксировочная стропа и большой гаечный ключ или монтировка.

Технология работ такая:

  1. Снимаем колесо с авто и выкручиваем золотник.
  2. Под колесо кладем ключ или монтировку.
  3. На шину устанавливаем домкрат (впритык к ободу).
  4. Один конец стропы закрепляем на монтировке, далее протягиваем ее так, чтобы она легла на опорную пятку домкрата и снова тянем ее к монтировке, где и закрепляем (при этом все сделать нужно так, чтобы стропа была по максимуму натянута).
  5. Задействуем домкрат, при этом необходимо для должной фиксации колеса стать на диск. При такой укладке стропа будет выступать для домкрата опорой, а своим корпусом он будет давить на шину, пока она не оторвется.
  6. Далее уже ногой срываем кромку по окружности.

Проделываем эту операцию с двух сторон. Вариаций отрыва при помощи домкрата несколько – вместо стропы используется опорная поверхность, которой может выступать сам автомобиль или что-то другое.

В гаражных условиях для проведения работ можно изготовить специальный рычаг или использовать что-то еще. В общем, главное – это отделить кромку шины от диска, а как это делается – не важно.

Правильная разбортировка

После отбивки можно приступать непосредственно к самой разбортировке. Для проведения работ потребуется наличие двух монтажных лопаток или обычных монтировок. Использовать плоскую отвертку не рекомендуется, чтобы в процессе дополнительно не проколоть или продавить камеру. Но если под рукой только одна лопатка или монтировка, то отвертка тоже сгодится, но только в качестве вспомогательного инструмента.

Разбортировка делается так:

После разбортировки проводим ремонтные работы и собираем колесо обратно.

Различные методы разбортировки

Основная сложность в процессе заключается в том, что даже собственного веса водителя недостаточно для создания усилия по отделению покрышки от борта. На это может влиять и потеря эластичности резины.

Для отделения используется даже наезд автомобилем на ремонтируемое колесо. Распределение нагрузки обеспечивается широкой и прочной доской длинной около 1-1,5 м. Минусы данного безударного метода заключаются в том, что в некоторых случаях портится резина. Делать эту операцию желательно вдвоем, чтобы регулировать усилие и скорость авто. Этот вариант подойдет для тех, кто желает узнать, как разбортировать колесо автомобиля в домашних условиях, но при этом его автомобиль находится на ходу.


Наиболее популярным способом является ударный. В нем применяется монтажный уголок и массивная кувалда. Данный метод применяли все водители и работники шиномонтажных участков до появления механизированных устройств. В уголке необходимо обязательно затупить все проблемные поверхности, которые способны повредить покрышку.

Во многих безударных способах применяется усилие, которое развивает автомобильный домкрат. В некоторых способах даже тип домкрата и его конструкционные особенности не важны. В качестве точки опоры в дорожных условиях может послужить автомобиль. Зафиксировав и установив домкрат на точку воздействия, начинаем прилагать усилие до тех пор, пока не добьемся результата. Необходимо соблюдать осторожность, чтобы аппарат не сорвался.


Без участия автомобиля для разбортировки понадобятся кроме домкрата прочные лямки и надежный металлический прут, который могут заменить длинный рожковый ключ либо монтажная лопатка. Сначала под колесо подкладывается проток с закрепленной петлей. Под петлю из лямки подводится домкрат, установленный на точке разбортировки. Растягивая шток или планку по резьбе, создается давление на точку контакта.


В том случае, если предполагается в домашних условиях своими руками разбортировать колесо, то можно в капитальном гараже вмонтировать в бетонную стену жесткий рычаг из трубы, швеллера или другого строительного профиля. Такая консольная балка обеспечит надежный упор для домкрата.


Можно обойтись без капитальной перестройки, воспользовавшись парой прочных досок. Их применяют в качестве рычага, давящего на борт колеса. За счет разницы в длине плеча создается усилие на подложку, которая срывает с места резину.


В продаже имеются специальные приспособления для этой операции. Некоторые модели достаточно громоздкие для постоянной их перевозки в багажнике, однако, очень эффективны при работе.

Как разбортировать бескамерные шины своими руками

Все перечисленные выше операции подойдут и для снятия бескамерной шины. Однако есть один нюанс, о котором следует помнить: очень часто края таких шин буквально привариваются к ободу, так что оторвать их, не повредив, бывает тяжело. И ударные методы разбортировки в случае с бескамерными шинами использовать опасно.

Чтобы осторожно отделить край шины от обода, целесообразно использовать обыкновенный домкрат, который либо привязывается к колесу с помощью ремня, либо помещается под какую-нибудь опору (если менять шину пришлось в дороге, то опорой может послужить бампер автомобиля).


Существует несколько безударных способов, лёгкого отрыва приклеенной покрышки от обода колеса. И самый распространённый способ, который кстати имеет несколько минусов, это наезд автомобиля на доску, уложенную на покрышку колеса, как на фото.


Осуществить на практике это не всегда удаётся, так как во первых нужна прочная доска, а во вторых — чтобы наехать на проколотое колесо, нужно заменить это колесо на машине запаской, а если и она проколота. Тем более, если есть запаска, то установив её, можно спокойно доехать до ближайшего шиномонтажа.

Другие безударные способы разбортировки колёс, основаны на применении штатного домкрата отечественных автомобилей. Применение домкрата с участием машины, можно увидеть на фото.


Но большинство способов с применением домкрата, можно использовать и без участия машины (а точнее её веса).

Как разбортировать колесо?

Как разбортировать колесо?

Проколотая шина — одна из самых популярных проблем среди автовладельцев. И хорошо, если поблизости оказалась станция техобслуживания. Но не всегда получается обратиться на СТО. Поэтому необходимо учитывать такие ситуации и знать, как разбортировать колесо своими руками. Попробуем разобраться, как это сделать и что для этого понадобится.

Особенности разбортировки

Перед тем как как быстро разбортировать колесо, определяют вид автопокрышек:

  • Камерные. Внутри покрышки расположена камера, заполненная воздухом. В процессе разбортировки необходимо учитывать, что сосок считается частью камеры. Чтобы не повредить сосок, поддевание камеры начинают с него. Если сосок поврежден, покупают новую камеру. Борт камерной резины прилегает к диску не максимально плотно, что делает разборку проще.
  • Бескамерные. Внутри покрышки отсутствует камера. Высокое давление в колесе удерживается за счет максимально плотного прилегания резины к диску. Такое положение шины и диска затрудняет снятие резины.

Как разбортировать колесо

При разбортировке необходимо вытащить кромку резины из диска по всей окружности с каждой стороны.

В каком случае бортируют колесо:

Что используют для бортировки: монтировку, большие гаечные ключи, уголки, лопатки для монтажа, домкрат.

Как разбортировать колесо

Способы разбортирования

Как разбортировать колесо в домашних условиях ударным способом

Понадобятся домкрат, тяжелая кувалда, уголок и лопатки для монтажа. Способ подразумевает отбивку тяжелым предметом по окружности шины.

Разбортировку проводят с каждой стороны колеса. При ударном методе запрещено использовать отвертку.

Применение ударов считается простым способом, но требует аккуратности. В процессе можно повредить покрышку и диск.

Как разбортировать колесо с помощью домкрата

Потребуется автомобильный домкрат, стропа для буксировки, большой гаечный ключ (монтировка).

  1. Снять колесо, положить на него ключ.
  2. Поставить домкрат на шину, приблизив его максимально к диску. Ключ должен находиться с противоположной стороны.
  3. Прикрепить конец стропы к ключу.
  4. Протянуть ключ через диск к опоре домкрата (этап повторить два раза).
  5. Подключить к работе домкрат — покрышка должна полностью оторваться. Для полного отделения покрышки можно приложить усилие ногой.
  6. Вывести ключом или монтировкой край покрышки за диск по окружности и с каждой стороны колеса. Резина должна легко отделиться от стального обода.

Работа с домкратом также требует аккуратности. Нельзя допустить деформации резины и диска.

Как бортировать колесо с помощью двух автомобилей

Использование двух автомобилей для разбортировки — безопасная гаражная технология. Метод не приведет к повреждению автопокрышки и деформации диска.

Чтобы воспользоваться таким способом, потребуется два автомобиля.

  1. Положить деревянную доску максимально близко к стальному диску.
  2. Наехать второй машиной на свисающий край доски.
  3. Отделившуюся кромку оторвать.

Резину от диска отделяют с каждой стороны.

Бортировка колес специальным инструментом

В условиях профессиональной мастерской для бортировки применяют специальное оборудование — разбортировочные станки.

Автоматические и полуавтоматические станки позволяют безопасно бортировать колеса для легковых и грузовых автомобилей.

Как разбортировать колесо

  1. Положить колесо на рабочий стол.
  2. Зафиксировать диск пневматическими зажимами на бортировочном столе.
  3. Подвести к диску штангу и установить в зазор между автопокрышкой и ободком.
  4. Подключить стол. В процессе вращения стола происходит отделение резины от металла.

Как правильно разбортировать камерное колесо

Чтобы не совершить ошибку с бортировкой камеры, необходимо знать:

  • Для легкого отделения покрышки от металла место стыка обрабатывают скипидаром, силиконовой пропиткой, смазкой для удаления ржавчины.
  • Борт покрышки отделяют, начиная с соска.

Как разбортировать бескамерное колесо

В работе с бескамерными покрышками также учитывают ряд нюансов:

  • Покрышку можно разбортировать без спецоборудования, но потребуется специальный инструмент.
  • Запрещено отбивать покрышку (использовать ударный способ). Результат — повреждение каркаса колеса.
  • Запрещено ставить инструмент для демонтажа на колесо и крепить его рядом с клапаном.

Шиномонтаж должен проводиться со строгим соблюдением правил технической безопасности. Не используйте неисправные инструменты, не проводите демонтаж без должной подготовки.

Если разбортировка колеса невозможна в гаражных условиях, обратитесь за помощью к специалистам шиномонтажа, которые располагают специальным оборудованием и инструментом.

Снятие и установка колес КрАЗ-260

Монтаж и демонтаж шин в автохозяйстве должен производиться на шиномонтажном участке с применением специального оборудования, приспособлений и инструмента в условиях, исключающих попадание грязи на камеры и покрышки. При выявлении интенсивного износа рисунка протектора следует установить причину износа и принять меры для ее устранения независимо от сроков проведения технического обслуживания автомобиля.

Запрещается эксплуатация автомобиля, шины которого имеют сквозные и несквозные порезы, застрявшие в протекторе, боковинах и между сдвоенными шинами камни, изношенный рисунок протектора, когда остаточная глубина его по центру беговой дорожки составляет менее 0,5 мм.

Перестановку шин производить только при необходимости. Основанием для перестановки шин могут служить неравномерный или интенсивный износ рисунка протектора, необходимость правильного подбора шин, установка более надежных шин на переднем мосту автомобиля и другие причины.

Схема перестановки шин автомобиля дана на рис.137. Перестановку шин с направленным рисунком протектора производить таким образом, чтобы добитъся наименьшего равномерного износа протектора всех шин независимо от рекомендуемой схемы.

Наиболее полные рекомендаций по уходу за шинами изложены в "Правилах эксплуатации автомобильных шин" (М., Химия, 1983 г.).

Схема перестановки шин

Рис. 137. Схема перестановки шин

Снятие колеса.

Затормозить автомобиль, включить первую передачу в коробке передач и установить под колеса противооткатные упоры. Отсоединить шланг 2 (см. рис.136) от колесного крана 11, для чего отвернуть болт 13 шланга и отвести шланг от крана (при необходимости вывернуть шланг 2 из ступицы 14)*.

Ослабить затяжку гаек крепления колеса.

Вывесить колесо домкратом. Отвернуть гайки крепления колеса. Снять прижимы и снять колесо, при этом предохранить шланг 2 от повреждения*.

Установка колеса.

Производить в обратной последовательности, с учетом некоторых требований.

Перед установкой колес на ступице проверить надежность стопорения болтов ступиц колес шайбами 12 (см. рис.135,б) и 15 (см. рис.136). Каждая шайба должна надежно удерживать болт 10 (см. рис.135,б) и 1 (см. рис.136) от его утопания (осевого перемещения в ступице) при навертывании на болт гаек крепления колес.

Внутренние колеса задних мостов автомобиля КраЗ-643701 устанавливать вентилем против паза на тормозном барабане.

Проставочное кольцо 14 (см. рис.135,б) установить выштамповками между спицами ступицы 15.

Перед установкой колеса на ступицу продуть систему подвода воздуха к шинам с целью предотвращения попадания масла и грязи в полости шин*.

Болт 13 (см. рис..136) шланга необходимо затянуть моментом силы 23,4-39,2 Н·м (3-4 кгс·м). Допускается установка шланга 2 в ступицу на резиловой смоле.

Гайки 1, 11 (см. рис.135) и 16 (см. рис.136) крепления колес необходимо затянуть моментом силы 215,6-313,6 Н·м (22-32 кгс·м). При затяжке гаек необходимо вначале затянуть верхнюю гайку, а затем диаметрально противоположную. Остальные гайки необходимо затягивать также попарно (крест-накрест). Рекомендуется затяжку гаек производить в несколько приемов, стараясь не перекосить колесо.

После установки колеса на ступицу и равномерной затяжки гаек крепленая колеса допускается несквозной зазор между установочными конусами колеса и ступицы не более 1,2 мм и разность размеров А, замеренных на противоположных спицах ступицы, не более 4 мм*; допускается торцовое биение В (см. рис.135) на радиусе 400 мм боковой поверхности

шины не более 8 мм**.

В случае большего отклонения затяжку гаек колес ослабить и снова произвести их затяжку в изложенной выше последовательности, добиваясь при этом уменьшения перекосов (биения) колес.

Следует помнить, что эксплуатация автомобиля с осевым биением колеса, превышающим вышеуказанные допустимые нормы, приводит к повышенному износу шин и дополнительному нагружению подшипников колес.

Демонтаж шины*.

Выпустить воздух из шины, открыв колесный кран. Снять колесный кран 11 (см. рис.136). Вставить изогнутый конец монтажной лопатки в выштампованный паз посадочного кольца и осадить борт шины 7 вместе с бортовым кольцом. Повторяя эту операцию на каждом пазу последовательно по окружности колеса, полностью снять борт шин с посадочной полки кольца.

Снять замочное кольцо 10, для чего необходимо вставить прямой конец монтажной лопатки в паз замочного кольца в отжать посадочное кольцо вниз. В зазор, образовавшийся между замочным и посадочным кольцами, вставить изошутки конец второй монтажной лопатки и, последовательно отжимая ее по окружности колеса, осадить посадочное кольцо 9 вниз. Прямым концом монтажной лопатки отжать замочное кольцо и вывести его из паза, а изогнутым концом второй монтажной лопатки последовательно выводить замочное кольцо из паза до окончательного его снятия.

Снять бортовое кольцо 8. Перевернуть колесо и снять борт шины с посадочной полки приемами, указанными выше.

Поставить колесо наклонно к стеке и, вставив изогнутый конец монтажной лопатки между бортовым кольцом 8 и буртом обода 5, отжать обод по окружности на некоторую величину. Взявшись обеими руками за обод, полностью вынуть его, предварительно утопив вентиль в паз обода.

*Для автомобилей семейства КрАЗ-260.

**Для автомобилей КрАЗ-643701.

В случае прилипания (пригорания) ободной ленты к ободу необходимо перевернуть колесо, вставить прямой конец монтажной лопатки между ободом и ободной лентой и, перемещая его по окружности, полностью освободить ободную ленту.

Монтаж шины на обод*.

Вложить камеру в шину, предварительно пересыпав ее тальком, вставить ободную ленту и слегка накачать камеру воздухом. Положить обод 5 (см. рис.136) колеса на пол пазом под вентиль вверх и надеть бортовое кольцо 6. Надеть шину 7 на обод 5. При этом вентиль камеры

должен выйти наружу через паз обода и расположиться в центре отверстия защитного кожуха 12.

Надеть бортовое кольцо 8. Вставить посадочное кольцо 9 так, чтобы фиксирующий выступ на посадочном кольце находился в расширенной части вентильного паза.

Вставить изогнутый конец монтажной лопатки в замочную канавку обода и осадить посадочное кольцо вниз, освобождая тем самым замочную канавку обода для насадки в нее замочного кольца.

Установить замочное кольцо 10. Для этого один конец кольца вставить в замочный паз обода к прямым концом монтажной лопатки, вставленным между обода и замочным кольцом, отжимать его на себя до полней установки.

Закрепить колесный кран 11 на защитном кожухе 12 обода; для этого необходимо вывести вентиль камеры из отверстия кожуха и надеть на него все снятые детали в таком порядке: накидную гайку 4, конусную шайбу, уплотнительное кольцо, гайку 3 крепления крана и шайбу.

Вставить колесный кран в отверстие кожуха и ввести конец вентиля в полость крана. Надеть шайбу и навернусь гайку крепления крана к кожуху, не затягивая ее.

Навернуть накидную гайку крана; при этом уплотнительное кольцо и конусная шайба должны войти внутрь гайки без перекосов и защемлений.

Затянуть гайку крепления крана и накидную гайку. Чрезмерная затяжка накидкой гайки может привести к деформации вентиля.

Закрыть колесный кран (если он был открыт), завернув запорную пробку специальным ключом, и накачать шину до требуемого давления через вентиль индивидуальной подкачки.

Демонтаж шины**.

Положить колесо бортовым кольцом вверх и выпуститъ воздух из камеры.

Вставить прямую лопатку между бортовым кольцом и шиной и отжать борт шины вниз.

В образовавшийся зазор между бортовым кольцом и шиной вставить вилочную лопатку таким образом, чтобы прямая лопатка находилась в пазу вилочной лопатки, а вилочная лопатка надежно подхватывала бортовое кольцо.

Последовательно передвигаясь по окружности колеса и отжимая борт шины прямой и вилочной лопатками, снять борт шины с конической полки замочного кольца.

Вставить конец прямой лопатки в прорезь на замочном кольце и отжать кольцо из замочной канавки, при этом вилочной лопаткой приподнять замочное кольцо вверх. Удерживая замочное кольцо вилочной лопаткой в приподнятом положении, завести конец прямой лопатки под торец замочного кольца и выжать замочное кольцо из замочной канавки обода.

Вынуть бортовое кольцо и, перевернув колесо, снять борт шины с обода с помощью прямой и вилочной лопаток, как описано выше.

Поставить колесо вертикально, вынуть обод из шины до упора вентиля камеры в торец вертикального паза, после чего утопить вентиль в паз и извлечь обод из шины.

*Для автомобилей семейства КрАЗ-260.

**Для автомобилей КрАЗ-643701.

Монтаж шины*.

Вложить камеру в шину, пересыпав ее тальком, после чего вставить ободную ленту. Накачать, камеру до ее выпрямления и завернуть золотник. Положить шину на обод с некоторым перекосом и вставить вентиль в пав. Приподнять шину со стороны вентиля и надеть на обод.

Надеть на обод бортовое кольцо и вставить замочное кольцо в канавку частью, противоположной разрезу.

Вдавить замочное кольцо (вначале одну часть замочного кольца, затем другую) до посадки его в замочную канавку. Предварительно накачать шину до давления 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) и убедиться в том, что борт шины начал находить на коническую часть кольца. Накачать шину до номинального давленая и навернуть на вентиль колпачок; при этом следует убедиться, что бортовое кольцо плотно удерживается замочным кольцом.

Меры предосторожности при демонтаже ,монтаже и накачивании шин. Перед монтажом Инн на обод проверить правильность сопряжения замочного кольца с канавкой основания обода.

Накачивать шину следует в два этапа. Вначале до давления 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) с проверкой положения замочного кольца, затем довести его до номинального.

Запрещается:

Примечание. Как исключение разрешается применять бортовые и замочные кольца автомобилей МАЗ, троллейбусов ЗИУ, автобусов ЛA3 и ЛиАЗ. Категорически запрещается применение бортовых и замочных колец автомобилей КамАЗ.


Способы разбортировки бескамерных колес

Ударный метод

Безударный метод

В этом случае необходимо использовать отягощение. Способ более гуманный, так как меньше вредит резине и диску (метко попасть кувалдой по уголку, удаётся не всегда). Для веса возможно использовать массу автомобиля или собственное тело. Во втором случае, чтобы усилить давление придётся использовать рычажную конструкцию (трубу или доску).

Подготовительный этап

Покрышки с камерами реже прикипают (исключение грузовые колёса). Поэтому, достаточно стравить остатки воздуха, очистить колесо от грязи и начать демонтаж. Бескамерные шины сильно прикипают. Поэтому, за несколько часов до разбортировки, рекомендуется нанести на прикипевшее место раскоксовывающий спрей, например, WD-40. Также, возможно налить на соединение немного уксуса, как поступали профессиональные водители в былые времена.

Этапы разбортировки бескамерного колеса

Для разбортировки колёс в домашних условия, необходимо подготовить инструменты. В первую очередь, это монтажные лопатки 2-3 штуки. Для ударного способа, понадобятся кувалда и 1-2 уголка. В случае безударной технологии с применением веса автомобиля, потребуются: домкрат и отрезки досок. Рассмотрим случай в дороге. Поэтапные действия следующие:

  • немного открутить колёсные гайки/болты;
  • осторожно выкрутить ниппель, так как под остаточным давлением воздуха он может выстрелить;
  • поднять автомобиль домкратом;
  • снять колесо и положить его под машину;
  • опустить машину на боковой профиль покрышки, через прокладку из доски;
  • если отделение резины от диска не произошло, приподнять машину, повернуть колесо на 90° и вновь опустить автомобиль на край покрышки;
  • после завершения процедуры с одной стороной покрышки, перевернуть колесо и проделать аналогичную операцию с другой стороной;
  • как только резина полностью отделилась от диска, вынимает колесо из-под машины и начинаем работать монтажными лопатками;
  • поддеваем край резины одной лопаткой и прижимаем её к диску. Фиксируем положение ногой. Второй лопаткой поддеваем борт шины и вынимаем край резины из диска, и так далее;
  • После, необходимо перевернуть колесо на другую сторону. Поддевая борт шины монтажными лопатками, полностью отделяем покрышку от диска.

Перед разбортировкой, рекомендуется осмотреть монтажки на предмет сколов и заусенец. Острые края могут повредить диск и покрышку. Ни в коем случае не используете ломики или гвоздодёры. Их острые грани, гарантировано порвут борт шины.

Ещё вариант, как самому разбортировать бескамерное колесо при помощи реечного домкрата. Привязываем край подъёмной площадки к диску проволокой или тросом, а его пятку упираем в шину. Поднимаем диск. В процессе работы, постепенно перемещаем домкрат по периметру шины. Однако, такой вариант опасен. Если порвётся соединение, то конструкция разлетится.

Как надеть бескамерную шину на диск

Собрать бескамерное колесо не составит труда. Несколько движений лопатками, и шина на месте. Но, как накачать такой баллон, ведь борт шины не имеет герметичного соединения? Здесь понадобится высокое давление воздуха, которое быстро расширит резину. Необходимое нагнетание обеспечит компрессор. Но в полевых условиях нет компрессора. Выход есть.

Возможно применить два варианта накачки. Первое – это использование горючих жидкостей. Наливаете внутрь колеса немного бензина, отходите и поджигаете. Горячий воздух моментально расширит резину. Второй вариант, радиальная стяжка покрышки. На протектор наматываете буксировочный трос и монтировкой делаете скрутку. Шина расширится. Её края прижмутся к диску. После этого, можно накачать шину ножным/ручным насосом и снять бандаж.

Перед тем, как попытаться разобрать колесо своими руками, следует позаботиться об инструменте. Держите в запасе пару монтировочных лопаток, они могут пригодиться в дороге. Остальное: домкрат, насос и буксировочный трос — всегда должны быть в багажнике. Как видно из материала статьи, операцию по разбортировке под силу осуществить подручным инструментом.

Самостоятельная разбортировка автомобильного колеса



Порядок разбортировки колеса самостоятельно.

Станок для разбортовки колес: как сделать самому

Станочное оборудование можно сделать самостоятельно. Для создания каркасной части, которая будет основой, эксперты советуют взять металлопрофильные трубы. Между ними должно выдерживаться не менее 700 мм.

Две трубки устраиваются параллельно, свариваются стальным уголком. Также подходит и профиль наиболее мелкого типоразмера. Как дополнительный компонент можно соорудить ножки с возможностью регулировки.

Когда сделано основание, надо присоединить к каркасной части трубку. Радиус ее достаточен в пределах 10-15 мм. Перед сваркой заранее в 400-600 мм от пола надо приварить фланцевую часть. Вертикально нужно сделать крепеж, который создается в форме стальной пластинки. Она потребуется, чтобы смонтировать приспособление как рычаг. Главное назначение рычага – это осуществление снятия резины с дискового ободка. Рычажной частью служит пара элементов плеча и лапы, которая действует на саму резину.

Разбортировать колесо можно и в условиях гаражного помещения своими руками. Главное – делать все правильно и не спешить. Только прислушавшись к советам экспертов, можно гарантировать успех мероприятия по снятию шины с колеса.

Основная сложность процесса разбортирования

  • Ударный способ.
  • Безударныйударный способ.

Разбортировка кувалдой


Наиболее распространенным способом разбортовки колес стал ударный. В нем применяется металлический уголок, кувалда или большой молоток. Таким методом пользовались слесари шиномонтажных мастерских и водители, когда не было специальных приспособлений.

Внимание! Уголок не должен иметь острых кромок, чтобы не повредить резину.

Ударный способ разбортировки колеса

Для использования данного метода нам необходимо приготовить следующие инструменты:

  • Уголок или две монтажные лопатки.
  • Кувалду.
  • Домкрат.

Данный метод подразумевает нанесение ряда ударов чем-либо тяжёлым по всей окружности колеса производя отбивку. Это должно облегчить отделение шины от диска. Сам процесс разбортировки будет выглядеть так:


Применение этого метода не требует никаких дополнительных навыков, но, применяя его, нужно быть аккуратным. В процессе ввода инструментов под диск можно не только повредить шину, но и деформировать сам диск. Если это произошло, то придётся обращаться в автомастерскую для проведения прокатки дисков.

Правила разбортировки бескамерного колеса

Бескамерные покрышки в основном ремонтируются в специализированных мастерских. Дело в том, что после сборки потребуется сильное давление воздуха для заправки бортов на полочки обода, через хампы. Но сделать ремонт в домашних условиях, всё же, возможно.

Этап разборки

Необходимо установить автомобиль на ровную поверхность. Далее поднять ручной тормоз, вывесить сторону ТС домкратом и снять колесо. Затем:

  • встать на боковину шины ногами и попрыгать, чтобы резина отошла от диска;
  • если разъединения не происходит, тогда простучать покрышку тяжёлым молотком, через кусок доски;
  • затем поддеть край борта и вытащить его наружу;
  • зафиксировать позицию лопаткой баллонника и продолжить работать монтажкой;
  • затем необходимо снять вторую сторону покрышки.

В автомагазинах продаётся инструмент для ручной разбортовки бескамерных шин. В основном он помогает отжать шину от диска.

Этап сборки

Сборка бескамерного колеса не сложная, и довольно похожа на процесс забортовки камерной шины. Для этого необходимо:

Главная сложность – накачать бескамерную шину. Для этого потребуется подать высокое давление воздуха. В шиномонтажных мастерских для таких целей используют компрессор, благодаря которым борта резины встают на полочки, мгновенно перескакивая хампы.

Насосом ручного и ножного действия, такого мощного и длительного давления не создать. Но выход есть. Можно использовать взрыв. Для этого потребуется налить в полость шины 20-30 мл бензина или растворителя, а затем поджечь. Шина мгновенно встанет на место. Далее потребуется отрегулировать давление: докачать или стравить излишки. Если переборщить с горючим, то можно фатально повредить покрышку. Например, нарушить каркас, после чего появится грыжа. Или образуется дыра.

Большинству автомобилистов рекомендуется взять на заметку простые правила: как разбортировать колесо в домашних условиях, забортировать его обратно и накачать без компрессора. Благодаря этому можно избежать длительного простаивания на трассе или на дачном участке.

Безударный способ

Этот метод потребует приложить несколько больше усилий, но он позволит не повредить шину и диск. Снятие шины таким образом можно провести несколькими способами. Прежде чем приступить к самой разбортировке, колесо нужно снять.

Способ 1

Для применения этого метода необходимо иметь второй автомобиль и очень прочную доску. Сам процесс отрыва резины довольно прост:

  • Кладём доску максимально близко к ободу.
  • Просим автомобиль наехать на свисающий край доски. Под весом машины кромка должна отделиться.
  • Далее уже просто отрываем шину по всей окружности, просто наступая как можно ближе к месту стыка резины и диска.
  • Колесо переворачиваем и проделываем весь процесс ещё раз.


Способ 2

В том случае если нет второго автомобиля, а бить по шине нет желания, можно прибегнуть к методу с использованием домкрата. Нам потребуются:

  • Домкрат.
  • Буксировочная стропа.
  • Гаечный ключ (большой) или же монтировка.

Приготовив необходимые инструменты, далее действуем следующим образом:

  • Снимаем колесо.
  • Укладываем на него монтировку или ключ.
  • Домкрат ставим на шину, как можно ближе к диску и с противоположенной стороны от монтировки (ключа).
  • Один из концов стропы прикрепляем к монтировке (ключу) и протягиваем его через диск к опорной пятке домкрата и снова протягиваем к монтировке и прочно закрепляем.
  • Начинаем работать домкратом, пока шина полностью не оторвётся.
  • Завершить полный отрыв можно просто ногой по всей окружности.

А далее поступаем так:

  • снимаем колесо с авто;
  • чтобы не возникло внутреннего давления воздуха, полностью выкручиваем золотник;
  • устанавливаем уголок (кромка одной его стороны загоняется между ободом и шиной);
  • стоя с противоположной от уголка стороны шины наносим по нему удары молотком (из-за демпфирования резины уголок может вылетать, поэтому вблизи никого не должно быть);
  • после 2-3 ударов перемещаем уголок на новое место и снова наносим удары и так проходим по всей окружности;
  • проводим процедуру до тех пор, пока кромка шины не отстанет от обода;
  • отбиваем шину по всей окружности;
  • переворачиваем колесо и полностью повторяем процедуру.

Этот метод отбивки очень прост, но у него есть ряд недостатков. Использование уголка с незакругленными краями обязательно приведет к повреждению шины, хоть и незначительному. А в результате неаккуратного нанесения ударов можно погнуть край обода, поэтому при первой же возможности необходимо обратиться на СТО для прокатки диска.

Существуют также и безударные способы отрыва шины от обода, но некоторые из них требуют наличия других материалов или подручных средств.

Первый вариант – использование обычной доски, но его можно применить только при наличии авто, которое может двигаться. Суть работ очень проста – кладем доску (нужна прочная), так чтобы одна сторона ее лежала впритык к ободу. А далее просим водителя авто наехать на эту доску. Под весом авто кромка оторвется. А далее уже ногой отрываем ее по окружности. Затем переворачиваем колесо и все повторяем.


Домкрат в помощь

Указанный метод прост, но нужно другое авто, которого может и не быть. В таком случае можно воспользоваться домкратом (боковой винтовой не подойдет). Дополнительно потребуется буксировочная стропа и большой гаечный ключ или монтировка.

Технология работ такая:

  1. Снимаем колесо с авто и выкручиваем золотник.
  2. Под колесо кладем ключ или монтировку.
  3. На шину устанавливаем домкрат (впритык к ободу).
  4. Один конец стропы закрепляем на монтировке, далее протягиваем ее так, чтобы она легла на опорную пятку домкрата и снова тянем ее к монтировке, где и закрепляем (при этом все сделать нужно так, чтобы стропа была по максимуму натянута).
  5. Задействуем домкрат, при этом необходимо для должной фиксации колеса стать на диск. При такой укладке стропа будет выступать для домкрата опорой, а своим корпусом он будет давить на шину, пока она не оторвется.
  6. Далее уже ногой срываем кромку по окружности.

Проделываем эту операцию с двух сторон. Вариаций отрыва при помощи домкрата несколько – вместо стропы используется опорная поверхность, которой может выступать сам автомобиль или что-то другое.

В гаражных условиях для проведения работ можно изготовить специальный рычаг или использовать что-то еще. В общем, главное – это отделить кромку шины от диска, а как это делается – не важно.

Правильная разбортировка

После отбивки можно приступать непосредственно к самой разбортировке. Для проведения работ потребуется наличие двух монтажных лопаток или обычных монтировок. Использовать плоскую отвертку не рекомендуется, чтобы в процессе дополнительно не проколоть или продавить камеру. Но если под рукой только одна лопатка или монтировка, то отвертка тоже сгодится, но только в качестве вспомогательного инструмента.

Разбортировка делается так:

Рекомендуем: Как сменить масляный фильтр без замены масла?

После разбортировки проводим ремонтные работы и собираем колесо обратно.

Разбортировка бескамерных шин

Как стало ясно из статьи, провести разбортировку можно и в условиях гаража самостоятельно, но это потребует довольно больших усилий и у этих манипуляций могут быть свои подводные камни. Таким образом, если имеется возможность обратиться в автомастерскую, то лучше всё же это сделать. Мастера имеют гораздо больший опыт и специальное оборудование.

Как разбортировать бескамерные шины своими руками

Все перечисленные выше операции подойдут и для снятия бескамерной шины. Однако есть один нюанс, о котором следует помнить: очень часто края таких шин буквально привариваются к ободу, так что оторвать их, не повредив, бывает тяжело.

И ударные методы разбортировки в случае с бескамерными шинами использовать опасно. Чтобы осторожно отделить край шины от обода, целесообразно использовать обыкновенный домкрат, который либо привязывается к колесу с помощью ремня, либо помещается под какую-нибудь опору (если менять шину пришлось в дороге, то опорой может послужить бампер автомобиля).

Трудности разбортирования

Каждый водитель обычно использует какой-то один из способов. Физически сильные водители применяют ударные методы кувалдой, если же есть возможность найти точку опоры для домкрата, то применяется метод выпрессовки. На выбор способа может влиять степень прикипания резины.

Рекомендуем: Почему не работает стеклоподъемник Лада Приора

Шиномонтаж своими руками: сезонная или экстренная замена шин без проблем

Автомобильные шины играют важное значение в эксплуатации транспортного средства. Они обеспечивают комфорт во время движения, делают передвижение в автомобиле безопасным, обеспечивают надёжное сцепление с дорогой в условиях неблагоприятных погодных условий. И первое, о чём стоит помнить как начинающему, так и опытному автомобилисту — это необходимость контролировать уровень давления в шинах.
Почему это так важно? Именно показатели давления определяют готовность колеса к дорожному противостоянию в любых погодных условиях. Так, снижение давления в шине приводит к увеличению расхода топлива. А в критической ситуации может стать причиной потери управляемости и устойчивости транспортного средства. Так стоит ли рисковать, если регулярная проверка давления в шинах позволит вам избежать множества неприятностей, связанных с эксплуатацией автомобиля?

Устройство автошины: особенности конструкции и виды шин

Прежде, чем освоить премудрости шиномонтажа своими руками — в условиях гаража или вне помещений, важно изучить теоретическую часть процесса. Для начала стоит определиться с комплектацией автомобильного колеса, состоящего из шины и диска с ободом, на который она надевается.

Все виды современных автомобильных шин делятся на несколько категорий, имеющих свои конструктивные особенности:

  • камерные, с покрышкой (камерой), расположенной внутри покрышки. В этом случае в конструкции шины присутствуют также корд — основной каркас, протектор (с дорожным, специальным или универсальным рисунком), борта и боковины;
  • бескамерные, в которые воздух закачивается в пространство между покрышкой и ободом(он для придания герметичности, снабжен специальными уплотнителями).

Помимо этого шины делятся на:

  • шоссейные или летние, используются для эксплуатации на твёрдом покрытии во влажную или сухую погоду. Не применяются для эксплуатации в условиях низких температур;
  • зимние, протектор которых рассчитан на быстрое отведение снега и грязи из области пятна контакта, обеспечивающего сцепление транспортного средства с дорожным покрытием. Такие шины изначально предназначены для работы в зимний период и имеют в своём составе компоненты, предохраняющие резиновую смесь от потери эксплуатационных свойств в условиях низких температур;
  • всесезонные, позволяющие обеспечить безопасность езды при любой погоде и независимо от смены температурных режимов.

Монтаж и демонтаж колеса

Умение демонтировать и установить автомобильное колесо — большое преимущество для автовладельца. Вы можете быть спокойны и в самой нестандартной дорожной ситуации, и в условиях срочной сезонной замены покрышек. А если вы ещё не освоили все премудрости автодела, никогда не поздно сделать первые шаги в нужном направлении. Главное — усвоить порядок действий.
Для демонтажа/установки автомобильного колеса вам потребуются:

  • ровное пространство, позволяющее свободно произвести замену колёс;
  • домкрат — для обеспечения свободного доступа к области крепления колеса;
  • баллонный ключ нужного размера — для проведения демонтажа.

Завершив приготовления нужно действовать поэтапно:

Окончательное затягивание гаек производится только после спуска транспортного средства с домкрата. По завершению процедуры монтажа нужно произвести проверку давления в шинах (в норме должно быть от 2 Бар и более) и, при необходимости, довести его показатели до нужных значений.

Zivert - CRY | Премьера клипа

04:24

LOBODA - Americano (Премьера сингла, 2021)

03:31

Баста – Любовь и страх (feat. Дворецкая)

05:41

Ozoda - Esla Meni (Offıcıal Clıp 2021)

05:02

Султан Лагучев - Cкучает осень (премьера 2021)

02:29

Oliver Tree & Little Big - The Internet [Music Video]

03:36

Coldplay X BTS - My Universe (Official Video)

04:43

Читайте также: