Как сделать колодец из покрышек

Обновлено: 07.07.2024

Автомобильная промышленность развивается, изношенных покрышек вокруг становится все больше.

Они пылятся в гаражных кооперативах, вокруг шиномонтажных мастерских, в придорожных зарослях.

А ведь это ценный строительный материал.

Дачники с удовольствием мастерят из старых автомобильных шин прекрасные декоративные колодцы для дачи и сада, украшающие двор, радующие владельцев своим неповторимым дизайном.

Как же построить такой красочный колодец для цветов? Инструкция – далее в статье.

Колодец для сбора стоков

Перед тем как сделать колодец из покрышек своими руками, желательно оценить его плюсы и минусы, убедиться в том, что его устройство не навредит окружающей среде.

Достоинства и недостатки

Основные достоинства выгребной ямы из старых автомобильных баллонов – это простота изготовления и низкая стоимость. А если у вас есть свои отработанные шины или вам их бесплатно отдали в шиномонтажной мастерской, то цена сооружения при условии самостоятельного изготовления будет стремиться к нулю.

И эти немногочисленные плюсы часто перевешивают большое количество минусов, к которым относятся:

Решая, как сделать колодец из покрышек, нужно помнить, что прослужит он не более 12-15 лет. Резина не в состоянии долго выдерживать давление грунта и воздействие агрессивных по химическому составу стоков. Поэтому через какое-то время яму придется реконструировать или переносить в другое место.

Время от времени стенки сливного колодца нужно очищать от илистых отложений. А стенки из покрышек обладают сложной конфигурацией, затрудняющей работу.

Даже при качественной заделке стыков между шинами они со временем могут разойтись, выпуская сточные волы в верхние слои грунта. Поэтому вблизи от такого сооружения лучше не сажать съедобные растения. А от него до питьевого колодца или природного водоема должно соблюдаться расстояние от 30 до 50 м в зависимости от проницаемости грунта.

Устройство

Место для сливной ямы выбирают на удалении от дома или бани 3-10 метров. Меньше делать не рекомендуется, больше – можно.

Совет! При расстоянии до колодца больше 10 метров или при наличии поворотов сливной трубы рекомендуется делать промежуточный смотровой колодец для ревизии и прочистки.

Инструкция, как сделать колодец из шин своими руками, состоит из следующих шагов:

  • Земляные работы включают в себя рытье котлована для установки покрышек и траншеи для прокладки канализационной трубы.
  • Яму роют достаточно просторную, чтобы вокруг колес оставалось место для обратной засыпки щебнем.
  • Глубина зависит от диаметра шин и расчетного количества стоков: обычно она не превышает высоты 6-8 покрышек от легкового автомобиля.
  • Траншею копают с уклоном 2% от дома в сторону ямы, её дно выравнивают песком.
  • Дно котлована засыпают щебнем, высотой слоя 20-30 см.
  • Острым ножом или лобзиком срезают у покрышек внутренние бортики, оставляя небольшие выступы для их фиксации друг с другом.
  • Шины по одной опускают в яму, обрабатывая горизонтальные поверхности водостойким силиконовым герметиком.
  • Между собой их скрепляют оцинкованными болтами или пластиковыми стяжками.
  • В стенке колодца на уровне ввода трубы вырезают отверстие.
  • Укладывают трубу в траншею и присоединяют её к колодцу.
  • Выполняют обратную засыпку котлована сначала щебнем, затем ранее вынутым грунтом.
  • После проверки герметичности трубы её тоже засыпают песком и землей.
  • На верхнюю покрышку, возвышающуюся над уровнем земли, укладывают крышку, в которую вставляют вентиляционную трубу для удаления запахов.

Как видите, при наличии шин расходы потребуются только на приобретение герметика и крепежных элементов.

Пошаговая инструкция изготовления поделки из старых покрышек

Чтобы после строительства объекта не мучиться с покраской, лучше сделать это в самом начале. Шины при этом должны быть чистые и сухие.

Нужно выбрать краску и равномерно нанести ее на всю наружную поверхность колес. После высыхания всех покрышек нанести тонкой кисточкой узор или рисунок (если он подразумевается).

В каждой из четырех покрышек вырезать по диагонали острым ножом либо ножовкой полукруглые прорези для вставки двух столбов, на которых будет держаться крыша.

Декоративный колодец 3 варианта, мастер класс, фото

Далее нужно сложить колеса одно на другое таким образом, чтобы вырезанные ячейки совместились.

После этого вставить в прорези деревянные столбики. Предварительно следует выкопать в земле ямки и установить в них столбики, после чего засыпать землей и утрамбовать грунт.

Вверху оба столба должны быть на одном горизонтальном уровне, чтобы крыша получилась ровной и красивой.

Столбы можно установить так, чтобы они только прикасались к наружной поверхности колес.

Декоративный колодец

Не зная, куда деть отработавшие свое покрышки, используйте их для украшения участка. Умельцы делают из них настоящие шедевры – садовые скульптуры, цветники, фонтаны. Но это требует определенного мастерства, тогда как сделать декоративный колодец для сада из колес сможет даже подросток. Ведь они используются целиком, ничего не придется вырезать.

Помимо нескольких покрышек одинакового диаметра для его изготовления потребуется несколько брусков или тонких бревнышек, куски арматуры, деревянные колышки, остатки кровельных материалов и немного щебня. А для оформления – атмосферостойкие краски.

Если вам интересно, как сделать колодец из шин декоративный, пошаговая схема поможет вам легко реализовать эту идею:

  • Для начала нужно выбрать для него место во дворе.

Колодец должен вписываться в окружающий ландшафт, но в то же время не мешать проходу и проезду транспорта. Покрышки можно брать любые. Чем они больше, тем более правдоподобной получится имитация настоящего колодца.

Их нужно тщательно отмыть от грязи и масла, а затем обработать металлической щеткой или абразивной шкуркой, чтобы впоследствии краска лучше прилипала к резине и держалась на ней.

На площадку устанавливают первую покрышку и фиксируют её от смещений колышками, вбитыми в грунт впритык к внутреннему диаметру шины. Затем на неё укладывают остальные баллоны до нужно высоты колодца, тщательно выравнивая их по вертикали.

Сразать бортик шины


Для большей правдоподобности у верхней шины можно срезать бортик Источник dacha.help






Выбираем где копать яму

В колодце накапливается вода не только из нижних слоев, но и с неглубоких горизонтов. Вода попадает в почву с поверхности, проходя естественную фильтрацию. Перед тем как рыть задумайтесь, не находятся ли рядом вредные производства? Химия и продукты жизнедеятельности попадают в воду и пить ее не стоит. Можно предварительно взять пробу воды и провести исследования в санитарно-эпидемиологической станции. Цена на анализ от 700 р.

Далее, обращаемся в местную геолого-разведывательную станцию. Там хранятся карты, где показаны особенности геодезии вашего района или города. Найти воду на участке будет проще.

Второй важный момент, располагать конструкцию нужно так, чтобы до уборной и места содержания животных было не менее 20 м. Найти хорошее место на участке можно дедовским методом. Возьмите ивовые прутики и скрестите их в виде рамочки — треугольника. Пройдите по участку, ива покажет, где лучшее место.

Коротко о главном

Старые колеса, считающиеся мусором, который трудно утилизировать, могут получить вторую жизнь и избавить вас от лишних трат при обустройстве дачного участка. Если знать, как сделать колодец из шин для цветов, можно оригинально оформить двор, всего лишь сложив покрышки друг на друга и надстроив над ними крышу с воротом. А шины, вкопанные в землю, вполне заменят бетонные кольца при устройстве сливной ямы для бани или летней кухни. Надо только обеспечить герметичность стыков и врезать в стенку сливную трубу.

Как сделать крышу?

Существует масса вариантов изготовления крыши для декоративного колодца.

На опорные столбы прибивается обрешетка из деревянных либо металлических уголков. В качестве покрытия можно использовать те же самые шины, порезанные на сегменты или разрезанные пополам.

Кроме того, хорошо подойдут:

  • битумная черепица;
  • рубероид;
  • фанера;
  • металлочерепица;
  • листы шифера;
  • оцинкованное железо.

Внутрь покрашенных покрышек устанавливается любая глубокая емкость, насыпается земля и насаживаются цветущие зеленые растения. Декоративный колодец для цветов готов.

Фото 5






Правила окраски шин

После окончательного обустройства клумбы и оформления ее покрышками рекомендуется их непременно покрасить. Эта процедура позволит создать картинку, насыщенную цветом, и придать клумбе опрятный, ухоженный вид.

Колодец из шин своими руками декоративный 51 фото как сделать вариант для цветов на даче клумба из покрышек

Выбор краски довольно широк: можно выбирать любые атмосферостойкие покрытия. Отлично смотрятся нитроэмали, масляные, автомобильные краски. Очень популярна акриловая эмаль – она не имеет запаха, ее можно разбавить водой. К тому же, эта краска есть в продаже в форме спрея, поэтому ее удобно наносить.

Некоторые дачники окрашивают бордюр из покрышек лишь с внешней стороны, полагая, что внутренняя часть будет не видна. Это ошибка, поскольку отдельные неокрашенные части шин непременно будут заметны под определенным углом и элементарно испортят внешний вид клумбы.

Какие растения подходят для альпинария


Выбирая растения для альпинария, внимание обращается на:

  • требовательность в уходе. Желательно выбирать растения, которым требуется минимальный уход;
  • сочетаемость друг с другом;
  • высокие декоративные качества весь теплый период;
  • высоту растений. Здесь высаживаются высокие растения на задней фоне, средние и низкорослые (почвопокровные).

Хорошим выбором для горки станут:

  • хвойники (кипарисы, можжевельники, туи). Они украсят композицию своими изумрудно – голубыми оттенками;
  • декоративные кустарники, такие как: розмарин, кизильник, эрика;
  • луковичные: тюльпаны, нарциссы;
  • злаки: овсяница, вечнозеленый овес, зайцехвостник;
  • почвопокровные: чабрец, очиток, барвинок.

Основные требования при постройке септика

Рекомендации во время постройки:

  1. Данный тип септика можно устанавливать, если уровень протекания подземных вод расположен глубже двух метров. Это условие гарантирует неподвижность конструкции при подмывании водами, либо сохранение корпуса септика во время вспучивания земли.
  2. Данный тип канализации подходит для установки на супесчаном грунте, потому что он обладает дренажными свойствами и способствует быстрому очищению.
  3. Обустройство септика требует учета уровня промерзания почвы на участке.
  4. Необходимо рассчитать расстояние от жилых помещений, оно должно быть равно пяти метрам. Септик должен быть удален от источника с чистой водой на двадцать метров. Очистное сооружение располагают на самом низком уровне участка, чтобы исключить попадания стоков в воды, протекающие под землей.
  5. Септик находится выше, чем забор воды.
  6. К канализации должен быть обеспечен свободный подъезд машин для откачки стоков.

Плюсы данной конструкции:

  • не требует денежных вложений;
  • постройка занимает немного времени;
  • возможность построить септик своими руками;
  • в качестве материала можно использовать любые покрышки;
  • простота строения.

К минусам конструкции относят:

  • низкий уровень производительности;
  • срок износа септика пятнадцать лет;
  • запахи от септика;
  • случайное нарушение герметичности приведет к загрязнению почвы.

Что надо учитывать до начала строительства

При превышении высоты ямы более пяти метров, надо приобрести разрешение специалистов на обустройство септика. Если документы по межеванию участка в порядке, то получить разрешение просто. Все нормативы указаны в кодексе по земельному праву РФ. Если документы получены до 2014 года, то понадобиться переделывать паспорт на участок. Стоимость данной процедуры примерно шесть тысяч рублей.









Если на участке пролегает кабель, обеспечивающий связь, значит, надо взять разрешение у хозяина. Для этого вызывают специалиста с металлоискателем, определяющего место, в котором копать нельзя.

Колодец из покрышек своими руками (декоративный) -10 фото

Замечательная идея для дачного участка – создать колодец из покрышек. Покрышки сами по себе, правильной круглой формы, прочные, и могут оказаться под рукой в любом хозяйстве. Тем более, что достаточно трех шин для декоративного колодца, колодца – клумбы. Мастеровитому хозяину легко соорудить подобный колодец. А если еще его красиво декорировать и украсить, это будет, своего рода шедевр на приусадебном участке.

Прекрасный колодец из шин, в этой модели и крыша выполнена из покрышек.

Колодец из покрышек своими руками

На следующем фото показаны этапы создания декоративного колодца.

Колодец из покрышек своими руками

Прекрасная идея колодца, декорированного камнем, очень реалистичный колодец получился.

Колодец из покрышек своими руками

Колодец из покрышек своими руками

Отличное украшение для сада, в виде бирюзового колодца из покрышек с изящными цветами в голубом горшочке.

Колодец из покрышек своими руками

Колодец из покрышек своими руками

Простая поделка, казалось бы, а цветник в виде колодца всегда украсит приусадебный участок.

Колодец из покрышек своими руками

Колодец из покрышек, декорированный под мотивы африканских жирафов, прекрасная идея для детских игр.

Колодец из покрышек своими руками

В следующей работе шины декорированы цементом, все просто, но вполне привлекательно.

Колодец из покрышек своими руками

Прекрасное украшение сада – полноценный декоративный колодец с крышей и ведерком, попадающим в цветник. Эффектно выделяются декоративные белые камешки, окаймляющие колодец.

Грядки, залитые водой после каждого дождя, превращаются в болото? Собрать приличный урожай с огорода, где грунт перенасыщен водой, не получится. Решение проблемы – дренаж. Если на участке планируется строительство дома для постоянного проживания, лучше проектировать дренажную сеть еще до начала стройки. Но на даче, которая используется только в качестве места для пикников и сезонного выращивания овощей, обустраивать полноценные системы дорого и нерационально. Попробуем разобраться, как сделать бюджетный дренаж из покрышек своими руками так, чтобы сэкономить на трубах и колодцах, и превратить унылый заболоченный участок в здоровый зеленый сад.

  • Дренажная система на дачном участке: правила организации
    • Функции водоотводящих сетей: зачем нужен дренаж
    • Планирование схемы каналов и точек сбора воды
    • Траншеи и открытые линии
    • Приемные дренажные колодцы
    • Подготовка: земляные работы
    • Монтаж дренажа из шин
    • Поверхностная линия с отводом из шин
    • Выбор места установки и рытье котлована
    • Сборка колодца из старых колес
    • Тоннель вместо фильтрационного поля
    • Видео: дренаж из старых шин в сложном торфяном грунте

    Дренажная система на дачном участке: правила организации

    Простая схема разводки дачного дренажа

    Простая схема разводки дачного дренажа

    При планировании системы учитывают рельеф участка: ветки располагают таким образом, чтобы начало траншеи находилось в верхней точке, а сток – в самом низком месте. Кроме линейных отводов, есть смысл обустроить точечные водоприемники. Точки сбора рационально установить в небольших по площади естественных впадинах, где застаивается вода – обустройство точечного дренажа из покрышек займет меньше времени.

    Чтобы правильно определить глубину, нужен простой анализ состояния грунта. Если уровень грунтовых вод постоянно высокий, а порода – тяжелая, со слабой проницаемостью, придется копать глубокие траншеи:

    • До 1 метра глубиной в зоне высадки фруктовых деревьев.
    • До 70 см – в местах обустройства грядок.
    • До 50 см – по периметру участка, по ходу дорожек.

    Траншеи и открытые линии

    Каналы, выкопанные на глубину более полуметра, считаются глубинными. Траншеи для регулировки уровня грунтовых вод оборудуют дренажной обоймой: трубой с перфорацией в обсыпке из щебня и геотекстильной обертке. Заменить покупные материалы можно подручными средствами:

    • Старые шины разного диаметра выполнят функцию дренажной трубы.
    • Вместо щебня используют битый старый кирпич, гальку, керамзит, куски пенопластовых листов.

    На геотекстиле желательно не экономить: полотно защитит дренаж от заиливания и разрушения плотной глиной.

    Поверхностные каналы, глубиной до 50 см, оставляют открытыми, или оборудуют обоймой так же, как и глубинные траншеи. Вместо цельных колес в качестве трубы устанавливают куски (сегменты) покрышки. Засыпные материалы, которые нужны для дренажа, – песок и щебень.

    Приемные дренажные колодцы

    Стекающую по дренажным каналам влагу нужно отвести от осушаемой зоны и организовать точку слива. Если поблизости есть пруд, придорожный ров, то сброс воды осуществляют без строительства дренажного колодца. На самом участке обустраивают дренажные приемники – емкости без дна, установленные на гравийную или щебневую подушку. Вода из каналов после слива в колодец дополнительно очищается засыпным фильтром и отводится в грунт.

    Вариантов обустройства стенок дренажного колодца – несколько:

    На перенасыщенных влагой породах устройства одного дренажного резервуара бывает недостаточно. Для сброса больших объемов воды, особенно если на участке есть септик, оборудуют дренажное поле: площадку с дренажным тоннелем для слива. Тоннели изготавливают из пластика в виде полусферических каналов, напоминающих разрезанную вдоль трубу. Самостоятельно канал также можно сделать из покрышек большого диаметра.

    Делаем сеть каналов для осушения участка из покрышек: инструкция

    Как сделать траншеи для дренажа из шин? Подготовить покрышки: понадобятся старые колеса разного диаметра от 13-дюймов. Кроме шин, придется купить песок для подсыпки и геотекстиль. Для поверхностной канавы дополнительно нужен щебень. Фракция засыпных материалов – крупная или средняя. Мелкий песок и щебневая крошка не подходят для водоотвода: маленькие частицы забивают отверстия полотна.

    покрышки

    Покрышки: подойдут любого диаметра

    Вспомогательные инструменты и материалы:

    • Соединительные элементы: пластиковые хомуты, саморезы.
    • Куски плотной резины для уплотнения соединений.
    • Дрель – для быстрого пробивания отверстий в резине.
    • Лопаты, кирка, тачка, уровень, пленка, колышки и строительная лента (леска) – для земляных работ.

    Подготовка: земляные работы

    Чтобы сделать своими руками дренаж из покрышек, сначала нужно разметить траекторию, длину, спланировать глубину и ширину веток. Выбирают линию для обустройства центрального канала. В стороны от главной линии размечают отводы: боковые ветки под углом к центральной.

    расположения отводов

    Схема расположения отводов

    В верхних точках отводов ширина канав должна соответствовать диаметру шины с запасом до 20 см. Глубина – диаметр шины плюс до 30 см на подсыпку.

    траншея

    Выкопанная по разметке линия

    С учетом того, что по мере приближения к точке соединения с центральной линией будут использоваться шины большего диаметра, глубину и ширину траншеи плавно увеличивают по направлению к главной линии. Чтобы вода стекала быстро, формируют наклон: для боковых веток достаточно перепада в 1 – 2 см на метр.

    В таком же порядке выкапывают центральную траншею. Перепад высоты в главной линии должен быть больше, чем в боковых отводах. Оптимальный наклон дна – до 3 см на каждый метр.

    наклон

    Наклон по естественному склону участка

    Дно выкопанных каналов выравнивают, проверяют соблюдение наклона. Из песка делают песчаную подушку толщиной до 15 см.

    Монтаж дренажа из шин

    На песчаную подушку настилают геотекстиль. Оставляют свободные края с учетом высоты покрышек в дренаже. Для дополнительной фильтрации можно засыпать на полотно слой щебня высотой до 15 см.

    обойма

    Готовая дренажная обойма

    Сборка трубы из покрышек:

    1. Шины устанавливают друг на друга. Начинают соединение с колес маленького диаметра.
    1. Боковые стенки двух покрышек соединяют хомутами через ранее просверленные отверстия. В качестве крепежа используют саморезы, или гайки с болтами. При таком способе соединения под отверстия подкладывают прокладки из плотной пленки или каучука: старая резина крошится, резьба срывается.
    1. Трубу собирают вертикально, после установки последней шины готовую дренажную трубу укладывают в траншею. Из-за большого веса формируют несколько отрезков, которые соединяют после непосредственно в канале.

    Для укрепления конструкции сверху и прочного соединения отрезков используют металлические полоски с высверленными отверстиями. Саморезами крепят полоску к соседним шинам.

    соединение

    Соединение отрезков в канале

    Готовую трубу заворачивают в геотекстиль. Края полотна в нескольких местах соединяют изолентой, скобами.

    укладка

    Укладка трубы в канаву

    Поверх готовой обоймы насыпают слой песка. Сверху – обратная засыпка грунтом. Целесообразно сделать выступ над готовым каналом из песка и грунта на высоту до 10 см: со временем песок просядет, и выступ сравняется с поверхностью грунта.

    Поверхностная линия с отводом из шин

    Из покрышек делают и поверхностные отводы дренажа. Для улучшения оттока используют разрезанные на сегменты покрышки.

    дренаж

    Схема установки поверхностного дренажа

    Обустройство поверхностной линии начинают с укладки геотекстиля и засыпки щебня. Высота щебневой подушки – до 25 см. На подсыпку укладывают части шины внутренней полостью ко дну траншеи. Отверстия, расширяющиеся книзу, выполнят функцию перфорации в заводской трубе: через щели вода свободно просачивается в щебень.

    Сверху насыпают еще один слой щебня. Заворачивают и фиксируют края полотна внахлест. Готовую обойму засыпают.

    Дренажный колодец: самодельный приемник из покрышек

    Чтобы собрать своими руками приемный колодец для дренажа, понадобятся старые покрышки большого диаметра. Оптимальный вариант – прочные тракторные или грузовые шины. Количество изделий просчитывают по высоте запланированного резервуара с учетом высоты дренирующей подушки. Колодцы, оборудованные крышкой из чугуна, устанавливают в качестве точечных водоотводов в местах постоянного скопления воды.

    шина

    Шины: герметичный материал для стенок колодца

    Выбор места установки и рытье котлована

    Углубление должно находиться в естественной впадине или в самом низком месте на краю участка.

    копка котлована

    Копка котлована под приемник

    Выкопанное углубление обязательно проверяют на вертикальность стенок: покрышки нужно установить строго вертикально друг на друга. Дно должно быть ровным.

    подушка

    Песчаная подушка на дне

    На утрамбованную почву засыпают и уплотняют песок. Толщина песчаного слоя – 15 – 20 см. Сверху – слой щебня крупной фракции. Чтобы подсыпка не размывалась, целесообразно установить несколько крупных камней, а сверху – щебень. Вместо щебня допускается укладка речной гальки или камня.

    Сборка колодца из старых колес

    На подготовленное основание укладывают первую шину. Выбирают способ соединения. Для герметичной фиксации используют цементный раствор.

    соединение шин

    Соединение шин хомутами из пластика

    Устанавливая поочередно шины, выводят высоту на запланированный уровень. В нижней части, на первой покрышке, можно заблаговременно сделать узкие прямоугольные прорези для отвода воды на подсыпку.

    колодец

    Врезка в верхней части колодца

    В верхнем кольце делают отверстие под трубу из центральной линии. Вокруг стенок делают обсыпку из щебня, кусков пенопласта. По внешнему диаметру утрамбовывают глину или заливают раствор.

    поверхностный отвод

    Приемник для поверхностного отвода

    Так обустраивают не только приемные дренажные емкости, но и точечные приемники в местах, где нет естественного оттока воды, а линия отвода не запланирована. При установке точечного дренажного слива на верхнюю покрышку необходимо установить защитную решетку: купить готовую или сварить из металлических прутьев, арматуры.

    приемник

    Точечный приемник с крышкой

    Тоннель вместо фильтрационного поля

    Из покрышек можно сделать не только линейный дренаж или приемник, но и оборудовать полноценное фильтрационное поле. Такой способ отвода устраивают на участках, где повышенный уровень грунтовых вод и сложный состав породы не дают возможности организовать сброс в колодец.

    тонель

    Схема тоннеля: готовые пластиковые конструкции можно заменить разрезанными шинами

    Поле представляет собой площадку, углубленную на полметра, с щебневой засыпкой. Вместо колодцев – труба из половин покрышек, сложенных вплотную друг к другу в форме тоннеля. Поступающая из линии вода просачивается через щебневую подсыпку в грунт.

    Видео: дренаж из старых шин в сложном торфяном грунте

    Наглядная инструкция, как осушить сложный участок с помощью простейшего дренажа из покрышек.

    Организация самодельных дренажных обойм и колодцев – временное решение проблемы. Таким способом можно отвести влагу из огорода или с дачного участка. Если планируется стройка, а грунт перенасыщен влагой, участок – со сложным рельефом, потребуется проектирование серьезной системы дренажа. Комплексная защита состоит из нескольких отдельных сетей: пристенного, глубинного, пластового дренажа, и, естественно, системы поверхностного осушения. Сооружение дренажа планируют до начала работ и проводят монтаж во время строительства.

    Желание добавить городской комфорт в дачную жизнь побуждает многих дачников, да и владельцев загородной недвижимости, заниматься обустройством водопровода на собственном участке. Но полноценная работа водопровода невозможна без канализации, не так ли?

    Оказывается, смастерить автономную канализацию можно самостоятельно из подручных материалов. Одним из популярных самодельных сооружений является сливная яма из покрышек, применяемая для сбора и фильтрации стоков. Устройство и монтаж конструкции очень просты, но эффективность и безопасность эксплуатации системы достигается только при строгом соблюдении технологических норм.

    В этом материале мы расскажем о том, как выбрать место под выгребную яму, и что необходимо при этом учитывать. Также, здесь вы найдете пошаговую инструкцию по сооружению выгребной ямы из автомобильных шин. Материал сопровождается схемами по обустройству и видеороликами с советами экспертов по сооружению сливных ям.

    Устройство и принцип действия отстойника

    Выгребная яма – простейший вариант обустройства автономной канализации. С появлением высокоэффективных септиков и локальных систем очистки применение сливных сборников в частных домохозяйствах и коттеджных поселках снизилось. Однако среди дачников этот способ вывода сточных вод остается востребованным.

    Наиболее бюджетная и легкая в исполнении система локальной канализации основывается на применении старых автопокрышек. В этом случае стенки сливного сборника укреплены резиновыми шинами, днище у резервуара отсутствует.

    Виды сливных ям

    Возможно два варианта организации сливной ямы: 1 – поглощающий колодец без дна, предназначенный для переработки и утилизации серых стоков и осветленной воды, прошедшей обработку в септике, 2 – герметичный накопительный резервуар, устраиваемый для сбора смешанных или коричневых сточных масс. Оба способа просты и доступны в реализации

    Основание поглощающего, или иначе фильтрующего варианта – дренажный слой из щебня и песка. Устойчивость конструкции достигается за счет веса самих автопокрышек, земельной обсыпки и накопленных сточных вод.

    Схема ямы из покрышек

    Принцип работы поглощающей ямы:

    Для повышения качества фильтрации и ускорения дренажа стоков внутри резервуара из автопокрышек устанавливается пустотелая перфорированная труба.

    Сливная яма с дренажем

    Часть сточных вод подвергается двойной чистке – не осевшие на дно взвеси отфильтровуются дренажной трубой и проходят доочистку в песчано-гравийной засыпке

    Целесообразность сливного сборника из автопокрышек

    Главные аргументы в пользу колодца из резинотехнических изделий:

    1. Низкая стоимость. Использованные покрышки можно достать бесплатно – на автосервисе или автотранспортном предприятии остается много старых шин под утилизацию. В крайнем случае, изношенную автомобильную резину получится приобрести практически за копейки на барахолке. Основная статья расходов – обустройство подводящего трубопровода.
    2. Простота монтажа. Подготовка материала, установка и подключение сливного резервуара – посильная задача для одного человека. Работа не предусматривает использование дорогостоящих инструментов и оборудования.

    Резина не поддается коррозии, поэтому яма прослужит дольше, чем сооружение из металлических бочек. Средний срок эксплуатации – 10-12 лет.

    Выбор покрышек

    Для сооружения поглощающего колодца подойдут любые автомобильные шины, диаметр которых превышает 1 метр. Весь процесс сооружения сливной ямы из покрышек займет 1-2 дня

    Утрата герметичности – самая частая причина сбоя в работе канализационной системы.

    Возможные решения проблемы: капремонт конструкции после чистки или полный демонтаж резинового колодца с последующим возведением траншеи из новых покрышек.

    Внутренние стенки ямы

    Скопившийся ил препятствует нормальному дренажу сточных вод, поэтому сборник необходимо регулярно очищать. Процесс чистки очень трудоемок из-за неровности стенок резервуара

    Поглощающий колодец из покрышек целесообразно возводить при выполнении следующих условий:

    • объем сточной жидкости не превышает 1 м.куб/сутки;
    • уровень грунтовых вод на участке находится на глубине от 2-х м;
    • выгребную яму без дна предпочтительно обустраиваться на легких, хорошо дренируемых грунтах (песок, супесок), на тяжелых субстратах (глина) вода склона застаиваться.

    Строительство ямы целесообразно для дачного участка, сауны или бани сезонного использования.

    Выбор места под сливную яму

    Планировка участка

    Основное правило при выборе места гласит: расстояние от жилого дома до сточной ямы должно составлять не менее 15 м. Отклонение от норматива возможно по согласованию с местной СЭС

    Дополнительные, но не менее значимые, ограничения по отдалению резервуара с нечистотами:

    1. Дистанция до водопроводных труб зависит от направления движения грунтовых вод. Приблизительно определить направление можно по уклону рельефа. При устремлении вод от сливной ямы минимальное расстояние между обозначенными объектами – 40 м, в противном случае – не меньше 25 м.
    2. До ближайшего колодца или глубинной скважины с питьевой водой должно быть 50 м и больше. На практике соблюсти эту норму очень сложно. С разрешения СЭС эта дистанция сокращается до 30 м.
    3. Расстояние до открытого водоема – минимум 30 м.
    4. Дистанция между деревьями, кустарниками и выгребной ямой – 4 м. Такой же параметр определен для проезжей части.
    5. Отдаленность очистной установки от соседнего участка – около 3-х метров.

    Оптимальное расположение ямы – в низине участка по направлению грунтовых вод. Чтобы снизить вероятность проникновения в жилье неприятного запаха емкость с нечистотами сооружается с подветренной стороны, подальше от дома.

    При планировке надо обеспечить беспрепятственный доступ очистительной техники к выгребному резервуару.

    Ассенизаторская машина

    Стандартная длина шланга ассенизаторской машины – 6 м, при этом 1,5-2 м уйдут в глубину траншеи. Современная спецтехника оборудована шлангами длиной от 10 м, но ее вызов и работа обойдутся на порядок дороже

    Технология сооружения выгребной ямы из шин

    Ниже представлен пошаговый инструктаж по созданию сливной ямы с дренажной скважиной. Материал обустройства поглощающего колодца – старые шины.

    Процесс устройства сливного сооружения из старой автомобильной резины включает ряд традиционных этапов:

    Перед сооружением сливной ямы из автошин рассчитываем необходимый объем, согласно которому заготавливаем требующееся количество резины

    Роем котлован, учитывая, что для свободной установки и выравнивания элементов нужно как минимум по 50 см по окружности. Глубину принимаем с учетом 10 см слоя песка, применяемого для выравнивания дна

    На засыпанное песком и выравненное дно укладываем стартовое кольцо. Затем собираем всю шахту, последовательно устанавливая каждую из шин на предварительно уложенную и выровненную покрышку. Используем силиконовый клей и герметик

    От обустраиваемого объекта (дома, летней кухни, бани) прокладываем канализационный трубопровод с уклоном 2 см на 1 м в сторону сливной ямы

    В точке ввода канализационной трубы в стенке резиновой ямы вырезам отверстие. Диаметр должен обеспечивать плотную посадку трубы

    Боковины автомобильных шин обрезаем, чтобы увеличить объем колодца и сократить площадь участков, способствующих накапливанию осадка. Края покрышек "сшиваем" полимерными стяжками

    На дно сливной ямы засыпаем карьерный песок слоем примерно 35 - 40 см. Уплотнять его и трамбовать не нужно

    На песок засыпаем мелкий щебень слоем 40 - 45 см, затем крупный щебень слоем 35 - 40 см. Таким методом создаем грунтовый фильтр, производящий доочистку стоков

    Первоочередная задача сооружения автономной очистной системы из покрышек – расчет объема сливного резервуара для определения количества и габаритов используемых шин. Объем камеры зависит от числа проживающих людей в доме.

    Согласно нормативным данным один взрослый человек расходует в день порядка 170-200 л воды (для купания, стирки, приготовления пищи и т.д.). Если взять за условие, что семья состоит из трех людей, то суточный объем стоков составит около 600 л (0,6 куб.м).

    Расчет объема ямы

    По технологическим правилам, канализации такого типа должны вмещать трехкратный суточный объем сточных вод. Норма обусловлена тем, что период первичного разложения органики, расщепление нечистот на взвеси разных фракций составляет три дня

    Для подсчета количества покрышек необходимо определить объем одной шины. Это легко сделать, зная диаметр и высоту автопокрышки.

    Объем покрышки

    Объем покрышки вычисляется, как площадь ее основания на высоту. При этом площадь основания – произведение квадрата радиуса и константы π (3,14)

    Для самостоятельного сооружения поглощающей ямы и подвода к ней коммуникаций следует запастись инструментами и материалами. Земельные работы выполняются с помощью разных видов лопат.

    Совковая лопата. Благодаря конструкции изогнутого черпака удобно подгребать и вынимать землю из канавы. Если металлическое полотно лопаты выгибается, его можно усилить дополнительными бортами.

    Штыковая лопата. Используется в начале копки, поэтому подойдет инструмент с рукояткой стандартной длины (1,5 м).

    Лопата рыхлитель

    Для удобства использования на глубине лопата оборудуется длинным черенком (2,5-3 м). Желательно на краю рукоятки сделать крестообразный захват – он облегчит переворот штыка

    Ориентировочный список материалов:

    Для монтажных работ понадобятся: резак или электролобзик, рулетка, строительный уровень, садовый бур, лестница, ведро и веревка.

    Организация локальной очистной системы начинается с обустройства выпуска. Впоследствии выполняется сборка стояка в доме, подключение тройников и отводящих труб. В старой постройке вывод канализационного трубопровода осуществляется через подполье или погреб.

    Если в новом доме заранее не предусмотрен выпускной канал, то придется демонтировать пол и делать отверстие в фундаменте.

    Подвод канализации

    Далее подготавливается траншея, ведущая от дома к выгребной яме. Необходимо обеспечить достаточный уклон для стока – не менее 1,5-2 см на погонный метр

    Глубина залегания трубопровода на выходе из дома должна составлять не менее 60 см, оптимально – 1 м. Если в некоторых участках глубина траншеи составляет меньше 90 см, то трубопровод надо утеплить. Подробнее о глубине залегания канализационных труб читайте далее.

    В качестве лекала под разметку границ котлована используется одна из покрышек. Шину надо положить на выбранное место и по периметру окружности выставить колышки. Чтобы в дальнейшем покрышки свободно поместились в котлован, диаметр кольца надо расширить на 20-40 см.

    Вначале землю удобно копать штыковой лопатой. Плодородный почвенный слой (первые 50 см) можно равномерно распределить по огороду, более глубокие земляные пласты можно будет использовать для обратной засыпки.

    Работая вдвоем, процесс копки можно ускорить и соорудить примитивный подъемный механизм – к ведрам привязать веревку.

    Рытье котлована

    Котлован дополнительно углубляется на толщину дренажной подушки (20-30 см). Стенки ямы освобождаются от корней деревьев, чтобы по мере роста они не повредили или не сдвинули покрышки

    По технике безопасности земельные работы на глубине надо проводить с напарником. Один человек занимается копкой, а второй помогает на поверхности и страхует от обрушения стенок котлована. Это требование особенно актуально при обустройстве ямы в неустойчивых грунтах.

    По поводу технологии подготовки шин под устройство выгребной ямы мнения исполнителей разделились. Первая группа считает, что никаких манипуляций с шинами делать не надо, так как полное или частичное удаление протектора негативно скажется на устойчивости сегментов и герметичности конструкции в целом.

    Заготовка покрышек

    Оптимальное решение – частичный срез обода. На колесах надо оставить боковые торцы по 5-7 см для фиксации с соседними сегментами

    В одной автопокрышке надо вырезать отверстие для подведения канализационной трубы.

    На глубине очень часто грунт тяжелый, глинистый, плохо впитывающий и пропускающий влагу. Для повышения площади всасывания сточной жидкости и улучшения эффективности работы поглощающей траншеи устанавливается одна или несколько дренажных каналов.

    Ход выполнения работы:

    1. Садовым буром просверлить максимально глубокую скважину – канал должен проходить сквозь плотные породы, замедляющие отток фильтрованной воды. Глубина траншеи от дна ямы – до 3-5 м.
    2. Подготовить трубу, соответствующую длине и диаметру дренажного канала. Чтобы фильтрационная труба не заиливалась, ее верхний край должен быть выше основания сливной ямы на 1 м.
    3. Боковые стенки трубы, начиная сверху и не доходя 50 см до дна, просверливаются. Верхушка канала закрывается мелкоячеистой полипропиленовой сеткой.

    После обсадки дренажной скважины, т.е. установки в выбуренный ствол перфорированной трубы, на дно котлована насыпается слой щебня и гравия – толщина фильтрующей подушки около 20-30 см.

    Дренажная скважина

    В качестве выводящего канала можно использовать канализационную пластиковую трубу диаметром 110 мм. Более доступная альтернатива – асбестоцементная труба

    На дно своеобразной шахты помещается первая покрышка, пропуская через нее дренажную трубу. Аналогичным образом опускается в яму вторая шина, и соединяются борта соседних колес удобным способом.

    Сопоставив и выровняв обе покрышки, надо сделать сквозные отверстия в протекторах. Продеть через них металлическую проволоку или пластиковый хомут, и туго скрутить.

    По ходу возведения башни выполняется герметизация внешних стыков – места соединений покрышек обрабатываются бетонным раствором или битумной мастикой. После схватывания смеси можно приступать к обратной засыпке котлована.

    Укрепление стен траншеи

    Фиксация и укрепление стенок резервуара из шин в грунте выполняется разными способами: засыпка песчано-земляной смесью, заливка бетоном или заполнение пространства оставшимися автопокрышками. Вертикально уложенные шины обездвижат конструкцию

    Торец последней шины должен немного возвышаться над землей. По окончанию укладки всех шин стенки емкости изнутри покрываются водоизолирующим материалом. Наиболее доступный вариант гидробарьера — подходящий по составу герметик.

    Участки трубопровода наружной части канализации, проложенные выше уровня промерзания грунта, желательно утеплить. Несмотря на то, что по ним транспортируется в основном стоки с высокой температурой, образование ледяных пробок не исключено

    На протяжении всей канализационной трассы все соединения должны быть надежно герметизированы. Никаких предпосылок к возникновению утечек не должно быть

    Во избежание распространения неприятных запахов верх сливной ямы необходимо закрыть горловиной с люком. Для сооружения горловины подойдут отрезанные боковушки шин

    Читайте также: