Как снять генератор на иж планета 5

Обновлено: 05.07.2024

— Давай начнем.
Разбираем генератор, чистим крышки, обезжириваем и заправляем. С этим процессом все понятно и сложностей не вызывает.

После разборки генератора можно проверить состояние подшипников, сальника и щеток. Лучше сразу поменяй.
Подшипники можно снять съемником или аккуратно отрезать болгаркой.

Теория работы генератора и проверка работоспособности.

На следующем рисунке показана схема генератора в сборе (слева) и справа в разобранном виде на три части.

Диодный мост, Обмотка статора (неподвижная часть) звезда соединена е Якорь (он же ротор, который вращается), щетки являются только силовыми контактами.

Поиск и устранение неисправностей или управление следует разделить на три части: управление обмоткой статорпроверка обмотки якоря, медицинский осмотр мост.

Но сначала следует вспомнить, как это работает.

Принцип работы трехфазного генератора переменного тока:

1. Напряжение возбуждения подается на обмотку ротора графитовыми щетками через контактные кольца.

2. Вращаясь внутри обмотки статора, обмотка ротора, через которую протекает ток, индуцирует ЭДС в обмотке статора. Закон Фарадея. Обмотки статора 3 и сдвинуты по фазе на 120 градусов.

3. Переменное напряжение снимается с обмоток статора и преобразуется в постоянное с помощью диодного моста. На диаграмме и графике ниже видно, как диоды выпрямляют переменный ток в постоянный.

Вот как выглядит генератор в сборе с наложенной принципиальной схемой.

Ниже представлена ​​схема подключения генератора к бортовой сети с релейным регулятором трехконтактного нового типа и старого образца.

Разница на приведенных выше схемах заключается в контроллере реле. В схеме с регулятором ВАЗ подключать управляющую клемму генератора не нужно. Сам контроллер имеет индикаторы состояния диагностики.

Генератор управляется в бортовой сети мотоцикла так же, как и в автомобиле.

Современный релейный регулятор построен на полупроводниковых элементах и ​​реле как такового нет, но организован электронный ключ, который бывает открытым или закрытым. Кроме того, реле регулятора содержит измерительный элемент, способный измерять выходное напряжение генератора и сравнивать его с его опорным напряжением. Момент Uout. — напряжение на выходе генератора будет больше Uop. — опорное напряжение, PP снимает питание с обмотки возбуждения и генерация прекращается.

Двигатель запускается и в обмотке статора вращается ротор, через ПП на обмотку возбуждения подается напряжение, и генератор запитывается. Пока напряжение не является высоким, выдаваемое генератором и регулятором PP, он контролирует питание обмотки возбуждения.

По мере увеличения оборотов двигателя напряжение на генераторе будет увеличиваться, поскольку зависимость напряжения от скорости генератора пропорциональна. PP будет подавать питание на обмотку возбуждения, пока напряжение генератора находится в пределах, установленных в цепи управления PP. Этот предел обычно составляет от 0 до 14 вольт. Как только напряжение на генераторе выйдет за допустимые пределы, ПП отключит обмотку возбуждения.

Информация о подзарядке в режиме ожидания:

Как правило, в мотоциклах Урал на холостом ходу не заряжается. Это связано с тем, что, несмотря на то, что мощность возбуждения подводится и генератор вращается, напряжение на выходе генератора

1. Управление ротором (якорь)

Устройство должно показать короткое замыкание. Это обычная двухконтактная катушка.
Далее можно проверить, нет ли замыканий ротора с сердечником, на котором он намотан, и, как следствие, замыканий на корпусе.
Один щуп для контактного кольца, второй для корпуса или самой арматуры. Шорт быть не должно. Устройство должно показывать бесконечное сопротивление.

2. Проверить обмотки статора.

3. Проверка диодного моста.

лучше всего проверять с полностью снятым мостом и проверять каждый диод отдельно на наличие неисправностей.
Настоятельно рекомендуется проверить каждый диод.

4. Ну и самая важная часть проверки. Генерация напряжения.

Предположим, что первые три пункта выполнены и по результатам измерений все элементы генератора работают.
Но как показывает практика, несмотря на все это, генератор может не вырабатывать электроэнергию при работе на энергии. В принципе, начать управлять генератором можно так:

От блока питания или аккумулятора подаем напряжение возбуждения на обмотку якоря. Плюс к клемме (W) минус на массу генератора.
В данном конкретном примере на обмотку было приложено 6 вольт, падение напряжения на якоре составило 1 В. В статическом состоянии прибор не регистрирует значительного напряжения.
Далее возьмите отвертку с 10-гранной головкой и поверните ротор за болт вентилятора.

Во время вращения ротора прибор регистрирует напряжение 2,5 Вольта. Однозначно можно сказать, что генератор в хорошем состоянии.

Источниками электрического тока на мотоциклах моделей ИЖ служат генераторы постоянного тока (рис. 62) с параллельным возбуждением и номинальной мощностью 45 Вт при 1700 об / мин.

Проверка генератора иж планета

Статор генератора содержит 6 катушек возбуждения, включенных последовательно. К статору прикреплены: клеммная колодка 9, щеткодержатели 8, переключатели 1 и конденсаторы 7. Якорь 3 имеет обмотку, состоящую из 31 секции и коллектора 10. На мотоциклах ИЖ-Ю используется генератор Г-36М2, на ИЖ. — П — Г-36М1. На мотоциклах ИЖ-Ю2 и ИЖ-ЮЗ устанавливается генератор Г-36М8, на ИЖ-П2 и ИЖ-ПЗ — Г-36М7. Генераторы Г-36М1, Г-36М2 отличаются от Г-36М7 и Г-36М8 дополнительными сопротивлениями на катушке возбуждения. Поэтому для использования генератора Г-36М7 и Г-36М8 на мотоциклах ИЖ-Ю, ИЖ-П и ИЖ-56 необходимо установить реле-регулятор РР-1 вместо реле-регулятора сб. 32. При установке нового двигателя ИЖ-ЮЗ или ИЖ-ПЗ на мотоциклы ИЖ-Ю, ИЖ-П или реле-регулятор ИЖ-56 сб. 32 можно не менять, а переставить только статор генератора со старого двигателя на новый, если он в хорошем состоянии. Уход за генератором во время работы в основном сводится к проверке крепления контактных соединений проводов, состояния коллектора и щеток. Коллектор можно чистить стеклотканью. Не рекомендуется использовать наждак — при чистке наждачные зерна режут пластины коллектора (ламели) и приводят к быстрому износу щеток.

РЕЛЕ ОБРАТНОГО ТОКА. В электрической системе мотоцикла аккумулятор и генератор подключены параллельно. С увеличением числа оборотов коленчатого вала двигателя увеличивается число оборотов якоря генератора и, как следствие, его напряжение. Следовательно, если в цепи генератор-аккумулятор отсутствует регулирующее устройство, аккумулятор будет систематически заряжаться при повышении напряжения генератора, что приведет к его выходу из строя. Если напряжение генератора ниже, чем напряжение аккумулятора, аккумулятор будет разряжаться через генератор, который также может прийти в негодность.
Функции такого устройства управления выполняет реле обратного тока (РОТ) (рис. 63). Для обеспечения нормальной работы потребителей, установленных на мотоцикле, а также рационального способа зарядки аккумулятора в заданных пределах в блок с реле обратного тока включен специальный прибор — регулятор напряжения (РН).

Проверка генератора иж планета

Реле обратного тока состоит из электромагнитного сердечника 4, якоря 3 с пружиной 12, двух контактов 1, 2 и ярма 13. На сердечник намотаны две обмотки: тонкий шунт (ШО) и толстый ряд (СО). В свободном состоянии и на холостом (малом) обороте контакты находятся в разомкнутом состоянии и все потребители питаются от аккумуляторов. С увеличением числа оборотов якоря генератора напряжение в сети увеличивается. В результате сила тока, проходящего через тонкую обмотку (ШО), увеличивается, сила притяжения сердечника превышает силу пружины, якорь притягивается к сердечнику, контакты замыкаются, и электрический ток от генерирующее ядро ​​идет на зарядку аккумулятора и другим потребителям. Как только напряжение генератора станет ниже, чем у аккумуляторов, контакты реле размыкаются под действием пружины.

РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ состоит из электромагнитного сердечника 7, якоря 6, неподвижных и подвижных контактов 5, возвратной пружины 8 и резисторов 9, 10. На сердечнике регулятора напряжения намотаны три обмотки: шунт — ШО, компенсационный — КО и серийный — CO. Когда якорь генератора не вращается или вращается с низкой скоростью, двусторонний подвижный контакт регулятора напряжения прижимается к верхнему неподвижному контакту, соединенному с землей, под действием пружины якоря. В этом случае обмотка возбуждения 11 генератора соединена с массой посредством компенсационной обмотки КО и контактов b регулятора.
С увеличением числа оборотов якоря генератора электрический ток, протекающий через последовательную обмотку, намагничивает сердечник электромагнита и притягивает к себе якорь регулятора 6, а его двусторонний контакт 5 перемещается в центральное положение, то есть размыкается. В этом случае последовательно включенные резисторы 10 и 9 на 4,4 и 1,2 Ом включаются в цепь обмотки возбуждения генератора и обмотки компенсации. При дальнейшем увеличении числа витков якоря дополнительного сопротивления становится недостаточно, чтобы напряжение генератора не превысило заданный предел. Якорь 6 сильно притягивается к электромагниту, а двусторонний контакт 5 прижимается к нижнему неподвижному контакту, замыкая обмотку возбуждения генератора. Напряжение генератора уменьшается, якорь регулятора напряжения возвращается в центральное положение или замыкается верхним неподвижным контактом. Вибрационный, якорь 6 с двусторонним контактом поддерживает напряжение генератора в пределах 6,5 — 7 В.
При перегрузке генератора последовательная обмотка регулятора, дополнительно намагничивая электромагнит, ограничивает максимальный ток генератора.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ РЕГУЛЯТОРА НАПРЯЖЕНИЯ И ИХ ОБСЛУЖИВАНИЕ. Регулятор напряжения настраивается на заводе и не должен перезаписываться без необходимости. Внимательность сводится к контролю за состоянием крепления проводов к клеммам реле и их очистке.
Неисправность регулятора напряжения нарушает работу всей электросистемы. Основные признаки неисправности: яркое горение ламп или их истощение. Закипание электролита и быстрая разрядка аккумулятора, особенно при ночном использовании мотоцикла. Во время эксплуатации мотоцикла контроль работы регулятора осуществляется красной лампочкой, расположенной в фаре.
Включение индикатора оборотов (1100 — 1200 об / мин) свидетельствует о неисправности регулятора или генератора.
Использование мотоцикла при включенном свете приводит к разрядке аккумулятора. Реле-регулятор — очень чувствительное устройство, и вы можете доверить его настройку высококвалифицированному специалисту.

ПРОВЕРКА И НАСТРОЙКА РЕЛЕ КОНТРАСТНОГО ТОКА. Для проверки и регулировки реле обратного тока (РОТ) понадобится амперметр с нулевым положением стрелки в центре шкалы (шкала 5-0-5А). Вольтметр подключается так же, как при настройке регулятора напряжения, а амперметр подключается последовательно с аккумулятором.
Перед тем как приступить к регулировке, необходимо проверить соответствие зазоров, размер которых должен составлять: между контактами 1 и 2 — 0,25 — 0,35 мм и между якорем 3 и сердечником электромагнита — 0, 6 — 0,8 мм. Если необходимо отрегулировать зазор между якорем и сердечником, контактодержатель необходимо переместить с ослабленными винтами.
Расстояние между контактами реле регулируется путем изгиба контактного полюса. Для проверки напряжения необходимо запустить двигатель и, постепенно увеличивая обороты, отметить напряжение, при котором контакты 1 и 2 замыкаются. В момент замыкания контактов стрелка вольтметра слегка дрожит. Контакты должны замыкаться при напряжении 6,0 — 6,4 вольт. Обратный ток срабатывания реле с правильно установленными интервалами и напряжением срабатывания должен составлять от 0,5 до 4 А. Если контакты замыкаются при более высоком напряжении, то нижний держатель 12 пружины должен быть изогнут в сторону максимума, ослабляя силу пружины. Если он ниже, опустите держатель пружины. Регулировка производится на малых оборотах.

На мотоциклах ИЖ, начиная с четвертой Планеты, установлен генератор 281.3701, это современный трехфазный источник электроэнергии. Этот источник используется для питания электрических приборов для освещения, сигнализации, розжига. Регулятор БПВ-14-10 вместе с выпрямителем заряжает аккумулятор. Генератор состоит из двух частей: статора и ротора.

Проверка генератора иж планета

Статор генератора 281.3701 мотоциклов ИЖ

Статор установлен на правой половине картера и закреплен тремя болтами. Станина изготовлена ​​из специальной листовой стали. Имеет 18 зубчатых мест для намотки фазных обмоток. Фазная обмотка выполнена сплошным проводом диаметром 0,9 мм и намотана на шесть зубцов. На каждый зуб намотано 20 витков медной проволоки. Всего на обмотке шесть зубцов, соответственно намотано 120 витков. Таких обмоток три. Соединение обмоток выполнено звездой. Выходы фазных обмоток подключены к выводам гребенки.

Проверка генератора иж планета

Статор генератора закрыт крышкой из алюминиевого сплава. На крышке есть специальные места и резьбовые отверстия для установки держателя угольной щетки. Выключатель с искровым конденсатором. Специальная гребенка для подключения кабелей.

Проверка генератора иж планета

Ротор генератора 281.3701

Ротор генератора 1 расположен внутри статора. Устанавливается на валу двигателя с помощью болта 3 и шпонки 5. Обмотка возбуждения 6 намотана на сердечник ротора медным проводом диаметром 0,56 мм, сделано 600 витков. Сопротивление обмотки составляет примерно 6,4 Ом. Для контакта с обмоткой используются два медных кольца 2 и угольные щетки. Выполните работу токоприемника.

Проверка генератора иж планета

Как снять ротор генератора 281.3701

На валу ротора в специальном гнезде кулачок 4 переключателя установлен в одном положении и фиксируется фиксирующим болтом 3. Под этим кулачком имеется резьба, предназначенная для снятия ротора с коленчатого вала. Для снятия ротора необходимо ввинтить винт съемника цепи в резьбу. Инструмент находится в инструменте велосипеда. Если винта нет, можно выбрать обычный болт с резьбой M10. Единственное состояние резьбы должно быть не менее 70 мм. Поворачивайте, пока винт не упрется в вал двигателя. Затем мы прикладываем большее усилие для вращения, и ротор снимается с вала.

Проверка генератора иж планета

Уход за генератором

Сводится к визуальному осмотру, чистке.

В первую очередь следует обратить внимание на детали, подверженные износу. Угольные щетки коллектора тока изнашиваются быстрее, чем другие детали. Они требуют регулярного осмотра и замены в случае износа. Контактные кольца контактного кольца должны быть чистыми. Нельзя чистить наждачной бумагой и известью. Вы можете использовать тончайшую стеклянную кожу.

Контакты выключателя периодически проверяются на размер зазора, который указан в инструкции. Для Планеты 4 зазор составляет 0,4-0,6 мм. Если они закончились, контакты выравниваются, а затем шлифуются до зеркального блеска.

Неисправности генератора

Здесь мы рассмотрим неисправности только генератора ИЖ 281.1701. Давайте сначала запишем симптомы неисправности мотоцикла. Следующей записью будет возможная неисправность генератора.

1. Контрольная лампа на панели приборов не горит.
— Щетки генератора начали плохо двигаться, пропал контакт между щеткой и кольцом или оборвался провод к щетке.

2. Контроль всегда активен.
— Обмотка возбуждения вышла из строя. Генератор не работает.

3. Двигатель на средних оборотах, световой индикатор слабый.
— Произошло короткое замыкание фазных обмоток в статоре генератора.

4. Перебои в работе двигателя. Искра не постоянная.
— Неправильное расположение контактов. Конденсатор вышел из строя.

5. Двигатель потерял мощность.
— Неправильная регулировка контактов. Зажигание установлено неправильно.

6. Двигатель не запускается или быстро останавливается.
— На контакты попал проводящий мусор. Конденсатор может быть неисправен.







На мотоциклах ИЖ начиная с четвертой Планеты, устанавливается генератор переменного тока 281.3701, Представляет собой современный трехфазный электрический источник электроэнергии. Данный источник служит для питания электроприборов освещения, сигнализации, зажигания. Совместно с выпрямителем регулятором БПВ-14-10 подзаряжает аккумулятор. Генератор состоит из двух частей статора и ротора.

Схема проводки Иж планета – 5, как определить неисправность

Электрооборудование и схема проводки мотоцикла дорожной версии иж планета 5

Легко устраняя поломки механической части, мотолюбители испытывают затруднения, если отказала электрика. Совершенно зря, схема проводки планета Иж 5 несложная, разобраться просто.

Для ремонта нет необходимости иметь специальные стенды и оборудование. Достаточно минимальных знаний электротехники и простейшего авометра (тестера), даже часто можно обойтись только контрольной лампой.

Расскажем подробнее об основных узлах электропроводки и возможных неисправностях. Найти оборванный провод или повреждение изоляции легко (например, плохой контакт всегда греется).

В этом случае смотрим — если искра у вывода катушки и на выходе у контакта свечи. Сейчас подробно о главных узлах проводки Иж планета.

Генератор

Возможные поломки в данном узле:

Аккумулятор

Аккумулятор в мотоцикле маломощный. У мотоцикла отсутствует стартер, поэтому его задача только подать напряжение на систему зажигания и обмотку возбуждения генератора во время пуска. Благодаря аккумулятору, рассчитанному на 12 вольт, обеспечивается стабильный пуск пятой Планеты, до третей модели проводка была 6-ти вольтовой, а зажигание не всегда четким.

Возможные неисправности батареи:

Система зажигания

Прерыватель зажигания служит для зажигания искры в определенной точке хода поршня. В ранних модификациях электропроводки Иж Планета 5 монтировался контактный, позже электронный.

Основные неисправности данного узла:

Катушка зажигания повышает напряжение до нескольких киловольт, чтобы разряд мог зажечь искру на электродах свечи. Вторичная обмотка делается из довольно тонкого провода, чаще всего сгорает он. Хотя возможен и пробой между витками или на корпус. Эти же неприятности могут (но реже) произойти и с первичным контуром. Выявляется все с помощью замеров сопротивления.

Лампы фонарей фар и сигнализации

Используются обычные лампы накаливания, найти сгоревшую спираль нетрудно.

Элементы коммутации

Как видно из всего вышесказанного проводка на Иж Планета без особых секретов и сложных элементов, все ее части легко диагностируются и ремонт не должен вызвать затруднений.

А теперь советуем посмотреть видео, в котором подробно и ясно показана сборка схемы иж планеты 5.



Уход за генератором

Сводится к визуальному осмотру, чистке.

В первую очередь нужно уделить внимание деталям подверженным износу. Угольные щетки токосъемника быстрее других деталей изнашиваются. Требуют регулярной проверки и в случае износа меняются. Контактные кольца токосъемника нужно содержать в чистоте. Чистить наждачной шкуркой и надфилями нельзя. Можно применять самую мелкую стеклянную шкурку.

Контакты прерывателя периодично проверяются на величину зазора, который указан в инструкции. Для Планеты 4 зазор 0,4 — 0,6 мм. В случае обгорания контакты выравниваются, затем шлифуются до зеркального блеска.

Электрическая схема автомобиля ИЖ – МОТОЦИКЛ

Электрооборудование и схема проводки мотоцикла дорожной версии иж планета 5

Электросхемы отечественных мотоциклов ИЖ юпитер-5, планета, ИЖ юнкер, ИЖ49. Для увеличения схемы нажмите на неё. Так-же вы можете скачать бесплатно и по прямой ссылке архив со схемами иж.

Электросхемы систем зажигания мотоцикла ИЖ юпитер 5

1 – лампа стояночного света – А 12-4; 2 – лампа дальнего – ближнего света фары – А 12-45:40; 3 – контрольная лампа работы генератора – А 12-1; 4, 5 – лампы подсветки шкалы спидометра – АМН 12-3; 6, 16, 17, 20, 23, 30 – лампы фонарей-указателей поворота мотоцикла и бокового прицепа; 7 – комбинированный переключатель (правый переключатель); 8 – выключатель “стоп-сигнала” тормоза переднего колеса; 9 – прерыватель; 10 – свеча зажигания; 11 – катушка зажигания; 12 – генератор; 13 – выпрямитель-регулятор напряжения БПВ14-10; 14 – выключатель “стоп-сигнала” тормоза колеса; 15, 19 – лампы габарита бокового прицепа – А 12-5; 18 – лампа стоп-сигнала бокового прицепа – А 12-21-3; 21 – лампа стоп-сигнала мотоцикла – А 12- 21-3; 22 – лампа заднего габаритного фонаря мотоцикла – А 12-5; 24 – аккумуляторная батарея; 25 – предохранитель; 26 – включатель лампы “нейтрали”; 27 – выключатель зажигания; 28 – звуковой сигнал; 29 – переключатель сигнализации (левый переключатель); 31 – прерыватель указателей поворота; 32 – контрольная лампа дальнего света фары – А 12-1; 32 – контрольная лампа “нейтраль” – А 12-1; 33 – контрольная лампа фонарей-указателей поворота – АМН 12-3; Условные обозначения на блоке БПВ14-10 (поз. 12,13): XI – “-” обмотки возбуждения; Х2 – “-” аккумуляторной батареи (“масса”); ХЗ – “+” вывод на контрольную лампу; Х4, Х5, Х7 – фазы статорной обмотки генератора; Х8 – “+” аккумуляторной батареи.

ИЖ Планета-5 (электронная система зажигания) 1, 13, 28, 32 – лампы А 12-21-3 фонаря-указателя поворота; 2, 14, 27, 33 – фонари-указатели поворота; 3 – контрольная лампа А 12-1 “дальний свет”; 4 – лампа А 12-4 – стояночного света; 5 – фара; 6 – лампа А 12-45-40 дальнею – ближнего света фары; 7 – контрольная лампа АМН 12-3-1 указателя поворота; 8 – контрольная лампа А 12-1 “нейтраль”; 9 – контрольная лампа А 12 “масло”; 10 – лампа АМН 12-3-1 освещение спидометра; 11 – спидометр; 12 – щиток приборов; 15 – комбинированный переключатель (правый переключатель); 16 – выключатель “стоп-сигнала” тормоза переднего колеса; 17 – выключатель зажигания; 18 – звуковой сигнал; 19 – прерыватель указателей поворота; 20 – свеча зажигания; 21 – свечной наконечник; 22 – катушка зажигания; 23 – коммутатор; 24 – предохранитель; 25 – генератор; 26 – датчик; 29 – лампа А 12-21-4 стоп-сигнала; 30 – задний фонарь; 31 – лампа А 12-5 заднего габаритного фонаря мотоцикла; 34 – выключатель “стоп-сигнала” тормоза заднего колеса; 35 – выпрямитель-регулятор напряжения; 36 – конденсатор 2200 мкф 63В; 37 – аккумуляторная батарея; 38 – клапан-датчик подачи масла; 39 – включатель лампы “нейтраль”; 40 – переключатель сигнализации (левый переключатель).

1 – фара ФГ 137Б2; 2 – лампа 12-45-40; 3, 4, 11, 12 – лампы А 12-1; 5 – звуковой сигнал С205Б; 6 – термореле включения электровентилятора 661.

3710; 7 – электровентилятор; 8 – выключатель лампы “нейтраль”; 9 – лампа А 12-4; 10, 13 – лампа АМН 12-3-1; 14 – комбинированный переключатель (правый переключатель); 15 – выключатель ИЖВК 103; 16, 28, 32, 35, 39 – лампы А 12-21-3; 17, 29, 34, 38 – фонари -указатели поворота; 18 – датчик сигнализатора перегрева ТМ111; 19 – выключатель зажигания; 20, 23 – свечи зажигания; 21, 24 – свечные наконечники; 22, 25 – катушки зажигания; 26 – генератор ГП7; 27 – выпрямитель-регулятор напряжения БПВ14-10; 33 – лампа А 12-5; 30 – выключатель ИЖВК107; 31 – задний фонарь 111.3716; 36 – аккумуляторная батарея; 37 – предохранитель; 40 – переключатель сигнализации (левый переключатель); 41 – прерыватель указателей поворота.

Электросхема ИЖ юпитер – второй вариант

Электросхема ИЖ 49

Электросхема мотоцикла ИЖ Юнкер

РЕМОНТ АВТОЭЛЕКТРОНИКИ ЗАРЯДНЫЕ УСТРОЙСТВА ДЛЯ АКБ

Актуальная схема проводки ИЖ Планета 5 и ее проблемы

Электрооборудование и схема проводки мотоцикла дорожной версии иж планета 5

Схема проводки ИЖ Планета 5 не отличается сложностью, и человеку даже с небольшим опытом вполне реально самостоятельно проверить её исправность и выполнить ремонт. Достаточно знать принцип работы и её основные проблемы, с которыми часто встречаются владельцы мотоцикла ИЖ П5.

Как сделана проводка ИЖ Планета 5

Большая часть эксплуатирующихся сегодня мотоциклов Планета 5 оснащена бесконтактной системой зажигания. Это делает возможным использование мотоцикла даже без аккумулятора — но при этом не будут работать приборы освещения и указатели поворотов.

Некоторые владельцы самостоятельно убирают аккумулятор или вынимают основной предохранитель, если схема электрооборудования повреждена и нет времени или желания с ней разбираться.

Но, согласно действующих ПДД, эксплуатация мотоцикла с подобными неисправностями запрещена, и поэтому проводка Планета 5 всегда должна быть в идеальном состоянии.

Схема электропроводки ИЖ разработана для напряжения 12 Вольт, а не 6, что следует учитывать владельцем мотоциклов. В качестве минусового провода схема использует металлическую раму мотоцикла: все провода имеют положительный заряд, и их замыкание с рамой часто является основной причиной неисправности проводки.

Типовая схема проводки ИЖ Планета

Условно проводку можно разделить на 2 контура: внешние приборы и зажигание.

В мотоцикле используется следующая модель работы: при заведённом двигателе генератор подаёт напряжение на катушки и обеспечивает зарядку аккумулятора. Уже от аккумулятора напряжение идёт к остальным потребителям.

Проблема мотоциклов Планета 5 заключается в отсутствии отдельного блока предохранителей, и часто в случае неисправности приходится проводить ревизию всей электропроводки.

Штатная модель проводки ИЖ планета 5 предусматривает установку предохранителя на плюсовом проводе АКБ.

Поэтому, в случае возникновения неисправностей в работе внешних приборов, но с работающей системой зажигания, следует первым делом проверять именно этот предохранитель.

Одна из наиболее распространённых проблем мотоциклов Планета — потеря заряда АКБ из-за неисправного генератора. Проверить его довольно просто самостоятельно, схема проверки следующая:

Руководствуясь знаниями электропроводки ИЖ Планета 5, легко можно восстановить проводку и на других мотоциклах: проводка ИЖ Юпитер 5 схема и её подключения аналогична.

Техническое обслуживание

Самостоятельно владелец может выполнять некоторые процедуры технического обслуживания:

  • проверять генератор мотоцикла, если в аккумуляторе теряется заряд;
  • выставлять зазор между контактами прерывателя;
  • регулировать качество звукового сигнала.

Потребность в осмотре и корректировке работы проводки возникает, если:

  • мотоцикл двигется под дождем длительное время, так как это вызывает окисление контактов;
  • мотоциклист ездит по местности, на которой много растительности, повреждающей проводку;
  • водитель катается в зимнее время по снегу, который может налипнуть на детали электропроводки и повредить их.

Самостоятельная проверка генератора мотоцикла Планета 5 при потере заряда

Причиной потери заряда в аккумуляторе ИЖ Планета 5 чаще всего является поломка генератора.

Для проверки своими руками необходимы:

Пошаговая инструкция

Необходимо следовать следующим этапам:

  1. Отключить провода от аккумулятора и демонтировать крышку генератора.
  2. Отсоединить 5 верхних проводов от генератора, открутив перед этим их крепления. Для того чтобы не перепутать провода при сборке, стоит их пометить.
  3. Измерить сопротивление обмоток, используя мультиметр в режиме омметра. Для этого нужно прикоснуться одним щупом к корпусу, а другой следует подключать по очереди к 3 проводам обмотки. Должны отсутствовать короткие замыкания, о чем будет свидетельствовать надпись на экране мультиметра.
  4. Протестировать сопротивление между контактами статора: необходимо по очереди прикасаться к ним щупами мультиметра. Значение на экране должно быть 8 Ом.

Наличие короткого замыкания на 3-м этапе или несоответствие показателей на 4-м будут свидетельствовать о проблемах с генератором.

Фотогалерея: этапы проверки генератора ИЖ Планета 5 при потере заряда в картинках



Этап № 1. Фото отключение генератора от аккумулятора



Этап № 2. Отсоединение проводов от генератора



Этап № 3. Измерение сопротивления обмоток



Этап № 4. Тестирование сопротивления

Как правильно выставить зазор между контактами прерывателя?

Для того чтобы выставить зазор между контактами прерывателя, понадобится:

  • прямая отвертка;
  • гаечный ключ на 10;
  • ключ для свечей;
  • щуп толщиной 0,4 мм (+/– 0,05 мм).
  1. Мотоцикл установить на подставку, коробку перевести в нейтраль.
  2. Снять правую крышку картера и выкрутить свечу зажигания.
  3. Ключом на 10 ухватиться за болт крепления ротора генератора и повернуть коленчатый вал в положение, при котором контакты максимально отдалены.
  4. Ослабить винт прикрепления контакта.
  5. Поместить щуп между контактами и регулировать затяжку эксцентрикового винта до положения, при котором щуп проходит контакты с незначительным сопротивлением.
  6. Затянуть винт прикрепления контакта.

Схема проводки ИЖ Юпитер 5 кажется, совсем простой до первого ремонта. На деле разобраться в хитросплетениях проводов довольно непросто, особенно если приходится менять крупный кусок или всю проводку целиком. Для этих целей обязательно знать или иметь перед собой подробную схему и уже руководствуясь ею проводить ремонт мотоцикла. Ниже, вы узнаете, как выглядит схема проводки ИЖ Юпитер, как ее улучшить, и другую полезную информацию по теме.

Оригинальная и цветная схема проводки ИЖ Планета 3

Электрооборудование и схема проводки мотоцикла дорожной версии иж планета 5

Спустя 4 года с момента появления второй Планеты (1966г.), заводчане внесли в ее конструкцию ряд изменений, призванных улучшить технические параметры и внешний облик мотоцикла. Так на свет появилась ИЖ Планета 3, ставшая для многих наших соотечественников настоящим символом свободы.

Несмотря на преклонный возраст, ИЖ Планета 3 все еще исправно служит владельцам

Отличия от второй Планеты

Для многих современных граждан информация о том, что отечественные мотопроизводители неустанно трудились над улучшением своих моделей в эпоху тотального дефицита, может оказаться неожиданной.

Обратите внимание! Факт имеет место, более того, подкреплен официальными документами, в частности 1970N04P16-17 – это исходящий номер заводского информационного бюллетеня, в котором рассказывалось о проведенных изменениях.

На фото – официальные материалы КБ Ижмаша

Мотоцикл нового поколения получил:

Модификации

Но и на этом инженеры-создатели не остановились и, выпустив с конвейера пятимиллионную машину, представили модификацию ИЖ Планета 3-01.

Зеркало и дуги безопасности – отличительные особенности новой модификации

В числе нововведений следует отметить:

Отличительные особенности электрооборудования

Применяемая схема проводки на ИЖ Планета 3 была традиционной, а основные параметры электрооборудования представлены ниже в таблице.

Система зажигания Батарейная, ЗМТР-10

Напряжение сети 6 вольт

Источник электроэнергии Генератор Г-35М7 (позже заменен на модифицированный Г-36М8), 45 Вт

Катушка зажигания ИЖ 56

Реле-регулятор напряжения ИЖ РР-1

Цветная оригинальная схема (кликабельная)

Световые приборы

На мотоцикле ИЖ Планета 3 устанавливались следующие приборы освещения:

  • Левые и правые указатели поворотов с лампами А6-6;
  • Переключатель указателей поворотов П201;
  • Реле-прерыватель поворотов РС-419;
  • Лампы стоп-сигнала А6-15;
  • Лампы габаритных огней А6-2;

Внешний вид приборов и органов управления

  • Переключатель режимов света с кнопкой звукового сигнала П200;
  • Датчик положения трансмиссии (нейтрали) с контрольной лампой А6 0,25;
  • Лампа головного света А6-32+32;
  • Контрольная лампа А6 0,25работы генератора;
  • Лампа габаритного огня А6-2 (переднего);
  • Лампа подсветки шкалы спидометра А6-1;

Световые приборы для моделей с коляской

К уже имеющемуся перечню добавляется:

  • Лампа стоп-сигнала коляски А6-15;
  • Лампа габарита коляски А6-2;
  • Правый указатель поворота коляски А6-6;
  • Передний габаритный огонь коляски А6-2.

Вариант с коляской

На представленном видео вы можете посмотреть ремонт старого мотоцикла, который получил новую жизнь в умелых руках. По уверениям автора видеосюжета, полное восстановление обошлось ему в эквиваленте 130 долларов США. Причем, большую часть работы он проделал своими руками.

Для ремонта нет необходимости иметь специальные стенды и оборудование. Достаточно минимальных знаний электротехники и простейшего авометра (тестера), даже часто можно обойтись только контрольной лампой.

Расскажем подробнее об основных узлах электропроводки и возможных неисправностях. Найти оборванный провод или повреждение изоляции легко (например, плохой контакт всегда греется).

Но обратите особое внимание на то, что схема электрооборудования рассчитана не только на 12 вольт, есть еще высоковольтный кабель (соединяющий катушку и свечу) обычным омметром его не проверишь.

В этом случае смотрим — если искра у вывода катушки и на выходе у контакта свечи. Сейчас подробно о главных узлах проводки Иж планета.

Генератор


На генератор Иж Планета 5 монтируют диодной мост для выпрямления тока и регулятор напряжения собранные одним блоком (в руководствах по схемам электропроводки Иж Планета их даже не выделяют).

Возможные поломки в данном узле:

  1. Проверяется замером их сопротивления токоведущих жил и изоляции. При повреждении генератора он будет ощутимо греться.
  2. — на выходе напряжение будет значительно отличаться от номинального уровня или отсутствовать.
  3. Хотя электро-схема включает защиту от короткого замыкания, случается, что автоматика не срабатывает и чаще всего выгорает выходной транзистор.

Аккумулятор


Аккумулятор в мотоцикле маломощный. У мотоцикла отсутствует стартер, поэтому его задача только подать напряжение на систему зажигания и обмотку возбуждения генератора во время пуска. Благодаря аккумулятору, рассчитанному на 12 вольт, обеспечивается стабильный пуск пятой Планеты, до третей модели проводка была 6-ти вольтовой, а зажигание не всегда четким.

Электрооборудование ИЖ Планета 5

Проводка ИЖ Планета 5 включает в себя:

  • генератор;
  • аккумулятор;
  • систему зажигания;
  • фонари фар;
  • контрольные приборы;
  • элементы коммутации.

Видео: обзор проводки ИЖ Планета 5

Снято пользователем Агроном.

Генератор

Устройство генератора ИЖ Планета 5:

  • регулятор напряжения с выпрямителем БПВ-14-10 — 1;
  • ротор — 2;
  • статор с обмотками — 3;
  • щетки токоснимателя — 4;
  • кулачок системы зажигания (батарейной) — 5;
  • контактный узел системы зажигания — 6.

Генератор преобразовывает механическую энергию бензинового двигателя в электрическую, чем обеспечивает зарядку аккумулятора. Переменный ток вырабатывается 3 обмотками и подается на выпрямитель, который преобразует его в постоянный. В качестве возбудителя используется дополнительная катушка.

Фотогалерея: генератор ИЖ Планета 5 и его устройство



Генератор ИЖ Планета 5



Устройство генератора

Аккумулятор

Для снабжения всех компонентов требуется маломощный накопитель энергии именно на 12 вольт, так как в ИЖ Планета 5 отсутствует стартер. Задача свинцово-кислотного аккумулятора только подать напряжение на систему зажигания и обмотку возбуждения генератора во время пуска.



Аккумулятор

Система зажигания

В ИЖ Планета 5 катушка зажигания преобразовывает низковольтное напряжение в высоковольтное и передает его на свечу. Та, в свою очередь, отвечает за искру, которая детонирует топливо. Чтобы детонация происходила только в нужном положении поршня, существует прерыватель зажигания.



Система зажигания

В заводской комплектации в этой модели установлена классическая система зажигания, которая требует периодической зачистки контактов прерывателя и регулировки зазора между ними.

Установка бесконтактной СЖ на мотоцикл даёт:

  • своевременное мощное искрообразование;
  • снижение уровня вибрации;
  • уменьшение расхода топлива.

Контрольные приборы

На мотоцикле стоят следующие контрольные приборы:

  • тахометр, на котором находятся контрольные лампочки головного света и поворотов;
  • спидометр, показывающий общий и суточный километраж;
  • указатель температуры силового двигателя;
  • вольтметр.



Контрольные приборы

Лампы фонарей фар и приборной панели

В качестве светотехники и для подсветки приборной панели устанавливаются обычные лампы накаливания. За подачу электроэнергии с аккумулятора к лампам отвечают элементы коммутации.

В цепь головного света входят лампы:

  • головного света фары (35 ватт);
  • стояночного света фары (4 Вт);
  • контрольная — синего цвета включения (2 ватт);
  • заднего стоп-сигнала (15 Вт).



Передняя фара

Элементы коммутации

Элементы коммутации — это различного рода переключатели, которые замыкают либо размыкают электрическую цепь. В действие могут приводиться при помощи клавиш на приборной панели (например, поворотники) либо за счет датчиков.

В ИЖ Планета 5 к элементам коммутации относятся:

  • переключатели поворотов;
  • клавиша сигнала;
  • переключатели ближнего/дальнего света фар;
  • датчик нейтральной передачи;
  • замок зажигания;
  • датчики ножного и ручного тормоза.

Система зажигания


Прерыватель зажигания служит для зажигания искры в определенной точке хода поршня. В ранних модификациях электропроводки Иж Планета 5 монтировался контактный, позже электронный.

Основные неисправности данного узла:

  1. Обгорание контактов прерывателя — определяется визуально.
  2. Выход из строя датчика или элементов коммутатора — для обнаружения проще всего применить метод установки заведомо исправного блока. Таким же методом проверяется и клапан-датчик системы смазки.
  3. Неправильно выставленный угол опережения зажигания виден по нечеткой работе мотора. Устраняется регулировкой с помощью специальных щупов.

Катушка зажигания повышает напряжение до нескольких киловольт, чтобы разряд мог зажечь искру на электродах свечи. Вторичная обмотка делается из довольно тонкого провода, чаще всего сгорает он. Хотя возможен и пробой между витками или на корпус. Эти же неприятности могут (но реже) произойти и с первичным контуром. Выявляется все с помощью замеров сопротивления.

Элементы коммутации.

К коммутации относится и электронное реле поворотов Иж. Его неисправность видна по отсутствию прерывания или вообще подачи напряжения на поворотники.

Как видно из всего вышесказанного проводка на Иж Планета без особых секретов и сложных элементов, все ее части легко диагностируются и ремонт не должен вызвать затруднений.

А теперь советуем посмотреть видео, в котором подробно и ясно показана сборка схемы иж планеты 5.

Проверку исправности генератора можно провести на мотоцикле без разборки генератора.

Для проведения работы потребуется мультиметр.

1. Устанавливаем мотоцикл на центральную подставку или боковой упор.

2. Отключаем аккумуляторную батарею, вынув ее предохранитель.

3. Снимаем правую крышку силового агрегата.

Особенности технического обслуживания

Нередко в процессе эксплуатации требуется правильно выставить зазор между контактами прерывателя. Для этого необходимы инструменты и схема, чтобы видеть какие элементы требуется демонтировать.


Совет: хорошим подспорьем в наши дни служит видео по обслуживанию того или иного узла мотоцикла. Например, на нашем сайте есть материалы по обслуживанию нескольких марок и моделей, и вы сможете почерпнуть из них нужные вам сведения (см., например, статью о электропроводке Ява 350).

Алгоритм действий следующий:

  1. устанавливаем мотоцикл на подножку;
  2. включаем нейтраль;
  3. выкручиваем свечу зажигания из цилиндра;
  4. снимаем крышку картера двигателя;


  1. проворачиваем коленвал до тех пор, пока контакты не окажутся максимально разомкнутыми;
  2. с помощью отвертки ослабляем затяжку стопорного винта;
  3. используя специальный щуп, выставляем зазор 0,35-0,45 мм и фиксируем его винтом;
  4. собираем все обратной последовательности;


  1. включаем зажигание и запускаем двигатель. Его устойчивая работа на холостом ходу свидетельствует о правильно выполненной регулировке.

Вообще вся проводка ИЖ Планета 5 своими руками перебирается очень легко.

Необходимость в такой работе часто возникает при эксплуатации мотоцикла:

  1. в сырую погоду двигаясь под дождем длительное время (окисление или отсыревание электрических контактов);
  2. при поездках по пересеченной местности, изобилующей растительностью и кустарниками (механические повреждения проводки);
  3. при эксплуатации в зимнее время (снег и слякоть налипают на провода и могут их повредить).

Нередко при эксплуатации страдает и звуковой сигнал. Его неисправности проявляются сами в виде ухудшения качества звучания.

Чтобы восстановить его работоспособность необходимо выполнить следующую процедуру:

  1. ослабляем с помощью рожкового ключа контргайку;
  2. включаем зажигание;
  3. нажимаем на кнопку включения звукового сигнала;
  4. с помощью отвертки регулируем тональность;
  5. повторяем процедуру до тех пор, пока не получим чистого и громкого звучания;
  6. затягиваем контрольную гайку.

Выводы: выражаем уверенность, что данная статья поможет вам в обслуживании мотоциклов семейства ИЖ (см. также статью о схеме проводки ИЖ Юпитер 5). И прилагаемые схемы, и описание позволят не совершить ошибок по время работы.

Данная статья написана в помощь тем мотолюбителям, которые решили сами найти и устранить неисправность в системе заряда аккумулятора на мотоциклах ИЖ 12в.

Из специальных приборов понадобится самый простой тестер с функцией прозвонки (пищалка) и измерением сопротивлений. Если данного прибора у вас нет, то можно воспользоваться лампочкой с батарейкой для определения контакта или разрыва в цепи.

При этом на мотоцикл необходимо поставить хорошо заряженный аккумулятор, либо запитать бортовую сеть от другого внешнего источника питания постоянным напряжением 12 в. Прежде всего проверяем наличие напряжения при включенном замке зажигания на плюсовой клемме реле регулятора. Там должно быть +12в.

Статор генератора 281.3701 мотоциклов ИЖ

Статор устанавливается на правую половинку картера двигателя и фиксируется тремя болтами. Станина изготовлена из специальной листовой стали. Имеет 18 мест в виде зуба для намотки фазных обмоток. Фазная обмотка выполнена одним цельным проводом диаметром 0,9 мм и намотана на шести зубьях. На каждом зубе намотано 20 витков медного провода. Всего на обмотке шесть зубцов, соответственно намотано 120 витков. Таких обмоток три. Соединение, обмоток выполнено звездой. Выводы фазных обмоток подсоединяются к клеммам гребенки.


Статор генератора закрывается крышкой из алюминиевого сплава. На крышке имеются специальные места, и резьбовые отверстия, куда устанавливаются держатель угольных щеток. Прерыватель с конденсатором для образования искры. Специальная гребенка для соединительных проводов.


Ротор генератора 281.3701

Ротор генератора 1 находится внутри статора. Устанавливается на коленчатый вал с помощью болта 3 и шпонки 5. На сердечник ротора намотана обмотка возбуждения 6 медным провод диаметром 0.56 мм, сделано 600 витков. Сопротивление обмотки примерно 6.4 ом. Для контакта с обмоткой применены два медных кольца 2 и угольные щетки. Выполняют работу токосъемника.

Проверка генератора иж планета

Как снять ротор генератора 281.3701

На вал ротора в специальное гнездо устанавливается в одно положение кулачок 4 прерывателя и фиксируется крепежным болтом 3. Под этим кулачком есть резьба, которая предназначена для снятия ротора с коленчатого вала. Чтобы снять ротор нужно в резьбу закрутить винт от приспособления разборки цепи. Приспособление находится в инструменте мотоцикла. Если винта нет, можно подобрать обычный болт с резьбой М10. Единственное условие резьбы должно быть не менее 70 мм. Крутить до тех пор, пока винт не упрется в коленчатый вал. Затем применяем большее усилие для закручивания, и ротор снимается с вала.

Уход за генератором

Сводится к визуальному осмотру, чистке.

В первую очередь нужно уделить внимание деталям подверженным износу. Угольные щетки токосъемника быстрее других деталей изнашиваются. Требуют регулярной проверки и в случае износа меняются. Контактные кольца токосъемника нужно содержать в чистоте. Чистить наждачной шкуркой и надфилями нельзя. Можно применять самую мелкую стеклянную шкурку.

Контакты прерывателя периодично проверяются на величину зазора, который указан в инструкции. Для Планеты 4 зазор 0,4 – 0,6 мм. В случае обгорания контакты выравниваются, затем шлифуются до зеркального блеска.


Генератор мотоциклов ИЖ 281.3701

На мотоциклах ИЖ начиная с четвертой Планеты, устанавливается генератор переменного тока 281.3701, Представляет собой современный трехфазный электрический источник электроэнергии. Данный источник служит для питания электроприборов освещения, сигнализации, зажигания. Совместно с выпрямителем регулятором БПВ-14-10 подзаряжает аккумулятор. Генератор состоит из двух частей статора и ротора.


. Переделка генератора с 6 на 12 вольт.

. Переделка генератора с 6 на 12 вольт.

В планах установка оптического БСЗ (продаёцца тут у нас) и обильная езда без разрядки с возможностью безопасно держать низкие обороты.

/добавлено 04.08.05/ Сходил в магазин запчастей (думал, просто не успею в пределах дней 5 туда попасть, потому тему и открыл). Переделка не возможна, по крайней мере малой кровью. Диаметр 6-вольтового генератора значительно меньше, обмотки абсолютно разные. Короче, куплю заффтра переходник и поставлю 12-вольтовый. Об установке оптического БСЗ напишу статью, если чего дельное выйдет. Тему можно закрывать.

Статор генератора 281.3701 мотоциклов ИЖ

Статор устанавливается на правую половинку картера двигателя и фиксируется тремя болтами. Станина изготовлена из специальной листовой стали. Имеет 18 мест в виде зуба для намотки фазных обмоток. Фазная обмотка выполнена одним цельным проводом диаметром 0,9 мм и намотана на шести зубьях. На каждом зубе намотано 20 витков медного провода. Всего на обмотке шесть зубцов, соответственно намотано 120 витков. Таких обмоток три. Соединение, обмоток выполнено звездой. Выводы фазных обмоток подсоединяются к клеммам гребенки.


Статор генератора закрывается крышкой из алюминиевого сплава. На крышке имеются специальные места, и резьбовые отверстия, куда устанавливаются держатель угольных щеток. Прерыватель с конденсатором для образования искры. Специальная гребенка для соединительных проводов.


Этапы доработки электрооборудования

Вся процедура перехода на без аккумуляторную схему сводится к:

  1. Замене компонентов на 12 вольтовое оборудование;
  2. Переделке генератора, а иногда и его заимствовании с другой модели;
  3. Замене ламп с 6В на 12 В.

Справочно: схема проводки на ИЖ Планета 3 существенно не меняется – заменяются лишь цепи генератора, катушки и реле-регулятора напряжения.

Генератор

Основная сложность переделки генератора заключается в изготовлении специального промежуточного кольца. Для этого требуется помощь токаря – кольцо вытачивается на токарном станке .


  1. Просверливаются два 6 мм отверстия — для возможности закрепления кольца на правой половине картера;
  2. Для крепления генератора к кольцу просверливаются три М5;
  3. На кольце вырезается сегмент, облегчающий установку под перегородкой правой половины картера;
  4. Вырезы под приливы крышки картера делаются справа и снизу.

На схеме цифрами обозначено:

  1. Картер – правая половина;
  2. Коленвал силового агрегата;
  3. Винты крепления промежуточного фланца;
  4. Сам промежуточный фланец;
  5. Изготовленная из жести конусная втулка (S 0,8 мм);
  6. Статор генератора;
  7. Винты М5 крепления генератора;
  8. Ротор генератора;
  9. Датчик вращения;
  10. Болт крепления ротора.

Ротор генератора 281.3701

Ротор генератора 1 находится внутри статора. Устанавливается на коленчатый вал с помощью болта 3 и шпонки 5. На сердечник ротора намотана обмотка возбуждения 6 медным провод диаметром 0.56 мм, сделано 600 витков. Сопротивление обмотки примерно 6.4 ом. Для контакта с обмоткой применены два медных кольца 2 и угольные щетки. Выполняют работу токосъемника.


Как снять ротор генератора 281.3701

На вал ротора в специальное гнездо устанавливается в одно положение кулачок 4 прерывателя и фиксируется крепежным болтом 3. Под этим кулачком есть резьба, которая предназначена для снятия ротора с коленчатого вала. Чтобы снять ротор нужно в резьбу закрутить винт от приспособления разборки цепи. Приспособление находится в инструменте мотоцикла. Если винта нет, можно подобрать обычный болт с резьбой М10. Единственное условие резьбы должно быть не менее 70 мм. Крутить до тех пор, пока винт не упрется в коленчатый вал. Затем применяем большее усилие для закручивания, и ротор снимается с вала.

Уход за генератором

Сводится к визуальному осмотру, чистке.

В первую очередь нужно уделить внимание деталям подверженным износу. Угольные щетки токосъемника быстрее других деталей изнашиваются. Требуют регулярной проверки и в случае износа меняются. Контактные кольца токосъемника нужно содержать в чистоте. Чистить наждачной шкуркой и надфилями нельзя. Можно применять самую мелкую стеклянную шкурку.

Контакты прерывателя периодично проверяются на величину зазора, который указан в инструкции. Для Планеты 4 зазор 0,4 — 0,6 мм. В случае обгорания контакты выравниваются, затем шлифуются до зеркального блеска.

Неисправности генератора

Здесь рассмотрим неисправности только генератора ИЖ 281.1701. Сначала запишем симптомы неисправности мотоцикла. Следующая запись будет возможная неисправность генератора.

1. Не горит контрольная лампа в панели приборов. — Щетки генератора стали плохо двигаться пропал контакт между щеткой и кольцом или оборвался провод у щетки.

2. Контролька все время горит. — Вышла из строя обмотка возбуждения. Генератор не работает.

3. Двигатель на средних оборотах контролька горит слабо. — В статоре генератора произошло замыкание фазных обмоток.

4. Перебои в работе двигателя. Искра не постоянная. — Не правильная регулировка контактов. Вышел из строя конденсатор.

5. У двигателя упала мощность. — Сбилась регулировка в контактах. Не правильно установлено зажигание.

6. Не заводится двигатель или быстро глохнет. — В контакты попал токопроводящий мусор. Возможно, неисправен конденсатор.

Для просмотра онлайн кликните на видео ⤵

Как снять генератор мотоцикла ИЖ.Подробнее

Как заменить генератор и якорь мотоцикла ижПодробнее

Как быстро снять якорь.Иж Планета . Иж ЮпитерПодробнее

Как снять якорь генератораПодробнее

ИЖ планета 5, нет зарядки из-за щёткиПодробнее

Как снять якорь генератора Иж Юпитер ПланетаПодробнее

Как быстро и просто снять якорь генератора мотоцикла Ява 634?Подробнее

Руководство по снятию ротора ИЖПодробнее

Генератор иж планета 5 как подключить [2021] / как установить генератор иж планета 5 [2021]Подробнее

Снятие и установка ротора. Замена генератора на мотоцикле Минск. Тест китайского генератораПодробнее

снимаем ротор генератора с ИЖ Юпитер\ПланетаПодробнее

Иж 5 1 Способ как можно проверить генератор мотоцикла рабочий он или нет.Подробнее

Как снять якорь статор генератора jawa 634 638 350 360 старушка иж юпитер иж планетаПодробнее

Переделка электросхемы на работу без аккумулятора

В отличие от автомобилей, имеющих закрытое расположение двигателя и электропроводки, детали мотоцикла ИЖ Планета 3 больше других подвержены воздействию внешних факторов:

  1. Дождю и снегу;
  2. Прямым солнечным лучам;
  3. Механическим повреждениям от кустарников.

Особых хлопот владельцам доставляет штатная аккумуляторная батарея, которая ко всему прочему достаточно капризна и в обслуживании (см. также схему проводки мотоцикла Урал).

Заводская инструкция предусматривает:

  1. Необходимость постоянной проверки уровня электролита в банках, т.к. при наклонах мотоцикла он неизбежно вытекает;
  2. Необходимость постоянной проверки плотности электролита. Это вынуждает владельцев мотоциклов иметь под рукой ареометр, дистиллированную воду и соляную кислоту для восстановления своими руками нужной плотности.

Переделка системы энергоснабжения мотоциклов ИЖ-Юпитер 4. 5 и ИЖ-Планета 4. 5

Переделка системы энергоснабжения мотоциклов ИЖ — Юпитер и ИЖ — Планета.

В практике автоэлектрика иногда встречаются случаи, которые в милиции называются „висяк“. Надеюсь, объяснять, что это такое, не надо. К таким, безусловно, в моей практике относится система электроснабжения мотоциклов ИЖ — Юпитер и ИЖ — Планета от 4-й до 7-й серии. Вроде бы, несложная система, но это не система, это осколок советского времени. Очень немного времени, на мой взгляд, занимает диагностика неисправности при исчезновении „зарядки“: в 90% случаев это отказ блока выпрямитель — регулятор напряжения. В нём, как правило, пробивает тиристоры, которые выполняют роль ключевых элементов в цепи обмотки возбуждения. Оставшиеся 10%, в основном, это износ графитовых щёток цепи обмотки возбуждения. Остальное, в принципе, „экзотика“:)) типа обрыва или пробоя. При этом, после ремонта, мотоциклист, будучи предупреждён о том, что нельзя проверять работоспособность отремонтированного узла отсоединением аккумулятора, „тайком“ от мастера всё — таки проверяет таким образом наличие „зарядки“, что примерно в половине случаев приводит к повторному обращению либо к „рекламации“ на предмет низкого качества проделанной работы. После многочисленных попыток переломить ситуацию в корне, вырисовалась такая схема (см. рис.1. 3):

рис.1. Вариант зарядки с интегралкой.

рис.2. Вариант зарядки с РР

Мне подумалось, а чем, собственно, в энергопитании, мотоцикл отличается от автомобиля? Да практически ничем! Те же альтернатор (генератор переменного тока), выпрямитель, регулятор напряжения, аккумулятор. Но практика показала, что отличия таки есть, и довольно существенные: У мотоцикла, в силу того, что генератор „сидит“ на валу двухтактного двигателя, очень неровная осциллограмма работы генератора, ведь двухтактник, да к тому же с цепным приводом и, практически, без маховика, вращается очень неравномерно. Это — то и приводит к тому, что начисто сбивается работа многих регуляторов напряжения, например, РР-362Б1(рис.4),

которое применяется в отечественных грузовых автомобилях и тракторах, а также встречается на многих сравнительно старых отечественных легковых автомобилях, как недорогой и надёжный заменитель штатных регуляторов напряжения. Осмелюсь сообщить, что у меня всегда имеется в запасе как минимум одно такое, поскольку во многих случаях, по соотношению цена — качество ему в нашей местности при ремонте вышеупомянутой категории транспорта просто нет альтернативы, да чинится оно легко и дёшево: вскрывается корпус, заменяются транзисторы КТ816 и КТ837. А теперь закономерный вопрос: почему я так долго „мусолю“ тему об этом реле — регуляторе? А ответ очень прост: это один из первых отечественных транзисторных регуляторов напряжения, где применена триггерная схема управления ключевыми транзисторами. А многие поздние образцы регуляторов, несмотря на внешние отличия в виде других плат, корпусов и размеров, копируют именно его схемотехнику, поскольку регулятор РР-362Б1 и вправду очень удачный. Но мотоциклетный генератор выдаёт импульсы, которые начисто сбивают работу составного динистора на комплементарных транзисторах КТ315, КТ361. В итоге регулятор никак не влияет на нулевой зарядный ток:))) Была предпринята попытка ввести в схему конденсаторы, зацепив их параллельно диодам выпрямителя, но особой разницы не замечено. Тогда начались поиски другого регулятора. При поиске отдавалось предпочтение минимальной цене при максимальной работоспособности узла. В итоге себя хорошо проявили такие узлы: (1)интегралка Я112В1 (так называемая „шоколадка“)(рис.5)

причём строго ещё советская, либо из тех, что стоят в новых тракторных генераторах, довольно, кстати, дорогих. Отличительная особенность того, что нужно — наличие небольшой дырочки на крышке ИРН сверху, через которую ИРН залит компаундом. А те, что „загорают на витринах магазинов в неглиже“, сгорают сразу:((. (2)Также, так называемая „таблетка“(рис.6),

входящая в состав щёткодержателя генератора ВАЗ-2108 -09 -099. В магазинах её так и называют, щёткодержателем. Причём, желательно, производства „BOSCH“ или от генератора „Mercedes“. Наш регулятор в последнюю очередь. (3)Также, как это ни странно, какие — то дешёвенькие регуляторы, навроде „шоколадки“, даже с SMD — монтажом под оргстеклом, только оформленные для отдельной установки. Это регуляторы РР-362Б1-03 (рис.7)

Когда они попали ко мне в руки, маркировки на них, кроме букв „ВЗ“ , „Ш“ и „М“ никакой не было, и мне поневоле вспомнился кот Матроскин и его документы (усы, лапы и хвост). Но они, если исправны, работают. После всех переделок напряжение в бортсети мотоцикла становится по настоящему стабильным, что положительно сказывается на работе мотоцикла в целом: лёгкий пуск даже на разряженном аккумуляторе, сравнительно редко обгорающие контакты зажигания и, как следствие, немного меньший расход топлива, мощный свет. Да и на обслуживание приходится тратить меньше времени. О введении реле в цепь питания катушек зажигания в своё время было сказано немало на страницах журналов „За Рулём“ и „Мото“. Потому особо заострять на этом Ваше внимание не буду, но желающие могут проверить полезность реле так: сначала надо замерить напряжение на клеммах аккумулятора мотоцикла и сравнить его с тем, что доходит до катушек зажигания. Обычно соотношения такие: 12. 13 v на аккумуляторе и 8. 9 v на катушках ! И это при штатной, заводской схеме через год — два эксплуатации! Неудивительно, что мотоцикл так неохотно заводится! Мотоциклисты эту проблему решают часто так: устанавливают на мотоцикл катушки зажигания на 6 v. Тогда байк заводится. А если установить реле, то тогда возможен запуск и от 6 v, и даже от 4 v, как один из переделанных мною образцов! Ещё одно слабое место штатной схемы электрооборудования мотоциклов — это то, что ВЕСЬ зарядный ток идёт от генератора на аккумулятор через замок зажигания! И здесь же находится коммутация цепей света! Неудивительно, почему замки зажигания отечественных мотоциклов так часто выходят из строя! Неужели эту проблему нельзя было не то, чтобы решить, а вообще не создавать?

Тюнинг мотоцикла Иж. Переделываем Иж на 12В систему зажигания.

Несмотря на то, что на дворе уже 21-й век еще много осталось мотоциклов с 6-ти вольтовой системой зажигания. Слабый свет головной фары делает езду в темное время суток совсем не безопасной. Запчасти на 6-ти вольтовую систему зажигания уже давно не выпускаются. Найти замену вышедшему из строя генератору или реле заряда практически не возможно, хотя сам мотоцикл еще вполне может послужить своему владельцу. Для перехода на 12 вольт необходимо подготовить следующие вещи: аккумулятор на 12В, генератор 12В, реле заряда 12В, кусок проводки от генератора к реле заряда от мотоцикла Иж с 12-ти вольтовой системой зажигания, катушки зажигания тоже нужны 12В, все лампочки и реле поворотов тоже подлежат замене на 12 В.
Необходимо так же изготовить переходную пластину.

После того, как все необходимые принадлежности в наличии, начинаем демонтаж старого генератора и реле заряда. Меняем так же катушки зажигания на 12 в. Устанавливаем переходную пластину в места крепления старого генератора на правой крышке картера. Устанавливаем новый якорь на вал. Новый генератор крепим к переходной пластине.

Новое реле заряда ставим на место старого, при необходимости переделываем точки крепления реле к раме мотоцикла под сиденьем.

Соединяем реле заряда с генератором пучком имеющихся проводов. Все тщательно изолируем. Провода с контактов оставляем из старой проводки, их подключаем к минусам катушек зажигания. Подключаем новый аккумулятор, проверяем искру на свечах, размыкая контакты. Выставляем опережение зажигания как обычно и запуск! Меряем напряжение в сети мотоцикла тестером. При правильно собранной схеме в работающем двигателе напряжение должно быть около 14 – 14,5В.

Теперь у нашего мотоцикла появилась возможность установки БСЗ вместо контактов, чего раньше мы не могли себе позволить, но это уже другая тема. Всем удачи на дорогах!

Редакция журнала благодарит Хорешко Дмитрия за любезно предоставленные материалы для статьи.

Если у Вас есть чем поделиться с читателями и Вы желаете опубликовать на нашем сайте свой рассказ или фотоотчет о путешествиях, присылайте, пожалуйста, материалы на адрес:

Читайте также: