Как снять рулевую сошку на мазе

Обновлено: 05.07.2024

Рулевое управление МАЗ 5440. Устройство

Рулевое управление МАЗ 5440 состоит из:

  1. рулевого механизма;
  2. распределителя;
  3. колонки;
  4. рулевого колеса;
  5. силового цилиндра;
  6. насоса;
  7. масляных баков;
  8. шлангов.

Гидроусилитель, в свою очередь, в своей конструкции с силовым цилиндром, включает узлы: соединяющий трубопровод, нагнетающий насос, распределитель, отвечающий за поток рабочей жидкости, силовой цилиндр. На левом лонжероне большегруза крепятся силовой цилиндр и распределитель. Один конец штока прикреплён к раме, а другой — с поршнем перемещаются внутри цилиндра. Золотник и шарнир со стаканами — это конструкция распределителя, крепящегося к цилиндру резьбовым соединением. Пазы золотника соединяются с трубопроводами, внутри которых масло подаётся от нагнетающих насосов.

Возможные неисправности рулевого управления и способы их устранения

К возможным неисправностям и способам устранения рулевого управления большегруза МАЗ 5440 можно отнести:

Увеличение усилия рулевых колёс с неравномерным их вращением.

Когда во время движения или при повороте колёс ощущаются рывки, либо данное действие приходится совершать с усилием, это может говорить о слабом натяжении насосных приводящих ремней, или о том, что масло в системе заканчивается. Как способ устранения проблем: долить масло, отрегулировать ремни. Если осмотр не выявил проблемы в обозначенных местах, стоит обратить внимание на клапан плунжера расхода давления, который мог просто загрязниться. Как следствие, стоит тщательно его прочистить.

Плохая управляемость в целом.

К признакам поломки гидроусилителя относятся:

Самопроизвольный поворот колёс.

Достаточно проверить работу механизмов, связанных с функционированием золотника.

Отдача в руль на неровной поверхности.

Как правило, в масляный фильтр, при возникновении таких неисправностей, попадает воздух. В данном случае необходимо прокачать воздух, выполняя процедуру на минимальных оборотах, закрывая и открывая перепускной клапан у рулевого механизма. Дополнительно, не заглушая двигатель, следует поворачивать руль до крайних положений вправо и влево. Останется открыть перепускной клапан и выпустить попавший воздух. Таким образом процедуру следует повторить несколько раз.

Стоит помнить: любая возникшая неисправность может привести к поломке прямо во время движения.

Рулевое управление в целом

Когда автомобиль двигается прямо, золотник находится в нейтральном положении. Из насоса рабочая жидкость поступает к расточке, находящейся посередине, по маслопроводу корпуса золотника и посредством маслопровода на слив через две крайние расточки. Рабочая жидкость заполняет реактивные камеры и полости силового цилиндра через плунжеры и каналы в корпусе.

Когда поворачивается рулевое колесо против часовой стрелки и, как следствие, входного вала, втулка с золотником перемещается по оси вверх по шлицам вала. Пока давление незначительное, торсион, воздействующий на вал, создаёт усилие на рулевом колесе. Золотник перемещается благодаря винтовому соединению, которое в целом не нагружается. Как только золотник перемещается до зазора, рабочая жидкость перестаёт поступать к кольцевой крайней расточке. Она поступает к средней и через трубопровод, минуя канал в корпусе, в силовой цилиндр, его подпоршневую полость. Благодаря этому, сошка с валом сектора поворачивается, воздействуя через продольную тягу на поворот колеса влево. Далее рабочая жидкость по маслопроводу и каналу в корпусе из штоковой полости в силовом цилиндре поступает в крайнюю кольцевую расточку и через маслопровод в масляный бак.

Когда колесо поворачивается по часовой стрелке, втулка и золотник перемещаются вниз, а жидкость к крайней кольцевой расточке прекращает поступать. Она, через среднюю расточку, по каналу и маслопроводу поступает в цилиндровую полость. Шток и поршень перемещаются, поворачивая сошку против часовой стрелки, тем самым посредством силовой тяги поворачивают колёса. После этого жидкость возвращается обратно в масляный бак.

Когда увеличивается момент сопротивления поворота управляемых колёс, в системе и реактивных камерах давление рабочей жидкости также увеличивается, вызывая на рулевом колесе увеличение усилия. Такое положение создаёт у водителя ощущение под названием "чувство дороги".

Когда насос не работает, либо, когда эффективность гидроусилителя недостаточна, в щлицевом соединении двух валов выбирается "п"-зазор. Усилие, в данном случае, передаётся к колёсам как при ручном управлении, но без усилителя. В данном случае рабочая жидкость обратным клапаном перепускается в силовом цилиндре из одной полости в другую.

Рулевой механизм

Рулевой механизм, включает: шариковую гайку-рейку и винт, которые находятся с зубчатым сектором в зацеплении. Канавки на гайке и винте образуют спиралевидный канал, заполняющиеся высокоточными шариками при сборке руля. Зубчатый сектор расположен в подшипниках скольжения, которые запрессованы во втулки. Зубчатое зацепление — регулируемое поворотом втулок, за счёт смещения осей наружной поверхности втулок и отверстий подшипников. Регулируется натяжение подшипников прокладками.

Гидроусилитель, встроенный в рулевое управление МАЗ 5440, золотникового типа. Корпус золотника имеет 3 расточки в виде кольца. Средняя (в её канал ввёрнут обратный клапан) отвечает за подвод от насоса рабочей жидкости, а крайние — с отводом жидкости. 3 реактивных камеры корпуса вмещают плунжеры, строение которых позволяет им перемещаться по оси. Золотник, установленный в отверстии центрального корпуса, закреплён на втулке упорными подшипниками, а она в свою очередь без зазора сбоку соединена шлицами с винтом рулевого механизма. Строение предполагает свободное осевое перемещение. С входным же валом втулка соединяется винтом, а вот соединение винта и вала уже выполнено с зазором, который обеспечивает полный ход золотника. Дополнительно входной вал соединён с винтом рулевого механизма торсионом.

Повышенный угловой люфт входного вала

Проблема повышения углового люфта входного вала распространена, так как появляется после определённого эксплуатационного срока. Вариантов устранения несколько: можно отрегулировать натяжение подшипников и надёжно зафиксировать гайку-рейку на сектор. Другой вариант — заменить винт со всеми деталями.

Течь масла по манжетам входного вала и вала сектора

Через манжеты валов течь масла у большегруза МАЗ 5440 может обнаружиться внезапно. Причин такой поломки может быть четыре:

В целом, необходимо тщательно проверять детали, и производить их замену.

Люфт в соединении входного вала и винта с торсионом

Наличие люфта проверяется поворотом входного вала вправо и влево до того, как торсион начнёт закручиваться, застопорив вал сектора в это же время. Отрегулировать люфт необходимо сняв крышку и повернув все вкладыши на один угол по часовой стрелке, тем самым исключив зазор в зубчатом зацеплении. Установить крышки обратно.

Насос рулевого гидроусилителя с клапаном расхода и давления

Силовой цилиндр

У силового цилиндра МАЗ 5440, как правило, изнашивается быстрее всего рабочая поверхность. Поэтому, как только будут замечены глубокие царапины или повреждения на золотнике, штоке или цилиндре, необходимо задуматься о приобретении новых запчастей.

Масляный бак

В масляном баке необходимо проверять уровень масла. Если его недостаточно, следует открыть бак, и во время работы двигателя, наполнить его маслом до верхней отметки на щупе. Останется лишь проверить герметичность системы и, в случае нахождения там воздуха, устранить его.

Рулевая колонка

Рулевая колонка состоит из кронштейна, реек, секторов, самой рулевой колонки, педали и пружины. Когда сначала нажимается педаль, из строя выходит рейка, обеспечивающая регулировку положения колеса исключительно по углу наклона. Далее, когда перемещается педаль на полный ход, из зацепления выходит вторая рейка, которая обеспечивает регулировку положения по высоте и углу наклона рулевого колеса. После того, как рулевая колонка будет установлена в удобное положение, педаль отпускают. Сектор и первая рейка выполняют роль травмобезопасного устройства посредством зубчатого сцепления. При воздействии на них рулевого колеса, зубья срезаются.

Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт


Автомобили ГАЗ


Автомобили ЗИЛ


Автомобили КАМАЗ


Автомобили МАЗ


Автомобили КРАЗ


Автомобили УРАЛ

Система рулевого управления автомобилей Маз-5516, 5440

Рулевое управление автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 включает в себя рулевой механизм с встроенным распределителем, колонку, рулевое колесо, силовой цилиндр, насос, масляный бак, а также шланги.

Рулевой механизм автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 с встроенным распределителем и клапаном ограничения давления рабочей жидкости показан на рисунке 22.

Ось наружной поверхности вкладышей 8, 15 смещена относительно ося отверстия подшипников 11 на величину эксцентриситета "h", что дает возможность регулировать зубчатое зацепление поворотом вкладышей 8, 15.

Регулировка натяга подшипников 29 осуществляется с помощью прокладок 1.

Распределитель гидроусилителя руля - золотникового типа, встроен в рулевой механизм.

Уход за рулевым управлением автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 и его регулировка

Уход за рулевым механизмом заключается в периодической проверке и подтяжке креплений, а также проверке герметичности всех уплотнений. Регулировка натяжения ремней привода насоса на автомобилях с двигателем ЯМЗ осуществляется винтом.

При правильном натяжении прогиб в средней части ремня под усилием 39 Н (4 кгс) должен быть в пределах 10-15 мм. После регулировки винт законтрить гайкой.


Рис.22. Рулевой механизм Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329

1 - регулировочные прокладки; 2 - винт; 3 - гайка-рейка; 4 - корпус 5 - распределитель; 6 - канал; 7 - сектор; 8. 15 - эксцентриковые вкладыши; 9 - штифт; 10. 16. 28 - крышка; 11. 29 - подшипники; 12 -отверстие; 13 - клапан ограничения давления; 14 - кольцевая расточка; 17. 27 - боковая грань; 18, 26 - ролик; 19, 25 - рычаг; 20 - шток; 21 - гайка; 22 - пробка; 23 - корпус; 24 - контргайка; 30 - пробка

При смене масла в гидросистеме, которая производится при ремонте, следует поднять переднюю ось автомобиля. Для слива масла из системы:

- отвернуть заливную пробку и сливную пробку масляного бака, слить масло из бачка и промыть фильтр и бачок дизельным топливом;

- слить масло из картера рулевого механизма, для чего отвернуть пробку 30 (рисунок 22);

- отсоединить от распределителя трубопроводы гидроцилиндра и опустить их в емкость и, медленно поворачивая рулевое колесо вправо и влево до упора, слить масло из гидроцилиндра.

При заливке масла полностью удалить воздух из системы. Для этого залить масло в бачок и медленно повернуть рулевое колесо два раза до упора вправо и влево, пока не прекратится выделение пузырьков воздуха из масла в бачке. Произвести доливку масла при необходимости.

Фильтр масляного бачка при установке двигателя MAN заменить после обкатки, а в дальнейшем менять после каждых 30000 км пробега.

Регулировка рулевого механизма автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329

Регулировка рулевого механизма автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 включает регулировку подшипников винта и регулировку зацепления зубчатого сектора и гайки - рейки.

Регулировку механизма следует начинать с подшипников винта в такой последовательности:

- снять рулевой механизм:

- слить рабочую жидкость из рулевого механизма, отвернув сливную пробку:

- закрепить рулевой механизм в тисках и проушины корпуса в горизонтальном положении вверх сектором;

- поворотом входного вала (рис.22) установить гайкурейку 3 и сектор 7 в одно из крайних положений (левое или правое);

- определить момент, необходимый для проворачивания входного вала по направлению из крайнего положения в среднее (примерно на угол 30°). если момент меньше 0,9 Нм, необходимо отрегулировать натяг в подшипниках 29, уменьшив количество прокладок 1.

После регулировки рулевого механизма автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 момент, необходимый для проворачивания входного вала, должен находиться в пределах 0.9-1,5 Нм (0,10-0,15 кг/см).

Для проверки наличия люфта в зубчатом зацеплении нужно вращением входного вала установить гайку-рейку и зубчатый сектор в среднее положение (полное число оборотов входного вала делится пополам), установить сошку на вал сектора 7.

Покачиванием сошки в обе стороны определить наличие люфта (при наличии люфта слышен стук в зубчатом зацеплении и, кроме того, вал сектора поворачивается, а входной вал неподвижен).

Наличие люфта можно также определить поворотом входного вала влево и вправо до начала закрутки торсиона, застопорив при этом вал сектора.

Для регулировки зубчатого зацепления в рулевом механизме Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 необходимо снять крышки 10 и 16 и повернуть вкладыши 8, 15 по часовой стрелке на один и тот же угол (если смотреть со стороны вала сектора) так, чтобы исключить зазор в зубчатом зацеплении.

Установку крышек 10 и 16 производить таким образом, чтобы штифты 9 вошли в отверстия во вкладышах 8, 15, расположенных в одной диаметральной плоскости с резьбовыми отверстиями в корпусе под крепление крышек.

При незначительном несовпадении отверстий с резьбовыми отверстиями корпуса вкладыши 8, 15 повернуть в ту или другую сторону до совпадения вышеуказанных отверстий, обратив при этом внимание на отсутствие зазора в зубчатом зацеплении. Штифты 9 должны располагаться друг против друга по одной линии.

После регулировки крышки 10, 16 при установке можно повернуть на 90, 180 и 270 градусов относительно первоначального положения.

После установки крышек момент, необходимый для проворачивания входного вала в среднем положении, должен быть в пределах 2,9 - 4,5 Нм (0,29 - 0,45 кг/см).

После проведения регулировочных работ рулевой механизм установить на автомобиль и, подсоединив его к рулевой колонке и гидроцилиндру, проверьте работу рулевого управления.

В процессе эксплуатации допускается увеличение свободного хода рулевого колеса, но не более 18°.

Регулировка углов поворота сектора 7 (рисунок 22), при которых происходит срабатывание клапана ограничения давления 13, осуществляется непосредственно на автомобиле Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 следующим образом:

Для увеличения углов поворота сектора 7 и, следовательно, управляемых колес влево до заданной величины, необходимо отвернуть контргайку 24 до выхода из соприкосновения с корпусом 23, и поворачивать пробку 22 против часовой стрелки, при этом гайка 21 со штоком 20 и рычагом 19 будет перемещаться вниз, обеспечивая удаление ролика 18 от боковой грани 17 сектора 7.

После проведения регулировки контргайку 24 завернуть, придерживая от поворота пробку 22.

Для уменьшения углов поворота сектора 7 и, следовательно, управляемых колес до заданной величины влево, необходимо отвернуть контргайку 24 до выхода из соприкосновения с корпусом 23 и, поворачивать пробку 22 по часовой стрелке, при этом гайка 21 со штоком 20 и рычагом 19 будут перемещаться вверх, обеспечивая приближение ролика 18 к боковой грани 17 сектора 7.

После проведения регулировки контргайку 24 завернуть, придерживая от проворота пробку 22.

Для увеличения или уменьшения угла поворота сектора и, следовательно, управляемых колес до заданной величины вправо аналогичной регулировкой ролик 26 с рычагом 25 удаляется или приближается к грани 27 сектора 7.

Рулевая колонка автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329

Регулировка рулевой колонки автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 по углу наклона и высоте осуществляется при нажатии на педаль 8 (рисунок 23).

В начальный момент нажатия на педаль выходит из зацепления рейка 4 и обеспечивается регулировка положения рулевого колеса только по углу наклона.


Рис.23. Рулевая колонка Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 с кронштейном

1 - кронштейн; 2,4- рейка; 3,5- сектор; 6 - рулевая колонка; 7 - пружина, 8 - педаль

При перемещении педали на полный ход выходит из зацепления и рейка 2, при этом обеспечивается регулировка положения рулевого колеса по углу наклона и высоте.

После установки рулевой колонки в удобное положение рулевого колеса педаль отпустить.

Роль травмобезопасного устройства выполняет зубчатое зацепление рейки 4 и сектора 5. При воздействии на рулевое колесо зубья зубчатого зацепления срезаются.

Чтобы следить за состоянием и исправной работой гидроусилителя, необходимо знать его устройство. Основные составляющие – распределитель, насос и гидравлический цилиндр. Насос поддерживает нужное давление и обеспечивает циркуляцию масла. Он приходит в движение с помощью приводного ремня.

При вращении лопасти захватывают рабочую жидкость, и под давлением перекачивают её в цилиндр. На грузовиках обычно устанавливают гидравлические цилиндры двустороннего действия. Распределитель находится на рулевом валу или на элементах рулевого привода. Он задает направление для специальной жидкости, при повороте руля в разные стороны жидкость подается из одной полости в другую. Вал, торсион и золотник – главные части распределителя. Механизм работы гидроусилителя показан на видео:

Устройство несложное как для опытных водителей, так и для новичков.


Во многих моделях грузовиков, чтобы произвести диагностику гидроусилителя, нужно откинуть кабину. Снять и разобрать ГУР МАЗа по силам любому автовладельцу. В демонтажных работах важно соблюдение техники безопасности.

Заранее приготовьте ветошь, спиртовой раствор, наждачную бумагу и набор инструментов. Перед снятием насоса ГУРа нужно откачать жидкость и убрать приводные ремни. Сложный момент в процессе демонтажа – освободить насос от соединительных шлангов. Вместе с насосом снимается натяжной механизм. При извлечении насоса оцените состояние шлангов на предмет потёртостей. Осмотрите насос после снятия, в его деталях не должно встречаться дефектов. Пришедшие в негодность составляющие лучше заменить новыми. После демонтажа следует очистить от грязи все составные элементы. Теперь можно приступить к ремонту ГУР.

Банальной причиной поломки может быть недостаток масла в бачке насоса. Для решения проблемы достаточно восполнить жидкость до необходимой отметки. Повреждения в системе могут возникнуть из-за засорения фильтра, признаками являются помутнение или пена в бачке. Замените фильтр и полностью промойте систему.

Неисправности бывают обусловлены трещинами, вмятинами, сколами на отдельных компонентах. Небольшие дефекты можно выровнять наждачной бумагой или шлифовальным станком. Элементы с дефектами гораздо проще заменить. При наличии свободного хода отрегулируйте рулевое колесо. Осмотрите состояние винтовых пар, при изношенности – замените детали.

Чтобы удалить воздушные пробки, вам нужно прокачать систему. Поверните ключ зажигания для запуска стартера и включения двигателя. Осуществляйте прокачку на минимальных оборотах двигателя. Открутите перепускной клапан и поворачивайте руль в крайнее правое положение. Потом заполните насос новым маслом и включите двигатель. Добавляйте масло в бачок, но не допускайте образования пузырей воздуха. Закройте припускной клапан и снова поверните руль вправо до упора, а затем влево. Откройте клапан, выпуская воздух, затем снова закрутите и повторите манипуляции с рулем. Сигналом к завершению прокачки станет отсутствие воздушных пузырьков. Простая процедура прокачки поможет повысить эффективность функционирования ГУР и избежать поломок.


Система рулевого управления - важный для водителя механизм. Она требует особого внимания. Обязательно следить за состоянием гидроусилителя. Силовые цилиндры ГУР МАЗа просты в обслуживании, надёжны и долговечны. Но не стоит жалеть времени для проверки герметичности всех соединений и уплотнений шлангов, это гарантия вашей безопасности. Перетянутый приводной ремень приводит к быстрому износу подшипника и втулки, правильно регулируйте уровень натяжения. Не держите руль в крайнем положении больше пяти секунд, это приводит к перенагрузке устройства. Контролируйте уровень жидкости в системе.

Частота замены масла зависит от среднегодового пробега. Следите за данными на одометре. При значении 15-20 тысяч километров достаточно менять масло раз в полугодие. Не экономьте при замене, используйте качественные проверенные марки, рекомендованные производителем авто. Жидкость в системе не должна опускаться ниже критического уровня, иначе ГУР начинает работать в усиленном режиме, и быстро выходит из строя.

Как устранить болтание вала с рулем, МАЗ 5440.

Парни кто разбирал рулевую колонку или может знает как устранить, надоел вал с рулем болтаться! МАЗ 5440.

КОММЕНТАРИЕВ (17)


Дмитрий Иванов 05 марта 2019


Сергей Удальцов 05 марта 2019


Сергей Удальцов 05 марта 2019


Дмитрий Иванов Сергей Удальцов 05 марта 2019

вместе с подрулевыми рычагами ( пворотники и дворники) тогда за руль ненадо хвастаться чтоб в кабинет залезть.! А ели рычаги наместе стоят тогда там втулки вроде хз точно не вникал.


Соломон Исаков 05 марта 2019


Андрей Волков 05 марта 2019


Дмитрий Иванов Андрей Волков 05 марта 2019


Сергей Удальцов 05 марта 2019


Роман Шевцов Сергей Удальцов 05 марта 2019

там болт с телом, надо шайбы подбирать, что б не болтался) эт в случае, если с подрулевыми болтается)


Роман Шевчук 05 марта 2019


Андрей Трачук 05 марта 2019


Димитрий Конычев 05 марта 2019

Надо ставить старого образца! Где руль поднимается за щет болта в центре ! Это самый не убиваймый вариант там идет одна в втулка и ломатчя не чему ! Только крепления замка надо переворить и все ну и руль будет подыматся верх за щет вращения винта . и смазывать можно товотница с боку !!больше вариантов не знаю а если в шлицах болтается то просто обвори по кругу сверху он стянится и болтается не будет )))


Игорь Дамахин 05 марта 2019

Панель другая старого образца, но разницы нет. Я думаю, я года два назад может чуть больше лазил там, все руки поцарапал с..ка короче болт на 8 заточил как клин и куда то впендюрил, до сих пор нормально но руль уже не регулируется но под себя поставил и впендюрил


Димитрий Конычев 05 марта 2019

Как нет они разные внутри в старого образца втулка идет во всю длину а на нового образца см 4 наверное она там вообще роли не играет там два подшипника и все маленьких ! Их разбивает и начинает стучать ! У меня стоит на маз 1994 года родная и не разу не кто не делал и не стучит метров все ! О на новом все разбито было ! И на каждой кочке стучало переделать надо только руль и замок ! за щет болта поднимается будет .


Виктор Тарасов 05 марта 2019

Варить. Все варить нахер и вал наварить и посадочные, чтоб подшипники с натягом от кувалды и колонку заварить и вал в колонке заварить чтоб не крутился и не болтался и шлицы потом заварить и крестовины и двери следом заварить. Купили педерасты трактор ЕЛАЗ, та же фигня - болтается все что можно, ну неужто нет в стране великой токарей, способных попасть в 5 соток. Уже зуд от этого все болтается. и двери болтаются на кочках и гремят в замках и педали болтаются и джойстиков колонки болтаются и рулевая и стрела болтается и салон скрипит и бардачки болтаются и гремят и даже сука ключ в замке зажигания болтается и гремит на холостых. ВСЕ НАХЕР ЗАВАРИТЬ пусть будет экспонат.


Иван Петров Виктор Тарасов 05 марта 2019

Читайте также: