Кто подписывает экспертное заключение по дтп

Обновлено: 07.07.2024

Когда случаются ДТП, важно четко определить необходимые действия для разрешения ситуации с учетом выплат для ремонта транспортного средства.

Желание страховых компаний сэкономить на компенсациях может иметь негативные последствия для пострадавшего лица.

В статье рассмотрим, как происходит оценка авто после аварии страховой компанией, а также узнаем о сроках и проведении независимой экспертизы.

Как происходит оценка авто после аварии страховой компанией?

В случае участия в ДТП, если водитель не является его виновником, возмещение ущерба должна покрыть страховая компания (СК) виновника аварии.

Страховой агент должен назначить оценочную экспертизу, осуществить которую может сама компания, если в ее штате есть эксперт-техник, имеющий специальное образование. Также страховая компания может обратиться в независимую фирму для проведения исследования. Данные действия являются частым явлением, и экспертиза проводится специалистами фирмы, с которой у СК заключен договор. Подробнее о том, чем руководствуется страховая компания при определении размера компенсации и почему занижает стоимость ремонта, читайте тут.

Оценка ущерба включает в себя выявление скрытых повреждений, которые имеют отношение к ДТП. Скрытые дефекты также должны быть внесены в акт.

Нужно ли делать независимую автоэкспертизу и когда?

Обратиться к независимой компании, которая сможет дать объективную оценку поврежденному ТС можно в случае несогласия с расчетами, полученными от страховщиков.

Независимая экспертиза может понадобиться для:

  1. расследования причины ДТП;
  2. установления скрытых повреждений;
  3. составления списка всех необходимых работ для ремонта транспорта после аварии.

Статья 12.1 ФЗ № 40 регулирует проведение экспертизы. Закон определяет ее цели, а также уточняет квалификацию лиц, имеющих право ее осуществлять.

Для проведения исследования такого характера, техническое состояние машины должно оставаться неизменным с момента дорожного происшествия.

Вместе со всеми необходимыми документами, заключение независимой компании должно быть предоставлено страховщикам в обязательном порядке согласно Правил ОСАГО:

  • определение размера убытков, причиненных в результате ДТП;
  • страховая фирма предлагает компенсацию, которая не соответствует сумме ремонта;
  • сумма полноценного ремонта превышает максимальный порог выплат по ОСАГО (400 000 рублей);
  • необходимость в объективной информации в расчетах для виновника ДТП (в случае, когда он не согласен с установленной суммой выплат).

Где и как можно ее сделать?

Осуществить независимую экспертизу лучше всего в узконаправленной компании, которая специализируется только на повреждениях после ДТП.

Поскольку отчет о проделанной работе достаточно емкий процесс, предполагающий перечень повреждений, детальное описание скрытых поломок, расчеты и другую важную информацию, ориентироваться лучше всего на экспертов, составляющих заключения для суда. Здесь велика вероятность отсутствия каких-либо ошибок и неточностей. Также, при необходимости обращения в суд, грамотно составленное заключение будет необходимо.

Выбирать фирму, которая сотрудничает со страховой компанией не стоит, результат может быть составлен с учетом интересов страховщиков.

Критерии выбора независимой фирмы:

  1. Время существования предприятия на рынке. Чтобы избежать сотрудничества с недобросовестными фирмами, а также не стать жертвой неблагонадежных фирм (однодневок), стоит убедиться, что компания не один год занимается этой деятельностью.
  2. Возможность документального подтверждения сотрудничества. При обращении в экспертную компанию, необходимо поинтересоваться заключает ли она договоры на проведение работ и выдает ли чеки по факту их окончания. На компенсацию затрат по проведению независимой оценки можно рассчитывать только при наличии этих документов.
  3. Наличие положительной репутации среди клиентов. Можно изучить отзывы о работе компании и убедиться в ее надежности и профессионализме, а также уточнить процент успешно оконченных экспертиз.
  4. Квалификация и соответствие сотрудников установленным нормам законодательства.

Детальнее о том, как правильно выбрать независимого эксперта, мы рассказывали в этой статье.

Кто проводит?

Провести исследование может как государственное, так и коммерческое предприятие, соблюдая правовые нюансы квалификации сотрудников. К проведению экспертизы может быть допущен только специалист (техник-эксперт), внесенный в государственный реестр.

Требования к таким сотрудникам, с учетом требований к их профессиональным навыкам устанавливаются Приказом Минтранса России от 22.09.2016 № 277.

Эксперты несут ответственность за предоставление некорректной информации и в случае, если результаты недостоверной экспертизы повлекут за собой убытки, технический эксперт обязан их возместить в соответствии с 5-м пунктом статьи 12.1 ФЗ №40.

Правила и порядок процедуры

После выбора компании, где будет производиться исследование, оценочные работы производятся в определенном порядке.

Стоимость проведения независимой экспертизы заказчик оплачивает самостоятельно. Диапазон цен на проведение такого вида услуг начинается от 3 000 рублей и может варьироваться до 10 000 рублей. Стоимость зависит от сложности проведения работ.

Основания для назначения повторного комплексного исследования

Оспорить независимую экспертизу довольно сложно. Это можно сделать если выводы, приведенные в заключении, не соответствуют фактическим обстоятельствам, а также при нарушении закона в ходе проведения экспертизы. В некоторых случаях приходится делать повторную экспертизу чтобы выявить недобросовестную работу после проведения ремонта на СТО, которое сотрудничает со страховой компанией. О проведении независимой экспертизы после ремонта автомобиля можете узнать тут.

Основания для проведения повторного исследования предусмотрены п. 2 ст. 87 АПК РФ:

  1. Наличие необоснованных выводов, недостаточной ясности заключения.
  2. Возникновение сомнений, противоречий в экспертном заключении.

Повторные действия может проводить тот же эксперт или другой специалист. В случаях, когда эксперт не имеет аккредитации в соответствии с требованиями закона, проведенное им исследование будет аннулировано.

Также рекомендуем ознакомиться со всеми нюансами процедуры оценки уязвимости ТС, а еще с тем, какие бывают виды экспертиз при ДТП.

Во время проведения независимой оценки после ДТП очень важно внимательно изучать представленные материалы и присутствовать во время диагностики. Прибегнуть к помощи самостоятельных компаний и получить объективную оценку стоимости нанесенного ущерба стоит для того, чтобы избежать недобросовестного подхода страховой компании и не оплачивать часть ремонта самостоятельно.

Для решения вашего вопроса – обратитесь за помощью к юристу. Мы подберем для вас специалиста. Звоните 👇

Большинство автолюбителей знают, что страховые компании, к сожалению, не часто выплачивают полную стоимость причиненного при дорожно-транспортном происшествии материального ущерба. В результате, полученной суммы страховых выплат не хватает для того, чтобы провести полный восстановительный ремонт поврежденной машины. Решить эту проблему можно при помощи независимой экспертизы.

Что необходимо знать водителю, прежде чем выбрать конкретного независимого эксперта?

Как появилась независимая экспертиза для ОСАГО?

мужчина смотрит на разбитый нос авто

Страховые компании являются коммерческими организациями и стараются всяческими силами занижать выплаты автолюбителям с целью увеличения своих доходов. Такая ситуация привела к тому, что появилось огромное количество экспертных компаний, предлагающих услуги по проведению независимой экспертизы по ДТП.

Специалисты таких фирм караулили пострадавших автолюбителей возле здания ГИБДД, офисов страховых компаний, пытаясь любыми силами продать свою услугу – проведение независимой экспертизы. Автовладельцы, не имеющие представления о том кто, где и как, должно проводиться независимое исследование, попадались на уловки, а потом получали некачественный результат.

Подводные камни

В исковом заявлении автовладельцы требуют от страховщика уплатить недостающую сумму компенсации ущерба и цену проведенной независимой экспертизы. Для предотвращения такой ситуации с начала лета 2013 года страховые компании, и судебные инстанции перестали принимать к рассмотрению отчеты независимых экспертиз, подписанные специалистами, не отвечающими требованиям действующего законодательства.

Кто такой независимый эксперт?

Каким должен быть независимый эксперт по оценке ущерба автомобиля после ДТП?

диплом о переподготовке

Диплом о переподготовке.

К ним относятся:

Для того чтобы получить профессиональную аттестацию эксперта-техника кандидат предоставляет диплом о высшем образовании, документ, подтверждающий прохождение профессиональной переподготовки и самостоятельно составленное им экспертное заключение. После успешного прохождения аттестации эксперта внесут в государственный реестр экспертов-техников.

Важная информация для водителей

свидетельство об аккредитации

Свидетельство об аккредитации.

Какие задачи решает независимый эксперт?

Автомобильная авария может закончиться существенными повреждениями транспортных средств.

Экспертное заключение и деньги

Автовладелец поврежденной машины заказывает независимую экспертизу с целью:

  • установления полного перечня причиненных авто повреждений;
  • характеристика каждого повреждения;
  • установление причин возникновения повреждений (в результате ДТП или при других обстоятельствах);
  • определения объёма требуемых ремонтных работ;
  • описания технологии проведения ремонта машины;
  • расчет стоимости полного восстановительного ремонта автомобиля.

Эксперты, проводящие независимое исследование машины, попавшей в дорожно-транспортный инцидент, не уполномочены устанавливать, вину водителя при столкновении, а также какие правила дорожного движения были нарушены. Вопрос нарушения автолюбителем ПДД рассматривается во время проведения судебной экспертизы автомобильной аварии.

Какие документы предоставляются эксперту заказчиком?

На сегодняшний день, независимый эксперт руководствуется в своей работе, утвержденным Положением Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014 г. № 433-П Порядком производства экспертных исследований автомобиля, который побывал в ДТП.

мужчина осматривает авто на предмет повреждений

Указанный Порядок предусматривает, что заказчик независимого исследования должен предоставить эксперту следующий пакет документов:

  • свидетельство о регистрации машины;
  • копию справки о ДТП;
  • копии документов об автомобильной аварии, которые были переданы страховщику;
  • другие документы, описывающие дорожно-транспортное происшествие;
  • направление на экспертизу, если организовывает страховая компания.

Эксперт-техник, прежде чем приступать к осмотру машины, внимательно изучает представленные заказчиком документы. Особый интерес представляют письменные объяснения водителей, данные инспектору ГИБДД на месте аварии. Такой подход, позволяет специалисту восстановить картину дорожно-транспортного происшествия и не пропустить ни одно повреждение.

Как проводится независимая экспертиза?

Независимое исследование поврежденной при автомобильной аварии машины проводится экспертом техником строго по этапам Порядка утвержденного Положением Центробанка РФ № 433-П.

машинки лоб в лоб

Рассмотрим подробнее:

  1. Консультация потенциального заказчика по телефону. Сотрудники экспертной компании выясняют у потенциального клиента следующую информацию: наличие полиса (ОСАГО, КАСКО, или оба); какие повреждения при ДТП получила машина; может ли авто самостоятельно приехать на место осмотра. Получив такую информацию, сотрудники примут решение, где будет проходить осмотр транспортного средства. При наличии сложных повреждений высокая вероятность, что автомобиль получил скрытые повреждения и деформации. Эксперту понадобится специальное оборудование. Поэтому, осмотр машины проведут на СТО, и потребуется вызвать именно туда всех заинтересованных лиц. Если автомобиль так сильно пострадал, что самостоятельно не ездит, то можно вызывать эксперта и других лиц на осмотр транспортного средства за адресом его хранения. Когда машинка получила несильные повреждения, то осмотр проводится в специальном помещении при офисе экспертной компании.
  2. Заключение договора между заказчиком и экспертной организацией о проведении независимой экспертизы автомобиля после ДТП.
  3. Согласование места, даты и времени экспертного осмотра поврежденного автомобиля.
  4. Вызов заинтересованных лиц на осмотр транспортного средства.
  5. Экспертный осмотр поврежденного автомобиля с обязательным фотографированием повреждений.
  6. Составление акта осмотра машины.
  7. Расчет стоимости ущерба, причиненного авто при ДТП на основании акта осмотра.
  8. Оформление отчета независимой экспертизы и передача его заказчику

Отчет содержит: перечень и характеристику повреждений автомобиля с пометкой о причинах их возникновения; описание технологии и объёма ремонтных работ; калькуляцию восстановительного ремонта машины.

Отчет подписывает эксперт-техник, проводивший исследование, и руководитель экспертной организации.

Независимый эксперт может объективно оценить стоимость восстановительного ремонта, поврежденной при автоаварии машины.

Водителям необходимо знать, что эксперт должен иметь:

  • специальное высшее образование;
  • специальную профессиональную переподготовку;
  • № в реестре аккредитованных экспертов-техников;
  • членство в СРО.

Суд примет к рассмотрению только результаты независимого исследования, подписанные экспертом, отвечающим всем изложенным требованиям. Независимая экспертиза будет неопровержимым доказательством в судебном разбирательстве по делу о взыскании компенсации, причиненного ущерба автомобилю при ДТП, со страховой компании.

фото2

После случившейся аварии двух автомобилей тратить деньги и восстанавливать машины придется обоим собственникам. Виновная сторона должна возместить всю сумму необходимого ремонта второму водителю.

Достигнуть соглашения в размере суммы на ремонт помогает проведенная оценка повреждений по ОСАГО независимой организацией.

Закон

Регламентирована такая экспертиза законодательными документами:

    .; того же числа, устанавливающее единую методику нахождения точной суммы, необходимой для полного восстановления.

Установлены требования к экспертам и организациям, проводящим исследование и оценку поврежденных ТС Приказом Минтранса РФ № 277 от 22 сентября 2016 г.


Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возьмет решение всех ваших проблем на себя!

Основные моменты оценочных действий после ДТП по ОСАГО отражены в Федеральном законе 40-ФЗ от 25 апреля 2002 г. Они о необходимости доверять выполнение услуг только экспертам-техникам, о важности учитывать износ комплектующих (ст. 12 п. 19), об использовании единой методики (ст. 12.1) и пр.

Что это такое?

фото2

Подтверждено судебной практикой занижение страховыми компаниями (далее СК) размеров компенсационных выплат.

Не обмануть себя и проконсультировать судебные органы в части размера понесенного ущерба поможет заключение независимой экспертизы.

Среднерыночную стоимость определяет и страховщик. У сотрудников компании не всегда достаточная квалификация и надлежащий опыт. Заключение от компании, выдававшей страховой полис и обязанной совершить возмещение понесенного аварией ущерба, не может приниматься в качестве безусловного доказательства размера компенсационных выплат.

Важно! В законодательстве нет норм, обязывающих предоставлять разбитый автомобиль на осмотр для страховой оценки. Но известить (точные время и место) о проводимой независимой оценке необходимо в рамках делового общения.

Получить экспертное заключение следует для положительного решения суда. Грамотности и квалификации техников, рассчитывающих суммы, необходимые для восстановительного ремонта после ДТП, доверяют судьи и страховщики.

Какая разница между проверкой по ОСАГО и независимой?

После дорожно-транспортного происшествия, обратившись в СК, можно получить много рекомендаций, чтобы оценка проводилась независимо и прочее. Но практически все советы сводятся к сотрудничеству со страховщиками, а значит, размер компенсационных выплат может быть существенно занижен.

Экспертиза от СК производится по предоставленным пострадавшим документам, справкам сотрудников ГИБДД, свидетельским показаниям. Осмотр ТС не является обязательным.

Сторонний эксперт в первую очередь исследует поврежденный автомобиль, примеривая его на условия аварии. Он обязан отразить все полученные повреждения, особенно скрытые. Главные условия для отражения таких повреждений – их сопоставимость с внешними дефектами.

Стоит ли делать?

фото4

Любая экспертиза отвечает на верно поставленные вопросы.

С удовлетворением требования о выдаче полного размера компенсационных выплат, необходимых для восстановления автомобиля.

Приняв результаты экспертизы и получив денежные средства по ОСАГО, в результате проводимого ремонта может выявиться недостаточность полученных денег. Проводить повторную рецензию после ремонтных работ уже не будет смысла, ее результаты не примутся страховыми агентами.

Обратите внимание! Большую роль играет отсутствие материального интереса у независимого техника-эксперта, его оценка будет объективной и адекватной.

Сколько стоит?

Цена оказываемой услуги зависит от полученных повреждений, как много дефектов у автомобиля и насколько сложно их оценить, также от срока и метода проведения исследования:

  • незначительные повреждения (не более 5 узлов или деталей) – от 3,5 тыс. рублей;
  • сложные случаи, где перечислено более 20 повреждений в деталях – от 7 тыс. рублей.

Оплачивать проводимую оценку повреждений должен пострадавший. При обострении ситуации до судебного процесса истец имеет право требовать компенсации этих затрат от страховой компании в исковом заявлении. На этот случай в качестве доказательств необходимо предоставлять оригиналы чеков, платежных документов.

Сроки на оценку ущерба

Согласно ее условиям, СК обязана способствовать проведению исследования пострадавшего автомобиля не позже 5 дней.

При бездействии страховщиков пострадавший сам организовывает экспертизу. Ему важно соблюсти сроки на уведомление:

  • для всех заинтересованных в одном регионе – 3 дня;
  • для заинтересованных в других регионах – 6 дней.

Срок на оценку ущерба различен. Эксперт от страховщиков готовит заключение до 10 дней, независимая экспертиза с оформлением всех необходимых документов справляется за 3 дня.

Можно ли выбрать самому организацию?

У пострадавшего в аварии есть право на организацию исследования автомобиля для выяснения реального размера ущерба. Избежать ошибок в выборе нужной организации поможет выяснение следующих позиций:

  • насколько положительна тенденция выданных заключений без оспаривания каких-либо позиций в суде;
  • как долго функционирует организация в данном виде деятельности;
  • предусмотрена ли страховка ответственности;
  • заключаются ли договора на оказание услуги;
  • является ли организация членом СРО по оценке.

Требования к эксперту и организации

Согласно нормам Постановления Правительства № 238 от 24 апреля 2003 г., проводить оценку ущерба может профессионально переподготовленное для этой цели физическое лицо, прошедшее аттестацию и занесенное в реестр экспертов-техников Минюста РФ.

Организация не обязана иметь лицензию или сертификат на оказание услуг, но должна представлять документы на членство СРО.

Ответственность эксперта и организации

Независимый специалист материально не заинтересован в проводимом исследовании. Его отчет должен быть объективным, без принятия позиции виновника аварии или пострадавшего.

За подлог в заключении и отражение неверной информации умышленно предусмотрена не гражданская, а уголовная ответственность (ст. 307 УК). При рассмотрении уголовного дела можно пробовать заявлять гражданский иск по возмещению убытков, понесенных в связи с оплатой за некачественно выполненную услугу.

Привлечь к ответственности организацию или техника можно только при отвержении его заключения судом. Если судья признал ошибочность и незаконность проводимого исследования и принял в качестве основы решения экспертное заключение другого специалиста.

Правила проведения

фото6

Возможно без тяжелых последствий провести ремонт пострадавшего в аварии автомобиля в короткие сроки.

Для этого нужно следовать порядку проведения независимой экспертизы, руководствуясь Положением Центробанка № 433 от 19.09.2014 г.

Основные функции

При несовпадении мнений о возникновении трещин или царапин, кто виноват в поломке запчастей, независимая экспертиза необходима. Основная функция – не обвинить одну из сторон, а восстановить события аварии, учесть максимально возможное количество факторов и ответить на все возникающие вопросы у сторон ДТП.

  1. Подготовка заключения о текущем состоянии поврежденного автомобиля на момент проведения экспертизы:
  • изучение технического состояния автомобиля;
  • описание выявленных повреждений;
  • сопоставление каждого повреждения с известными фактами об аварии (скорости, направления движения) с определением их причинной связи;
  • просчет суммы нанесенного ущерба;
  • составление подробного отчета с ответом на каждый заданный вопрос.
  1. По требованию экспертом может быть просчитана рыночная стоимость машины.

Документы

Для проведения экспертизы озаботьтесь сбором следующих документов:

  1. Информация об автомобиле (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации права, техосмотр).
  2. Информация об аварии (справки, протоколы с места происшествия, копия договора от страховщика на проведение экспертизы, заключенного СК и организацией).

Важно! Для сопоставления повреждений с аварией необходимо предоставить видеосъемку с места происшествия и подробный протокол.

Этапы

  1. Выбираете организацию, проводящую необходимые экспертизы.
  2. Заключаете договор и проводите оплату услуг.
  3. Определяете день и время проводимой экспертизы.
  4. Уведомляете виновника ДТП, СК и всех заинтересованных лиц.
  5. Присутствуете на исследовании автомобиля.
  6. Наблюдаете за оформлением акта экспертом, за каждой фиксацией повреждений фотосъемкой или видео.
  7. Ожидаете, пока экспертом будет составлена смета на материалы и детали, которые подлежат замене.
  8. Получите заключение, подписав акт приема-передачи.

Право на присутствие пострадавшего и представителя СК

Законодательно не установлено право виновника ДТП требовать обязательного уведомления о проводимой экспертизе. На собственную независимую оценку повреждений у виновника остается право в любом случае. Личное присутствие всех заинтересованных лиц способно повлиять на вынесенное решение эксперта постоянной напряженностью и конфликтностью. Ошибки могут появиться в отчете неосознано.

Обязательное уведомление сторон и страховщиков предусмотрено при рассмотрении спора в арбитражном суде нормой ст. 5 Гражданского кодекса РФ. Согласно положениям этой статьи, направление уведомления заказным письмом (телеграммой) обязательно.

Законом об ОСАГО указано право страховой компании требовать предоставления автомобиля на осмотр. Если СК не планирует проводить экспертизу, переложив это действие на автовладельца, то уведомление ее представителей и виновника необходимо.

Положением о Правилах проведения НТЭ транспортного средства установлена обязанность уведомления страховой компании при повторной экспертизе, проводимой, чтобы получить компенсацию по ОСАГО.

Заключение эксперта и что делать дальше?

Получив заключение эксперта, следует проверить отражение позиций:

  • с какой целью проводилась оценка поврежденного транспортного средства;
  • анкетные данные потерпевшего;
  • итоговый размер, которого хватит для полного восстановления авто;
  • документы, которыми руководствовался эксперт при выведении итогового размера компенсационной выплаты;
  • информация об аварии;
  • информация о полисах участников ДТП и их страховых компаниях;
  • информация об экспертной организации и проводимом осмотре (стоимость, оплата);
  • подписи эксперта и его руководителя, печать организации.

На сумму, отраженную в полученном заключении, следует опираться в выставлении требований по возмещению реального ущерба. Такое заключение принимается судьей безоговорочно, если виновной стороной не будет доказано наличие повреждений в авто, полученных не в результате аварии.

Порядок расчета страховки и денег на оплату ремонта

Претендовать на выплату ущерба в денежном выражении можно, только если:

В остальных случаях рассчитывать можно на качественные ремонтные работы. Такие изменения внесены на законодательном уровне с апреля настоящего года.

Расчет суммы на восстановление автомобиля предусматривает множество коэффициентов и параметров. Должны учитываться износ деталей, срок службы, погодные и эксплуатационные условия и многое другое.

Единый порядок приведен в методике вычисления величины затрат на восстановление поврежденного транспорта.

Полезное видео


Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возьмет решение всех ваших проблем на себя!


Зачастую, для полноценного выяснения обстоятельств и причин аварии, одних свидетельских показаний недостаточно. В результате чего, собственники транспортных средств, вынуждены прибегнуть к услугам независимых оценщиков. Поэтому весьма логично, что для всех водителей интересна и полезна информация о процессе проведения независимой автоэкспертизы после ДТП: ее порядок и сроки.

Следует отметить, что полноценная осведомленность автособственника в данном вопросе не только поможет доказать свою невиновность в дорожно-транспортном происшествии, но и, при необходимости, окажет непосредственное влияние на возмещение реального ущерба.

Основные цели и задачи независимой автоэкспертизы

С помощью заключения независимого эксперта, собственник транспортного средства, фигурирующего в ДТП, может получить следующую информацию, необходимую, для полноценного возмещения ущерба:

  • максимально точное определение всех наружных и скрытых деформаций и повреждений транспортного средства, которые образовались в результате аварии;
  • правильный расчет реального размера материального вреда, нанесенного транспортному средству из-за аварии;
  • правильный расчет всего масштаба ремонтных работ, необходимых для полноценного восстановления автомобиля;
  • действительное состояние и стоимость транспорта после ДТП;
  • проверку правильности расчета компенсационной выплаты, назначенной страховщиком.

Более того, в случаях, когда между фигурантами дорожно-транспортного происшествия, отсутствует согласие о конкретных обстоятельствах, независимый специалист решит данный вопрос, установив виновника аварии, с помощью подробного диагностирования автомобиля.

Важно! В процессе оценивания, экспертом будут приняты во внимание: размер и глубина обнаруженных дефектов, остатки грунта и краски от другого транспорта, наличие возможности получения повреждений при конкретной скорости в определенном направлении движения.

Уловки страховых компаний при ДТП

Недобросовестные страховщики начинают хитрить еще на этапе заключения договора. Считая ОСАГО невыгодной услугой, а в некоторых регионах и крайне убыточной, компании нередко ограничивают продажи полисов, накручивают их цену или навязывают автовладельцу еще несколько платных страховок.

После совершения ДТП автовладелец приходит в страховую компанию с собранными документами и получает предложение разобраться на месте. Сотрудник доверительно советует не бороться за суммы и сроки выплат, а в течение нескольких минут получить некую сумму страхового возмещения в обмен на отказ от дальнейших претензий. Или у пострадавшего забирают все бумаги и заявление и обещают сообщить, где и когда будет проведена оценка ущерба. Однако время идет, а информации нет. Нетерпеливый автолюбитель может не выдержать и начать приводить машину в порядок. А это основание для отказа в выплате.

Эксперт под разными предлогами не вносить в отчет об оценке те или иные повреждения, занижая сумму выплаты. Или вносит, но в итоге компенсации все равно не хватает для полноценного ремонта поврежденного автомобиля. Эксперты техники утверждают, что суммы выплат и ремонта порой различаются в 10 раз.

Страховщик после проведенной экспертизы подсовывает пострадавшему в ДТП на подпись некое соглашение об определении размера повреждений. Естественно, этот размер не соответствует реальному, о чем невнимательный или доверчивый автолюбитель узнает уже позже.

После наступления страхового случая автолюбитель собрал и подал в компанию все необходимые документы, прошел экспертизу по оценке ущерба, но страховщик банально тянет с выплатой.

Клиент получает отказ от выплаты возмещения, поскольку, как утверждает страховая компания, у кого-то из участников ДТП оказался недействительный или поддельный полис.

Страховые компании могут не выплатить компенсацию по целому ряду причин, которые никак не зависят от пострадавшего в ДТП автовладельца. Более того, большинство из этих причин надуманные, например, когда виновник ДТП не был указан в полисе ОСАГО или что вина второго водителя не установлена по причине отсутствия состава преступления.

Автомобиль застрахован на сумму рыночной стоимости, а по условиям страхования при повреждениях в 70% от его стоимости это считается тотальной гибелью автомобиля. По условиям полиса в таком случае страховщик выплачивает разницу между страховой стоимостью автомобиля и стоимостью его годных остатков. При этом годные остатки остаются у страхователя. И вот после ДТП размер ущерба 65%, но страховщик специально ее завышает до 72% затем проводит оценку годных остатков – 45% и выплачивает клиенту разницу между страховой стоимостью и стоимостью годных остатков в 55%. То есть вместо 65% страховщик теряет 55%.

Полис ОСАГО защищает автовладельца, ставшего виновником ДТП: ущерб, нанесенный автомобилям других участников аварии в размере до 400 тысяч рублей, обязана компенсировать страховая компания. Впрочем, в ряде случаев у нее остается возможность требовать через суд возмещения своих выплат с виновника. В частности, если реальный ущерб оказался выше лимитированной законом выплаты по ОСАГО. А такое случается регулярно, например, когда водитель умудрился разбить сразу несколько машин. Виновника может ждать обыкновенный регрессный иск.

Общее количество ДТП в России, сравнение по годам

Причины дорожно-транспортных происшествий, %

Самым частым вид дорожного происшествия являются столкновения двух автомобилей. Второе месте у наездов на пешеходов. На третьем месте аварии, когда машины переворачиваются, если водитель не справился с управлением, например, на скользкой дороге. Типичным ДТП можно считать, когда один водитель не пропустил другой автомобиль на перекрестке и врезался в него.

Стаж вождения виновника ДТП, %

происходит ежегодно в России

ежегодно становятся в этих ДТП

Порядок процесса проведения независимого оценивания

На сегодняшний день, далеко не каждый собственник авто осведомлен о правилах и порядке проведения независимой автоэкспертизы. Однако, данная процедура заключает в себе несколько этапов, требующих времени и соответствующих знаний.


Выбор и консультация потенциального независимого эксперта

Согласно Федеральному закону №135 от 29.07.1998 года, заключение о проведение экспертных оценочных работ может быть подписано исключительно аккредитованным специалистом. При этом, данный эксперт, в обязательном порядке, должен числиться в саморегулируемой организации независимых оценщиков.

В случае, если выбранный специалист не соответствует вышеуказанным требованиям, его заключение и оценка не будут иметь никакой юридической силы. Автовладелец, воспользовавшийся услугами подобного исполнителя, будет вынужден обращаться за помощью к другому эксперту, что влечет за собой лишнюю трату денежных средств и личного времени.

Таким образом, прежде чем остановить свой выбор на том, или ином оценщике, нужно обратить особое внимание на следующие документы потенциального исполнителя:

  • наличие и подлинность диплома о получении высшего образования соответствующей специализации;
  • удостоверение члена СРО (саморегулируемой организации оценщиков);
  • наличие документа, подтверждающего участие в профессиональной специальной переподготовке;
  • соответствующий документ, говорящий о том, что потенциальный исполнитель включен в официальный реестр экспертов.

Важно! Автовладельцы могут самостоятельно проверить: включен ли интересующий их оценщик в государственный реестр аккредитованных экспертов-техников. Данный реестр находится на официальном сайте Министерства Юстиции Российской Федерации.

Также следует отметить, что первая встреча с потенциальным исполнителем в стенах экспертной организации или же осуществление телефонного звонка туда же это, так называемая, бесплатная консультация для автовладельца. Кроме того, впервые обратившись к оценщику, собственник транспорта, должен быть готов ответить на несколько несложных, но крайне важных для эксперта, вопроса:

  • какая степень повреждения машины после автокатастрофы?
  • может ли транспортное средство передвигаться самостоятельно?
  • какой страховой полис у автовладельца?
  • производились ли уже компенсационные выплаты от страховой компании и в каком размере?


Заключение договора о проведении оценочных мероприятий и оплата всей стоимости услуг эксперта.

Данный договор заключается между экспертной компанией и автовладельцем транспортного средства, которое пострадало в результате ДТП. Соглашение, в обязательном порядке, должно быть в двух экземплярах. Один экземпляр подписанного договора вручают заказчику, второй остается у экспертов. Далее, заказчик обязан оплатить всю стоимость услуг независимого оценщика, и взамен получить соответствующую квитанцию.

Важно! Оригинал договора о проведении независимой автоэкспертизы после ДТП и оригинал квитанции об оплате экспертных услуг являются вескими основаниями, для взыскания денежных средств за проведение данной процедуры с компании-страховщика.

Данный этап предусматривает передачу исполнителю всей необходимой документации, касательно поврежденного транспорта и аварии. Краткий перечень бумаг, которые потребуется эксперту для полноценного исследования:

  • документы, подтверждающие право собственности на автомобиль;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства;
  • документ, подтверждающий факт совершения ДТП;
  • другие, имеющиеся документы, которые каким-то образом причастны к происшествию;
  • копии документов, которые направлялись страховщику с целью регистрации дела о ДТП.

Исследование документов оценщиком – важный этап, благодаря которому специалист может предположить какие скрытые повреждения могут быть у автомобиля в результате случившейся аварии, а также, имеет хоть какое-то представление о ее особенностях.


Определение даты, времени и места проведения осмотра транспорта.

При выборе даты и времени, предназначенных для осмотра, поврежденного в автокатастрофе транспорта, следует учитывать рабочий график независимого оценщика, страховщика, а также, самого собственника авто.

Относительно выбора места диагностирования авто, следует учитывать, степень его повреждения. Так, существует категория повреждений автомобилей, которые подлежат определению лишь с помощью специализированного оборудования, находящегося только на СТО. Следовательно, автомобиль в данной ситуации, подлежит эвакуации на станцию техобслуживания. В некоторых случаях при сильной деформации авто могут осмотреть на месте его нахождения.

К сведению! В случае, когда объект исследования не имеет сильных повреждений, он подлежит диагностированию в соответствующем помещении экспертной организации.


Оповещение заинтересованных сторон, чья явка и участие регламентируется в процессе проведения экспертизы.

На данном этапе, с помощью почтовой телеграммы, заказчик экспертной процедуры, обязан пригласить всех фигурантов данного процесса на осмотр транспортного средства. В тексте телеграммы должно быть конкретно указано, когда и где будут проводиться соответствующие мероприятия эксперта. Перед отправлением телеграммы, необходимо сделать копию каждой, и заверить печатью почтового отделения, на котором производилась отправка.

Имея, вышеуказанные копии, экспертизу можно проводить без участия не явившихся сторон. Более того, в таком случае данный этап независимой оценки не сможет быть оспорен даже в судебном порядке.

Важно! Представителя страховой компании и виновное лицо, необходимо приглашать, на процедуру осмотра авто, заранее: иногородним сообщают за 6 рабочих дней, местным – за 3 рабочих дня.


Процедура осмотра поврежденного транспортного средства.

Первым делом, на данном этапе, специалист экспертной организации совершает фотофиксацию всех повреждений и деформаций автомобиля, по отдельности. Фотоснимки должны быть сделаны таким образом, чтобы на них был виден поврежденный транспорт со всех четырех сторон и углов. При этом в кадре четко должен просматриваться номерной знак автомобиля. В качестве доказательства того, что осмотр проводился конкретно того транспортного средства, который значится и в ДТП, и в предоставляемых заказчиком документах, фотографируются спидометр и vin-код.


Оформление Акта об экспертном осмотре транспорта.

На этой стадии оценщик занимается составлением акта. За основу данного документа, как правило, берутся полученные фотоснимки всех обнаруженных дефектов. К ним прилагается подробная характеристика каждого повреждения, с примечанием о возможности приобретения данной деформации автомобилем, в результате именно этого дорожно-транспортного происшествия.

После того, как документ составлен и проверен, он подписывается заказчиком и исполнителем.


Калькуляция суммы убытков, полученных транспортным средством из-за аварии.

Полный расчет всего ущерба производится экспертом в течение 3 дней. В случае, когда при осмотре специалистом, были обнаружены скрытые дефекты, точный размер стоимости вреда, займет около 6 дней.

Следует отметить, что данные математические исчисления совершаются исполнителем, на основании окончательно сформированного и подписанного Акта об осмотре транспортного средства, с применением соответствующего программного обеспечения.


Оформление итогового экспертного заключения и его передача собственнику транспортного средства.

В заключительный отчет должна войти вся информация, касательно обнаруженных повреждений и деформаций автомобиля, подробнейшая характеристика каждого дефекта, которая дает обоснованное подтверждение вероятности получения его в результате аварии, а также, обозначена позиция сложности того или иного убытка. Кроме этого, эксперт должен подробно расписать всю технологию ремонтных работ и привести точную калькуляцию полноценного алгоритма восстановительных работ. Данное заключение должно быть закреплено подписями исполнителя и руководящего лица экспертной организации и передано заказчику независимой оценки.

Совет юриста

Юрист поможет составить и подать иск

Страховка ОСАГО

Электронный полис ОСАГО

Памятка водителю

Как правильно оформить скрытые повреждения?

При изучении автомобиля после аварии, эксперт опирается на выданные инспектором ДПС документы, в которых описаны только легко замеченные визуально дефекты, так как прибывший для фиксации ДТП инспектор, не имеет специального оборудования и профильного образования. Сотрудник ГИБДД не должен делать каких-либо предположений о техническом состоянии автомобиля, для этого привлекают опытных специалистов.

Автовладельцу рекомендуется контролировать процесс фиксации аварии, чтобы не были упущены важные факты и детали. В дальнейшем качественно составленный документ значительно ускорит процедуру получения компенсации.

Если эксперт от страховой компании в ходе исследования транспортного средства обнаружил скрытые повреждения, то он прекращает осмотр и сообщает об этом работодателю. Углубленное изучение проводит другой специалист, задача которого выяснить характер скрытых дефектов, причину их появления. В его заключении будет сказано, относятся ли повреждения к конкретному ДТП. Возможно, не обойтись без назначения дополнительных экспертиз, например, трасологической.

Урегулирование убытков по страховке

Как действовать после ДТП:

  • Убедиться, что сотрудник ГИБДД указал в документах все видимые дефекты.
  • Отправляя машину на ремонт, попросить проверить наличие скрытых повреждений. Если они были обнаружены, уведомить о данном факте виновника аварии, страховщика и независимого эксперта. Более тщательный осмотр автомобиля с применением специального оборудования позволит найти все дефекты и установить, что причиной их появления стала последняя авария.
  • Подать документы для компенсации ущерба.

Иногда скрытые повреждения выявляют не во время устранения последствий ДТП, а несколько позже. Согласится ли страховщик осуществить доплату, зависит от репутации компании, сложившейся практики взаимодействия с клиентами. Организация, нацеленная на длительное сотрудничество, непременно уладит проблему, не дожидаясь вручения досудебной претензии. Если сотрудники СК категорически не желают платить, придется подавать в суд.

О независимой экспертизе

В случае несогласия с итогами экспертизы, проведенной представителем страховщика, автомобилист может обратиться к независимому специалисту, который подсчитает точную сумму положенной пострадавшему компенсации, найдет скрытые повреждения и подтвердит их связь с ДТП.

Заключение независимого эксперта — документ, имеющий юридическую силу, его примут в качестве доказательства в суде. Страховщик обязан учесть итоги независимого исследования, если вся документация оформлена правильно, а сам эксперт имеет разрешение на ведение деятельности, прошел соответствующее обучение.

Читайте также: