Как влияет на время реакции водителя длительное движение по дороге не имеющей подъемов

Обновлено: 04.07.2024

Среднестатистическому водителю соответствует дифференцированное нормативное время реакции, рассчитанное для различных ситуаций, представленных в методическом пособии ВНИИСЭ МЮ от 1987 г. Эти нормативные данные не менялись с момента их введения и действуют по настоящее время и только перепечатываются различными авторами методических пособий. Применение дифференцированных значений времени реакции водителя в экспертной практике повышает объективность и достоверность результатов автотехнической экспертизы. Нормативное время, применяемое в РФ, отличается от аналогичного нормативного показателя в других странах. Поэтому ВНИИСЭ рекомендованы к применению, именно, нормативные показатели, разработанные для условий нашей страны.

Причём, при применении времени реакции в тёмное время суток, когда объект (препятствие) малозаметен (например, при свете фар встречного транспортного средства, неконтрастной окраске объекта, что способствует слиянию его с окружающим фоном, или при недостаточном освещении объекта), нормативное время, указанное в таблице 1.1, увеличивается и к нормативному времени прибавляется, дополнительно 0,6 с.

При ослеплении водителя светом фар встречного транспортного средства, (аналогично и светом низко светящего встречного потока солнечного света, прожектора и т. д.), время формирования ответного действия применяется минимальным, а суммарное время реакции, равным 0,8 с. Это вытекает из требований Правил дорожного движения о незамедлительном включении аварийной сигнализации и, не меняя полосы движения, снизить скорость или остановиться, вне зависимости от наличия помехи для движения или видимости впереди транспортного средства. Однако, если в тёмное время суток произошло ДТП и имеются сведения о потере видимости водителем (ослеплении), то применяется другая норма времени реакции водителя. Это связано с тем, что при ослеплении водителя, вначале происходит световая адаптация глаз, а после разъезда со встречным автомобилем — темновая адаптация глаз. При сильном ослеплении водитель первые секунды вообще ничего не видит. Время темновой адаптации, при котором восстанавливается способность к зрительному восприятию, колеблется от 3 до 40 с. Минимальное время, принимаемое в экспертной практике — 3 с. Эта норма времени реакции может применяться, например, при оценке технической возможности предотвращения ДТП.

Аналогичен механизм формирования реакции водителя при потере видимости, связанной с неожиданным открытием капота или крышки багажника спереди и в других сложных обстоятельствах.

В случае потери видимости, связанной с внезапным отказом фар, а также при переключении сигнала светофора на красный (после жёлтого) в свободных дорожно-транспортных ситуациях (ДТС), не связанных с внезапным появлением препятствия, рекомендуется принимать значение времени реакции водителя равным 0,6 с.

При неожиданном отказе или неэффективности использования одного органа управления транспортным средством, когда водитель вынужден задействовать другой орган управления, а также при проявлении других неисправностей, угрожающих безопасности движения, равно как и в случае физического вмешательства пассажира в процесс управления транспортным средством, требуется дополнительное время для повторных попыток водителя воспользоваться органом управления неисправным механизмом, осознания неисправности и принятия иного решения. В этих случаях время реакции в простых ДТС следует принимать равным 1,2 с, в сложных ДТС следует увеличивать его ещё на 1,2 с.

Сложная ситуация - это ситуация, характеризуемая повышенным, против обычного, объёмом информации, которую может оценивать водитель, что заставляет его чаще обычного прибегать к торможению или маневрированию. В простой ДТС водитель не имеет помех для движения и сам не создаёт их другим участникам движения.

В простой ДТС, в отличие от сложных, возникновение опасности для движения, на которую должен реагировать водитель транспортного средства, не связано с появлением в поле его зрения вероятного препятствия.

Соответственно, время реакции водителя в простых ДТС меньше, чем при реагировании на появление препятствия в сложных ДТС.

Если эксперту следует оценить правильность выбора скорости движения транспортного средства по условиям дальности видимости элементов дороги или дистанции до движущегося впереди транспортного средства, он должен принимать минимально возможное время реакции водителя, 0,3 с, поскольку у эксперта нет основания исключить возможность того, что водитель за такое время может реагировать на изменение видимости дороги и её элементов или на торможение следовавшего впереди транспортного средства (лидера).

Как видно из предложенного текста сотрудниками ВНИИСЭ, здесь даже не рассматривается возможность появления опасности для движения в виде какого-либо препятствия. Поэтому, время реакции водителя 0,3 с применяется только для оценки возможной максимальной скорости движения транспортного средства по видимости элементов дороги без возможности появления опасности в виде препятствия, а также при расчёте дистанции между транспортными средствами и при торможении впереди идущего транспортного средства, и не может применяться при оценке технической возможности предотвращения ДТП и максимально допустимой скорости движения на данном участке дороги по условиям видимости.

Время реакции водителя - 0,3 с соответствует среднему значению времени простой сенсомоторной реакции водителя на тренажёре (в экспериментах М. К. Полтева и др.) и максимальному значению времени простой сенсомоторной реакции водителя, полученной при вождении автомобиля в исследованиях экстремальных условий вождения, проведённых в ВНИИСЭ в 1965 г.

Применение в экспертной практике дифференцированных значений времени реакции водителя при исследовании дорожно-транспортных происшествий (ДТП), совершённых в тёмное время суток, связано с необходимостью различения понятий и величин дальности видимости дороги (её элементов) — общая видимость, и дальности видимости препятствия — конкретная видимость.

Видимость общая

— это расстояние от передней части транспортного средства по направлению его движения, на котором начинают различаться указатели дорожной обстановки, (граница проезжей части, линии разметки, указатели и т. п.) и препятствия, обозначенные светотехническими приборами.

Видимость конкретная

— это расстояние от передней части транспортного средства по направлению его движения, на котором препятствие с места водителя может быть опознано по его характерным признакам. То есть, не обязательно распознать весь объект. Достаточно для его идентификации установить частные признаки объекта.

Дальность видимости дороги зависит от её параметров, освещённости и атмосферных условий.

На проезжей части дороги не должно быть препятствий, которые водитель не может заблаговременно обнаружить на расстоянии, определяемым уровнем освещённости препятствия на дороге.

В данном случае, речь идёт о неподвижном препятствии, так как опасность от движущего препятствия оценивается неожиданностью его появления в момент, не всегда зависящий от степени освещённости дороги.

Дальность видимости, как общую, так и конкретную, рекомендуется каждый раз определять путём проведения следственного эксперимента.

Поскольку водитель, как правило, двигается со скоростью, выбранной по условиям видимости дороги, то при появлении в поле зрения препятствия, его возникновение всегда становится неожиданным для водителя. Поэтому при движении в тёмное врем суток со скоростью, соответствующей конкретной видимости препятствия, эксперту рекомендуется принимать время реакции водителя дифференцированно по ситуации с соответствующим увеличением времени на 0,6 с, если следствием установлено, что объект был малозаметен.

Время реакции водителя в экспертной практике обозначается tr

яния конкретной видимости препятствия нужно в обязательном порядке проводить следственный эксперимент на месте ДТП в условиях приближённых к обстоятельствам ДТП.

Дифференцированные значения времени реакции водителя (ВНИИСЭ)

Характеристика ДТС и других обстоятельств

Типичные варианты

Сложные ДТС

ДТС, предшествовавшая ДТП, свидетельствовала о весьма большой вероятности ею возникновения; водитель имел объективную возможность заранее обнаружить признаки вероятного возникновения препятствия, с достаточной точностью определить место, где могло появиться препятствие, момент возникновения и характер препятствия, а также необходимые меры по предотвращению ДТП;

от водителя требовалось особое внимание к ДТС. Он должен был постоянно наблюдать за местом вероятною возникновения препятствия и подготовиться к принятию необходимых мер по предотвращению ДТП.

Выход пешехода из-за объекта, ограничивающего обзорность, непосредственно вслед за другим пешеходом;

начало или изменение движения в направлении полосы следования ТС пешехода, находившегося на проезжей части в поле зрения водителя;

начало движения в направлении полосы следования

ТС ребенка, находившегося на дороге в поле зрения водителя;

выезд ТС, водитель которого имел преимущественное право на движение.

ДТС, предшествовавшая ДТП, свидетельствовала о большой вероятности ею возникновения; водитель имел объективную возможность заранее обнаружить явные признаки вероятного возникновения препятствия, но мог не иметь возможности заранее определить с достаточной точностью место, где могло появиться препятствие, момент возникновения и характер препятствия, а также необходимые меры по предотвращению ДТП;

от водителя требовалось повышенное внимание к ДТС. Он не должен был отвлекаться от наблюдения за ней.

Выход пешехода на нерегулируемый пешеходный переход или на проезжую часть данного направления на перекрестке в месте, где переход разрешен; выход пешехода на регулируемый пешеходный переход или проезжую часть данного направления на регулируемом перекрестке на разрешающий сигнал светофора (регулировщика);

выход на проезжую часть пешехода, до этого двигавшегося в том же направлении в поле зрения водителя (с тротуара, обочины, от разделительной полосы, трамвайного полотна или резервной зоны); выход пешехода на проезжую часть на участке, где переход разрешен (если пешеход до выхода на проезжую часть двигался в ином направлении, стоял или вышел из группы людей);

появление пешехода на проезжей части на участке, где переход разрешен;

из-за неподвижного объекта, ограничивающего обзорность, или из (из-за) находившейся на проезжей части группы людей; появление пешехода на проезжей части на участке, где переход разрешен, из-за ТС, двигавшегося по крайней полосе движения;

движение пешехода к общественному транспорту и от него на остановках общественного транспорта; возникновение препятствия (опасности), о котором водитель был предупрежден соответствующим дорожным знаком;

выезд ТС, водитель которого был вынужден сделать это из-за сложившихся обстоятельств;

движение ТС против разрешенного направления;

изменение траектории движения следовавшего впереди ТС в процессе его обгона;

экстренное торможение следовавшего впереди ТС во время изменения траектории заднего для обгона.

АВТОТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Продолжение таблицы 1.1

Характеристика ДТС и других обстоятельств

Типичные варианты

ДТС, предшествовавшая ДТП, нс содержала явных признаков вероятности его возникновения. Однако в поле зрения водителя находились (или могли появиться с большой вероятностью) объекты, которые могли создать опасную обстановку; водитель мог нс иметь объективной возможности заранее определить место, где могло появится препятствие, момент его возникновения и характер, а также необходимые меры по предотвращению ДТП; от водителя требовалось внимание к ДТС. Он не должен был отвлекаться от наблюдения за ней

Внезапный выход пешехода на проезжую часть на участке, где переход не разрешен (если пешеход до выхода на проезжую часть двигался в ином направлении, стоял или вышел из группы людей); внезапное появление пешехода на проезжей части на участке, где переход не разрешен, из-за неподвижного объекта, ограничивавшего обзорность, или из (из-за) находившейся на проезжей части группы людей;

внезапное появление пешехода на проезжей части на участке, где переход не разрешен, из-за ТС, следовавшего по крайней полосе для движения*; появление пешехода на проезжей части на участке, где переход разрешен, из-за ТС, следовавшего не по крайней полосе движения;

выезд ТС, водитель которого нс имел преимущественного права на движение; поворот ТС на перекрестке без подачи сигнала поворота.

ДТС, предшествовавшая ДТП, не содержала признаков возникновения препятствия. Однако в поле зрения водителя находились объекты, которые могли создать опасную обстановку; водитель не имел объективной возможности заранее определить место, где могло появиться препятствие, а также необходимые меры по предотвращению ДТП;

от водителя не требовалось повышенного внимания к ДТС и постоянного наблюдения за ней

Внезапное появление пешехода на проезжей части на участке, где переход не разрешен, из-за ТС, следовавшего не по крайней полосе движения; внезапный выход пешехода на проезжую часть с обочины вне населенного пункта при отсутствии пешеходного движения (если пешеход до выхода на проезжую часть двигался в ином направлении или стоял); движение по проезжей части в направлении полосы ТС пешехода, начавшего переход при запрещающем сигнале светофора (регулировщика); выезд ТС при запрещающем сигнале светофора (регулировщика);

внезапное появление ТС на проезжей части дороги населенного пункта (из-за объекта, ограничивавшего обзорность);

внезапное изменение направления движения встречного или попутного ТС вне перекрестка (когда признаки возможного совершения маневра отсутствовали);

торможение следовавшего впереди ТС без включения стоп-сигнала с замедлением 3-6 м/с 2 .

ДТС, предшествовавшая ДТП, свидетельствовала о минимальной вероятности его возникновения; в поле зрения водителя отсутствовали объекты, которые могли стать препятствием; водитель не имел возможности заранее определить место, где могло появиться препятствие, момент его появления и харакгер, а также необходимые меры по предотвращению ДТП; водитель мог отвлечься для того, чтобы посмотреть на контрольные приборы, пассажиров или окружающую местность в целях ориентировки.

Внезапное появление пешехода или ТС на проезжей части дороги вне населенного пункта (из-за объекта, ограничивавшего обзорность); торможение следовавшего впереди ТС без включения стоп-сигналов с замедлением до 3 м/с 2 ;

неровности и разрушения проезжей части, находившиеся на проезжей части объекты, не предусмотренные в рассмотренных типичных вариантах (люди, животные, неподвижные объекты, предметы).

Продолжение таблицы 1.1

Характеристика ДТС и других обстоятельств

Типичные варианты

//. Свободные ДТС

ДТС, в которых не возникает препятствий для движения ТС и сам водитель нс создаст помех (его автомобиль не является препятствием) для других участников движения.

Внезапный отказ фар; переключение сигнала светофора на красный (после желтого)

Внезапное открытие капота или крышки багажника следующего впереди ТС; внезапное ослепление водителя светом фар встречного ТС

Внезапный отказ или неэффективность органа управления ТС, проявление других неисправностей, угрожающих безопасности движения; физическое вмешательство пассажира в процесс управления ТС

III. Оценка выбора скорости и дистанции

Оценка водителем дорожных условий и обстановки

Выбор водителем скорости ТС по условиям видимости элементов дороги в направлении движения; выбор водителем дистанции при следовании за ТС- лидером

  • * При появлении пешехода из-за встречного ТС за крайнюю полосу принимается полоса встречного движения, ближняя к полосе, занимаемой тем ТС, препятствием для движения которого является пешеход.
  • ** Для расчета максимально допустимой скорости и минимально допустимой дистанции.

Существуют и другие нормативные данные по времени реакции, применяемые в зарубежной экспертной практике, но в РФ рекомендованы к применению, именно, нормативные данные, разработанные ВНИИСЭ.

Время реакции водителя

Время реакции водителя — одно из условий безаварийной езды. Чем меньше этот период, тем больше вероятность предотвращения ДТП. Реакция — это действие организма в ответ на раздражитель. На время влияют несколько факторов.

Что говорится в ПДД


Временем реакции водителя называется время, разделяющее сигнал об изменении дорожной обстановки, полученный органами чувств водителя, и начало воздействия им на органы управления транспортным средством. То есть эта формулировка обозначает период, который проходит от момента понимания того, что надвигается опасность, до момента принятия мер по ее устранению.

Какие факторы влияют на время реакции

На время реакции водителя влияет множество факторов: от возраста до психофизического здоровья. Важно помнить, что некоторые факторы автомобилист создает сам. В машине не должно быть хаотичного беспорядка, слишком громкой музыки, а пассажирам не следует отвлекать водителя.

От чего зависит

На время реакции влияют несколько факторов, а не только личные особенности человека. У всех людей разное время реакции. Оно зависит от:

Этапы процесса реакции на ситуацию

Реагирование на опасность происходит в несколько этапов, каждый из которых занимает какое-то время.

  1. Психическая реакция, то есть осознание, что надвигается опасность. Это мыслительный процесс, который должен занять короткий временной промежуток и увенчаться выбором правильного решения.
  2. Принятие действий по избеганию опасности, то есть непосредственная реакция. На этом этапе водитель поворачивает руль (при необходимости), жмет на педаль тормоза или совершает другие действия для ухода от аварии. Нужно учитывать, что момент переноса ноги на педаль тормоза тоже занимает несколько долей секунды.

ВАЖНО! За время психической реакции человек не предпринимает никаких реальных действий. Проще говоря — он ничего не делает физически.

Среднее значение

Время реакции водителя варьируется от 0,3 до 1,7 секунды. Средним значением считается 1 секунда. Этот показатель был получен после многочисленных экспериментов. При судебно-медицинской экспертизе ДТП используется понятие нормативного времени восприятия сложной ситуации. В среднем оно составляется 0,8 секунды.

Влияние фактора утомления


Утомление сильно притупляет реакцию. Факторами, указывающими на то, что водителю необходимо отдохнуть, являются:

  • усталость. Уставший водитель совершает больше резких и необдуманных действий за рулем;
  • сонливость и вялость;
  • притупление внимания;
  • притупление зрения и слуха. Органы чувств находятся будто в затуманенном состоянии;
  • мыслительная деятельность замедляется.

Управление транспортным средством в утомленном состоянии запрещено, так как оно может привести к аварии. Кроме того, в сонном состоянии легче получить травму, так как мышцы расслаблены.

ВАЖНО! Наибольший риск засыпания за рулем — с полуночи до 06:00 (особенно в 04:00) и примерно через половину суток — с 13:00 до 16:00.

Тормозной путь автомобиля

Тормозным путем называется расстояние, которое проехал автомобиль с момента срабатывания тормозной системы до полной остановки. Протяженность тормозного пути зависит от скорости, состояния проезжей части, шин, погодных условий (например, наледь на дороге увеличивает тормозной путь, соответственно, повышает риск аварии).

ВАЖНО! По мере движения, водитель привыкает к той скорости, с которой движется, и недооценивает ее, считая меньшей, чем она есть на самом деле. Например, на скорости 100 км/ч машина преодолеет расстояние в 28–36 метров за 1 секунду. На тормозной путь влияет начальная скорость, размер и вес транспортного средства.

Пример: На мокрой поверхности со скоростью 50 км/ч время отклика составляет 14 м пройденного расстояния и 11 м тормозного пути. Таким образом, общее торможение автомобиля составляет 25 м. Однако при скорости 70 км/ч время реакции составляет около 20 м, а торможение — 22 м.

Что следует сделать водителю, чтобы предотвратить возникновение заноса при проезде крутого поворота?

Перед поворотом снизить скорость и выжать педаль сцепления, чтобы дать возможность автомобилю двигаться накатом на повороте Перед поворотом снизить скорость, при необходимости включить пониженную передачу, а при проезде поворота не увеличивать резко скорость и не тормозить Допускаются любые из перечисленных действий

Билет 23 вопрос 19 18% ошибается

Чем опасно длительное торможение с выключенными передачей или сцеплением на крутом спуске?

Перегреваются тормозные механизмы и уменьшается эффективность торможения Повышается износ деталей тормозных механизмов Значительно увеличивается износ протектора шин

Билет 9 вопрос 19 10% ошибается


Способ разворота с использованием прилегающей территории слева, обеспечивающий безопасность движения, показан:

На обоих рисунках Только на правом рисунке Только на левом рисунке

Билет 19 вопрос 19 29% ошибается

Для прекращения заноса, вызванного торможением, водитель в первую очередь должен:

Продолжить торможение, не изменяя усилия на педаль тормоза Прекратить начатое торможение Выключить сцепление

Билет 35 вопрос 20 25% ошибается

Принято считать, что среднее время реакции водителя составляет:

Примерно 0,5 секунды Примерно 2 секунды Примерно 1 секунду

Билет 14 вопрос 19 12% ошибается

Как влияет длительный разгон транспортного средства с включенной первой передачей на расход топлива?

Расход топлива увеличивается Расход топлива не изменяется Расход топлива уменьшается

Билет 34 вопрос 19 31% ошибается


При движении по двухполосной дороге за грузовым автомобилем у Вас появилась возможность совершить обгон. Ваши действия?

Максимально приблизитесь к обгоняемому автомобилю, затем перестроитесь на полосу встречного движения и завершите маневр Допустимы оба варианта действий Перестроитесь на полосу встречного движения, после чего произведете сближение с обгоняемым транспортным средством и завершите маневр

Билет 36 вопрос 20 17% ошибается

Как воспринимается водителем скорость своего автомобиля при длительном движении по равнинной дороге на большой скорости?

Кажется больше, чем в действительности Кажется меньше, чем в действительности Восприятие скорости не меняется

Билет 18 вопрос 20 20% ошибается

В каких случаях следует увеличить боковой интервал?

В обоих перечисленных случаях При встречном разъезде на большой скорости При разъезде с длинномерным транспортным средством

Билет 9 вопрос 20 12% ошибается

Вероятность возникновения аварийной ситуации при движении в плотном транспортном потоке будет меньше, если скорость Вашего транспортного средства:

Значительно меньше средней скорости потока Близка к средней скорости потока Значительно больше средней скорости потока

Билет 12 вопрос 19 14% ошибается


Способ разворота с использованием прилегающей территории справа, обеспечивающий безопасность движения, показан:

На обоих рисунках Только на правом рисунке Только на левом рисунке

Билет 31 вопрос 19 23% ошибается

Увеличить скорость Снизить скорость, применяя торможение двигателем Снизить скорость резким нажатием на педаль тормоза

Билет 31 вопрос 20 26% ошибается

Как влияет утомленное состояние водителя на его внимание и реакцию?

Внимание и время реакции не изменяются Внимание ослабляется, время реакции уменьшается Внимание ослабляется, время реакции увеличивается

Билет 17 вопрос 20 32% ошибается

В тёмное время суток и в пасмурную погоду скорость встречного автомобиля воспринимается:

Восприятие скорости не меняется Выше, чем в действительности Ниже, чем в действительности

Билет 37 вопрос 19 27% ошибается

С увеличением скорости движения на повороте величина центробежной силы:

Не изменяется Увеличивается пропорционально квадрату скорости Увеличивается пропорционально скорости

Билет 4 вопрос 19 4% ошибается

Что следует предпринять водителю для предотвращения опасных последствий заноса автомобиля при резком повороте рулевого колеса на скользкой дороге?

Выключить сцепление и повернуть рулевое колесо в сторону заноса Быстро, но плавно повернуть рулевое колесо в сторону заноса, затем опережающим воздействием на рулевое колесо выровнять траекторию движения Нажать на педаль тормоза и воздействием на рулевое колесо выровнять траекторию движения

Билет 17 вопрос 19 13% ошибается

Как изменяется длина тормозного пути легкового автомобиля при движении с прицепом, не имеющим тормозной системы?

Не изменяется Увеличивается Уменьшается, так как прицеп оказывает дополнительное сопротивление движению

Билет 20 вопрос 19 19% ошибается

Как правильно произвести экстренное торможение, если автомобиль оборудован антиблокировочной тормозной системой?

Путем использования стояночной тормозной системы Путем прерывистого нажатия на педаль тормоза Путем нажатия на педаль тормоза до упора и удерживания ее до полной остановки

Билет 32 вопрос 19 22% ошибается


При повороте налево обеспечение безопасности движения достигается путем выполнения поворота по траектории, которая показана:

На обоих рисунках На правом рисунке На левом рисунке

Билет 27 вопрос 19 14% ошибается

Устранение заноса задней оси путем увеличения скорости возможно:

Только на заднеприводном автомобиле На любом автомобиле из перечисленных Только на переднеприводном автомобиле

Билет 14 вопрос 20 21% ошибается

Является ли безопасным движение вне населенного пункта на легковом автомобиле в темное время суток с включенным ближним светом фар по неосвещенному участку дороги со скоростью 90 км/ч?

Является безопасным при малой интенсивности движения Является безопасным, поскольку предельная допустимая скорость соответствует требованиям Правил Не является безопасным, поскольку остановочный путь превышает рас- стояние видимости

Билет 39 вопрос 19 13% ошибается

При трогании на подъеме на автомобиле с механической коробкой передач следует начинать отключать (отпускать) стояночный тормоз:

До начала движения После начала движения Одновременно с началом движения

Билет 15 вопрос 19 21% ошибается

Как следует выбирать передачу при торможении двигателем с учетом крутизны спуска?

Чем круче спуск, тем выше передача Чем круче спуск, тем ниже передача Выбор передачи не зависит от крутизны спуска

Билет 21 вопрос 19 6% ошибается


Уменьшить скорость и быть готовым к возможному отклонению автомобиля от заданного курса Не изменяя скорости, сместиться ближе к центру дороги Не изменяя скорости, сместиться ближе к обочине

Билет 1 вопрос 19 9% ошибается

В случае, когда правые колёса автомобиля наезжают на неукреплённую влажную обочину, рекомендуется:

Билет 36 вопрос 19 18% ошибается

Как правильно произвести экстренное торможение на скользкой дороге, если автомобиль не оборудован антиблокировочной тормозной системой?

Тормозить прерывистым нажатием на педаль тормоза, не допуская блокировки колес Нажать на педаль тормоза до упора и удерживать ее до полной остановки Нажать на педаль тормоза с одновременным использованием стояночного тормоза

Билет 20 вопрос 20 15% ошибается

При движении по какому участку дороги действие сильного бокового ветра наиболее опасно?

При выезде с закрытого участка на открытый По закрытому деревьями По открытому

Билет 13 вопрос 19 28% ошибается

Двигаясь в прямом направлении, Вы внезапно попали на небольшой участок скользкой дороги. Что следует предпринять?

Плавно затормозить Не менять траектории и скорости движения Повернуть, руль, чтобы съехать с этого участка дороги

Билет 3 вопрос 19 22% ошибается

На повороте возник занос задней оси переднеприводного автомобиля. Ваши действия?

Значительно увеличите подачу топлива, не меняя положения рулевого колеса Уменьшите подачу топлива, рулевым колесом стабилизируете движение Притормозите и повернёте рулевое колесо в сторону заноса Слегка увеличите подачу топлива, корректируя направление движения рулевым колесом

Билет 2 вопрос 19 8% ошибается

Исключает ли антиблокировочная тормозная система возможность возникновения заноса или сноса при прохождении поворота?

Полностью исключает возможность возникновения только заноса Полностью исключает возможность возникновения только сноса Не исключает возможность возникновения сноса или заноса

Билет 5 вопрос 19 23% ошибается

Как следует поступить водителю при высадке из автомобиля, стоящего у тротуара или на обочине?

Допустимы оба варианта действий Обойти автомобиль сзади Обойти автомобиль спереди

Билет 8 вопрос 19 34% ошибается

Более устойчив против опрокидывания на повороте легковой автомобиль:

С пассажирами, но без груза Без пассажиров и груза Без пассажиров, но с грузом на верхнем багажнике С пассажирами и грузом

Билет 18 вопрос 19 24% ошибается

Как водитель должен воздействовать на педаль управления подачей топлива при возникновении заноса, вызванного резким ускорением движения?

Ослабить нажатие на педаль Усилить нажатие на педаль Не менять силу нажатия на педаль

Билет 5 вопрос 20 26% ошибается


При движении в условиях тумана расстояние до предметов представляется:

Меньшим, чем в действительности Соответствующим действительности Большим, чем в действительности

Билет 30 вопрос 19 24% ошибается

Для предупреждения скатывания автомобиля с механической трансмиссией при кратковременной остановке на подъеме следует:

Перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение Включить первую передачу или передачу заднего хода Привести в действие стояночный тормоз

Билет 40 вопрос 19 31% ошибается

Как следует поступить водителю при посадке в автомобиль, стоящий у тротуара или на обочине?

Допустимы оба варианта действий Обойти автомобиль спереди Обойти автомобиль сзади

Билет 22 вопрос 19 17% ошибается

При каком стиле вождения будет обеспечен наименьший расход топлива?

При резком ускорении и плавном замедлении При плавном ускорении и резком замедлении При плавном ускорении и плавном замедлении

Билет 28 вопрос 20 15% ошибается

В каком случае водителю необходимо оценивать обстановку сзади?

Перед осуществлением маневра (перестроения или изменения направления движения) Перед торможением Во всех перечисленных случаях Перед началом или возобновлением движения

Билет 28 вопрос 19 27% ошибается

Что следует предпринять, если на повороте возник занос задней оси заднеприводного автомобиля?

Значительно уменьшить подачу топлива, не меняя положения рулевого колеса Слегка уменьшить подачу топлива и повернуть рулевое колесо в сторону заноса Притормозить и повернуть рулевое колесо в сторону заноса Увеличить подачу топлива, рулевым колесом стабилизировать движение

Билет 25 вопрос 19 23% ошибается

Как зависит величина тормозного пути транспортного средства от скорости движения?

Увеличивается пропорционально скорости Не зависит Увеличивается пропорционально квадрату скорости

Билет 6 вопрос 19 22% ошибается


В случае остановки на подъеме(спуске) при наличии обочины можно предотвратить самопроизвольное скатывание автомобиля на проезжую часть, повернув его передние колеса в положение:

Б и В А и Г А и В Б и Г

Билет 10 вопрос 10 27% ошибается

Что должно иметь решающее значение при выборе водителем скорости движения в тёмное время суток?

Предельные ограничения скорости, установленные Правилами Условия видимости Максимальная конструктивная скорость, установленная технической характеристикой используемого транспортного средства

Билет 29 вопрос 19 9% ошибается

Что следует предпринять для быстрого восстановления эффективности тормозов транспортного средства после проезда через водную преграду?

Резко нажать на педаль тормоза, после чего продолжить движение Продолжить движение и просушить тормозные колодки многократными непродолжительными нажатиями на педаль тормоза Продолжить движение с малой скоростью без притормаживания

Билет 35 вопрос 19 29% ошибается

По какой траектории двигается прицеп легкового автомобиля при прохождении поворота?

Дальше от центра поворота, чем траектория движения автомобиля Ближе к центру поворота, чем траектория движения автомобиля По траектории движения автомобиля

Билет 39 вопрос 20 32% ошибается

Что понимается под остановочным путем?

Расстояние, пройденное транспортным средством с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки Расстояние, пройденное транспортным средством с момента начала срабатывания тормозного привода до полной остановки Расстояние, пройденное транспортным средством с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки

Билет 26 вопрос 19 30% ошибается

Уменьшение тормозного пути транспортного средства, не оборудованного антиблокировочной тормозной системой, достигается:

Путем прерывистого нажатия на педаль тормоза Путем нажатия на педаль тормоза до упора Путем нажатия на педаль тормоза с одновременным использованием стояночной тормозной системы

Билет 27 вопрос 20 7% ошибается


На каком рисунке показано правильное положение рук на рулевом колесе?

На правом На среднем На левом

Билет 11 вопрос 20 21% ошибается

Какое расстояние проедет транспортное средство за время, равное среднему времени реакции водителя, при скорости движения около 90 км/час?

Примерно 25 м Примерно 15 м Примерно 35 м

Билет 33 вопрос 20 19% ошибается

Как влияет алкоголь на время реакции водителя?

Алкоголь на время реакции не влияет Время реакции уменьшается Время реакции увеличивается

Билет 22 вопрос 20 19% ошибается

Если во время движения по сухой дороге с асфальтобетонным покрытием начал моросить дождь, водителю следует:

Уменьшить скорость и быть особенно осторожным Не изменяя скорости, продолжить движение Увеличить скорость и попытаться проехать как можно большее расстояние, пока не начался сильный дождь

Билет 1 вопрос 20 21% ошибается

Что понимается под временем реакции водителя?

Время с момента обнаружения водителем опасности до начала принятия мер по её избежанию Время, необходимое для переноса ноги с педали управления подачи топлива на педаль тормоза Время с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки транспортного средства

Билет 33 вопрос 19 29% ошибается

Какие действия водителя приведут к уменьшению центробежной силы, возникающей на повороте?

Снижение скорости движения Уменьшение радиуса прохождения поворота Увеличение скорости движения

Билет 23 вопрос 20 17% ошибается

Как изменяется поле зрения водителя с увеличением скорости движения?

Расширяется Не изменяется Сужается

Билет 38 вопрос 19 22% ошибается

При движении ночью во время сильной метели наилучшую видимость дороги обеспечивает включение

Противотуманных фар совместно с дальним светом фар Противотуманных фар совместно с ближним светом фар Только противотуманных фар

Билет 26 вопрос 20 24% ошибается

Минимальной величиной необходимой дистанции при движении по сухой дороге на легковом автомобиле принято считать расстояние, которое автомобиль проедет не менее чем за:

3 секунды 1 секунду 2 секунды

Билет 16 вопрос 19 24% ошибается


При повороте направо обеспечение безопасности движения достигается путем выполнения поворота по траектории, которая показана:

На правом рисунке На обоих рисунках На левом рисунке

Билет 30 вопрос 20 9% ошибается

Зависит ли выбор бокового интервала от скорости движения?

Выбор бокового интервала от скорости движения не зависит При увеличении скорости движения боковой интервал необходимо увеличить

Безопасное движение на дорогах определяется многими факторами: соблюдением правил дорожного движения, взаимоуважением водителей, поведением пешеходов при пересечении дорожных магистралей. Одним из основных условий безаварийного транспортного передвижения является время реакции водителя.

Время реакции водителя - что означает и от каких факторов зависит?

Чаще всего именно скорость при выборе правильного решения предотвращает ДТП на дорогах. Здесь немаловажную роль играет временной промежуток, за который водитель успевает предпринять нужные действия.

Что такое время реакции водителя?

Время реакции водителя — период с момента обнаружения опасности до начала принятия мер по ее предотвращению.

За этими словами стоит сложный процесс. Изменение дорожной ситуации воспринимается зрением, реже слухом. Сигнал или несколько сигналов поступают в центральную нервную систему, обрабатываются, и формируется ответ в форме ряда действий с рулем и педалью тормоза.

Среднее время реакции водителя

Среднее время реакции водителя

Реакция — это действие организма в ответ на раздражитель. Реакции могут быть простыми, когда действует один раздражитель, и сложными — несколько раздражителей.

Например, для простого торможения нужно 0,5 с. За это время шофер успевает перенести стопу с педали газа на педаль тормоза. Но автомобиль продолжает двигаться. Если его скорость 50 км/ч, то он успевает проехать 6,9 м, за 1 с. — 13,9 м, за 1,5 с. — 20,8 м. А для объезда впереди идущего транспорта надо к торможению добавить действия с управлением руля, от этого время реакции возрастает.

Важно! Автомобилисту необходимо быстрое реагирование на дорожную ситуацию. От этого зависит безопасность вождения.

Время реакции водителя составляет от 0,3 до 1,5 сек. Эти цифры появились благодаря многочисленным исследованиям. Средним временем реакции считают 1 секунду. Существует такое понятие, как нормативное время восприятия сложной ситуации, равное 0,8 с. Его используют при судебно — медицинской экспертизе ДТП.

Факторы, влияющие на время реакции водителя

Факторы, влияющие на время реакции водителя

Человек — это биологический организм, реакции которого постоянно меняются и зависят от различных факторов.

Что же влияет на реагирование шофера и его восприятие опасной ситуации:

  1. Пол — мужчины, управляющие транспортным средством, быстрее реагируют на появление сигнала опасности, время реагирования у них составляет 1,8 с., а у женщин — 2,8 с., простую ситуацию они воспринимают практически одинаково.
  2. Возраст — у собственников машин, чей возраст не превышает 30 лет, восприятие опасной ситуации происходит скорее, чем у водителей от 40 лет и выше. Но люди старшего возраста быстрее принимают правильные решения, а время реакции у них стабильно. Молодому автолюбителю для решения простой ситуации нужно 0,17 с., для сложной — 1,54 с. К 60 годам показатели изменяются: для простой ситуации — 0,26 с., для сложной — 2,05 с.
  3. Опыт — при возникновении аварийной ситуации на дороге всегда видно опытного шофера. Он не паникует и не суетится, действия его быстры и выверены.
  4. Физическая подготовка — виды спорта, направленные на выработку реакции и выносливости, помогают любителям езды за рулем быстрее воспринимать опасную ситуацию и верно подбирать стратегические действия.
  5. Рабочее место — совокупность мелочей, способных отвлечь автомобилиста (неудобное кресло, духота в кабине, неплотно прикрытые двери, неправильно установленный груз в багажнике, шумные пассажиры) увеличивают время реакции.
  6. Время суток — биологические часы человека установлены так, что в ночной период происходит снижение концентрации внимания, ему чаще хочется спать. Ночью срок восприятия увеличивается на 20 — 25%. Предрассветные часы и время перед закатом также тяжелы для шофера. Поэтому он дольше реагирует даже на простую дорожную ситуацию, а это может привести к ДТП.
  7. Погодные условия — дождь, снег, туман, обледенение дороги усложняют управление автомобилем, увеличивают скорость реакции водителя.
  8. Медицинские препараты — существует большой список медикаментов, которые нельзя употреблять, если планируется поездка за рулем. Это могут быть самые распространенные лекарства, снимающие болевые симптомы, помогающие при простуде.
  9. Алкоголь — ни для кого не секрет, что алкоголь и вождение автомобиля — несовместимые понятия. Ответственный водитель не позволит себе употреблять алкоголь накануне поездки, и тем более пить за рулем. Большая часть ДТП происходит в нетрезвом виде, потому что алкоголь снижает концентрацию внимания, сужает обзор зрения, тормозит двигательные рефлексы. Время для предотвращения ДТП увеличивается в несколько раз.
  10. Условия работы — как ни странно, водителю легче реагировать на сигнал опасности в пределах города, чем на загородных трассах. Монотонная дорога расслабляет и снижает уровень внимательности, в результате автомобилист неверно оценивает ситуацию.

Приведенные цифры относительны. Человек может корректировать показатели путем изменения влияния факторов, улучшив условия работы, исключив медицинские препараты и алкоголь.

Влияние утомления на реакцию водителя

Влияние утомления на реакцию водителя

Человек, любящий езду за рулем, избежит неприятных ситуаций на дорогах, если будет внимательным к своему самочувствию. Болезненное состояние, переутомление снижают восприятие опасности.

Признаки утомления:

  • появляется сонливость,
  • присутствует вялость,
  • притупляется внимание.

Категорически нельзя вести машину, если собственник машины почувствовал утомление. Он может просто заснуть за рулем, а это чаще всего приводит к авариям на дорогах. Правильным в этой ситуации будет поспать минут 30 — 40.

Важно! Чем выше утомляемость автомобилиста, тем больше время его реакции.

Но есть индивидуальные особенности организма: тип высшей нервной деятельности и темперамент. Они влияют на временной отрезок, в течение которого поступил сигнал к водителю.

Например, холерик, который имеет сильный, но неуравновешенный темперамент, быстрее реагирует на изменение дорожной ситуации на 25 — 30% в отличие от флегматика, отличающегося сильным уравновешенным типом нервной деятельности. Но при выборе решения холерик допускает больше ошибок.

Важно! Эмоциональный настрой влияет на время реакции водителя, увеличиваясь от 0,5 с. до 1 с.

Этапы реакции водителя

Период восприятия сигнала опасности делится на следующие этапы:

  1. Оценка дорожной ситуации — должен быть адекватный и быстрый анализ, а главное, без паники, потому что от этого этапа зависят дальнейшие действия. Сложность и опасность обстановки увеличивают срок, потраченный на оценку.
  2. Принятие решения — водитель принимает решение о действиях, помогающих избежать ДТП. Водительский опыт подскажет оптимальный и правильный маневр.
  3. Реагирование — приводит в исполнение решение, подходящее к данной ситуации.

Советы водителям

  1. Планируя поездку, нужно свести к минимуму влияние факторов, снижающих концентрацию внимания.
  2. Если период восприятия опасного сигнала превышает нормативы, надо выбирать безопасную скорость управления автомобилем.
  3. Стараться не садиться за руль в состоянии эмоционального возбуждения (взволнованность, гнев, раздражение). Это снижает уровень восприятия опасности.

Несколько секунд достаточно, чтобы предотвратить трагедию. Чем меньше времени будет потрачено, тем больше спасенных жизней.

Нет абсолютно надежных водителей. Даже самый подготовленный человек с крепкой нервной системой способен ошибаться и теряться в непредвиденных ситуациях при вождении автомобиля.

Но, как говорится, предупрежден, значит вооружен. Пусть полученная информация помогает водителям совершенствовать свое мастерство.


Пройти экзамен ПДД


Вернуться к списку тем

Вопрос № 462 : Чем опасно длительное торможение с выключенным сцеплением (передачей) на крутом спуске? >>>

Вопрос № 262 : Двигаясь в прямом направлении со скоростью 60 км/ч, Вы внезапно попали на небольшой участок скользкой дороги. Что следует предпринять? >>>

Вопрос № 202 : При приближении к вершине подъема в темное время суток водителю рекомендуется переключить дальний свет фар на ближний: >>>

Вопрос № 582 : Что должен сделать водитель, чтобы быстро восстановить эффективность тормозов после проезда через водную преграду? >>>

Вопрос № 742 : Как изменяется величина центробежной силы с увеличением скорости движения на повороте? >>>

Вопрос № 80 : Что следует предпринять водителю для предотвращения опасных последствий заноса автомобиля при резком повороте рулевого колеса на скользкой дороге? >>>

Вопрос № 60 : На повороте возник занос задней оси переднеприводного автомобиля. Ваши действия?

При заносе задней оси переднеприводного автомобиля (когда задние колеса пытаются обогнать передние) рекомендуется слегка увеличить подачу топлива и корректировать направление движения рулевым колесом.

Вопрос № 662 : Какие действия водителя приведут к уменьшению центробежной силы, возникающей на повороте? >>>

Вопрос № 182 : На каком рисунке показан безопасный способ разворота вне перекрестка с использованием прилегающей территории слева? >>>

Вопрос № 302 : При торможении двигателем на крутом спуске водитель должен выбирать передачу, исходя из условий: >>>

Вопрос № 20 : В случае, когда правые колеса автомобиля наезжают на неукрепленную влажную обочину, рекомендуется: >>>

Вопрос № 343 : В темное время суток и в пасмурную погоду скорость встречного автомобиля воспринимается: >>>

Вопрос № 502 : Считаете ли Вы безопасным движение на легковом автомобиле в темное время суток с ближним светом фар по неосвещенной загородной дороге со скоростью 90 км/ч? >>>

Вопрос № 542 : При движении на каком автомобиле увеличение скорости может способствовать устранению заноса задней оси? >>>

Вопрос № 322 : На каком рисунке водитель выполняет правый поворот по траектории, обеспечивающей наибольшую безопасность движения? >>>

Вопрос № 782 : В какой момент следует начинать отпускать стояночный тормоз при трогании на подъеме? >>>

Вопрос № 762 : Включение каких внешних световых приборов обеспечит Вам наилучшую видимость дороги при движении ночью во время сильной метели? >>>

Вопрос № 282 : Как влияет длительный разгон транспортного средства с включенной первой передачей на расход топлива? >>>

Вопрос № 802 : При движении по какому участку дороги действие сильного бокового ветра наиболее опасно? >>>

Вопрос № 101 : Вероятность возникновения аварийной ситуации при движении в плотном транспортном потоке будет меньше, если скорость Вашего транспортного средства: >>>

Вопрос № 242 : На каком рисунке показан безопасный способ разворота вне перекрестка с использованием прилегающей территории справа? >>>

Вопрос № 362 : Как водитель должен воздействовать на педаль управления подачей топлива при возникновении заноса, вызванного резким ускорением движения? >>>

Вопрос № 682 : После длительного движения по двухполосной дороге за грузовым автомобилем на безопасной дистанции у Вас появилась возможность совершить обгон. Ваши действия? >>>

Вопрос № 162 : В каком случае легковой автомобиль более устойчив против опрокидывания на повороте? >>>

Вопрос № 722 : Как правильно произвести экстренное торможение на скользкой дороге, если Ваш автомобиль не оборудован антиблокировочной тормозной системой? >>>

Вопрос № 402 : Как правильно произвести экстренное торможение, если Ваш автомобиль оборудован антиблокировочной тормозной системой? >>>

Вопрос № 703 : При движении в условиях плохой видимости нужно выбирать скорость, исходя из того, чтобы остановочный путь был: >>>

Вопрос № 122 : Для обеспечения безопасности при остановке на подъеме (спуске) водителю следует повернуть передние колеса. Водители каких транспортных средств правильно выполнили это требование при отсутствии тротуара? >>>

Вопрос № 342 : Как изменяется длина тормозного пути легкового автомобиля при движении с прицепом, не имеющим тормозной системы? >>>

Вопрос № 642 : На каком рисунке водитель выполняет левый поворот по траектории, обеспечивающей наибольшую безопасность движения? >>>

Вопрос № 482 : Как следует поступить водителю, если во время движения по сухой дороге с асфальтобетонным покрытием начал моросить дождь? >>>

Вопрос № 222 : Для предупреждения скатывания автомобиля при остановке на подъеме (спуске) водителю следует повернуть передние колеса. Водители каких транспортных средств правильно выполнили это требование при наличии тротуара? >>>

Экзамен ПДД

Шины имеют порезы, обнажающие корд.
Шины имеют отслоения протектора или боковины.
На задней оси автомобиля установлены шины с восстановленным рисунком протектора.

Читайте также: