Причиной неожиданного для водителя разворота автомобиля на скользкой дороге может стать

Обновлено: 07.07.2024

Какие ошибки допускают неопытные водители на скользкой дороге?

Какие основные правила вождения на скользкой дороге?

Ошибки именно неопытных водителей. Попутно отмечу, что таковые водители редко превышают скорость, обычно это делают те, кто считает себя уже докой. Итак: 1) При заносе руль поворачивают в сторону от заноса. А надо наоборот - в сторону заноса. 2) На переднеприводных машинах при заносе сбрасывают скорость, а нужно ее увеличить. А вот на заднеприводных - наоборот. 3) На скользкой дороге сразу резко жмут тормоз. А надо сначала максимально возможно сбросить скорость двигателем, потом уже плавно тормозить педалью. 4) Ездят накатом при спуске. Им невдомек, что так машина управляется намного хуже, особенно если спуск длинный и крутой. 5) Попав в сугроб, начинают упорно буксовать, увеличивая обороты до предела. В итоге шлифуют снег так, что выехать без посторонней помощи становится невозможно. 6). При обгоне резко и быстро меняют полосу движения. На летней сухой дороге это нормально, но на обледенелой дороге такой маневр приводит к вылету на полосу встречного движения. 7) При трогании с места резво стартуют. Чем чревато - понятно. 8) Несоблюдение дистанции - повальная болезнь. Хотя в автошколах говорят, что на гололеде тормозной путь увеличивается в 10 раз, это наверное в одно ухо влетает, из другого вылетает.

"на гололеде тормозной путь увеличивается в 10 раз, это наверное в одно ухо влетает, из другого вылетает."
У нас это невозможно. Стоит увеличить дистанцию - тут же вклинивается другая машина, и так до бесконечности. Если просто сбросить скорость и так и ехать - будешь помехой всему потоку. Нет у нас на дорогах понятия "увеличить дистанцию". Сколько езжу (а за рулем уже с 1986 года) - всегда так. Печально, конечно, но это факт. Даже в жесточайший гололед все равно ухитряются двигаться бампер-в-бампер.
Есть, конечно, исключения - женщины, которые в гололед после небольшого заноса могут вообще остановиться, включить аварийку и вызвать по мобиле мужика, чтоб сел вместо нее за руль. :) — 6 лет назад

Как такое вообще происходит? Со стороны ситуация выглядит как мистическая: автомобиль едет по ровной дороге, и вдруг, ни с чего, его начинает водить из стороны в сторону, затем, крутить, после чего неуправляемая машина может оказаться где угодно: либо на встречной полосе, либо в сугробе, либо ее вовсе выбрасывает с дороги. Последствия могут быть самые жуткие.

Автомобиль опирается на дорогу четырьмя колесами, образуя пятна их контакта. И этот контакт – есть сила сцепления колес с дорожным покрытием.

В статьях Как научиться ездить ровно и Вождение автомобиля зимой. Физика движения автомобиля есть разъяснение, как перезагружаются левые и правые колеса в процессе их поворота в левую или правую сторону. Там же есть рекомендации по выходу из заноса на переднем и заднем типе привода автомобиля.

Автомобиль едет туда, куда направлены его передние колеса. Предположим, нужно перестроиться. На дороге небольшая снежная колея. Что обычно происходит, когда руль повернут, а машина не поворачивает или откликается на поворот руля слабо, но продолжает при этом ехать вперед? Возникает желание еще больше довернуть руль, чтобы автомобиль, так сказать, повернул, в конце концов. Этого делать нельзя.

Именно этот добавочный поворот рулевым колесом и является ошибочным действием. Почему? Когда автомобиль на скользкой дороге не слушается руля, это значит, что управляющие колеса не цепляются за дорогу, а скользят по ней. Еще больший поворот руля повернет передние колеса еще сильнее, но пока колеса не зацепятся за дорожную поверхность, этот большой угол поворота колес никак не повлияет на траекторию движения.

Если автомобиль перестает поворачивать на дуге поворота, такое явление называется снос, то нужно вернуть руль немного обратно, но не в прямое положение, я лишь немного его отпустить. Смысл такой же – нужно дать колесам зацепиться за дорогу. На зимней дуге поворота решающий фактор – скорость, поэтому ее необходимо сбавить еще до вхождения в поворот.

Будьте внимательны за рулем, берегите себя и окружающих.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 13.05.2020

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Зимой сцепление шин с дорогой существенно ухудшается: снег и гололед делают поведение авто менее предсказуемым. Оттого срыв в занос (даже при аккуратном вождении) — далеко не редкость в холодный сезон. Сегодня вспоминаем, как избежать заноса зимой, а также вернуть машине устойчивость и управляемость в экстренной ситуации.



На улице ощутимый мороз. Результат его ночных стараний можно ощутить под ногами — весь гоночный трек превратился в один большой каток, даже пройти непросто.



А вот Citroen Saxo участвует в гонках на разных типах покрытий, поэтому технически он более серьезно усовершенствован. Тюнинг коснулся тормозной системы, подвески, несущая конструкция была усилена рамой, а на помощь двигателю пришел электронный блок, который увеличивает мощность хэтчбека.


Под ногами тает лед. Трогаемся с места правильно

Гонщик подчеркивает, что чаще всего машины не оснащены приборами противоскольжения, а шины автомобилей для городской эксплуатации не предусматривают наличие шипа (или же он небольшой — гражданский).


— Этой зимой у нас уже возникали ситуации, когда после оттепели лужи и мокрый асфальт превращались в очень скользкую зеркальную корку льда. Невозможно было не только ездить, но и ходить нормально, — вспоминает эксперт.

По словам Сергея, все движения при трогании с места на такой поверхности должны быть максимально плавными. Главная задача — это не допустить пробуксовки, причем данное правило касается обоих приводов.


— Еще одну ошибку на скользком покрытии чаще допускают водители заднеприводных автомобилей. Они пытаются начать движение на вывернутых колесах. Если передний привод еще как-то допускает подобные решения, то для заднего тронуться окажется практически невозможно: машина упрется в собственные вывернутые колеса.

Скользко. Переход на следующую передачу

Сергей Лапицкий поясняет, что переход на повышенную передачу в гололед особенно важен перед подъемом в горку.

— Перед водителем стоит задача быстро переключить передачу, потому что неопытные выпускники автошкол могут долго переключать, пока машина теряет разгон. Нужно максимально разогнаться на первой передаче, после чего мгновенно перейти на вторую и продолжать движение.


При подъеме с уклоном автогонщик не рекомендует останавливаться. В таком случае вновь тронуться с места будет очень сложно. Более того, автомобиль может утягивать вниз.


— В ледовых гонках вообще практически не используется педаль тормоза. В редких случаях прибегают к ступенчатому торможению, а наиболее частый способ — это именно торможение двигателем. Для этого нужно включить пониженную передачу и отпустить педаль акселератора, — поясняет Сергей. — Пожалуй, это самое действенное средство.

Существенная разница между спуском наблюдается у переднего и заднего приводов. Первый при загруженной передней оси становится более податливым к управлению, а у второго ведущая ось разгружена, за счет чего скорректировать движение авто можно умелыми нажатиями на педаль акселератора.

Как выйти из заноса и не разбить автомобиль?

— Лучший совет — это не доводить до ситуации, когда понадобятся приемы из контраварийного вождения, — убежден именитый гонщик. — Для этого надо правильно выбрать скорость движения и все свои действия совершать плавно. При соблюдении данных условий машина на переднем приводе будет постепенно входить в поворот, не пуская задние колеса в занос.


Переднеприводный автомобиль всегда едет туда, куда смотрят колеса


Водитель входил в управляемый занос, гася скорость о снежный бурт, однако зацепился за обледеневшую глыбу, после чего машина перевернулась

Если заднеприводный автомобиль уходит в занос, следует вывернуть руль в сторону заноса. Как только авто начнет возвращаться на прямолинейную траекторию, газ сбрасывается, а руль ставится в центральное положение. Произойдет торможение двигателем, которое без блокировки колес замедлит ускорившуюся заднюю ось и повысит вероятность успешного выхода из заноса.




Погасить скорость уходящего в занос заднеприводного авто получится о снежный бортик рядом с дорогой. Специалист уточняет, что делать это стоит в крайнем случае (когда владелец уже не переживает о повреждениях кузова), позволяя задней части машины прикасаться к сугробам, за счет чего занос становится контролируемым. К сожалению, вряд ли новичку удастся проделать такое с первой попытки.

Колеса не крутятся, а машина едет! Что делать?

Нередко на заледенелых дорогах бывают ситуации, когда водитель все же ошибается и ударяет по педали тормоза изо всех сил. В итоге скорость движения автомобиля относительно поверхности выше, чем скорость движения колес.


— Задача сидящего за рулем в данной ситуации — уравнять скорость. Правда, есть еще один нюанс. Заведена ли машина в этот момент? По опыту гонок могу сказать, что в подобных случаях мотор может заглохнуть. Тогда необходимо резко выжать сцепление, бросить его, а затем провернуть ключ зажигания, подгазовывая и ловя момент. Неподготовленный человек так не сделает, именно поэтому я и говорю, что нам нужны дополнительные образовательные программы для водителей.


— Я повторяю с завидной регулярностью, что безопасными дороги будут тогда, когда на них окажутся люди, регулярно стажирующиеся на автотреках и повышающие свою квалификацию. Если опытные водители нередко ошибаются, то что говорить о новичках, которым получить навык практически негде.

Штурмуя сугробы, застрять не планировали

Оставаясь реалистами, мы с экспертом моделируем ситуацию: необходимо проехать по глубокому снегу. Ям и выбоин под ним не обнаружили, осталось дело за малым — пробить колею.


— В глубокий снег однозначно лезть не стоит, особенно если он тяжелый и влажный. В таком случае его нужно понемногу и целенаправленно раскатывать, — подчеркивает Сергей. — Проезжаем вперед на 10–15 см, выжимаем сцепление и откатываемся назад, тем самым утрамбовывая снег. Важно не допускать пробуксовок. Иногда стоит потратить время на подготовку колеи, нежели сразу с разгона въехать в снег и сесть на все мосты. Такое движение путем раскачки одинаково эффективно как для переднего, так и для заднего привода.


Если машина все-таки увязла, следует попробовать продвинуться задним ходом в пределах колеи. Проехав там один раз, высока вероятность того, что удастся и во второй. Главное, по словам эксперта, не выезжать за пределы колеи, иначе колеса окажутся на поверхностях с разной плоскостью, а выбраться будет очень трудно.

Чего бояться на скользкой дороге?

На скользкой дороге увеличивается тормозной путь. Кроме того, автомобиль может угодить в занос — так называют боковое скольжение задней оси автомобиля в повороте, превышающее боковое скольжение передней оси. При этом автомобиль доворачивается в сторону предполагаемого поворота больше, чем это нужно для прохождения изгиба дороги. Такому явлению чаще подвержены заднеприводные автомобили. Метод борьбы с заносом и на передне-, и на заднеприводных автомобилях — поворот рулевого колеса в сторону заноса. При этом на заднем приводе следует уменьшить подачу топлива в двигатель, а на переднем — немного увеличить.

Полноприводный автомобиль в повороте также способен доставить неискушенному водителю неприятные ощущения. Хорошо, если автомобиль оборудован электронной системой стабилизации курсовой устойчивости, а если нет, то будьте осторожны — полный привод коварен. Лучший метод борьбы и с заносом, и со сносом —это заблаговременно снизить скорость перед поворотом.

Откуда берется скользкая дорога?

Дорогу можно считать скользкой, когда коэффициент сцепления шин с покрытием ниже, чем среднестатистический. У каждого времени года он свой. Начнем мы, конечно, с королевы скользких дорог — зимы, которая хоть и закончилась, согласно календарю, но еще успеет попортить нервы водителям в северных регионах страны.

Тут все элементарно: любая вода, попавшая на дорогу, превращается в лед. Причем это может быть и поток воды из прорвавшейся канализации, и дождь, и подтаявший за день снег, который в холодную ночь превратился в лед. Но не только лед опасен на зимней дороге. Сочетание снегопада, отрицательной температуры воздуха и интенсивного движения машин может приводить к тому, что верхний слой укатанного снега становится очень скользким. Раннее срабатывание AБС даже при небольшом нажатии на педаль тормоза свидетельствует о том, что покрытие очень скользкое.

Наиболее скользкие участки зимой:

Чтобы выжить на зимних дорогах, нужно сделать две вещи: правильно подготовиться и спокойно, вдумчиво преодолевать скользкую зимнюю дорогу.

Ну а когда зима будет, что называется, в разгаре, просто помните о тех участках на дороге, где обычно очень скользко. Именно там следует быть вдвойне осторожнее и внимательнее за рулем.

Весна

Если вы ездите с севера на юг и обратно на дальние расстояния, то не торопитесь менять зимнюю резину на летнюю сразу с наступлением календарной весны. Да, в крупных городах на дорогах уже не встретить признаков зимы, но на трассе вас еще могут подстерегать опасные участки. Лучше лишнюю неделю поцокать по дорогам шипами, чем несколько недель ждать машину из кузовного ремонта после даже небольшой аварии.

А еще весной дорога может стать очень скользкой в следующих ситуациях:

Сельхозтехника часто оставляет за собой скользкий след. Кроме опасности угодить в занос можно еще и колесо повредить, если на высокой скорости наехать на крупный кусок чернозема, вывалившийся из протектора тракторной покрышки.

Сельхозтехника часто оставляет за собой скользкий след. Кроме опасности угодить в занос можно еще и колесо повредить, если на высокой скорости наехать на крупный кусок чернозема, вывалившийся из протектора тракторной покрышки.

Лето, казалось бы, время года, когда о скользких дорогах можно забыть. Но это не так. Надо помнить о некоторых особенностях.

  • В сильную жару на поверхности асфальта вытапливается слой полужидкого битума, который может оказаться очень скользким.
  • Ремонт и укладка нового асфальта происходит преимущественно летом, а свежеуложенный асфальт обладает невысоким коэффициентом трения.
  • Большегрузы продавливают в размягчившемся от жары дорожном покрытии глубокие колеи. Начинается обильный летний дождь, и вот уже в колеях 5–10 см воды. Если заехать в такую колею только левыми или только правыми колеса на большой скорости, автомобиль может занести.

Осень

Туман осенью — привычное дело. Асфальт при этом становится влажным и скользким. А еще осенью чаще идут дожди, которые делают мокрой не только дорогу, но и обочину. И снова на дороге оказывается много грязи. Но есть еще одна неприятность, характерная, скорее, для городских дорог. За короткий промежуток времени с деревьев опадают листья, порой застилая всю проезжую часть. А листва весьма скользкая субстанция. Проезжая по участкам дороги, присыпанным листвой, будьте предельно внимательны и осторожны.

Круг замкнулся, пора думать о зимней резине. Кстати, глубина протектора зимних шин должна быть не менее 4 мм.

Всесезонный совет

Если дорожные условия изменились, первым делом следует оценить качество сцепления шин с асфальтом. Выберите прямой и хорошо просматриваемый участок дороги, на котором нет встречного и попутного транспорта позади вас, припаркованных автомобилей, пешеходов поблизости, и попробуйте интенсивно затормозить. Если система ABS не застрекочет, значит сцепление с дорогой хорошее и можно продолжать ехать в прежнем темпе. В противном случае лучше сбавить скорость. И помните, что дорога может стать скользкой в любой момент: при изменении погоды, при изменении цвета асфальта, при изменении характера бликов на дороге от встречных фар в темное время суток. Чаще всего обычному водителю для предотвращения аварийной ситуации следует тормозить. Об этом же однозначно говорят и Правила дорожного движения. Поэтому самый главный совет в экстремальной ситуации на любой дороге — ПРОБУЙТЕ ТОРМОЗИТЬ.

Читайте также: