Как вождение автомобиля влияет на здоровье

Обновлено: 05.07.2024

Артериальная гипертония – одно из наиболее распространённых хронических заболеваний современности. В настоящее время в России около 40% населения страдают артериальной гипертонией. У многих пациентов артериальная гипертония длительное время может протекать бессимптомно, не влияя на общее самочувствие. При многолетнем течении этого заболевания организм постепенно адаптируется к высокому давлению, и самочувствие человека может оставаться сравнительно неплохим. При этом повышенное артериальное давление оказывает неблагоприятное воздействие на кровеносные сосуды и внутренние органы: головной мозг, сердце, почки. Это нередко приводит к таким серьёзным осложнениям, как инсульт, ишемическая болезнь сердца (стенокардия), инфаркт миокарда, сердечная и почечная недостаточность.

Помните! Артериальная гипертония – хроническое заболевание, которое постоянно и неуклонно прогрессирует при отсутствии лечения. Однако эту болезнь можно контролировать! Для эффективного снижения артериального давления и риска сердечно-сосудистых осложнений важно регулярно принимать лекарства и поддерживать здоровый образ жизни.

Что нужно делать при обнаружении повышенного артериального давления?

При обнаружении повышения артериального давления необходимо незамедлительно обратиться к врачу для выявления причины заболевания и определения тактики лечения.

Помните! Ни в коем случае не следует заниматься самолечением. Нельзя слушать советы знакомых и родственников, страдающих артериальной гипертонией и употреблять для лечения те же лекарства, которые принимают они. Поскольку причина и течение заболевания у каждого человека различны, то и лечение для одних может быть полезным, а для других бесполезным или даже вредным. Только врач может определить необходимую тактику лечебных мероприятий для каждого больного.

С чего необходимо начинать лечение повышенного артериального давления?

Для того, чтобы предотвратить возникновение или прогрессирование уже имеющийся артериальной гипертонии, необходимо снижать массу тела, отказаться от некоторых вредных привычек, таких как курение, злоупотребление алкоголем, чрезмерное употребление соли.

Правильное питание и физические упражнения - это основа лечения, но все же у части больных давление снижается, но остается выше безопасных пределов, что делать в этом случае?

Принимать гипотензивные препараты – лекарства снижающие артериальное давление.

Когда нужно начинать постоянный прием таблеток?

Если артериальная гипертония стабильна (то есть не снижается самостоятельно) в течение 2-3 недель, несмотря на ограничение соли, правильное питание, занятия физическими упражнениями, снижение веса АД остается выше безопасного уровня - 140/90 мм рт ст. необходимо начинать постоянный прием, подобранных врачом гипотензивных препаратов.

При каком давлении нужно постоянно принимать таблетки?

Если Ваше давление в основном Выше 140/90, пусть это даже будет 150/95 и особенно если периодически бывают кризы таблетки уже нужно принимать. Принцип лечения артериальной гипертонии состоит в том, чтобы на фоне приема лекарств уровень артериального давления не выходил за пределы нормальных значений, сто создает условия для нормального функционирования всех жизненно важных органов и систем организма.

Какова цель постоянного приема гипотензивных?

Всегда иметь безопасные уровни давления и отсутствие кризов. Постоянный прием гипотензивных - единственная эффективная профилактика кризов.

Помните! Артериальная гипертония является хроническим заболеванием и, как и все хронические заболевания требует постоянного и непрерывного лечения. Прекращение приема лекарственных средств неминуемо приведет к рецидиву повышения артериального давления и развития осложнений.

Помните! Лечиться нужно не просто, чтобы лечиться, а, чтобы иметь давление на безопасном уровне - 140/90.

Какой нужен препарат?

На этот вопрос нужно отвечать только вместе с врачом. В настоящее время для лечения гипертонии существует большой арсенал лекарственных средств, обеденных в 5 групп препаратов. Каждая из этих групп имеет свои противопоказания, особенности назначения в зависимости от сопутствующих заболеваний, возраста и т.д

Группы антигипертензивных препаратов

I группа - Бета-блокаторы

атенолол, метопролол, бисопролол, бетаксолол

II группа - Антагонисты кальция

Нифедипин, амлодипин, лерканидипин, феллодипин, нитрондипин

III группа - Ингибиторы АПФ

Каптоприл, эналоприл, перендоприл, лизиноприл, фозтноприл

IV группа - Блокаторы АТ рецепторов

Лозартан, вальсортан, эпросартан, телмисартан, олмесартан, Азилсартан

V группа – Мочегонные

Помните! Только врач может назначить лекарства и определить их дозировки.

На что действуют эти препараты?

На факторы, от которых зависит уровень АД, главные из них Вам уже хорошо знакомы: спазм (сужение) сосудов, усиленная работа сердца, задержка жидкости. Поговорим об этом чуть подробнее.

От чего зависит уровень артериального давления?

Условно сердечно-сосудистую систему можно представить в виде замкнутой системы, состоящей из крана, цистерны и соединяющих трубок. Представьте, что кран выполняет функцию сердца, трубка - артерий, а цистерна - это весь организм, снабжаемый кровью.

Какие же факторы выделяются и как на них воздействовать?

- если из крана жидкость поступает под давлением, то и давление в трубе повысится; здесь нужны бета-блокаторы.

- если уменьшить просвет трубы, то давление тоже повысится; просвет трубы увеличивают антагонисты кальция, ингибиторы АПФ, блокаторы АТ-рецепторов.

- если увеличить количество жидкости в цистерне, то давление в системе тоже повысится; на этот фактор могут повлиять мочегонные.

Кто решает вопрос о группе препарата?

Врач с учетом особенностей Вашего организма и других факторов, принимает решение с какой группы препаратов следует начать лечение.

Как он решает вопрос о дозировке?

Обычно лечение начинают с самой маленькой дозы. Вы ее принимаете в течение 5-7 дней и контролируете в дневнике давление АД следует измерять как минимум 2 раза в день, желательно в одни и те же часы). Оно обычно немного снижается. Через 5 дней доза увеличивается и снова в течение 5 дней Вы продолжаете контроль давления. Оно еще немного снизится. Если АД не стало 140/90, то дозу продолжают постепенно увеличивать до тех пор, пока АД не дойдет до безопасных пределов.

А как поступить, если давление все-таки не доходит до безопасных пределов?

Если доза препарата доведена до максимально допустимой, а давление не достигло 140/90 мм рт.ст., то врач имеет 2 возможности. Первая - отменить этот препарат и назначить другой из той же группы или другой группы. Вторая - уменьшить дозу этого препарата и добавить препарат из другой группы.

Долго ли продолжается подбор схемы?

Это зависит от реакции Вашего организма на гипотензивные. Иногда очень быстро. Иногда приходится пробовать разные и разные варианты, пока не будет достигнут главный результат - 140/90 мм рт.ст.

Что требуется от Вас при подборе дозы?

Понимание целей этой совместной с врачом работы - достижение давления не выше 140/90 мм рт ст. и нормальная жизнь без сосудистых осложнений.

Регулярное измерение АД и ведение дневника. Без этого работа по подбору дозы превращается в самообман.

Может ли врач подобрать нужную схему без Вашего участия?

Никогда. Любое решение он принимает только, ориентируясь на реакцию со стороны АД. Эту реакцию можно увидеть только из дневников. Без знания Ваших ежедневных показаний давления нельзя принять правильное решение.

Нужно ли быстро снижать АД?

Если речь идет о планомерном подборе лечения, то нет. Многие больные годами жили с повышенными цифрами давления. Его быстрое снижение может привести наоборот к ухудшению самочувствия.

Что делать после того, как Вы добились безопасного давления - 140/90?

Продолжить тот же образ жизни (правильное питание и физические нагрузки) и прием подобранной гипотензивной схемы.

Что будет, если Вы перестанете принимать таблетки?

Давление снова начнет повышаться, иногда даже в виде криза.

Что мешает регулярному приему таблеток?

Одна из частых причин - забывают принимать таблетки. Для этого существует правило зубной щетки - положи таблетки рядом с зубной щеткой, почистил зубы и выпил таблетки.

Какими побочными эффектами обладают гипотензивные препараты?

Каждый из антигипертензивных препаратов может обладать побочным эффектом.

Вероятность появления и выраженности побочного эффекта зависит от дозы: чем она выше, тем вероятнее риск развития побочных эффектов – именно поэтому врач стремиться к назначению оптимальных доз препаратов.

Частота развития побочного эффекта и его выраженность могут различаться у различных групп препаратов.

Помните! При появлении каких-либо новых симптомов или неприятных ощущений на фоне приема лекарств необходима консультация лечащего врача.

Можете ли высказать врачу свои пожелания по поводу гипотензивных, которые Вам будут рекомендованы?

Можете и должны.

Что же это за пожелания?

Во-первых, кратность приема. Есть таблетки, которые нужно принимать 1 или 2 раза в день, а есть те, которые нужно принимать 3 или 4.

Во-вторых, отсутствие побочных эффектов. Если Вы уже принимали какие-то таблетки и плохо их переносили, скажите об этом врачу.

В-третьих, стоимость. Имеются эффективные, удобные для приема с минимумов побочных действий препараты. Но стоимость их выше, чем аналогичных препаратов, которые уступают им по отдельным пунктам. Нет смысла начинать лечение дорогостоящими таблетками, если Вы в последующем не сможете из применять. Хотя всегда нужно помнить, что нет ничего дороже здоровья.

В-четвертых, эффективность контроля. Можно подобрать несколько схем, посчитать стоимость одного дня лечения, сопоставить, которая из них эффективнее и выбрать решение о том, что Вы предпочтете.

Что лучше всего может уменьшить стоимость лечения?

Правильное питание и физические упражнения. Эти факторы могут снизить АД на 10-20 мм. Если Вы их не придерживаетесь, тогда Вам придется платить за лишние таблетки.

Помните, что самое дорогое - это здоровье. Лучше потратить деньги на контроль АД сейчас, когда у Вас нет осложнений и есть возможность их заработать, чем значительно большую сумму потом, когда они появятся и лишат Вас возможности работать.

Помните! Лечение – процесс, его успешность зависит и от врача, и от самого больного, а также особенностей медикаментозного препарата, его переносимости и побочных действий. Поэтому знание сущности заболевания, его основных причин, факторов, влияющих на его развитие и течение,-необходимый компонент комплекса лечения. Это важный шаг к сохранению здоровья.

Холодная Светлана Григорьевна

В данной научно-исследовательской работе представлен отчет о прикладном учебном исследовании, выполненном ее автором.

Особенное внимание уделено фактору влияния психофизиологического и физического состояния водителя на безопасность дорожного движения. В работе выделяется проблема первичного отбора кадров для управления транспортными средствами при транспортировке грузов и перевозке пассажиров с учетом психофизиологического и физического состояния водителя.

В аналитической части была изучена динамика работоспособности, как основного фактора, влияющего на изменения качества управления автомобилем, приведены основные рекомендации по снижению нервно-эмоционального напряжения водителей, обеспечивающие повышение безопасности движения и снижение заболеваний.

Работа может представлять интерес для студентов и преподавателей образовательных учреждений среднего профессионального образования, изучающих вопросы по безопасности дорожного движения.

ВложениеРазмер
Влияние психофизиологического и физического состояния водителя на безопасность дорожного движения 2.95 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Цель работы: определить влияние психофизиологического и физического состояния водителя на безопасность дорожного движения. Задачи: Изучить психофизиологические особенности профессиональной деятельности водителя. Определить уровень влияния психофизиологических качеств водителя на безопасность дорожного движения. Возникновение ДТП при неудовлетворительном физическом и психофизиологическом состоянии водителя. Профилактические меры предупреждения возникновения ДТП. Гипотеза: физическое и психофизиологическое состояние водителя – один из факторов, влияющих на безопасность дорожного движения.

Ι . психофизиологические особенности профессиональной деятельности водителя

Профессия водитель Особенности : способность воспринимать дорожную информацию, анализировать, осмысливать её, принимать решения и своевременно выполнять действия по управлению автомобилем. Требования: уметь воспринимать большие объемы информации о характере и режиме движения всех участников движения, о состоянии дороги, окружающей среды, средствах регулирования, о состоянии узлов и агрегатов автомобиля; эту информацию анализировать и принимать соответствующее решение , на что отводится ограниченное количество времени.

Характеристика водителей Категория водителя Свойства нервной системы А Человек с крепкой нервной системой, уравновешенный, хорошо приспособляющийся к окружающее среде у которой процессы возбуждения и торможения находится в равновесии Б Человек с крепкой нервной системой, уравновешенный, который не столь хорошо приспосабливается. к окружающей среде, как первый, в нервной системе торможение преобладает над воз­буждением В Человек со слабой нервной системой нетерпеливый и чувствительный, у которого в зависимости от обстоятельств может пре­обладать то возбуждение, то торможение. Не совсем соответст­вует профессии водителя

Характеристика реакции водителей Время реакции, секунды Характеристика водителя 0,6 – 0,8 Водитель подготовлен к возникновению опасности, внима­телен и готов тормозить 0,7 – 0,9 Водитель внимателен, но не готов к торможению 1,0 – 1,1 Внимание водителя сосредоточено на переключении пере­дач, на обгоне, на наблюдений за второстепенной дорогой и т.д. 1,4 –1,9 Водитель не внимателен, рассматривает какой – либо предмет, беседует или ослеплен ярким светом

ΙΙ . влияние психофизиологических качеств водителя на безопасность дорожного движения

Основные факторы, снижающие работоспособность водителя

Психика является функцией мозга; она объединяет группы взаимосвязанных явлений: познавательные психические процессы, эмоции, волевые действия, навыки и психические свойства личности. Важнейшими психическими свойствами являются: ощущения , восприятие , внимание , мышление , память , эмоции и воля. Важные психофизиологические водительские качества (ВПВК)

Важные психофизиологические водительские качества (ВПВК) На точность восприятия влияет: освещенность, способность к цветоразличению, способность зрительного восприятия скорости наличие хорошего глазомера, умение точно оценивать временные интервалы. Восприятие – уровень развития органов чувств, точность определения пространственных отношений и временных интервалов, скорость переработки информации С увеличением скорости движения поле зрения водителя сужается : - 50 км/ч – 105°; - 100 км/ч – 50°; - 160 км/ч – 5°.

Важные психофизиологические водительские качества (ВПВК) Способность глаза видеть форму предмета и четко различать его очертания называется остротой зрения . Нацеливание обоих глаз на одну точку называется конвергенцией Ощущение – отражение в сознании отдельных свойств предметов и явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств ( зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, двигательные, вибрационные и др .)

Важные психофизиологические водительские качества (ВПВК) Боковое зрение - периферическое зрение — это часть видения пространства неподвижным взглядом, которое происходит за пределами самого центра взгляда.

Факторы влияющие на отвлечение внимания

Характеристика основных компонентов системы ВАДС Окружающая среда дорога автомобиль водитель подготовка опыт физическое воспитание способности возраст послеаварийная безопасность активная безопасность пассивная безопасность техническое состояние интенсивность движения покрытие трасса

Черты характера, оказывающие влияние на надёжность водителя Текст слайда

Кривая работоспособности в течение рабочего дня К р Работоспособность - это возможность выполнять работу высокопроизводительно и качественно .

Кривая работоспособности в течение недели

Влияние на коэффициент аварийности характера заболевания 1 – отсутствие заболеваний, 2 – сердечнососудистые заболевания, 3 – хронические гастриты, 4 – острые боли, 5 – радикулит, 6 – язвенная болезнь, 7 – неврозы, 8 – хронические заболевания бронхов и легких.

Иллюзия расстояния . Водителям кажется, что скорость темных автомобилей меньше, а светлых – больше, чем она есть на самом деле. Иллюзия скорости. Степень ошибочного восприятия скорости другого автомобиля зависит: от расстояния до автомобиля, чем он дальше от наблюдателя, тем кажется медленнее его скорость; от размера автомобиля, скорость крупных транспортных средств (автобусов, автопоездов) кажется меньше, а более мелких (мотоциклов, легковых автомобилей) – больше, чем на самом деле. Существуют также иллюзии перспективы и освещенности дороги . Опасности, связанные с неправильным восприятием дорожной обстановки

Видимость пешехода при освещении его фарами автомобиля

Что требуется для маневра автомобиля при возникновении опасности: Время = время на принятие решения + время на реакцию объекта Расстояние: 50м при разрешенной скорости движения автомобиля 90 км/ч=25 м/сек Значимость восприятия от цвета одежды пешехода в темное время суток Иллюзорное восприятие пешехода впереди автомобиля, встречного автомобиля или какого-либо препятствия, как правило, вызывают неправильную реакцию водителя: резкий поворот, экстренное торможение и др.

Процесс зрительного восприятия значительно замедляется: при резких изменениях освещенности, в условиях недостаточной освещенности, при недостаточной контрастности . Ошибки, связанные с дефицитом времени: ошибки в проведении ситуационного анализа; неверное принятие решения; - ошибочность действия .

ΙΙΙ . Возникновение ДТП при неудовлетворительном физическом и психофизиологическом состоянии водителя. Профилактические меры предупреждения возникновения ДТП .

27 Состояния водителей, повышающие риск ДТП Опьянение (алкоголь, наркотики) Усталость, утомление, монотония Заболевания Нереалистичный оптимизм Травматический невроз Дистресс Особенности психомоторного восприятия Интерференция навыков Стереотипность мышления Предрасположенность к риску Склонность к превышению скорости Снижение психофизиологических показателей

28 4. Нереалистичный оптимизм Причины: Искаженное восприятие реальности, недооценка риска как результат не информированности и неопытности. Следствия: Создание опасных ситуаций Пути снижения рисков и участники: Информирование Обучение (образование) Информационные кампании для групп риска

Рекомендации по борьбе с усталостью и ее профилактике Позаботьтесь о здоровом сне Обеспечьте проветривание салона автомобиля Время от времени проводите зарядку Воспользуйтесь методом смехотерапии Выполняйте зарядку для глаз Сделайте массаж биологически активных точек Если у вас нет медицинских противопоказаний, выпейте кофе ВАЖНО: Употребление кофе может вызвать повышение артериального давления, что особенно опасно для людей, страдающих гипертонией. Прежде чем употреблять тонизирующие напитки, убедитесь, что это не навредит вашему здоровью! Используйте эфирные масла в салоне ВАЖНО: Убедитесь, что ни у вас, ни у ваших пассажиров нет аллергии на ароматические масла!

хорошее физическое развитие, выносливость, достаточная ловкость и хорошая координация движений; лёгкость формирования двигательных навыков; высокая степень развития органов чувств, в особенности зрения и суставно-мышечного чувства; скорость и точность сенсомоторных реакций; быстрота и точность определения скорости движения и пространственных отношений ; 1. Способности человека к профессиональной деятельности водителя автомобиля определяются следующими качествами:

хорошее распределение, быстрая переключаемость и высокая устойчивость внимания; хорошая зрительная и оперативная память; высокая готовность памяти; настойчивость, решительность, смелость, терпение; эмоциональная устойчивость; самообладание, дисциплинированность; инициативность и сообразительность. 1. Способности человека к профессиональной деятельности водителя автомобиля определяются следующими качествами:

2. Влияние психофизиологического и физического состояния водителя на безопасность дорожного движения при неудовлетворительном физическом и психофизиологическом состоянии водителя значительно увеличивается количество ДТП и ситуаций, близких к ДТП профилактические меры предупреждения возникновения ДТП на уровне государства, предприятий и участников дорожного движения дают надежду на сокращение аварийности на автомобильных дорогах

В настоящее время любой вид транспорта представляет потенциальную угрозу здоровью и жизни человека. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принес и значительную степень угрозы. В зависимости от вида транспортной аварии возможно получение множественных травм и ожогов, в том числе опасных для жизни человека.

АВАРИИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Тем не менее, ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле.

ОСНОВНЫЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА

Знайте, что с точки зрения безопасности самые лучшие места в поезде – центральные вагоны, купе с аварийным выходом-окном или расположенное ближе к выходу из вагона, нижние полки. Как только Вы оказались в вагоне, узнайте, где расположены аварийные выходы и огнетушители. Соблюдайте следующие правила: - при движении поезда не открывайте наружные двери, не стойте на подножках и не высовывайтесь из окон; - тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках; - не срывайте без крайней необходимости стоп-кран; - запомните, что даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложниться эвакуация; - курите только в установленных местах; - не возите с собой горючие, химически- и взрывоопасные вещества; - не включайте в электросеть вагона бытовые приборы; - при запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВАРИИ

При крушении или экстренном торможении закрепитесь, чтобы не упасть. Для этого схватитесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами. Безопаснее всего опуститься на пол вагона. После первого удара не расслабляйтесь и держите все мышцы напряженными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВАРИИ

Сразу после аварии стро выбирайтесь из вагона через дверь или окна – аварийные выходы (в зависимости от обстановки), так как высока вероятность пожара. При необходимости разбивайте окно купе только тяжелыми подручными предметами. При покидании вагона через аварийный выход выбирайтесь только на полевую сторону железнодорожного пути, взяв с собой документы, деньги, одежду или одеяла. При пожаре в вагоне закройте окна, чтобы ветер не раздувал пламя, и уходите от пожара в передние вагоны. Если не возможно – идите в конец поезда, плотно закрывая за собой все двери. Прежде чем выйти в коридор, подготовьте защиту для дыхания: шапки, шарфы, куски ткани, смоченные водой. Помните о том, что при пожаре материал, которым облицованы стены вагонов – малминит – выделяет токсичный газ, опасный для жизни. Оказавшись снаружи, немедленно включайтесь в спасательные работы: при необходимости помогите пассажирам других купе разбить окна, вытаскивайте пострадавших и т.д. Если при аварии разлилось топливо, отойдите от поезда на безопасное расстояние, т.к. возможен пожар и взрыв. Если токонесущий провод оборван и касается земли, удаляйтесь от него прыжками или короткими шажками, чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. Расстояние, на которое растекается электроток по земле, может быть от двух (сухая земля) до 30 м (влажная).

АВАРИИ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

Около 75% всех аварий на автомобильном транспорте происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения и управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Очень часто приводят к авариям плохие дороги (главным образом скользкие), неисправность машин (на первом месте – тормоза, на втором – рулевое управление, на третьем – колеса и шины). Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80% раненых погибает в первые три часа из-за обильных кровопотерь.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ НЕИЗБЕЖНОСТИ СТОЛКНОВЕНИЯ

Сохраняйте самообладание – это позволит управлять машиной до последней возможности. До предела напрягите все мышцы, не расслабляйтесь до полной остановки. Сделайте все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше идущего на Вас автомобиля. Помните о том, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером. При неизбежности удара защитите голову. Если автомашина идет на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной, и, напрягая все мышцы, упритесь руками в рулевое колесо. Если же скорость превышает 60 км/ч и Вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь грудью к рулевой колонке. Если Вы едете на переднем месте пассажира, закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сидении. Сидя на заднем сидении, постарайтесь упасть на пол. Если рядом с Вами ребенок – накройте его собой.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ АВАРИИ

Определитесь, в каком месте автомобиля, и в каком положении Вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через окна, открыв их или разбив тяжелыми подручными предметами. Выбравшись из машины, отойдите от нее как можно дальше – возможен взрыв.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ПАДЕНИИ АВТОМОБИЛЯ В ВОДУ

КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ЛИЧНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ДВИЖЕНИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ

Находясь в общественном транспорте, при отсутствии свободных сидячих мест постарайтесь встать в центре салона, держась за поручень для большей устойчивости. Обратите внимание на расположение аварийных и запасных выходов. Электрическое питание трамваев и троллейбусов создает дополнительную угрозу поражения человека электричеством (особенно в дождливую погоду), поэтому наиболее безопасными являются сидячие места. Если обнаружилось, что салон находится под напряжением – покиньте его. При аварии у выходов возможна паника и давка. В этом случае воспользуйтесь аварийным выходом, выдернув специальный шнур и выдавив стекло. В случае пожара в салоне сообщите об этом водителю, откройте двери (с помощью аварийного открывания), аварийные выходы или разбейте окно. При наличии в салоне огнетушителя примите меры к ликвидации очага пожара. Защитите органы дыхания от дыма платком, шарфом или другими элементами одежды. Выбирайтесь из салона наружу пригнувшись и не касаясь металлических частей, так как в трамвае и троллейбусе возможно поражение электричеством. При падении автобуса в воду дождитесь заполнения салона водой наполовину, задержите дыхание и выныривайте через дверь, аварийный выход или разбитое окно.

АВАРИИ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ДЕКОМПРЕССИИ ДЕКОМПРЕССИЯ – это разряжение воздуха в салоне самолета при нарушении его герметичности. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева (уходит воздух). Салон наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость. Из легких человека быстро выходит возд3ух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боли в кишечнике. В этом случае, не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь оказать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это Ваш ребенок: если Вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, вы оба окажетесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристигните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ПОЖАРЕ НА САМОЛЕТЕ Помните, что в случае пожара на борту самолета наибольшую опасность представляет дым, а не огонь. Дышите только через хлопчатобумажные или шерстяные элементы одежды, по возможности, смоченные водой. Пробираясь к выходу, двигайтесь пригнувшись или на четвереньках, так как внизу салона задымленность меньше. Защитите открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы и т.д. После приземления и остановки самолета немедленно направляйтесь к ближайшему выходу, так как высока вероятность взрыва. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки. При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымленность. После выхода из самолета удалитесь от него как можно дальше и лягте на землю, прижав голову руками – возможен взрыв. В любой ситуации действуйте без паники и решительно, это способствует Вашему спасению.

Перед каждым взлетом и посадкой тщательно подгоняйте ремень безопасности. Он должен быть плотно закреплен как можно ниже у Ваших бедер. Проверьте, нет ли у Вас над головой тяжелых чемоданов. Аварии на взлете и посадке внезапны, поэтому обращайте внимание на дым, резкое снижение, остановку двигателей и т.д. Освободите карманы от острых предметов, согнитесь и плотно сцепите руки под коленями (или схватитесь за лодыжки). Голову уложите на колени или наклоните ее как можно ниже. Ноги уприте в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло. В момент удара максимально напрягитесь и подготовьтесь к значительной перегрузке. Ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолета, не поднимайте панику. АВАРИИ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей – капитанов, лоцманов и членов экипажа. Зачастую аварии происходят из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов. Среди предварительных мер защиты пассажиру можно посоветовать запомнить дорогу из своей каюты к спасательным шлюпкам на верхнюю палубу, так как во время катастрофы ориентироваться очень трудно, особенно при задымлении и крене судна.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ВЫСАДКЕ С СУДНА

Помните, что решение об оставлении судна принимает только капитан. При высадке с судна выполняйте указания членов экипажа и соблюдайте следующие правила: - в первую очередь в шлюпках предоставляются места женщинам, детям, раненым и старикам; - перед посадкой в шлюпку или на спасательный плот наденьте на себя побольше одежды, а сверху – спасательный жилет. Если есть возможность, погрузите в шлюпку одеяла, дополнительную одежду, аварийное радио, питьевую воду и еду; - если Вы вынуждены прыгать с борта корабля в воду, то желательно с высоты не более пяти метров, закрыв рот и нос одной рукой, второй крепко держась за жилет; - так как в воде с каждым движением увеличиваются потери тепла, плывите только к спасательному средству; - после погрузки на спасательное средство необходимо отплыть на безопасное расстояние от тонущего судна (не менее 100 м).

КАК ДЕЙСТВОАТЬ ПРИ ОТСУТСТВИИ СПАСАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ

Находясь в воде, подавайте сигналы свистком или поднятием руки. Двигайтесь как можно меньше, чтобы сохранить тепло. Потеря тепла в воде происходит в несколько раз быстрее, чем на воздухе, поэтому движения даже в теплой воде должны быть сведены к тому, чтобы только держаться на плаву. В спасательном жилете для сохранения тепла сгруппируйтесь, обхватите руками с боков грудную клетку и поднимите бедра повыше, чтобы вода меньше омывала область паха. Этот способ увеличит расчетный срок выживания в холодной воде почти на 50%. Если на Вас нет спасательного жилета, поищите глазами какой-нибудь плавающий предмет и ухватитесь за него, чтобы было легче держаться на плаву до прибытия спасателей. Отдыхайте, лежа на спине.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ НАХОЖДЕНИИ НА СПАСАТЕЛЬНОМ ПЛАВАТЕЛЬНОМ СРЕДСТВЕ

Примите таблетки от морской болезни. Чтобы сберечь тепло, на шлюпке держитесь ближе к другим пострадавшим, делайте физические упражнения. Давайте пить только больным и раненым. В открытом море, если нет обоснованной надежды достичь берега или выйти на судовые пути, старайтесь держаться вместе с другими шлюпками вблизи места гибели судна. Держите ноги по возможности сухими. Регулярно поднимайте ноги и двигайте ими для снятия отечности. Никогда не пейте морскую воду. Сохраняйте жидкость в организме, сокращая бесполезные движения. Для сокращения потоотделения днем увлажняйте одежду, а для снижения температуры внутри плота смачивайте водой его наружную оболочку. Употребляйте в день не более 500-600 мл воды, разделив их на многочисленные малые дозы с самой большой дозой вечером. Питайтесь только аварийным запасом пищи. Сохраняйте дымовые шашки до момента, когда появится реальная возможность того, что их заметят. Не применяйте шашки все вместе в надежде обнаружить себя, поручите их применение одному человеку. Не паникуйте! Помните, что без питья средний взрослый человек может оставаться в живых от 3 до 10 дней. При рационе 500-600 мл воды в сутки разумно действующий взрослый человек способен продержаться даже в тропиках не меньше 10 дней без серьезных изменений в организме. Без пищи можно прожить месяц и более.

Растущая доля пожилых людей во всех промышленно развитых странах ведет к увеличению числа немолодых водителей.

Возрастные проблемы и их компенсация

Все мы не молодеем, а с годами еще и приобретаем различные заболевания, которые могут плохо сочетаться (или совсем не сочетаться) с безопасным управлением автомобилем. Это сосудистые проблемы, ухудшение подвижности суставов. С возрастом труднее поворачивать шею, чтобы оценить обстановку вокруг автомобиля, снижается внимательность, быстрота реакции, хуже становится зрение, что подчас приводит к аварийным ситуациям на дороге. Кроме того, пожилые люди не всегда адекватно оценивают свою способность управлять автомобилем.

Дело в том, что ухудшение навыков успешно компенсируется другими данными. Так, для категории 60+ характерно наличие значительного водительского стажа и опыта эксплуатации различных авто.

Обратимся к специфике обращения старшего поколения со своими автомобилями.

Мнение эксперта

— Возрастные россияне, по сравнению с молодыми, более внимательно относятся к своим автомобилям, стараясь поддерживать их в хорошем состоянии максимально длительное время.

Данная особенность объясняется нежеланием проводить внеплановый ремонт транспортного средства.

При этом личному комфорту возрастные автолюбители не придают сопоставимого значения. Так, россияне в возрасте от 60 лет и со стажем более 40 лет реже остальных прогревают или кондиционируют салон с помощью автозапуска — они, в среднем, заводят авто удаленно лишь в 4% поездок.

Поведение на дороге

Поведение автовладельцев категории 60+ также отличается определенными особенностями. По статистике, которой располагает АВТОDOM Алтуфьево, автомобилисты старшего возраста проводят за рулем на 30% меньше времени и проезжают меньшие расстояния (на 24%), чем более молодые автолюбители.

Таким образом, общий вывод о пригодности к вождению недопустимо делать только на основании возраста. Однако эксперты все же советуют самокритично относиться к своим навыкам вождения. Причем это относится ко всем автомобилистам — независимо от возраста, говорит дорожный психолог немецкого автоклуба ADAC Ульрих Кьеллино.

Найти время на разговор с врачом

Ясное восприятие действительности, способность реагировать и постоянное внимание — главные предпосылки безопасного вождения. Однако с годами работоспособность может ухудшаться, чаще всего это не происходит внезапно, а проявляется постепенно. Помимо изменений, вызванных естественным процессом старения, многие болезни и лекарства могут отрицательно сказаться на безопасном вождении. При обнаружении проблем со здоровьем необходимо обратиться за консультацией к своему лечащему врачу. У него вы можете узнать о подходящих профилактических мерах, например, для поддержания подвижности суставов шеи при взгляде через плечо или для тренировки когнитивных навыков, понять, позволяет ли ваше зрение безопасно управлять автомобилем.

Нельзя недооценивать важность лекарств, обеспечивающих жизнедеятельность пожилых людей. После 60 уже многие принимают ряд препаратов пожизненно, и нужно понимать, как они влияют на поведение. Если даже все в порядке, проблемы могут возникнуть при назначении новых препаратов, увеличении дозы или взаимодействии с другими лекарствами. Анальгетики, гипотензивные, противодиабетические и другие препараты могут оказывать влияние на поведение человека за рулем.

При оценке способности пожилых пациентов управлять автомобилем врач обязан взвесить все за и против, выбрав между правом на индивидуальную мобильность и возможной угрозой общей безопасности дорожного движения.

К чему готовиться?

Медики предупреждают — в ближайшие два-три десятилетия существенно увеличится число возрастных автовладельцев, что вызвано общим старением населения Европы, и Россия тут не исключение. Однако не стоит ожидать неконтролируемого роста числа ДТП по вине водителей старше 60 лет, поскольку эти люди не склонны к опасному вождению.

Тем не менее, в обществе периодически поднимается вопрос о проведении регулярных профилактических медосмотров для пожилых автовладельцев, чтобы своевременно выявлять проблемы со здоровьем, которые препятствуют безопасному передвижению на автомобиле. Если обратиться к мировой практике, то, например, в Италии автолюбители обязаны подтверждать право управлять автомобилем (по медицинским показаниям) каждые пять лет после наступления 50 лет, а после 75 лет — каждые три года. В Южной Корее собираются использовать симуляторы виртуальной реальности, чтобы определять, могут ли пожилые люди и дальше водить машину. Внедрить виртуальные тесты собираются к 2025 году, полагая, что компьютер сможет дать более объективную оценку состояния навыков водителя.

Как алкоголь влияет на реакцию водителя: какая доза считается допустимой?

Алкоголь является для организма опасным ядом. Он влияет практически на все системы и органы, в большей степени концентрируясь в головном мозге, печени и поджелудочной железе. Накапливаясь в клетках, продукты распада этанола мешают человеку принимать взвешенные решения и быстро реагировать в экстренных ситуациях. Эти навыки особенно важны для водителей.

За рулем требуется максимальная концентрация и внимательность, ведь от соблюдения ПДД зависит жизнь водителя, пассажиров и пешеходов. Скорость реакции водителя - умение вовремя затормозить при появлении препятствия или смене цветов светофора. Даже несколько секунд промедления могут привести к трагедии, особенно при превышении скорости. Можно ли садиться за руль, даже если не пьян?

Особенности алкоголя

Алкогольными считаются те напитки, в состав которых входит этанол. На сегодняшний день их существует огромное количество. Большая часть производится с применением процесса брожения.

Многие интересуются, как влияет алкоголь на реакцию водителя. Спиртные напитки успокаивают и подавляют нервную систему. Это не может не влиять на механизмы восприятия и ответные реакции. Садясь за руль в нетрезвом состоянии, человек несет потенциальную угрозу для себя и окружающих.

Спиртосодержащие напитки хорошо растворяются как в воде, так и в жирах. Попадая в организм, алкоголь не встречает никакого сопротивления, и проникает в клетки и ткани всех органов. После этого они не могут функционировать полноценно.

Как влияет алкоголь на реакцию водителя

Стадии алкогольного опьянения

Уровень алкоголя в организме проверяют при помощи специальных алкотестеров. Измеряется он в промилле – это 1/10 часть процента. Таким образом, 0,1 промилле равняется 0,01 %. Показатели от 0 и до 0,3 ‰ опьянением не считаются. Это так называемый эндогенный алкоголь. Его наличие в организме не влияет на работоспособность, мышление и время реакции водителя. Концентрация в 0,5 ‰ также не оказывает серьезного воздействия на человека. Все, что выше этих норм, уже считается опьянением.

Специалисты выделяют несколько стадий алкогольного опьянения, которые по-разному влияют на организм:

  1. Легкое. Человек не может адекватно определить расстояние, плохо различает цвета, медленно реагирует на изменение ситуации на дороге. Появляется ощущение эйфории, хочется ехать быстрее, обгонять другие автомобили. Осторожность притупляется, что может привести к необдуманным поступкам.
  2. Среднее. Внимательность еще больше снижается, водитель слишком поздно замечает идущих пешеходов или маневры других автомобилей. Даже если человек тормозит, редко удается избежать столкновения.
  3. Чрезмерное. Полностью нарушается координация движений, равновесие, происходят заметные изменения в речи. Сильно ухудшается боковое зрение, поэтому водители часто задевают автомобили, которые едут рядом. Также высок риск врезаться в отбойник, что часто является причиной смертельных дорожных ДТП. Управление транспортом в таком состоянии невозможно: водитель путает педали, не включает поворотные сигналы, разгоняется до недопустимой скорости.
  4. Тяжелое. Наблюдается острое отравление, мутится рассудок, тормозятся все реакции. Ориентация в пространстве практически нулевая. Человека мучают галлюцинации, он может потерять сознание.

Вождение автомобиля даже в легкой стадии опьянения является серьезным правонарушением. За это можно лишиться прав на 3 года.

Влияние алкоголя на реакцию водителя

В случае аварийной ситуации ответ водителя на положение должен быть мгновенным. Однако у выпившего человека способность принятия решения резко снижается. На длину тормозного пути влияет несколько очень важных факторов.

Среди них можно выделить следующие:

  • погодные условия (дождь, мокрый снег, гололедица);
  • плохая видимость (сильный туман, пыль и тому подобное);
  • освещенность дороги;
  • водительский опыт;
  • степень усталости;
  • общее состояние здоровья (проблемы со зрением, хронические заболевания).

Время реакции водителя

Рассматривая вопрос: какое среднее время реакции водителя, стоит отметить, что скорость торможения трезвого человека составляет от 0,3 до 0,5 сек. В зависимости от количества выпитого алкоголя, оно может увеличиваться в 1,5-2, а то и в 6-8 раз. Ни о каком безопасном вождении говорить не приходится. Человек теряет драгоценные доли секунды, которые могут стоить жизни окружающим и ему самому.

Допустимые нормы

Наличие алкоголя в крови определяют даже после употребления абсолютно безопасных продуктов. К ним относят квас, кисломолочные продукты, апельсиновый сок, бутерброды с черным хлебом, шоколадные конфеты, а также ряд лекарств, освежители дыхания и сигареты. При проверке теста прибор уже не сможет показать нулевое содержание алкоголя. Чтобы не возникало путаницы и необоснованного лишения водительских прав, нормы были пересмотрены. Допустимым считается содержание в 0,16 ‰ в выдыхаемом воздухе и 0,35 ‰ в крови.

Состояние опьянения у каждого наступает индивидуально. Необходимо учитывать пол, вес человека, объем выпитого алкоголя, закуску. Для взрослого мужчины весом 80 кг данное содержание алкоголя в крови фиксируется после употребления 20 мл водки или равноценно 250 мл пива. Если говорить о молодом человеке, который весит 60 кг, то это соответственно на 5 и 50 мл алкоголя меньше. Скорость выведения алкоголя из организма сугубо индивидуальна. Она зависит от особенностей обмена веществ, состояния печени, наличия сопутствующих хронических болезней.

Медики отмечают, что резкое ухудшение реакции может наблюдаться и при незначительной концентрации алкоголя.

Обратите внимание! При освидетельствовании состояния нужно проявлять бдительность. Иногда в мундштук закладывают кусочек ваты, пропитанной алкоголем. Это позволяет инспекторам искажать показания тестера и выписывать незаконные штрафы. Если есть сомнения в точности результатов, водитель имеет право потребовать, чтобы при нем мундштук заменили на новый.

Скорость реакции водителя

Можно ли садиться за руль просто выпившим?

Водить автомобиль в нетрезвом состоянии категорически запрещается, так как алкоголь влияет на время реакции водителя. Даже небольшое его количество искажает восприятие действительности. Достаточно 50 г, чтобы реакция снизилась. При этом человек не будет пьяным.

Считается, что пьяный водитель намного опаснее уставшего или лихача. Когда на каком-то участке дороги трезвый человек превышает скорость, он все же в большей степени контролирует ситуацию. При крутых поворотах, перед пешеходными поворотами такой водитель успеет среагировать и вовремя затормозить. У пьяного же водителя появляется самоуверенность. Он считает, что ему все по плечу, а об опасности он не задумывается вовсе.

Были зафиксированы случаи серьезного превышения скорости именно выпившими людьми. Увидев пешехода, они не спешат тормозить, так как неправильно оценивают реальное расстояние. Им кажется, что человек находится далеко, а на самом деле пешеход может находиться в нескольких десятках метров. Такая же ситуация и с другими автомобилями. При небольших дозах алкоголя у некоторых людей, помимо рассеянности, проявляется агрессивное состояние. Не контролируя свое поведение, водители часто выезжают на встречную полосу, провоцируя лобовые столкновения. Часто случаются аварии с участием сразу нескольких автомобилей. В таких случаях число жертв возрастает в разы.

Вождение автомобиля – это ответственный процесс. Тысячи аварий ежедневно происходят по вине пьяных водителей. Всего одна рюмка может стать причиной трагедии. Роковые ошибки совершают даже водители с многолетним стажем. Не стоит садиться за руль, будучи даже немного выпившим. Также опасно становиться пассажиром автомобиля, водитель которого выпил. После застолья должны пройти минимум сутки, чтобы реакции восстановились, а большая часть продуктов распада этанола вывелась из организма. Нужно быть ответственными и думать о собственной безопасности и безопасности окружающих. Только так можно уменьшить число аварий и сохранить человеческие жизни.

Читайте также: