Какой строй у пантеры

Обновлено: 05.07.2024


История создания













Вывод последовал следующий: все новоразрабатываемые немецкие танки превосходили танк КВ, но на Т-34 ответить было практически нечем. Да, безусловно, можно было бы установить доп.броню (как это все-таки сделали в ущерб маневренности и скорости) или установить новые башни с более мощными пушками, но это было равносильно созданию нового танка. Немецкие танковые инспекторы отвергли многие перспективные проекты танков фирм MAN, Krupp и Порше (Танк Леопард был вполне приходный для решения всех задач, возложенных на танки Вермахта). Да и подчас паника охватывала немецких военных — ответа так и не было.

Производство

  • бронекорпуса — 6;
  • двигатели — 2;
  • коробки перемены передач — 3;
  • гусеницы — 4;
  • башни — 5;
  • вооружение — 1;
  • оптика — 1;
  • стальное литьё — 14;
  • поковки — 15;
  • крепёж, прочие узлы и агрегаты — остальные предприятия.

Броневой корпус и башня





Установка гусениц всегда сопровождалась большими приложениями усилий. На снимке: экипаж танка "Пантера" одевают гусеницы в полевых условиях.

Вооружение

В башне танка была установлена 75-мм пушка KwK42, основной задачей которой являлась борьба с вражескими танками (о чем свидетельствует боекомплект, состоящий в основном из подкалиберных и бронебойных снарядов). Чтобы повернуть пушку танка в вертикальной плоскости вверх, нужно было покрутить рукоятку привода. Чтобы привести башню во вращение в горизонтальной плоскости, нужно было прокрутить рычаг привода. Чтобы развернуть башню на 360 градусов необходимо было сделать более 1000 оборотов рычагом привода. На полу перед сидением командира располагался рычаг управления режимами работы поворота механизма в горизонтальной плоскости. То, есть башне можно было вращать медленно и быстро, а также вручную или с помощью двигателя (с помощью двигателя быстрее и легче). Кнопка электроспуска орудия находилась на рукоятке маховика подьемного механизма пушки.

Если кнопка электроспуска ломалась имелась дублирующая кнопка в виде педали под ногой командира и выстрел мог производиться путем удара ногой на педаль. В башне танка была установлена система продувки ствола орудия после выстрела.. Воздух для продувки ствола пушки отсасывался из короба гильзоулавителя.



Двигатель и трансмиссия



Ходовая часть



Корма танка "Пантера". Видно посадочное место двигателя "Майбах" и два отдела по сторонам для радиаторов. Хорошо видна горловина заливки топливного бака.



Вид сверху на корму танка спустыми отделами для двигателя и радиаторов. Топливные баки находятся по бокам от двигательного отеления ( места установки баков немецкие танкисты обычно закрывали дополнительной броней в виде траков).

Модификации

  • V1 и V2 (сентябрь 1942) опытные модели (нем. Versuch — опыт), практически ничем не отличающиеся друг от друга.

















Корма танка "Пантера". На снимке показаны основные детали кормы: двигатель "Майбах" HL210; радиаторы; горловина для залива топлива; емкость для охлаждающей жидкости.



Корма танка "Пантера" с закрытыми крышками двигательного отсека. На решетках установлена сетка, которая предотвращала попадание гранат внуть корпуса (хотя, против Коктейля Молотова это не спасало)





Трансмиссия танка "Пантера" совмещенная с коробкой передач. Трансмисмия была одним из самых сложных элементов танка. Вид на трансмиссию с трех ракурсов













Именно в таком виде башня танка "Пантера" устанавливалась в корпус. НА снимке два вида башни с корзиной и двумя посадочными местами



Вид на казенную часть пушки KwK42 L/70. Слева от пушки виден монокуляр прицела. Снизу под казенной частью располоагается корзина, принимавшая отработанные гильзы снарядов

Боевое применение

Курская битва

В ходе осенних боёв опять отмечалось большое число технических неполадок в двигателе и трансмиссии танка; вновь орудие KwK 42 и лобовая бронезащита удостоились комплиментов немецких танкистов.

  • Бронебойные снаряды — 47 танков.
  • Кумулятивные снаряды — 8 танков.
  • Фугасные снаряды — 8 танков.
  • Авиационные ракеты — 8 танков.
  • Авиационные пушки — 3 танка.
  • Уничтожены экипажами — 50 танков.
  • Брошено при отступлении — 33 танка.
  • Не удалось установить тип повреждения — 19 танков.

Оценка проекта

Конструкция и потенциал развития

Технологичность

Надёжность

Оценка боевого применения

Другим недостатком было слабое действие 75-мм осколочно-фугасных снарядов по небронированным целям (по причине высокой начальной скорости орудия, снаряды имели толстые стенки и уменьшенный заряд взрывчатого вещества).

Аналоги

Эта боевая машина — возможно, самый известный танк нацистской Германии. Далеко не каждый вспомнит Pz.IV, прошедший всю войну, зато танки с “кошачьими” именами известны повсеместно. При этом за Pz.V закрепилась и репутация самого неоднозначного танка рейха.

В то время, как “Тигр” остался в памяти, как несокрушимое грозное оружие, за “Пантерой” закрепилась репутация танка потенциально мощного, но фактически — капризного и ненадёжного. Она так и не стала основным танком Панцерваффе, а надежды на то, что в каком-то из сражений она сможет сыграть решающую роль, так и не оправдались.

История создания

PZKPFW V

Первая серия “Пантер” получила индекс Ausf.D.

Следующая версия, с обозначением Ausf.A, появилась осенью 1943 года. Их башня лишилась пистолетных амбразур и бокового лючка, командирскую башенку унифицировали с узлом от “Тигра”. Прицел TZF-12 уступил место упрощённому варианту TZF-12А. Бугельная установка курсового пулемёта оказалась неэффективной, и её заменили привычной для танкистов шаровой. Ранние машины Ausf.A выпускались с бугельной стрелковой установкой.

До стадии испытаний не было суждено дойти и танку “Пантера 2“. Это был, фактически, уменьшенный “Тигр 2” с облегчённой бронёй и “тесной башней”. Образец, со штатной башней “Пантеры G”, захватили американцы.

Устройство танка

“Пантера” — первый танк Вермахта, в конструкции которого применили наклон бронелистов под рациональными углами. Верхняя лобовая плита толщиной 80мм, наклонённая под углом в 550, давала надёжную защиту даже от снарядов калибра 85мм (кроме подкалиберных). Верхняя часть борта имела толщину 40 мм при угле наклона в 400. Нижняя часть наклона не имела, но полностью закрывалась катками ходовой части и стальными экранами.

Такая броня должна была дать защиту от советских противотанковых ружей, но случаи пробития всё-таки отмечались.

Кормовой лист, тоже 40 мм, имел наклон в 290, причём наклонён был наружу, затрудняя поражение с воздуха. На “Пантере” серии G толщину верхнего бронелиста увеличили — она достигла 50 мм, угол наклона уменьшился до 300.

Башня — также из катаной брони, листы соединялись сваркой. Поворот башни — с помощью гидропривода, питающегося через устройство отбора мощности. Вспомогательный ручной привод позволял наводить орудие при отказе гидропривода.

Устройство Пантера

Механик-водитель и стрелок-радист сидели в носу корпуса, по сторонам от картера трансмиссии. В башне по левую сторону от орудия находился наводчик, справа — заряжающий, а корма башни отводилась командиру. На предсерийных “Пантерах D1” с однокамерным дульным тормозом на борту башни имелся выступ-прилив под смещённую командирскую башенку. Последующие модели получили улучшенный дульный тормоз, башенку сдвинули к центру и убрали прилив.

Основным вооружением всех серийных вариантов “Пантеры” была пушка KwK 42 калибра 75 мм. Несмотря на небольшой калибр, это было очень грозное оружие. От ранних орудий KwK 40 его отличала увеличенная длина ствола — 70 калибров против 40.

При использовании стандартного бронебойного каморного снаряда Pz.Gr 39\42 орудие пробивало 160 мм брони с дистанции в 500 метров.

Такая пробиваемость — выше, чем у более мощного 88мм орудия KwK 36. Она позволяла уверенно поражать любые танки противника.

Подкалиберный снаряд Pz.Gr 40\42 позволял пробить броню свыше 200 мм толщиной. А небольшой калибр пушки считался достоинством, позволяя увеличить скорострельность, возимый боекомплект, и монтировать орудие в небольшой по габаритам башне. Орудие имело электрический запал, пороховые газы из ствола высасывал компрессор.

Двигатель и трансмиссия

Все варианты “Пантеры” оснащались двигателем “Майбах” HL230. Это был карбюраторный 12-цилиндровый мотор объёмом в 23 литра. Блок цилиндров и головки отливались из чугуна, питание осуществлялось четырьмя двухкамерными карбюраторами типа “Солекс”. Камеры в карбюраторах включались последовательно — до 1800 об/мин, в каждом карбюраторе работала только одна камера. Для работы зажигания применялись два магнето.

Танк пантера Трансмиссия

При 3000 об/мин мотор развивал 700 л.с, но на таких оборотах он быстро перегревался. Поэтому инструкции предписывали не превышать 2600 оборотов в минуту. Мощность при этом составляла 600 л.с.

КПП соединялась с главным фрикционом карданной передачей и была полуавтоматической — при смене позиции рычага переключения автоматически выжималось сцепление, и включалась нужная пара шестерён. Планетарный механизм поворота был с КПП единым агрегатом. Управление танком облегчали приводы, оснащённые гидравлическими сервоприводами.

Ходовая часть танка — системы Книпкампа, катки в ней располагались в шахматном порядке. Фактически сплошной ряд катков давал высокую плавность хода и проходимость — равномерно распределяя давление на грунт. Оборотной стороной была сложность в производстве и ремонте, а опыт эксплуатации показал — в распутицу промежутки между катками легко забивались грязью.

Танк Пантера

Подвеска Pz.V — торсионная, на переднем и заднем катке дополнительно ставили гидравлические амортизаторы. Позже в порядке упрощения задние амортизаторы устанавливать перестали.

Прочее оборудование

Бинокулярный прицел TZF-12 первых “Пантер” имел фиксированную кратность — 2.5х при поле зрения в 30°. Упрощённый (за счёт упразднения левой трубы и превращения в монокулярный) прицел TZF-12A получил переменную кратность — от 2,5× до 5×, поле зрения при этом составляло 30° или 15°.

Командирские “Пантеры” имели дополнительные радиостанции, занимающие место некоторой части боеукладки.

В 1944 году произвели 63 “Пантеры” с приборами ночного видения. Инфракрасный прожектор и прибор наблюдения на командирской башенке дали возможность ночью наблюдать местность на расстоянии до 200 м.

Тактико-технические характеристики в сравнении с танками противника

В таблице приводятся характеристики наиболее совершенных модификаций — как “Пантеры”, так и аналогов, в том числе — её прямого предшественника Pz. IV.

PZKPFW V Panther

Pz.Kpfw.VAusf.GPz.Kpfw.IVAusf.HТ-34-85 обр. 1944 г
Длина с пушкой, м8,67,028,10
Ширина, м3,22,883,0
Высота, м2,992,682,72
Боевая масса, т44,825,732,0
Лоб корпуса, мм80/55°8045/60°
Борта и корма корпуса, мм50/ 30° - 40/30°30-2045-40/40°
Лоб башни, мм110/10°5090
Борта и корма башни, мм45/25°3052-75
Пушка75-мм KwK.42 L/7075-мм KwK.40 L/4885-мм С-53
Пулемёты2 × 7,92-мм MG-342 × 7,92-мм MG-342 × 7,62-мм ДТ
Боекомплект, выстрелов/патронов81/450087/315060/1890
ДвигательБензиновый 12-цилиндровый Maybach HL 230P45, 600 л. с.Бензиновый 12-цилиндровый Maybach HL 120TRM, 300 л. с.12 цил. V образный дизель В-2, 500 л. с.
Максимальная скорость по шоссе, км/ч553854
Запас хода по шоссе, км250210300

Цифры свидетельствуют — “Пантера” по подвижности не уступала танкам противника, а по защите фронтальной проекции — превосходила. Но Pz.V существенно тяжелее аналогов (что и давало повод относить его к тяжёлым танкам). Стоит учитывать наличие на “Шермане” стабилизатора орудия, позволяющего вести огонь с ходу.

Боевое применение

Pz.V считались настолько важными для готовящегося наступления на Курской дуге, что начало боя даже откладывали, стремясь собрать в войсках больше “Пантер”. В бою машины уничтожали любые советские танки, их лобовая броня не пробивалась 76 милиметровыми советскими орудий. Но надёжность танка оказалась неприемлемо низкой. Только при выдвижении 10-й танковой бригады на исходные позиции четверть “Пантер” вышла из строя, сломавшись.

Пантера реконструкция

В последующих боях 1943 года “Пантеры” продолжали проявлять себя, как мощные в бою, и ненадёжные в эксплуатации. Максимальное количество танков — 522 машины — удалось собрать на Восточном фронте к летней кампании 1944 года. Проблемы с надёжностью в этот период официально считались устранёнными.

В том же 1944 году “Пантеры” пошли в бой в Италии. Там их дебют тоже не принёс ожидаемого успеха — из 62 машин 1-го батальона 4-го полка за дни боёв осталось только 13 боеспособных.

При высадке в Нормандии “Пантеры”, с одной стороны, стали неприятной неожиданностью для англо-американских сил. Встретить ожидалось, как в Италии, небольшое количество Pz.V, в составе отдельных батальонов. На практике оказалось — почти половина из немецких танков в Нормандии — “Пантеры”. Но на стороне союзников были численное превосходство и господство в воздухе, а немцам в очередной раз часто приходилось бросать на поле боя сломавшуюся технику.

Когда шло контрнаступление в Арденнах “Пантеры” вновь доказали свою эффективность на открытой местности, страдая от тяжёлых потерь в городских боях.

Эпизодически трофейные “Пантеры” (под обозначением T-5) применяла Красная Армия. Вооружение танков оценивалось высоко, и, в целом, применялись они успешно. При этом отмечались сложность в эксплуатации и ремонте, а также необходимость применения высококачественного авиабензина.

Оценка проекта и след в истории

Если составлять мнение о “Пантере” по отзывам танкистов, можно сделать следующий вывод. Очень удачный проект подвела реализация. В авральных условиях конструкторы создавали новый, современный танк, почти не имеющий преемственности с освоенными в производстве машинами. Да ещё и насыщенный передовыми по тем временам техническими решениями. В такой обстановке большое количество “детских болезней” — ожидаемый результат.

Дополнительные проблемы создал ставший к 1943 году ощутимым недостаток сырья, а всеобщая мобилизация, лишая предприятия квалифицированных рабочих, вынудила использовать труд военнопленных и рабочих из оккупированных стран.

Пантера танк

По сей день мнения о ценности “Пантеры” расходятся. Согласно одной гипотезе, немцам стоило выпускать больше “Пантер”, отказываясь от производства разорительного для экономики “Королевского Тигра”. По другой версии — от самих “Пантер” следовало отказаться в пользу отработанных и неприхотливых Pz. IV.

Выводы

Если бы “Пантера” была создана в мирное время — у неё были бы все шансы стать основой танковых сил Германии на многие годы вперёд. Появись этот танк чуть раньше, когда немецкая промышленность ещё могла обеспечивать качество продукции — и в его боевой ценности никто бы не усомнился.

После войны немногочисленные эксплуатанты избавлялись от этих танков при первой возможности. В конечном итоге, “Пантера” осталась в истории, как сильный и опасный враг. Но надёжного и незаменимого союзника из неё не получилось.

Гайд по немецкому среднему танку 7 уровня PzKpfw V Panther WoT



ТТХ PzKpfw V Panther

Бронирование и прочность PzKpfw V Panther

Из-за больших габаритов танка и в балансных целях, разработчики дали Пантере достаточно большое количество прочности – 1300 HP (В среднем на 200 больше чем у одноклассников).


Подвижность и маневренность PzKpfw V Panther

Вооружение PzKpfw V Panther

Общий стиль игры на PzKpfw V Panther


Оборудование PzKpfw V Panther

Хорошим выбором модулей, на мой взгляд, будет:
Ящик с инструментами – Позволяет сэкономить дорогое нам время на починку.
Досылатель – Очень хорошо сидит на Пантере, позволяет сократить и так быструю перезарядку.
Усиленные приводы наводки – Дает комфортное сведение.
Просветленная оптика – дает хороший бонус к обзору
Улучшенная вентиляция – Хороший выбор, дающий всего понемногу.

Моя личная комплектация модулей - Оптика + Досылатель + Вентиляция – Я люблю агрессивный стиль игры, поэтому взял все для усиления обзора и уменьшения перезарядки.

Выбор перков для экипажа PzKpfw V Panther

Капитан — Шестое чувство, Ремонт, Боевое братство.
Наводчик — Ремонт, Снайпер, Боевое братство.
Механик-водитель — Ремонт, Мастер тарана, Боевое братство.
Радист — Ремонт, Радиоперехват, Боевое братство.
Заряжающий — Ремонт, Бесконтактная боеукладка, Боевое братство.

Плюсы и минусы танка PzKpfw V Panther

+ Большое количество прочности
+ Большое бронепробитие и скорострельность
+ Точное орудие
+ Хороший обзор

- Большие габариты танка
- Плохая мобильность
- Малый разовый урон
- Частый крит двигателя с поджогом
- Частый крит боеукладки



Лучший танк вермахта. /Фото: pwa.fishki.net.

Были у Пантер и конкретные недостатки. /Фото: albumwar2.com.

Сомнительная компоновка, слабая боковая броня. /Фото: Twitter.

Произвели их не так уж много. /Фото: potanswar.blogspot.com.

А вот интересное видео с нашего канала:

В продолжение темы читайте про ИС-3 : как появился и чем был так хорош советский танк.

Читайте также: