Когда проводится ремонт колодок автомобиля газ

Обновлено: 05.07.2024

К основным неисправностям тормозной системы относятся: неэффективное действие тормозов, заедание тормозных колодок, неравномерное действие тормозных механизмов, плохое растормаживание, утечка тормозной жидкости и попадание воздуха в систему гидравлического привода, снижение давления в системе пневматического привода, а также негерметичность системы пневматического тормозного привода. .
Неэффективное действие тормозной системы является результатом загрязнения или замасливания тормозных колодок, нарушения регулировки тормозного привода и тормозных механизмов, попадания воздуха в систему привода, уменьшения объема тормозной жидкости, негерметичности в соединениях гидравлического или пневматического привода.

Заедание тормозных механизмов может произойти в результате следующих причин: поломки стяжных пружин, обрыва заклепок фрикционных накладок, а также в результате засорения компенсационного отверстия в главном тормозном цилиндре или заклинивания поршней в колесных тормозных цилиндрах.
Неравномерное действие тормозных механизмов может привести к заносу автомобиля или к его уводу в сторону. Неравномерное торможение является следствием неправильной регулировки тормозных механизмов.
Попадание воздуха в систему гидравлического привода снижает эффективность тормозной системы. Для нормального торможения в этом случае необходимо делать несколько нажатий на педаль. При утечке жидкости происходит полный отказ всей системы торможения автомобиля или какого-то отдельного контура.

При ежедневном техническом обслуживании автомобиля необходимо проверять работу тормозов в начале движения, а также герметичность соединений в трубопроводах и узлах гидропровода и пневмопривода. Утечку тормозной жидкости из системы торможения контролируют по подтекам в местах соединений, а также по уровню жидкости в бачках. Утечку воздуха определяют по снижению давления на манометре или на слух. Утечку воздуха определяют при неработающем двигателе.

В процессе первого технического обслуживания выполняют работы, предусмотренные ежедневным осмотром, а также проверку состояния и герметичности трубопроводов тормозной системы, эффективность тормозов, свободный и рабочий ход педали тормоза и рычага стояночного тормоза. Кроме этого при первом техническом обслуживании проверяют уровень тормозной жидкости в главном цилиндре и при необходимости доливают ее, состояние тормозного крана, состояние механических сочленений педали, а также состояние рычагов и других деталей привода.
При втором техническом обслуживании выполняют работы, предусмотренные первым техническим обслуживанием, ежедневным осмотром, а также выполняют дополнительную проверку состояния тормозных механизмов колес при их полной разблокировке, заменяют изношенные детали (тормозные барабаны, колодки), а также регулируют тормозные механизмы. Кроме того, при прохождении второго технического обслуживании прокачивают гидропривод тормозов, проверяют работу компрессора, а также регулируют натяжение приводного ремня и привод стояночного тормоза.
Сезонное обслуживание автомобиля и его тормозной системы, как правило, совмещают с работами, выполняемыми при втором техническом обслуживании, а также производят работы в зависимости от сезона.

Работы по регулировке тормозной системы включают в себя устранение подтекания жидкости из гидропривода тормозов и его прокачку от попавшего воздуха, регулирование свободного хода педали тормоза и зазора между колодками и барабаном, а также регулировку стояночного тормоза.
Подтекание тормозной жидкости из тормозной системы устраняется подтягиванием резьбовых соединений трубопроводов. В том случае, если причина подтекания — в неисправных деталях, то эти детали необходимо заменить на новые.

Воздух из гидропривода тормозной системы автомобиля удаляют в следующей последовательности:
1) выполняют проверку тормозной жидкости в наполнительном бачке главного тормозного цилиндра, а также при необходимости доливают ее;
2) снимают резиновый колпачок с клапана выпуска воздуха колесного тормозного цилиндра и затем на него надевают специальный резиновый шланг, другой конец которого опускают в емкость с тормозной жидкостью;
3) отворачивают клапан выпуска воздуха на полоборота и резко несколько раз нажимают на педаль тормоза;
4) удерживают педаль тормоза в нажатом положении до полного выхода воздуха из системы торможения;
5) закрывают клапан при нажатой тормозной педали.

После этого осуществляют подкачку остальных колесных цилиндров в том же порядке..В процессе прокачки необходимо постоянно добавлять тормозную жидкость в наполнительный бак. После прокачки педаль торможения станет более жесткой, ход педали восстановится и будет в пределах допустимого.
На большинстве легковых автомобилей регулировка зазора между колодками и тормозным барабаном осуществляется автоматически. При изнашивании тормозных колодок происходит перемещение упорных колец в колесных тормозных цилиндрах, в результате чего происходит регулировка зазора между колодками и тормозным барабаном. На автомобилях, не оснащенных автоматической регулировкой, зазор регулируют при помощи поворота эксцентрика.
В автомобилях с пневматическим приводом системы торможения регулировка зазора осуществляется при помощи регулировочного червяка, который устанавливается в рычаге разжимного кулака. Для регулировки зазора необходимо вывесить колесо и затем, поворачивая ключ червяка за его квадратную головку, довести колодки до контакта с барабаном. После доведения колодки необходимо поворачивать червяк в обратном направлении, до тех пор, пока колесо автомобиля не начнет свободно вращаться. Правильность регулировки зазора проверяют при помощи щупа. При правильной регулировке зазор должен составлять 0,2-0,4 мм у осей колодок, а ход штока тормозной камеры должен быть в пределах от 20 до 40 мм.

В тормозных системах с пневматическим приводом свободный ход педали регулируют изменением длины тяги, которая соединяет педаль тормоза с промежуточным рычагом привода тормозного крана. После регулировки свободный ход педали должен составлять 14-22 мм. Рабочее давление в пневматической тормозной системе должно регулироваться автоматически и составлять 0,6-0,75 МПа.
Привод стояночной тормозной системы регулируется за счет изменения длины наконечника уравнителя длины троса, который связан с рычагом. Ход рычага отрегулированного привода стояночной системы торможения должен составлять 3-4 щелчка запирающего устройства.
На грузовых автомобилях регулировка стояночной системы торможения осуществляется за счет изменения длины тяги. Длину тяги изменяют, отвертывая или завертывая регулировочную вилку. В отрегулированной тормозной системе в затянутом состоянии рычаг должен перемещаться не более чем на половину зубчатого сектора запирающего устройства.

Если тормозная тяга укорочена до предела и при этом не обеспечивает полного затормаживания при перемещении стопорной защелки за шесть щелчков, то в этом случае необходимо перенести палец тяги, к которому присоединен верхний конец тяги, в следующее отверстие регулировочного рычага тормоза, при этом обязательно нужно надежно затянуть и зашплинтовать гайку. После этого нужно повторить регулировку длины тяги в указанном выше порядке.
Основными дефектами в гидравлическом тормозном приводе являются износ накладок и барабанов, поломка возвратных пружин, срыв тормозных накладок, а также ослабление стяжной пружины или ее поломка.

При ремонте тормозные механизмы снимают с автомобиля, разбирают, затем очищают от грязи и пыли, а также от остатков тормозной жидкости. Детали тормозных механизмов очищают специальным моющим раствором, затем водой, а после этого продувают сжатым воздухом.
Разборку колесного тормозного механизма начинают со снятия тормозного барабана. После тормозного барабана снимают стяжные цилиндры, тормозной цилиндр. Если на рабочей поверхности имеются различные царапины или небольшие риски, то ее необходимо зачистить мелкозернистой шлифовальной бумагой. Если глубина рисок большая, то барабан растачивают. После расточки барабана необходимо заменить накладки на увеличенный размер. Кроме этого смена накладок осуществляется, если расстояние до головки заклепок буден менее 0,5 мм, или в том случае, если толщина клееных накладок будет менее 0,8 от толщины новой накладки.

Клепку новой накладки осуществляют в следующем порядке, В начале новую накладку устанавливают и закрепляют на колодке при помощи струбцин. После этого со стороны колодки в накладке просверливают отверстия, которые предназначены для заклепок. Просверленные отверстия снаружи раззенковывают на глубину 3-4 мм. Клепка накладок осуществляется медными, бронзовыми или алюминиевыми заклепками.
Перед тем как приклеить накладку на колонку, ее поверхность необходимо зачистить мелкой зернистой шлифовальной бумагой, а после этого обезжирить. После этого на поверхность накладки наносят два слоя клея с выдержкой в 15 минут.
Сборка осуществляется в специальном приспособлении. После сборки механизм необходимо просушить в нагревательной печи при температуре 150-180 °С в течение 45 минут.

Кроме вышеперечисленных неисправностей в гидравлическом тормозном приводе возникает износ рабочих поверхностей главных и колесных цилиндров, разрушение резиновых манжет, а также нарушение герметичности трубопроводов, шлангов и арматуры.
Тормозные цилиндры, которые имеют небольшие риски или царапины, восстанавливают хонингованием. При значительной величине износа тормозные цилиндры необходимо расточить до ремонтного размера. После растачивания необходимо провести хонингование.
К основным дефектам гидравлического усилителя тормозной системы относятся износ, царапины, риски на рабочей поверхности цилиндра и поршня, неплотное прилегание шарика к своему гнезду, смятие кромок пальцевых диафрагм, а также износ и разрушение манжет.
Цилиндр гидравлического усилителя восстанавливают шлифовкой, но на глубину не более чем на 0,1 мм. Неисправный поршень меняют на новый. Изношенные резиновые уплотнения также меняют на новые.

После замены всех изношенных деталей цилиндр гидравлического тормозного привода собирают.
К основным дефектам пневматического тормозного привода относятся повреждения диафрагм тормозного клапана, тормозных камер, риски на клапанах и седлах клапанов, изогнутость штоков, износ втулок и отверстий под рычаги, поломка и потеря упругости пружин; износ деталей кривошипно-шатунного и клапанного механизмов компрессоров.
Наиболее сильно изнашивающимися деталями компрессора являются: цилиндры, кольца, поршни, подшипники, клапаны, а также седла клапанов.
Нарушение герметичности пневматического привода тормозной системы происходит- из-за износа уплотнительного устройства заднего конца коленчатого вала, а также из-за разрушения диафрагмы загрузочного устройства.
После разборки пнемопривода детали уплотнительного устройства необходимо промыть в керосине, затем удалить закоксовавшееся масло и заусенцы и затем снова собрать. Диафрагма заменяется на новую.

Воздушный фильтр тормозной системы необходимо разобрать, затем промыть фильтрующий элемент в керосине, а затем продуть сжатым воздухом. Перед установкой воздушный фильтр необходимо смочить в моторном масле.
После сборки и ремонта компрессор тормозной системы должен пройти испытания и приработку на специальном стенде.
При ремонте тормозного крана его снимают с автомобиля. Его разборку производят в тисках, контролируя состояние всех составляющих его деталей. После замены поврежденных деталей тормозной кран собирают.
Отремонтированные или замененные узлы тормозной системы устанавливают на свои места, после чего выполняют регулировочные работы.

9.10.1 Техническое обслуживание и ремонт тормозных систем
Проверка рабочей тормозной системы Заполнение жидкостью тормозной системы. Удаление воздуха из тормозной системы (прокачка) Замена колодок тормозных механизмов передних колес Замена колодок тормозных механизмов задних колес Регулировка регулятора давления Регулировка привода.

9.10.2 Проверка рабочей тормозной системы
При работающем двигателе и исправном вакуумном усилителе педаль тормоза при торможении не должна доходить до пола кабины — зазор между педалью и полом должен быть не менее 40 мм. Работоспособность вакуумного усилителя проверяется следующим образом: при неработающем двигателе необходимо нажать.

131457 original 236

9.10.3 Заполнение жидкостью тормозной системы. Удаление воздуха из тормозной системы (прокачка)
Тормозная система прокачивается при замене тормозной жидкости, при попадании в гидропривод воздуха, при проведении ремонтных работ, связанных с разгерметизацией системы. Гидравлический привод имеет два независимых контура, поэтому каждый контур прокачивается отдельно. Прокачку следует начинат.

131496 original 241

9.10.4 Замена колодок тормозных механизмов передних колес
Рис. 8.8. Замена тормозных колодок тормозных механизмов передних колес Замена колодок должна производиться одновременно на правом и левом тормозных механизмах в следующем порядке ( рис. 8.8): - снять колесо; - утопить поршень скобы вытягиванием корпуса скобы на себя. Для.

131591 original 239

9.10.5 Замена колодок тормозных механизмов задних колес
При эксплуатации автомобиля необходимо периодически проверять состояние тормозных барабанов, тормозных колодок, стяжных пружин, защитных чехлов, влияющих на работоспособность тормозных механизмов. По мере износа тормозных накладок зазор между ними и барабанами поддерживается автоматически и не .

131589 original 237

9.10.6 Регулировка регулятора давления
Через первые 2500 км и при ТО-2, а также если у снаряженного автомобиля при торможении на сухом твердом покрытии задние колеса блокируются раньше передних или намного позже, следует убедиться в правильности регулировки регулятора. Регулировку регулятора следует производить в следующем порядке.

131808 original 240

9.10.7 Регулировка привода стояночного тормоза
Рис. 8.7. Стояночная тормозная система: 1 — рычаг; 2 — передний трос; 3 — гайка; 4 — кронштейн; 5 и 8 — задние тросы; 6 — разжимное звено; 7 — рычаг привода; 9 — уравнитель Если при торможении автомобиля стояночным тормозом рычаг 1 (см. рис. 8.7) при приложении к нему усилия.

131805 original 242

9.10.8 Ремонт вакуумного усилителя
Работоспособность вакуумного усилителя легко проверить на автомобиле (см. выше). Необходимо убедиться также в герметичности вакуумного усилителя и обратного клапана. Для этого следует заглушить двигатель, сделать выдержку 1—2 мин и нажать несколько раз на педаль. Во время первых трех нажатий .

131935 original 236

9.10.9 Ремонт главного тормозного цилиндра
Причинами неисправности главного тормозного цилиндра являются износ или потеря эластичности манжет, износ рабочих поверхностей цилиндра и поршней, разбухание манжет от попадания в систему минеральных масел, засорение компенсационных отверстий. Рис. 8.3. Главный тормозной цилиндр: 1.

132050 original 237

9.10.10 Ремонт регулятора давления
Снятие с автомобиля регулятора давления и его ремонт осуществляются в том случае, если регулировкой нельзя добиться правильной его работы. Для снятия регулятора необходимо: Рис. 8.4. Регулятор давления: С = 28—32 мм (для автобусов), 13—17 мм (для автофургонов); 1 — нажимной рычаг.

132145 original 245

9.10.11 Педаль тормоза
Полный ход педали тормоза должен быть не менее 150 мм. Рис. 8.12. Педаль рабочих тормозов: 1 — выключатель сигнала торможения; 2 и 3 — гайки; 4 — упорная площадка педали; 5 — шплинт; 6 — пластмассовые втулки Регулировка положения выключателя 1 ( рис. 8.12) сигнала торможен.

132259 original 246

9.10.12 Ремонт тормозного механизма переднего колеса
Разборка корпуса тормозной скобы производится при замене поршней, пальцев, уплотнительных резиновых деталей. Для разборки корпуса необходимо: - отсоединить гибкий шланг от корпуса тормозной скобы; - снять тормозные колодки; - извлечь тормозные колодки и пометить их, чтобы при последующе.

132409 original 249

9.10.13 Ремонт тормозных механизмов задних колес
Перед выполнением ремонтных операций тормозные механизмы должны быть тщательно промыты теплой водой с моющими средствами и просушены сжатым воздухом. Для разборки тормозного механизма заднего колeca необходимо: - выполнить операции по снятию тормозных колодок (см. «Замена колодок тормозных .

Регулировка зазора между толкателем и поршнем главного цилиндра. С целью предотвращения самопроизвольного притормаживания автомобиля необходимо, чтобы между толкателем и поршнем главного цилиндра тормозов был зазор 1. 2 мм, что соответствует свободному ходу тормозной педали 6. 12 мм, В процессе эксплуатации необходимый зазор обеспечивается изменением положения выключателя сигнала торможения 7 (рис. 155), в который упирается тормозная педаль 8.


Рис. 155. Установка главного цилиндра: 1, 2, 3—трубки; 4—главный цилиндр; 5—упор педали; 6, 11—контргайки; 7—выключатель сигнала торможения; 8—тормозная педаль; 9—защитный чехол; 10—толкатель; 11—контргайка; 12—вилка

При регулировке свободного хода тормозной педали отсоединяют провода от выключателя сигнала торможения; ослабляют контргайку сигнала торможения и, вращая выключатель, устанавливают свободный ход тормозной педали 6. 12 мм. Далее законтривают гайку выключателя, присоединяют провода к нему и окончательно проверяют свободный ход тормозной педали. В случае если полностью разбирали главный цилиндр тормозов, в том числе снимали вилку 12 с толкателя 10, то перед регулировкой свободного хода тормозной педали регулируют длину толкателя, обеспечив расстояние от плоскости фланца главного цилиндра тормозов до центра отверстия в вилке, равное 113. 115 мм, с учетом наличия зазора 1. 2 мм между толкателем и поршнем главного цилиндра. При регулировке длины толкателя ослабляют контргайку 11 и сдвигают в сторону цилиндра уплотнительный резиновый чехол 9. Вращая толкатель 10 плоскогубцами, добиваются нужной его длины. Законтривают гайку вилки и устанавливают резиновый чехол.


Рис. 146. Главный тормозной цилиндр

Последовательность прокачки каждой точки: надевают на головку клапана прокачки резиновый шланг для слива тормозной жидкости. Свободный конец шланга опускают в прозрачный сосуд с тормозной жидкостью (рис. 156);


Возвращение поршней сигнализатора в исходное положение. При прокачке тормозной системы, а также при неисправности гидропривода, вызывающей утечку тормозной жидкости, или при образовании паровых пробок в одном из контуров раздельного привода срабатывает сигнализатор и на панели приборов загорается красная лампа. После устранения неисправности и прокачки неисправного контура контрольную лампу гасят. Для этого при включенном выключателе зажигания снимают колпачок с клапана прокачки (колесного цилиндра или гидровакуумного усилителя) контура, который был исправным, и надевают на клапан прокачки резиновый шланг, опустив свободный конец в сосуд. Вывертывают на полтора-два оборота клапан прокачки и плавно нажимают на тормозную педаль до тех пор, пока не погаснет контрольная лампа на панели проборов. Удерживая педаль в этом положении, закручивают клапан прокачки. Для возвращения поршней сигнализатора в исходное положение, когда прокачивали всю систему и начинали ее с переднего контура, отворачивают клапан прокачки переднего контура.

Регулировка зазора между колодками и тормозными барабанами. Зазор регулируют при остывших барабанах и правильно отрегулированных подшипниках колес. Существуют две регулировки тормозов: текущая и полная. Текущую регулировку осуществляют эксцентриками 16 (см. рис. 144) и 11 (см. рис. 145) при вращении колеса рукой. При регулировке колодок передних тормозных механизмов и передних колодок задних тормозных механизмов вращают колеса вперед, а при регулировке задних колодок задних тормозных механизмов — назад.


Рис. 144. Тормозной механизм переднего колеса ГАЗ-66, запчасти:

1—опорный палец; 2—колесный цилиндр; 3—перепускной клапан; 4—колпачок перепускного клапана; 5—пружина; 6, 10—колодки; 7—поршень; 8—защитный колпак колесного цилиндра; 9—стяжная пружина колодок; 11—тормозной щит; 12—гайка опорного пальца; 13—эксцентрик опорного пальца; 14—соединительная трубка; 15—головка болта регулировочного эксцентрика; 16—регулировочный эксцентрик


Рис. 145. Тормозной механизм заднего колеса ГАЗ-66, запчасти:
1—защитный колпак колесного цилиндра; 2—колесный цилиндр; 3—тормозной щит; 4—стяжная пружина колодок; 5—направляющая скоба колодок; 6—тормозная колодка; 7—фрикционная накладка колодки; 8—болт регулировочного эксцентрика; 9—шайба; 10—пружина болта регулировочного эксцентрика; 11—регулировочный эксцентрик; 12—пластина опорных пальцев; 13—эксцентрик опорных пальцев; 14—опорный палец тормозной колодки; 15— гайка опорного пальца; 16—пружинная шайба

Для регулировки тормозов вывешивают колесо с помощью домкрата. Вращая колесо, слегка поворачивают эксцентрик колодки в направлении стрелок, показанных на рис. 144 и рис. 145, пока колодка не затормозит колесо. Постепенно опуская эксцентрик, вращают колесо рукой в ту же сторону до тех пор, пока оно не станет вращаться свободно. Устанавливают вторую колодку так же, как и первую. После регулировки всех тормозов проверяют их действие на дороге. Полную регулировку колесных тормозных механизмов производят при смене фрикционных накладок колодок или после механической обработки барабанов. Регулировку осуществляют после прокачки тормозной системы и при отсутствии в ней вакуума, когда гидровакуумные усилители не работают.

При полной регулировке тормозов: вывешивают колесо с помощью домкрата; слегка отвертывают гайки 12 (см. рис. 144) и 15 (см. рис. 145) опорных пальцев и устанавливают опорные пальцы колодок в начальное положение (метками внутрь); нажимая на тормозную педаль с силой 12. 16 кгс, поворачивают опорные пальцы в направлении, указанном стрелками так, чтобы нижняя часть накладки упиралась в тормозной барабан. Момент, когда это происходит, определяют по увеличению сопротивления при вращении опорного пальца. Затягивают в этом положении гайки опорных пальцев; опускают тормозную педаль; поворачивают регулировочные эксцентрики так, чтобы колодки упирались в тормозной барабан, а затем поворачивают регулировочные эксцентрики в обратном направлении настолько, чтобы колесо вращалось свободно; регулируют таким образом тормозные механизмы всех колес.

После регулировки тормозных механизмов проверяют их действие на дороге. При правильно отрегулированных зазорах между накладками колодок и барабанами тормозная педаль при интенсивном торможении должна опускаться не более чем на 2/3 полного хода.

Проверка работы гидровакуумных усилителей тормозов. Состояние гидровакуумных усилителей тормозов можно определить на автомобиле. Для этого при неработающем двигателе нажимают на тормозную педаль несколько раз, а затем, удерживая ее нажатой с усилием 30. 50 кгс, запускают двигатель. Под действием образующегося вакуума усилители вступят в работу. В это время следят за поведением тормозной педали, шипением воздуха, проходящего через воздушный фильтр, который расположен в кабине, работой двигателя на холостом ходу. Педаль переместится вниз (к полу кабины) на 15. 20 мм. В момент движения педали будет прослушиваться шипение воздуха, после чего оно прекратится. Двигатель устойчиво работает на холостом ходу. Это означает, что гидровакуумные усилители работают исправно. Педаль слабо переместится вниз на 8. 10 мм; слышится шипение воздуха, проходящего через фильтр, которое продолжается при удерживании педали. Двигатель на холостом ходу работает неустойчиво или останавливается. В этом случае имеет место порыв диафрагмы камеры усилителя или диафрагмы клапана управления в одном из усилителей. Необходимо разобрать камеру усилителя или клапан управления и заменить поврежденную диафрагму. Для нахождения неисправного усилителя поочередно отключают их от вакуумного трубопровода. Для этого снимают шланг с переднего корпуса камеры усилителя и заглушают его. Затем проверяют работоспособность неотключенного усилителя, как указано выше. При включенном исправном усилителе педаль переместится вниз на 8. 10 мм, будет иметь место кратковременное шипение воздуха, а двигатель будет устойчиво работать на холостом ходу при нажатой тормозной педали. Педаль не перемещается , слышится шипение воздуха только в момент запуска двигателя; двигатель устойчиво работает на холостом ходу при удерживании тормозной педали. В этом случае в одном из усилителей из-за неплотного прилегания шарика 15 (см. рис. 147) к седлу поршня или разрушения манжеты 14 поршня полость низкого давления не разъединяется от полости высокого давления. Необходимо путем поочередного отключения усилителей от вакуумного трубопровода (порядок проведения работы описан выше) определить неисправный усилитель, а затем разобрать его и заменить поврежденные детали (шарик с поршнем или манжету). После этого меняют жидкость, так как ее загрязнение вызывает негерметичность шарика и износ манжеты.Педаль не перемещается , воздух не проходит через фильтр (нет шипения), двигатель устойчиво работает на холостом ходу. Это указывает на засорение воздушного фильтра или трубопровода. Промывают фильтр в бензине, а затем опускают в масло, которым заправляется двигатель и, дав маслу стечь, ставят фильтр на место. Продувают трубопровод, соединяющий фильтр с усилителями. Работа гидровакуумных усилителей тормозов зависит так же от разрежения, создаваемого двигателем на холостом ходу, и герметичности запорного клапана, воздушного трубопровода, атмосферных клапанов 8 (см. рис. 147) усилителей и самих усилителей обычно в местах установки диафрагмы.


Рис. 147. Гидровакуумный усилитель тормозов ГАЗ-66

Для проверки разрежения, создаваемого двигателем на холостом ходу, и герметичности системы в вакуумный трубопровод устанавливают вакуумметр. Вакуумметр удобнее установить через специальный тройник в месте соединения вакуумного шланга с передним корпусом камеры усилителя (рис. 157).


Рис. 157. Проверка герметичности вакуумной системы привода тормозов:
1—вакуумметр; 2—тройник; 3, 5—шланги; 4— трубка; 6—гидровакуумный усилитель тормозов

Пускают двигатель и проверяют показания вакуумметра на холостом ходу. Если показания менее 0,5 кгс/см 2 или неустойчивы, то требуется регулировка двигателя. Останавливают двигатель и замечают интенсивность снижения разрежения. Если оно снижается более чем на 0,2 кгс/см 2 в течение 2 мин, то имеется негерметичиость. Для обнаружения негерметичности запорного клапана и вакуумного трубопровода отсоединяют вакуумные шланги от передних корпусов усилителей. Один из них заглушают, а другой соединяют с вакуумметром. Запускают двигатель, а затем, дав ему поработать на холостом ходу, останавливают. В течение 15 мин падения разрежения не должно быть.
Герметичность в усилителях и их атмосферных клапанах определяют после того, как будет обеспечена герметичность запорного клапана и вакуумного трубопровода. При проверке усилителей их поочередно отключают от вакуумного трубопровода. Вакуумметр присоединяют к вакуумному шлангу усилителя. Запускают двигатель, а затем останавливают его. При падении разрежения более 0,2 кгс/см 2 в течение 2 мин находят негерметичность в усилителе и устраняют ее. При необходимости проверяют герметичность и второго усилителя.

Проверка работы клапана управления тормозами прицепа и герметичности пневмопривода тормозов

Для обеспечения надежного торможения прицепа следят за герметичностью пневмопривода, работой клапана управления тормозами прицепа и правильностью соединения головок. Герметичность пневмопривода тормозов определяют по манометру при неработающем двигателе и давлении 4. 4,5 кгс/см2, т. е. при отключенной системе регулирования давления в шинах. Падение давления воздуха не должно быть более 0,5 кгс/см2 в течение 10 мин у автомобиля и в течение 5 мин у тягача, соединенного с прицепом. Для проверки работы клапана управления тормозами прицепа и правильности соединения головок при условиях, описанных выше, нажимают на тормозную педаль с усилием 50. 70 кгс и, удерживая ее, замечают падение давления воздуха. Давление должно сразу упасть на величину не более 0,3 кгс/см 2 , а затем не должно снижаться более чем на 0,2 кгс/см 2 в течение 1 мин. При наличии отклонений от указанных параметров находят и устраняют негерметичиость провода, используя мыльную воду.

Основные неисправности тормозных систем ГАЗ-66 и способы их устранения приведены в табл. 16.

Причина неисправности Способ устранения
Увеличенный ход тормозной педали
Увеличенные зазоры между фрикционными накладками колодок и тормозными барабанами Провести текущую регулировку тормозных механизмов с помощью регулировочных эксцентриков. Если фрикционные накладки сильно изношены (до головок заклепок осталось менее 0,5 мм), то заменить их новыми и выполнить полную регулировку тормозных механизмов
Неправильная установка тормозных колодок Выполнить полную регулировку тормозных механизмов
Изношены эксцентрики опорных пальцев колодок Заменить изношенные эксцентрики, после чего выполнить полную регулировку тормозных механизмов
Недостаточный уровень жидкости в главном цилиндре Долить необходимое количество жидкости
Наличие в системе воздуха прокачать систему
Течь жидкости через соединения трубопроводов Установить места течи и плотно затянуть соединение. Если течь не прекращается, заменить поврежденные детали новыми
Течь жидкости из колесных цилиндров или уплотнительных манжет штока гидровакуумного усилителя Заменить поврежденные манжеты. При повреждении поверхности колесного цилиндра или штока усилителя заменить их
Повреждение манжет или торцовых уплотнительных колец головок поршней главного цилиндра Заменить поврежденные манжеты или кольца
Тормозные механизмы не растормаживаются
Отсутствие зазора между толкателем и поршнем
главного цилиндра
Отрегулировать свободный ход педали
Разбухание резиновых манжет вследствие попадания в систему минерального масла или тормозной жидкости, не рекомендованных заводом Слить тормозную жидкость, разобрать все узлы гидропривода, промыть в спирте их детали. Промыть тормозную систему. Заменить все резиновые уплотнители. Перед сборкой детали узлов и рабочие поверхности цилиндров смазать касторовым маслом или тормозной жидкостью
Заедание поршня цилиндра гидровакуумного усилителя тормозов Промыть систему спиртом и заменить жидкость. Если дефект не устранен, снять усилитель, проверить состояние рабочих поверхностей цилиндра, поршня и при необходимости заменить поврежденные детали
Заедание поршня клапана управления гидровакуумного усилителя тормозов при возвращении в исходное положение после прекращения нажатия на педаль Снять клапан управления, промыть его поршень и манжеты, а также отверстие в цилиндре жидкостью. Заменить поврежденные манжеты или пружину, если она при сжатии до высоты 17 мм не обеспечивает нагрузку (2,5+-2,5) Н
Не растормаживается один тормозной механизм
Ослабла или поломалась стяжная пружина колодок тормоза Заменить пружину, если она растянулась до длины 227 мм и не обеспечивает нагрузку 340—390 Н
Колодка туго вращается на опорном пальце Разобрать тормозной механизм и устранить причину заедания
Заедание поршня в колесном цилиндре вследствие коррозии или засорения Разобрать цилиндр, промыть детали спиртом. При необходимости поверхность цилиндра зачистить мелкозернистой шлифовальной шкуркой.
Перед сборкой промытые детали смазать тонким слоем касторового масла
При торможении автомобиль уводит в сторону
Неодинаковое давление воздуха в шинах левых и правых колес Установить в шинах требуемое давление
Замасливание накладок тормозных колодок в одном из тормозных механизмов Заменить колодки или удалить замасливание промыванием накладок тормоза в бензине с последующим шлифованием мелкой шкуркой и тщательным удалением абразивной пыли с накладок
Задиры или глубокие риски на рабочей поверхности барабана Расточить барабан на глубину риски. Если риски глубже 1,5 мм, то следует заменить барабан в сборе со ступицей
Большое усилие на педали из-за неисправности гидровакуумного усилителя или его системы
Неплотности в соединениях вакуумного трубопровода или запорного клапана Устранить неплотности в соединениях трубопровода или запорного клапана
Засорение воздушного фильтра усилителя Промыть фильтр в бензине, смазать маслом и поставить на место
Порвана диафрагма камеры усилителя Заменить диафрагму
Неплотное прилегание шарика к седлу поршня или разрушение манжеты поршня Разобрать усилитель, промыть поршень, шарик. Заменить поврежденную манжету и жидкость в системе привода
Большое усилие на рычаге привода стояночной тормозной системы
Замасливание фрикционных накладок стояночного тормозного механизма Заменить накладки или удалить замасливание промыванием в бензине с последующим шлифованием мелкой шкуркой и тщательным удалением абразивной пыли с накладки
Изнашивание тормозных накладок Заменить накладки
Изнашивание деталей разжимного механизма Разобрать разжимной механизм. На наклонной поверхности толкателей не допускаются вмятины от шарика. При наличии вмятин заменить толкатели
Большой ход рычага привода стояночной тормозной системы
Большой зазор между колодками и тормозным барабаном Отрегулировать зазор между колодками и тормозным барабаном. В случае необходимости отрегулировать привод

Регулировка стояночной тормозной системы. По мере изнашивания фрикционных тормозных накладок колодок зазор между накладками и тормозным барабаном восстанавливают вращением регулировочного винта 12 (см. рис. 154). Последовательность регулировки тормоза: вывешивают с помощью домкрата одно заднее колесо автомобиля. Рычаг выключения заднего моста и понижающей передачи ставят в нейтральное положение. Отключают передний мост;


Рис. 154. Стояночная тормозная система ГАЗ-66, детали

опускают вытяжной стержень в крайнее нижнее положение; закручивают регулировочный винт 12 так, чтобы тормозной барабан от усилия рук не проворачивался; регулируют длину тяги 24 регулировочной вилкой 25 до совпадения отверстия в вилке с отверстием в рычаге 26, выбрав все зазоры в соединениях; увеличивают длину тяги, отвернув регулировочную вилку на 1. 2 оборота; затягивают контргайку вилки, вставляют палец (головкой кверху), зашплинтовывают; отпускают регулировочный винт настолько, чтобы барабан свободно вращался. При правильной регулировке стержень привода должен выдвигаться на 15. 20 зубцов.

Тормозная система ГАЗ 53 гидравлическая, состоит она из 3 механизмов: рабочих, запасных и стояночных тормозов. На самом деле система гидравлики одна, но разделенная на контуры, каждый из которых условно и считается запасным. Интересно еще и то, что тормозная система ГАЗ 53 имеет сигнализатор на приборной панели. То есть в случае падения давления внутри гидравлики об этом водителю сообщить красная лампа.

тормозная система газ 53

Схема тормозной системы Газ 53


Сам же тормоз управляется через главный тормозной цилиндр, который в дальнейшем соединяется с усилителями гидропривода.

Принцип работы тормозов в ГАЗ 53

Начать стоит с того, что тормозная система ГАЗ работает раздельно по осям. Сделано это для той цели, чтобы предотвратить дополнительную нагрузку от кузова на трансмиссию в период резкой остановки. Из-за этого первым делом срабатывает тормоз на заднюю ось, а уже за ней — не переднюю. Если будет подсоединен прицеп, то первым будет тормозить он. То есть гидровакуумный усилитель тормозов срабатывает поочередно с отставанием в долю секунды.

тормоза газ 53

Конструкция самих тормозных прокладок идентичная, отличающаяся только размерами некоторых деталей. Износ колодок инспектируется через специальные отверстия (визуально). Объем тормозной жидкости в системе можно посмотреть через расширительный бачок, который расположен уже под капотом.

Именно с него должен начинаться ремонт тормозной системы ГАЗ 53.
А стояночный тормоз работает независимо по тягам. Так сделано по той причине, что в момент, когда двигатель не работает, поддерживать актуальное давление в гидроваккумной системе невозможно. Да и выходит из строя стояночный тормоз крайне редко, как правило, исключительно из-за износа колодок, которыми сжимается диск.

Неисправности тормозной системы

Основные неисправности тормозной системы ГАЗ-53 следующие:

газ 53 тормозная система

  1. Увеличение холостого хода педали тормоза (недостаточный уровень тормозной жидкости или непосредственно механическое повреждение колодок).
  2. Нерастормаживание (необходима проверка зазора цилиндра гидровакуумного усилителя).
  3. При торможении происходит занос (говорит о наличии замасливания или протечки тормозной жидкости). Схема подробно объясняет, почему так происходит: контур соединяет заднее и переднее колесо одновременно.
  4. Полное отсутствие тормозов (разгерметизация главного цилиндра или отсутствие тормозной жидкости).

Более того, его включение может привести к самопроизвольному включению двигателя газ 53 при скатывании транспортного средства. Тормозная система автомобиля ГАЗ сделана таким образом, что каждый из контуров функционирует раздельно (соответственно, задние и передние тормоза).

система тормозов газ 53

Работа тормозной системы грузовика ГАЗ 53


То есть если даже один из них выйдет из строя, автомобиль все равно можно будет остановить. Самые распространенные неисправности — это попадание воздуха в гидравлику и износ колодок. С последними все предельно ясно — их придется заменить на новые, а вот если в цилиндре воздух, то потребуется так называемая прокачка и дозаправка тормозной жидкостью. Выполняется это через дополнительный бачок с отсоединением металлической трубки.

В момент отсоединения рекомендуется снять крышку с расширительного бачка, так как у тормозов ГАЗ сохраняется определенное невысокое давление системы. Это предотвратит разливание тормозной жидкости.

Ремонт тормозной системы

Ремонт тормозной системы ГАЗ 53 нужно начинать с диагностики давления. Если с ним все в порядке, как и с колодками (не более естественного износа), то нужно изучать работу каждого контура. Не проблема, если не работает только один из них. При этом автомобиль сохраняет возможность своей эксплуатации, но при резком торможении может быть занос. Скорее всего, это либо поврежденный тормозной барабан, либо попадание масла в область тормозных колодок и диска, либо неисправный гидроусилитель.

Когда неисправен контур тормозной задний ГАЗ 53, то начинать поиск неполадки следует с запорного клапана. Нужно понимать, что одна сторона функционирует и за счет гидравлики, и за счет разреженного воздуха, однако он не может попасть за пределы того самого клапана и действует точно так же, как тормозная жидкость — передает усилие.

гидровакуумный усилитель газ 53


Неполадки гидроусилителей могут исправляться исключительно заменой, при чем непосредственно после его установки обязательно выполняется регулировка давления и, собственно, прокачка тормозов. Делается до тех пор, пока тяга сможет нормально двигаться при нажатии педали без чрезмерного усилия.

Если же поврежден барабан тормозной задний ГАЗ, то придется менять все искривленные втулки, а также сами колодки.

Обязательно это следует делать крайне внимательно, так как там могут оставаться металлические осколки и опилки, все их обязательно нужно убирать, иначе произойдет перегрев при торможении. И это, кстати, главный недостаток тормоза ГАЗ — открытая система, при которой под колодку может попадать любой мусор.

тормозные колодки газ 53

Тормозные колодки для Газ 53


Говоря о ремонте, нужно учитывать, что устройство тормозной системы при подсоединении прицепа будет несколько измененным, так как в работу включается дополнительный бачок. То есть обслуживание тормозов, как и поиск неисправности, лучше выполнять без него. И следует помнить, что тормозная система должна быть полностью герметичной. Если где-то слышно шипение воздуха или просачивание тормозной жидкости, то это не нормально.

Прокачка тормозов выполняется для выхода воздуха из трубок и самих цилиндров. Если все будет выполнено правильно, то сигнальная кнопка после включения двигателя и 10-20 нажатий педали погаснет. В противном случае нужно искать пробоину, через которую утекает тормозная жидкость.

Стояночное обслуживание тормозов

Система автомобиля ГАЗ 53 не нуждается в специализированном уходе. Единственное, за чем нужно следить, — это за износом колодок. Производитель рекомендует их менять через каждые 5-7 тыс. км. На практике стальные могут прослужить намного дольше.

Еще потребуется дозаправка тормозной системы ГАЗ 53 через бачок под капотом. Выполняется она по мере необходимости, когда уровень гидравлики падает ниже указанного (нужно смотреть по меркам самого бачка — там сделан маркер).

Регулировка тормозов выполняется через каждые 2-3 тыс. км эксплуатации в загруженном состоянии. Хотя можно ориентироваться на звук, который она издает. Скрип является нормальным только после замены колодок в период притирки. Если же это происходит постоянно, то, по всей видимости, втулки просто проржавели, либо сам диск и барабан деформированы.

тормозной механизм газ 53

Схема устройства тормозного механизма автомобиля ГАЗ-53


Если свист издает цилиндр ГАЗ, то это явная разгерметизация системы. Вот тут уже речь идет о полноценном ремонте, а не просто СТО. Таким образом, основные неисправности — это нарушение герметизации, а также износ цилиндров, колодок. Однако тормозная система ГАЗ сделана таким образом, что даже при нарушенном одном контуре тормоз остается рабочий. Передача усилия от педали к колодкам осуществляется через гидравлику и гидровакуумный усилитель.

Читайте также: