Количество дтп причины происшествий примеры

Обновлено: 02.07.2024

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ДТП / АВАРИЙНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ / МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЕ УСТРОЙСТВА / РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / TRAFFIC ACCIDENT / ACCIDENT / ACCIDENT RATE ON TRANSPORT / REDUCTION METHODS / ELECTRONIC DEVICES / RISK-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Короткий Анатолий Аркадьевич,, Бахтеев Олег Айратович

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Короткий Анатолий Аркадьевич,, Бахтеев Олег Айратович

TRAFFIC ACCIDENTS: MAIN CAUSES, ACCIDENTS ANALYSIS, REDUCTION METHODS

This article analyzes traffic accidents in the Rostov region in 2018, their main causes, dependence on time of day, driving experience, age of drivers. Methods for reducing accident rates are proposed. There is a decrease in the number of road accidents compared with 2017 on the example of statistical data provided by the State Road Transport Inspectorate and posted on the Internet. Options for conducting additional internships, contests of knowledge of the road traffic regulations, driving skills competitions, road rally, methods of speed limit remote control, comfortable driving, introduction of driver physical monitoring systems, introduction of vehicle technical condition monitoring systems, fault indication systems are considered. Special attention is given to the use of risk-based approach in road transport enterprises and risk class reduction.

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ: ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ, АНАЛИЗ АВАРИЙНОСТИ, МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ

Короткий А. А, Бахтеев О. А.

Донской государственный технический

университет, г. Ростов-на-Дону, Российская

TRAFFIC ACCIDENTS: MAIN CAUSES, ACCIDENTS ANALYSIS, REDUCTION METHODS

Korotkiy A.A., Bakhteyev O.A.

Don state technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation

This article analyzes traffic accidents in the Rostov region in 2018, their main causes, dependence on time of day, driving experience, age of drivers. Methods for reducing accident rates are proposed. There is a decrease in the number of road accidents compared with 2017 on the example of statistical data provided by the State Road Transport Inspectorate and posted on the Internet. Options for conducting additional internships, contests of knowledge of the road traffic regulations, driving skills competitions, road rally, methods of speed limit remote control, comfortable driving, introduction of driver physical monitoring systems, introduction of vehicle technical condition monitoring systems, fault indication systems are considered. Special attention is given to the use of risk-based approach in road transport enterprises and risk class reduction.

Keywords: traffic accident, accident, accident rate on transport, reduction methods, electronic devices, risk-based approach.

устройства, риск-ориентированный подход.

Введение. В таблице 1 представлена информация о происшествиях на дорогах Ростовской области за 2017-2018 гг. В том числе указаны общее количество случаев дорожно-транспортных происшествий (ДТП), случаев ранения и гибели участников происшествий. Приведены сравнительные данные (в процентах) по отношению к аналогичному периоду прошлого года (АППГ).

Количество происшествий на дорогах Ростовской области

Количество происшествий в 2017

Количество происшествий в 2018

Дорожно-транспортные происшествия по времени совершения

Интервал времени суток, ч. 0001 0102 0203 0304 0405 0506 0607 0708 0809 0910 1011 1112

Количество ДТП 90 74 55 58 52 46 101 173 187 183 169 199

Продолжение таблицы 2

Интервал времени суток, ч. 1213 1314 1415 1516 1617 1718 1819 1920 2021 2122 2223 2324

Количество ДТП 202 194 194 225 212 272 282 249 227 181 168 132

В таблицах 3-5 приведены данные по количеству ДТП из-за нарушения правил дорожного движения (ПДД) в зависимости от вида транспортного средства, наличия опьянения, возраста и стажа водителей.

Количество ДТП для различных видов транспортных средств и водителей в состоянии опьянения

Вид транспортного средства и наличие опьянения водителей Количество ДТП

Все виды транспортных средств 3334

Легковые автомобили 2716

Легковые автомобили с водителями в состоянии опьянения 196

Грузовые автомобили 266

Грузовые автомобили с водителями в состоянии опьянения 5

Автобусы с водителями в состоянии опьянения 2

Мотоциклы с водителями в состоянии опьянения 28

Мопеды и приравненные к ним транспортные средства 55

Трамваи с водителями в состоянии опьянения 0

Троллейбусы с водителями в состоянии опьянения 0

Тракторы и другие самоходные механизмы 11

Тракторы и другие самоходные механизмы с водителями в состоянии опьянения 1

водителем, 10 14 16 18 21 25 30 40 50 60 70 70

Количество ДТП 0 5 6 16 165 287 464 916 593 399 247 72

Стаж управления транспортным средством, лет До 2 2-5 5-10 10-15 Свыше 15

Количество ДТП 229 397 655 459

Резюмируя представленную в таблицах 2-5 информацию, целесообразно отметить, что в результате несоблюдения водителями ПДД имели место 3334 происшествия. Из них водителями легковых автомобилей — 2716 ДТП, водителями грузовых автомобилей — 266 ДТП и водителями автобусов — 73 ДТП. Количество погибших пассажиров автобусов составило 9 человек, что на 40 % меньше аналогичного показателя 2017 года. Некоторые источники утверждают, что чем моложе водитель, тем больше у него шансов стать виновником ДТП [2]. Статистика говорит об обратном. Количество ДТП с водителями от 18 до 25 лет составляет 452 случая, а в возрасте от 25 до 30 лет — 464 случая, в возрастной группе от 30 до 40 лет уже 916 случаев. При дальнейшем повышении возраста водителей количество ДТП постепенно снижается. Так для возрастной группы от 40 до 50 лет количество ДТП составляет 599, а для группы от 50 до 60 лет этот показатель равен 399. Наиболее массовое количество ДТП во вине водителей наблюдается при большом опыте их работы (свыше 15 лет) — 1427 случаев. В то время, как у водителей со стажем менее 2 лет имели место всего 229 ДТП. Были зафиксированы 244 происшествия по вине водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения; 80 случаев произошло с водителями, которые отказались от медицинского освидетельствования.

В таблице 6 представлены статистические данные по наиболее характерным аварийным ситуациям, сопутствующим ДТП. Рассмотрены случаи для 3925 пострадавших. При этом 995 человек пострадали при ДТП, на месте которых зафиксированы нарушения обязательных требований к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и железнодорожных переездов по условиям обеспечения безопасности дорожного движения (БДД).

Обстоятельства ДТП и численность пострадавших

Обстоятельство ДТП Число пострадавших

Столкновение транспортных средств 1782

Опрокидывание транспортных средств 225

Наезд на стоящее транспортное средство 188

Наезд на пешехода 1096

Наезд на препятствие 250

Наезд на велосипедиста 117

Наезд на гужевой транспорт 0

Падение пассажира 98

Наезд на животное 3

Иные виды обстоятельств 166

Из таблицы 6 видно, что максимальное число пострадавших (1782) имело место при столкновении автомобилей. На втором месте наезд на пешехода — 1096 случаев. И замыкает тройку са-

мых распространенных ДТП — нарушение требований к эксплуатационному состоянию дорог и железнодорожных переездов для соблюдения (БДД) — 995 случаев. Привлекает внимание также повышение количества ДТП, вызванное эксплуатацией технически неисправных транспортных средств. В 2018 году зафиксировано увеличение на 53,8 % к аналогичному показателю прошлого года.

Заключение. Способы возможного снижения количества ДТП:

• профилактика знаний ПДД. Ее можно реализовать в добровольном порядке, организуя конкурсы на знания в автотранспортных предприятиях, а также устраивая соревнования для автолюбителей в формате дорожных ралли. Водители, работающие на автотранспортных предприятиях, должны регулярно проходить стажировку по знанию ПДД. Для водителей, не работающих по найму, со стажем свыше 15 лет и возрастом свыше 35 лет, ввести обязательную проверку знаний ПДД, например при периодической замене водительского удостоверения. Стимулом для соблюдения ПДД является также наличие на автомобилях транспортных предприятий телефонов связи с ответственным за профилактику ПДД или выпускающим диспетчером, учитывая то обстоятельство, что им может позвонить любой человек, зафиксировавшему факт нарушения ПДД автомобилем данного предприятия;

• повышение качества вождения. К этой мере стоит отнести организацию курсов контраварийной подготовки автолюбителей и сотрудников предприятий, работающих на транспортных средствах определенного типа, а также конкурсы на мастерство вождения для автолюбителей и между автотранспортными предприятиями. Параллельно можно проводить такие мероприятия в качестве культурных событий (семейных праздников) для родственников сотрудников автотранспортных предприятий [3]. Немаловажным фактором является установка на транспортные средства датчиков критических ускорений, которые могли бы фиксировать плавность движения этих средств. Для транспортных средств, перевозящих пассажиров и крупногабаритные грузы, в особенности в жидком состоянии, установка таких датчиков должна быть обязательна;

• организация систем, контролирующих физическое состояние водителей. Если водитель нарушает режимы труда и отдыха, либо просто неожиданно почувствовал себя плохо, но при этом продолжает управлять транспортным средством — это может привести к трагедии. На грузовых автомобилях с массой свыше 3,5 тонн, на автобусах и автомобилях, перевозящих пассажиров, необходимо предусмотреть периодически активирующийся алкотестер [4]. Информацию о превышении безопасных пороговых значений указанных параметров необходимо выводить на центральный пункт диспетчерской автотранспортного предприятия и на внешний световой индикатор, установленный снаружи автомобиля, а также на информационное табло в салоне автомобилей, перевозящих пассажиров;

• установка систем, контролирующих скорость автомобиля и его техническое состояние. Системы должны передавать данные в автотранспортные предприятия о скорости движения транспортного средства, о технической исправности транспортного средства [5]. Информацию о превышении безопасных пороговых значений также необходимо выводить на центральный пункт диспетчерской автотранспортного предприятия и на внешний световой индикатор, установленный снаружи автомобиля, а также на информационное табло в салоне автомобилей, перевозящих пассажиров;

• еженедельный контроль состояния дорожного полотна и оборудования дорог на соответствие требований к эксплуатационному состоянию дорог и железнодорожных переездов для соблюдения безопасности дорожного движения.

Достижение всего вышеперечисленного поможет повысить уровень безопасности автотранспортных предприятий и снизить класс опасности в связи с применением системы риск-ориентированного подхода.

2. Рябоконенко, К. Р. Анализ зависимости возраста и стажа водителя на безопасное управление автомобилем / К. Р. Рябоконенко // Логистика — евразийский мост : материалы 10-й между-нар. научн.-практ. конф. — Красноярск, 2015. — С. 537-541.

4. Бахтеев, О. А., Миронов, А В. Применение систем контроля физического состояния водителей / О. А. Бахтеев, А. В. Миронов // Наземные транспортно-технологические комплексы и средства : материалы междунар. научн.-технич конф., — Тюмень, 2018. — С. 47-51.

5. Снижение категорий риска транспортных предприятий путем внедрения устройств мониторинга и контроля / А. А. Короткий [и др.] // Молодой исследователь Дона. — Ростов-на-Дону, 2018. — №4(13). — С. 69-73.

Поступила в редакцию 01.11.2018 Сдана в редакцию 01.11.2018 Запланирована в номер 15.01.2019

Основными причинами возникновения дорожно-транспортных происшествий являются: нарушение Правил дорожного движения со стороны водителей - 69,2%, нарушение Правил со стороны пешеходов - 22,2%, неудовлетворительное содержание улиц и дорог - 7,3%, технические неисправности транспортных средств - 1,3%. [4] Таким образом, от дисциплинированности участников дорожного движения, профессиональной подготовки водителей зависит уровень безопасности дорожного движения.

В анализе дорожно-транспортных происшествий среди пострадавших большую часть составляют водители и пассажиры, т.е. лица, находящиеся в транспортных средствах (61% от числа погибших и 62% от числа раненых). На долю пешеходов приходится соответственно 39% погибших и 38% раненых. Наибольшее число пострадавших - это люди сравнительно молодого возраста - 30-35лет.[1]

Глава 2. Материал и методы исследования

Материалом для проведения исследований явились: статистические данные дорожно-транспортных происшествий на территории Республики Хакасия за период 2009-2011 годы; статистические данные количества автотранспорта по месту регистрации транспортных средств УГИБДД МВД Республики Хакасия; статистические данные численности населения в городах и районах Республики Хакасия; мониторинг транспортного потока в городе Абакане. Данные были предоставлены УГИБДД МВД Республики Хакасия, отделением Росстата Республики Хакасия.

  • 1. Метод теоретического исследования.
  • 2. Математический метод.
  • 3. Метод графического изображения.
  • 4. Метод сравнительного анализа.

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение

Распределение ДТП по видам происшествий за период 2009-2011 годы на территории Республики Хакасия

Наезды на препятствие

Наезды на пешехода

Наезды на велосипедиста

Наезды на стоящее транспортное средство

Наезды на гужевой транспорт

Наезды на животных

Одним из самых распространенных видов ДТП в Республике Хакасия, является столкновение транспортных средств - 36,3% и наезда на пешеходов - 28,2%. По данным УГИБДД РХ основными причинами данных происшествий, как правило, является превышение скоростного режима, не соблюдение безопасной дистанции и выезд на полосу встречного движения. Указанные нарушения Правил дорожного движения, как правило, характерны для молодых водителей по возрасту, что подтверждается результатами исследования в данной области.

Исследования показывают, что наибольшую опасность представляют молодые водители, которые чаще оказываются участниками и виновниками происшествий. Так по Республике Хакасия за период 2009-2011 годы на дорогах погибло - 358 человек, в ДТП со смертельным исходом было вовлечено 326 водителей по всем возрастным группам из которых в возрастной группе 16 -25 лет - 103 водителя, от 25 до 40 лет - 98 водителей, от 40 до 55 лет - 87 водителей, а в возрасте 55 - 65 лет только 38 водителей.

Такая связь между возрастом и надежностью водителя объясняется, по нашему мнению профессиональным опытом вождения автомобиля, которого не достает молодым участникам движения с малой ответственностью и дисциплинированностью, так водители с продолжительным стажем вождения реже становятся участниками ДТП. Водители среднего возраста с продолжительным стажем управления автомобиля в процессе вождения приобретают такие ценные качества, как способность избегать и предвидеть развитие аварийной ситуаций, а это, в конечном счете, самое важное для обеспечения безопасности на дорогах.

Распределяя водителей по возрастным параметрам, следует обратить внимание на водителей с малым стажем вождения, которые имеют специальное право на управление транспортным средством не более 3 года (табл.2).

Количество ДТП с участием водителей со стажем управления транспортным средством менее 3-х лет, по Республике Хакасия за период 2009-2011 годы

По данным УГИБДД МВД РХ, водители со стажем управления транспортным средством менее трех лет совершают около 1,15% от общего количества ДТП по Республике Хакасия. Из приведенных статистических данных видно, что лидерами по количеству ДТП с участием водителей, со стажем вождения менее 3-х лет являются города Республики: Абакан, Черногорск и Саяногорск.

В этой связи накопление опыта и Дорожное поведение в обстановке риска рассматриваются совместно и чем больше опыта, тем меньше риска, таким образом уровень водительского опыта представляется одним из принципов разделения водителей на условные возрастные категории.

Принимая условие, что основная масса водителей получило водительское удостоверение в возрасте от 16 до 25 лет, то на данную категорию водителей влияют два основных фактора - это юношеская беспечность и недостаток опыта вождения автомобиля.

Проведенные исследования показывают, что чем моложе водитель, особенно до 25 лет, тем он относительно чаще оказывается участником ДТП. В этой истине нас убеждают результаты проведенных исследований, которые совпадают с литературными данными. [6]

Рассматривая аварийность в городах Республики Хакасия: Абакан, Абаза, Саяногорск, Сорск и Черногорск, сопоставляя статистические данные каждого происшествия за 2009-2011 годы, по времени и месту происшествия, отмечается определенная зависимость количества ДТП по каждому временному промежутку в течение года, дня недели и времени суток.

Исследования ДТП в Республике Хакасия, за период 2009-2011 годы по месяцам календарного года, показали неоднородность количества происшествий (табл. 3).

Распределение ДТП с пострадавшими по месяцам года в Республике Хакасия за период 2009-2011 годы

Средний показатель аварийности по месяцам года в исследуемый период с 2009 по 2011 годы показывает нам определенную закономерность (рис.2).

Распределение ДТП с пострадавшими по месяцам года в Республике Хакасия за период 2009-2011 годы

Рис.2. Распределение ДТП с пострадавшими по месяцам года в Республике Хакасия за период 2009-2011 годы

Из приведенной диаграммы (рис.2) отмечается начало роста аварийности с приходом весны, с марта месяца, и на протяжении всего летнего периода и начала осени аварийность на дорогах увеличивается с наибольшим показанием в июле месяце. После преодоления осеннего пика аварийности, в августе месяце, количество ДТП снижается и только, в дальнейшие зимние месяцы количество ДТП снижается. Исследуя среднее количество происшествий, по каждому месяцу, в течение всего календарного года, в Республике Хакасия за период 2009-2011 годы, мы сделали вывод:

  • - наибольшее число ДТП приходится в период июнь - август месяцы;
  • - наименее аварийным можно считать февраль месяц;
  • - в зимние месяцы следует определенный спад аварийности, однако число происшествий остается на высоком уровне.

Анализируя приведенные данные (рис. 2) увеличение количества ДТП в весенний период нами объясняется из-за увеличения количества автотранспорта на дорогах и погодных условий, а так же из-за состояния дорожного полотна. Наиболее характерными факторами в зимнее время года, влияющими на возникновение ДТП на наш взгляд являются, повышенная скользкость проезжей части и ее дефекты, а так же плохое состояние обочин.

В зимнее время года до 80% из числа всех ДТП, обусловлено дорожными условиями. [5]

Распределяя количество происшествий по погодным условиям на момент совершения ДТП в Республике Хакасия, за период 2009-2011 годы, можно выявить следующую особенность (рис. 3).

Погодные условия на момент ДТП в Республике Хакасия за период 2009-2011 годы

Рис. 3. Погодные условия на момент ДТП в Республике Хакасия за период 2009-2011 годы

Предполагая, что на мокром или обледеневшем покрытии или же в дождь столкновения более реальны все же большинство происшествий происходило в ясную или пасмурную погоду.

Анализируя причины роста ДТП по месяцам года и с учетом погодных условий, можно выявить, определенную закономерность - в зимний период с неблагоприятными погодными условиями число ДТП снижается, а в период с весны по осень, в ясную или пасмурную погоду число ДТП возрастает. В зимнее время года, как правило, ДТП происходит из-за гололедицы, при этом количество происшествий и тяжесть таковых ниже, чем в летний период. На наш взгляд снижение аварийности в зимние месяцы связаны с тем, что зимой на дорогах уменьшается общий транспортный поток и, вследствие этого уменьшается число происшествий, а с приходом весны количество автотранспорта на дорогах увеличивается и, следовательно, рост происшествий возрастает.

При исследовании распределения количества ДТП по дням недели в Республике Хакасия за период 2009-2011 годы так же отмечена определенная зависимость увеличения числа происшествий на дорогах (рис.4).

Распределение аварийности по дням недели в Республике Хакасия за период 2009-2011 годы

Рис. 4. Распределение аварийности по дням недели в Республике Хакасия за период 2009-2011 годы

Так анализ ДТП по дням недели за три года показал, что наиболее аварийно опасными считаются последние дни недели: пятница, суббота и воскресенье, а самым безопасным днем можно считать - четверг.

Неоднородность количества ДТП наблюдается по времени суток (рис. 5).

Распределение аварийности по времени суток в Республике Хакасия за период 2009-2011 годы

Рис.5. Распределение аварийности по времени суток в Республике Хакасия за период 2009-2011 годы

Рост числа аварийности по времени суток имеет два пика аварийности, в утренние часы с 6 ч до 9 ч, и вечерние часы с 15 ч до

20 ч. Так, в период 16-20 ч, т. е. за 4 часа, совершаются 30% от всех ДТП за сутки. Это связано с возрастанием интенсивности транспортных и пешеходных потоков. Следует отметить, что в дневное время значительного спада аварийности не наблюдается, напротив, с каждым часом аварийность увеличивается и достигает своего апогея в 17 ч. Аварийность в ночное время с 23 ч до 6 ч относительно не велика.

Из приведенных данных: рис. 2; рис. 3; рис. 4; рис. 5; можно выявить следующую закономерность, что увеличение количество ДТП и тяжесть последствий таковых возрастает с увеличением интенсивности транспортного потока: в летний период, в конце недели, в ясную или пасмурную погоду, в период с 6 ч до 20 ч.

Количество ДТП с пострадавшими в городе Абакане за период 2009-2011 годы

Рис. 7. Количество ДТП с пострадавшими в городе Абакане за период 2009-2011 годы

Данная особенность зависимости аварийности в городе Абакане от количества автотранспорта по месту регистрации обусловлена изменением плотности транспортного потока на дорогах города, она наблюдается практически во всех городах Республики Хакасия (Приложение 2). Примером подобной зависимости может служить распределение числа ДТП по времени суток, так в утренний и вечерний час пик наблюдается рост аварийности (рис. 5). Водители в городах, как правило, ограничены по времени и в условиях интенсивного транспортного потока, на больших скоростях не успевают принимать адекватные действия на сложившиеся дорожные ситуации, и попадают в ДТП. Таким образом, безопасность движения во многом зависит от непосредственных действий водителей и их соответствия данной ситуации. А эти действия нередко определяются опытом, моральными и нравственными качествами водителя. Проведенные нами исследования показали, что при движении автомобиля в городе Абакане, по дорогам с интенсивным движением у водителя в среднем за 1час движения на торможение уходит - 19 мин, на стоянку перед перекрестком - 12 мин, на трогание с места - 9 мин и непосредственно на езду - 20 мин.

Эти особенности в деятельности водителя возникают при вождении автомобиля в плотном транспортном потоке и при возникновении критических дорожных ситуаций. Нередко в этих случаях только очень быстрые и точные действия могут предотвратить ДТП.

Обычно на каждые 100 ДТП приходится 200-300 различных причин. Определить, какая из этих причин является главной, а какая второстепенной, сопутствующей, не всегда просто. Около 75% ДТП случается по вине водителей. [4]

Одна из причин влияющая на аварийность в Республике Хакасия это ДТП совершаемые водителями в состоянии опьянения (табл. 5).

Количество автотранспорта по месту регистрации в УГИБДД РХ и количество водителей совершивших ДТП в состоянии опьянения за период 2009-2011 годы


Каждое ДТП происходит в результате одной или нескольких взаимосвязанных причин.

Большая часть ДТП совершается из-за неправильных действий водителей, не соответствующих требованиям безопасности движения. Чаще всего неправильные действия водителя объясняются недостаточно внимательным отношением к оценке условий движения, незнанием или недостаточным учетом возможностей и самого водителя и автомобиля в данных условиях, незнанием или пренебрежением требованиями Правил дорожного движения.

Предупреждение ДТП, чаще всего, зависит от водителя, от того, насколько он внимателен при неблагоприятных дорожных условиях и т.д.

Анализ структуры ДТП по видам и категориям показывает, что почти половину ДТП составляли наезды на пешеходов. На втором месте – столкновение между транспортными средствами. На долю таких происшествий приходится почти третья часть от их общего количества, причем около половины из них – лобовые. На опрокидывание, наезд на препятствие и наезд на велосипедиста приходится около 30% от общего количества ДТП.

Наибольшая тяжесть последствий отмечается при столкновении железнодорожного состава с транспортным средством, наезде транспортного средства на велосипедиста и на пешехода.

Следует отметить, что в попутных столкновениях, наездах на препятствие, большой удельный вес водителей находившихся в состоянии алкогольного опьянения.

Немаловажное значение имеет анализ распределения ДТП по часам суток, дням недели и месяцам года.

Многолетняя статистика показывает, что пик аварийности приходится на период суток от 17 до 19 часов. Самой высокой тяжестью последствий отмечаются происшествия в ночные часы в промежутке от 01.00 часа до 06.00 часов, несмотря на то, что интенсивность движения уменьшается в десятки раз. Более 25% ДТП в это время совершается водителями в нетрезвом состоянии.

Самыми аварийными днями недели являются пятница, суббота и воскресенье. В эти дни совершена почти половина ДТП от их общего количества. Существенное увеличение интенсивности движения, особенно в пятницу, стремление водителей быстрее выехать из городов на отдых или вернуться из рейса приводит к нарушениям требований Правил дорожного движения, особенно скоростных режимов, что приводит зачастую к трагическим последствиям.

Наибольшее количество ДТП произошло с августа по ноябрь. Эти же месяцы характеризуются высокой тяжестью последствий при ДТП.

Анализ ДТП по местам их совершения показывает, что значительная их часть (около 70%) совершена в населенных пунктах, причем, больше всего в ДТП гибнет людей в сельских населенных пунктах. Высокие показатели тяжести последствий ДТП зафиксированы в сельских населенных пунктах и поселках городского типа. В городах областного подчинения они почти в два раза ниже.

Подавляющее количество ДТП произошло на дорогах с асфальтобетонным покрытием (свыше 90%) при относительно низкой тяжести последствий. Самые тяжелые последствия зафиксированы в происшествиях, совершенных на цементобетонном покрытии.

Две трети ДТП совершаются на сухом дорожном покрытии, на мокром – около четверти ДТП. На заснеженном дорожном покрытии и в гололедицу произошло сравнительно небольшое количество ДТП (5-7%). В тоже время на скользких покрытиях отмечены наиболее тяжелые последствия ДТП.

Почти половина ДТП произошла в светлое время суток. В тоже время наиболее тяжелые последствия ДТП отмечены в темное время суток. При отсутствии освещения на дороге произошло около трети происшествий от их общего количества.

Подавляющее количество ДТП произошло на горизонтальных прямых участках дорог (около 90%). На перекрестках совершено 5–6 % ДТП, причем большинство на нерегулируемых пересечениях.

Наибольшее количество ДТП за последние годы произошло из-за превышения скорости движения. Значительное количество ДТП совершено из-за нарушения правил маневрирования и выезда на полосу встречного движения.

Водители транспортных средств виновны в совершении двух третей от всех ДТП. В тоже время в результате ДТП пешеходов гибнет в два раза больше, чем водителей.

Более четверти ДТП совершается водителями в возрасте 19-28 лет. Наиболее тяжелые последствия ДТП характерны для водителей в возрасте старше 45 лет.

Каждое девятое ДТП совершено водителями в состоянии алкогольного опьянения. Для нетрезвых водителей характерны такие виды ДТП, как столкновение, наезд на препятствие, опрокидывание. Следует отметить, что основная масса ДТП (около 80%), совершенных нетрезвыми водителями приходится на владельцев индивидуального транспорта. Просматривается тенденция увеличения данного вида ДТП с увеличением водительского стажа. Минимальное количество таких ДТП приходится на водителей со стажем до одного года.

По вине пешеходов совершено около одной трети ДТП от их общего количества.

Можно выделить пять основных элементов улиц и дорог, на которых совершается наибольшее количество ДТП с пешеходами. В порядке убывания количества ДТП это:

— остановка общественного транспорта;
— нерегулируемый пешеходный переход;
— нерегулируемый перекресток;
— регулируемый пешеходный переход;
— регулируемый перекресток.

Среди нарушений Правил дорожного движения пешеходами, самые распространенные: переход проезжей части в не установленном месте, нетрезвое состояние, внезапное появление на проезжей части из-за объектов ограничивающих обзорность.

Распределение участников ДТП по категориям показывает, что каждый пятый участник ДТП – пассажир. Сравнительный анализ показывает, что пассажиров гибнет практически столько же, сколько и водителей транспортных средств и почти в два раза больше, чем велосипедистов и возчиков. Наблюдается тенденция увеличения количества погибающих пассажиров.

С участием детей происходит 10-12% ДТП.

Анализ показывает, что половина ДТП происходит по вине самих детей. Причем основной причиной, как и ранее, является рискованное поведение на дороге, а именно – переход проезжей части вне установленных мест и неожиданное появление перед движущимися транспортными средствами.

По данным исследований, среди всех категорий участников движения во многих странах дети-пассажиры легковых автомобилей составляли самую значительную часть погибших на дороге детей (свыше 70% в Швеции, более 50% в Австрии, Испании и Франции), превышая долю погибших детей-пешеходов. Применение специальных детских удерживающих устройств уменьшает вероятность получения смертельных травм детьми-пассажирами на 45%.


ДТП – это дорожно-транспортные происшествия, в которых могут участвовать автомобили и люди. Они могут происходить по разным причинам, а также последствия таких аварий могут значительно отличаться. Наиболее часто возникают такие ситуации из-за невнимательности автовладельцев, незнания ПДД или неисправного состояния транспортных средств. Каждый владелец машины должен ответственно подходить к процессу управления автомобилем, чтобы избежать происшествий, которые могут приводить не только к нарушению целостности ценного имущества, но и даже к причинению вреда здоровью или жизни людей.

Определение аварии

ДТП – это происшествие, осуществляемое исключительно при передвижении автомобилей. Если наносится ущерб припаркованной машине людьми, то такая ситуация не считается аварией.

Определить происшествие можно по разным признакам, к которым относится:

  • наличие тяжелых последствий, представленных нарушением целостности имущества или нанесением вреда людям;
  • имеется возможность установить точное место происшествия;
  • фиксируется минимально два участника аварии.

Последствия ДТП могут быть разными, так как могут наноситься телесные повреждения людям или вовсе может иметься смертельный исход. Машинам при этом наносится материальный ущерб.

ДТП с пострадавшими

Характеристика ДТП

ДТП – это столкновение автомобиля с людьми или другими транспортными средствами. Процесс реализуется только при движении хотя бы одной машины. Двигаться автомобили могут по дороге, прилегающей территории, парковке или трассе.

К основным характеристикам аварии относится наличие не менее двух участников, а также должно устанавливаться нанесение определенного ущерба. Процедура оформления может реализоваться с привлечением работников ГИБДД или при составлении европротокола двумя автовладельцами.

Основные разновидности

Существует достаточно много видов происшествий, которые отличаются разными нюансами и имеющимися участниками. ДТП на трассе или на другом участке дороге может быть представлено разновидностями:

  • Столкновение. Оно осуществляется двумя движущимися автомобилями или может одна двигающаяся машина столкнуться с припаркованным авто. Наиболее часто встречается такой вид ДТП в городе. Столкновение может возникать даже с неподвижным транспортом. Поэтому оно может быть встречным, боковым или попутным.
  • Опрокидывание. Оно предполагает опрокидывание одного или нескольких автомобилей в результате ДТП на трассе или на другой дороге. Обычно такая ситуация возникает за счет слишком сильного удара, плохих погодных условий или из-за технических неисправностей в машине.
  • Наезд на препятствие. В качестве препятствия выступает неподвижный предмет, например, дерево, ограждение или камень. В результате такого действия могут наноситься повреждения автомобилю или пассажирам.
  • Наезд на пешехода. Такое происшествие заключается в том, что движущийся автомобиль наезжает на человека, располагающегося на проезжей части или на обочине. Гражданин может при этом двигаться на велосипеде.
  • Падение пассажира. Это ДТП представлено происшествием, в результате которого человек, находящийся в машине, по разным причинам падает из машины. Обычно это происходит из-за резкого торможения, изменения направления движения или столкновения с другими объектами на дороге.

Инспекторы ГИБДД обязательно на месте происшествия устанавливают конкретный вид аварии.

причины ДТП

По каким причинам возникают происшествия?

Причины ДТП являются многочисленными, но наиболее часто они возникают из-за невнимательности, халатности или неграмотности водителей. Некоторые владельцы автомобилей вовсе не знают основные положения ПДД, поэтому регулярно нарушают данные правила, что часто приводит к ДТП.

Нередко после происшествия не получается определить, в чем основания причина происшествия. При таких условиях судом назначается экспертиза ДТП, заключающаяся в комплексном изучении всех обстоятельств аварии.

К основным причинам, по которым возникают аварии, относится:

  • водители нарушают ПДД;
  • автовладельцы обладают недостаточным опытом и квалификацией, чтобы оперативно среагировать на какую-либо аварийную ситуацию;
  • имеется какая-либо техническая неисправность в машине;
  • неправильно расположен груз;
  • плохо закреплен груз на автомобиле;
  • участники дорожного движения ведут себя неправильно, причем сюда относятся не только автовладельцы, но и пешеходы или велосипедисты;
  • дорожные условия являются неудовлетворительными, поэтому не могут оптимально водители реагировать на большое количество снега или сильный ливень.

По статистике наиболее часто аварии возникают из-за неправильной реакции водителей на те или иные обстоятельства. Дополнительно нередко пешеходы переходят дорогу в неположенном месте или на запрещенный цвет светофора.

последствия дорожно транспортных происшествий

Частые нарушения ПДД виновниками аварий

Причины ДТП могут быть разными, но часто устанавливается работниками ГИБДД, что виновник происшествия нарушил основные ПДД. Сюда входят случаи:

  • превышение скоростного режима;
  • быстрая езда в опасных условиях;
  • нарушение правил обгона;
  • проезд перекрестка на красный цвет;
  • перевозка людей или грузов с нарушением правил;
  • перегрузка транспортного средства.

Особенно значимым правонарушением выступает управление машиной в нетрезвом виде. Недавние изменения в законодательство привели к тому, что за такое действие назначается не только значительный штраф в 30 тыс. руб., но и привлекается гражданин к уголовной ответственности при повторном нарушении.

В пьяном состоянии не может владелец машины рационально оценивать дорожную обстановку, а также его реакция значительно замедляется. Это часто приводит к ДТП с пострадавшими и нанесением значительного урона автомобилям.

Последствия аварий

Каждый автовладелец пытается всеми возможными способами предотвратить аварию. Это обусловлено негативными последствиями дорожно-транспортных происшествий. Они могут быть представлены в разных видах в зависимости от обстоятельств ДТП. К ним относится:

  • наносится значительный урон автомобилям, поэтому они теряют свою первоначальную рыночную стоимость и привлекательный внешний вид, а также требуется проводить дорогостоящий ремонт;
  • может наноситься вред здоровью пассажиров, пешеходов или автомобилистов;
  • нередко ДТП заканчиваются летальным исходом для участников происшествия;
  • виновник аварии не получает компенсации от страховой компании, поэтому должен оплачивать ремонт своего автомобиля за счет личных сбережений;
  • если перед аварией нарушались гражданами ПДД, то они привлекаются к административной или уголовной ответственности в зависимости от обстоятельств дела.

Если виновник аварии в результате нарушения ПДД или нахождения в пьяном состоянии совершает наезд на пешехода или сталкивается с другим автомобилем на полосе встречного движения, что приводит к смерти участника происшествия, то он привлекается к уголовной ответственности. Такое ДТП с пострадавшими приводит к тому, что водитель получает реальный тюремный срок, поэтому относиться к управлению автомобилем надо осторожно.

экспертиза ДТП

Какие действия совершаются владельцем авто после ДТП?

Каждый водитель должен знать, что необходимо выполнить сразу после аварии. Для этого реализуются действия:

  • не допускается покидать место ДТП, так как это является серьезным правонарушением, причем это относится не только к виновнику, но и к пострадавшей стороне;
  • машина останавливается, после чего включается аварийка;
  • впереди или сзади выставляется знак аварийной остановки;
  • если обнаруживаются граждане, которым был нанесен урон, то оказывается им первая помощь, если водители обладают соответствующей подготовкой, после чего вызывается скорая помощь;
  • если случай является экстренным, то допускается одному из участников ДТП покинуть место аварии, чтобы доставить пострадавшего в больницу, после чего он должен вернуться на место происшествия;
  • если машины мешают проезду других автомобилей, то с помощью фотографий фиксируются все нюансы, имеющие отношение к аварии;
  • вызываются сотрудники ГИБДД.

Не допускается покидать место аварии, так как это является серьезным правонарушением.

Можно ли обойтись без сотрудников ГИБДД?

Если участвует в ДТП только две машины, отсутствуют пострадавшие и наносится незначительный урон, то автовладельцы могут воспользоваться европротоколом, чтобы оформить ДТП самостоятельно. В этом случае они могут сэкономить много времени, но они должны обладать сведениями о правилах заполнения данного документа.

Если имеются разногласия у водителей относительно того, кто является виновником происшествия, то обязательно придется обращаться за помощью к сотрудникам ГИБДД. Дополнительно привлекаются свидетели ДТП, которые могут дать показания относительно того, как действовали водители перед столкновением.

протокол ДТП

Дальнейшие действия

Если требуется помощь сотрудников ГИБДД, то придется дождаться их приезда. Совместно с инспектором составляется протокол ДТП, причем работник ГИБДД записывает показания всех участников происшествия, а также может опросить свидетелей.

Водители должны получить от инспектора копии всех составленных документов, так как только при их наличии можно рассчитывать на компенсацию от страховой компании.

Работники ГИБДД выполняют разные действия:

  • выявляют пострадавших;
  • подготавливают протокол и другие документы, имеющие отношение к аварии;
  • обеспечивают сохранность доказательств;
  • устанавливают всех участников ДТП;
  • находят свидетелей или доказательства, представленные записями с камер наблюдения;
  • при необходимости ими организуется дальнейшее движение автомобилей по дороге.

Нередко автовладельцы скрываются с места происшествия, поэтому в обязанности инспектора входит выявление примет машины, после чего владелец автомобиля объявляется в розыск.

место дтп

Какие подготавливаются документы?

Инспектор ГИБДД обязан подготовить многочисленную документацию, копии которой передаются участникам аварии. К этим документам относится:

  • протокол осмотра места аварии, где указываются все факты ДТП, место и время происшествия, а также описываются участники аварии, погодные условия и состояние дорожного покрытия;
  • схема происшествия, для чего предварительно проводятся соответствующие измерения подходящим оборудованием, что позволяет установить положение машин до столкновения, места удара, а также другие важные особенности;
  • протокол осмотра машин, включающий описание всех видимых повреждений, полученных в результате ДТП;
  • если имеются признаки того, что водитель находится в состоянии опьянения, то проводится медицинское освидетельствование, по результатам которого формируется соответствующий акт;
  • письменные объяснения участников аварии и выявленных свидетелей;
  • справка о ДТП.

Все документы могут изучаться участниками происшествия, причем они могут выразить несогласие с разными сведениями, указанными в бумагах.

Что делать при наличии разногласий?

Нередко отсутствуют доказательства виновности какого-либо участника аварии, поэтому для установления вины приходится обращаться в суд. Суд может назначаться экспертизу ДТП, которая призвана всесторонне оценить обстоятельства аварии.

Для этого изучается непосредственное место происшествия, проверяются автомобили, а также анализируются документы, составленные работниками ГИБДД сразу после ДТП. По результатам экспертизы выносится решение суда.

На основании решения суда привлекается виновник аварии к ответственности в зависимости от тяжести нанесенного урона имуществу или здоровью и жизни людей. Если отсутствует необходимость в судебном разбирательстве, то штраф накладывается работниками ГИБДД.

ДТП на трассе

Заключение

ДТП является неприятным событием для каждого автовладельца. Оно представлено в разных видах, а также происходит авария по разным причинам. Всегда имеются негативные последствия такого происшествия, поэтому водители должны ответственно подходить к своим обязанностям.

Автовладельцы должны разбираться в том, как они должны поступать после аварии, а также в том, как правильно оформляется происшествие. При определенных условиях может составляться даже обоими участниками аварии европротокол.

Читайте также: