Кто является водителем транспортного средства по коап рф

Обновлено: 07.07.2024

Может быть, вопрос уже назойливый для вас, но, прошу прощения, он меня беспокоит уже давно; я перерыл кучу форумов, открыл кучу вебстраниц, а в результате прихожу к выводу, что: понятие

"Управление транспортным средством - это . "

Я не смог найти конкретного определения этому понятию.

Но в ПДД есть несколько пунктов, использующих это словосочетание: "Управление транспортным средством", с продолжением, типа: "не имея на это. ", или, н. п.: (на что мне бы самому хотелось найти ответ и определиться) "в состоянии. "

Исходя из этого,

либо, растолковать языком закона понятие "Управление транспортным средством", т. е.,

какие действия лица, находящегося внутри его (законно собственного, конечно) автомобиля, соответствуют понятию "Управление транспортным средством",

либо дать мне понять, что этот термин (конкретизирую: только понятие: "УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ", и всё) не определён в официальных документах на территории РФ как термин, которым можно монупулировать, н. п. в судебных разбирательствах.

__Спасибо__ Станислав. Тверь.


Станислав, законодательной дефиниции нет. Исходя из нормативного материала, управление ТС могу определить как активное действие субъекта дорожно-транспортных правоотношений, заключающееся в пользовании ТС, то есть извлечении его полезных свойств.

В нормах действующего российского законодательства отсутствует понятие, что подразумевать под управлением транспортным средством.

Поэтому ссылаться в судебных заседаниях не на что. Судья будет растолковывать данное понятие исходя из общего понятия данного термина.

Законом понятие в РФ не определено.

определения водителя:

по совокупности значимых фактов, характеристик ТС (исправно оно или нет, какая температура двигателя, присутствуют ли ключи в замке зажигания, занесен ли автомобиль снегом, в течение какого периода времени (не) трогалось с места и (не) заводилось и т.п.).

В судебной практике был случай, когда водителя привлекали за управление ТС в состоянии алкогольного опьянения, в автомобиле которого отсутствовал двигатель.

Не знаю с какой целью это интересует автора темы, но на мой взгляд нужно стремиться к тому чтобы данное понятие трактовалось для всех одинаково и по сути не важно как бы не было сформировано определение, но стоящая на месте машина не должна пониматься как источник повышенной опасности, но при этом она является объектом гражданских права( собственностью), как следствие к примеру подход гаишника к человеку который сидит на водительском сиденье в машине и попивает пиво в своей частной собственности, просто не допустим, стойте и ждите момента когда авто начнет двигаться, причем именно двигаться, а не просто будет включен двигатель

Вот в принципе неплохое определение из комментариев к КоАП

Под управлением транспортным средством понимается совершение технических
действий, связанных с приведением транспортного средства в движение,
троганием с места, процессом самого движения вплоть до остановки, в
соответствии с предназначением и техническими возможностями
транспортного средства.

Жаль только что это все лишь не более чем субъективное толкование норм права, если в законе нет прямо выраженной нормы дефиниции, то разумеется все занимаются своим личным толкованием, судьи своим, ГИБДД своим, юристы так же своим в зависимости от конечной цели

Согласно
ст.25 в Российской Федерации
устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных
средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее
— правона управление транспортными средствами):

Право на управление транспортными средствами подтверждается водительским
удостоверением,
а в предусмотренных настоящим Федеральным законом и Кодексом Российской Федерации об административных
правонарушениях случаях временным разрешением на право управления транспортными
средствами.

Полный текст статьи 25 прилагаю к консультации.

Удачи Вам. С уважением, Виктор
Богаченков.

Из уголовного права, в разъяснениях Пленума ВС РФ, есть такая формулировка… с момента отъезда либо перемещения транспортного средства с места, на котором оно находилось.

В законодательстве отсутствует разъяснение данного понятия! Но если подойти к этому логически.

Статья 12.35. Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию
Применение к владельцам и водителям транспортных средств, другим участникам дорожного движения не предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч рублей; на должностных лиц — двадцати тысяч рублей.(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ).

Т.е. законодатель явно разграничивает два этих понятия -управления транспортным средством и пользование транспортным средством

Так, далее чтобы разобраться обратимся к словарю Ожегова -

УПРАВЛЕНИЕ, -я, ср. 1. ок. управлять. 2. Деятельность органов власти. Органы государственного управления, местное у. 3. Совокупность приборов, приспособлений, устройств, посредством к-рых управляется ход машины, механизма.

Т.е. управление это другими словами ХОД т.е. активное действие транспортного средства (а транспортное средство как мы знаем само не заведется и не поедет, следовательно это активное действие транспортного средства которое стало активно благодаря субъекту (человеку). )

с уважением и успехов Вам!

не совсем правильно выше выразилась

… управление транспортным средством это активное действие субъекта (человека) посредством которого(этого самого-активного действия) управляется ход машины, ее механизм… (в следствии чего машина оказывается на ходу. )

Добрый день. Вы не первый задаетесь жтим вопросом. В связи с тем сто закон напрямую никак это не определяет, то и на практике возникает много спорных вопросов. Бывает что и человека силящего в автомобиле с заведенным двигателем считают управляющим автомобилем и лишают прав за управление в пьяном состоянии. Скорее всего у Вас что то походее произошло. Если Вы раскроете ситуацию, то возможно мы сможем помочь. А приводить определения можно очень долго, все равно это народное творчество законодательно не подкреплено. Если рассуждать логически, то под управлением следует понимать процесс изменения траектории и скорости движения автомобиля вне зависимости от того работает двигатель или нет, то есть по сути кручение руля в движении и использование газа и тормоза, поскольку ПДД предписывают при бусксировке автомобиля в буксируемом автомобиле находится водителю, а следовательно даже при буксировке лицо остается водителем. То есть для того чтобы действия квалифицировать как управление, необходимо установить имело ли лицо возможность изменять пространственное положения автомобиля. Но тут опять же возникает много вопросов. Считать ли управлением когда лицо находясь вне автомобиля толкает его в одиночку или если отец посадил на колени ребенкаи жмет на газ и тормоз, а ребенок рулит.

Действительно понятие управления транспортным средством не определено, и отдано на судебное усмотрение.

Но есть практика Верховного суда РФ (бюллетень ВС РФ № 5 за 1999 год), где при пересмотре дела Белоусова, осужденного по ст. 264 УК РФ, понятие управление ТС было связано с совершением маневра транспортным средством.

Что конечно можно использовать на практике.

Верховный суд России разъяснил некоторые пункты Правил дорожного движения, которые ранее вызывали споры.

Топ-5 самых дешевых машин с большим багажником. Список и цены

Верховный суд России разъяснил некоторые пункты Правил дорожного движения, которые ранее вызывали споры, сообщает Департамент транспорта и связи Москвы. Решение Верховного суда не является каким-то законом, однако отныне все инспекторы ГИБДД и судьи в России будут при вынесении вердикта опираться именно на эти разъяснения.
Во-первых, суд разъяснил, кого необходимо считать водителем. Таковым будет любой гражданин за рулем вне зависимости от того, есть ли у него права или нет. Кстати, ученика за рулем закон тоже относит к водителям. А что касается владельцев мопедов с объемом двигателя до 50 куб. см и скоростью меньше 50 км/ч, то они вообще теперь считаются пешеходами.

Суд также решил, что человек, у которого отняли права на один вид транспорта, предположим, автомобиль, автоматически лишается и права водить трактор или мотоцикл. Но при этом молодых людей, которым нет восемнадцати лет, можно лишить права управления лишь тем транспортным средством, которое ему дали покататься или которое он взял сам. И еще один момент – отныне сроки лишения прав будут суммироваться (сначала заканчивается один срок лишения, а потом начинает идти другой). И в результате возможна ситуация, когда человека лишат прав в общей сложности на 50 или 100 лет.
Что касается проверки нетрезвого состояния водителя, то здесь суд принял решение, которое уже вызвало недовольство у автомобилистов. Если в городе проверять водителя на трезвость и выдавать соответствующий документ может только врач, то на селе вполне подойдет документ и от фельдшера, а в случае если рядом с инспектором нет медицинского учреждения или специалиста, который может заниматься освидетельствованием водителей, то оценить состояние человека может сам инспектор ГИБДД. Сделать он это может на основании показаний алкотестера и данных свидетелей. Причем этими самыми свидетелями могут быть сотрудники ГИБДД. Также Верховный суд решил, что отказ водителя от прохождения хотя бы одного метода освидетельствования можно приравнять к отказу от освидетельствования в принципе (а это карается лишением прав как за пьяную езду).
Кроме того, Верховный суд напоминает своим подразделениям на местах, что если на руках у водителя страховой полис со вчерашней датой окончания действия, сотруднику ГИБДД торопиться не надо. Судьям надо помнить, что договор обязательного страхования не прекращает своего действия еще в течение 30 дней, если водитель не позднее чем за два месяца до окончания срока договора не заявил о его расторжении. При этом водитель без полиса будет отвечать по закону, даже если он водит по доверенности, по договору аренды или в любом другом качестве.
Также суд рассказал, что же считать выездом на полосу встречного движения. По мнению судей, любой выезд на дорогу с двухсторонним движением, где есть четыре и более полосы, является "встречкой". Причем, не имеет совершенно никакого значения, одна сплошная полоса была нарисована на дороге или две. То есть отныне разворот на дороге с пересечением белой полосы, проезд под знак "Движение запрещено", обгон в запрещенном месте, выезд со двора налево (где это не разрешено), будет квалифицироваться как выезд на полосу встречного движения. А это карается намного серьезнее, чем простое нарушение знаков разметки ("встречка" наказывается штрафом в размере 300-500 руб. или лишением прав на срок 2-4 месяца, а за нарушение знаков разметки раньше водитель заплатил бы лишь 100 руб.).


К административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ, может быть привлечен только водитель, непосредственно причастный к событию, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Решением судьи … области от … г. постановление должностного лица оставлено без изменения.

Часть 1 ст. 12.27 КоАП РФ устанавливает ответственность за невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных пунктами 2.5, 2.6, 2.6.1 Правил дорожного движения, в связи с дорожно-транспортным происшествием, участником которого он являлся, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 названной статьи.

В соответствии с пунктом 2.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров – Правительством Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Как видно из материалов дела, … водитель К. при выполнении маневра левого разворота допустил наезд на стоящий на обочине за границей проезжей части принадлежащий … автомобиль, причинив ему механические повреждения.

Из буквального содержания диспозиции ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ за неисполнение предусмотренных Правилами дорожного движения обязанностей закон устанавливает ответственность для водителей, являвшихся участниками дорожно-транспортного происшествия.

С учетом изложенного судья … областного суда пришел к выводу, что А. не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ, в связи с чем, производство по делу прекращено за отсутствием в действиях А. состава административного правонарушения.


Лицо, у которого нет водительского удостоверения, по общему правилу привлекается к административной ответственности за его отсутствие, а также, в зависимости от вида нарушения ПДД, может быть привлечено к ответственности по другому основанию.
Право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением. Водитель обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки водительское удостоверение соответствующей категории или подкатегории (п. 4 ст. 25 Закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ; п. 2.1.1 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090).
Управление транспортным средством без водительского удостоверения является нарушением.

Случаи управления транспортным средством без водительского удостоверения
Случаи, когда водитель управляет транспортным средством без водительского удостоверения, можно разделить на следующие группы:
водитель не имеет при себе документов на право управления транспортным средством (ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ);
водитель не имеет права управлять транспортным средством (за исключением учебной езды) (ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ);
водитель лишен права управления транспортными средствами (ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ) либо это право временно приостановлено судебным приставом-исполнителем (ст. 67.1 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ).
Далее в материале рассматривается случай, когда водитель не имеет права управления транспортным средством.

Справка. Понятие лица, не имеющего права управления транспортными средствами
Лицом, не имеющим права управления транспортными средствами, является лицо, которое на момент совершения административного правонарушения не получало такое право в установленном законом порядке, лицо, срок действия соответствующего удостоверения которого истек, а также лицо, действие права управления транспортными средствами которого прекращено судом в связи с наличием медицинских противопоказаний или медицинских ограничений.
Кроме того, лицом, не имеющим права управления транспортными средствами, признается лицо, подвергнутое административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами и не выполнившее установленных законодательством условий после истечения срока наказания (п. п. 8, 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20).

Особенности привлечения к административной ответственности за нарушение ПДД
Административная ответственность за сам факт управления транспортным средством лицом, не имеющим водительского удостоверения, установлена в виде штрафа в размере от 5 000 до 15 000 руб. (ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ).
Если гражданин также совершил иные правонарушения в области дорожного движения (за исключением управления в состоянии опьянения и непрохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения), то он может быть одновременно привлечен к ответственности за управление транспортным средством без водительского удостоверения и за иное нарушение ПДД (ч. 3 ст. 12.8, ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ; абз. 1 п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 20).
Однако привлечение к ответственности за нарушение ПДД в данном случае имеет свои особенности.
Так, если за нарушение ПДД ответственность установлена в виде лишения права управления транспортными средствами, например за управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками, то гражданин привлекается к ответственности только в виде штрафа за управление транспортным средством без права управления им.
Если лишение прав предусмотрено за повторное правонарушение, то привлечь к ответственности за него могут без учета признака повторности (ч. 4 ст. 12.2 КоАП РФ; абз. 2 п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 20).

Обратите внимание! К лицам, не имеющим права управления транспортными средствами, административное наказание в виде лишения права управления не применяется (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 20).

Если ответственность за нарушение ПДД не предусматривает штрафа, а иные виды административного наказания не могут быть применены к гражданину, он привлекается только к общей ответственности по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ в виде штрафа. При этом следует учесть, что некоторых граждан нельзя наказать даже штрафом. К ним относятся сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, а также курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (ч. 6 ст. 3.5 КоАП РФ; абз. 3 п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 20).
Если за нарушение ПДД предусмотрено основное и дополнительное наказание, но одно из них не может быть назначено, применяется только то, которое может быть назначено (ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ).
Водитель, не имеющий права управления транспортным средством, за управление им в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (если такие действия/бездействие не содержат уголовно наказуемого деяния) может быть привлечен к ответственности в виде административного ареста на срок от 10 до 15 суток. Административный штраф налагается в размере 30 000 руб., только если к лицу нельзя применить административный арест (ч. 3 ст. 12.8, ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ).
Административный арест не может быть применен к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I или II группы, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения РФ, войск национальной гвардии РФ, Государственной противопожарной службы и таможенных органов. Суд может также принять решение о неприменении административного ареста по иным обстоятельствам, например в случае самостоятельного воспитания отцом детей в возрасте до 14 лет (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ; Определение Конституционного Суда РФ от 15.10.2020 N 2375-О).

Особенности уплаты административного штрафа
Следует учесть, что при уплате административного штрафа в течение 20 дней со дня вынесения постановления о его наложении предоставляется скидка 50% (за исключением некоторых правонарушений). При этом, если копия постановления была направлена почтой и поступила в адрес лица после истечения 20 дней со дня его вынесения, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности.
Если вы не воспользовались указанным льготным периодом, то административный штраф должен быть уплачен в полном размере не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. При отсрочке или рассрочке исполнения постановления штраф уплачивается в полном размере (ч. 1, 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ).

Обратите внимание! Скидка 50% не распространяется на штрафы, вынесенные по ч. 1.1 ст. 12.1, ст. 12.8, ч. 6, 7 ст. 12.9, ч. 3 ст. 12.12, ч. 5 ст. 12.15, ч. 3.1 ст. 12.16, ст. ст. 12.24, 12.26, ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ (ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ).

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.

Остались вопросы к адвокату?

Читайте также: