Личность неосторожного преступника виновника дтп

Обновлено: 05.07.2024

При совершении неосторожных преступлений поведение виновного определяется его отношением к окружающей действительности, к соблюдению норм и правил поведения, установленных в обществе.

Материалы различных исследований свидетельствуют, что подавляющее большинство лиц, совершивших неосторожные преступления, отрицательно относятся к общественным нормам. Их поведение характеризуется пренебрежительным отношением к тем правилам, которые общество выработало для обеспечения своей безопасности.

Для криминологической характеристики лиц, совершивших неосторожные преступления, интерес представляют такие их признаки, как пол, возраст, образовательный уровень, профессиональные навыки и особенно нравственно-психологические свойства.

Среди лиц, совершивших неосторожные преступления, преобладают мужчины, что во многом объясняется их преимущественным участием в профессиональной деятельности, предполагающей использование технических средств, соблюдение правил техники безопасности и охраны природы.

Неосторожных преступников отличает преобладание среди них лиц среднего возраста. Так, по возрасту осужденных за совершение дорожно-транспортных преступлений эти деяния распределяются следующим образом: 14 - 17 лет - около 1%; 18 - 24 года - 31,2%; 25 - 29 лет - 23,6%; 30 - 49 лет - 39,6%, 50 лет и старше - 5,6%. Таким образом, наиболее криминогенной является группа 30 - 49-летнего возраста. Такое положение объясняется тем, что у людей, достигших этого возраста и обладающих опытом вождения автомобиля, появляются необоснованная уверенность в возможности избежать вредных последствий при нарушении правил дорожного движения, а зачастую и пренебрежение установленными правилами.

Образовательный уровень, семейное положение и социально-ролевая характеристика лиц, совершивших неосторожные преступления, не имеют существенных отличий от соответствующей характеристики лиц, не привлекавшихся к уголовной ответственности.

Нравственно-психологические свойства личности неосторожных преступников характеризуются недооценкой ею общественной опасности нарушения существующих правил, их несоблюдением, чувством безответственности.

Лицам, совершившим неосторожные преступления, присущи такие качества, как эгоизм, безразличие к социальным последствиям своих решений и действий, если они представляются лицу выгодными или удобными, формальное отношение к правилам профессиональной деятельности (в том числе эксплуатации источников повышенной опасности). Именно поэтому нельзя рассматривать неосторожные преступления как результат лишь неумелых действий в сложной ситуации. Конечно, определенная часть неосторожных преступлений связана с незнанием (неполным знанием) правил безопасности профессиональной или бытовой деятельности либо с неумением их применять в конкретной обстановке, например, из-за недостаточной профессиональной подготовки, малого опыта. Однако не менее 55 - 60% нарушений этих правил совершаются осознанно, в обычной, а не экстремальной ситуации.

У большинства неосторожных преступников наблюдается развитие сдвигов и искажений в ценностно-нормативных ориентациях личности. Констатируются приоритетные ориентации на легкомысленно-безответственное (в отношении безопасности других лиц, имущества) или эгоистически-потребительское поведение (профессиональное и бытовое) либо на сочетание того и другого. Так, изучение дел о нарушениях правил техники безопасности позволило выявить наличие у виновных явно легкомысленного, беспечного отношения к своим обязанностям в 86% случаев таких нарушений. Распространена также явно завышенная ими самооценка своих возможностей и способностей к безопасным действиям в сложных ситуациях. Нередки преступления, совершенные в результате благополучного исхода предшествующих нарушений, профессионального неумения распознавать опасные ситуации и избегать их.

Подтверждением этому могут служить, в частности, данные о том, что почти три пятых обследованных лиц, совершивших неосторожные преступления, связанные с профессиональной деятельностью, ранее уже допускали сходные нарушения правил предосторожности. Показательно и то, что во многих случаях неосторожные преступления совершаются в нетрезвом виде (например, при совершении свыше трети фактов неосторожного причинения смерти).




При этом следует иметь в виду, что сдвиги и искажения нравственно-психологических свойств личности неосторожных преступников носят чаще всего локальный характер и проявляются именно в ситуациях, где допускается пренебрежительное отношение к правилам безопасности, предосторожности. Они совмещаются с положительной в целом профессиональной и бытовой характеристиками большинства из этих лиц (только один из пяти-семи виновных имел отрицательную характеристику). Однако при систематически совершаемых нарушениях не исключается распространение пренебрежительного отношения к правилам безопасности и на другие сферы регулируемой правом деятельности. Сказанное позволяет выделить в контингенте неосторожных преступников преимущественно ситуационный и неустойчивый типы, реже - злостный тип нарушителей правил безопасности, предосторожности. Отметим, что последний из них представляет собой результат дальнейшей деформации личности нарушителей предыдущих типов.

Неосторожная преступность является довольно сложным, неоднородным, латентным общественно-опасным явлением.

Статистический учет неосторожных преступлений довольно трудный, так как они разбросаны по разным разделам уголовного законодательства, и входят в рамки различных групп преступлений (совершаемых против личности, собственности и пр.). Среди этих преступлений приблизительно ¾ приходится на выражающиеся в нарушении правил безопасности движения, а также эксплуатации транспортного средства (глава 27 Уголовного кодекса Российской Федерации), а последние предусматриваются статьей 264 Уголовного кодекса РФ, касающегося нарушения ПДД и эксплуатации транспорта. Каждый день регистрируется порядка 50-55 тысяч преступлений, ответственность за них наступает согласно статьи 264, число погибших из-за нарушений водителей каждый год составляет около 20-25 тысяч человек.

Виды неосторожных преступлений

Криминология различает несколько разновидностей неосторожных преступлений:

  1. Первый вид – техническая преступная неосторожность, то есть подразумевается нарушение правил безопасности в процессе использования техники (в промышленной, строительной, сельскохозяйственной деятельности, быту, военной отрасли); нарушение правил безопасности во время хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся и пиротехнических изделий. Нарушение правил безопасности передвижения и использования транспортных средств, выпуск в действие транспорта с техническими поломками и некачественный ремонт.
  2. Второй вид – нарушение правил пожарной безопасности, а также преступления в экологической сфере, которые были совершены по неосторожности.
  3. Третий вид – профессиональная/должностная преступная неосторожность, к которой относят утрату документации, содержащей гостайну; нарушение правил в области медицины; несоответствующее исполнение обязанностей, связанных с охраной взрывчатых веществ, боеприпасов, отравляющих веществ, использованием электронно-вычислительных средств, их системы либо сети.
  4. Четвертый вид – бытовая неосторожность, которая выражается в несоблюдении простейших правил, направленных на охрану жизни, здоровья и имущества граждан. Вследствие такой неосторожности погибают люди, здоровью наносится невосполнимый ущерб и пр.

Доля неосторожной преступности увеличивается в условиях научно-технического прогресса, если рост и усложнение технических средств не будет сопровождаться сопутствующей подготовкой персонала, который должен их эксплуатировать либо ремонтировать. В настоящее время, к несчастью, это имеет место не всякий раз, что особенно заметно в армии, где степень травматизма среди военных людей довольно велика. Крупные изменения в технологических явлениях коснулись даже обычного производства, поскольку возникли новые риски в промышленной сфере, которые контролируются непостоянно.

Необходимо особенно отметить бурный рост количества автомобилей в Российской Федерации. Качество отечественной автомобильной техники ниже критики, однако, за увеличением машин явно не успевает качество дорог, их техническая оснащенность, освещение, контроль движения, помощь пострадавшим и, в конце концов, отстает уровень технического обслуживания авто. Главный источник загрязнения воздуха – это снова автомобили.

Виды личности неосторожных преступников

Классически различают 2 вида личности неосторожных преступников:

  1. У первого вида в поведении преобладает самонадеянность и легкомыслие;
  2. У второго вида в характере поведения присутствует в основном небрежность.

Для первого типа присущи личностные качества такие, как авторитарность, самоуверенность, бравада, безаппеляционность. Лица, совершившие неосторожные преступления по причине небрежности, отличаются стремлением уменьшить свои интеллектуальные, волевые и физические показатели в конкретных видах жизнедеятельности, в определенной жизненной ситуации. Некоторые неосторожные преступники характеризуются неадекватной, завышенной самооценкой, принятием на себя профессиональных и других обязанностей в случае отсутствия индивидуальных возможностей их исполнить.

В окружении лиц, совершивших неосторожные, включая дорожно транспортные преступления, находится большинство мужчин, которые зачастую ранее не привлекались к уголовной ответственности. Наибольшее количество ДТП – это нарушения молодых людей, не обладающих значительным водительским стажем. Среди неосторожных преступников присутствует меньшее количество лиц с характерными для преступников качествами.

Различают 2 типа водителей: любители и профессионалы. У любителей образовательный и культурный уровень ниже, чем у других, но у последних, естественно выше степень профессиональной подготовки и мастерства. Кроме того, в ходе выборочных криминологических исследований определено, что у водителей-профессионалов с большим водительским стажем часто возникает самоуверенность, избыточная надежда на собственное умение и формальное отношение к правилам езды на автотранспортном средстве.

В свою очередь, молодые и неопытные водители, попав в трудную дорожную ситуацию, попросту не знают, как в ней разобраться, не могут самостоятельно принять верное решение.

Вследствие эмпирического психологического изучения неосторожных преступников было выяснено, что среди них есть множество лиц, для которых присущи однородные личностные особенности, ведущими среди них выступает импульсивность, повышенная тревожность, мотивация избегания неудач, когда основным является не желание достичь успеха, а именно уйти от неуспеха; они стремятся возлагать вину за происходящее, как правило, на себя (что отличает их от умышленных преступников, которые склонны возлагать вину на окружающих вокруг людей). Для неосторожных преступников характерно проявление (в качестве фундаментальной черты собственной личности) склонности к появлению тревоги на разные ситуации, неуверенность в собственных силах, склонность волноваться во время стрессовых ситуаций, а также чрезмерный самоконтроль.

В стрессовых ситуациях эти лица запросто поддаются страху, и для них характерна эмоциональная, а не рациональная реакция на ситуацию с угрозой. Все это в совокупности предполагает уменьшение эффективности совершаемых в экстремальных условиях действий и возрастание числа ошибок. Неосторожные преступники обладают пониженной помехоустойчивостью, что, в конечном счете, приводит к нарушению адекватной ориентации в стрессовых ситуациях и проблемам в принятии решений. Для этих лиц экстремальными становятся ситуации с непредсказуемым итогом, скорой сменой действующих факторов и неупорядоченными показателями.

В подобных ситуациях они склонны действовать по стереотипам, шаблонам и не могут объективно проанализировать обстановку, что в результате нарушает прогноз. Неосторожные преступники (имеет весьма важное значение для понимания их преступного поведения) очень трудно выделяют в совокупности фактов важное и существенное, абстрагируясь от каких-то незначительных деталей. Данные особенности обуславливают конкретный подход к реальности со стремлением в буквальном смысле все контролировать и учитывать. С каждым новым стимулом, появляющимся в поле зрения, ситуация воспринимается как потенциально угрожающая, и причем появляется стремление держаться того, что уже известно и является надежным.

Конечно, подобный подход невозможен в экстремальных ситуациях, возникающих, к примеру, в процессе управления автотранспортом и прочими источниками высокой опасности. На самом деле, нельзя предвидеть все возможные ситуации, возникающие в дорожных условиях.

Каждый экстремальный случай требует:

  • оценки ситуации в общем, выделения основных и второстепенных факторов;
  • стремительного прогноза возможного развития ситуации;
  • выбора рационального решения при сложившихся обстоятельствах, которое не является стереотипным.

При этом надо отметить, что данные требования к положительному решению сложившейся ситуации должны производиться в считанные секунды и потому времени на обдумывание практически нет.

Также нужно принимать во внимание тот факт, что обследованные лица совершили ДТП в нетрезвом виде. Как известно, алкоголь снижает, порой снимает возможность адекватной реакции на стрессовую ситуацию, задействует у человека привычные (стереотипные) способы реагирования. Потому состояние опьянения вместе с вышеперечисленными психологическими особенностями максимально способствует повышенной аварийности в дорожном движении среди подобных людей.

Примечательно, что психологические качества сосуществуют на характерологическом уровне в латентном состоянии. В привычном состоянии они выражаются слабо либо не проявляются совсем даже при длительном наблюдении. Но под воздействием конкретных ситуаций и психических травм латентные черты могут показаться ярко, иногда даже весьма неожиданно для окружающих.

Преступность – это социально-правовое исторически изменчивое негативное массовое явление, слагающееся из всей совокупности совершаемых в тот или иной период в государстве (регионе, мире) преступлений, имеющих количественные (состояние, динамика) и качественные (структура и характер преступности) показатели.

Файлы: 1 файл

КР по Криминологии.doc

М. показал, что дорожного знака не видел из-за тумана. Виновным себя не признал, считая, что вынужден был резко затормозить, спасая девочку. Незначительное превышение скорости, по его мнению, не является причиной аварии.

1) указать обстоятельства, непосредственно способствовавшие совершению данного преступления;

2) разграничить обстоятельства, относящиеся к ситуации совершения преступления и личности виновного;

3) дать классификацию и тип преступника.

1. Обстоятельства, непосредственно способствовавшие совершению данного преступления:

– факт ДТП – несоблюдение правил дорожного движения;

– факт причинения вреда имуществу (водителю встречного автомобиля), здоровью потерпевших в результате ДТП (тяжкий вред пассажиру и водителю встречного автомобиля);

– наличие причинной связи между противоправным поведением причинителя вреда и причиненным вредом потерпевшим;

– факт освидетельствования – легкая степень опьянения.

Согласно ст. 55 ГПК РФ, в силу которой сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела по данному ДТП, могут быть получены из любых средств доказывания: из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

2. Разграничение обстоятельств, относящиеся к ситуации совершения преступления и личности виновного.

К обстоятельствам, повышающим степень общественной опасности преступления и ведущим к ужесточению наказания, относятся: неодно­кратность преступлений (дважды подвергался административной ответственности); наступление тяжких последствий в результате совершения преступления.

Обстоятельства, отягчающие наказание, вытекающие из личности виновного (по смыслу положений ст. 1079 ГК РФ субъектом ответственности за вред, причиненный ДТП, является владелец транспортного средства): находящихся в состоянии опьянения; совершение преступления корыстному (материальному) мотиву; факты морального поведения в семье.

К обстоятельствам, смягчающим наказание можно отнести: положительная характеристика по месту работы; по мотиву сострадания; активное способствование раскрытию преступления; иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшим.

3. Классификация преступления предусмотрена ч. 1 ст. 264 УК РФ, а именно, нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью.

Проанализировав различные точки зрения, высказанные и зарубежными учеными, интересующими проблемами личности неосторожных, в том числе транспортных преступников, можно в целом согласится с типологией и классификацией лиц совершивших дорожно-транспортные преступления, выдвинутой в свое время Коробеевым А.И.

Согласно предполагаемой классификаций выделены три типа личности, названных в ДТП:

2. Неустойчивый тип. Это лица, повинные в ДТП впервые, но ранее допущенные административные деликты.

3. Злостный тип – ранее судимые, систематический сознательно нарушающие правил дорожного движения.

В данном примере (задаче) классификацию преступника М. можно отнести ко второму типу.

Дорожно-транспортные происшествия не всегда обусловлены жизненной ориентации и общей линией морально-этические поведения виновных лиц. Иной раз доминирующую роль выполняет ситуативный, внешний фактор (выбежавшая девочка).

При совершении ДТП недостаточно обнаружить психофизиологические свойства, который во всех ситуациях вызывают преступления со стороны водителя. Наибольшее воздействия на степень общественной опасности содеянного, по мнению Волжского Б.В., оказывают мотивы преступного поведения.

Структурные элементы личности неосторожного преступника, оказывающие превалирующие воздействия на преступное нарушение требований безопасности дорожного движения на основе структуры, предположенной Иншановым С.М. можно отнести:

а) социально- демографические качества (пол, возраст, образование, род занятий, социальное положение, материальное положение, место жительство);

б) социально-правовые качества (судимость, административные деликты, дисциплинированные деликты);

в) социально-психологические качества (потребности, интересы взгляды, мотивации, личностное ориентации, установки и т.д.);

г) психофизиологические качества (дефекты восприятия и переработка информации, дефекты решения, дефекты действия).

Из названных структурных элементов считаем целесообразно высказать свои соображения относительно последних двух структурных элементов.

Дефекты право сознания, присущие неосторожным преступникам, заключаются не столько в незнании правовых норм, а сколько в пренебрежительным к ним отношении, недисциплинированности человека, что же касается социально-нравственной характеристике личности, то нравственной испорченности.

Одним из факторов, деформирующих личность водителя, является привлечение к административной ответственности. Пренебрежение правилами предосторожности, особенно обуславливает состояние алкогольного опьянения водителя дорожного движения.

Определенную сложность в неосторожном транспортном преступлении имеет проблема относительно мотивации. В основе психической сферы личности стимулирующей к данному поступку лежит определенная материальная потребность. Именно наличие потребностей делает поведение активными.

Правонарушитель дорожного движения данным способом (несоблюдение скоростного режима) вождения стремился преодолеть путь, невзирая на то, что он этим самым подвергает опасности только самого себя, но и других участников дорожного движения. Это можно объяснить сложившимся в нем примитивными потребностями в ущерб нравственно-этическим устоям (содержат мотивации избегания неудачи, а не мотивацию достижения цели).

В механизме конкретного ДТП немаловажную роль играют поведение потерпевшего-пассажира. Виктимное поведение потерпевшего способствующего созданию виктимогенной ситуации, в данном случае служит причиной ДТП, здесь роли преступника и потерпевшего настолько взаимосвязано и переплетено, что сами различия между ними весьма относительны, поскольку лишь случай решает, кто станет потерпевшим, а кто преступником. К тому же эти роли могут взаимозамещаться и совмещаться в одном лице.

Таким образом, личность правонарушителя в сфере дорожного движения, в целом можно акцентировать внимание на его негативном отношении к нормам общественной жизни, выражающемся в противоправном поведении в дорожном движении, в неосторожном совершении уголовно-наказуемого деяния, т.е. преступного акта.

3. Варчук Г.В. Виктимность и виктимология. – М., 1996.

4. Вишки Л. Транспортные преступления. И криминологические теории личности. (фонд ВНИИ БД МВД ССР – № СР – 775). – С. 36.

5. Коробеев А.И. Криминология характеристики неосторожного преступника. – М. 1981., С. 73.

6. Криминология. Учебник под ред.акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. – М., 2004.

7. Криминология. Учебник (Ю.Ф. Кваша, А.С. Зайналабидов, А.П. Зрелов). – Ростов-на-Дону, 2002.

8. Криминология. Учебник под ред. А.И. Долговой. – М., 1999.

9. Криминология. Учебник под ред.проф. А.И. Алексеева. – М., 1989.

10. Кузнецова Н.Ф. Преступление и преступность. – М., 1989.

11. Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировой криминогенный анализ. – М., 1997.

12. Сахаров А.Б., Саркисов Г.С. Проблема преступности в современных условиях. – М., 1998.

В статье анализируются вопросы деформации личности неосторожного преступника, поведенческих и морально-нравственных искажений в личности неосторожного преступника.

Ключевые слова

ПРОФИЛАКТИКА НЕОСТОРОЖНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ, ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА, КРИМИНОЛОГИЯ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ, НЕОСТОРОЖНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ

При совершении неосторожного преступного деяния поведение виновного субъекта определяется его отношением к действительной реальности, к выполнению правил и норм поведения, принятых в современном цивилизованном обществе.

Среди субъектов, совершивших преступления по неосторожности, лидирующее место занимают мужчины. Это объясняется их преобладающим участием в профессиональной деятельности, которая предполагает использование физической силы, технических устройств, соблюдение установленных правил техники безопасности [1, с. 154].

Неосторожных преступников отличает то, что среди них преобладают лица среднего возраста. По возрасту осужденных за совершение дорожно-транспортных преступлений эти деяния распределяются следующим образом: 14 - 17 лет - примерно 1%; 18 - 24 года – примерно 32%; 25 - 29 лет – примерно 23%; 30 - 49 лет – примерно 39%, 50 лет и старше – примерно 5%. Получается, что самой криминогенной является группа 30 - 49-летнего возраста. Это можно объяснить тем, что у субъектов, достигших данного возраста и имеющих относительно большой опыт вождения автомобиля, бытует неправильная уверенность в возможности избежать опасных последствий при нарушении правил дорожного движения, а впоследствие и пренебрежение установленными правилами.

Уровень образования, семейное положение и социально-ролевые характеристики субъектов, совершивших преступные деяния по неосторожности, не имеют кардинальных отличий от аналогичных характеристик лиц, которые никогда не привлекались к уголовной ответственности.

Морально-психологические свойства личности неосторожных преступников характеризуются, как правило, безответственностью, .недооценкой общественной опасности нарушений существующих правил и их несоблюдение.

Большинство неосторожных преступников характеризуется наличием развитие искажений и сдвигов в ценностно-нормативной ориентации личности. Приоритетными становится ориентация на легкомысленно-безответственное (по отношению к собственности или безопасности других лиц) или эгоистически-потребительское поведение (профессиональное или бытовое) либо на симбиоз обоих форм поведения. Изучение дел о нарушениях правил техники безопасности позволило выявить наличие у виновных лиц явно беспечного легкомысленного, отношения к собственным обязанностям в 86% случаев таких нарушений. Также имеет место завышенная самооценка собственных возможностей и способностей к безопасным действиям в экстремальных ситуациях. Зачастую преступления ими совершаются в результате успешного исхода предыдущих нарушений профессиональной неспособности распознавать опасные ситуации и избегать их. Подтверждением этому может служить тот факт, что почти три пятых опрошенных лиц, совершивших неосторожные преступные деяния, связанные с профессиональной деятельностью, раньше неоднократно сознательно допускали аналогичные нарушения правил предосторожности. Проблема еще усугубляется тем, что во многих случаях неосторожные преступления совершаются в состоянии алкогольного опьянения (например, при совершении около трети случаев причинения смерти по неосторожности) [6, с. 345]. В результате создается атмосфера безнаказанности, вседозволенности, деформируется и правовое и моральное сознание [5, с. 357].

Субъектам, совершившим преступления по неосторожности, присущи определенные особенности, отличающие их от умышленных преступников. Неосторожным преступникам мало характерны криминогенные свойств личности.

Отечественные криминологи высказывают мнение о том, что ведущую роль в совершении преступлений по неосторожности играет личность субъекта, его морально-нравственные качества и психологические особенности, при этом окружающие его обстоятельства при совершении неосторожных преступлений отходят на второй план. Только человеческое поведение при взаимодействии с конкретной ситуацией приводит к совершению указанных преступлений, например, дорожно-транспортных происшествий. Криминальная неосторожность слагается из различных дефектов поведения и их сочетаний, что свидетельствует о наличии у неосторожных преступников дефектов эмоциональной, интеллектуальной, волевой сфер. При наличии признака устойчивости дефекта, это нередко напрямую связываются с асоциальными чертами личности, которые в криминологии принято считать основной причиной неосторожных преступлений.

У неосторожных преступников проявляется тенденция к проявлению тревожных реакций на различные ситуации, отсутствие доверия, склонность к волнениям, стресс и чрезмерный самоконтроль. В экстремальных ситуациях, такие люди легко подвержены страху и излишне эмоциональному реагированию на ситуацию, создающей угрозу. Все это предполагает снижение эффективности действий, осуществляемых в экстремальных условиях, и увеличению количества роковых ошибок. Для таких субъектов являются крайне стрессовыми ситуации с непредсказуемым результатом.

Такие экстремальные ситуации требуют:

  1. оценивания ситуации в целом, выделения основные и второстепенные факторов риска;
  2. мгновенный прогноз развития ее потенциала;
  3. выбора оптимального решения для подобной ситуации, которая не является стереотипной.

Эти требования к успешному разрешению чрезвычайной ситуации следует проводить в течение нескольких секунд.

Присутствие тревоги, даже в скрытой форме, может объективно способствовать принятию неправильных решений в экстремальных ситуациях. Пьянство, конфликты, травмы, усталость может привести к активации скрытых признаков ранее присутствующих в нейтральном состоянии психического человека. Указанный психологический феномен в разы увеличивает аварийность в условиях дорожного движения [4, с. 373].

По мнению П.С.Дагеля, психологическими корнями преступного поведения, в области дорожного движения являются дефекты восприятия и переработки информации, дефекты решения, дефекты действия [3, с. 52]. Такие психологические дефекты, приводящие к совершению дорожно-транспортного преступлений, находятся в интеллектуальной, в волевой и в эмоциональной сферах субъекта. Эти дефекты отражаются в отрицательных индивидуальных психологических особенностей личности, таких как дисперсия внимания, несобранность, согласие игнорировать предупредительные правила, отсутствие дисциплины, уверенности в себе, халатность и т.д.

Список литературы

Цитировать

Читайте также: