Lifan x60 лямбда зонд распиновка

Обновлено: 04.07.2024

©А. Пахомов 2007 (aka IS_ 18 , Ижевск)

На написание этого материала натолкнуло обилие вопросов на нашем форуме, связанных с непониманием (или недопониманием) принципа работы датчика кислорода, или лямбда-зонда.

Прежде всего, нужно идти от общего к частному и понимать работу системы в целом. Только тогда сложится правильное понимание работы этого весьма важного элемента ЭСУД и станут понятны методы диагностики.

Чтоб не углубляться в дебри и не перегружать читателя информацией, я поведу речь о циркониевом лямбда-зонде, используемом на автомобилях ВАЗ. Желающие разобраться более глубоко могут самостоятельно найти и прочитать материалы про титановые датчики, про широкополосные датчики кислорода (ШДК) и придумать методы их проверки. Мы же поговорим о самом распространенном датчике, знакомом большинству диагностов.

Итак, датчик кислорода. Когда-то очень давно он представлял собой только лишь чувствительный элемент, без какого-либо подогревателя. Нагрев датчика осуществлялся выхлопными газами и занимал весьма продолжительное время. Жесткие нормы токсичности требовали быстрого вступления датчика в полноценную работу, вследствие чего лямбда-зонд обзавелся встроенным подогревателем. Поэтому датчик кислорода ВАЗ имеет 4 вывода: два из них – подогреватель, один – масса, еще один – сигнал.

Из всех этих выводов нас интересует только сигнальный. Форму напряжения на нем можно увидеть двумя способами:

а) сканером
б) мотортестером, подключив щупы и запустив самописец.

Второй вариант, вообще говоря, предпочтительнее. Почему? Потому, что мотортестер дает возможность оценить не только текущие и пиковые значения, но и форму сигнала, и скорость его изменения. Скорость изменения – это как раз характеристика исправности датчика.

Итак, главное: датчик кислорода реагирует на кислород. Не на состав смеси. Не на угол опережения зажигания. Не на что-либо еще. Только на кислород. Это нужно осознать обязательно. Как именно это происходит, в подробностях описано здесь.

На сигнальный вывод датчика с ЭБУ подается опорное напряжение 0 . 45 В. Чтоб быть полностью уверенным, можно отключить разъем датчика и проверить это напряжение мультиметром или сканером. Все в порядке? Тогда подключаем датчик обратно.

Для более глубокого понимания добавлю, что при наличии небольшого опыта легко установить степень изношенности датчика. Это делается по крутизне фронтов перехода с богатой смеси на бедную и обратно. Хороший, исправный датчик реагирует быстро, переход почти что вертикальный (смотреть, само собой, мотортестером). Отравленный либо просто изношенный датчик реагирует медленно, фронты переходов пологие. Такой датчик требует замены.

Понимая, что датчик реагирует на кислород, можно легко уяснить еще один распространенный момент. При пропусках воспламенения, когда из цилиндра в выпускной тракт выбрасывается смесь атмосферного воздуха и бензина, лямбда-зонд отреагирует на большое количество кислорода, содержащееся в этой смеси. Поэтому при пропусках воспламенения очень возможно возникновение ошибки, указывающей на бедную топливо-воздушную смесь.

1 . Нужно совершенно четко отличать неисправность ЭСУД от неисправности лямбда-зонда.

2 . Проверить зонд можно, контролируя напряжение на его сигнальном выводе сканером или подключив к сигнальному выводу мотортестер.

3 . Искусственно смоделировав обедненную или, наоборот, обогащенную смесь и отследив реакцию зонда, можно сделать достоверный вывод о его исправности.

5 . Наличие ошибки, указывающей на дефект лямбда-зонда, отнюдь не является поводом для его замены.

Лифан Х60

Пришло время менять отношение к китайскому автопрому. Поначалу, когда автопроизводства этой страны только начали появляться на мировом рынке, отношение к этим машинам было насмешливое – дескать, куда уж китайцам до мировых лидеров, им хотя бы российских производителей догнать. Потом отношение это превратилось в откровенно негативное: сборка — некачественная, железо – дрянь, машины ненадежные, а, с точки зрения безопасности, так вообще полный швах.

Точно такой же путь в свое время прошли и корейские автопроизводители: от аутсайдеров до лидеров мирового автопрома.

Тем временем, китайские машины завоевывают все большую популярность, и яркий пример тому – компактный кроссовер Лифан Х60, запущенный в производство в 2011 году. Многие именитые обозреватели ранка автомобилей дали этой машине негативные оценки, однако, предъявить Лифану хоть сколько-нибудь внятные, конкретные претензии никто так и не смог. Ну, разве что, Х60 является почти полной копией Тойота РАВ4. Зато стоит Лифан вдвое дешевле, и в этом заключается его основное преимущество перед знаменитым японцем.

Почему устанавливается обманка лямбда зонда Лифан Х 60

Удаление катализатора

Дешевле – не значит хуже. В частности, в качестве основного элемента выхлопной системы Лифан Х60 стоит точно такой же каталитический нейтрализатор выхлопных газов, что и на РАВ4. А по-другому закон не позволяет: только катализатор способен превратить наиболее токсичные из выхлопных газов автомобиля – оксиды углерода и азота – в чистый кислород и отдельно взятые азот и углерод. Но и недостатки у катализатора Лифан те же: относительная недолговечность этого агрегата и невозможность его восстановления в случае поломки. При этом новый катализатор стоит около тысячи евро, и, если говорить о Лифан Х60 трех-четырехлетнего возраста (а именно, таков средний срок службы катализатора), то эта сумма составляет весьма существенную часть стоимости всего автомобиля.

Поэтому многие владельцы этих машин предпочитают заменить неработающий катализатор на почти аналогичное устройство – резонатор, или, как его чаще называют в России, пламегаситель.

Важно! Из всех функций, свойственных катализатору: охлаждение, замедление скорости потока выхлопных газов, снижение вызываемых им резонансных колебаний, адсорбция твердых частиц выхлопа и нейтрализация оксидов углерода и азота, пламегаситель не справляется только с последней ввиду отсутствия на его фильтре каталитического слоя. Поэтому, кстати, он и дешевле катализатора более чем в десять раз, зато в несколько раз долговечнее.

Установка пламегасителя на Лифан Х60

Пламегаситель

С технической точки зрения, замена катализатора на пламегаситель – операция несложная: один агрегат вырезается, другой вваривается на его место. Если пламегаситель выбран правильно, если его рабочий объем соответствует количеству вырабатываемых Лифаном Х60 выхлопных газов, если фильтр этого агрегата изготовлен из вольфрама или кевлара (на сегодняшний день эти материалы считаются лучшими для этих целей), то, если не рассматривать Лифан с обновленной таким образом выхлопной системой под микроскопом, и подмены никто не заметит, и прослужит новый пламегаситель лет пять-шесть, а то и дольше.

Визуально выхлоп автомобиля будет выглядеть даже более чистым ввиду того, что адсорбцию твердых частиц, образующихся в выхлопных газах в процессе неполного сгорания топлива, пламегаситель осуществляет даже лучше катализатора. На самом же деле, выхлопные газы Лифан Х60, прошедшие только через пламегаситель, не будут соответствовать экологическому стандарту Евро 5, ныне действующему и в европейских странах, и в России.

Что такое лямбда зонд

Если это несоответствие может укрыться от глаз сотрудника ГИБДД, осуществляющего ежегодный плановый техосмотр автомобиля, или погранично-таможенной службы на границе Евросоюза, то для электронного блока управления самого автомобиля (ЭБУ) замена катализатора на пламегаситель не останется незамеченной.

Обманка лямбда зонда

О составе выхлопных газов. Вернее, об уровне содержания в них кислорода на разных этапах их обработки ЭБУ получает информацию от специальных датчиков, называемых лямбда зондами. Первый лямбда зонд стоит на выходе коллектора, второй – на выпуске выхлопа в атмосферу.

Второй лямбда зонд контролирует качество работы системы очистки выхлопа. После того как выхлопные газы проходят через катализатор, содержание в них кислорода существенно увеличивается – за счет распада оксидов углерода и азота. Процентная доля кислорода на выходе выхлопных газов в атмосферу должна быть почти равной доле кислорода в воздухе, которым мы дышим, — около 20%. Если эта цифра оказывается меньше, значит, система очистки выхлопа неисправна. В этом случае ЭБУ ведет себя точно так же, как и в случае с поломкой двигателя, – всячески мешает его работе в штатном режиме.

Важно! При замене катализатора на пламегаситель нужно понимать, что состав выхлопа авто при этом меняется, и не в лучшую сторону – количество кислорода в нем будет стремиться к нулю.

Зачем нужна обманка лямбда зонда

Чтобы ЭБУ не заметил этой подмены, устанавливается обманка лямбда зонда Лифан Х60. Такие эмуляторы существуют двух типов: механические и электронные.

Механическая обманка лямбда зонда на Лифан Х60 устроена предельно просто: она представляет собой втулку (прямую либо угловой формы), которая устанавливается под зонд. Тем самым он смещается в сторону от потока выхлопных газов, а, учитывая, что втулка обеспечивает доступ к зонду чистого воздуха, лямбда зонд будет замерять уровень содержания кислорода уже не в чистом выхлопе, а в смеси выхлопа и воздуха. Соответственно, и уровень кислорода в этой смеси будет достаточным, чтобы ЭБУ принял его за норму.

Важно! Механические обманки лямбда зонда просты, но требуют при этом высокой точности установки, что под силу только опытному мастеру автосервиса.

Точно кому-то понадобится, лучшему другу захотелось понять, где находится датчик кислорода Лифан Х60 в машине. Поискал и нашел, на видео предельно ясно видно где расположен датчик кислорода Лифан Х60.

Комментарии к теме где находится датчик кислорода Lifan X60

Человек не поленился залезть под машину чтобы предостеречь водителей от обрыва датчика и потери не одной тысячи рублей. Зря предупреждал. В основном заверещали недалёкие юзеры у которых машины отродясь не было, но их коробит нехорошая речь водителя. Это воспитанницы пансиона благородных свидомых девиц падающие в обморок от одного матерного слова в интернете хотя в своей жизни они без матов вообще не способны разговаривать, а дать дельный совет неспособны в принципе. И вообще напоминают каких-то зверьков, скорее всего скунсов.

Ну так чё мелочиться, можно сразу молниеотвод подсоединить и алга как говориться, нет ошибок- нет машины нет проблем :)

была похожая ситуация только с 4А-F, загорелась лампа 'перегрев выхлопных газов' потеря мощности и т. д. Удаление забитого катализатора не устранило проблему. Вскрытие показало сгоревшие кромки клапанов

Какое АЦП ллямбды. ахтунг, в системе управления неисправность, куда ты вообще смотришь, если бы ты знал что такое топливная коррекция то ты бы знал что надо делать. там масса полезной инфы, а ты ничего не нашел для себя

Добрый день! У меня ДМРВ другого типа, на 8 клапанные, то есть сверху есть деталь размеров спичного коробка. Его как то можно проверить без компьютера?

Слушай, автор. Наш техцентр удалил сотни катализаторов на разных автомобилях. Пусть люди удаляют где хотят, это их выбор! Или самы ломом ковыряют. Мы бы однозначно делали демонтаж коллектора на твоем ведре для удаления катов. И вварили туда два пламика, а третий заменили бы на выхлопную трубу. А ты теоретик, сказки не рассказывай! Только если на каком-нибудь VQ ниссановском удалишь выбив каты просто, то твоя машина будет звучать как кусок говна! Пламегасители нужно вваривать обязательно! И таких машин очень много. А лямбды лучше удалять программно или как минимум обманку ставить с миникатализатором. И обманки по 300-500р давно не работают на современных автомобилях. Вот так понасмотрятся таких диагностов, а потом умничают в ремзоне и висят над душой у механика. Не веришь сервисам, . сам в станциях самообслуживания, экономь копеечки.


Этот достаточно хрупкий прибор находится в очень агрессивной среде, поэтому его работу необходимо постоянно контролировать, так как при его поломке дальнейшее использование автомобиля невозможно. Периодическая проверка лямбда зонда станет гарантом стабильной работы автотранспортного средства.

Принцип действия лямбда зонда

Основной задачей лямбда зонда является определение химсостава выхлопных газов и уровня содержания в них молекул кислорода. Этот показатель должен колебаться в пределах от 0,1 до 0,3 процентов. Бесконтрольное превышение этого нормативного значения может привести к неприятным последствиям.

как устроен лямбда зонд

При стандартной сборке автомобиля, лямбда зонд монтируется в выпускном коллекторе в области соединения патрубков, однако, иногда бывают и другие вариации его установки. В принципе, иное расположение не влияет на рабочую производительность данного прибора.

Сегодня можно встретить несколько вариаций лямбда зонда: с двухканальной компоновкой и широкополосного типа. Первый вид чаще всего встречается на старых автомобилях, выпущенных в 80-е годы, а также на новых моделях эконом-класса. Датчик широкополосного типа присущ современным авто среднего и высшего класса. Такой датчик способен не только с точностью определить отклонение от нормы определенного элемента, но и своевременно сбалансировать правильное соотношение.

Благодаря усердной работе таких датчиков существенно повышается рабочий ресурс автомобиля, снижается топливный расход и повышается стабильность удержания оборотов холостого хода.

С точки зрения электротехнической стороны, стоит отметить тот момент, что датчик кислорода не способен создавать однородный сигнал, так как этому препятствует его расположение в коллекторной зоне, ведь в процессе достижения выхлопными газами прибора может пройти определенное количество рабочих циклов. Таким образом, можно сказать, что лямбда зонд реагирует скорее на дестабилизацию работы двигателя, о чем он собственно впоследствии и оповещает центральный блок и принимает соответствующие меры.

Основные признаки неисправности лямбда зонда

Основным признаком неисправности лямбда зонда служит изменение работы двигателя, так как после его поломки значительно ухудшается качество поступаемой топливной смеси в камеру сгорания. Топливная смесь, по сути, остается бесконтрольной, что недопустимо.

Причиной выхода из рабочего состояния лямбда зонда может быть следующее:

  • разгерметизация корпуса;
  • проникновение внешнего воздуха и выхлопных газов;
  • перегрев датчика вследствие некачественной покраски двигателя или неправильной работы системы зажигания;
  • моральный износ;
  • неправильное или прерывающееся электропитание, которое ведет к основному блоку управления;
  • механическое повреждение в следствие некорректной эксплуатации автомобиля.

Во всех вышеперечисленных случаях, кроме последнего, выход из строя происходит постепенно. Поэтому те автовладельцы, которые не знают как проверить лямбда зонд и где он вообще расположен, скорее всего, не сразу заметят неисправность. Однако, для опытных водителей определить причину изменения работы двигателя не составит никакого труда.

Постепенный выход из строя лямбда зонда можно разбить на несколько этапов. На начальной стадии датчик перестает нормально функционировать, то есть, в определенных рабочих моментах мотора устройство перестает генерировать сигнал, впоследствии чего дестабилизируется налаженность оборотов холостого хода.

Иными словами, они начинают колебаться в достаточно расширеном диапазоне, что в конечном итоге приводит к потере качества топливной смеси. При этом авто начинает беспричинно дергаться, также можно услышать нехарактерные работе двигателя хлопки и обязательно на панели приборов загорается сигнальная лампочка. Все эти аномальные явления сигнализируют автовладельцу о неправильной работе лямбда зонда.

На втором этапе датчик и вовсе перестает работать на не прогретом двигателе, при этом автомобиль будет всевозможными способами сигнализировать водителю о проблеме. В частности, произойдет ощутимый упадок мощности, замедленное реагирование при воздействии на педаль акселератора и все те же хлопки из-под капота, а также неоправданное дергание автомобиля. Однако, самым существенным и крайне опасным сигналом поломки лямбда зонда служит перегрев двигателя.

где расположен лямбда зонд

В случае полного игнорирования всех предшествующих сигналов свидетельствующих об ухудшении состояния лямбда зонда, его поломка неизбежна, что станет причиной большого количества проблем. В первую очередь пострадает возможность естественного движения, также значительно увеличится расход топлива и появится неприятный резкий запах с ярко выраженным оттенком токсичности из выхлопной трубы. В современных автоматизированных автомобилях в случае поломки кислородного датчика может попросту активизироваться аварийная блокировка, в результате которой последующее движение автомобиля становится невозможным. В таких случаях сможет помочь только экстренный вызов эвакуатора.

Однако, самым худшим вариантом развития событий является разгерметизация датчика, так как в этом случае движение автомобиля становится невозможным по причине высокой вероятности поломки двигателя и последующего дорогостоящего ремонта. Во время разгерметизации отработанные газы вместо выхода через выхлопную трубу, попадают в заборный канал атмосферного эталонного воздуха. Во время торможения двигателем лямбда зонд начинает фиксировать переизбыток молекул кислорода и экстренно подает большое количество отрицательных сигналов, чем полностью выводит из строя систему управления впрыском.

Основным признаком разгерметизации датчика является потеря мощности, особенно это ощущается во время скоростного движения, характерное постукивание из-под капота во время движения, которое сопровождается неприятными рывками и неприятный запах, который выбрасывается из выхлопа. Также о разгерметизации свидетельствует видимый осадок сажных образований на корпусе выпускных клапанов и в области свечей.

Как определить неисправность лямбда зонда рассказывается на видео:

Электронная проверка лямбда зонда

Узнать о состоянии лямбда зонда можно путем его проверки на профессиональном оборудовании. Для этого используется электронный осциллограф. Некоторые специалисты определяют работоспособность кислородного датчика при помощи мультиметра, однако, он способен только констатировать или же опровергнуть факт его поломки.

проверка лямбда зонда на электронном осциллографе

Проверяется устройство во время полноценной работы двигателя, так как в состоянии покоя датчик не сможет полностью передать картину своей работоспособности. В случае даже незначительного отхождения от нормы, лямбда зонд рекомендуется заменить.

Замена лямбда зонда

В большинстве случаев такая деталь, как лямбда зонд не подлежит ремонту, о чем свидетельствуют утверждения о невозможности произведения ремонта от многих автомобильных производителей. Однако, завышенная стоимость такого узла у официальных дилеров отбивает всякую охоту его приобретения. Оптимальным выходом из сложившейся ситуации может стать универсальный датчик, который стоит гораздо дешевле родного аналога и подходит практически всем автомобильным маркам. Также в качестве альтернативы можно приобрети датчик бывший в использовании, но с продолжительностью гарантийного периода или же полностью выпускной коллектор с установленным в него лямбда зондом.

замена лямбда зонда

Однако, бывают случаи, когда лямбда зонд функционирует с определенной погрешностью из-за сильного загрязнения в результате оседания на нем продуктов сгорания. Для того чтобы убедиться, что это действительно так, датчик необходимо проверить у специалистов. После того как проверка лямбда зонда состоялась и подтвержден факт его полной работоспособности, его нужно снять, почистить и установить обратно.

Для того чтобы демонтировать датчик уровня кислорода, необходимо прогреть его поверхность до 50 градусов. После снятия, с него снимается защитный колпачок и только после этого можно приступать к очистке. В качестве высокоэффективного очищающего средства рекомендуется использовать ортофосфорную кислоту, которая с легкостью справляется даже с самыми стойкими горючими отложениями. По окончании процедуры отмачивания, лямбда зонд ополаскивается в чистой воде, тщательно просушивается и устанавливается на место. При этом не стоит забывать о смазке резьбы специальным герметиком, который обеспечить полную герметичность.

как очистить лямбда зонд

Устройство автомобиля очень сложное, поэтому он нуждается в постоянной поддержке работоспособности и проведении своевременных профилактических работ. Поэтому в случае возникновения подозрений о неисправности лямбда зонда, необходимо незамедлительно произвести диагностику его работоспособности и в случае подтверждения факта выхода из строя, заменить лямбда зонд. Таким образом, все важнейшие функции транспортного средства будут сохранены на прежнем уровне, что станет гарантом отсутствия дальнейших проблем с двигателем и прочими важными элементами автомобиля.

Читайте также: